Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

EDUCATIONAL ENVIRONMENT FOR THE DEVELOPMENT OF PERSONAL POTENTIAL OF THE YOUNGER GENERATION

Fedorova O.А. 1
1 Saratov state University n.a. N.G. Chernyshevsky
The article focuses on the problem of creation and functioning of educational environment. The issue deals with peculiarities of the present stage of education system development such as priority orientation on effective results of education of the younger generation. Formation of key competencies within the framework of school education ensures successful achievement of educational results, and organization of educational environment provides comfortable conditions. The article considers the concept of «educational environment». The author gives her perspective of the concept under consideration. The analysis of scientific literature enables the author to distinguish a set of features, functions, characteristics, structure and parameters of the educational environment. The research determines the main factors and features of modern educational environment and the role of a teacher in its successful formation. The article reveals the importance of the educational environment and of project tasks in the development of personal potential of the child. The author describes the experience of involving younger schoolchildren in project tasks solution in the educational institutions of Saratov region.
educational environment
the model of the educational environment
personal potential of the child
project task
experience of including younger schoolchildren in the solution of project tasks

Введение Федерального государственного образовательного стандарта позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания подрастающего поколения, создать навигацию проектирования универсальных учебных действий, овладение которыми обеспечит ребёнку возможность самостоятельно и успешно усвоить новые знания, умения и компетентности, включая организацию усвоения – умение учиться. Сегодня в психолого-педагогических исследованиях происходит смещение целей образования в направлении от «знаниевой» парадигмы к «компетентностной» парадигме. Реализация Федерального государственного образовательного стандарта образовательными учреждениями требует построения особой образовательной среды, необходимой для полифункционального развития познавательной и личностной сферы ребёнка. Образовательная среда – это насыщенное событиями, отношениями, ценностями культуры пространство, из которого личность черпает своё содержание. Это особая культура, которая питает её развитие. Образовательная среда при этом выполняет не только развивающую, но и компенсаторную функцию, способствует выработке у учащихся навыков адекватного реагирования на учебные трудности.

Вопросы о значимости создания и функционирования образовательной среды, её влияния на процессы и результаты обучения и воспитания личности, развитие личностного потенциала подрастающего поколения затрагиваются в психолого-педагогических исследованиях на протяжении уже достаточно долгого времени. В работах выделены уровни образовательной среды, описана её структура, функции, субъекты, определены и разработаны подходы и параметры её оценивания и экспертизы, проведены исследования социального аспекта. Вместе с тем само понятие «образовательная среда» остаётся неоднозначным: её определения отличаются разнообразием трактовок и включают в себя широкий диапазон научных направлений исследований.

