В последнее время отмечается неуклонный рост интереса населения нашей страны к занятиям различными видами физкультурно-спортивной деятельности. Многочисленные учреждения дополнительного образования спортивной направленности различного типа предлагают разнообразие видов спорта, однако видов, где присутствует ранняя специализация и в которых могут начать занятия дети дошкольного возраста, немного, и одним из них является спортивная гимнастика. В соответствии с требованиями Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта спортивная гимнастика, минимальный возраст для зачисления в группы на этапе начальной подготовки: мальчиков – 7 лет, девочек – 6 лет [3].
Вместе с тем многие спортивные школы осуществляют набор детей 4–5 лет на программы общей физической подготовки с элементами спортивной гимнастики. Набор детей со столь юного возраста обусловлен, прежде всего, особенностями проявления сенситивных периодов развития координационных способностей, учет которых, чрезвычайно актуален в процессе занятий сложнокоординационными видами спорта, а также потребностью со стороны родителей [2]. Например, в Муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва № 1» г. Кемерово (СДЮСШОР № 1) в 2016 г. в набор в подобные группы составил 260 детей. С другой стороны, подобный подход позволяет тренерам-преподавателям отбирать в группы начальной подготовки уже физически подготовленных детей, в связи с чем актуальными становятся вопросы спортивного отбора детей для занятий спортивной гимнастикой, тем более что в настоящее время значительно снизился возраст гимнастов, достигающих высоких спортивных результатов [1].
Нами был проведен опрос с целью определения мотивов родителей, которые привели детей на занятия спортивной гимнастикой. По итогам опроса выяснилось, что большая часть родителей (78 %) привели детей для улучшения здоровья и общей физической подготовленности, 2 % – для повышения дисциплинированности детей и, что примечательно, остальные 20 % родителей привели детей для высоких спортивных результатов, в надежде на их будущую спортивную карьеру [2]. В личных беседах с родителями мы отметили, что за последнее время растет число родителей, которые в будущем видят своих детей на спортивных пьедесталах. Такие родители инициируют проведение открытых занятий, чтобы увидеть, как тренируются дети, спрашивают тренера о достижениях ребенка, как на отдельных тренировочных занятиях, так и на протяжении тренировочных циклов различных временных масштабов. Разумеется, с подобными запросами родителей растет и ответственность тренеров за спортивное будущее детей. Ведь возможно дети, не имеющие предрасположенности к спортивной гимнастике, могут быть успешными в других видах спорта, о чем, конечно, должны знать родители. С другой стороны, не последнюю роль в перспективе развития спортивной карьеры имеет и интерес к занятиям со стороны ребенка, так как практика подготовки спортсменов свидетельствует о том, что вершин в спорте могут достичь не только те спортсмены, которые обладают комплексом врожденных и приобретенных способностей, а также и те, кто имеет большое желание и стремление к занятиям.
Известно, что спортивный отбор – это комплексный, длительный, многоступенчатый процесс, который может быть эффективным лишь в том случае, если на всех этапах многолетней подготовки спортсмена обеспечена комплексная методика оценки его личности, предполагающая использование различных методов исследования (педагогических, медико-биологических, психологических, социологических и др.) [2]. Во многих исследованиях в последние годы предпринималась попытка выявить прогностическую значимость различных методов спортивного отбора, однако проблема совершенствования методики начального отбора в женской спортивной гимнастике остается по-прежнему актуальной [4].
В связи с этим цель исследования – совершенствование методики начального отбора в женской спортивной гимнастике.
Материалы и методы исследования
Нами были проведены исследования морфофункциональных показателей и показателей физической подготовленности девочек 5–7 лет. К исследованию были привлечены 65 человек, занимающихся в группах общей физической подготовки с элементами спортивной гимнастики на базе СДЮСШОР № 1.
Результаты исследования и их обсуждение
В табл. 1 представлены результаты измерения антропометрических показателей, влияющих, понашему мнению, на эффективность спортивного отбора в спортивной гимнастике.
По полученным нами данным можно отметить, что результаты входят в возрастные нормативные показатели. Также при наружном осмотре обращалось внимание на длину рук (она считается нормальной, если при вытянутых вдоль тела руках средний палец заходит за линию середины бедра) и их форму. Излишнее разгибание в локтевых суставах часто является причиной травм [2].
