Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

PECULIARITIES OF MEANS OF SPORTS TRAINING OF KETTLEBELL-LIFTERS

Simen V.P. 1
1 Chuvash State Pedagogical University
In the article, based on the analysis of scientific and methodological literature, generalization of own experience of competitive and pedagogical activity, and also results of experimental researches of the author, features of means of sports training of kettlebell-lifters are proved. These tools include a dysfunctional complex of exercises, exercises for the development of the muscles of the hands and forearms, general development and special strength exercises with weights (dumbbells), dumbbells, barbells and projectiles, performed at the stage of the initial sports specialization in a circular system, cross training, auxiliary exercises As a means for the development of flexibility in the shoulder and elbow joints, contributing to increasing the efficiency of execution of the sub-meeting and fixation, special-auxiliary and instructive exercises For jerking and pushing, means of recovery and methods for the integrated use of recovery tools, a device for training and determining the biomechanical characteristics of the motor action of the kettlebell-lifters «Snail» and a computer device using the microcontroller board series «arduino», a device for strengthening the muscles of the hands and forearms, and A universal pendulum simulator for determining and developing the strength of athletes-weightlifters. Knowledge of the features of the sports training facilities will improve the quality of programming and the organization of the training process of kettlebell-lifters.
kettlebell-lifting
training facilities
an exercise set without exercises
exercises with weights
dumbbells
with a barbell and on simulators
running

Характерная для современного гиревого спорта ранняя специализация предполагает учет возрастных особенностей подготовки юных гиревиков, в частности переосмысления не только цели, задач, методов, форм, но и средств спортивной подготовки в процессе многолетней тренировки в связи с их возрастом.

В настоящее время в теории и методике гиревого спорта благодаря творческой работе тренеров и научных работников накопился богатый комплекс тренировочных средств гиревиков: бесснарядный комплекс упражнений [5, 7]; упражнения для развития мышц кистей и предплечий [12]; ОРУ с гирями (гирей) [5]; специальные упражнения силового характера с гирями [16]; упражнения с гирями, гантелями, штангой и на снарядах, выполняемые на этапе начальной спортивной специализации по круговой системе [4, 16]; кроссовая подготовка гиревиков [1, 8, 9, 11, 13, 19]; вспомогательные упражнения как средства для развития гибкости в плечевых и локтевых суставах гиревиков, способствующих повышению эффективности исполнения подседа и фиксации [6]; специально-вспомогательные упражнения для рывка и толчка [2]; подводящие упражнения для толчка и рывка [2 и др.]; средства восстановления и методика комплексного применения средств восстановления [10, 15]; устройство для тренировки и определения биомеханических характеристик двигательного действия гиревика «Улитка» [14]; устройство для укрепления мышц кистей и предплечий рук, а также универсальный маятниковый тренажер для определения и развития силы спортсменов-гиревиков [17, 18].

Между тем особенности применения средств спортивной подготовки гиревиков в процессе многолетней тренировки остаются недостаточно раскрытыми.

Поэтому целью нашего исследования стали теоретический анализ и обобщение особенностей средств спортивной (физической) подготовки гиревиков в процессе поэтапной многолетней тренировки.

Материалы и методы исследования

Для достижения цели исследования нами применялись методы анализа и обобщения научно-методической литературы, опыта собственной соревновательной и тренерской деятельности, беседа, систематизация.

Анализ и обобщение научно-методической литературы, опыта собственной соревновательной и педагогической деятельности позволили составить представление о степени научной разработанности исследуемой проблемы.

Метод беседы применялся для определения применяемых средств тренерами и спортсменами в области гиревого спорта.

Систематизация применялась для приведения средств физической подготовки гиревиков в процессе поэтапной многолетней тренировки.

Результаты исследования и их обсуждение

С учетом анализа литературных данных, результатов выполненных нами экспериментальных исследований и анкетного опроса высококвалифицированных спортсменов-гиревиков и тренеров нами разработана примерная структура применения средств спортивной (физической) подготовки гиревиков в процессе многолетней тренировки.

На спортивно-оздоровительном этапе частными задачами спортивной подготовки являются расширение двигательных возможностей, общая физическая подготовка, формирование широкого круга двигательных умений (в том числе выбранного вида спорта), формирование интереса к занятиям спортом, овладение теоретическими основами физической культуры и навыками самоконтроля [20].

На этом этапе средствами физической подготовки выступают общеразвивающие упражнения, соответствующие возрастно-половым возможностям организма занимающихся и проводимые преимущественно в игровой форме под систематическим педагогическим и врачебным контролем [20].

Основными средствами общей физической подготовки являются прикладные и атлетические упражнения с предметами (набивными мячами, гантелями и др.) и без них, подвижные и спортивные игры, отдельные легкоатлетические упражнения (бег, прыжки и др.).

Средствами специальной физической подготовки являются упражнения, направленные на развитие взрывной силы четырехглавых и икроножных мышц, координации движений и выносливости.

