Во второй половине ХХ века предпринимались многочисленные попытки полностью перестроить теоретические основы педагогики, создать новую систему школьного образования. Особую роль в этом процессе играли новые религиозные и мистические учения, ставившие своей целью формирование «нового человека», впоследствии оказавшие непосредственное влияние на философию и культуру нью-эйдж. Многие из духовных учителей и мастеров второй половины ХХ века создали оригинальные философско-религиозные системы, в основе которых лежала идея трансформации человеческого сознания не только с помощью духовного саморазвития, но и с помощью изменения системы образования и воспитания человека в социуме. Немногие из духовных учителей смогли осуществить задуманное или системно изложить свои взгляды на новую систему образования. Редким исключением является учение Джидду Кришнамурти (1896–1986), в котором была изложена новая философия образования и даны конкретные советы по организации школьного воспитания.
Об этом философе и религиозном учителе, оказавшем огромное влияние на современную философию нью-эйдж и в целом на культуру постмодерна, написаны многочисленные научные и публицистические работы. Здесь можно упомянуть работы Л.П. Пендюриной [1–3], В.Ф. Петренко и А.П. Супруна [4]. Работы Дж. Кришнамурти оказали влияние в целом на взгляды на развитие личности человека [5]. Его собственные книги изданы многомиллионными тиражами по всему миру, а школы Кришнамурти действуют в Индии, США и Великобритании до сих пор [6, 7].
В нашей обзорной работе мы рассмотрим философские основы педагогической системы Дж. Кришнамурти, новые подходы к формированию личности ребенка и принципы построения школьного образования, высказанные им.
В 1953 г. вышла первая работа Дж. Кришнамурти по вопросам педагогики «Образование и смысл жизни», впоследствии были выпущены и другие работы, посвященные развитию педагогики и образования. В этой работе философ поставил задачу полной перестройки системы образования, исходя из изменения цели получения образования человека. «Главной задачей образования является формирование целостного, а значит, и разумного человека» [8, c. 23]. Для автора книги образование не есть простое накапливание фактов, навыков, догм, в том числе и религиозных. Главной проблемой современного образования является его разорванность между знаниями, внушаемыми школой, и реальной жизнью, которая намного многообразнее и динамичнее. Готовя любого ребенка к технической, манипулятивной, уже известной по шаблону, деятельности, мы его ставим перед задачей как бы втиснуть многообразный мир в рамки знания. Этот утилитарный подход уничтожает личность человека и приводит к кризису отношений между живым человеком, требованиями общества и динамически меняющимся миром. «Нас интересует не сам человек, а наше собственное представление о том, каким он должен быть. То, что должно быть, становится для нас намного важней, чем то, что есть, – важнее, чем личность во всей ее сложности. Если мы начнем воспринимать личность прямо и непосредственно, вместо того чтобы разглядывать ее через призму наших представлений о том, какой она должна быть, тогда мы будем иметь дело с тем, что есть» [9, c. 62].
Дж. Кришнамурти предлагает полностью перестроить образование, положить в его основу новые ценности. Но это не известные обществу ценности, не религиозные и духовные догмы, не моральные ценности, а умение воспринимать критически и творчески ум. Он уверен, что, если мы дадим личности развиваться вне навязанных идеалов и шаблонов, ребенок вырастет таким человеком, который сможет самостоятельно оценивать реальность и действовать в ней. Правильное образование заключается в том, чтобы принимать ребенка таким, какой он есть, а не навязывать ему наши представления о том, каким он должен быть. Заключая ученика в рамки наших представлений об идеале, мы заставляем его приспосабливаться, а это вызывает страх и становится причиной конфликтов между тем, какой он есть на самом деле, и тем, каким он должен быть. Центральным моментом всей педагогической системы Джидду Кришнамурти является «внутренняя свобода», именно её и нужно сохранить у ребенка во время обучения. Педагог, знающий о внутренней природе свободы, должен помочь каждому ученику в наблюдении и осознании сотворенных самим же подростком ценностей и пристрастий. Жизнь невозможна без взаимоотношений, а без самопознания любые взаимоотношения, будь то с одним человеком или со многими, приносят лишь конфликты и страдания. Конечно же, ребенку не объяснишь всего досконально, но если педагог и родители понимают важность человеческих взаимоотношений, тогда своим поведением и своим примером они наверняка могли бы показать ребенку без лишних слов и объяснений истинное значение духовной жизни.
