Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

SOCIAL AND CULTURAL PARTNERSHIP IN THE SPHERE OF HIGHER EDUCATION: FROM THE EXPERIENCE OF THE PEDAGOGICAL UNIVERSITY

Gribkova G.I. 1 Panova N.G. 1 Umerkaeva S.Sh. 1
1 Moscow City Pedagogical University
In the conditions of formation of a new educational paradigm, there is a need for significant changes in the sphere of higher education. The most important task of the state educational policy at the present stage is the development of a system of partnerships between higher education institutions and cultural institutions as an effective form of diversifying higher education. The goal of the social and cultural partnership is to create a unified educational space that makes education more accessible to consumers of services in cultural institutions, general and additional education, and to solve the problems of innovative development of all aspects of the partnership. In accordance with this, the demand for a high level of qualification and competence of bachelors and masters of social and cultural activity, capable of productive professional creativity in the conditions of innovative activity of cultural and educational institutions, is increasing. The article presents the conclusions of the system analysis of the phenomenon of socio-cultural partnership, its theoretical and methodological foundations, considers the technologies for implementing social and cultural partnerships by the Department of Social and Cultural Activities of the Institute of Culture and Arts of the Moscow State Pedagogical University «Moscow City Pedagogical University» under the conditions of higher education diversification. In particular, the authors give examples of socio-cultural partnership of the university, museum and library from the experience of the implementation of the research project «Social and Cultural Partnership as a form of diversification of higher education».
social partnership
social and cultural partnership
education
university
museum
library
social and cultural activities
vocational training
competences
bachelor
master

Социально-культурное развитие российского общества предъявляет новые требования к уровню профессиональной подготовки кадров для сферы культуры и искусства. В этой связи важной задачей высшего образования является создание оптимальных условий для профессионального развития будущих работников социально-культурной деятельности, в совершенстве владеющих современными технологиями производства и реализации культурных услуг.

Эффективность профессиональной подготовки в вузе во многом обеспечивается партнерством образовательной организации с другими организациями, учреждениями, органами власти, общественными объединениями. Такое партнерство позволяет расширить образовательные возможности, интенсифицировать учебный процесс, создать условия для более результативного формирования профессиональных компетенций будущих специалистов [1]. Однако партнерство образовательной организации будет более продуктивным, если знать основные научные подходы к пониманию его сущности, технологии организации, соблюдать принципы, нормы и правила партнерства. С этой целью обратимся к понятию «партнерство», к его исходным теоретико-методологическим основам.

Термин «партнерство» происходит от слова «партнер» (фр. partenaire – участник), которое трактуется как «компаньон, товарищ в каком-нибудь деле» (Д.Н. Ушаков), «участник какой-нибудь совместной деятельности» (С.И. Ожегов).

Наибольшую разработку в научной литературе к настоящему времени получил феномен социального партнерства. Его методологической платформой являются идеи философов и социологов о необходимости общественного договора между людьми, их объединения для достижения совместных целей (Т. Гоббс, Ж.Ж. Руссо, И. Кант, К.А. де Сен-Симон, Г. Спенсер, Г. Лейбниц, Р. Оуэн, Ш. Фурье и др.); теории социального взаимодействия и социальной солидарности (П.Ж. Прудон, Э. Дюркгейм, М. Вебер, Т. Парсонс, Д. Белла, Р. Дарендорф, А. Турен и др.); концепции социального партнерства в «организациях труда», «производственных ассоциациях» (К. Маркс, Ф. Энгельс и др.) [2].

Система социального партнерства стала складываться со второй половины XIX века и первоначально затрагивала трудовую деятельность, была направлена на предотвращение возникновения споров и конфликтов в трудовых отношениях. Однако в настоящее время теория социального партнерства распространилась на другие сферы жизнедеятельности и охватывает различные уровни взаимодействия между социальными субъектами.

