Разработка модели подготовки обучающихся к самоменеджменту в процессе организации самостоятельной работы является необходимым системообразующим компонентом деятельности преподавателя. Данная проблема рассматривается в контексте интегративно-компонентного подхода с учетом того факта, что наполнение структуры модели имеет свои особенности в различных педагогических условиях. Авторская модель содержит пять блоков, структурно и содержательно взаимосвязанных, обладающих системными связями, направленными на формирование готовности к самообразованию, что в нашем случае будет обеспечиваться через подготовку обучающихся к самоменеджменту в процессе организации самостоятельной работы. Данная модель представлена на рис. 1.
Рис. 1. Модель подготовки обучающихся к самоменеджменту в процессе организации самостоятельной работы
Первым структурным компонентом является мотивационно-целевой блок, основная функция которого – планирование результата организуемого процесса. Он включает разработку целевых установок: развивать у обучающихся мотивацию и целенаправленность на самоменеджмент, овладевать знаниями о самоменеджменте и необходимыми действиями по его осуществлению, актуализировать действия рефлексии и контроля в самоменеджменте [1].
Содержательный блок модели предполагает смысловое наполнение содержанием подготовки обучающихся, а также ее видов. Методологический вид подготовки заключается в освоении системы методов, приемов познания, самоменеджмента и преобразования действительности в соответствии с ее законами, принципами и др. Теоретическая подготовка включает овладение обучающимися основными знаниями о самоменеджменте. Проявляется она, как считают В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов, в конструктивных и гностических умениях [2, с. 40], через которые определяется и оценивается степень готовности к самоменеджменту. Методическая подготовка характеризуется знаниями принципов, содержания, правил, фактов, способов обучения. Практическая подготовка включает в себя личностно-профессиональные качества, способы реализации методологических, теоретических и методических познаний, тесно взаимосвязанных между собой и взаимообусловленных, комплекс умений и навыков организаторского, коммуникативного и исследовательского типа. При этом, как считают ученые Г.К. Паринова, В.Н. Саяпин, «ЗУНы несут самостоятельное значение, они тесно сопряжены между собой, так как знания не существуют вне умений и навыков и наоборот, умение не может быть ни освоено, ни реализовано без опоры на знание» [3, с. 18]. Технологическая подготовка заключается в алгоритмичности конструирования самоменеджмента, определяющегося целями проектирования всего процесса самостоятельной работы, выбора технологий реализации самоменеджмента, дидактических средств проверки и оценивания текущих и итоговых результатов и коррекции деятельности.
Важным компонентом авторской модели является процессуально-деятельностный, состоящий из трех этапов, соотнесенных с различными типами самостоятельных работ и их содержанием: репродуктивный, реконструктивный, креативный [4].
В контексте разработанной модели основным фактором взаимодействия субъектов образовательного процесса и индивидуального саморазвития обучающихся являются методы: словесные, наглядные и практические. Новизна работы заключается в том, что в практических методах определены новые практики самоменеджмента, ведущие к достижению успеха, активному включению в особого рода деятельность – самоменеджмент: практика выбора, практика расширения возможностей, практика регулирования и анализа собственного времени и образовательного пространства. Они тесно сопряжены с самостоятельной и разноаспектной апробацией обучающимся самоменеджмента: алгоритмом его осуществления; различными технологиями, средствами и формами организации. Из этого следует, что практики самоменеджмента – это эффективный путь решения наиболее острых коллизий современного образования, определяющегося личностноориентированной моделью субъект-субъектных отношений, предусматривающих равноправное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса и гибкую индивидуализацию, проявляющуюся в самоуправлении собственной деятельностью. Результат – готовность и способность действовать в нашем случае в процессе организации самостоятельной работы на основе приобретенного опыта самоменеджмента и соответствующих умений.
Практика выбора, которая предоставляя возможность свободной избирательности в процессе освоения обучающимся самоменеджмента, с одной стороны, способствует реализации запросов индивида (при этом образование становится в полной мере личностноориентированным), с другой – создает потенциал для самовоспитания ответственности у студентов в научной и рациональной организации труда. Практика расширения возможностей – практика развития способности выделять необходимые и достаточные условия осуществления самоменеджмента при организации самостоятельной работы.Практика регулирования и анализа собственного времени и образовательного пространства способствует самоорганизации и самоуправлению личности, формированию самоуправленческой дисциплины.
Результат подготовки в рамках результативного компонента модели трактуется рядом ученых как готовность [5]. Рассмотрение этого понятия в психолого-педагогическом аспекте рассматривается в контексте приобретения определенных знаний, умений, навыков, опыта, мотивов, настроенности совершать действия, что в нашем случае обеспечивается через подготовку к самоменеджменту в ходе организации самостоятельной работы [6]. Под готовностью понимают активно-действенное состояние личности, установку на определенное поведение, мобилизованность сил для выполнения задачи [7, с.16]. Таким образом, специальная подготовка создает необходимые предпосылки для результативного выполнения любой деятельности. На практике это прослеживается в настрое личности обучающихся на определенное поведение, на совершение действий, обязательных для достижения поставленной цели; в формировании материальной базы для выполнения задачи, в создании возможностей для достижения цели, в устранении недостатка информации, выполнении заданий, проведении тренировок, оценки возможных вариантов развития событий и т.п. С началом практических действий обучающийся должен уметь внимательно следить за изменением ситуации, оценивать адекватность своих действий сообразно выбранным критериям, стремиться выбрать оптимальные условия и средства, ведущие к достижению цели.
