В настоящее время общеобразовательная школа испытывает необходимость в разработке и внедрении новых подходов к решению вопросов профессионального самоопределения старшеклассников и выбора ими профессии, адекватных современным социально-экономическим условиям.
В числе важных мотивов поступления в вуз абитуриенты называют возможность повышения социального статуса. Но социальный статус человека связан с профессиональной сферой, к которой он относится. В различные исторические эпохи высоким социальным статусом в нашей стране обладали различные профессии. В 1930-е гг. в нашей стране высокостатусными были инженеры, в 1960-е гг. – учёные, в 1990-е гг. – юристы и экономисты.
Иинформация, получаемая обучающимися от школьных педагогов и психологов, в относительно небольшой мере влияет на выбор старшеклассников. Основная нагрузка при построении и реализации профессиональных планов лежит на самих старшеклассниках и их семьях. Сложившиеся методы профориентационной работы не всегда позволяют изменить в сознании школьников значимость того или иного профессионального выбора. Поэтому поиск средств регулирования, управления позитивной динамикой значимости конкретной профессии в сознании старшеклассников является актуальной исследовательской и практической задачей.
Проблема выбора профессии старшеклассниками носит комплексный и междисциплинарный характер, находясь на пересечении проблемных полей философии, социологии, психологии, педагогики.
Одним из путей решения этой задачи является «управление» образами профессий в сознании школьника.
Под образом профессии следует понимать совокупность представлений о профессии, интегрированных в целостный образ, отражающий ее сущность, внутреннее содержание и его эмоциональную оценку. Образ профессии складывается в контексте всей жизнедеятельности человека. Как любое сложное психическое образование он динамичен, изменяется и формируется на протяжении всей жизни [1; 2].
Из характеристик образа профессии значимыми для нашей темы являются его содержательный аспект (совокупность представлений о профессии), оценочный аспект (совокупность оценочных суждений, отражающих желаемые или нежелаемые прогнозы о возможных результатах деятельности в данной профессиональной среде), а также деятельностный аспект (образы действия по отношению к оцениваемой профессии).
Формирование образа профессии является одним из значимых моментов профессионального самоопределения старшеклассников. В контексте нашего исследования под профессиональным самоопределением, следуя за В.Д. Симоненко и М.В. Ретивых, понимается процесс и результат, следствием которых является самостоятельный, сознательный выбор профессии, который завершается актом реализации профнамерения [3].
В современной педагогической науке и практике доминируют две идеи, связанные с профессиональным самоопределением. Первая – идея дифференциации, в которой психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения организовано в соответствии с возможностями и планами личности в отношении данной профессии.
Другой подход рассматривает выбор профессии не столько как ориентацию на конкретную профессию, сколько как ориентацию на желаемый образ жизни, связанный с данной профессией.
Концепция дифференциации при выборе профессии является в педагогической науке более разработанной [3; 4], чем концепция выбора профессии как выбора желаемого для себя образа жизни. Идея выбора профессии как выбора желаемого образа жизни в нашем исследовании рассматривается как ведущая.
Теоретическим результатом нашего исследования является когнитивная модель педагогического сопровождения процесса формирования положительного образа профессии у старшеклассников. Разработанная модель опирается на положения когнитивных моделей психики человека (Дж. Миллер, Дж. Брунер, Р. Солсо, У. Найссер, Дж. Келли) [5]. Когнитивные модели предполагают, что формирование образа есть результат процесса многоэтапной переработки информации (восприятия, кодирования, воспроизведения, формирования суждений и высказываний).
В качестве основных составляющих этого образа выделены: когнитивный, эмоциональный и деятельностный компоненты.
Показателями сформированности положительного образа профессии старшеклассников в соответствии с этой структурой являются владение знаниями о мире профессий (представление о профессии); эмоциональное оценивание, интерпретация и выражение эмоций, связанных с профессиями (отношение к профессии); опыт поведения, связанного с профессиональным самоопределением (действие выбора профессии).
Эти идеи стали основанием для организации соответствующей экспериментальной работы, которая состояла из двух этапов: пилотного и формирующего. Пилотный этап проводился на базе образовательных организаций Ульяновской области: МБОУ «Лицей физики, математики и информатики при УлГУ № 40» г. Ульяновска, МБОУ СОШ № 47 г. Ульяновска, МБОУ Базарносызганская СОШ № 1, МБОУ Отрадненская СОШ, МБОУ СОШ № 21 г. Ульяновска. В нем приняло участие 214 обучающихся 10-х классов.
