Введение Федерального государственного образовательного стандарта позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания подрастающего поколения, создать навигацию проектирования универсальных учебных действий, овладение которыми обеспечит ребёнку возможность самостоятельно и успешно усвоить новые знания, умения и компетентности, включая организацию усвоения – умение учиться. Сегодня в психолого-педагогических исследованиях происходит смещение целей образования в направлении от «знаниевой» парадигмы к «компетентностной» парадигме. Реализация Федерального государственного образовательного стандарта образовательными учреждениями требует построения особой образовательной среды, необходимой для полифункционального развития познавательной и личностной сферы ребёнка. Образовательная среда – это насыщенное событиями, отношениями, ценностями культуры пространство, из которого личность черпает своё содержание. Это особая культура, которая питает её развитие. Образовательная среда при этом выполняет не только развивающую, но и компенсаторную функцию, способствует выработке у учащихся навыков адекватного реагирования на учебные трудности.
Вопросы о значимости создания и функционирования образовательной среды, её влияния на процессы и результаты обучения и воспитания личности, развитие личностного потенциала подрастающего поколения затрагиваются в психолого-педагогических исследованиях на протяжении уже достаточно долгого времени. В работах выделены уровни образовательной среды, описана её структура, функции, субъекты, определены и разработаны подходы и параметры её оценивания и экспертизы, проведены исследования социального аспекта. Вместе с тем само понятие «образовательная среда» остаётся неоднозначным: её определения отличаются разнообразием трактовок и включают в себя широкий диапазон научных направлений исследований.
По мнению С.Д. Дерябо [1], образовательная среда – это совокупность всех возможностей обучения, воспитания и развития личности. В исследовании В.И. Слободчикова [2] образовательная среда рассматривается как категория, характеризующая развитие ребёнка, что определяет её целевое и функциональное назначение в контексте предметности культуры общества. Согласно В.И. Панову [3], образовательная среда – система условий, которые необходимы для практической реализации данной технологии и миссии данного образовательного учреждения, включая пространственно-предметные условия, систему межличностных взаимоотношений между субъектами учебно-воспитательного процесса и пространство разнообразных видов деятельности, необходимых для социализации обучающихся в соответствии с их возрастными особенностями развития и индивидуальными интересами. Образовательная среда – это система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для её развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении [4]. В современных исследованиях под образовательной средой понимается система педагогических, психологических и организационных условий и воздействий, обеспечивающих субъектно-личностное развитие (когнитивное, эмоциональное, коммуникативное и др.) учащихся на основе их природных и возрастных особенностей с учётом целей общества [5]. Возможно причиной многообразия трактовок образовательной среды является различие в основаниях, которые используются разными авторами для теоретических и практических исследований проблемы. По нашему мнению, образовательная среда – это пространство, где происходит систематическое взаимодействие (общение, совместная деятельность) педагога и ребенка, в результате которого формируются новые способы жизнедеятельности индивида, раскрывается весь личностный потенциал ребенка. Личностный потенциал – способность человека преумножать свои внутренние резервы, развиваться, эффективно взаимодействовать в социоприродном окружении. По мнению В.И. Слободчикова [2], среда начинается там, где происходит встреча образующего и образующегося, где они совместно начинают её проектировать и строить как предмет и ресурс своей совместной деятельности и где между субъектами образования начинают выстраиваться определенные связи и отношения. В качестве характеристик среды предлагается рассматривать её насыщенность (ресурсный потенциал) и структурированность (способ ее организации). В зависимости от типа связей и отношений, структурирующих данную образовательную среду, выделяются три принципа её организации: единообразие, разнообразие и вариативность. Автор подчеркивает относительность и опосредующий характер образовательной среды. С учётом мнения ряда авторов становится понятно, что образовательная среда выполняет единую образовательную функцию – развитие личностного потенциала подрастающего поколения. Среда способствует становлению и социализации личности ребенка [6], развитию его субъективного опыта [7], эволюции субъекта [8]. Интегративным критерием качества образовательной среды является способность обеспечить субъектам образовательного процесса возможности для эффективного личностного саморазвития [4]. Образовательная среда школы обеспечивает ценностно-смысловой вектор социально-позитивной деятельности школьников, которая позволяет реализовать их социокультурные потребности, в том числе потребности в самореализации и самоактуализации [9]. Образовательная среда несёт в себе большие возможности развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся, а также содействует улучшению их самостоятельной работы, что способствует построению индивидуальных траекторий развития ребёнка. В рамках образовательной среды возможна разнообразная деятельность учащихся познавательной, оздоровительной, эстетической, коммуникативной, управленческой, краеведческой и рефлексивной направленности. Среда в образовательном учреждении создаётся субъектами образования и образует целостность. Тем самым, проявляя активность в использовании развивающих возможностей или ресурсов образовательной среды, учащиеся становятся реальными субъектами своего собственного развития, субъектами образовательного процесса. Отличительной чертой образовательной среды является динамическая изменчивость её состояний, обусловленная взаимовлиянием личности и среды [10], поскольку человек – существо социальное, именно свойства среды формируют качества личности ребенка, который присваивает свойства окружающей социоприродной среды и культуры, усваивает и присваивает ценности, тем самым происходит процесс индивидуализации личности. Тем самым ребёнок не только объект различных воздействий, но и субъект, который, творчески изменяя среду вокруг себя, проявляет свою неповторимую индивидуальность, изменяет посредством этого собственную личность. Отмеченное условие необходимо учитывать при проектировании и функционировании образовательной среды, которая осуществляется всеми субъектами образования, и потому важно привлекать к проектированию среды учащихся на правах партнеров. Это обеспечит позитивное отношение к образовательной среде, стимулирующее продуктивное взаимодействие с ней, в рамках которого будет происходить развитие опыта моделирования учащимися ожидаемых результатов пребывания в образовательной среде в соответствии с персональным целеполаганием ребёнка.
