Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

TRAINING STUDENTS TO SELF-MANAGEMENT IN THE PROCESS OF INDEPENDENT WORK AS THE SYSTEM MODEL

Smorgunova M.A. 1, 2
1 Federal Budgetary Educational Institution of Higher Education Saratov National Research State University named after N.G. Chernyshevsky
2 Wolski education College F.I. Panferova
The article presents the author’s model of training students to self-management in the process of organization of independent work. Defined structure and content are interrelated blocks of the model with systemic relations aimed at formation of readiness for self-management in the process of organization of independent work: motivational-target, substantial, procedural and activity, and block effective organizational and pedagogical conditions. Each component of the model are meaningful. In motivational target unit disclosed goals, objectives. A meaningful unit represented by the programs of special courses on self-management and work programmes of a number of disciplines, including independent work, training. Procedural and activity unit contains forms, methods, technologies of self-management and types of independent work. The author reveals practices of self-management: practice choice, practice empowerment, management and analysis of own time and learning space mapped to the corresponding methods of training. Effective unit presents criteria and indicators of readiness of students to self-management in the process of organization of independent work, through which you can determine the result.In the block of organizational and pedagogical conditions is allocated a positive attitude of students to self-management; understanding by teachers of the importance of self-management; specialized pedagogical support, presents the methodological basis of preparation: principles and approaches.
self-management
model training
management
independent work
organization of preparation for self-management
organizational and pedagogical conditions
self-control

Разработка модели подготовки обучающихся к самоменеджменту в процессе организации самостоятельной работы является необходимым системообразующим компонентом деятельности преподавателя. Данная проблема рассматривается в контексте интегративно-компонентного подхода с учетом того факта, что наполнение структуры модели имеет свои особенности в различных педагогических условиях. Авторская модель содержит пять блоков, структурно и содержательно взаимосвязанных, обладающих системными связями, направленными на формирование готовности к самообразованию, что в нашем случае будет обеспечиваться через подготовку обучающихся к самоменеджменту в процессе организации самостоятельной работы. Данная модель представлена на рис. 1.

smorg1.tif

Рис. 1. Модель подготовки обучающихся к самоменеджменту в процессе организации самостоятельной работы

Первым структурным компонентом является мотивационно-целевой блок, основная функция которого – планирование результата организуемого процесса. Он включает разработку целевых установок: развивать у обучающихся мотивацию и целенаправленность на самоменеджмент, овладевать знаниями о самоменеджменте и необходимыми действиями по его осуществлению, актуализировать действия рефлексии и контроля в самоменеджменте [1].

Содержательный блок модели предполагает смысловое наполнение содержанием подготовки обучающихся, а также ее видов. Методологический вид подготовки заключается в освоении системы методов, приемов познания, самоменеджмента и преобразования действительности в соответствии с ее законами, принципами и др. Теоретическая подготовка включает овладение обучающимися основными знаниями о самоменеджменте. Проявляется она, как считают В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов, в конструктивных и гностических умениях [2, с. 40], через которые определяется и оценивается степень готовности к самоменеджменту. Методическая подготовка характеризуется знаниями принципов, содержания, правил, фактов, способов обучения. Практическая подготовка включает в себя личностно-профессиональные качества, способы реализации методологических, теоретических и методических познаний, тесно взаимосвязанных между собой и взаимообусловленных, комплекс умений и навыков организаторского, коммуникативного и исследовательского типа. При этом, как считают ученые Г.К. Паринова, В.Н. Саяпин, «ЗУНы несут самостоятельное значение, они тесно сопряжены между собой, так как знания не существуют вне умений и навыков и наоборот, умение не может быть ни освоено, ни реализовано без опоры на знание» [3, с. 18]. Технологическая подготовка заключается в алгоритмичности конструирования самоменеджмента, определяющегося целями проектирования всего процесса самостоятельной работы, выбора технологий реализации самоменеджмента, дидактических средств проверки и оценивания текущих и итоговых результатов и коррекции деятельности.

