В настоящее время в связи с использованием устаревшего оборудования, его значительной изношенностью, а также в связи с применением устаревших технологий на многих машиностроительных предприятиях отмечается неудовлетворительное положение в области охраны труда [1, 2]. Исходя из сложившейся ситуации, можно выделить два основных пути улучшения показателей деятельности, которые не требуют значительных финансовых вложений, так как не связаны с быстрым обновлением станочного парка или внедрением в производство инновационных технологий. Первый путь состоит в применении методов прогнозирования вероятных сбоев технологического процесса, приводящих к авариям и несчастным случаям. Второй путь состоит в улучшении системы управления за счет применения процессного подхода и обеспечения качества производственных процессов и процессов системы охраны труда. Одновременная реализация этих двух подходов позволила бы значительно повысить уровень безопасности уже существующих производств.
Процессный и риск-ориентированный подходы положены также в основу другой системы менеджмента – системы менеджмента качества. В стандартах менеджмента качества содержатся наиболее современные требования и рекомендации по системам управления.
Целью настоящей статьи является обоснование необходимости использования процессного подхода для создания риск-ориентированных систем управления безопасностью труда на основе действующих стандартов системы управления охраной труда.
Нужно отметить, что системы управления безопасностью труда (СУБТ) и система менеджмента качества (СМК) значительно отличаются друг от друга, но являются частями единой системы менеджмента предприятия. Система управления охраной труда представляет собой одну из наиболее старых и распространенных систем управления, существующих в промышленности. Отличительная черта такой системы состоит в том, что всему, что касается охраны жизни и здоровья работников, придан единый государственный нормативно-правовой характер. Согласно ст. 211 Трудового кодекса РФ государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности. К нормативным правовым актам, содержащим государственные нормативные требования охраны труда, относятся стандарты безопасности труда, правила и типовые инструкции по охране труда, государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила и нормы, санитарные нормы, санитарные правила и гигиенические нормативы, устанавливающие требования к факторам производственной среды и трудового процесса) [3]. Ни одна из существующих на предприятиях систем менеджмента не работает в таком насыщенном правовом поле. Создание, структуру, требования, задачи и функции системы охраны труда, порядок выполнения действий внутри системы одновременно регламентируют различные документы от Конституции РФ, постановлений правительства и федеральных законов до национальных, межгосударственных и международных стандартов. Подходы, цели, объем требований, задачи создания и область применения этих документов отличаются, хотя и направлены на достижение одной общей цели – поддержание приемлемого уровня безопасности на производстве.
Для нужд государственного контроля систем безопасности труда используются требования, изложенные в Типовом положении о системе управления охраной труда, утвержденном в Приказе Минтруда России от 19.08.2016 № 438н, и формы статистической отчетности по охране труда [4].
Методические функции по созданию систем управления выполняют стандарты. В настоящее время на территории РФ одновременно действуют национальные и межгосударственные стандарты, как в области управления безопасностью труда, так и в области менеджмента качества.
Создание систем менеджмента качества описано в национальных стандартах РФ [5, 6], и межгосударственных стандартах [7, 8]. Требования по реализации процессного подхода изначально были основой СМК, т.к. он позволяет рассматривать любую деятельность в виде процесса, направленного на достижение запланированного результата. Он дополнен системным подходом и предполагает применение цикла PDCA. Нужно отметить, что такой подход может применяться в любой системе менеджмента. Это значит, что система менеджмента управляет взаимодействующими процессами (системой процессов) и ресурсами, требуемыми для обеспечения значимых результатов для соответствующих заинтересованных сторон. Такой подход позволяет высшему руководству оптимизировать использование ресурсов, учитывая долгосрочные и краткосрочные последствия принятых решений. Деятельность системы ориентирована на удовлетворение потребностей внутренних и внешних потребителей и заинтересованных сторон, так как это гарантирует конкурентоспособность предприятия [5–8]. В стандартах сделан особый акцент на необходимость сочетания оценки рисков, цикла PDCA и процессного подхода.
Основное отличие СМК от систем управления охраной труда состоит в том, что результаты ее деятельности не настолько жестко регламентированы законодательством. Ограничения и требования определяются состоянием внешней среды организации и требованиями заинтересованных сторон, то есть носят экономический характер. Они в гораздо меньшей степени регламентируются государством, что предполагает большую свободу действий при проведении изменений. И, кроме того, применение стандартов системы менеджмента качества носит добровольный характер, а сами стандарты содержат методические рекомендации по созданию, эксплуатации СМК и требования, необходимые для сертификации. Для этих систем разработаны специфические средства и методы управления, которые могут быть полезны для всех систем менеджмента.
