Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,899

ANALYSIS OF REQUIREMENTS FOR IMPLEMENTATION OF THE PROCESS APPROACH IN THE SYSTEMS OF SAFETY MANAGEMENT

Solod V.S. 1 Shabalin G.A. 1 Novikov V.V. 1 Shabalina S.G. 1 no name 2
1 Kuban State Technological University
2 Ministry of Labor and Social Development Administration of Krasnodar Region
This article is devoted to the analysis of the requirements for the implementation of the process approach to management contained in the current regulatory documents of the labor safety management system. The purpose of the study was to justify the need to use a process approach to create risk-based safety management systems for machine-building enterprises. The management of modern OSH systems is based on the systemic and functional approaches to management set out in the regulatory and legal documentation. The existing standards of the occupational safety management system are also based on the systemic requirements in accordance with the ILO Convention. Comparison with approaches and recommendations on the process approach for the quality management system is made. The conclusion is made about the need to apply a risk – oriented process approach to OSH systems, despite a significant number of regulatory requirements and restrictions.
normative documents
requirements
process approach
risk-oriented management system

В настоящее время в связи с использованием устаревшего оборудования, его значительной изношенностью, а также в связи с применением устаревших технологий на многих машиностроительных предприятиях отмечается неудовлетворительное положение в области охраны труда [1, 2]. Исходя из сложившейся ситуации, можно выделить два основных пути улучшения показателей деятельности, которые не требуют значительных финансовых вложений, так как не связаны с быстрым обновлением станочного парка или внедрением в производство инновационных технологий. Первый путь состоит в применении методов прогнозирования вероятных сбоев технологического процесса, приводящих к авариям и несчастным случаям. Второй путь состоит в улучшении системы управления за счет применения процессного подхода и обеспечения качества производственных процессов и процессов системы охраны труда. Одновременная реализация этих двух подходов позволила бы значительно повысить уровень безопасности уже существующих производств.

Процессный и риск-ориентированный подходы положены также в основу другой системы менеджмента – системы менеджмента качества. В стандартах менеджмента качества содержатся наиболее современные требования и рекомендации по системам управления.

Целью настоящей статьи является обоснование необходимости использования процессного подхода для создания риск-ориентированных систем управления безопасностью труда на основе действующих стандартов системы управления охраной труда.

Нужно отметить, что системы управления безопасностью труда (СУБТ) и система менеджмента качества (СМК) значительно отличаются друг от друга, но являются частями единой системы менеджмента предприятия. Система управления охраной труда представляет собой одну из наиболее старых и распространенных систем управления, существующих в промышленности. Отличительная черта такой системы состоит в том, что всему, что касается охраны жизни и здоровья работников, придан единый государственный нормативно-правовой характер. Согласно ст. 211 Трудового кодекса РФ государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности. К нормативным правовым актам, содержащим государственные нормативные требования охраны труда, относятся стандарты безопасности труда, правила и типовые инструкции по охране труда, государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила и нормы, санитарные нормы, санитарные правила и гигиенические нормативы, устанавливающие требования к факторам производственной среды и трудового процесса) [3]. Ни одна из существующих на предприятиях систем менеджмента не работает в таком насыщенном правовом поле. Создание, структуру, требования, задачи и функции системы охраны труда, порядок выполнения действий внутри системы одновременно регламентируют различные документы от Конституции РФ, постановлений правительства и федеральных законов до национальных, межгосударственных и международных стандартов. Подходы, цели, объем требований, задачи создания и область применения этих документов отличаются, хотя и направлены на достижение одной общей цели – поддержание приемлемого уровня безопасности на производстве.

Для нужд государственного контроля систем безопасности труда используются требования, изложенные в Типовом положении о системе управления охраной труда, утвержденном в Приказе Минтруда России от 19.08.2016 № 438н, и формы статистической отчетности по охране труда [4].

Методические функции по созданию систем управления выполняют стандарты. В настоящее время на территории РФ одновременно действуют национальные и межгосударственные стандарты, как в области управления безопасностью труда, так и в области менеджмента качества.

Создание систем менеджмента качества описано в национальных стандартах РФ [5, 6], и межгосударственных стандартах [7, 8]. Требования по реализации процессного подхода изначально были основой СМК, т.к. он позволяет рассматривать любую деятельность в виде процесса, направленного на достижение запланированного результата. Он дополнен системным подходом и предполагает применение цикла PDCA. Нужно отметить, что такой подход может применяться в любой системе менеджмента. Это значит, что система менеджмента управляет взаимодействующими процессами (системой процессов) и ресурсами, требуемыми для обеспечения значимых результатов для соответствующих заинтересованных сторон. Такой подход позволяет высшему руководству оптимизировать использование ресурсов, учитывая долгосрочные и краткосрочные последствия принятых решений. Деятельность системы ориентирована на удовлетворение потребностей внутренних и внешних потребителей и заинтересованных сторон, так как это гарантирует конкурентоспособность предприятия [5–8]. В стандартах сделан особый акцент на необходимость сочетания оценки рисков, цикла PDCA и процессного подхода.

