Современная система образования в России и мире актуализирует необходимость формирования гражданской идентичности школьников, поскольку осознание ими собственной принадлежности к определённому государству и его населению выступает одним из социально значимых качеств личности, реализация которого обусловливает и выбор будущей профессии. Говоря о применении системно-деятельностного подхода в образовательном процессе, важно видеть в каждом обучающемся субъекта собственной деятельности, творчества, общественной активности. Выполняя государственный заказ на формирование полноценного зрелого гражданина, осознающего свою значимость в масштабах страны, современная школа осуществляет процесс развития гражданской идентичности подростков в контексте становления их профессиональной субъектности. Особый интерес представляет профессиональная субъектность будущих юристов как носителей гражданской идентичности, поскольку на представителях юридической сферы деятельности лежит социальная ответственность по проявлению правомерного поведения.
Проблема становления профессиональной субъектности имеет значимость для учёных различной специализации – педагогов, философов, социологов и психологов. В качестве научной базы нашей работы выступают исследования А.В. Кирьяковой, Т.А. Ольховой, А.В. Петровского, В.В. Серикова. Принимая трактовку субъектности Т.А. Ольховой как аксиологической характеристики личности, раскрывающейся в продуктивности деятельности, в ценностно-смысловой самоорганизации поведения и жизнетворчества [1], мы рассматриваем субъектность в качестве способности человека быть стратегом своей деятельности, осознавать мотивы, ставить и корректировать цели, самостоятельно выстраивать действия и оценивать их соответствие задуманному, определять планы в жизни. Данные дефиниции дополняют обозначение социально ценного качества личности, которое необходимо формировать в процессе педагогического взаимодействия [2, с. 40], осуществление которого необходимо для реализации «субъект-субъектных» отношений в образовательной среде в рамках формирования гражданской идентичности человека.
Профессиональной субъектностью принято считать интегральное психическое качество человека, содержательные аспекты формирования и проявления которого определяются типологией и спецификой профессионально обусловленных задач, профессионального взаимодействия и условиями профессиональной среды. Она реализуется посредством внутренне детерминированной активности в профессиональной деятельности в интересах решения профессиональных задач и профессионального саморазвития [3] подростка в контексте его социализации под воздействием иных факторов (семьи, школы, средств массовой информации). С одной стороны, профессиональная субъектность выступает способом утверждения на практике определенного понимания специалистом собственного места и роли в структуре профессиональных взаимосвязей, следствием сформированного в результате предыдущего опыта социальных взаимодействий уровня общей активности жизненной позиции личности [4, с.191], в том числе и на фоне преодоления им собственной гражданской инертности, понимаемой нами как «личностное свойство, характеризующееся пассивной гражданской позицией, наличием объектного состояния учащихся, зависимостью от проявления чужой воли, несформированностью осознания своей принадлежности к гражданской общности в рамках государства» [5, с. 2808]. С другой стороны, «профессиональная субъектность является продуктом и результатом профессиональной деятельности» [6, с. 52], но её формирование происходит на базе развития общей культуры человека. Так, профессиональная субъектность будущего юриста не ограничивается развитием профессиональных компетенций, а предполагает формирование сложных психических систем профессионально-субъектной Я-концепции, профессиональной рефлексии и креативности [7, с. 50], а также его гражданской идентичности.
Гражданская идентичность – одно из качеств личности, отвечающих социально-юридическим требованиям, поскольку индивид, избравший своим призванием правоохранительную деятельность, должен осознавать себя гражданином своей страны, чтобы осуществлять правомерные действия и поступки.
Пока в научной среде сложилось неоднозначное отношение к оценке содержания понятия гражданской идентичности. Такие авторы, как Т.Н. Османкина, А.А. Кирсанова, А.А. Логинова, Д.В. Григорьев, Н.М. Зимина, посвятили свои работы изучению этого явления в рамках образовательного процесса в школе. Понятийный аппарат по проблеме и классификация типов идентичности были разработаны И.В. Вилковой, К.А. Абросимовой, Р.Ю. Шиковой. В научных публикациях Е.М. Арутюновой, С.В. Амирхановой, С.В. Рыжовой нашёл своё выражение социологический подход к трактовке гражданской идентичности. Психологические особенности формирования гражданской идентичности проанализировали Е.П. Белинская, Н.А. Тарасьян, Н.Л. Иванова. Мы полагаем, что гражданская идентичность – это осознание человеком своей принадлежности к числу граждан определённого государства, предполагающее наличие у него высокого уровня политической и правовой культуры, достаточного аксиологического потенциала, стремления к регулярному проявлению гражданской активности в обществе [8, с. 174], поскольку связываем процесс её формирования с различными сторонами социализации личности, становления её ценностно-смысловых характеристик и когнитивных структур.
