Социально-культурное развитие российского общества предъявляет новые требования к уровню профессиональной подготовки кадров для сферы культуры и искусства. В этой связи важной задачей высшего образования является создание оптимальных условий для профессионального развития будущих работников социально-культурной деятельности, в совершенстве владеющих современными технологиями производства и реализации культурных услуг.
Эффективность профессиональной подготовки в вузе во многом обеспечивается партнерством образовательной организации с другими организациями, учреждениями, органами власти, общественными объединениями. Такое партнерство позволяет расширить образовательные возможности, интенсифицировать учебный процесс, создать условия для более результативного формирования профессиональных компетенций будущих специалистов [1]. Однако партнерство образовательной организации будет более продуктивным, если знать основные научные подходы к пониманию его сущности, технологии организации, соблюдать принципы, нормы и правила партнерства. С этой целью обратимся к понятию «партнерство», к его исходным теоретико-методологическим основам.
Термин «партнерство» происходит от слова «партнер» (фр. partenaire – участник), которое трактуется как «компаньон, товарищ в каком-нибудь деле» (Д.Н. Ушаков), «участник какой-нибудь совместной деятельности» (С.И. Ожегов).
Наибольшую разработку в научной литературе к настоящему времени получил феномен социального партнерства. Его методологической платформой являются идеи философов и социологов о необходимости общественного договора между людьми, их объединения для достижения совместных целей (Т. Гоббс, Ж.Ж. Руссо, И. Кант, К.А. де Сен-Симон, Г. Спенсер, Г. Лейбниц, Р. Оуэн, Ш. Фурье и др.); теории социального взаимодействия и социальной солидарности (П.Ж. Прудон, Э. Дюркгейм, М. Вебер, Т. Парсонс, Д. Белла, Р. Дарендорф, А. Турен и др.); концепции социального партнерства в «организациях труда», «производственных ассоциациях» (К. Маркс, Ф. Энгельс и др.) [2].
Система социального партнерства стала складываться со второй половины XIX века и первоначально затрагивала трудовую деятельность, была направлена на предотвращение возникновения споров и конфликтов в трудовых отношениях. Однако в настоящее время теория социального партнерства распространилась на другие сферы жизнедеятельности и охватывает различные уровни взаимодействия между социальными субъектами.
Эффективность социального партнерства зависит от соблюдения ряда принципов, среди которых: равноправие сторон; уважение и учет их интересов; заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях; соблюдение ими трудового законодательства и иных нормативных правовых актов; добровольность принятия сторонами на себя обязательств по выполнению коллективных договоров, соглашений; ответственность за их невыполнение и др.
Исследователями отмечается, что социальное партнерство представляет собой взаимовыгодный процесс взаимодействия, оно направлено на обеспечение оптимального баланса интересов в реализации главных вопросов, реализуется на основе договоров и соглашений, взаимных разумных уступок, путем достижения компромисса, согласия. Тем не менее партнерство противопоставляется соглашательству, приспособленчеству, беспринципным уступкам одной из сторон в пользу другой или пренебрежению интересов какой-либо из сторон [3, с. 7].
В сферу образования понятие «социальное партнерство» пришло в 1990-е гг. Первоначально с точки зрения социального партнерства в образовании анализировались правовые и экономические вопросы, связанные с взаимоотношением педагогического коллектива с работодателем, защитой прав и интересов педагогических работников, международным партнерством в образовании и т.д. В настоящее время социальное партнерство может быть связано с содержанием и сущностью образовательной деятельности, ее субъектами (обучающимися, родителями, педагогами), отражать взаимодействие образовательной организации с другими (внешними) структурами и организациями, рассматриваться как средство повышения качества образования [4, с. 11].
Социальному партнерству в образовании посвящены различные исследования, в каждом из которых рассматриваются его отдельные аспекты. В работах А.В. Корсунова, А.А. Муравьевой, Н.Г. Одинец, О.Н. Олейниковой, Г.В. Мухаметзяновой, Г.Л. Моржухиной, О.Д. Никольской изучается социальное партнерство в условиях образовательного пространства школы. Исследования А.В. Борилова, Д.В. Григорьева, О.Ю. Кожуровой, М.Н. Недвецкой затрагивают вопросы влияния структурных механизмов в моделях социального партнерства на обучающихся, учителей, родителей. Работа Е.Л. Лариной посвящена проблеме социального партнерства образовательных и досуговых учреждений по формированию экологической культуры молодежи [5]. В исследовании И.А. Сыромицкой выявляется роль социального партнерства как фактора профессиональной адаптации студента педагогического вуза. Социальное партнерство в условиях профильного обучения является предметом изучения в работах Б.В. Авво. Коллектив авторов (О.Г. Тринитатская, С.Ф. Хлебунова, Е.А. Чекунова, Н.Б. Рудь, О.Н. Тихонова) рассматривают социальное партнерство как технологию инновационного менеджмента в образовании.