Важным компонентом авторской модели является процессуально-деятельностный, состоящий из трех этапов, соотнесенных с различными типами самостоятельных работ и их содержанием: репродуктивный, реконструктивный, креативный [4].

В контексте разработанной модели основным фактором взаимодействия субъектов образовательного процесса и индивидуального саморазвития обучающихся являются методы: словесные, наглядные и практические. Новизна работы заключается в том, что в практических методах определены новые практики самоменеджмента, ведущие к достижению успеха, активному включению в особого рода деятельность – самоменеджмент: практика выбора, практика расширения возможностей, практика регулирования и анализа собственного времени и образовательного пространства. Они тесно сопряжены с самостоятельной и разноаспектной апробацией обучающимся самоменеджмента: алгоритмом его осуществления; различными технологиями, средствами и формами организации. Из этого следует, что практики самоменеджмента – это эффективный путь решения наиболее острых коллизий современного образования, определяющегося личностноориентированной моделью субъект-субъектных отношений, предусматривающих равноправное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса и гибкую индивидуализацию, проявляющуюся в самоуправлении собственной деятельностью. Результат – готовность и способность действовать в нашем случае в процессе организации самостоятельной работы на основе приобретенного опыта самоменеджмента и соответствующих умений.

Практика выбора, которая предоставляя возможность свободной избирательности в процессе освоения обучающимся самоменеджмента, с одной стороны, способствует реализации запросов индивида (при этом образование становится в полной мере личностноориентированным), с другой – создает потенциал для самовоспитания ответственности у студентов в научной и рациональной организации труда. Практика расширения возможностей – практика развития способности выделять необходимые и достаточные условия осуществления самоменеджмента при организации самостоятельной работы.Практика регулирования и анализа собственного времени и образовательного пространства способствует самоорганизации и самоуправлению личности, формированию самоуправленческой дисциплины.

Результат подготовки в рамках результативного компонента модели трактуется рядом ученых как готовность [5]. Рассмотрение этого понятия в психолого-педагогическом аспекте рассматривается в контексте приобретения определенных знаний, умений, навыков, опыта, мотивов, настроенности совершать действия, что в нашем случае обеспечивается через подготовку к самоменеджменту в ходе организации самостоятельной работы [6]. Под готовностью понимают активно-действенное состояние личности, установку на определенное поведение, мобилизованность сил для выполнения задачи [7, с.16]. Таким образом, специальная подготовка создает необходимые предпосылки для результативного выполнения любой деятельности. На практике это прослеживается в настрое личности обучающихся на определенное поведение, на совершение действий, обязательных для достижения поставленной цели; в формировании материальной базы для выполнения задачи, в создании возможностей для достижения цели, в устранении недостатка информации, выполнении заданий, проведении тренировок, оценки возможных вариантов развития событий и т.п. С началом практических действий обучающийся должен уметь внимательно следить за изменением ситуации, оценивать адекватность своих действий сообразно выбранным критериям, стремиться выбрать оптимальные условия и средства, ведущие к достижению цели.

Таким образом, формирование готовности в контексте деятельности отправной точкой имеет определение цели на основе потребностей, мотивов и способностей, или осмысления личностью поставленной перед ним задачи. После этого появляется проблема разработки плана, модели, схемы для последовательных деятельностных комбинаций. Далее наступает этап практической реализации сформировавшейся готовности через конкретные операции с использованием набора ресурсов и способов деятельности. Человек подвергает анализу собственные действия, соотносит промежуточные результаты с спланированной целью, вносит поправки. Определяющим по влиянию на задачи оказывается доминирующий мотив, который обеспечивает пролонгированность процесса и вектор активности. Как результат – готовность обучающихся к самоменеджменту в процессе организации самостоятельной работы. Учитывая позиции целостного подхода к деятельности, мы рассматриваем три взаимосвязанных критерия оценки готовности, наполненных качественными характеристиками и показателями: мотивационно-прогностический, когнитивно-действенный, рефлексивно-результативный [8].

