На сегодняшний день в стране идет большая работа по популяризации спорта и здорового образа жизни. Это связано с тем, что нынешнее поколение людей все больше страдает от проблем со здоровьем, причиной которых является малоподвижный и сидячий образ жизни. С детства у ребенка появляются телевизор, гаджеты, и он уже не хочет играть с детьми на улице, а старается остаться у экрана компьютера, что не приносит ему никакой пользы.
Внимание правительства направлено на развитие популяризации спорта в стране. Это введение комплекса «Готов к труду и обороне (ГТО)», агитационная политика в СМИ, фильмы, связанные со спортом, которые иллюстрируют дух, силу и мощь российских спортсменов («Быстрее, выше, сильнее», «Поддубный»), увеличение количества спортивных центров и секций, спортивных площадок.
«Готов к труду и обороне (ГТО)» – программа физкультурной подготовки в общеобразовательных, профессиональных и спортивных организациях, действующая в рамках проводимой государством политики в области физического и патриотического воспитания граждан нашей страны [1].
Программа физической подготовки под названием «Готов к труду и обороне (ГТО)» существовала в СССР с 1931 по 1991 гг.: в разное время нормативы претерпевали изменения, но суть комплекса оставалась прежней [2].
Программа была направлена на оздоровление рядовых граждан. Долгосрочной целью являлось развитие всеобщего физкультурного движения в СССР и укрепление обороноспособности страны. Программа действовала в профессиональных и образовательных учреждениях (на заводах, в школах, вузах, техникумах и профессиональных училищах). Принять участие мог любой желающий от 10 до 60 лет. Для каждой из 10 групп по разным возрастам разрабатывался отдельный комплекс ГТО и устанавливались соответствующие требования [3].
Возрождение комплекса «Готов к труду и обороне (ГТО)» в России произошло в марте 2014 г., когда вышел соответствующий указ Президента РФ. Будучи министром спорта России, В.Л. Мутко считал: «Комплекс ГТО должен стать неотъемлемой частью жизни каждого». Замминистра спорта М. Томилова, выступая с докладом, говорила: «Мы надеемся, что ГТО станет локомотивом развития массового спорта!» [4].
Для авторов, как для преподавателей физической культуры, тема здорового образа жизни наиболее актуальна. На протяжении нескольких лет наблюдений за студентами заметна тенденция по снижению интереса к занятиям спортом.
Целью настоящего исследования стало выявление уровня готовности студенток Елабужского института Казанского федерального университета (ЕИ КФУ) к сдаче нормативов комплекса «Готов к труду и обороне». Для этого исследование проводилось по определению уровня физической подготовленности у студентов первых и вторых курсов, согласно нормативам комплекса ГТО. В связи с вышеуказанной целью перед работой были поставлены следующие задачи:
1. Выявить уровень готовности молодежи к сдаче норм комплекса ГТО.
2. Определить количество сгибаний и разгибаний рук в упоре лежа, выполняемых студентами.
3. Выявить уровень гибкости с помощью теста наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье.
Методы исследования
1. Анкетирование.
2. Сдача контрольных нормативов сгибание и разгибание рук в упоре о гимнастическую скамью (отжимание) и наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье.
Исследование проводилось на базе Елабужского института КФУ, в котором приняли участие 170 девушек, из них 1 курс – 95, 2 курс – 75 студентов.
Анкетируемым были заданы следующие вопросы:
1. «Как вы относитесь к «Готов к труду и обороне»?» В результате опроса было выявлено следующее:
– положительно – 51 % (86 человек (1 курс – 42, 2 курс – 44));
– отрицательно – 5 % (8 человек (1 курс – 6, 2 курс – 2));
– нейтрально – 44 % (76 человек (1 курс – 47, 2 курс – 29)).
К ГТО положительно относятся 51 %, отрицательно 5 % студентов. У 44 % опрошенных отношение к ГТО нейтральное.
2. «Могли ли Вы сдать нормативы ГТО на сегодняшний день?» В результате опроса было выявлено следующее:
– да – 54,5 % (92 человек (1 курс – 68, 2 курс – 24));
– нет – 36 % (62 человек (1 курс – 22, 2 курс – 40));
– нельзя по состоянию здоровья – 9,5 % (16 человек (1 курс – 5, 2 курс – 11)).
На основе данных анкетирования можно сделать вывод о том, что 36 % опрошенных не готовы сдать нормативы ГТО, что свидетельствует о малоподвижном образе жизни и сниженной физической подготовленности. 9,5 % студентов не могут сдать ГТО по состоянию здоровья.
3. «Что необходимо делать, чтобы успешно сдать нормативы ГТО?» В результате опроса было выявлено следующее:
– тренироваться – 91,2 % (155 человек (1 курс – 86, 2 курс – 69));
– быть заинтересованным / иметь мотивацию – 4,1 % (7 человек (1 курс – 6, 2 курс – 1));
– быть в хорошей спортивной форме – 4,7 % (8 человек (1 курс – 3, 2 курс – 5)).
