Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

PEDAGOGICAL SUPPORT OF THE FORMATION A POSITIVE IMAGE OF THE PROFESSION AMONG HIGH SCHOOL STUDENTS IN THE CONDITIONS OF REALIZATION OF THE PROGRAM OF EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

Lukyanova M.I. 1 Krivtsova N.S. 1
1 Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov
The article considers the problem of professional selfdetermination of high school students, occupational choice as a desired lifestyle (social status, life style, standard of living), describes the peculiarities of the pedagogical support of the formation of a positive image of the profession among high school students in the conditions of realization of the program of extracurricular activities. The proposed analysis is the assumption that the profession and all connected with it, presented in consciousness in a subjective and emotive images. The authors identified the specific use of personal constructs as a resource for the formation of a positive image of the profession among high school students and discussed changing the location of the image of the profession in the semantic space as an indicator of changing attitudes to the profession. The results of experimental work are expressed in the change of attitude of high school students to different occupations, the change of the distance between the selected professions in the subjective semantic space. Presented methodical complex of experimental work assumes the sequence (phases) and selection of effective teaching tools (forms) necessary for formation of a positive image of the profession among high school students.
professional identity
the image of the profession
personal construct
semantic differential
attitude to the profession

В настоящее время общеобразовательная школа испытывает необходимость в разработке и внедрении новых подходов к решению вопросов профессионального самоопределения старшеклассников и выбора ими профессии, адекватных современным социально-экономическим условиям.

В числе важных мотивов поступления в вуз абитуриенты называют возможность повышения социального статуса. Но социальный статус человека связан с профессиональной сферой, к которой он относится. В различные исторические эпохи высоким социальным статусом в нашей стране обладали различные профессии. В 1930-е гг. в нашей стране высокостатусными были инженеры, в 1960-е гг. – учёные, в 1990-е гг. – юристы и экономисты.

Иинформация, получаемая обучающимися от школьных педагогов и психологов, в относительно небольшой мере влияет на выбор старшеклассников. Основная нагрузка при построении и реализации профессиональных планов лежит на самих старшеклассниках и их семьях. Сложившиеся методы профориентационной работы не всегда позволяют изменить в сознании школьников значимость того или иного профессионального выбора. Поэтому поиск средств регулирования, управления позитивной динамикой значимости конкретной профессии в сознании старшеклассников является актуальной исследовательской и практической задачей.

Проблема выбора профессии старшеклассниками носит комплексный и междисциплинарный характер, находясь на пересечении проблемных полей философии, социологии, психологии, педагогики.

Одним из путей решения этой задачи является «управление» образами профессий в сознании школьника.

Под образом профессии следует понимать совокупность представлений о профессии, интегрированных в целостный образ, отражающий ее сущность, внутреннее содержание и его эмоциональную оценку. Образ профессии складывается в контексте всей жизнедеятельности человека. Как любое сложное психическое образование он динамичен, изменяется и формируется на протяжении всей жизни [1; 2].

Из характеристик образа профессии значимыми для нашей темы являются его содержательный аспект (совокупность представлений о профессии), оценочный аспект (совокупность оценочных суждений, отражающих желаемые или нежелаемые прогнозы о возможных результатах деятельности в данной профессиональной среде), а также деятельностный аспект (образы действия по отношению к оцениваемой профессии).

Формирование образа профессии является одним из значимых моментов профессионального самоопределения старшеклассников. В контексте нашего исследования под профессиональным самоопределением, следуя за В.Д. Симоненко и М.В. Ретивых, понимается процесс и результат, следствием которых является самостоятельный, сознательный выбор профессии, который завершается актом реализации профнамерения [3].

В современной педагогической науке и практике доминируют две идеи, связанные с профессиональным самоопределением. Первая – идея дифференциации, в которой психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения организовано в соответствии с возможностями и планами личности в отношении данной профессии.

Другой подход рассматривает выбор профессии не столько как ориентацию на конкретную профессию, сколько как ориентацию на желаемый образ жизни, связанный с данной профессией.

Концепция дифференциации при выборе профессии является в педагогической науке более разработанной [3; 4], чем концепция выбора профессии как выбора желаемого для себя образа жизни. Идея выбора профессии как выбора желаемого образа жизни в нашем исследовании рассматривается как ведущая.

Теоретическим результатом нашего исследования является когнитивная модель педагогического сопровождения процесса формирования положительного образа профессии у старшеклассников. Разработанная модель опирается на положения когнитивных моделей психики человека (Дж. Миллер, Дж. Брунер, Р. Солсо, У. Найссер, Дж. Келли) [5]. Когнитивные модели предполагают, что формирование образа есть результат процесса многоэтапной переработки информации (восприятия, кодирования, воспроизведения, формирования суждений и высказываний).