По мнению С.Д. Дерябо [1], образовательная среда – это совокупность всех возможностей обучения, воспитания и развития личности. В исследовании В.И. Слободчикова [2] образовательная среда рассматривается как категория, характеризующая развитие ребёнка, что определяет её целевое и функциональное назначение в контексте предметности культуры общества. Согласно В.И. Панову [3], образовательная среда – система условий, которые необходимы для практической реализации данной технологии и миссии данного образовательного учреждения, включая пространственно-предметные условия, систему межличностных взаимоотношений между субъектами учебно-воспитательного процесса и пространство разнообразных видов деятельности, необходимых для социализации обучающихся в соответствии с их возрастными особенностями развития и индивидуальными интересами. Образовательная среда – это система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для её развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении [4]. В современных исследованиях под образовательной средой понимается система педагогических, психологических и организационных условий и воздействий, обеспечивающих субъектно-личностное развитие (когнитивное, эмоциональное, коммуникативное и др.) учащихся на основе их природных и возрастных особенностей с учётом целей общества [5]. Возможно причиной многообразия трактовок образовательной среды является различие в основаниях, которые используются разными авторами для теоретических и практических исследований проблемы. По нашему мнению, образовательная среда – это пространство, где происходит систематическое взаимодействие (общение, совместная деятельность) педагога и ребенка, в результате которого формируются новые способы жизнедеятельности индивида, раскрывается весь личностный потенциал ребенка. Личностный потенциал – способность человека преумножать свои внутренние резервы, развиваться, эффективно взаимодействовать в социоприродном окружении. По мнению В.И. Слободчикова [2], среда начинается там, где происходит встреча образующего и образующегося, где они совместно начинают её проектировать и строить как предмет и ресурс своей совместной деятельности и где между субъектами образования начинают выстраиваться определенные связи и отношения. В качестве характеристик среды предлагается рассматривать её насыщенность (ресурсный потенциал) и структурированность (способ ее организации). В зависимости от типа связей и отношений, структурирующих данную образовательную среду, выделяются три принципа её организации: единообразие, разнообразие и вариативность. Автор подчеркивает относительность и опосредующий характер образовательной среды. С учётом мнения ряда авторов становится понятно, что образовательная среда выполняет единую образовательную функцию – развитие личностного потенциала подрастающего поколения. Среда способствует становлению и социализации личности ребенка [6], развитию его субъективного опыта [7], эволюции субъекта [8]. Интегративным критерием качества образовательной среды является способность обеспечить субъектам образовательного процесса возможности для эффективного личностного саморазвития [4]. Образовательная среда школы обеспечивает ценностно-смысловой вектор социально-позитивной деятельности школьников, которая позволяет реализовать их социокультурные потребности, в том числе потребности в самореализации и самоактуализации [9]. Образовательная среда несёт в себе большие возможности развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся, а также содействует улучшению их самостоятельной работы, что способствует построению индивидуальных траекторий развития ребёнка. В рамках образовательной среды возможна разнообразная деятельность учащихся познавательной, оздоровительной, эстетической, коммуникативной, управленческой, краеведческой и рефлексивной направленности. Среда в образовательном учреждении создаётся субъектами образования и образует целостность. Тем самым, проявляя активность в использовании развивающих возможностей или ресурсов образовательной среды, учащиеся становятся реальными субъектами своего собственного развития, субъектами образовательного процесса. Отличительной чертой образовательной среды является динамическая изменчивость её состояний, обусловленная взаимовлиянием личности и среды [10], поскольку человек – существо социальное, именно свойства среды формируют качества личности ребенка, который присваивает свойства окружающей социоприродной среды и культуры, усваивает и присваивает ценности, тем самым происходит процесс индивидуализации личности. Тем самым ребёнок не только объект различных воздействий, но и субъект, который, творчески изменяя среду вокруг себя, проявляет свою неповторимую индивидуальность, изменяет посредством этого собственную личность. Отмеченное условие необходимо учитывать при проектировании и функционировании образовательной среды, которая осуществляется всеми субъектами образования, и потому важно привлекать к проектированию среды учащихся на правах партнеров. Это обеспечит позитивное отношение к образовательной среде, стимулирующее продуктивное взаимодействие с ней, в рамках которого будет происходить развитие опыта моделирования учащимися ожидаемых результатов пребывания в образовательной среде в соответствии с персональным целеполаганием ребёнка.

В структуру среды входят: природно-предметное окружение (ландшафт, природные объекты, архитектура образовательного учреждения, расположение классных комнат), субъектное окружение (участники образовательного процесса, их взаимоотношения, распределение статусов и ролей и др.), информационное окружение (информационные потоки, традиции данного сообщества, правила, устав учебного заведения, средства наглядности), образовательно-воспитательные программы (содержание программ, стиль обучения, характер контроля, формы контроля).