Свобода мыслится Дж. Кришнамурти не совсем стандартно: «…свободы нельзя добиться с помощью дисциплины или сопротивления. Свобода – не цель, к которой следует стремиться. Свобода должна быть в самом начале, а не в конце, ее не следует отождествлять с неким отдаленным идеалом» [10, c. 45]. Дисциплина отвергается полностью. Правильное образование подразумевает развитие в личности свободы и разума, чего нельзя достигнуть, прибегнув к какой-либо форме принуждения или запугивания. Отношения учителя и ученика должны быть построены на взаимном уважении и любви. Дисциплина – это лёгкий способ для контроля над учеником, но она совсем не помогает становлению личности, так как навязывает уже известные правила и нормы, стараясь поставить их в основу формирующегося мировоззрения ребенка. Эти навязанные с помощью разных методов дисциплины нормы, взгляды и идеи, не прожиты ребенком, не выведены самостоятельно, они лишают человека легкости и живости восприятия реальности и столь желанной для Дж. Кришнамурти свободы.
Сам Дж. Кришнамурти не был сторонником мистицизма и религиозности в обучении, он исключал возможность введения какой-либо определенной идеологической системы, считая, что дети должны выводить моральные принципы из конкретного взаимодействия с людьми. Второй после свободы целью развития ребенка является получение еще одной важной составляющей личности – разума. «Разум – это способность видеть самое существенное. Но для того, чтобы обнаружить самое существенное, должна быть свобода от всех преград, которые ум построил для собственной безопасности и комфорта» [10, с. 34]. Главным препятствием в становлении разума является страх. Страх, как стремление ума к безопасности, к уже известной ситуации и системе и паническая боязнь увидеть, что-то новое, непривычное, а соответственно, и опасное. Но это то новое, что автоматически воспринимается как угроза, в большинстве случаев не составляет настоящей опасности, оно только мыслится как таковая. Поэтому в своей концепции Дж. Кришнамурти, многократно повторяет о необходимости воспитать разум, умеющий воспринимать живую реальность без страха неведомого. Стремление воспитать ребенка вне страха соединяет обе эти главные цели Дж. Кришнамурти – свободу и разум – в единую цель. Разум как оружие дает возможность человеку познать себя, свой внутренний психологический процесс. Чем совершеннее разум, тем лучше человек понимает себя и окружающий мир, а соответственно, становится свободнее от предрассудков и навязанных субъекту социальных норм. Такой подход к целям образования приводит к идее полного отказа от наказаний. Педагог, обладающий свободой и разумом и несущий её ребенку никогда не станет использовать власть для его наказания. Только стремление стать выше ребенка, подавить его административным, социальным или интеллектуальным авторитетом заставляет школу и каждого конкретного педагога применять наказания. Конечно, такой метод взаимодействия ребенка и педагога в системе Дж. Кришнамурти невозможен.
Такой подход к целям и методам образования, безусловно, роднит педагогические идеи Дж. Кришнамурти со всеми теориями гуманистической педагогики ХХ века, ставившей во главу угла личность ребенка и особо пристально и трепетно относящейся к формированию его внутреннего мира и отвергающей всякое насилие в его формировании [Подробнее об этом: 11, 12].Также можно отметить, что еще в 1940-х гг. в США возникло общественное объединение «Движение за развитие человеческого потенциала», которое можно назвать одной из предтечей движения нью-эйдж [13], также имеющего последователей и в нашей стране в настоящее время [14].
