Вопросы педагогической коррекции традиционно относят к педагогике средней школы и понимают в контексте социальной и психологической адаптации (реабилитации) учащихся с отклонениями в развитии. При этом недостаточно изученными остаются проблемы научно-методического обоснования и создания педагогических коррекционных технологий для студентов высшей школы, не имеющих существенных отклонений в развитии и особенностей состояния здоровья. Исследования и разработки в этом сегменте дидактики касаются в основном проблем выравнивания начального уровня знаний студентов первого курса. Однако в контексте компетентностного подхода представляется целесообразным определить цели и задачи коррекционной работы в вузе с позиций оценки уровня сформированности профессиональных и общих компетенций студента.
Проблемы коррекционной работы в вузе обсуждались в ряде трудов современных педагогов. Среди широкого многообразия аспектов исследований в данном направлении наиболее изученными являются вопросы диагностики и контроля знаний. Е.К. Артищева уделяет значительное внимание вопросам педагогической диагностики и методологии коррекции знаний студентов на основе диагностики [2]. Психолого-педагогические аспекты проблемы неуспеваемости студентов обсуждаются в работе Е.А. Николаевой [7]. Среди причин называются: низкий уровень довузовской подготовки студента, негативные личностные качества студента; неблагоприятные условия обучения; недостатки организации учебного процесса. Е.В. Родина предлагает модель диагностики и коррекции учебно-исследовательской деятельности студентов, описывающую принципы, функции, задачи, этапы и содержание дидактической коррекционной деятельности педагога [9]. Н.А. Мамаевой разработана педагогическая модель коррекции математических знаний первокурсников [6]. При наличии большого числа публикаций по данной тематике все еще недостаточно разработаны практические подходы, нет должной проработки и у проблем создания и использования необходимых учебных средств и методов. Недостаточно изучены вопросы методологии создания учебных средств коррекционного назначения, целей, дидактических условий и методов коррекции, фиксирования ее результатов.
Явление вузовской неуспеваемости является серьезной социальной и психологической проблемой. Как отмечается специалистами, не всегда из академической неуспеваемости студента следует его общая «неуспешность» в будущей профессиональной деятельности и самореализации в целом [2]. Отчисление в этом случае лишает студента многих перспектив и переводит его в совершенно иной социальный статус, лишь увеличивая число личностных проблем. Отметим, студенты, как правило, осознают причины своей неуспеваемости, готовы приложить усилия к решению проблем, но нуждаются в индивидуальном подходе.
Решение проблемы неуспеваемости в вузе важно как с социальной, так и с экономической точки зрения. Подавляющее большинство отчисляемых за неуспеваемость студентов обучаются в вузе на договорной основе. Соответственно, потеря каждого такого студента – шаг к финансовой нестабильности вуза, сокращение возможностей финансирования образовательной и научной деятельности. Кроме того, успеваемость является показателем эффективности работы вуза, следовательно, оказывает влияние на формирование имиджа учебного заведения, его конкурентоспособность в сфере оказания образовательных услуг. Вследствие сказанного выше руководство и педагогический состав вуза должны предпринять все возможные усилия, чтобы не оставлять решение проблемы неуспеваемости за самим студентом.
Проблемы неуспеваемости непосредственно связаны с психолого-педагогическими проблемами адаптации студентов начальных курсов к условиям высшей школы. Под адаптацией понимается способность личности стать частью окружающей ее социальной среды, выполнять предъявляемые нормы и требования, проявлять качества, необходимые для успешного развития. В процессе адаптации студентов происходит формирование компетенций, являющихся залогом успешного обучения и дальнейшей профессиональной деятельности. Адаптация студентов достаточно глубоко исследована в работах отечественных педагогов в психологическом, социологическом, физическом, воспитательном аспектах; и несколько меньше внимания уделено ее учебному аспекту. Учебная (академическая) адаптация студентов – это процесс и результат приспособления к новым формам и методам учебной деятельности и контроля результатов обучения. Существенное изменение степени академической адаптации происходит при переходе студентов с первого на второй курс. Согласно данным, приведенным в работе Л.А. Антиповой [1], наибольшую тревогу по поводу отчисления испытывают студенты второго года обучения, что приводит к снижению мотивации к обучению на третьем курсе. С первого по третий курс увеличивается более чем в два раза доля студентов, считающих, что никто не сможет помочь им в решении их проблем в университете. Предложения педагогов-психологов по устранению проблем подобного рода сводятся в основном к формулированию рекомендаций для студентов и преподавателей, не имеющих характер технологий.
В видении авторов коррекционная работа в вузе должна совмещать элементы коррекции знаний и социально-психологической адаптации студентов. Целью работы является достижение студентом необходимого уровня предметных и надпредметных компетенций. Комплексная коррекционная работа в вузе включает когнитивную, коммуникативную, социальную и личностную составляющие.