В структуру среды входят: природно-предметное окружение (ландшафт, природные объекты, архитектура образовательного учреждения, расположение классных комнат), субъектное окружение (участники образовательного процесса, их взаимоотношения, распределение статусов и ролей и др.), информационное окружение (информационные потоки, традиции данного сообщества, правила, устав учебного заведения, средства наглядности), образовательно-воспитательные программы (содержание программ, стиль обучения, характер контроля, формы контроля).
В настоящее время в психолого-педагогических исследованиях рассматриваются разнообразные подходы к оцениванию образовательной среды, представлен диагностирующий инструментарий [11]. Выделяются [4] следующие параметры экспертизы образовательной среды: модальность, широта, интенсивность, осознаваемость, устойчивость, обобщенность, эмоциональность, доминантность, когерентность (согласованность), структурированность, социальная активность, мобильность, безопасность, на основе которых необходимо проводить анализ и проектирование её развития. В процессе проектирования образовательной среды важно учитывать, какой тип среды будет внедряться в практику образовательной деятельности школы: «догматическая образовательная среда», «карьерная образовательная среда»; «безмятежная образовательная среда», «творческая образовательная среда». А также какая основная модель образовательной среды будет доминировать в учебном заведении: эколого-личностная модель, коммуникативно-ориентированная модель; антрополого-психологическая модель, психодидактическая модель дифференциации и индивидуализации образовательной среды школы. Образовательная среда должна ориентироваться на реализацию принципов открытости, вариативности и избыточности для подрастающего поколения, в связи с чем требуется «вывести» среду в местный социум. Необходимо взаимодействие класса, школы, общественных и государственных структур. А эту деятельность может освоить только коллектив образовательного учреждения в совместной работе. Важно, чтобы среда удовлетворяла принципу открытости: среда должны быть не только развивающей, но и развивающейся, она должна обладать свойствами динамичности и вариативности.
На сегодняшний день идёт поиск форм и методов, которые обеспечивают развитие личностного потенциала подрастающего поколения в условиях создания и функционирования образовательной среды. Принимая во внимание мнения ряда исследователей, необходимо отметить, что образовательная среда может быть организована через проектную деятельность и включение учащихся в решение проектных задач. Участие детей в проектной деятельности обеспечивает развитие личностного потенциала ребенка, способствует формированию эмоционально-чувственной, интеллектуальной и деятельностной сфер личности современного школьника, обеспечивает развитие ключевых компетентностей подрастающего поколения.
Большими возможностями для развития личностного потенциала учащихся обладает экологическое образование. Отмечается, что создание и поддержание среды становится ведущим методом экологического образования [12]. В связи с чем, мы попытались выявить, какие методы педагоги используют в экологическом образовании младших школьников и используют ли в образовательном процессе метод создания и функционирования образовательной среды. В анкетировании приняли участие студенты–педагоги (200 респондентов), обучающиеся в системе заочной формы обучения СГУ имени Н.Г. Чернышевского, профиль «Начальное образование». Педагогам были заданы вопросы: «Какие формы и методы Вы используете в образовательном процессе?»; «Что такое «образовательная среда»?»; «Имеется ли у Вас опыт организации образовательной среды на базе образовательного учреждения?». Результаты анкетирования показали, что, организуя деятельность учащихся экологической направленности, педагоги активно используют не только словесные методы, а именно: беседы, рассказы (100 %), а и дидактические и экологические игры (81 %); наблюдения с последующей регистрацией явления (75 %), проблемно-исследовательский метод (37 %), моделирование (38 %), работы по распознаванию и определению природных объектов (51 %), эксперимент (42 %), работу с природными материалами (35 %) и др. Нужно отметить, что в образовательном процессе педагоги стали активно использовать методы формирования отношений к природным объектам (метод художественной репрезентации, метод экологической эмпатии, метод ритуализации экологической деятельности и др.) (39 %). Ценно, что респонденты указали на значимость использования в образовательном процессе методов организации экологической деятельности младших школьников, а именно: создание и функционирование экологических троп (41 %), включение учащихся в решение проектных задач (63 %). К сожалению, лишь некоторые из опрошенных (9 %) указали на необходимость организации работы по созданию и поддержанию среды образовательного учреждения. На вопрос: «Что такое «образовательная среда»?» – большинство из опрошенных педагогов ответили, что среда – это пространство жизнедеятельности ребенка, зона его активности, условия его социализации и развития личностного потенциала. Это