Эффективность социального партнерства зависит от соблюдения ряда принципов, среди которых: равноправие сторон; уважение и учет их интересов; заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях; соблюдение ими трудового законодательства и иных нормативных правовых актов; добровольность принятия сторонами на себя обязательств по выполнению коллективных договоров, соглашений; ответственность за их невыполнение и др.

Исследователями отмечается, что социальное партнерство представляет собой взаимовыгодный процесс взаимодействия, оно направлено на обеспечение оптимального баланса интересов в реализации главных вопросов, реализуется на основе договоров и соглашений, взаимных разумных уступок, путем достижения компромисса, согласия. Тем не менее партнерство противопоставляется соглашательству, приспособленчеству, беспринципным уступкам одной из сторон в пользу другой или пренебрежению интересов какой-либо из сторон [3, с. 7].

В сферу образования понятие «социальное партнерство» пришло в 1990-е гг. Первоначально с точки зрения социального партнерства в образовании анализировались правовые и экономические вопросы, связанные с взаимоотношением педагогического коллектива с работодателем, защитой прав и интересов педагогических работников, международным партнерством в образовании и т.д. В настоящее время социальное партнерство может быть связано с содержанием и сущностью образовательной деятельности, ее субъектами (обучающимися, родителями, педагогами), отражать взаимодействие образовательной организации с другими (внешними) структурами и организациями, рассматриваться как средство повышения качества образования [4, с. 11].

Социальному партнерству в образовании посвящены различные исследования, в каждом из которых рассматриваются его отдельные аспекты. В работах А.В. Корсунова, А.А. Муравьевой, Н.Г. Одинец, О.Н. Олейниковой, Г.В. Мухаметзяновой, Г.Л. Моржухиной, О.Д. Никольской изучается социальное партнерство в условиях образовательного пространства школы. Исследования А.В. Борилова, Д.В. Григорьева, О.Ю. Кожуровой, М.Н. Недвецкой затрагивают вопросы влияния структурных механизмов в моделях социального партнерства на обучающихся, учителей, родителей. Работа Е.Л. Лариной посвящена проблеме социального партнерства образовательных и досуговых учреждений по формированию экологической культуры молодежи [5]. В исследовании И.А. Сыромицкой выявляется роль социального партнерства как фактора профессиональной адаптации студента педагогического вуза. Социальное партнерство в условиях профильного обучения является предметом изучения в работах Б.В. Авво. Коллектив авторов (О.Г. Тринитатская, С.Ф. Хлебунова, Е.А. Чекунова, Н.Б. Рудь, О.Н. Тихонова) рассматривают социальное партнерство как технологию инновационного менеджмента в образовании.

Социальное партнерство в сфере высшего профессионального образования исследуется С.Д. Резником. По его мнению, активное взаимодействие различных социальных групп, имеющих собственные стратегические интересы в сфере образования, является одним из условий развития системы высшего профессионального образования. Эффективным механизмом такого взаимодействия, по мнению исследователя, может стать система социального партнерства как действенного способа вовлечения в обсуждение и решение проблем развития образования заинтересованных субъектов, способных к достижению конструктивного долговременного соглашения и выработке единой образовательной политики [6, с. 22].

Институциональным и организационно-управленческим аспектам социального партнерства в сфере высшего профессионального образования России посвящена монография, подготовленная коллективом авторов ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова». В данной работе представлен анализ состояния и тенденций развития социального партнерства в сфере высшего образования в РФ, его правовые основы; теоретико-методологические аспекты взаимодействия высших учебных заведений с социальными партнерами; практика интеграционных взаимодействий и развития партнерских отношений в среде высшего образования в России и за рубежом; пути повышения эффективности взаимодействия высших учебных заведений с социальными партнерами [7].

Анализ литературы показал, что единого мнения относительно сущности социального партнерства в образовании не существует. Однако наиболее распространенным является понимание социального партнерства как объединения усилий лиц или организаций для решения общих задач и для достижения значимой для всех цели в образовании.

