Проблема патриотического воспитания всегда была наипервейшей целью воспитания подрастающего поколения, но особую актуальность она приобрела в настоящее время. В годы Великой Отечественной войны, в послевоенные годы патриотизм у подрастающего поколения воспитывала сама жизнь, реальное окружение, пример и героизм родителей. В послевоенные годы и годы социализма патриотические качества подрастающего поколения были как чем-то само собой разумеющимся. Октябрята, внуки Ильича и Советской власти, юные пионеры, комсомольцы, советские люди – все эти понятия вбирали в себя понятие патриотического воспитания. Торжественная клятва пионера – «Горячо любить и защищать Родину» красной нитью прошла через детство каждого советского школьника. К вступлению в комсомол надо было тщательно подготовиться, привести свои мысли, жизненные планы в порядок, соотнося с потребностями общества. Торжественное вручение комсомольского билета воспринималось с гордостью как служение Родине, ее идеалам. Отрядные дела октябрят на благо общества, заповеди пионеров, комсомольские дела, коммунистическое мировоззрение – все это воспитывало в подрастающем поколении нравственные качества. Само понятие «советский человек» вмещало в себя гордость за свою страну, которая показала всему миру социалистический образ жизни, равноправие, дружбу между братскими республиками, которые воспринимались как братья и сестры. Клубы интернациональной дружбы, участие кидовцев в борьбе коммунистов за равные права во всем мире, за мир и дружбу также воспитывали в детях чувство солидарности со всеми народами мира.
С распадом СССР все эти ценности утратили свое значение. В период перестройки наступило время временной растерянности, утраты веры в моральные ценности и ориентиры, поиска утраченной идентичности.
В настоящее же время меняются ценностные установки, наблюдается противоборство идей мира, добра, справедливости с агрессивной политикой некоторых государств, непонимание и отчуждение между народами, открытые противоречия в обществе, обеднение духовного потенциала у населения. Все эти реалии современности негативно влияют на нравственное развитие современной молодежи, разрушают картину мира и ценностные ориентации. Данные факторы нацеливают на необходимость патриотического воспитания в условиях духовного кризиса современного общества. Системой образования был взят курс на социокультурную модернизацию, которая должна быть направлена на формирование этнического самосознания, любви к родному краю, Отчизне, толерантности и профилактику нетерпимости у подрастающего поколения на основе этнопедагогических традиций воспитания.
На смену советской идентичности выступают сегодня этническая идентичность, гражданская и общечеловеческая, т.е. человек является носителем языка и культуры своего родного края. В то же время он является гражданином Российской Федерации и должен понимать ответственность за мир и согласие в родной стране. Как гражданин мира – понимать и разделять общечеловеческие ценности. Воспитание в детях данных идентичностей возможно средствами этнопедагогики, народной культуры и традиций.
По мнению И.А. Пушкаревой, существует много определений патриотизма. И воспитание патриотизма в разные эпохи и этапы развития истории и общества характеризуется по-разному. Мы придерживаемся следующего определения. Патриотизм – это социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины [1, с. 11].
По С.А. Козловой, патриотическое воспитание детей дошкольного возраста – это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитания патриотических чувств, формирования умений и навыков нравственного поведения, развития потребности в деятельности на общую пользу [2].
Цель статьи – раскрыть развивающий потенциал этнопедагогических традиций в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста.
Важнейшей задачей патриотического воспитания является систематическая, целенаправленная деятельность педагога по ознакомлению дошкольников с родной страной, с ее традициями, культурой [3]. Мы считаем, что эти задачи эффективно решаются на основе этнопедагогики, народных традиций воспитания.
По определению Г.Н. Волкова, этнопедагогика – наука об опыте народных масс по воспитанию подрастающего поколения, об их педагогических воззрениях, наука о педагогике быта, о педагогике семьи, рода, племени, народа [4].
Через народные сказки, мифы, легенды, героический эпос, пословицы красной нитью проходит тема любви к родному краю, родной природе, родному алаасу, родному дому.
Большое значение имеет ознакомление детей с историей родного края, земляками, внесшими вклад в историю края, республики, историческими памятниками, достопримечательностями, которые раскрывают историю.
Патриотические чувства начинают проявляться с раннего возраста с любви к родителям, бабушкам, дедушкам, членам семьи, дому, улице, где ребенок играет, поселку или городу. С возрастом они расширяются в рамках страны и мира. Важную роль играет родной язык.
27 сентября 1990 г. была утверждена Декларация о суверенитете РС (Якутия), что явилось началом больших перемен в системе образования. Появились новые типы и виды школ, инновационные экспериментальные площадки, осуществляющие деятельность на основе родного языка и культуры. Жители малочисленных народов Севера получили возможность говорить и обучаться на родном языке, заниматься традиционными занятиями, так как открылись кочевые школы и детсады.