Социальное партнерство в сфере высшего профессионального образования исследуется С.Д. Резником. По его мнению, активное взаимодействие различных социальных групп, имеющих собственные стратегические интересы в сфере образования, является одним из условий развития системы высшего профессионального образования. Эффективным механизмом такого взаимодействия, по мнению исследователя, может стать система социального партнерства как действенного способа вовлечения в обсуждение и решение проблем развития образования заинтересованных субъектов, способных к достижению конструктивного долговременного соглашения и выработке единой образовательной политики [6, с. 22].
Институциональным и организационно-управленческим аспектам социального партнерства в сфере высшего профессионального образования России посвящена монография, подготовленная коллективом авторов ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова». В данной работе представлен анализ состояния и тенденций развития социального партнерства в сфере высшего образования в РФ, его правовые основы; теоретико-методологические аспекты взаимодействия высших учебных заведений с социальными партнерами; практика интеграционных взаимодействий и развития партнерских отношений в среде высшего образования в России и за рубежом; пути повышения эффективности взаимодействия высших учебных заведений с социальными партнерами [7].
Анализ литературы показал, что единого мнения относительно сущности социального партнерства в образовании не существует. Однако наиболее распространенным является понимание социального партнерства как объединения усилий лиц или организаций для решения общих задач и для достижения значимой для всех цели в образовании.
Проблема социально-культурного партнерства еще не получила достаточной разработки в научной литературе. Тем не менее имеются диссертационные исследования, посвященные данному феномену. В работе Е.Н. Абузяровой социально-культурное партнерство рассматривается как фактор формирования имиджа учреждения дополнительного образования детей [8]. В исследовании И.М. Вилковой анализируется социально-культурное партнерство музея и школы в процессе формирования духовной культуры школьников. Взаимодействию культурно-досуговых учреждений и физкультурно-оздоровительных учреждений по формированию здорового образа жизни посвящена работа Д.Ю. Мемешкина.
Наибольший интерес для нас представляет работа И.М. Вилковой, в которой рассматривается сущность и специфика социально-культурного партнерства. По мнению автора, социально-культурное партнерство выполняет различные функции, среди которых можно выделить экономическую, политическую, нормотворческую, организационную, технологическую, информационную, регулятивную, защитную, охранительную, профилактическую. Основными принципами социально-культурного партнерства являются принципы демократизма, толерантного взаимодействия, педагогической рентабельности, культуросообразности, взаимодополняемости, принцип воздействия и направленности на формирование положительного общественного мнения об учреждении и партнерах. Особую роль, по мнению И.М. Вилковой, играет принцип социального воздействия, определяющий такой способ организации социально-культурного партнерства, при котором партнеры активно общаются друг с другом, между ними складываются благоприятные взаимоотношения, служащие условием и средством эффективности взаимодействия, творческого развития каждого, достижения совместной цели. При этом важно отметить, что при социально-культурном партнерстве именно культура детерминирует связи социальных партнеров, формирует нормы, образцы их поведения, определяет институциональные формы партнерства [9].
Таким образом, анализ литературы показал, что феномен социально-культурного партнерства в своих теоретических основаниях восходит к понятию «социальное партнерство» и представляет собой сложное, многоаспектное явление, основной целью которого является оптимизация структуры, состояния, деятельности всех участников путем достижения взаимного соглашения, компромисса, консенсуса на основе учета интересов и потребностей каждого партнера.
Развитие партнерских отношений между учреждениями высшего образования и культурными институциями является важным аспектом профессионально-практической подготовки бакалавров и магистров социально-культурной деятельности, позволяя осуществлять поиск эффективных практико-ориентированных технологий формирования профессиональных компетенций у обучающихся по направлению подготовки «Социально-культурная деятельность».