Гражданская идентичность является необходимым условием развития профессиональной субъектности, поскольку она «...выражается в осознании личностью принадлежности к сообществу граждан того или иного государства, готовности и способности выполнять сопряженные с наличием гражданства обязанности, пользоваться правами, принимать активное участие в жизни государства» [7, с. 8], а для студентов юридического колледжа предполагает прежде всего наличие сформированной правовой культуры. Основу развития правовой грамотности закладывает полное общее образование, ведь «школьное правовое пространство в условиях, когда действительность вне школы часто дает примеры правового нигилизма, пренебрежения к закону, антиправового поведения, приобретает наряду с организованными в форме социальной практики правовыми курсами особое значение для организации образовательной деятельности» [9, с. 11], а значит, должно обеспечить полноценное формирование правосознания учащихся. Самое важное в правовом образовании – определить отношение школьников к праву, то есть «осознание ими ценностей естественного права, прав и свобод человека и одновременно представления о действующем позитивном праве, о том, насколько оно соответствует... правовым ценностям и идеалам» [10, с. 7], в контексте чего и осуществлять планомерную педагогическую работу.
Согласно результатам опроса, проведённого среди обучающихся старших классов МОАУ «Гимназия № 3» г. Оренбурга (рис. 1), 77 % выпускников изучают право как отдельный школьный предмет, преподаваемый в профильных классах (из числа девятиклассников таковых оказалось 60 %), а остальные 23 % знакомятся с ним только в рамках школьного курса обществознания (соответственно – 40 %). Этот аспект подтверждается учебными планами общеобразовательных учреждений, реализующих современную тенденцию гуманитаризации образования. Так, в методическом письме о преподавании права в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования говорится о том, что «базовый курс права направлен на формирование основ правовой грамотности; представлений и установок, основанных на демократических правовых ценностях; способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом; самостоятельному принятию правовых решений, связанных с защитой прав, свобод и законных интересов личности, правомерной реализацией гражданской позиции, необходимых для эффективного выполнения выпускниками основных социальных ролей в обществе (гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника)» [9, с. 7], что подчёркивает значимость правовой культуры подростков как элемента их гражданской идентичности.
Изучение права в качестве самостоятельной дисциплины отвечает тенденции гуманитаризации современного образования, поскольку позволяет акцентировать внимание на социальных науках, к числу которых следует относить и юриспруденцию. Система правоведческих знаний, с которой знакомятся в условиях информационного общества обучающиеся, построена на раскрытии содержания правовых норм основных отраслей и институтов права, что вызвано необходимостью заложить базу для становления законопослушного сознания граждан страны, обеспечения легитимности законодательной базы государства.
Рис. 1. Ответы учащихся на вопрос «Изучаете ли вы специальный курс правоведения в общеобразовательной школе?»
Рис. 2. Ответы учащихся на вопрос «Насколько вы считаете обязательным изучение правоведения в общеобразовательной школе?»
Следует заметить, что абсолютное большинство респондентов полагают, что знания по этому предмету необходимы для развития любого человека как личности (76 % учащихся 11-х классов , 96 % – 9-х классов), а остальная масса (24 % и 4 % соответственно) считает, знание права необходимым только для школьников, планирующих связать своё будущее с юридической специальностью (рис. 2). Это означает, что подростки осознают значимость правоведческих основ как элемента когнитивного компонента собственной гражданской идентичности, принимая на себя обязательство постигать теоретические основы предмета.