Рассмотрим наличие требований по процессному подходу в стандартах на системы управления безопасностью труда (СУБТ).
Близкие подходы к менеджменту предлагаются в стандарте системы безопасности труда ГОСТ Р 12.0.007-2009 [9]. Во введении к этому стандарту содержится прямое указание на необходимость применения одинаковых принципов и методологии при построении СМК и СУБТ. В основу модели системы управления безопасностью труда положен цикл, аналогичный циклу PDCA. Деятельность СУБТ основана на принципе последовательного выполнения функций управления: «организация – планирование и применение – оценка (контроль) – действия по совершенствованию» [9]. Стандарт предназначен для создания на предприятии эффективной системы управления охраной труда, элементы которой могут быть объединены с элементами других систем управления с тем, чтобы содействовать формированию интегрированной системы менеджмента. Стандарт содержит определение процессного подхода, системного подхода, а также определение понятия «система охраны труда». Согласно этому документу, применение в организации управляемой системы непрерывных взаимодействующих процессов, влияющих на охрану труда (при производстве), с использованием ресурсов называется «процессным подходом». Системный подход в нем рассматривается как управление системой процессов. Но этот стандарт относит процессы, связанные с охраной труда, к производственным процессам предприятия, а не к процессам системы управления охраной труда. В нем объединены понятия функция и действие, что характерно для перехода от функциональной системы управления к процессной.
В то же время в нем прямо говорится, что системный подход «позволяет сосредотачивать усилия на наиболее важных процессах и осуществлять непрерывное улучшение системы управления охраной труда посредством проверки (аудита), оценки и последующих модернизаций. В результате повышается результативность и эффективность деятельности организации в этой сфере» [9]. В стандарте прослеживается связь традиционных функций системы охраны труда и современных принципов процессного управления.
Таким образом, понимание «процессного подхода» отличается от трактовок, предложенных Международной организацией по стандартизации (ISO). В стандартах менеджмента качества ISO «любая деятельность, в которой используются ресурсы для преобразования входов в выходы, может рассматриваться как процесс. Систематическое определение и менеджмент процессов, применяемых организацией, и особенно взаимодействие этих процессов могут рассматриваться как «процессный подход» [8]. Более позднее определение рассматривает «процессный подход» следующим образом: «Последовательные и прогнозируемые результаты достигаются более эффективно и результативно, когда деятельность осознается и управляется как взаимосвязанные процессы, которые функционируют как согласованная система. Система менеджмента качества предназначена для управления взаимосвязанными процессами, для достижения целей организации в области качества. Понимание того, каким образом этой системой создаются результаты, позволяет организации оптимизировать систему и ее результаты деятельности» [5]. Стандарт подчеркивает важность участия работников всех уровней и определяет эти уровни. Участие работников является важнейшим элементом системы управления охраной труда в организации. В этом он близок к представлениям альтернативного менеджмента.
В национальном стандарте РФ ГОСТ Р 54934-2012 [10] приняты во внимание соответствующие положения из ISO 9001, ILO-ОSH и других стандартов или публикаций, касающихся систем менеджмента безопасности труда и охраны здоровья. Документ разработан с учетом совместимости с ГОСТ Р ИСО 9001. Модель, предложенная в стандарте, близка к модели менеджмента качества ISO, т.к. основана на применении цикла PDCA и позволяет управлять деятельностью на основе процессного подхода. но не содержит каких-либо определений или указаний по этому вопросу. Основным в этой системе менеджмента является идентификация опасностей и рисков, и все виды деятельности строятся на ее базе. Таким способом реализуется мышление, основанное на оценке рисков. В первую очередь рассматриваются те процессы, которые связаны с идентифицированными опасностями. Тем не менее рекомендуемые подходы очень близки к принципам и требованиям системы менеджмента качества. Можно ожидать, что применение в полной мере процессного подхода может значительно повысить эффективность и прозрачность систем менеджмента безопасности труда и охраны здоровья.