возможность для раскрытия интересов и способностей учащихся и др. В дальнейшем мы попытались выяснить, имеют ли педагоги опыт создания образовательной среды на базе образовательных учреждений Саратовского региона. Многие респонденты отметили, что теоретические основы организации образовательной среды получили на лекциях (76 %), спецкурсах (58 %) и практических занятиях (77 %) во время образовательного процесса, опыт создания среды получили и во время педагогической практики (98 %). Некоторые из опрошенных (11 %) отметили, что несомненный опыт создания образовательной среды был получен при подготовке и написании курсовых и выпускных квалификационных работ. Необходимо отметить, что были педагоги-практики, которые отметили, что транслируют свой опыт создания и функционирования образовательной среды на методических совещаниях (12 %) и в публикациях своих материалов в сборниках научных трудов (4 %). Респонденты установили, что проблемы проектирования и функционирования образовательной среды требуют решения для каждой конкретной школы и не в полной мере представлены в теории и практике образования. Остается открытым вопрос о наиболее эффективных технологиях создания и функционирования образовательной среды.
По нашему мнению, такой технологией является проектная деятельность (решение проектных задач). Мы предлагаем включать учащихся в решение системы проектных задач («Растём вместе», «Мой зелёный друг», «Птицы в нашем городе» и др.), которые успешно реализуются на базе более чем шестидесяти образовательных учреждений Саратовского региона, опыт реализации которых представлен в работах ряда авторов [13]. Нами установлено, что в процессе включения учащихся в решение проектных задач обеспечивается проявление эмоций и чувств ребёнка по отношению к объектам природы, развитие представлений и понятий о природе и её ценности, формирование оценочных суждений. Осуществляется проявление личного интереса к природным объектам, что активизирует творческую деятельность школьников. Происходит освоение детьми способов непрагматического взаимодействия с природой.
Анализ образовательных сред образовательных учреждений, которые участвовали в реализации отмеченных выше проектных задач, позволил нам зафиксировать развитие образовательных сред с учетом отмеченных выше параметров. Например, в ходе решения проектной задачи «Растём вместе» обеспечивается развитие такого параметра среды, как широта, что связано с организацией внеурочной деятельности школьников, включением в образовательную среду сказочных героев и объектов природы – растений. Задания, заложенные в проектной задаче, обеспечивают развитие такого параметра среды, как интенсивность. Развитие параметра осознаваемости было осуществлено в результате организации деятельности по изготовлению коллективного панно. Появление объектов социально-экологического назначения (зелёные уголки в рекреациях образовательного учреждения, создание школьного музея комнатных растений и каталогов комнатных растений; календари природы и наблюдений, уголки творчества) за счёт включения в образовательную среду комнатных растений (проектная задача «Мой зелёный друг»), способствовало развитию широты образовательной среды. Развитие параметра «интенсивность» было осуществлено при выполнении заданий, заложенных в проектной задаче. У детей появилась возможность проявить отношение к природе (создание запрещающих знаков, табличек, выступление на конференциях с докладами и сообщениями). Решение проектной задачи «Птицы в нашем городе» обеспечило дальнейшее развитие образовательной среды по параметру «широта», что связано с включением в образовательную среду сказочных героев, птиц ближайшего природного окружения. В учебно-воспитательной работе стали использоваться возможности районных культурных учреждений. Выход образовательной среды в местный социум (изготовление и установка кормушек для птиц, функционирование агитационных бригад, изготовление и раздача листовок) способствовал развитию параметров «мобильность» и «социальная активность». Учащиеся получили возможность участвовать в дискуссиях, в конкурсах, в экологических акциях. Осведомлённость об экологической деятельности школьников в образовательном учреждении учащиеся получили за счёт функционирования школьного радио и изготовления печатной продукции, что позволило детям осмыслить значимость экологической деятельности. Задания проектной задачи: изодеятельность, составление меню для птиц, написание письма, участие в социологическом опросе и др. – создали условия для развития параметра «интенсивность». Учащиеся и педагоги стали сотрудничать с представителями Всероссийского общества охраны природы и активно принимать участие в региональных научно-практических конференциях. Развитие параметра осознаваемость произошло за счет проектирования детьми мероприятий по оказанию помощи природным объектам – птицам.
Таким образом, роль образовательной среды и ее воспитательный потенциал не вызывает сомнения. Включение учащихся в решение проектных задач обеспечивает не только развитие параметров экспертизы образовательной среды, но и способствует раскрытию личностного потенциала подрастающего поколения.