Якутия – многонациональный регион. По данным переписи населения в 2010 г. было установлено, что в Якутии проживают около 130 людей разных национальностей, среди них коренные жители – якуты, русские, эвены, эвенки, чукчи, долганы, юкагиры. Государственным языком Якутии являются якутский, русский, в местах компактного проживания используются официальные языки малочисленных народов Севера, населяющих территорию Якутии. В последние годы в республике увеличилось число мигрантов из азиатских республик, Китая, приезжающих в поисках работы.
Современные реалии жизни в многокультурном мире, где взаимопроникновение разных культур стало повседневным явлением, ставят новые задачи перед образованием. Необходимо воспитать граждан мира, понимающих ответственность за мир и согласие на земле, взаимоуважение, сотрудничество и толерантность между народами, проживающими в одной стране. Это обстоятельство нацеливает на поиски путей формирования у детей гражданственности, толерантности, взаимоуважения и патриотизма.
В годы социализма в истории Якутии был этап унификации системы образования, в результате которого малочисленные народы Севера не имели возможности изучать свой родной язык. С принятием Декларации о суверенитете начался этап возрождения национальных языков и культур. Дети Севера получили право обучаться на родном языке. Патриотическое воспитание было поставлено на новый уровень – от родных корней до российского гражданства. Политика нашей республики – воспитывать у детей патриотизм на уровне родного алааса и российской идентичности с выходом в мировое поликультурное пространство.
В ФГОС дошкольного образования большое внимание уделяется патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. Оно представлено в образовательной области «Социально-личностное развитие» тремя компонентами. Первый компонент – содержательный. Сюда входят знания детей о своей стране, городе, поселке. Ребенок должен знать герб, флаг республики, страны, улицу, на которой живет, памятники и другие достопримечательности. Второй компонент – мотивационно-побудительный. Включает в себя любовь к Родине, гордость за нее, уважение к традициям, людям. Третий компонент – деятельностный. Включает в себя все виды детской деятельности – рисование, музыка, танец и др. на патриотическую тематику [5].
Для патриотического воспитания детей нужны педагоги, обладающие специальными профессиональными компетенциями и сами обладающими качествами патриота.
Одной из важных задач педагогического вуза является подготовка студентов к работе с детьми на основе этнопедагогических традиций родного народа и общечеловеческой культуры. Профессиональная подготовка студентов к работе с детьми в регионах предусматривает в первую очередь знание народной педагогики, умение использовать народную культуру, традиции, фольклор для духовно-нравственного воспитания обучающихся. Важно научить студентов подбирать из огромного арсенала народной педагогики доступные детям темы, перерабатывать информацию в содержательные, увлекательные занятия и организацию различных видов детской деятельности, досугов и мероприятий.
Этнопедагогическая компетентность должна сегодня рассматриваться как один из центральных компонентов профессиональной культуры современного педагога, поскольку возрастает значимость для общества этнонациональной составляющей личности, проблем ее этнической и гражданской идентичности [6, с. 19].
Хотим привести примеры подготовки студентов к работе по патриотическому воспитанию детей по дисциплине «Этнопедагогические основы воспитания детей дошкольного возраста».
2017 год предоставил большие возможности для патриотического воспитания детей. В сентябре город Якутск отметил юбилей – 385 лет и 385 лет вхождения Якутии в состав России, 100-летие Великого Октября, 110-летие губернаторской деятельности И.И. Крафта в Якутии и др. Эти знаменательные даты нашли активное применение по теме «Этнопедагогические идеи в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста».
На протяжении 385 лет на берегах великой реки Лена стоит наш город Якутск, основанный сотником русских казаков Петром Ивановичем Бекетовым. Якутск является самым крупным городом, расположенным на вечной мерзлоте, здесь проживают люди более 129 разных национальностей. К юбилею города студенты разработали ряд проектов по ознакомлению детей с родным городом, накопили богатый материал по истории города, достопримечательным местам, памятникам, скверам, старинным зданиям. Заслуживает внимания видеовикторина «По памятным местам Якутска» с показом слайдов о Якутске, разработка настольной игры «Сложи пазлы «Памятники и скверы Якутска», компьютерных игр «Пословицы и поговорки», «Загадки», «Народные игры», «Этноальбом» для изучения культуры и традиций народов Якутии», «Губернаторы Якутска», «Национальные общины в г. Якутске» и др.
Следует отметить, что студенты и сами не обладали вначале достаточными знаниями об истории города, особенно те студенты, которые приехали из улусов. В начале и в конце работы над темой было проведено тестирование, выявляющее знания студентов по истории развития столицы республики и вхождения Якутии в состав России, о достопримечательностях и памятниках Якутска, о методах и приемах патриотического воспитания детей. Знания студентов показали средний уровень на начальном этапе (средний уровень 78 %, низкий 22 %). Тестирование показало, что студенты знают только названия памятников и достопримечательностей, но не знают их истории. Так же плохо знают губернаторов Якутска, их вклада в развитии столицы.