Важнейшим фактором повышения качества образования в сфере культуры и искусства является партнерство педагогического вуза, музея и библиотеки. Можно с уверенностью сказать, что в настоящее время учреждения музейного и библиотечного типа являются наиболее динамично развивающимися многофункциональными учреждениями культуры, в которых создаются условия для творческого и духовного самоопределения личности. Смена культурных и идеологических парадигм привела к тому, что музеи и библиотеки стали рассматриваться как центры духовного и нравственного воспитания, формирования эстетических взглядов и убеждений, вкусов и идеалов общества.
Особенно актуально это в отношении молодежи, так как именно педагогически правильно организованная культурно-досуговая деятельность будет являться эффективным инструментом формирования нравственной устойчивости молодых людей, профилактики отрицательных тенденций в развитии их личности, позволит противостоять многим негативным влияниям окружающей среды. Досуговая деятельность содействует социально-культурной интеграции молодежи, приобретению социально важных качеств, опыта жизнедеятельности в социальной среде, развитию индивидуальных способностей и духовно-творческого потенциала [10].
Современное учреждение культуры представляет собой институцию, в деятельности которого органично сочетаются научные методы, средства художественного выражения и социокультурного воспитания. Стремясь соответствовать культурным и духовным потребностям современного человека, музеи и библиотеки пересматривают содержание работы. Так, например, в музеях, выставочных залах и картинных галереях регулярно проводятся анимационные программы для детей и молодежи. Функциональный подход к организации молодежной анимации в условиях просветительной и культурно-образовательной деятельности музея формирует у подрастающего поколения ценности социального взаимодействия и социокультурного творчества, предоставляя широкие возможности для самореализации личности.
Однако музей выступает не только центром духовного и нравственного воспитания общества, но и площадкой для трансляции социальной информации и опыта. С этой целью в практику музейной деятельности внедряются новые технологии, позволяющие поддерживать спрос на музейные услуги и содействовать выравниванию технологического уровня деятельности музеев разного типа. В этой же роли выступают и социально-культурные проекты, в ходе реализации которых не только отрабатываются новые формы и методы музейной работы, но и складывается контингент сотрудников, способных в дальнейшем обеспечить технологический прорыв в различных направлениях музейной деятельности.
Заметную роль в социокультурной адаптации населения играют учреждения библиотечного типа, они вносят важный вклад в формирование единого культурного пространства, сохранение информационной целостности нашей страны, способствуя духовному росту и общему культурному развитию своих пользователей. В целом современные библиотеки развиваются как многофункциональные интеллектуальные и культурно-просветительские центры, активно осваивают информационно-коммуникационные технологии развития дистанционных услуг для населения.
Одним из ведущих направлений работы современных учреждений музейного и библиотечного типа становится культурно-образовательная деятельность, в рамках которой разрабатываются проекты и программы, ориентированные на разные группы граждан [11]. Образовательный потенциал музеев и библиотек позволяет инициировать новые культурные проекты, вовлекать новые аудитории в свою деятельность, активно применять интерактивные технологии, достижения музейной педагогики и библиотечные инновации в организации досуга населения.
В связи с вышеизложенным практическая подготовка бакалавров и магистров социально-культурной деятельности в условиях партнерства педагогического вуза, музея и библиотеки ориентирована на формирование у обучающихся опыта применения современных инновационных методов просветительной, образовательной, воспитательной, рекреационной работы с населением, опыта применения интерактивных технологий в организации содержательного досуга детей, подростков и взрослых, что отвечает потребностям столичной отрасли культуры в кадрах и социальному заказу со стороны общества на социокультурную сферу.
Примером социально-культурного партнерства в сфере высшего образования служит опыт работы Института культуры и искусств ГАОУ ВО МГПУ (ИКИ МГПУ). Мониторинг основных аспектов взаимодействия учреждений образования и культуры, а также комплексный анализ его результатов позволил коллективу кафедры социально-культурной деятельности ИКИ МГПУ оценить ключевые проблемы организации сетевого межведомственного взаимодействия; определить степень мотивации участников опроса к такому взаимодействию; выявить наиболее эффективные формы организации и содержание курсов и дисциплин для системы профессионального образования педагогических кадров в сфере формирования открытой образовательной среды; заложить информационную основу для создания новых образовательных продуктов и повышения качества методического сопровождения образовательных программ и проектов.