Таким образом, формирование готовности в контексте деятельности отправной точкой имеет определение цели на основе потребностей, мотивов и способностей, или осмысления личностью поставленной перед ним задачи. После этого появляется проблема разработки плана, модели, схемы для последовательных деятельностных комбинаций. Далее наступает этап практической реализации сформировавшейся готовности через конкретные операции с использованием набора ресурсов и способов деятельности. Человек подвергает анализу собственные действия, соотносит промежуточные результаты с спланированной целью, вносит поправки. Определяющим по влиянию на задачи оказывается доминирующий мотив, который обеспечивает пролонгированность процесса и вектор активности. Как результат – готовность обучающихся к самоменеджменту в процессе организации самостоятельной работы. Учитывая позиции целостного подхода к деятельности, мы рассматриваем три взаимосвязанных критерия оценки готовности, наполненных качественными характеристиками и показателями: мотивационно-прогностический, когнитивно-действенный, рефлексивно-результативный [8].
Мотивационно-прогностический компонент готовности к самоменеджменту в процессе организации самостоятельной работы рассматривается нами в контексте положительного отношения к данному процессу, устойчивого познавательного интереса, самоосмысления идеи самоменеджмента и желания применять его для получения и дальнейшего совершенствования знаний или профессиональных компетенций. Этот компонент выражен осмысленным отношением обучающегося к самоменеджменту, поскольку поведение и деятельность побуждаются и регулируются именно мотивационной основой личности. Когнитивно-действенный компонент представляет собой набор знаний обучающегося о сущности самоменеджмента в процессе организации самостоятельной работы, особенностях его применения и связан, прежде всего, с определением последовательности деятельности и поиском соответствующих импрактик и методов самоменеджмента. В первую очередь здесь важно активизировать внутренние ресурсы личности, направленные на решение задач самоменеджмента.
Рефлексивно-результативный компонент предполагает рефлексию через самоконтроль и самооценку. Она выступает как уникальный механизм понимания каждым себя и своего места в мире, обнаружения значащих ориентиров и коррекции принятых решений, реорганизации собственного опыта. Самоконтроль – сложная форма поведения, изначально связанная с возможностью посмотреть на себя извне, сформировать, с точки зрения других, «Я – образ» и адаптироваться к предполагаемым действиям. С одной стороны, самоконтроль не может осуществляться без наличия того, что собственно контролируется, а с другой – в его составе обязательно должен присутствовать образец того, что должно быть. Cубъект (обучающийся) наблюдает и подвергает рефлексии личную деятельность с позиции достижения поставленных целей и объективно оценивает ее результативность. Самооценка понимается как результат рефлексии, позволяющий судить о наличии или отсутствии накопленного опыта самоменеджмента и корректировать его в дальнейшем.
На основании вышеобозначенных положений выработаны показатели и уровни рассматриваемого процесса: элементарный, достаточный и продвинутый. Показатели готовности определены через умения, которые необходимы для реализации функций самоменеджмента.
Для успешной реализации авторской модели разработаны организационно-педагогические условия, которые рассматриваются как совокупность мер, направленных на качественное совершенствование педагогического процесса:
- положительное отношение обучающихся к самоменеджменту;
- понимание преподавателями важности самоменеджмента;
- специально организованное педагогическое сопровождение [9].
Рис. 2. Сравнительный результат уровней готовности обучающихся к самоменеджменту в процессе организации самостоятельной работы
Апробация модели осуществлялась на базе ГАПОУ СО «Вольский педагогический колледж им. Ф.И. Панферова» с 2013 по 2017 гг. По завершении результативного блока показатели количественной оценки уровня готовности обучающихся к самоменеджменту в процессе организации самостоятельной работы составили К (э) – 97,5 и К (к) – 57,1. В экспериментальной группе уровень возрос на 49,5 единицы, а в контрольной лишь на 7,9 единицы. Процентное соотношение показывает, что в экспериментальной группе 70 % респондентов имеют желание и достаточные умения по получению необходимых знаний по самоменеджменту и принимают самостоятельное решение по их использованию в процессе организации самостоятельных работ. 72 % обучающихся экспериментальной группы согласны с утверждением «цели служат человеку критерием оценки затрат энергии, времени и средств» и планируют собственную деятельность, 78 % респондентов анализируют знания о самоменеджменте и применяют их, используя в своей практической деятельности предложенные методы, 79 % респондентов могут правильно оценить собственные резервы самоменеджмента. В контрольной группе все вышеперечисленные показатели почти не изменились.
Сравнительный результат уровней готовности обучающихся к самоменеджменту в процессе организации самостоятельной работы представлен в гистограмме в процентном соотношении.
Таким образом, экспериментально доказано, что процесс организации самостоятельной работы на основе авторской модели подготовки обучающихся к самоменеджменту способствует значительному повышению уровня готовности к нему, что подтверждено количественным анализом полученных данных в контрольной и экспериментальной группах. Авторская модель представляет собой завершенный, системно организованный цикл, результатом которого является сформированность опыта и готовности обучающихся к данному процессу.