Цель пилотного этапа – определить перечень профессий, наиболее значимых для старшеклассников. Для этого старшеклассникам предлагалось индивидуально назвать пять привлекательных и пять непривлекательных профессий. Число профессий в общем списке варьировало по классам от 112 до 126. Профессии, набравшие наибольшее количество «голосов» (повторений), использовались для дальнейшей работы. Отобранные профессии делились условно на «положительные» (привлекательные), «отрицательные» (непривлекательные) и «нейтральные» (отмеченные в равной степени и как привлекательные, и как непривлекательные).
Для анализа получившихся списков названных старшеклассниками профессий использовалась техника репертуарных решёток (Дж. Келли) [6; 7].
Всего было выявлено 218 конструктов репертуарной решетки.
При анализе конструктов были исключены не имеющие повторений и некорректно сформулированные конструкты. В результате для дальнейшей работы был определен список из 41 конструкта. Также фиксировались конструкты, относящиеся к «положительным», «отрицательным» и «нейтральным» профессиям. Пятнадцать наиболее часто встречающихся (повторяющихся) конструктов, относящихся к «положительным» профессиям, использовались на формирующем этапе эксперимента. Среди наиболее часто повторяющихся оказалась большая группа конструктов, так или иначе связанная с материальным положением и статусом представителей разных профессий: «работают за деньги», «выше заработок», «стабильный заработок», «много денег», «более престижная», «выше статус в обществе». Но если эта группа конструктов была достаточно предсказуемая, то группа, связанная со степенью активности в деятельности, оказалась менее ожидаемой: «спокойная», «активная деятельность», «ведомые», «создают», «действует», «делают то, что им велят», «более самостоятельная», «ожидают приказа, подчиняются».
В результате пилотного этапа у старшеклассников был выявлен наиболее положительный образ профессии – профессии экономиста, относительно которого на этапе формирующего эксперимента далее и рассматривалась степень и характер сформированности образа других профессий.
В начале формирующего эксперимента были определены близкие по значимым социально-педагогическим характеристикам группы – экспериментальная (86 человек) и контрольная (64 старшеклассника). В пользу валидности начальных условий опытно-экспериментальной работы свидетельствует то, что исследуемые группы старшеклассников являются практически однородными по возрастному признаку (возраст испытуемых от 16 до 17 лет), по первоначальным учебным достижениям (все испытуемые успешно окончили 9-ый класс), а также тот факт, что в исследовании приняли участие старшеклассники образовательных организаций одного региона (Ульяновской области).
В экспериментальной группе была реализована программа внеурочной деятельности «Профессиональное самоопределение: от образа к выбору». В качестве основной формы экспериментальной работы со старшеклассниками выбраны занятия внеурочной деятельности.
В соответствии с поставленными целями на экспериментальных занятиях применялись такие формы работы, как беседа, составление мини-рассказов (сочинений), моделирование (проектирование), дискуссия, ролевые пробы, пресс-конференция. Беседа использовалась как средство мотивирования и активизации умственной работы старшеклассников, поддержания внимания и интереса к занятиям. Перед началом беседы старшеклассники индивидуально называли по 4–5 характеристик каждой профессии из списка 15 профессий.
При составлении мини-рассказов (сочинений) высказывания-конструкты, полученные при проведении пилотного эксперимента, служили ключевыми словами для выполнения задания (написания мини-рассказов). Старшеклассникам предлагалось написать по 3–5 предложений о двух «положительных» профессиях. Затем это же задание выполнялось для «нейтральных» профессий. В заключении проводилась аналогичная работа с «отрицательными» профессиями. При написании мини-сочинения обязательным условием было использование в каждом предложении конструктов (слов и словосочетаний), связанных только с «положительными» профессиями. Обоснованность такой последовательности написания мини-сочинений подтвердилась на рефлексивном этапе занятия.
При моделировании образа жизни «Профессия» использовались специально подготовленные карточки с названиями «нейтральных» и «отрицательных» профессий. После деления каждой группе предлагалось нарисовать «образ жизни» представителя выбранной профессии. Распределение профессий «организовывалось» в случайном порядке. Никаких дополнительных инструкций по форме и содержанию модели не давалось. После завершения работы каждая группа презентовала свой проект. В заключительной части в процессе обсуждения определялись общие черты и различия в «образе жизни» представителей разных профессий.
Дискуссии в процессе формирования положительного образа профессии стимулировали рефлексивную позицию и рефлексивное мышление старшеклассников в отношении обсуждаемых профессий. Для основной дискуссии была выбрана профессия «Учитель», так как, во-первых, эта профессия попала в список «отрицательных», а во-вторых, вопрос повышения статуса этой профессии является одним из актуальных для современной социально-образовательной ситуации.
В ходе ролевых проб старшеклассники моделировали в форме инсценировок элементы профессиональной деятельности и образа жизни представителей профессий.