Основная задача когнитивной коррекции – выравнивание знаний, приведение их в активную форму, адресное устранение пробелов, создающих препятствия для дальнейшего успешного обучения. Возможность получения высшего образования на основе возмещения затрат (на платной основе) открыла дорогу в вузы значительному числу молодых людей с невысоким уровнем знаний, необходимых для дальнейшего успешного обучения. Присутствие слабоуспевающих студентов негативно сказывается на темпе и уровне обучения студенческой группы. Таковы реалии настоящего дня, и задачей педагогического коллектива является поиск путей (методов, средств) когнитивной коррекции.
Коммуникативная составляющая коррекционной работы нацелена на воспитание культуры речи и культуры общения и дискуссии; развитие навыков аргументации и доказательства; ориентацию в новой информационной среде; формирование умений работы в команде. Отдельного внимания требует проблема коммуникативной коррекции в отношении иностранных студентов и выпускников нерусскоязычных школ. Использование предметной терминологии, навыки устной речи, способность к письменному или графическому представлению информации – основные ее результаты.
К задачам социальной коррекции относятся: социальная адаптация в новых условиях (в том числе в среде более успешных сверстников, иной языковой среде, в условиях самостоятельности и т.д.). Традиционно эти задачи относят к компетенции психологов, но отсутствие таких специалистов в штате вуза автоматически возлагает их решение на педагогов, в том числе в рамках коррекционной работы.
Комплекс задач личностной коррекции составляют: раскрытие возможностей личности обучающегося (творческих, исследовательских, познавательных и др.); развитие логического мышления, повышение мотивации студентов путем приобщения к решению задач будущей профессиональной деятельности; развитие навыков самоорганизации и самообразования.
Кто находится в «группе риска» по признакам дезадаптации и неуспеваемости? Практика высшего образования показывает, что большую часть группы составляют выпускники средней школы с низким баллом ЕГЭ, иностранные граждане и обучающиеся с особенностями здоровья. Работа по профилактике и устранению неуспеваемости с перечисленными категориями студентов должна строиться на основе анализа затруднений, концептуального осмысления причин их возникновения и способов устранения. Инструментом анализа, безусловно, является комплексная диагностика, проводимая в соответствии с целями и задачами компетентностного подхода. Кроме проверки, собственно, входного уровня предметных знаний, необходимо также определить степень сформированности надпредметных компетенций, интеллектуального развития, социализации студента. Диагностическое обследование может проводиться в форме тестирования, собеседования, анкетирования. По результатам диагностики формируются группы выравнивания, посещение занятий в которых является обязательным для студентов, уже имеющих задолженности по дисциплине или попавших в «группы риска».
Сама по себе идея формирования групп выравнивания не нова, она обсуждалась в педагогических кругах и накоплен опыт ее практической реализации. Поддержали эту идею в основном технические вузы, столкнувшиеся с проблемой низкого уровня математических знаний студентов первого курса. Группы выравнивания создаются с целью восполнения пробелов в базовых математических знаниях и умениях. Методика работы таких групп строится, как правило, на повторении элементов школьной программы и предполагает использование учебных пособий для старшеклассников [4]. К недостаткам такой организационной формы следует отнести:
– узкую направленность на коррекцию знаний без учета других задач высшего образования;
– использование несовременных средств обучения;
– субъект-объектные отношения между преподавателем и студентом;
– недостаточное использование методов активизации познавательной деятельности.
Особенностями организации групп выравнивания являются:
– деятельностный характер обучения;
– соответствие задачам компетентностного подхода в образовании;
– сочетания групповой, индивидуальной и самостоятельной форм учебной работы;
– использование адаптивных информационных систем образовательного назначения;
– качественная диагностика причин неуспеваемости;
– коммуникативные методики (работа в группах, парах, презентации, публичные выступления)
– позитивный эмоциональный фон;
– индивидуальная образовательная траектория для каждого студента;
– локализация образовательных задач, четкий регламент выполнения задач;
– фиксирование достигнутых результатов;
– акцентирование на прикладном аспекте обучения (причастность к выбранной профессии);
– сочетание способов воздействия на обучаемого: прямого, опосредованного через организацию деятельности, контекстного – через управляемые факторы информационно-образовательной среды (ИОС).
Основным дидактическим средством коррекционной работы является электронный образовательный ресурс (ЭОР) – комплексное средство обучения, обеспечивающее все виды учебной деятельности и позволяющее осуществить индивидуально-деятельностный подход к процессу целенаправленного формирования профессиональных компетенций в соответствующей предметной области [10]. С помощью ЭОР можно эффективно осуществлять диагностику знаний и контроль результатов обучения, выполнять тренаж и повторение, получать в различной форме учебную и справочную информацию, организовывать процессы усвоения знаний, приобретения умений и навыков самостоятельной учебной или практической деятельности; активизировать познавательную деятельность обучаемых; формировать и развивать определенные виды мышления.
