Характерная для современного гиревого спорта ранняя специализация предполагает учет возрастных особенностей подготовки юных гиревиков, в частности переосмысления не только цели, задач, методов, форм, но и средств спортивной подготовки в процессе многолетней тренировки в связи с их возрастом.
В настоящее время в теории и методике гиревого спорта благодаря творческой работе тренеров и научных работников накопился богатый комплекс тренировочных средств гиревиков: бесснарядный комплекс упражнений [5, 7]; упражнения для развития мышц кистей и предплечий [12]; ОРУ с гирями (гирей) [5]; специальные упражнения силового характера с гирями [16]; упражнения с гирями, гантелями, штангой и на снарядах, выполняемые на этапе начальной спортивной специализации по круговой системе [4, 16]; кроссовая подготовка гиревиков [1, 8, 9, 11, 13, 19]; вспомогательные упражнения как средства для развития гибкости в плечевых и локтевых суставах гиревиков, способствующих повышению эффективности исполнения подседа и фиксации [6]; специально-вспомогательные упражнения для рывка и толчка [2]; подводящие упражнения для толчка и рывка [2 и др.]; средства восстановления и методика комплексного применения средств восстановления [10, 15]; устройство для тренировки и определения биомеханических характеристик двигательного действия гиревика «Улитка» [14]; устройство для укрепления мышц кистей и предплечий рук, а также универсальный маятниковый тренажер для определения и развития силы спортсменов-гиревиков [17, 18].
Между тем особенности применения средств спортивной подготовки гиревиков в процессе многолетней тренировки остаются недостаточно раскрытыми.
Поэтому целью нашего исследования стали теоретический анализ и обобщение особенностей средств спортивной (физической) подготовки гиревиков в процессе поэтапной многолетней тренировки.
Материалы и методы исследования
Для достижения цели исследования нами применялись методы анализа и обобщения научно-методической литературы, опыта собственной соревновательной и тренерской деятельности, беседа, систематизация.
Анализ и обобщение научно-методической литературы, опыта собственной соревновательной и педагогической деятельности позволили составить представление о степени научной разработанности исследуемой проблемы.
Метод беседы применялся для определения применяемых средств тренерами и спортсменами в области гиревого спорта.
Систематизация применялась для приведения средств физической подготовки гиревиков в процессе поэтапной многолетней тренировки.
Результаты исследования и их обсуждение
С учетом анализа литературных данных, результатов выполненных нами экспериментальных исследований и анкетного опроса высококвалифицированных спортсменов-гиревиков и тренеров нами разработана примерная структура применения средств спортивной (физической) подготовки гиревиков в процессе многолетней тренировки.
На спортивно-оздоровительном этапе частными задачами спортивной подготовки являются расширение двигательных возможностей, общая физическая подготовка, формирование широкого круга двигательных умений (в том числе выбранного вида спорта), формирование интереса к занятиям спортом, овладение теоретическими основами физической культуры и навыками самоконтроля [20].
На этом этапе средствами физической подготовки выступают общеразвивающие упражнения, соответствующие возрастно-половым возможностям организма занимающихся и проводимые преимущественно в игровой форме под систематическим педагогическим и врачебным контролем [20].
Основными средствами общей физической подготовки являются прикладные и атлетические упражнения с предметами (набивными мячами, гантелями и др.) и без них, подвижные и спортивные игры, отдельные легкоатлетические упражнения (бег, прыжки и др.).
Средствами специальной физической подготовки являются упражнения, направленные на развитие взрывной силы четырехглавых и икроножных мышц, координации движений и выносливости.
Для развития силы различных мышечных групп используются упражнения:
– без отягощений – подтягивания и поднимания ног в висе, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, ходьба на руках в упоре лежа и др.;
– с отягощениями – поднимание на носки с грифом (штангой) на плечах, сгибание руки с фиксацией плеча, поднимание ног при закрепленном туловище, махи облегченной гири между ног, взятие гири (гирь) на грудь, рывок гири двумя руками (протяжка), приседание с гирей над головой на прямых руках и т.д.
Основными средствами развития специальной силовой выносливости гиревиков выступают соревновательные гиревые упражнения, а также упражнения с отягощениями, выполняемые главным образом с многократным преодолением непредельного сопротивления до значительного утомления.
В качестве упражнений на развитие специальной гибкости можно рекомендовать различные махи ногами и руками, наклоны туловища, «растягивание» в шпагатах, пружинистые приседания в выпадах и упражнения с предметами (скакалками, палками, отягощениями), выполняемые самостоятельно и с партнером.