В качестве основных составляющих этого образа выделены: когнитивный, эмоциональный и деятельностный компоненты.

Показателями сформированности положительного образа профессии старшеклассников в соответствии с этой структурой являются владение знаниями о мире профессий (представление о профессии); эмоциональное оценивание, интерпретация и выражение эмоций, связанных с профессиями (отношение к профессии); опыт поведения, связанного с профессиональным самоопределением (действие выбора профессии).

Эти идеи стали основанием для организации соответствующей экспериментальной работы, которая состояла из двух этапов: пилотного и формирующего. Пилотный этап проводился на базе образовательных организаций Ульяновской области: МБОУ «Лицей физики, математики и информатики при УлГУ № 40» г. Ульяновска, МБОУ СОШ № 47 г. Ульяновска, МБОУ Базарносызганская СОШ № 1, МБОУ Отрадненская СОШ, МБОУ СОШ № 21 г. Ульяновска. В нем приняло участие 214 обучающихся 10-х классов.

Цель пилотного этапа – определить перечень профессий, наиболее значимых для старшеклассников. Для этого старшеклассникам предлагалось индивидуально назвать пять привлекательных и пять непривлекательных профессий. Число профессий в общем списке варьировало по классам от 112 до 126. Профессии, набравшие наибольшее количество «голосов» (повторений), использовались для дальнейшей работы. Отобранные профессии делились условно на «положительные» (привлекательные), «отрицательные» (непривлекательные) и «нейтральные» (отмеченные в равной степени и как привлекательные, и как непривлекательные).

Для анализа получившихся списков названных старшеклассниками профессий использовалась техника репертуарных решёток (Дж. Келли) [6; 7].

Всего было выявлено 218 конструктов репертуарной решетки.

При анализе конструктов были исключены не имеющие повторений и некорректно сформулированные конструкты. В результате для дальнейшей работы был определен список из 41 конструкта. Также фиксировались конструкты, относящиеся к «положительным», «отрицательным» и «нейтральным» профессиям. Пятнадцать наиболее часто встречающихся (повторяющихся) конструктов, относящихся к «положительным» профессиям, использовались на формирующем этапе эксперимента. Среди наиболее часто повторяющихся оказалась большая группа конструктов, так или иначе связанная с материальным положением и статусом представителей разных профессий: «работают за деньги», «выше заработок», «стабильный заработок», «много денег», «более престижная», «выше статус в обществе». Но если эта группа конструктов была достаточно предсказуемая, то группа, связанная со степенью активности в деятельности, оказалась менее ожидаемой: «спокойная», «активная деятельность», «ведомые», «создают», «действует», «делают то, что им велят», «более самостоятельная», «ожидают приказа, подчиняются».

В результате пилотного этапа у старшеклассников был выявлен наиболее положительный образ профессии – профессии экономиста, относительно которого на этапе формирующего эксперимента далее и рассматривалась степень и характер сформированности образа других профессий.

В начале формирующего эксперимента были определены близкие по значимым социально-педагогическим характеристикам группы – экспериментальная (86 человек) и контрольная (64 старшеклассника). В пользу валидности начальных условий опытно-экспериментальной работы свидетельствует то, что исследуемые группы старшеклассников являются практически однородными по возрастному признаку (возраст испытуемых от 16 до 17 лет), по первоначальным учебным достижениям (все испытуемые успешно окончили 9-ый класс), а также тот факт, что в исследовании приняли участие старшеклассники образовательных организаций одного региона (Ульяновской области).

В экспериментальной группе была реализована программа внеурочной деятельности «Профессиональное самоопределение: от образа к выбору». В качестве основной формы экспериментальной работы со старшеклассниками выбраны занятия внеурочной деятельности.

В соответствии с поставленными целями на экспериментальных занятиях применялись такие формы работы, как беседа, составление мини-рассказов (сочинений), моделирование (проектирование), дискуссия, ролевые пробы, пресс-конференция. Беседа использовалась как средство мотивирования и активизации умственной работы старшеклассников, поддержания внимания и интереса к занятиям. Перед началом беседы старшеклассники индивидуально называли по 4–5 характеристик каждой профессии из списка 15 профессий.

При составлении мини-рассказов (сочинений) высказывания-конструкты, полученные при проведении пилотного эксперимента, служили ключевыми словами для выполнения задания (написания мини-рассказов). Старшеклассникам предлагалось написать по 3–5 предложений о двух «положительных» профессиях. Затем это же задание выполнялось для «нейтральных» профессий. В заключении проводилась аналогичная работа с «отрицательными» профессиями. При написании мини-сочинения обязательным условием было использование в каждом предложении конструктов (слов и словосочетаний), связанных только с «положительными» профессиями. Обоснованность такой последовательности написания мини-сочинений подтвердилась на рефлексивном этапе занятия.