Проблема социально-культурного партнерства еще не получила достаточной разработки в научной литературе. Тем не менее имеются диссертационные исследования, посвященные данному феномену. В работе Е.Н. Абузяровой социально-культурное партнерство рассматривается как фактор формирования имиджа учреждения дополнительного образования детей [8]. В исследовании И.М. Вилковой анализируется социально-культурное партнерство музея и школы в процессе формирования духовной культуры школьников. Взаимодействию культурно-досуговых учреждений и физкультурно-оздоровительных учреждений по формированию здорового образа жизни посвящена работа Д.Ю. Мемешкина.

Наибольший интерес для нас представляет работа И.М. Вилковой, в которой рассматривается сущность и специфика социально-культурного партнерства. По мнению автора, социально-культурное партнерство выполняет различные функции, среди которых можно выделить экономическую, политическую, нормотворческую, организационную, технологическую, информационную, регулятивную, защитную, охранительную, профилактическую. Основными принципами социально-культурного партнерства являются принципы демократизма, толерантного взаимодействия, педагогической рентабельности, культуросообразности, взаимодополняемости, принцип воздействия и направленности на формирование положительного общественного мнения об учреждении и партнерах. Особую роль, по мнению И.М. Вилковой, играет принцип социального воздействия, определяющий такой способ организации социально-культурного партнерства, при котором партнеры активно общаются друг с другом, между ними складываются благоприятные взаимоотношения, служащие условием и средством эффективности взаимодействия, творческого развития каждого, достижения совместной цели. При этом важно отметить, что при социально-культурном партнерстве именно культура детерминирует связи социальных партнеров, формирует нормы, образцы их поведения, определяет институциональные формы партнерства [9].

Таким образом, анализ литературы показал, что феномен социально-культурного партнерства в своих теоретических основаниях восходит к понятию «социальное партнерство» и представляет собой сложное, многоаспектное явление, основной целью которого является оптимизация структуры, состояния, деятельности всех участников путем достижения взаимного соглашения, компромисса, консенсуса на основе учета интересов и потребностей каждого партнера.

Развитие партнерских отношений между учреждениями высшего образования и культурными институциями является важным аспектом профессионально-практической подготовки бакалавров и магистров социально-культурной деятельности, позволяя осуществлять поиск эффективных практико-ориентированных технологий формирования профессиональных компетенций у обучающихся по направлению подготовки «Социально-культурная деятельность».

Важнейшим фактором повышения качества образования в сфере культуры и искусства является партнерство педагогического вуза, музея и библиотеки. Можно с уверенностью сказать, что в настоящее время учреждения музейного и библиотечного типа являются наиболее динамично развивающимися многофункциональными учреждениями культуры, в которых создаются условия для творческого и духовного самоопределения личности. Смена культурных и идеологических парадигм привела к тому, что музеи и библиотеки стали рассматриваться как центры духовного и нравственного воспитания, формирования эстетических взглядов и убеждений, вкусов и идеалов общества.

Особенно актуально это в отношении молодежи, так как именно педагогически правильно организованная культурно-досуговая деятельность будет являться эффективным инструментом формирования нравственной устойчивости молодых людей, профилактики отрицательных тенденций в развитии их личности, позволит противостоять многим негативным влияниям окружающей среды. Досуговая деятельность содействует социально-культурной интеграции молодежи, приобретению социально важных качеств, опыта жизнедеятельности в социальной среде, развитию индивидуальных способностей и духовно-творческого потенциала [10].

Современное учреждение культуры представляет собой институцию, в деятельности которого органично сочетаются научные методы, средства художественного выражения и социокультурного воспитания. Стремясь соответствовать культурным и духовным потребностям современного человека, музеи и библиотеки пересматривают содержание работы. Так, например, в музеях, выставочных залах и картинных галереях регулярно проводятся анимационные программы для детей и молодежи. Функциональный подход к организации молодежной анимации в условиях просветительной и культурно-образовательной деятельности музея формирует у подрастающего поколения ценности социального взаимодействия и социокультурного творчества, предоставляя широкие возможности для самореализации личности.