Для развития силы различных мышечных групп используются упражнения:

– без отягощений – подтягивания и поднимания ног в висе, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, ходьба на руках в упоре лежа и др.;

– с отягощениями – поднимание на носки с грифом (штангой) на плечах, сгибание руки с фиксацией плеча, поднимание ног при закрепленном туловище, махи облегченной гири между ног, взятие гири (гирь) на грудь, рывок гири двумя руками (протяжка), приседание с гирей над головой на прямых руках и т.д.

Основными средствами развития специальной силовой выносливости гиревиков выступают соревновательные гиревые упражнения, а также упражнения с отягощениями, выполняемые главным образом с многократным преодолением непредельного сопротивления до значительного утомления.

В качестве упражнений на развитие специальной гибкости можно рекомендовать различные махи ногами и руками, наклоны туловища, «растягивание» в шпагатах, пружинистые приседания в выпадах и упражнения с предметами (скакалками, палками, отягощениями), выполняемые самостоятельно и с партнером.

Развитию двигательно-координационных способностей юных гиревиков необходимо уделять особое внимание, так как для поднимания гирь (гири) многократно в течение отведенного для этого времени необходима координация движений. Особую роль координационные способности играют в жонглировании гирями, в котором увеличивается объем двигательной деятельности, осуществляемый в вероятностных и неожиданно возникающих ситуациях. При развитии этих способностей используются упражнения с элементами новизны.

В процессе обучения и тренировки параллельно решаются и задачи развития общей выносливости. С этой целью применяются упражнения аэробного характера, в частности бег по стадиону и по пересеченной местности, различные спортивные игры в виде футбола, волейбола, баскетбола, регби и др.

Игровой метод проведения занятий является основным на первом этапе спортивной подготовки гиревиков. Также включаются и элементы соревнований, проведение различных эстафет, которые способствуют мобилизации воли, чувства ответственности и других личностных качеств.

Основной задачей этапа начальной подготовки (период подготовки – до 3 лет) является базовая подготовка и определение вида спорта для дальнейшей специализации [20].

Частные задачи: формирование устойчивого интереса к занятиям спортом; формирование широкого круга двигательных умений и навыков; обучение основам техники двигательных действий выбранного вида спорта, всестороннее гармоничное развитие физических качеств; укрепление здоровья [20].

Средствами физической подготовки являются подвижные и спортивные игры, общеразвивающие и специальные упражнения, в том числе с небольшими и средними отягощениями при применении игрового, равномерного, переменного методов тренировки под систематическим педагогическим и врачебным контролем [20].

Время, отводимое на общую и специальную физическую и специально-двигательную подготовку, с одной стороны, и спортивно-техническую подготовку, с другой, примерно соотносится как 1:3.

Средства общей и специальной физической подготовки в основном те же, что и для этапа начальной подготовки. Меняется несколько лишь форма (больше самостоятельности в работе) и содержание (повышается удельный вес работы с отягощениями, но не более 1/3 собственного веса). Упражнения для развития физических качеств чаще подбираются с учетом структурного сходства с осваиваемыми движениями учебной программы. В развитии специальных физических качеств шире используются сопряженный и круговой методы тренировки.

У специализирующихся атлетов в гиревом жонглировании существенно повышаются требования к координационным способностям и специально-двигательной подготовке, так как от силовых жонглеров требуется умение дифференцировать свои движения по точности, времени и усилиям при выполнении различных бросков гири.

Увеличивается количество соревнований, которые, как правило, планируются на период зимних и весенних каникул и в мае, когда проводятся первенства города, республики, области и контрольно-переводные испытания по спортивно-технической и специальной физической подготовке в спортивных школах. Программа испытаний включает специальные тестовые упражнения по спортивно-технической подготовке, контрольные нормативы по физической подготовленности.

Основной задачей на учебно-тренировочном этапе (период подготовки – до 5 лет) является специализация и углубленная тренировка в выбранном виде спорта [20].

Частные задачи: формирование разносторонней общей и специальной физической, технико-тактической подготовленности, соответствующих специфике вида спорта; формирование и совершенствование навыков соревновательной деятельности; общая и специальная психологическая подготовка; укрепление здоровья [20].

Средствами физической подготовки являются специальные упражнения с использованием различных отягощений и тренажерных устройств, общеразвивающие упражнения с применением равномерного, переменного, интервального, повторного, кругового и др. методов тренировки, соответствующих возрастно-половым возможностям организма спортсменов. Систематический педагогический и врачебный контроль также присутствует [20].

Соотношение между временем, отводимым на физическую подготовку, и временем, отводимым на спортивно-техническую подготовку здесь ставится примерно 1:4. В свою очередь, объем работы по СФП значительно больший, чем по ОФП. Средства ОФП (лыжи, плавание, спортивные игры и др.) в большей мере используются с целью оздоровления и восстановления. Для развития специальных физических качеств широко используются различные отягощения, как правило, не превышающие 50 % от веса гиревиков.