При моделировании образа жизни «Профессия» использовались специально подготовленные карточки с названиями «нейтральных» и «отрицательных» профессий. После деления каждой группе предлагалось нарисовать «образ жизни» представителя выбранной профессии. Распределение профессий «организовывалось» в случайном порядке. Никаких дополнительных инструкций по форме и содержанию модели не давалось. После завершения работы каждая группа презентовала свой проект. В заключительной части в процессе обсуждения определялись общие черты и различия в «образе жизни» представителей разных профессий.

Дискуссии в процессе формирования положительного образа профессии стимулировали рефлексивную позицию и рефлексивное мышление старшеклассников в отношении обсуждаемых профессий. Для основной дискуссии была выбрана профессия «Учитель», так как, во-первых, эта профессия попала в список «отрицательных», а во-вторых, вопрос повышения статуса этой профессии является одним из актуальных для современной социально-образовательной ситуации.

В ходе ролевых проб старшеклассники моделировали в форме инсценировок элементы профессиональной деятельности и образа жизни представителей профессий.

При реализации формы «пресс-конференция» старшеклассники, разделившись на группы «по профессиям», защищали свою профессию, отвечая на вопросы других групп.

В заключение каждого занятия проводилась рефлексия (в форме текстов и высказываний). Процесс и результаты рефлексии анализировались по критериям сформированности положительного образа профессии: когнитивный (знания, информация о профессии), эмоциональный (эмоциональное оценивание, интерпретация эмоций, выражение эмоций), поведенческий (действие выбора, принятие решения).

Для определения эффективности формирования положительного образа профессии у старшеклассников были выбраны диагностические методы, позволяющие зафиксировать результаты формирующего эксперимента: семантический дифференциал и номинальное шкалирование [7; 8].

В исследовании метод семантического дифференциала применялся в начале и в конце формирующего эксперимента [6]. Полученные результаты интерпретировались в терминах Ч. Осгуда как Сила, Отношение, Активность. Эти факторы и задали семантическое пространство, в котором «размещалось» субъективное отношение старшеклассников к образам профессий. Выявление корреляционной «близости» образов профессий друг к другу осуществлялось расчетом расстояния между ними в семантическом пространстве.

В качестве стимула-объекта использовалось понятие «профессия экономист». Основанием для этого послужили результаты пилотного эксперимента, подтвержденные на начальном этапе формирующего эксперимента. Удаленность исследуемого образа от базового понятия «профессия экономист» в семантическом пространстве рассматривалась как мера отношения старшеклассников к остальным понятиям (профессиям).

Уменьшение расстояния между базовым понятием (профессией) и сравниваемым понятием (профессией) трактовалось как отражение позитивной динамики относительно образа изучаемой профессии.

О результативности формирования положительного образа профессии у старшеклассников можно судить по существенным позитивным изменениям расстояний, произошедшим в экспериментальной группе (табл. 1).

Таблица 1

Изменение расстояния объектов (профессий) до понятия «Экономист» в семантическом пространстве старшеклассников

Группа

Профессия

Расстояние в семантическом пространстве

Экспериментальная группа

Контрольная группа

В начале эксперимента

В конце эксперимента

Разница

В начале эксперимента

В конце эксперимента

Разница

Инженер

4,29

3,01

– 1,28

4,36

4,20

– 0,16

N

Психолог

2,32

1,78

– 0,54

2,20

2,39

+0,19

N

Юрист

2,03

1,03

– 1,00

2,07

1,91

– 0,16

+

Актёр

1,09

1,54

+0,45

1,01

1,09

+0,08

N

Полицейский

1,71

1,95

+0,24

2,05

1,87

– 0,18

Водитель

4,47

6,00

+1,53

4,50

4,82

+0,32

N

Повар

2,10

3,11

+1,01

2,56

2,52

– 0,04

Продавец

5,22

5,14

– 0,08

5,47

5,38

– 0,09

Учитель

4,44

2,69

– 1,75

4,50

5,15

+0,65

N

Врач

1,97

0,55

– 1,42

2,25

1,87

– 0,38

Менеджер

3,93

3,08

– 0,85

4,07

3,36

– 0,71

N

Программист

1,99

2,34

+0,35

1,95

1,81

– 0,14

+

Дизайнер

1,17

1,98

+0,81

1,06

0,97

– 0,09

+

Военный

1,08

1,98

+0,90

1,33

0,97

– 0,36

Уменьшение расстояния в экспериментальной группе отмечено для профессий: инженер (– 1,28), психолог (– 0,54), юрист (– 1,00), продавец (– 0,08), менеджер (– 0,85). Наибольшие изменения произошли относительно профессий учитель (– 1,75) и врач (– 1,42). Все вышеперечисленные профессии относились первоначально к группе отрицательных или нейтральных. Максимальный сдвиг по профессии учитель предположительно связан с тем, что эта профессия присутствовала в работе школьников на каждом занятии.