Развитию двигательно-координационных способностей юных гиревиков необходимо уделять особое внимание, так как для поднимания гирь (гири) многократно в течение отведенного для этого времени необходима координация движений. Особую роль координационные способности играют в жонглировании гирями, в котором увеличивается объем двигательной деятельности, осуществляемый в вероятностных и неожиданно возникающих ситуациях. При развитии этих способностей используются упражнения с элементами новизны.
В процессе обучения и тренировки параллельно решаются и задачи развития общей выносливости. С этой целью применяются упражнения аэробного характера, в частности бег по стадиону и по пересеченной местности, различные спортивные игры в виде футбола, волейбола, баскетбола, регби и др.
Игровой метод проведения занятий является основным на первом этапе спортивной подготовки гиревиков. Также включаются и элементы соревнований, проведение различных эстафет, которые способствуют мобилизации воли, чувства ответственности и других личностных качеств.
Основной задачей этапа начальной подготовки (период подготовки – до 3 лет) является базовая подготовка и определение вида спорта для дальнейшей специализации [20].
Частные задачи: формирование устойчивого интереса к занятиям спортом; формирование широкого круга двигательных умений и навыков; обучение основам техники двигательных действий выбранного вида спорта, всестороннее гармоничное развитие физических качеств; укрепление здоровья [20].
Средствами физической подготовки являются подвижные и спортивные игры, общеразвивающие и специальные упражнения, в том числе с небольшими и средними отягощениями при применении игрового, равномерного, переменного методов тренировки под систематическим педагогическим и врачебным контролем [20].
Время, отводимое на общую и специальную физическую и специально-двигательную подготовку, с одной стороны, и спортивно-техническую подготовку, с другой, примерно соотносится как 1:3.
Средства общей и специальной физической подготовки в основном те же, что и для этапа начальной подготовки. Меняется несколько лишь форма (больше самостоятельности в работе) и содержание (повышается удельный вес работы с отягощениями, но не более 1/3 собственного веса). Упражнения для развития физических качеств чаще подбираются с учетом структурного сходства с осваиваемыми движениями учебной программы. В развитии специальных физических качеств шире используются сопряженный и круговой методы тренировки.
У специализирующихся атлетов в гиревом жонглировании существенно повышаются требования к координационным способностям и специально-двигательной подготовке, так как от силовых жонглеров требуется умение дифференцировать свои движения по точности, времени и усилиям при выполнении различных бросков гири.
Увеличивается количество соревнований, которые, как правило, планируются на период зимних и весенних каникул и в мае, когда проводятся первенства города, республики, области и контрольно-переводные испытания по спортивно-технической и специальной физической подготовке в спортивных школах. Программа испытаний включает специальные тестовые упражнения по спортивно-технической подготовке, контрольные нормативы по физической подготовленности.
Основной задачей на учебно-тренировочном этапе (период подготовки – до 5 лет) является специализация и углубленная тренировка в выбранном виде спорта [20].
Частные задачи: формирование разносторонней общей и специальной физической, технико-тактической подготовленности, соответствующих специфике вида спорта; формирование и совершенствование навыков соревновательной деятельности; общая и специальная психологическая подготовка; укрепление здоровья [20].
Средствами физической подготовки являются специальные упражнения с использованием различных отягощений и тренажерных устройств, общеразвивающие упражнения с применением равномерного, переменного, интервального, повторного, кругового и др. методов тренировки, соответствующих возрастно-половым возможностям организма спортсменов. Систематический педагогический и врачебный контроль также присутствует [20].
Соотношение между временем, отводимым на физическую подготовку, и временем, отводимым на спортивно-техническую подготовку здесь ставится примерно 1:4. В свою очередь, объем работы по СФП значительно больший, чем по ОФП. Средства ОФП (лыжи, плавание, спортивные игры и др.) в большей мере используются с целью оздоровления и восстановления. Для развития специальных физических качеств широко используются различные отягощения, как правило, не превышающие 50 % от веса гиревиков.
Вся предшествующая подготовка и особенности физического развития гиревиков создают благоприятные предпосылки для овладения техникой соревновательных упражнений классического двоеборья, толчка двух гирь от груди по длинному циклу и элементами высшей группы трудности в жонглировании, в том числе связанными с многократными вращениями гири при броске.
В зависимости от условий учебы основные тренировки проводятся либо в первую, что предпочтительнее, либо во вторую половину дня.