Мотивационно-прогностический компонент готовности к самоменеджменту в процессе организации самостоятельной работы рассматривается нами в контексте положительного отношения к данному процессу, устойчивого познавательного интереса, самоосмысления идеи самоменеджмента и желания применять его для получения и дальнейшего совершенствования знаний или профессиональных компетенций. Этот компонент выражен осмысленным отношением обучающегося к самоменеджменту, поскольку поведение и деятельность побуждаются и регулируются именно мотивационной основой личности. Когнитивно-действенный компонент представляет собой набор знаний обучающегося о сущности самоменеджмента в процессе организации самостоятельной работы, особенностях его применения и связан, прежде всего, с определением последовательности деятельности и поиском соответствующих импрактик и методов самоменеджмента. В первую очередь здесь важно активизировать внутренние ресурсы личности, направленные на решение задач самоменеджмента.

Рефлексивно-результативный компонент предполагает рефлексию через самоконтроль и самооценку. Она выступает как уникальный механизм понимания каждым себя и своего места в мире, обнаружения значащих ориентиров и коррекции принятых решений, реорганизации собственного опыта. Самоконтроль – сложная форма поведения, изначально связанная с возможностью посмотреть на себя извне, сформировать, с точки зрения других, «Я – образ» и адаптироваться к предполагаемым действиям. С одной стороны, самоконтроль не может осуществляться без наличия того, что собственно контролируется, а с другой – в его составе обязательно должен присутствовать образец того, что должно быть. Cубъект (обучающийся) наблюдает и подвергает рефлексии личную деятельность с позиции достижения поставленных целей и объективно оценивает ее результативность. Самооценка понимается как результат рефлексии, позволяющий судить о наличии или отсутствии накопленного опыта самоменеджмента и корректировать его в дальнейшем.

На основании вышеобозначенных положений выработаны показатели и уровни рассматриваемого процесса: элементарный, достаточный и продвинутый. Показатели готовности определены через умения, которые необходимы для реализации функций самоменеджмента.

Для успешной реализации авторской модели разработаны организационно-педагогические условия, которые рассматриваются как совокупность мер, направленных на качественное совершенствование педагогического процесса:

  • положительное отношение обучающихся к самоменеджменту;
  • понимание преподавателями важности самоменеджмента;
  • специально организованное педагогическое сопровождение [9].

smorg2.wmf

Рис. 2. Сравнительный результат уровней готовности обучающихся к самоменеджменту в процессе организации самостоятельной работы

Апробация модели осуществлялась на базе ГАПОУ СО «Вольский педагогический колледж им. Ф.И. Панферова» с 2013 по 2017 гг. По завершении результативного блока показатели количественной оценки уровня готовности обучающихся к самоменеджменту в процессе организации самостоятельной работы составили К (э) – 97,5 и К (к) – 57,1. В экспериментальной группе уровень возрос на 49,5 единицы, а в контрольной лишь на 7,9 единицы. Процентное соотношение показывает, что в экспериментальной группе 70 % респондентов имеют желание и достаточные умения по получению необходимых знаний по самоменеджменту и принимают самостоятельное решение по их использованию в процессе организации самостоятельных работ. 72 % обучающихся экспериментальной группы согласны с утверждением «цели служат человеку критерием оценки затрат энергии, времени и средств» и планируют собственную деятельность, 78 % респондентов анализируют знания о самоменеджменте и применяют их, используя в своей практической деятельности предложенные методы, 79 % респондентов могут правильно оценить собственные резервы самоменеджмента. В контрольной группе все вышеперечисленные показатели почти не изменились.

Сравнительный результат уровней готовности обучающихся к самоменеджменту в процессе организации самостоятельной работы представлен в гистограмме в процентном соотношении.

Таким образом, экспериментально доказано, что процесс организации самостоятельной работы на основе авторской модели подготовки обучающихся к самоменеджменту способствует значительному повышению уровня готовности к нему, что подтверждено количественным анализом полученных данных в контрольной и экспериментальной группах. Авторская модель представляет собой завершенный, системно организованный цикл, результатом которого является сформированность опыта и готовности обучающихся к данному процессу.