В настоящее время в психолого-педагогических исследованиях рассматриваются разнообразные подходы к оцениванию образовательной среды, представлен диагностирующий инструментарий [11]. Выделяются [4] следующие параметры экспертизы образовательной среды: модальность, широта, интенсивность, осознаваемость, устойчивость, обобщенность, эмоциональность, доминантность, когерентность (согласованность), структурированность, социальная активность, мобильность, безопасность, на основе которых необходимо проводить анализ и проектирование её развития. В процессе проектирования образовательной среды важно учитывать, какой тип среды будет внедряться в практику образовательной деятельности школы: «догматическая образовательная среда», «карьерная образовательная среда»; «безмятежная образовательная среда», «творческая образовательная среда». А также какая основная модель образовательной среды будет доминировать в учебном заведении: эколого-личностная модель, коммуникативно-ориентированная модель; антрополого-психологическая модель, психодидактическая модель дифференциации и индивидуализации образовательной среды школы. Образовательная среда должна ориентироваться на реализацию принципов открытости, вариативности и избыточности для подрастающего поколения, в связи с чем требуется «вывести» среду в местный социум. Необходимо взаимодействие класса, школы, общественных и государственных структур. А эту деятельность может освоить только коллектив образовательного учреждения в совместной работе. Важно, чтобы среда удовлетворяла принципу открытости: среда должны быть не только развивающей, но и развивающейся, она должна обладать свойствами динамичности и вариативности.

На сегодняшний день идёт поиск форм и методов, которые обеспечивают развитие личностного потенциала подрастающего поколения в условиях создания и функционирования образовательной среды. Принимая во внимание мнения ряда исследователей, необходимо отметить, что образовательная среда может быть организована через проектную деятельность и включение учащихся в решение проектных задач. Участие детей в проектной деятельности обеспечивает развитие личностного потенциала ребенка, способствует формированию эмоционально-чувственной, интеллектуальной и деятельностной сфер личности современного школьника, обеспечивает развитие ключевых компетентностей подрастающего поколения.

Большими возможностями для развития личностного потенциала учащихся обладает экологическое образование. Отмечается, что создание и поддержание среды становится ведущим методом экологического образования [12]. В связи с чем, мы попытались выявить, какие методы педагоги используют в экологическом образовании младших школьников и используют ли в образовательном процессе метод создания и функционирования образовательной среды. В анкетировании приняли участие студенты–педагоги (200 респондентов), обучающиеся в системе заочной формы обучения СГУ имени Н.Г. Чернышевского, профиль «Начальное образование». Педагогам были заданы вопросы: «Какие формы и методы Вы используете в образовательном процессе?»; «Что такое «образовательная среда»?»; «Имеется ли у Вас опыт организации образовательной среды на базе образовательного учреждения?». Результаты анкетирования показали, что, организуя деятельность учащихся экологической направленности, педагоги активно используют не только словесные методы, а именно: беседы, рассказы (100 %), а и дидактические и экологические игры (81 %); наблюдения с последующей регистрацией явления (75 %), проблемно-исследовательский метод (37 %), моделирование (38 %), работы по распознаванию и определению природных объектов (51 %), эксперимент (42 %), работу с природными материалами (35 %) и др. Нужно отметить, что в образовательном процессе педагоги стали активно использовать методы формирования отношений к природным объектам (метод художественной репрезентации, метод экологической эмпатии, метод ритуализации экологической деятельности и др.) (39 %). Ценно, что респонденты указали на значимость использования в образовательном процессе методов организации экологической деятельности младших школьников, а именно: создание и функционирование экологических троп (41 %), включение учащихся в решение проектных задач (63 %). К сожалению, лишь некоторые из опрошенных (9 %) указали на необходимость организации работы по созданию и поддержанию среды образовательного учреждения. На вопрос: «Что такое «образовательная среда»?» – большинство из опрошенных педагогов ответили, что среда – это пространство жизнедеятельности ребенка, зона его активности, условия его социализации и развития личностного потенциала. Это возможность для раскрытия интересов и способностей учащихся и др. В дальнейшем мы попытались выяснить, имеют ли педагоги опыт создания образовательной среды на базе образовательных учреждений Саратовского региона. Многие респонденты отметили, что теоретические основы организации образовательной среды получили на лекциях (76 %), спецкурсах (58 %) и практических занятиях (77 %) во время образовательного процесса, опыт создания среды получили и во время педагогической практики (98 %). Некоторые из опрошенных (11 %) отметили, что несомненный опыт создания образовательной среды был получен при подготовке и написании курсовых и выпускных квалификационных работ. Необходимо отметить, что были педагоги-практики, которые отметили, что транслируют свой опыт создания и функционирования образовательной среды на методических совещаниях (12 %) и в публикациях своих материалов в сборниках научных трудов (4 %). Респонденты установили, что проблемы проектирования и функционирования образовательной среды требуют решения для каждой конкретной школы и не в полной мере представлены в теории и практике образования. Остается открытым вопрос о наиболее эффективных технологиях создания и функционирования образовательной среды.