Вся предшествующая подготовка и особенности физического развития гиревиков создают благоприятные предпосылки для овладения техникой соревновательных упражнений классического двоеборья, толчка двух гирь от груди по длинному циклу и элементами высшей группы трудности в жонглировании, в том числе связанными с многократными вращениями гири при броске.

В зависимости от условий учебы основные тренировки проводятся либо в первую, что предпочтительнее, либо во вторую половину дня.

По форме подготовки гиревиков высоких разрядов на этом этапе уже близка к работе со взрослыми гиревиками, хотя и имеет свои особенности в методике обучения и воспитания, в планировании тренировочных нагрузок и организации занятий.

Регулярно занимавшиеся гиревым спортом юноши с достижением 18-летнего возраста по результатам контрольно-переводных экзаменов зачисляются в группу совершенствования спортивного мастерства, в которой атлеты повышают свое спортивное мастерство в течение некоторого времени (до трех лет). На этапе спортивного совершенствования обязательным требованием является выполнение гиревиками в возрасте 19–20 лет I спортивного разряда, а в возрасте 21–22 лет – норматива на присвоение спортивного разряда КМС при трех-четырех-разовой тренировке в неделю и 5–6 соревновательных стартах в год.

Основной задачей на этапе совершенствования спортивного мастерства (период подготовки – до 3 лет) является совершенствование спортивного мастерства [20].

Частными задачами выступают повышение функциональных возможностей организма спортсменов; совершенствование специальных физических качеств, технико-тактической и психической подготовленности; совершенствование навыков в условиях соревновательной деятельности; поддержание высокого уровня спортивной мотивации; сохранение здоровья [20].

Средства физической подготовки – специальные упражнения, в том числе с применением тренажерных устройств, общеразвивающие упражнения; Применяются методы тренировки, соответствующие возрастно-половым возможностям организма спортсменов и характерные для современного спорта высших достижений под систематическим педагогическим и врачебным контролем [20].

На этапе высшего спортивного мастерства (период подготовки – с учетом спортивных достижений) основной задачей подготовки гиревиков является реализация индивидуальных возможностей [20].

Частные задачи: достижение результатов уровня сборных команд России; повышение стабильности демонстрации высоких спортивных результатов во всероссийских и международных соревнованиях; совершенствование специфической силовой выносливости; сохранение здоровья [20].

Особое внимание на этом этапе уделяется развитию специальных физических качеств: мышечной силы, гибкости, скоростно-силовых качеств, выносливости. Помимо того, что эта работа систематически ведется на каждом тренировочном занятии, ей целесообразно отводить одну-две специальные тренировки в неделю.

В возрасте 23–24 лет, спортсмены-гиревики при 5–7-разовой тренировке в неделю и 9–11-разовом старте в год выполняют норматив на присвоение им почетного звания МС России.

В последующие годы занятий в возрасте 25–31 лет атлеты стремятся довести технику выполнения упражнений и работоспособность своего организма до самого высокого уровня, что соответствует программируемой модели будущего, и завоевать почетные звания МСМК, ЗМС России при 5–7-разовой тренировке в неделю и 9–11-разовом старте в год.

У опытных спортсменов этап высших спортивных достижений может продолжаться довольно долго.

Этап спортивного долголетия характеризуется стабилизацией соревновательных результатов с незначительным дальнейшим их ростом и приходится на возраст 32–39 лет.

Основными задачами гиревиков на этом этапе являются сохранение достигнутого уровня подготовленности и повышение стабильности демонстрации высоких спортивных результатов во всероссийских и международных официальных спортивных соревнованиях.

На этом этапе в целом гиревиками проводится работа над совершенствованием специфической силовой выносливости, умением контролировать и управлять предстартовым психическим состоянием, «шлифуется» индивидуальный стиль и индивидуальная техника выполнения упражнений гиревого спорта, до автоматизма отрабатываются индивидуальные, парные и групповые тактические приемы и комбинации. Применяются более мощные и исключительно напряженные тренировочные средства. Увеличивается количество стартов в год. Групповые занятия заменяются индивидуальными.

Последующее снижение показателей спортивных результатов свидетельствует о переходе гиревика к этапу завершения.

П.Б. Волковым [3] установлена рассогласованность межмышечной координации при выполнении упражнений с гирями у ветеранов-гиревиков старше 50 лет. В этом аспекте, по мнению автора, одним из путей повышения спортивного долголетия в гиревом спорте является снижение веса гирь, сокращение времени на выполнения упражнения, внесение изменений в трактовке правил, касающихся технике выполнения упражнений, увеличение диапазона возрастных и весовых категорий [3, с. 119].

Таким образом, на современном этапе развития гиревого спорта вопросы многолетней спортивной подготовки гиревиков изучены недостаточно и представляют как научный, так и практический интерес.

Ориентация тренеров на разработанную нами структуру поэтапной многолетней спортивной (физической) подготовки гиревиков позволит повысить качество программирования и организации учебно-тренировочного процесса и подготовить спортсменов-гиревиков высокой спортивной квалификации.