Для диагностики уровня сформированности этнопедагогической компетентности использовались наблюдение и анализ контрольных работ, выступлений на семинарских занятиях. Уровни сформированности практической готовности студентов были сформулированы нами на основе оценки профессиональных педагогических умений, предложенных В.А. Сластениным [7, с. 133]. Результаты показали следующее: в начале работы – 72 % показали средний уровень, 28 % – низкий уровень. В конце работы над темой 72 % показали высокий уровень, 28 % перешли с низкого уровня на средний. Также проводится работа по культуре проектной деятельности.
В начале работы по модулю «Этнопедагогические идеи в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста» мы провели тестирование студентов об истории г. Якутска и его достопримечательностях. Результаты показали средний уровень.
По результатам работы по модулю «Этнопедагогические идеи в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста» повысились знания студентов об истории столицы республики, истории вхождения Якутии в состав России, в процессе изготовления игр, презентаций, видеовикторины студенты приобрели необходимые профессиональные компетенции и творческие способности. Все разработанные материалы собраны в методическую копилку, используются студентами во время педагогической практики студентов в ДОО.
Алгоритм работы по проекту «К юбилею нашей столицы»
1. Выбор темы проекта.
2. Сбор материала по теме.
3. Разработка презентации (игры, видеосюжета и др.) по раскрытию содержания проекта
4. Защита проекта на практическом занятии.
5. Реализация проекта в процессе педагогической практики в ДОО.
Во время педагогической практики в старшей группе ДОО студентами была проведена следующая система работы по теме «Городу Якутску – 385 лет».
Во время практики студенты апробировали разработанную ими видеовикторину. Проверка знаний детей старшей группы ДОО о достопримечательностях города Якутска проводилась на основе видеовикторины «Знаешь ли ты достопримечательности родного города Якутска?». Видеовикторину разработали сами студенты, главным героем викторины является любимый герой детских мультфильмов Лунтик, все вопросы проиллюстрированы фотографиями достопримечательностей Якутска. На констатирующем этапе только у одного ребенка было 15 правильных ответов (высокий уровень), 4 детей показали средний уровень и остальные 6 детей – низкий уровень.
На практических занятиях курса «Этнопедагогические основы воспитания детей дошкольного возраста» студенты разработали «Этноальбом» для занятий с детьми по ознакомлению с традициями и культурой родной республики. В «Этноальбоме» собраны презентации по следующим темам:
1. Жилище народов Якутии (якуты, эвены, чукчи, юкагиры, долганы).
2. Предметы быта, домашняя утварь народов Якутии.
3. Национальная одежда народов Якутии.
4. Национальные блюда народов Якутии.
5. Музыкальные инструменты.
6. Декоративно-прикладное искусство народов Якутии.
7. Обычаи и традиции.
8. Ремесла, традиционные занятия народов Якутии.
9. Национальные виды спорта.
10. Народные игры и игрушки.
11. Народный героический эпос олонхо.
По теме «Пословицы» и «Загадки» студенты разработали мультимедийные игры, в которые было интересно играть самим студентам. Подготовлен также сборник мифов и преданий народов Якутии, настольные игры – кубики и пазлы с изображениями достопримечательностей Якутска. Были проведены выставка детских рисунков «Мое любимое место в Якутске», конкурс чтецов «Мой Якутск», концерт к юбилею города.
В процессе подготовки к юбилею Великого Октября выяснилось, что дети совершенно не знают, что такое Октябрьская революция и кто такой Ленин. Только двое детей знают по рассказам прабабушек и прадедушек Ленина. Трое детей назвали памятник Ленину на площади Ленина.
Студенты провели смотр строя и песен про Октябрь и Ленина, организовали встречу с прадедушкой одного воспитанника, ветераном Великой Отечественной войны, коммунистом. Он рассказал о коммунистах, о празднике Великого Октября.
После проведенной системы работы по патриотическому воспитанию детей была проведена повторная беседа по видеовикторине о достопримечательностях Якутска. Дети уже хорошо знали изображенные памятники и скверы и с удовольствием отвечали на вопросы. Знания детей намного улучшились. Они радовались, узнавая знакомые места.
Таким образом, необходимо проводить подготовку студентов к работе по патриотическому воспитанию детей, а также формировать в первую очередь у самих студентов высокие гражданские качества. Гражданская позиция будущих педагогов должна быть направлена на основы мира на земле, уважения народов, дружбы и солидарности. Дети – наше будущее [8]. И от того, какую позицию мы в них воспитаем, будет зависеть будущее нашей страны и планеты. Закономерным становится поиск путей патриотического воспитания и реализации в практике диалога культур, воспитания любви к родному краю, России, общепланетарного мышления, начиная с дошкольного, начального, общего и профессионального образования.