Компоненты электронного комплекса (размещенные на внешнем носителе или на сервере компьютерной сети) должны обеспечивать все виды и этапы адаптационно-коррекционной работы. Соответственно, структура ЭОР должна включать:
1. Навигационно-организационный компонент, содержащий информацию, которая поможет студенту осознать цели и задачи обучения, выбрать приемлемую для него образовательную траекторию, ознакомиться со структурой и содержанием учебного курса. В состав этого компонента входят: учебный план курса, структура индивидуальной траектории обучения; регламент выполнения задач; контакты кураторов. В качестве дополнительной информации здесь могут быть размещены любые материалы, помогающие студенту сориентироваться в учебном пространстве.
2. Диагностический компонент: тестовые задания, анкеты и другие методические материалы, позволяющие достоверно определить причины затруднений студента, уровень его адаптации и на основе полученных результатов индивидуально для каждого студента сформировать образовательный контент.
3. Содержательный компонент, в который входят информационные ресурсы, поддерживающие исполнительный этап дидактического процесса: электронный учебник, содержащий учебный материал в гипертекстовой форме с изложением теории, необходимой для выполнения учебных заданий и демонстрационные примеры; электронная (интерактивная) учебная тетрадь; практикум, содержащий большое количество примеров с решениями и задания для самостоятельного выполнения.
4. Контрольный компонент, предоставляющий возможность организации контроля и самоконтроля усвоения знаний. В составе этого компонента могут находиться тестовые задания различных видов как по отдельным темам, разделам учебного курса, так и по всему курсу, находящиеся в свободном доступе и с ограниченным доступом.
5. Справочно-информационный компонент, в котором содержится различная справочная информация (таблицы, формулы, ссылки на сайты и т.д.). Важным составным элементом является глоссарий, снабженный гиперссылками на элементы содержательного компонента.
Организацию предметных занятий, разработку их методического сопровождения следует доверить опытным преподавателям, имеющим достаточную практику применения адаптационно-коррекционных технологий. Разработкой структуры и наполнением контента электронного образовательного ресурса могут заниматься коллективы кафедр или отдельные структурные подразделения университетов, чьи специалисты знакомы с методическими основами создания ЭОР [5], содержанием дисциплины, методикой преподавания дисциплины, дидактикой высшей школы, проблемами непрерывного обучения.
Рис. 1. Структура электронного образовательного ресурса (ЭОР)
Рис. 2. Технология коррекции на основе использования ЭОР
Технология коррекции основана на индивидуальном личностно-ориентированном подходе (рис. 2).
Зачисленный по результатам вступительных испытаний абитуриент проходит начальную диагностику, в ходе которой определяется степень его готовности к освоению дисциплины (комплекса дисциплин). Использование диагностического компонента ЭОР при необходимости поддерживается другими формами диагностики (анкетирование, наблюдение, собеседование и т.д.) В случае выявление значительных отклонений проблема специфицируется, определяются направления коррекционной работы, студенту рекомендуется присоединиться к коррекционной группе под руководством куратора, формируется его индивидуальная коррекционная траектория.
Текущая работа состоит из аудиторной и самостоятельной работы студента и выполнения контрольных заданий. Содержание заданий и регламент устанавливаются индивидуально для каждого студента. Отведено время для групповой работы и индивидуальных консультаций с куратором. Во время групповых занятий особое внимание уделяется устному общению. Предлагаются задания на формулирование высказываний, доказательство утверждений, комментирование решения, запоминание глоссария. Отрабатывается пороговый уровень владения предметом. Дополнительно могут быть предложены: написание эссе, рефератов, выступление с сообщением или участие в совместном исследовании. План работы, фиксирование прогресса, связь с куратором группы реализуется посредством навигационного компонента ЭОР.
Самостоятельная работа и контроль целиком основаны на использовании содержательного, справочно-информационного и контрольного компонентов электронного образовательного ресурса. В случае успешного прохождения промежуточного контроля его результаты могут быть учтены при выставлении итоговой оценки (в соответствии с правилами учебного заведения). В завершение коррекционного курса выполняется итоговая диагностика, отмечается степень продвижения студента в освоении дисциплины, выдаются дальнейшие рекомендации.
Описанный выше адаптационно-коррекционный процесс по сути представляет собой педагогическую технологию, т.к. является «организованным, целенаправленным, преднамеренным педагогическим влиянием и воздействием на учебный процесс» (определение Б.Т. Лихачева), обладает соответствующими специфическими признаками диагностического целеобразования, результативности, экономичности, воспроизводимости, корректируемости. Таким образом, в нашем исследовании предложена технология и сформулированы некоторые практические рекомендации по коррекционной работе в вузе, основными компонентами которой выступают:
– выявление и диагностика причин неуспеваемости студентов;
– выработка индивидуальной образовательной траектории для каждого студента;
– проведение коррекционно-образовательного процесса с использованием ЭОР.
Авторы настоящей статьи имеют значительный опыт преподавания дисциплин естественнонаучного блока в экономическом университете, являются разработчиками электронных образовательных комплексов предметных областях «Математика» и «Экономико-математические методы и модели», используемых как в учебном процессе, так и в коррекционной работе. Методическая система обучения на основе использования ЭОР апробирована и по результатам нескольких педагогических экспериментов признана эффективной [10].