91,2 % студентов ЕИ КФУ считают: чтобы успешно сдать нормативы по комплексу ГТО, надо тренироваться.
4. «Нужен ли ГТО?» В результате опроса было выявлено следующее:
– да – 66 % (112 человек (1 курс – 54, 2 курс – 58));
– нет – 15,6 % (27 человек (1 курс – 13, 2 курс – 14));
– добровольно – 18,4 % (31 человек (1 курс – 28, 2 курс – 3)).
Только 66 % студенток считают, что нужен ГТО. 18,4 % девушек думают, ГТО должен быть не обязательным, а добровольным.
По правилам ГТО к выполнению нормативов допускаются только учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к основной медицинской группе. Студенты, относящиеся к подготовительной медицинской группе, могут выполнять нормативы только после дополнительного обследования врачом спортивной медицины. Специальная медицинская группа к выполнению нормативов не допускается. [5].
Из 170 исследуемых:
– основная медицинская группа – 34,5 % (59 человек (1 курс – 32, 2 курс – 27));
– подготовительная медицинская группа – 56 % (95 человек (1 курс – 58, 2 курс – 37));
– специальная медицинская группа – 9,5 % (16 человек (1 курс – 5, 2 курс – 11)).
154 студенток сдавали нормативы сгибание и разгибание рук в упоре о гимнастическую скамью и наклон вперед из положения, стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье, а 16 девушек, которые относились к специальной медицинской группе, – нет.
Результаты, соответствующие нормативным требованиям «Золотого значка» комплекса, определялись нами как высокий уровень развития оцениваемого качества; «Серебряного значка» – как средний уровень развития; «Бронзового значка» – как низкий уровень развития. Результаты прохождения испытания, которые не соответствуют представленным в комплексе нормативным требованиям, составили отдельную группу, обозначенную как «не выполнили».
Итак, проведенный анализ показал следующее.
При выполнении теста сгибание и разгибание рук в упоре о гимнастическую скамью студентки могли претендовать:
– на золотой значок – 7,5 % (12 человек (1 курс – 8, 2 курс – 4));
– серебряный значок– 19 % (29 человек (1 курс – 16, 2 курс – 13));
– бронзовый значок – 64 % (98 человек (1 курс – 59, 2 курс – 39));
– не выполнили – 9,5 % (15 человек (1 курс – 7, 2 курс – 8)).
При выполнении теста сгибание и разгибание рук в упоре о гимнастическую скамью наибольшее количество девушек (64 %) показали средний уровень развития. С нормативными требованиями комплекса ГТО не справились – 9,5 % студенток. Сгибание и разгибание рук в упоре о гимнастическую скамью требует взаимодействия более обширных мышечных групп. Однако, как показала статистика, с тестом справились только 7,5 % студенток, у остальных недостаточно развиты мышцы рук.
При выполнении теста наклон вперед девушки могли претендовать:
– на золотой значок – 86 % (132 человек (1 курс – 83, 2 курс – 49));
– серебряный значок– 7,5 % (12 человек (1 курс – 3, 2 курс – 9));
– бронзовый значок – 5,5 % (8 человек (1 курс – 3, 2 курс – 5));
– не выполнили – 1 % (2 человек (1 курс – 1, 2 курс – 1)).
В ходе исследования было выявлено, что 86 % студенткам удалось выполнить наклоны вперед с правильной техникой благодаря их гибкости, хорошей растяжке. Хотя этот тестовый норматив считается одним из легких, 2 человека не справились с заданием.
На основе данных исследования можно сделать вывод о том, что немногие студентки могут претендовать на золотой значок ГТО, что свидетельствует о малоподвижном образе жизни и сниженной физической подготовленности молодых людей.
Для того, чтобы бороться с проблемой незаинтересованности молодежи в спорте, была составлена следующая методическая разработка-рекомендация:
? Вести просветительскую работу для студентов. Проводить лекционные занятия на темы о пользе спорта, вреде курения, употребления алкоголя, о сохранении здоровья.
? Разнообразить занятия по физической культуре, позволять самостоятельно готовить комплекс упражнений или продумывать полностью все занятие.
? Использовать новые, нетрадиционные формы.
? Совместно со студентами проводить акции, направленные на популяризацию здорового образа жизни.
Рис. 1. Отношение к ГТО студентов
Рис. 2. Готовность к сдаче нормативов ГТО
Рис. 3. Что нужно, чтобы успешно сдать нормативы ГТО
Рис. 4. Нужен ли ГТО?
Рис. 5. Контрольный норматив сгибание и разгибание рук в упоре о гимнастическую скамью
Таким образом, можно сделать вывод, что для большинства студенток Елабужского института Казанского федерального университета сдача нормативов ГТО – задача не из легких, для ее решения потребуется не только подготовка самих занимающихся, но внимание и усилие преподавателей физической культуры.