В результате проведенного исследования в 2012 г. на кафедре социально-культурной деятельности ИКИ МГПУ был разработан и в настоящее время реализуется научно-исследовательский проект «Социально-культурное партнерство как форма диверсификации высшего образования». В реализации проекта принимают участие учреждения музейного и библиотечного типа: ГБУК г. Москвы «Государственный музей А.С. Пушкина», ГБУК г. Москвы «Галерея Ильи Глазунова», ГБУК г. Москвы «Галерея искусств Зураба Церетели», ФГБУК «Российская государственная детская библиотека».
В процессе исследования были выявлены следующие направления реализации социально-культурного партнерства образовательных организаций и учреждений культуры на инновационной основе:
1. Научно-методологическое обоснование (разработка подходов, принципов, компонентов и функций; проведение мониторингового исследования; разработка диагностического инструментария; подготовка терминологического словаря).
2. Содержательное (разработка теоретической модели, магистерской программы; подготовка коллективной монографии, программы повышения квалификации для сотрудников учреждений культуры, общего и дополнительного образования, руководителей творческих коллективов).
3. Методическое (подготовка учебно-методического пособия, методических рекомендаций, Положения о конкурсе презентаций интерактивных проектов).
4. Технологическое (проведение мероприятий в форме конкурса презентаций интерактивных проектов в режиме интернет-ресурса, научно-методического семинара и научно-практической конференции).
Остановимся подробно на результатах реализации научно-исследовательского проекта «Социально-культурное партнерство как форма диверсификации высшего образования». Так, в рамках проекта 16 декабря 2014 г. на базе ГБУК г. Москвы «Галерея Ильи Глазунова» проводился Всероссийский научно-практический круглый стол «Социально-культурное партнерство музея и вуза как форма диверсификации высшего образования», в котором приняли участие сотрудники столичных учреждений культуры и ученые – представители научных школ в сфере социально-культурной деятельности из разных городов России: М.А. Ариарский, Н.Н. Ярошенко, Т.И. Бакланова, Е.И. Григорьева и другие. Участники круглого стола обсудили следующие вопросы: интеграция образовательных, культурных и информационных ресурсов высших учебных заведений и учреждений культуры города Москвы как условие формирования единого культурно-образовательного пространства; формирование профессиональных компетенций студентов в условиях диверсификации высшего образования; модели диверсификации системы высшего образования в социально-культурной сфере; особенности внедрения интерактивных методов обучения в практику социокультурных учреждений; культуроохранные технологии социально-культурной деятельности как компонент системы патриотического воспитания молодежи; роль музеев в развитии культурно-познавательного туризма.
09 апреля 2016 г. на базе ИКИ МГПУ проводился Ежегодный научно-практический круглый стол «Актуальные проблемы культурной политики города Москвы». В его работе приняли участие сотрудники столичных музеев, библиотек, домов культуры, творческих центров и преподаватели кафедры социально-культурной деятельности ИКИ МГПУ. По материалам данного мероприятия издан сборник статей «Перспективы художественно-образовательного и социокультурного развития столичного мегаполиса».
В 2017 г. коллективом кафедры социально-культурной деятельности ИКИ МГПУ опубликована научная монография «Современные тенденции развития социально-культурной деятельности и художественного образования: теория и практика», где представлены результаты научных исследований преподавателей в сфере социально-культурной деятельности и художественного образования города Москвы и обобщение опыта профессиональной деятельности сотрудников музеев, библиотек и творческих центров; рассмотрены актуальные теоретические и практические вопросы формирования ценностных ориентаций у детей и молодежи средствами социально-культурной деятельности, определены условия и формы организации досуга разных групп населения в социокультурном пространстве мегаполиса.
Важным аспектом развития социально-культурного партнерства вуза, музея и библиотеки является практическая подготовка бакалавров и магистров, обучающихся по направлению «Социально-культурная деятельность». Рассмотрим опыт организации и проведения учебной и производственной практик студентов ИКИ МГПУ в ФГБУК «Российская государственная детская библиотека» (РГДБ), которая работает не только как организация, располагающая организованным фондом документов и книг, но и как культурно-просветительский центр для детей и их родителей. В РГДБ функционируют клубные формирования и студии для детей и подростков, проводятся выставки, литературные праздники, конкурсы, встречи с писателями, актерами и переводчиками, лекции, концерты, презентации книг, викторины, фестивали и многое другое.