Однако музей выступает не только центром духовного и нравственного воспитания общества, но и площадкой для трансляции социальной информации и опыта. С этой целью в практику музейной деятельности внедряются новые технологии, позволяющие поддерживать спрос на музейные услуги и содействовать выравниванию технологического уровня деятельности музеев разного типа. В этой же роли выступают и социально-культурные проекты, в ходе реализации которых не только отрабатываются новые формы и методы музейной работы, но и складывается контингент сотрудников, способных в дальнейшем обеспечить технологический прорыв в различных направлениях музейной деятельности.

Заметную роль в социокультурной адаптации населения играют учреждения библиотечного типа, они вносят важный вклад в формирование единого культурного пространства, сохранение информационной целостности нашей страны, способствуя духовному росту и общему культурному развитию своих пользователей. В целом современные библиотеки развиваются как многофункциональные интеллектуальные и культурно-просветительские центры, активно осваивают информационно-коммуникационные технологии развития дистанционных услуг для населения.

Одним из ведущих направлений работы современных учреждений музейного и библиотечного типа становится культурно-образовательная деятельность, в рамках которой разрабатываются проекты и программы, ориентированные на разные группы граждан [11]. Образовательный потенциал музеев и библиотек позволяет инициировать новые культурные проекты, вовлекать новые аудитории в свою деятельность, активно применять интерактивные технологии, достижения музейной педагогики и библиотечные инновации в организации досуга населения.

В связи с вышеизложенным практическая подготовка бакалавров и магистров социально-культурной деятельности в условиях партнерства педагогического вуза, музея и библиотеки ориентирована на формирование у обучающихся опыта применения современных инновационных методов просветительной, образовательной, воспитательной, рекреационной работы с населением, опыта применения интерактивных технологий в организации содержательного досуга детей, подростков и взрослых, что отвечает потребностям столичной отрасли культуры в кадрах и социальному заказу со стороны общества на социокультурную сферу.

Примером социально-культурного партнерства в сфере высшего образования служит опыт работы Института культуры и искусств ГАОУ ВО МГПУ (ИКИ МГПУ). Мониторинг основных аспектов взаимодействия учреждений образования и культуры, а также комплексный анализ его результатов позволил коллективу кафедры социально-культурной деятельности ИКИ МГПУ оценить ключевые проблемы организации сетевого межведомственного взаимодействия; определить степень мотивации участников опроса к такому взаимодействию; выявить наиболее эффективные формы организации и содержание курсов и дисциплин для системы профессионального образования педагогических кадров в сфере формирования открытой образовательной среды; заложить информационную основу для создания новых образовательных продуктов и повышения качества методического сопровождения образовательных программ и проектов.

В результате проведенного исследования в 2012 г. на кафедре социально-культурной деятельности ИКИ МГПУ был разработан и в настоящее время реализуется научно-исследовательский проект «Социально-культурное партнерство как форма диверсификации высшего образования». В реализации проекта принимают участие учреждения музейного и библиотечного типа: ГБУК г. Москвы «Государственный музей А.С. Пушкина», ГБУК г. Москвы «Галерея Ильи Глазунова», ГБУК г. Москвы «Галерея искусств Зураба Церетели», ФГБУК «Российская государственная детская библиотека».

В процессе исследования были выявлены следующие направления реализации социально-культурного партнерства образовательных организаций и учреждений культуры на инновационной основе:

1. Научно-методологическое обоснование (разработка подходов, принципов, компонентов и функций; проведение мониторингового исследования; разработка диагностического инструментария; подготовка терминологического словаря).

2. Содержательное (разработка теоретической модели, магистерской программы; подготовка коллективной монографии, программы повышения квалификации для сотрудников учреждений культуры, общего и дополнительного образования, руководителей творческих коллективов).

3. Методическое (подготовка учебно-методического пособия, методических рекомендаций, Положения о конкурсе презентаций интерактивных проектов).