Для статистического подтверждения предварительных выводов был применен метод парного t-критерия Стьюдента. Полученное значение t-критерия Стьюдента для экспериментальной группы – 3,6 (критическое значение на уровне значимости p = 0,05 составляет 2,37). Так как полученное значение больше критического, можно утверждать о наличии статистически значимых различий привлекательности профессий до и после проведения эксперимента. В контрольной группе полученное значение t-критерия Стьюдента 0,8 является статистически незначимым.

Для определения результатов формирующего эксперимента также был применен метод номинального шкалирования.

На начальном этапе формирующего эксперимента старшеклассники экспериментальной и контрольной группы выразили свое отношение к заданным профессиям. Необходимо было заполнить номинальную шкалу и отметить соответствующий полюс признака «нравится – не нравится».

Для анализа результатов отдельно по каждой группе (экспериментальной и контрольной) и в дальнейшем для сравнительного анализа был использован критерий Фишера. Значимость различий на однопроцентном уровне была получена по профессиям: инженер, экономист, актер, водитель, продавец, учитель, менеджер, дизайнер и военный. Существенных сдвигов в сторону улучшения отношения к профессиям в контрольной группе в отличие от результатов экспериментальной группы не обнаружено (табл. 2).

Таблица 2

Изменение отношения к профессиям старшеклассников по результатам номинального шкалирования

Группа

Профессия

Привлекательность профессии

Экспериментальная группа

(кол-во старшеклассников, %)

Контрольная группа

(кол-во старшеклассников, %)

В начале эксперимента

В конце эксперимента

φэмп

В нача-ле эксперимента

В конце эксперимента

φэмп

Значение

Уровень значимости различий

Значение

Уровень значимости различий

Инженер

36

53,5

2,321

0,01

35,9

37,5

0,187

Учитель

25,6

45,3

2,728

0,01

28,1

32,8

0,583

N

Врач

41,9

60,5

2,452

0,01

39,1

39,1

0

Менеджер

31,4

48,8

2,341

0,01

35,9

31,3

0,554

Таким образом, по данным эмпирического значения φ* можно определить профессии, изменение отношения к которым находится в зоне значимости.

В экспериментальной группе в зоне значимости оказались результаты по профессиям: инженер, учитель, врач и менеджер. Следовательно, принимается гипотеза: доля старшеклассников, достигших уровня сформированности положительного образа профессии, в экспериментальной группе в конце эксперимента больше, чем в начале. Иными словами, разница в эмпирических показателях первого и итогового срезов может быть описана как «Есть эффект».

В контрольной группе в зоне значимости отсутствуют результаты по всем профессиям, следовательно, принимается гипотеза: доля старшеклассников, достигших уровня сформированности положительного образа профессии, в контрольной группе в конце эксперимента не больше, чем в начале. Разница в эмпирических показателях первого и итогового срезов может быть описана как «Нет эффекта».

Полученные результаты свидетельствуют о том, что тенденция роста уровня сформированности положительного образа профессии у старшеклассников наиболее выражена в экспериментальной группе. Установленная положительная динамика в экспериментальной группе, заметно превышающая динамику в контрольной группе, подтверждает гипотезу исследования и является основанием для общего вывода об эффективности разработанной нами модели процесса формирования положительного образа профессии у старшеклассников.

Подведем итоги и сформулируем общие выводы данного иссследования.

1. Предложенная идея педагогического сопровождения формирования положительного образа профессии у старшеклассников как эффективного средства поддержки их профессионального самоопределения предполагает рассмотрение категории «образ профессии» как совокупности представлений о профессии, интегрированных в некий формирующийся и изменяющийся на протяжении всей жизни целостный образ, отражающий ее сущность, внутреннее содержание и его эмоциональную оценку.

2. Подтвердилась эвристичность понимания педагогического сопровождения формирования положительного образа профессии как педагогической деятельности, обеспечивающей: расширение знаний о мире профессий (представления); стимулирование изменения эмоционального оценивания, интерпретации и выражения эмоций, связанных с образом профессии (отношение); приобретение опыта поведения, связанного с профессиональным самоопределением старшеклассника (действие выбора, принятие решения).

3. Разработанный диагностический комплекс (выбор старшеклассниками отношения к профессиям с использованием номинального шкалирования и определения расположения образа профессии в семантическом пространстве с использованием метода семантического дифференциала) позволяет изучить и измерить эффективность педагогического сопровождения формирования положительного образа профессии у старшеклассников.

4. Реализация модели педагогического сопровождения формирования положительного образа профессии у старшеклассников даёт возможность образовательной организации целенаправленно организовывать профориентационную деятельность в направлении социально актуальных профессий.