В рамках учебной практики в РГДБ студенты знакомятся с технологией организации и проведения культурных мероприятий: литературно-музыкальных вечеров, выставок (тематических, персональных, посвященных знаменательным датам), художественных и фотографических выставок, круглых столов, творческих вечеров, презентаций книг. Данный вид практики углубляет и конкретизирует теоретические знания, полученные студентами в процессе освоения таких учебных дисциплин, как «Технологические основы социально-культурной деятельности», «Основы социально-культурного проектирования», «Сценарно-режиссерские основы», «Культуроохранные и культуротворческие технологии» и др. Особый интерес в процессе прохождения практики у студентов вызывают социально-культурные проекты, ежегодно реализуемые в РГДБ: Всероссийский фестиваль детской книги, проекты «Квест в библиотеке», «Зеленая библиотека», «Здравствуй, сосед!» и мн. др.
В рамках производственной практики студенты принимают непосредственное участие в культурно-просветительских мероприятиях, проводимых на площадке РГДБ: фестивалях, интерактивных занятиях и спектаклях, концертах, квестах, мастер-классах и проч. Подобный опыт формирует у студентов-практикантов навыки организации массовых и групповых форм культурно-досуговой деятельности в сочетании с традиционными и инновационными приемами продвижения чтения в детско-юношеской аудитории. Так, например, в процессе прохождения производственной практики в РГДБ студенты ИКИ МГПУ приняли активное участие в подготовке спектакля по мотивам сказки Р. Киплинга «Кошка, которая гуляла сама по себе», в разработке квеста «Сказки гор», в проведении эко-праздника «Робинзонада», в организации и проведении выставки «За цветами в зимний лес» и других культурно-досуговых мероприятиях.
Кроме того, сотрудничество РГДБ с общественными и культурными организациями, благотворительными фондами, творческими коллективами, государственными и частными организациями формирует у студентов представление о государственно-частном партнерстве в сфере культуры.
Резюмируя вышеизложенное, следует отметить, что в процессе прохождения практики в библиотеке у студентов формируются профессиональные компетенции организатора социально-культурной деятельности: развивается мотивация, обогащается научно-теоретическая база, приобретается практический опыт не только в различных видах культурной деятельности, но и в работе с детско-юношеской аудиторией.
Таким образом, социально-культурное партнерство вуза, музея и библиотеки позволяет не только выстраивать образовательный маршрут бакалавров и магистров с учетом практико-ориентированной направленности на будущую профессию, но и создавать условия для повышения квалификации сотрудников столичных учреждений культуры, функциональные обязанности которых сегодня выходят за рамки традиционной деятельности.
Профессионально-практическая подготовка студентов в условиях социально-культурного партнерства педагогического вуза, музея и библиотеки предполагает: проведение выездных практических занятий на базе учреждений музейного и библиотечного типа с целью вовлечения обучающихся в процесс социально-культурного творчества и рекреативно-развлекательного досуга, формирования навыков организации массовых, групповых и индивидуальных форм социально-культурной деятельности в соответствии с культурными потребностями разных групп населения; внедрение в практическую деятельность музеев и библиотек интерактивных анимационных программ, разработанных студентами-практикантами совместно с сотрудниками учреждений культуры с целью популяризации музейных и библиотечных услуг; участие студентов направления подготовки «Социально-культурная деятельность» в общегородских культурных акциях, проектах и фестивалях: «Ночь искусств», «Библионочь», «Ночь в музее», «Семейное путешествие. Всей семьей в музей!», «Московский культурный форум», «Интермузей» и др. с целью формирования проектного мышления как неотъемлемого компонента конкурентоспособной личности; проведение сотрудниками музеев и библиотек публичных лекций, научно-практических семинаров, вебинаров, мастер-классов, воркшопов с целью профессионального развития и роста обучающихся и мн. др. [12].
В заключение отметим, что социально-культурное партнерство является важным фактором повышения качества профессиональной подготовки бакалавров и магистров социально-культурной деятельности, так как существенно расширяет пространство образования и воспитания, формируя общекультурные и профессиональные компетенции обучающихся с целью подготовки их к будущей многофункциональной деятельности с учетом современных тенденций, связанных с поиском новых форм социально-культурного воспитания российского общества.
Реализуя спектр мероприятий на основе социально-культурного партнерства, вуз получает возможность оказывать существенное влияние на динамику и качество процесса трудоустройства своих выпускников. Это позволяет предоставлять на рынок труда конкурентоспособных, востребованных бакалавров и магистров для работы в учреждениях социально-культурной сферы и образования, а у работников учреждений культуры появляется возможность в процессе социального партнерства повышать свой профессиональный уровень, овладевать современными интерактивными технологиями в культурно-просветительной работе с населением.