Эта позиция убеждает в значимости преподавания правоведения в общеобразовательных учреждениях для формирования гражданской идентичности школьников, особенно её когнитивного компонента, который включает в себя «знания... для идентификации себя как гражданина, а также знания... об историческом прошлом государства, политической культуре, государственной структуре и др.» [11, с. 2], тем самым требует формирования знаниевой базы. Так, 57 % учащихся 11 класса и 81 % учащихся 9 класса, отвечая на вопрос «достаточно ли знаний, приобретённых обучающимися в школе в курсе изучения права, для их успешной самореализации в будущем как граждан России?», выражают мнение о том, что в школе закладывается правовая основа для формирования гражданской идентичности выпускников. Их оппоненты (43 % и 19 % соответственно) подчёркивают, что знаниевая база права как школьного предмета слаба и не может обеспечить высокий уровень правовой культуры учащихся (рис. 3). Эта статистика обусловлена несовершенством учебного плана средних общеобразовательных учреждений, в котором зачастую отсутствует право как отдельный предмет. В рамках организации профильного обучения в школе возможно изучение специальной правоведческой дисциплины в классах социально-гуманитарного и социально-экономического направлений, в то время как в остальных – право является лишь элементом структуры обществоведческого цикла. Логично рассуждать, что преподавание права на дополнительном занятии (один час в неделю) дополняет содержание когнитивного компонента гражданской идентичности старшеклассников.
Особую важность в преподавании права приобретает сегодня практическая направленность курса: 40 % выпускников убеждены в том, что в рамках школьной программы недостаточное внимание уделяется решению задач по праву (55 % – девятиклассников); 36 % и 25 % опрошенных соответственно дополнили бы уроки правоведения привлечением школьников к участию в работе правоохранительных органов (рис. 4), остальные увидели необходимость в углублении теоретических знаний по предмету.
Рис. 3. Ответы учащихся на вопрос «Как вы полагаете, достаточно ли знаний, приобретённых обучающимися в школе в курсе изучения права, для их успешной самореализации в будущем как граждан России?»
Рис. 4. Ответы учащихся на вопрос «Какими элементами учебной деятельности вы бы дополнили преподавание школьного курса права?»
В меньшинстве оказались те учащиеся, которые выражают необходимость углубленно изучать теоретические основы предмета, что свидетельствует о высокой степени его гносеологического содержания.
Кроме того, раскрывая сущность деятельностного компонента гражданской идентичности, выражающегося прежде всего в гражданской активности, 43 % 11-классников подтверждают, что реализуют знания, полученные при изучении права в общеобразовательной школе, в основном при совершении обычных сделок купли-продажи (в 9-х классах – 51 %); 26 % – при участии в мероприятиях, проводящихся в общественных местах (20 % соответственно); 17 % – при решении семейных споров (15 %), а остальные – в других ситуациях, причём в числе предложенных собственных вариантов преобладает подготовка к ЕГЭ по обществознанию (рис. 5).
Рис. 5. Ответы учащихся на вопрос «Как вы реализуете знания, полученные при изучении права в общеобразовательной школе?»
Результаты опроса среди старшеклассников демонстрируют их интерес к изучению права в рамках основной школы вне зависимости от желания связать совё будущее с юридической практикой. Респонденты проявляют уверенность в значимости правовых знаний и навыков в социальной повседневности, закрепление и углубление которых возможно только на профессиональной почве в юридическом колледже.
Следует помнить, что «старшеклассники, как никто другой, нуждаются в целенаправленной организации формирования их гражданской идентичности в школе, поскольку, выпускаясь из школы в возрасте 18 лет, сразу получают комплекс прав и обязанностей полностью дееспособного гражданина» [12, с. 43], знание и понимание которых необходимо им для дальнейшего личностного становления вне зависимости от их профессионального выбора в будущем. «Учитель, который смог убедить ребят, что право не только запрещает и наказывает, но, во-первых, оно открывает возможности, защищает интересы граждан; во-вторых, является цивилизованной силой регулирования общественных процессов, феноменом развитого современного общества, без которого невозможно жить в ХХI в., уже во многом справился с задачей формирования правосознания учащихся» [13, с. 5], обеспечив тем самым их гражданскую социализацию.
Таким образом, изучение права в условиях современного информационного общества необходимо для формирования гражданской идентичности будущих юристов как в основной школе, так и на ступени среднего профессионального образования. Согласно ФГОС СПО по специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения», специалист по юриспруденции с базовой подготовкой должен обладать общими компетенциями, включающими в себя также способность понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес (ОК1), проявлять нетерпимость к коррупционному поведению (ОК12). Данные компетенции, как следует из их наименования, непосредственно коррелируют с понятием гражданской идентичности и являются элементом профессиональной субъектности будущего юриста, определяя его гражданскую культуру.