Основное отличие СМК от систем управления охраной труда состоит в том, что результаты ее деятельности не настолько жестко регламентированы законодательством. Ограничения и требования определяются состоянием внешней среды организации и требованиями заинтересованных сторон, то есть носят экономический характер. Они в гораздо меньшей степени регламентируются государством, что предполагает большую свободу действий при проведении изменений. И, кроме того, применение стандартов системы менеджмента качества носит добровольный характер, а сами стандарты содержат методические рекомендации по созданию, эксплуатации СМК и требования, необходимые для сертификации. Для этих систем разработаны специфические средства и методы управления, которые могут быть полезны для всех систем менеджмента.

Рассмотрим наличие требований по процессному подходу в стандартах на системы управления безопасностью труда (СУБТ).

Близкие подходы к менеджменту предлагаются в стандарте системы безопасности труда ГОСТ Р 12.0.007-2009 [9]. Во введении к этому стандарту содержится прямое указание на необходимость применения одинаковых принципов и методологии при построении СМК и СУБТ. В основу модели системы управления безопасностью труда положен цикл, аналогичный циклу PDCA. Деятельность СУБТ основана на принципе последовательного выполнения функций управления: «организация – планирование и применение – оценка (контроль) – действия по совершенствованию» [9]. Стандарт предназначен для создания на предприятии эффективной системы управления охраной труда, элементы которой могут быть объединены с элементами других систем управления с тем, чтобы содействовать формированию интегрированной системы менеджмента. Стандарт содержит определение процессного подхода, системного подхода, а также определение понятия «система охраны труда». Согласно этому документу, применение в организации управляемой системы непрерывных взаимодействующих процессов, влияющих на охрану труда (при производстве), с использованием ресурсов называется «процессным подходом». Системный подход в нем рассматривается как управление системой процессов. Но этот стандарт относит процессы, связанные с охраной труда, к производственным процессам предприятия, а не к процессам системы управления охраной труда. В нем объединены понятия функция и действие, что характерно для перехода от функциональной системы управления к процессной.

В то же время в нем прямо говорится, что системный подход «позволяет сосредотачивать усилия на наиболее важных процессах и осуществлять непрерывное улучшение системы управления охраной труда посредством проверки (аудита), оценки и последующих модернизаций. В результате повышается результативность и эффективность деятельности организации в этой сфере» [9]. В стандарте прослеживается связь традиционных функций системы охраны труда и современных принципов процессного управления.

Таким образом, понимание «процессного подхода» отличается от трактовок, предложенных Международной организацией по стандартизации (ISO). В стандартах менеджмента качества ISO «любая деятельность, в которой используются ресурсы для преобразования входов в выходы, может рассматриваться как процесс. Систематическое определение и менеджмент процессов, применяемых организацией, и особенно взаимодействие этих процессов могут рассматриваться как «процессный подход» [8]. Более позднее определение рассматривает «процессный подход» следующим образом: «Последовательные и прогнозируемые результаты достигаются более эффективно и результативно, когда деятельность осознается и управляется как взаимосвязанные процессы, которые функционируют как согласованная система. Система менеджмента качества предназначена для управления взаимосвязанными процессами, для достижения целей организации в области качества. Понимание того, каким образом этой системой создаются результаты, позволяет организации оптимизировать систему и ее результаты деятельности» [5]. Стандарт подчеркивает важность участия работников всех уровней и определяет эти уровни. Участие работников является важнейшим элементом системы управления охраной труда в организации. В этом он близок к представлениям альтернативного менеджмента.

В национальном стандарте РФ ГОСТ Р 54934-2012 [10] приняты во внимание соответствующие положения из ISO 9001, ILO-ОSH и других стандартов или публикаций, касающихся систем менеджмента безопасности труда и охраны здоровья. Документ разработан с учетом совместимости с ГОСТ Р ИСО 9001. Модель, предложенная в стандарте, близка к модели менеджмента качества ISO, т.к. основана на применении цикла PDCA и позволяет управлять деятельностью на основе процессного подхода. но не содержит каких-либо определений или указаний по этому вопросу. Основным в этой системе менеджмента является идентификация опасностей и рисков, и все виды деятельности строятся на ее базе. Таким способом реализуется мышление, основанное на оценке рисков. В первую очередь рассматриваются те процессы, которые связаны с идентифицированными опасностями. Тем не менее рекомендуемые подходы очень близки к принципам и требованиям системы менеджмента качества. Можно ожидать, что применение в полной мере процессного подхода может значительно повысить эффективность и прозрачность систем менеджмента безопасности труда и охраны здоровья.