При реализации формы «пресс-конференция» старшеклассники, разделившись на группы «по профессиям», защищали свою профессию, отвечая на вопросы других групп.
В заключение каждого занятия проводилась рефлексия (в форме текстов и высказываний). Процесс и результаты рефлексии анализировались по критериям сформированности положительного образа профессии: когнитивный (знания, информация о профессии), эмоциональный (эмоциональное оценивание, интерпретация эмоций, выражение эмоций), поведенческий (действие выбора, принятие решения).
Для определения эффективности формирования положительного образа профессии у старшеклассников были выбраны диагностические методы, позволяющие зафиксировать результаты формирующего эксперимента: семантический дифференциал и номинальное шкалирование [7; 8].
В исследовании метод семантического дифференциала применялся в начале и в конце формирующего эксперимента [6]. Полученные результаты интерпретировались в терминах Ч. Осгуда как Сила, Отношение, Активность. Эти факторы и задали семантическое пространство, в котором «размещалось» субъективное отношение старшеклассников к образам профессий. Выявление корреляционной «близости» образов профессий друг к другу осуществлялось расчетом расстояния между ними в семантическом пространстве.
В качестве стимула-объекта использовалось понятие «профессия экономист». Основанием для этого послужили результаты пилотного эксперимента, подтвержденные на начальном этапе формирующего эксперимента. Удаленность исследуемого образа от базового понятия «профессия экономист» в семантическом пространстве рассматривалась как мера отношения старшеклассников к остальным понятиям (профессиям).
Уменьшение расстояния между базовым понятием (профессией) и сравниваемым понятием (профессией) трактовалось как отражение позитивной динамики относительно образа изучаемой профессии.
О результативности формирования положительного образа профессии у старшеклассников можно судить по существенным позитивным изменениям расстояний, произошедшим в экспериментальной группе (табл. 1).
Таблица 1
Изменение расстояния объектов (профессий) до понятия «Экономист» в семантическом пространстве старшеклассников
| Группа | Профессия | Расстояние в семантическом пространстве | |||||
| Экспериментальная группа | Контрольная группа | ||||||
| В начале эксперимента | В конце эксперимента | Разница | В начале эксперимента | В конце эксперимента | Разница | ||
| – | Инженер | 4,29 | 3,01 | – 1,28 | 4,36 | 4,20 | – 0,16 | 
| N | Психолог | 2,32 | 1,78 | – 0,54 | 2,20 | 2,39 | +0,19 | 
| N | Юрист | 2,03 | 1,03 | – 1,00 | 2,07 | 1,91 | – 0,16 | 
| + | Актёр | 1,09 | 1,54 | +0,45 | 1,01 | 1,09 | +0,08 | 
| N | Полицейский | 1,71 | 1,95 | +0,24 | 2,05 | 1,87 | – 0,18 | 
| – | Водитель | 4,47 | 6,00 | +1,53 | 4,50 | 4,82 | +0,32 | 
| N | Повар | 2,10 | 3,11 | +1,01 | 2,56 | 2,52 | – 0,04 | 
| – | Продавец | 5,22 | 5,14 | – 0,08 | 5,47 | 5,38 | – 0,09 | 
| – | Учитель | 4,44 | 2,69 | – 1,75 | 4,50 | 5,15 | +0,65 | 
| N | Врач | 1,97 | 0,55 | – 1,42 | 2,25 | 1,87 | – 0,38 | 
| – | Менеджер | 3,93 | 3,08 | – 0,85 | 4,07 | 3,36 | – 0,71 | 
| N | Программист | 1,99 | 2,34 | +0,35 | 1,95 | 1,81 | – 0,14 | 
| + | Дизайнер | 1,17 | 1,98 | +0,81 | 1,06 | 0,97 | – 0,09 | 
| + | Военный | 1,08 | 1,98 | +0,90 | 1,33 | 0,97 | – 0,36 | 
Уменьшение расстояния в экспериментальной группе отмечено для профессий: инженер (– 1,28), психолог (– 0,54), юрист (– 1,00), продавец (– 0,08), менеджер (– 0,85). Наибольшие изменения произошли относительно профессий учитель (– 1,75) и врач (– 1,42). Все вышеперечисленные профессии относились первоначально к группе отрицательных или нейтральных. Максимальный сдвиг по профессии учитель предположительно связан с тем, что эта профессия присутствовала в работе школьников на каждом занятии.
Для статистического подтверждения предварительных выводов был применен метод парного t-критерия Стьюдента. Полученное значение t-критерия Стьюдента для экспериментальной группы – 3,6 (критическое значение на уровне значимости p = 0,05 составляет 2,37). Так как полученное значение больше критического, можно утверждать о наличии статистически значимых различий привлекательности профессий до и после проведения эксперимента. В контрольной группе полученное значение t-критерия Стьюдента 0,8 является статистически незначимым.