4. Технологическое (проведение мероприятий в форме конкурса презентаций интерактивных проектов в режиме интернет-ресурса, научно-методического семинара и научно-практической конференции).

Остановимся подробно на результатах реализации научно-исследовательского проекта «Социально-культурное партнерство как форма диверсификации высшего образования». Так, в рамках проекта 16 декабря 2014 г. на базе ГБУК г. Москвы «Галерея Ильи Глазунова» проводился Всероссийский научно-практический круглый стол «Социально-культурное партнерство музея и вуза как форма диверсификации высшего образования», в котором приняли участие сотрудники столичных учреждений культуры и ученые – представители научных школ в сфере социально-культурной деятельности из разных городов России: М.А. Ариарский, Н.Н. Ярошенко, Т.И. Бакланова, Е.И. Григорьева и другие. Участники круглого стола обсудили следующие вопросы: интеграция образовательных, культурных и информационных ресурсов высших учебных заведений и учреждений культуры города Москвы как условие формирования единого культурно-образовательного пространства; формирование профессиональных компетенций студентов в условиях диверсификации высшего образования; модели диверсификации системы высшего образования в социально-культурной сфере; особенности внедрения интерактивных методов обучения в практику социокультурных учреждений; культуроохранные технологии социально-культурной деятельности как компонент системы патриотического воспитания молодежи; роль музеев в развитии культурно-познавательного туризма.

09 апреля 2016 г. на базе ИКИ МГПУ проводился Ежегодный научно-практический круглый стол «Актуальные проблемы культурной политики города Москвы». В его работе приняли участие сотрудники столичных музеев, библиотек, домов культуры, творческих центров и преподаватели кафедры социально-культурной деятельности ИКИ МГПУ. По материалам данного мероприятия издан сборник статей «Перспективы художественно-образовательного и социокультурного развития столичного мегаполиса».

В 2017 г. коллективом кафедры социально-культурной деятельности ИКИ МГПУ опубликована научная монография «Современные тенденции развития социально-культурной деятельности и художественного образования: теория и практика», где представлены результаты научных исследований преподавателей в сфере социально-культурной деятельности и художественного образования города Москвы и обобщение опыта профессиональной деятельности сотрудников музеев, библиотек и творческих центров; рассмотрены актуальные теоретические и практические вопросы формирования ценностных ориентаций у детей и молодежи средствами социально-культурной деятельности, определены условия и формы организации досуга разных групп населения в социокультурном пространстве мегаполиса.

Важным аспектом развития социально-культурного партнерства вуза, музея и библиотеки является практическая подготовка бакалавров и магистров, обучающихся по направлению «Социально-культурная деятельность». Рассмотрим опыт организации и проведения учебной и производственной практик студентов ИКИ МГПУ в ФГБУК «Российская государственная детская библиотека» (РГДБ), которая работает не только как организация, располагающая организованным фондом документов и книг, но и как культурно-просветительский центр для детей и их родителей. В РГДБ функционируют клубные формирования и студии для детей и подростков, проводятся выставки, литературные праздники, конкурсы, встречи с писателями, актерами и переводчиками, лекции, концерты, презентации книг, викторины, фестивали и многое другое.

В рамках учебной практики в РГДБ студенты знакомятся с технологией организации и проведения культурных мероприятий: литературно-музыкальных вечеров, выставок (тематических, персональных, посвященных знаменательным датам), художественных и фотографических выставок, круглых столов, творческих вечеров, презентаций книг. Данный вид практики углубляет и конкретизирует теоретические знания, полученные студентами в процессе освоения таких учебных дисциплин, как «Технологические основы социально-культурной деятельности», «Основы социально-культурного проектирования», «Сценарно-режиссерские основы», «Культуроохранные и культуротворческие технологии» и др. Особый интерес в процессе прохождения практики у студентов вызывают социально-культурные проекты, ежегодно реализуемые в РГДБ: Всероссийский фестиваль детской книги, проекты «Квест в библиотеке», «Зеленая библиотека», «Здравствуй, сосед!» и мн. др.