По форме подготовки гиревиков высоких разрядов на этом этапе уже близка к работе со взрослыми гиревиками, хотя и имеет свои особенности в методике обучения и воспитания, в планировании тренировочных нагрузок и организации занятий.
Регулярно занимавшиеся гиревым спортом юноши с достижением 18-летнего возраста по результатам контрольно-переводных экзаменов зачисляются в группу совершенствования спортивного мастерства, в которой атлеты повышают свое спортивное мастерство в течение некоторого времени (до трех лет). На этапе спортивного совершенствования обязательным требованием является выполнение гиревиками в возрасте 19–20 лет I спортивного разряда, а в возрасте 21–22 лет – норматива на присвоение спортивного разряда КМС при трех-четырех-разовой тренировке в неделю и 5–6 соревновательных стартах в год.
Основной задачей на этапе совершенствования спортивного мастерства (период подготовки – до 3 лет) является совершенствование спортивного мастерства [20].
Частными задачами выступают повышение функциональных возможностей организма спортсменов; совершенствование специальных физических качеств, технико-тактической и психической подготовленности; совершенствование навыков в условиях соревновательной деятельности; поддержание высокого уровня спортивной мотивации; сохранение здоровья [20].
Средства физической подготовки – специальные упражнения, в том числе с применением тренажерных устройств, общеразвивающие упражнения; Применяются методы тренировки, соответствующие возрастно-половым возможностям организма спортсменов и характерные для современного спорта высших достижений под систематическим педагогическим и врачебным контролем [20].
На этапе высшего спортивного мастерства (период подготовки – с учетом спортивных достижений) основной задачей подготовки гиревиков является реализация индивидуальных возможностей [20].
Частные задачи: достижение результатов уровня сборных команд России; повышение стабильности демонстрации высоких спортивных результатов во всероссийских и международных соревнованиях; совершенствование специфической силовой выносливости; сохранение здоровья [20].
Особое внимание на этом этапе уделяется развитию специальных физических качеств: мышечной силы, гибкости, скоростно-силовых качеств, выносливости. Помимо того, что эта работа систематически ведется на каждом тренировочном занятии, ей целесообразно отводить одну-две специальные тренировки в неделю.
В возрасте 23–24 лет, спортсмены-гиревики при 5–7-разовой тренировке в неделю и 9–11-разовом старте в год выполняют норматив на присвоение им почетного звания МС России.
В последующие годы занятий в возрасте 25–31 лет атлеты стремятся довести технику выполнения упражнений и работоспособность своего организма до самого высокого уровня, что соответствует программируемой модели будущего, и завоевать почетные звания МСМК, ЗМС России при 5–7-разовой тренировке в неделю и 9–11-разовом старте в год.
У опытных спортсменов этап высших спортивных достижений может продолжаться довольно долго.
Этап спортивного долголетия характеризуется стабилизацией соревновательных результатов с незначительным дальнейшим их ростом и приходится на возраст 32–39 лет.
Основными задачами гиревиков на этом этапе являются сохранение достигнутого уровня подготовленности и повышение стабильности демонстрации высоких спортивных результатов во всероссийских и международных официальных спортивных соревнованиях.
На этом этапе в целом гиревиками проводится работа над совершенствованием специфической силовой выносливости, умением контролировать и управлять предстартовым психическим состоянием, «шлифуется» индивидуальный стиль и индивидуальная техника выполнения упражнений гиревого спорта, до автоматизма отрабатываются индивидуальные, парные и групповые тактические приемы и комбинации. Применяются более мощные и исключительно напряженные тренировочные средства. Увеличивается количество стартов в год. Групповые занятия заменяются индивидуальными.
Последующее снижение показателей спортивных результатов свидетельствует о переходе гиревика к этапу завершения.
П.Б. Волковым [3] установлена рассогласованность межмышечной координации при выполнении упражнений с гирями у ветеранов-гиревиков старше 50 лет. В этом аспекте, по мнению автора, одним из путей повышения спортивного долголетия в гиревом спорте является снижение веса гирь, сокращение времени на выполнения упражнения, внесение изменений в трактовке правил, касающихся технике выполнения упражнений, увеличение диапазона возрастных и весовых категорий [3, с. 119].
Таким образом, на современном этапе развития гиревого спорта вопросы многолетней спортивной подготовки гиревиков изучены недостаточно и представляют как научный, так и практический интерес.
Ориентация тренеров на разработанную нами структуру поэтапной многолетней спортивной (физической) подготовки гиревиков позволит повысить качество программирования и организации учебно-тренировочного процесса и подготовить спортсменов-гиревиков высокой спортивной квалификации.