Необходимо отметить, что при таком подходе главной целью образования перестали быть собственно знания или некие прикладные умения и навыки. Ставится глобальная задача решить вопрос с неудовлетворенностью жизнью, со страхами каждой отдельной личности. Правильное образование начинается с преобразования самих себя. Поэтому проблема кадрового потенциала и самовоспитания самого учителя и индивидуальной работы с каждым учеником наиболее актуальна для Дж. Кришнамурти. Учитель сам должен быть внутренне свободен, иначе не произойдет нормального общения учителя с учеником. Если ядро школьного коллектива состоит из самоотверженных и преданных своему делу педагогов, то оно будет притягивать и собирать вокруг себя людей подобных убеждений. Тот, кому это не интересно, очень скоро обнаружит себя не на своем месте и уйдет. Если центр деятелен и бдителен, то равнодушная периферия вскоре истощится и исчезнет, но если равнодушен центр, то вся группа будет ненадежна и слаба. И при взаимодействии учителя и ученика должна произойти перестройка мировоззрения, которая называется «внутренняя революция». Эта революция означает обретение человеком свободы, которая дает ему возможность гармонично взаимодействовать с внешним миром и самому его гармонизировать – появляется целостный человек.
Переходя от формулирования целей образования к теме конкретной организации системы школьного образования, Дж. Кришнамурти указывает на необходимость трех главных условий её существования на новых основах.
Первое условие – чтобы школы были не большими по количеству учащихся, так как создавая громадные учебные заведения и пользуясь услугами зависящих от системы педагогов, не способных оказать должного внимания и поддержки каждому ученику, мы поощряем учащихся заниматься банальным отбором фактов, развитием способностей и учим их мыслить в рамках заданных шаблонов. «Истинные ценности нельзя привить в процессе массового обучения. Этого можно добиться лишь при тщательном изучении и глубоком понимании причин трудностей, склонностей и возможностей каждого ребенка» [8, с. 85]. Любая массовость, стремление собрать в классе большое количество человек и обучить их универсальным знаниям через общие методы разрушает педагогический процесс. В центре любой школы должен стоять педагог-энтузиаст, именно он и станет ядром маленького коллектива.
Второе условие – это требование чтобы система образования не была государственной или религиозной. Она должна содержаться на деньги родителей или их объединений, в крайнем случае на деньги муниципальных образований, неконтролируемых государственными ведомствами или богатыми конфессиями. Это должно спасти школу от внешнего давления, от навязывания необходимых социуму стандартов знаний и умений необходимых для передачи детям. Государственное или конфессиональное вмешательство, по мнению философа, в явном или скрытом вариантах, привносит в школьное образование идеологию. Идеология как иерархическая система социальных норм делает человека несвободным, загоняет его в узкие рамки этнической, конфессиональной, статусной, гендерной и других видов самоидентификации. В своих знаменитых диалогах с физиком Дэвидом Бомом Джидду Кришнамурти много раз подчеркивал идею о невозможности творческого взгляда на мир, если сознание затуманено уже сложившимися концепциями и подходами к окружающему миру [15]. Избавить школу от государства и церкви, от влияния идеологического взгляда на мир – одна из важнейших задач новой системы образования. Дж. Кришнамурти понимал, что невозможно полностью удалить влияние общества на школу, внешних общественно-политических реалий на педагога и школьника, но минимизировать их и дать возможность познавать мир без вмешательства закостенелой системы любых по идеологической окраске верований – этого можно реально добиться. Конечно, предлагаемая система ставила школы Кришнамурти в оппозицию к уже существующей системе, но философ этого и хотел, он считал, что нужно революционно изменить и систему образования и самого человека.