Далее нами была проведена оценка уровня физической подготовленности исследуемой группы детей. В СДЮШОР № 1, на базе которого проводилась экспериментальная работа, используется «Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ «Спортивная гимнастика (мужчины и женщины)» (2005 г.) [5]. В разделе «тестирование гимнасток» представлены тесты, которые необходимо использовать в качестве сдачи нормативов по специальной физической подготовке с целью отбора в группы начальной подготовки.
Таблица 1
Динамика антропометрических показателей девочек 5–7 лет
Показатели |
Возраст, лет |
|
Рост, см |
5 |
109 ± 6,3 |
6 |
116,1 ± 2,2 |
|
7 |
118,8 ± 2,5 |
|
Вес, кг |
5 |
17,5 ± 3,1 |
6 |
22,3 ± 2,8 |
|
7 |
25,1 ± 3,7 |
Анализ и практический опыт применения данных тестов показал следующее. Программа, на наш взгляд, морально устарела, в настоящее время тестирование должно оценивать не только показатели физической подготовленности, но и функциональные показатели, например физическую работоспособность, потому что одна гимнастка может выполнять тесты на пределе своих возможностей, а другая иметь еще достаточный потенциал.
В данной программе нормативы никак не ранжируются по возрастам, в связи с чем сложно адекватно оценить ту или иную гимнастку, так как представлены цифровые значения для всего возрастного диапазона 5–7 лет. Безусловно, девочки 5-ти и 7-ми лет по физической подготовленности очень отличаются, причем, надо учесть тот факт, что девочка в 5 лет только начала заниматься, а в 7 лет уже имеет стаж занятий 2 года.
Ни для кого не секрет, что в настоящее время современные дети по ряду причин уступают в физической подготовленности сверстницам, жившим 10 лет назад, нами также замечено, что нормативные показатели физической подготовленности завышены, и только 10 % девочек в среднем могут успешно пройти тестирование. Данный факт снижает возможности отбора, так как, в течение тренировок уровень физической подготовленности со временем можно и «подтянуть» до необходимого уровня, но перспективных и высокомотивированных детей можно потерять, а ведь главное, чтобы было устойчивое желание со стороны ребенка заниматься гимнастикой.
Таким образом, считаем необходимым и своевременным разработку методики отбора гимнасток 5–7 лет для занятий в группах начальной подготовки с учетом изложенных выше обстоятельств.
На основе анализа и обобщения данных научно-методической литературы и опыта существующей практики нами были отобраны из числа известных тесты, которые могли удовлетворить цели спортивного отбора на этапе зачисления в группы начальной подготовки в спортивной гимнастике (табл. 2).
Таблица 2
Влияние некоторых психомоторных качеств и морфофункциональных показателей на результативность в спортивной гимнастике
Психофизические и морфофункциональные показатели |
Тест |
Мышечная сила |
Удержание положения «угол в упоре на брусьях», подтягивание на низкой перекладине, прыжок в длину с места |
Физическая работоспособность |
PWC 150 |
Гибкость |
Мост из и.п. лежа, выполнение трех шпагатов, наклон вперед сидя |
Координация |
На низком бревне: из положения руки на пояс три шага вперед и поворот кругом на двух ногах переступанием (по длине бревна) |
Вестибулярная устойчивость |
Проба Ромберга |
Измерение или испытание, проводимое с целью определения состояния или способностей спортсмена, называется тестом [6]. Практическое тестирование ставит перед педагогом ряд непростых проблем, при выборе путей их решения без соответствующего теоретического обоснования не обойтись. Так, теория тестирования физической подготовленности должна удовлетворять следующим требованиям: измерение кондиционных и координационных способностей; предсказание двигательных достижений на основе моторных тестов; выбор при помощи моторных тестов лиц, пригодных для обучения; конструирование моторных тестов, измеряющих основные компоненты конкретных двигательных способностей; классификация и отбор программ тестов, которые наиболее полно характеризуют физическое состояние человека [6]. Не все измерения могут быть использованы как тесты, а только те, которые отвечают специальным требованиям. К ним относятся: стандартность (процедура и условия тестирования должны быть одинаковыми во всех случаях применения теста); надежность; стабильность; согласованность; информативность.
Тесты, удовлетворяющие требованиям надежности и информативности, называют добротными или аутентичными (греч. аутентико – достоверным образом). Для оценки надежности и такой ее разновидности как стабильность тестов, использовался корреляционный анализ первой и второй попыток, показанных в тестах [6]. В табл. 3 представлены результаты корреляционного анализа.