Требования по применению процессного подхода в действующих стандартах на системы менеджмента качества и управления охраной труда

ГОСТ Р 54934 – 2012/OHSAS 18001:2007

ГОСТ Р 12.0.007-2009

ГОСТ Р 12.0.230-2007

ГОСТ ISO 9001-2011

ГОСТ Р ИСО 9001-2015

Введение

Введение

   

0

0.1

0.2

Введение.

Общие положения.

Процессный подход

0

01

03

Введение.

Общие положения.

Процессный подход

4.4.6

Управление деятельностью

4.1

Системный подход к управлению охраной труда (процессы упоминаются в пп 4.1.2)

4

4.3

4.3.2

Система управления охраной труда в организации.

Обязанности и ответственность.

«Должны быть установлены структуры и процессы…»

7.1

7.2

7.2.1

7.4.1

8.4

Планирование процессов жизненного цикла продукции.

Процессы, связанные с потребителями.

Определение требований, относящихся к продукции.

Процесс закупок.

Мониторинг и измерение процессов

4.4

7.1.4

7.1.6

8.1

8.4

Система менеджмента качества и ее процессы.

Среда для функционирования процессов.

Знания организации (необходимые для функционирования ее процессов.

Планирование и управление деятельностью на стадиях жизненного цикла продукции и услуг.

Управление процессами, продукцией и услугами, поставляемыми внешними поставщиками

4.5

Проверки

4.5

Контроль

   

8

Измерение, анализ и улучшение

9

Оценка результатов деятельности

4.5.1

Измерение и мониторинг показателей деятельности

4.5.1

Мониторинг и измерение

   

7.6

8.1

8.2.3

8.2.4

8.4

Управление устройствами для мониторинга и измерений.

Общие положения.

Мониторинг и измерение процессов.

Мониторинг и измерение продукции.

Анализ данных

9.1

Мониторинг, измерение, анализ и оценка

 

В пункте 6 рекомендацией Конвенции 187 МОТ установлено, что государства – члены МОТ должны содействовать принятию системного подхода к управлению охраной труда, изложенному в документе ILO-OSH 2001 [10]. Межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.230 [11] полностью основан на выполнении этих рекомендаций. В его основе лежат требования к системам управления охраной труда, разработанные Международной организацией труда (МОТ), в соответствии с общепризнанными международными принципами, которые определены входящими в МОТ представителями трех сторон социально-трудовых отношений. Во введении к стандарту в модель системы управления охраной труда включены те же основные структурные элементы, что представлены в ГОСТ Р 12.007 [9]. Однако в этом стандарте не содержится прямых указаний на необходимость внедрения процессного и системного подхода. Отсутствуют также соответствующие определения. При этом всем руководителям в своих подразделениях в пределах полномочий и по своим направлениям следует обеспечивать наличие людских (человеческих), материальных и финансовых ресурсов, позволяющих эффективно разрабатывать, внедрять, пересматривать и поддерживать систему управления охраной труда.

В стандарте подробно описано распределение обязанностей и перечень документов по системе охраны труда и последовательность выполнения действий при реализации основных разделов системы. Таким образом, этот документ предполагает наличие в организации классического функционального подхода к менеджменту.

В таблице приведена сравнительная оценка требований по реализации процессного подхода в действующих стандартах системы безопасности труда, системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья и стандартах системы менеджмента качества. Приведенные данные подтверждают, что в стандартах системы управления безопасностью труда практически не содержится методических указаний по применению процессного подхода. Проведенной в них информации недостаточно для того, чтобы предприятия строили деятельность по управлению системой на его основе. При проверках государственными службами и в статистической информации по результатам деятельности систем управления безопасностью труда этот аспект и его влияние на улучшение показателей системы практически не учитывается.

Таким образом, анализ подходов к менеджменту показал, что стандарты на системы охраны труда гораздо меньше ориентированы на применение процессного подхода, чем стандарты системы менеджмента качества, несмотря на то, что процессный подход в них декларирован. Ни в одном из них не рассматриваются возможности улучшения показателей системы за счет улучшения качества процессов, а персонал не рассматривается как активная сила, непосредственно формирующая степень выполнения основных показателей деятельности предприятия по безопасности труда.

Это позволяет сделать вывод о том, что процессный подход недооценен при управлении системами охраны труда. Применение в полной мере подходов и принципов менеджмента качества процессов, предложенного в стандартах СМК, может стать эффективным инструментом повышения их результативности и эффективности. Развитие этих требований позволит расширить инструментарий специалистов в области управления охраной труда элементами нормативного, количественного и организационного подходов к менеджменту, положенных в основу инструментов, средств и методов управления качеством.