Третье условие – это демократичность в самом устройстве и управлении школы, организации образовательного процесса. Директор не должен доминировать над коллективом и брать на себя всю ответственность. Напротив, каждый учитель обязан чувствовать себя ответственным за общее дело. Ведь если педагог целиком и полностью предан делу правильного образования, он не нуждается в понуканиях, руководстве и надзоре. Разумный преподаватель бесконечно гибок в развитии своих способностей. Не нарушая своей внутренней свободы, он твердо придерживается правил и старается быть полезным для школы. Если не понимающий психологической основы послушания человек вдруг решает не подчиняться власти, то это неизбежно приведет его к внутреннему хаосу и беспорядку. Причина такого беспорядка кроется не в отсутствии руководящего начала, а в недостаточной заинтересованности методами правильного образования. Если же заинтересованность подлинная и глубокая, то каждый учитель будет считать своим долгом, трудиться на благо своей школы. Конфликты и трения в любых отношениях неизбежны, но они становятся преувеличенными, если нет общей заинтересованности. Большое внимание Дж. Кришнамурти уделяет постоянному общению и обсуждению всех проблем между учителями и учениками. Чрезвычайно важно, чтобы ученики и педагоги имели возможность регулярно собираться для обсуждения вопросов, касающихся благосостояния всего коллектива. Необходимо создать совет школьников, в котором участвовали бы и педагоги.
Особый акцент делается на школьном самоуправлении. Учащиеся должны избрать из своего коллектива того, кто отвечал бы за выполнение решений и общий надзор. Школьное самоуправление, в конце концов, не что иное, как самоуправление в дальнейшей, взрослой жизни. Ведь если в школе ребенок научится быть внимательным, объективным и благоразумным в любом споре, касающемся его каждодневных забот, то и в будущем он сможет достойно и невозмутимо встречать более сложные жизненные испытания. Школа должна научить ребенка понимать трудности и особенности других людей, их настроения и характеры, и тогда, повзрослев, он будет проявлять гуманность и терпение по отношению к другим.
Важную роль в процессе формирования новой системы образования Дж. Кришнамурти отводил родителям и семейному воспитанию. Все вышеперечисленные факторы создания нового образования не возможны без родителей как инициаторов и главной движущей силы в деле его становления. Сами родители должны прийти к необходимости новых целей образования в виде свободы и разума и отказаться от навязанных социальных клише о необходимости готовить детей к власти, славе и богатству. Осознав новые цели, родители поймут важность становления малых школ с новой образовательной средой и педагогами-энтузиастами и, соответственно, смогут объединиться в общественные ассоциации. Такие ассоциации приведут к формированию сети общественных малых школ, строящихся на основах свободной педагогики Дж. Кришнамурти. Если все эти условия будут выполнены, считал Дж. Кришнамурти, удастся создать новую школьную систему, которая сможет помочь миллионам людей по-новому оценить себя и окружающий мир.
На основе новой философии образования Дж. Кришнамурти в 1960–1770-е гг. ХХ века были созданы школы в Великобритании и Индии, которые попытались реализовать идеи знаменитого духовного учителя. Сам Дж. Кришнамурти не был полностью доволен реализацией своих идей, но регулярно встречался с учениками школ, переписывался с ними [16]. Причинами его недовольства была сильная зависимость новых школ от социального окружения, невозможность воспитать в полном объеме принципы разума и свободы, описанные в работах философа.
Школы фонда Джидду Кришнамурти до сих пор существуют и пытаются реализовать его систему образования свободного человека. Многие педагогические взгляды на свободу личности, на целостное воспитание, на отсутствие самоценности знаний оказались органически включены в современную западную педагогическую мысль. Особенно актуальной и для отечественной и западной педагогики XXI века стали идеи о комплексном, целостном формировании личности ребенка через процесс образования, ничем не отличающийся от проживания жизни. Конечно реализация всей педагогической модели Дж. Кришнамурти, особенно в рамках массовой школы невозможна, но она оказала и до сих пор продолжает оказывать влияние на развитие инновационной педагогической мысли.