В рамках производственной практики студенты принимают непосредственное участие в культурно-просветительских мероприятиях, проводимых на площадке РГДБ: фестивалях, интерактивных занятиях и спектаклях, концертах, квестах, мастер-классах и проч. Подобный опыт формирует у студентов-практикантов навыки организации массовых и групповых форм культурно-досуговой деятельности в сочетании с традиционными и инновационными приемами продвижения чтения в детско-юношеской аудитории. Так, например, в процессе прохождения производственной практики в РГДБ студенты ИКИ МГПУ приняли активное участие в подготовке спектакля по мотивам сказки Р. Киплинга «Кошка, которая гуляла сама по себе», в разработке квеста «Сказки гор», в проведении эко-праздника «Робинзонада», в организации и проведении выставки «За цветами в зимний лес» и других культурно-досуговых мероприятиях.

Кроме того, сотрудничество РГДБ с общественными и культурными организациями, благотворительными фондами, творческими коллективами, государственными и частными организациями формирует у студентов представление о государственно-частном партнерстве в сфере культуры.

Резюмируя вышеизложенное, следует отметить, что в процессе прохождения практики в библиотеке у студентов формируются профессиональные компетенции организатора социально-культурной деятельности: развивается мотивация, обогащается научно-теоретическая база, приобретается практический опыт не только в различных видах культурной деятельности, но и в работе с детско-юношеской аудиторией.

Таким образом, социально-культурное партнерство вуза, музея и библиотеки позволяет не только выстраивать образовательный маршрут бакалавров и магистров с учетом практико-ориентированной направленности на будущую профессию, но и создавать условия для повышения квалификации сотрудников столичных учреждений культуры, функциональные обязанности которых сегодня выходят за рамки традиционной деятельности.

Профессионально-практическая подготовка студентов в условиях социально-культурного партнерства педагогического вуза, музея и библиотеки предполагает: проведение выездных практических занятий на базе учреждений музейного и библиотечного типа с целью вовлечения обучающихся в процесс социально-культурного творчества и рекреативно-развлекательного досуга, формирования навыков организации массовых, групповых и индивидуальных форм социально-культурной деятельности в соответствии с культурными потребностями разных групп населения; внедрение в практическую деятельность музеев и библиотек интерактивных анимационных программ, разработанных студентами-практикантами совместно с сотрудниками учреждений культуры с целью популяризации музейных и библиотечных услуг; участие студентов направления подготовки «Социально-культурная деятельность» в общегородских культурных акциях, проектах и фестивалях: «Ночь искусств», «Библионочь», «Ночь в музее», «Семейное путешествие. Всей семьей в музей!», «Московский культурный форум», «Интермузей» и др. с целью формирования проектного мышления как неотъемлемого компонента конкурентоспособной личности; проведение сотрудниками музеев и библиотек публичных лекций, научно-практических семинаров, вебинаров, мастер-классов, воркшопов с целью профессионального развития и роста обучающихся и мн. др. [12].

В заключение отметим, что социально-культурное партнерство является важным фактором повышения качества профессиональной подготовки бакалавров и магистров социально-культурной деятельности, так как существенно расширяет пространство образования и воспитания, формируя общекультурные и профессиональные компетенции обучающихся с целью подготовки их к будущей многофункциональной деятельности с учетом современных тенденций, связанных с поиском новых форм социально-культурного воспитания российского общества.

Реализуя спектр мероприятий на основе социально-культурного партнерства, вуз получает возможность оказывать существенное влияние на динамику и качество процесса трудоустройства своих выпускников. Это позволяет предоставлять на рынок труда конкурентоспособных, востребованных бакалавров и магистров для работы в учреждениях социально-культурной сферы и образования, а у работников учреждений культуры появляется возможность в процессе социального партнерства повышать свой профессиональный уровень, овладевать современными интерактивными технологиями в культурно-просветительной работе с населением.