Требования по применению процессного подхода в действующих стандартах на системы менеджмента качества и управления охраной труда
ГОСТ Р 54934 – 2012/OHSAS 18001:2007 |
ГОСТ Р 12.0.007-2009 |
ГОСТ Р 12.0.230-2007 |
ГОСТ ISO 9001-2011 |
ГОСТ Р ИСО 9001-2015 |
|||||
– |
Введение |
– |
Введение |
0 0.1 0.2 |
Введение. Общие положения. Процессный подход |
0 01 03 |
Введение. Общие положения. Процессный подход |
||
4.4.6 |
Управление деятельностью |
4.1 |
Системный подход к управлению охраной труда (процессы упоминаются в пп 4.1.2) |
4 4.3 4.3.2 |
Система управления охраной труда в организации. Обязанности и ответственность. «Должны быть установлены структуры и процессы…» |
7.1 7.2 7.2.1 7.4.1 8.4 |
Планирование процессов жизненного цикла продукции. Процессы, связанные с потребителями. Определение требований, относящихся к продукции. Процесс закупок. Мониторинг и измерение процессов |
4.4 7.1.4 7.1.6 8.1 8.4 |
Система менеджмента качества и ее процессы. Среда для функционирования процессов. Знания организации (необходимые для функционирования ее процессов. Планирование и управление деятельностью на стадиях жизненного цикла продукции и услуг. Управление процессами, продукцией и услугами, поставляемыми внешними поставщиками |
4.5 |
Проверки |
4.5 |
Контроль |
8 |
Измерение, анализ и улучшение |
9 |
Оценка результатов деятельности |
||
4.5.1 |
Измерение и мониторинг показателей деятельности |
4.5.1 |
Мониторинг и измерение |
7.6 8.1 8.2.3 8.2.4 8.4 |
Управление устройствами для мониторинга и измерений. Общие положения. Мониторинг и измерение процессов. Мониторинг и измерение продукции. Анализ данных |
9.1 |
Мониторинг, измерение, анализ и оценка |
В пункте 6 рекомендацией Конвенции 187 МОТ установлено, что государства – члены МОТ должны содействовать принятию системного подхода к управлению охраной труда, изложенному в документе ILO-OSH 2001 [10]. Межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.230 [11] полностью основан на выполнении этих рекомендаций. В его основе лежат требования к системам управления охраной труда, разработанные Международной организацией труда (МОТ), в соответствии с общепризнанными международными принципами, которые определены входящими в МОТ представителями трех сторон социально-трудовых отношений. Во введении к стандарту в модель системы управления охраной труда включены те же основные структурные элементы, что представлены в ГОСТ Р 12.007 [9]. Однако в этом стандарте не содержится прямых указаний на необходимость внедрения процессного и системного подхода. Отсутствуют также соответствующие определения. При этом всем руководителям в своих подразделениях в пределах полномочий и по своим направлениям следует обеспечивать наличие людских (человеческих), материальных и финансовых ресурсов, позволяющих эффективно разрабатывать, внедрять, пересматривать и поддерживать систему управления охраной труда.
В стандарте подробно описано распределение обязанностей и перечень документов по системе охраны труда и последовательность выполнения действий при реализации основных разделов системы. Таким образом, этот документ предполагает наличие в организации классического функционального подхода к менеджменту.
В таблице приведена сравнительная оценка требований по реализации процессного подхода в действующих стандартах системы безопасности труда, системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья и стандартах системы менеджмента качества. Приведенные данные подтверждают, что в стандартах системы управления безопасностью труда практически не содержится методических указаний по применению процессного подхода. Проведенной в них информации недостаточно для того, чтобы предприятия строили деятельность по управлению системой на его основе. При проверках государственными службами и в статистической информации по результатам деятельности систем управления безопасностью труда этот аспект и его влияние на улучшение показателей системы практически не учитывается.
Таким образом, анализ подходов к менеджменту показал, что стандарты на системы охраны труда гораздо меньше ориентированы на применение процессного подхода, чем стандарты системы менеджмента качества, несмотря на то, что процессный подход в них декларирован. Ни в одном из них не рассматриваются возможности улучшения показателей системы за счет улучшения качества процессов, а персонал не рассматривается как активная сила, непосредственно формирующая степень выполнения основных показателей деятельности предприятия по безопасности труда.
Это позволяет сделать вывод о том, что процессный подход недооценен при управлении системами охраны труда. Применение в полной мере подходов и принципов менеджмента качества процессов, предложенного в стандартах СМК, может стать эффективным инструментом повышения их результативности и эффективности. Развитие этих требований позволит расширить инструментарий специалистов в области управления охраной труда элементами нормативного, количественного и организационного подходов к менеджменту, положенных в основу инструментов, средств и методов управления качеством.