По нашему мнению, такой технологией является проектная деятельность (решение проектных задач). Мы предлагаем включать учащихся в решение системы проектных задач («Растём вместе», «Мой зелёный друг», «Птицы в нашем городе» и др.), которые успешно реализуются на базе более чем шестидесяти образовательных учреждений Саратовского региона, опыт реализации которых представлен в работах ряда авторов [13]. Нами установлено, что в процессе включения учащихся в решение проектных задач обеспечивается проявление эмоций и чувств ребёнка по отношению к объектам природы, развитие представлений и понятий о природе и её ценности, формирование оценочных суждений. Осуществляется проявление личного интереса к природным объектам, что активизирует творческую деятельность школьников. Происходит освоение детьми способов непрагматического взаимодействия с природой.

Анализ образовательных сред образовательных учреждений, которые участвовали в реализации отмеченных выше проектных задач, позволил нам зафиксировать развитие образовательных сред с учетом отмеченных выше параметров. Например, в ходе решения проектной задачи «Растём вместе» обеспечивается развитие такого параметра среды, как широта, что связано с организацией внеурочной деятельности школьников, включением в образовательную среду сказочных героев и объектов природы – растений. Задания, заложенные в проектной задаче, обеспечивают развитие такого параметра среды, как интенсивность. Развитие параметра осознаваемости было осуществлено в результате организации деятельности по изготовлению коллективного панно. Появление объектов социально-экологического назначения (зелёные уголки в рекреациях образовательного учреждения, создание школьного музея комнатных растений и каталогов комнатных растений; календари природы и наблюдений, уголки творчества) за счёт включения в образовательную среду комнатных растений (проектная задача «Мой зелёный друг»), способствовало развитию широты образовательной среды. Развитие параметра «интенсивность» было осуществлено при выполнении заданий, заложенных в проектной задаче. У детей появилась возможность проявить отношение к природе (создание запрещающих знаков, табличек, выступление на конференциях с докладами и сообщениями). Решение проектной задачи «Птицы в нашем городе» обеспечило дальнейшее развитие образовательной среды по параметру «широта», что связано с включением в образовательную среду сказочных героев, птиц ближайшего природного окружения. В учебно-воспитательной работе стали использоваться возможности районных культурных учреждений. Выход образовательной среды в местный социум (изготовление и установка кормушек для птиц, функционирование агитационных бригад, изготовление и раздача листовок) способствовал развитию параметров «мобильность» и «социальная активность». Учащиеся получили возможность участвовать в дискуссиях, в конкурсах, в экологических акциях. Осведомлённость об экологической деятельности школьников в образовательном учреждении учащиеся получили за счёт функционирования школьного радио и изготовления печатной продукции, что позволило детям осмыслить значимость экологической деятельности. Задания проектной задачи: изодеятельность, составление меню для птиц, написание письма, участие в социологическом опросе и др. – создали условия для развития параметра «интенсивность». Учащиеся и педагоги стали сотрудничать с представителями Всероссийского общества охраны природы и активно принимать участие в региональных научно-практических конференциях. Развитие параметра осознаваемость произошло за счет проектирования детьми мероприятий по оказанию помощи природным объектам – птицам.

Таким образом, роль образовательной среды и ее воспитательный потенциал не вызывает сомнения. Включение учащихся в решение проектных задач обеспечивает не только развитие параметров экспертизы образовательной среды, но и способствует раскрытию личностного потенциала подрастающего поколения.