Для определения результатов формирующего эксперимента также был применен метод номинального шкалирования.
На начальном этапе формирующего эксперимента старшеклассники экспериментальной и контрольной группы выразили свое отношение к заданным профессиям. Необходимо было заполнить номинальную шкалу и отметить соответствующий полюс признака «нравится – не нравится».
Для анализа результатов отдельно по каждой группе (экспериментальной и контрольной) и в дальнейшем для сравнительного анализа был использован критерий Фишера. Значимость различий на однопроцентном уровне была получена по профессиям: инженер, экономист, актер, водитель, продавец, учитель, менеджер, дизайнер и военный. Существенных сдвигов в сторону улучшения отношения к профессиям в контрольной группе в отличие от результатов экспериментальной группы не обнаружено (табл. 2).
Таблица 2
Изменение отношения к профессиям старшеклассников по результатам номинального шкалирования
| Группа | Профессия | Привлекательность профессии | |||||||
| Экспериментальная группа (кол-во старшеклассников, %) | Контрольная группа (кол-во старшеклассников, %) | ||||||||
| В начале эксперимента | В конце эксперимента | φэмп | В нача-ле эксперимента | В конце эксперимента | φэмп | ||||
| Значение | Уровень значимости различий | Значение | Уровень значимости различий | ||||||
| – | Инженер | 36 | 53,5 | 2,321 | 0,01 | 35,9 | 37,5 | 0,187 | – | 
| – | Учитель | 25,6 | 45,3 | 2,728 | 0,01 | 28,1 | 32,8 | 0,583 | – | 
| N | Врач | 41,9 | 60,5 | 2,452 | 0,01 | 39,1 | 39,1 | 0 | – | 
| – | Менеджер | 31,4 | 48,8 | 2,341 | 0,01 | 35,9 | 31,3 | 0,554 | – | 
Таким образом, по данным эмпирического значения φ* можно определить профессии, изменение отношения к которым находится в зоне значимости.
В экспериментальной группе в зоне значимости оказались результаты по профессиям: инженер, учитель, врач и менеджер. Следовательно, принимается гипотеза: доля старшеклассников, достигших уровня сформированности положительного образа профессии, в экспериментальной группе в конце эксперимента больше, чем в начале. Иными словами, разница в эмпирических показателях первого и итогового срезов может быть описана как «Есть эффект».
В контрольной группе в зоне значимости отсутствуют результаты по всем профессиям, следовательно, принимается гипотеза: доля старшеклассников, достигших уровня сформированности положительного образа профессии, в контрольной группе в конце эксперимента не больше, чем в начале. Разница в эмпирических показателях первого и итогового срезов может быть описана как «Нет эффекта».
Полученные результаты свидетельствуют о том, что тенденция роста уровня сформированности положительного образа профессии у старшеклассников наиболее выражена в экспериментальной группе. Установленная положительная динамика в экспериментальной группе, заметно превышающая динамику в контрольной группе, подтверждает гипотезу исследования и является основанием для общего вывода об эффективности разработанной нами модели процесса формирования положительного образа профессии у старшеклассников.
Подведем итоги и сформулируем общие выводы данного иссследования.
1. Предложенная идея педагогического сопровождения формирования положительного образа профессии у старшеклассников как эффективного средства поддержки их профессионального самоопределения предполагает рассмотрение категории «образ профессии» как совокупности представлений о профессии, интегрированных в некий формирующийся и изменяющийся на протяжении всей жизни целостный образ, отражающий ее сущность, внутреннее содержание и его эмоциональную оценку.
2. Подтвердилась эвристичность понимания педагогического сопровождения формирования положительного образа профессии как педагогической деятельности, обеспечивающей: расширение знаний о мире профессий (представления); стимулирование изменения эмоционального оценивания, интерпретации и выражения эмоций, связанных с образом профессии (отношение); приобретение опыта поведения, связанного с профессиональным самоопределением старшеклассника (действие выбора, принятие решения).
3. Разработанный диагностический комплекс (выбор старшеклассниками отношения к профессиям с использованием номинального шкалирования и определения расположения образа профессии в семантическом пространстве с использованием метода семантического дифференциала) позволяет изучить и измерить эффективность педагогического сопровождения формирования положительного образа профессии у старшеклассников.
4. Реализация модели педагогического сопровождения формирования положительного образа профессии у старшеклассников даёт возможность образовательной организации целенаправленно организовывать профориентационную деятельность в направлении социально актуальных профессий.