Таблица 3
Значения коэффициентов корреляции между результатами теста и ретеста
Тесты |
Надежность |
Стабильность |
Удержание положения «угол в упоре на брусьях», сек |
0, 77 |
0,98 |
Подтягивание на низкой перекладине, раз |
0, 92 |
0,96 |
Прыжок в длину с места, см |
0,96 |
0,84 |
PWC 150 кг/мин |
0,87 |
0,78 |
Мост из и.п. лежа, выполнение трех шпагатов, наклон вперед сидя (сбавки), баллы |
0,90 |
0,80 |
На низком бревне: из положения руки на пояс три шага вперед и поворот кругом на двух ногах переступанием (по длине бревна), кол-во раз с учетом качества |
0,91 |
0,92 |
Проба Ромберга, сек |
0,96 |
0,94 |
Полученные данные во всех тестах показали сильную корреляционную связь, что позволяет считать, что тесты обладают достаточной надежностью, стабильностью, согласованностью и информативностью.
Далее мы определили средние значения по генеральной совокупности детей и обозначили баллы в тестах по уровням: высокий, средний, низкий (табл. 4).
Таблица 4
Cредние значения по генеральной совокупности детей и баллы в тестах по уровням: высокий, средний, низкий
Тесты |
Уровень выполнения теста / возраст |
||||||||
5 лет |
6 лет |
7 лет |
|||||||
Высокий 8–10 баллов |
Средний 7–5 баллов |
Низкий 4–2 балла |
Высокий 8–10 баллов |
Средний 7–5 баллов |
Низкий 4–2 балла |
Высокий 8–10 баллов |
Средний 7–5 баллов |
Низкий 4–2 балла |
|
1 |
15–12 |
11–9 |
8–5 |
18–16 |
15–13 |
12–10 |
20–19 |
18–16 |
15–13 |
2 |
6–5 |
4 |
3–2 |
8–7 |
6–5 |
4–3 |
10–9 |
8–7 |
6–5 |
3 |
110–100 |
90–85 |
84–80 |
125–120 |
119–117 |
116–115 |
135–130 |
129–128 |
127–126 |
4 |
177–175 |
174–170 |
169–165 |
185–180 |
179–175 |
174–170 |
195–190 |
189–185 |
184–180 |
5 |
0,8–1 |
1,1–1,2 |
1,3–1,5 |
0,8–1 |
1,1–1,2 |
1,3–1,5 |
0,8–1 |
1,1–1,2 |
1,3–1,5 |
6 |
3 |
2 |
1 |
4 |
3 |
2 |
5 |
4 |
3 |
7 |
15–13 |
12–10 |
9–8 |
25–23 |
22–20 |
19–18 |
30–28 |
27–25 |
24–22 |
Примечание. Номера тестов: 1 –Удержание положения «угол в упоре на брусьях», сек.; 2 – Подтягивание» на низкой перекладине, кол-во раз, 3 – Прыжок в длину с места, см; 4 – PWC 150 кг/мин; 5 – Мост из и.п. лежа, выполнение трех шпагатов, наклон вперед сидя (сбавки), баллы; 6 – На низком бревне: из положения руки на пояс три шага вперед и поворот кругом на двух ногах переступанием (по длине бревна), кол-во раз с учетом качества; 7 – Проба Ромберга, сек.
Таким образом, значение Х ± 0,5σ принималось нами за среднюю норму, а остальные градации (ниже средней – выше средней, низкая – высокая, очень низкая – очень высокая) – в зависимости от избранного коэффициента при данной σ, при этом значение результата в тесте свыше Х + 2σ считалось «высокой» нормой.
Заключение
Таким образом, нами определены критерии отбора в группы начальной подготовки гимнасток 5–7 лет на основе полученных значений по тестам специальной физической подготовки. Программа, по которой дети, занимающиеся спортивной гимнастикой, должны быть зачислены в группы начальной подготовки, не соответствует современным реалиям, так практика показывает, что результаты тестирования специальной физической подготовленности оказываются значительно ниже заявленных в Программе. Это может быть обусловлено рядом причин: завышенные требования, так как современные дети не имеют уровня физической подготовленности детей, живших 10 лет назад; нет дифференциации детей по возрасту, представлены нормативы для детей 5–7 лет, что осложняет качественную оценку их специальной физической подготовленности; тесты не в полной мере оценивают те психофизические качества, которые необходимы для гимнасток 5–7 лет.
Разработанная методика отбора гимнасток показала свою эффективность и, значит, может быть использована на практике с целью отбора девочек-гимнасток на этапе начальной подготовки.