Современная ситуация общественного развития обостряет ряд глубоких противоречий геополитического, военно-политического, межнационального, ценностного, религиозного, нравственного и социального характера. Как указывает Н.Н. Жердева, эти противоречия могут проявляться как на общепланетарном и межгосударственном уровнях, так и на уровне интересов различных групп людей с противоположными взглядами и убеждениями [4, с. 71].
Нельзя не отметить тот факт, что существенно усугубляют эти противоречия современные миграционные процессы, которые характеризуются не только трансляцией культур и религий, но и объективной необходимостью поиска путей формирования готовности и способности современного человека к взаимопониманию и сотрудничеству с людьми других национальностей, культурных традиций, религиозных убеждений, мировоззрений и т.д.
Изучая генезис толерантности, С.И. Осипова и А.И. Богданова делают, по мнению авторов, очень важный вывод о том, что необходимо признать многообразие культур современного мира как объективную реальность и поставить педагогическую проблему формирования позитивного отношения к представителям различных социокультурных групп [8, с. 115].
Важность проблемы воспитания толерантности подтверждается рядом международных и российских законодательных и нормативно-правовых актов. Еще в 1995 году ЮНЕСКО приняла «Декларацию принципов толерантности», где толерантность рассматривается как уважение, принятие и правильное понимание всего многообразия культур, а наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости называется воспитание [3].
В 2001–2002 гг. в России были приняты Федеральная программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе на 2001–2005 годы» и «Концепция модернизации российского образования до 2010 года», где отмечено приоритетное значение формирования толерантной личности и необходимость использования возможностей отечественной системы образования для воспитания у молодого поколения толерантного поведения, основ взаимопонимания, эффективного взаимодействия и коммуникаций [6; 12].
Не менее значимым является положение Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» о том, что «содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями» [11, ст. 12, п. 1].
Очевидно, что педагогика толерантности уже формируется как самостоятельное независимое направление, где, по мнению М.Н. Борытко, воспитание направлено на диалог и открытость отношений, на признание многообразия культур и мнений, на развитие способности распознавать несправедливость и предпринимать шаги по ее преодолению, на развитие способности конструктивно разрешать разногласия и продвигаться от конфликтных ситуаций к примирению и разрешению противоречий [2, с. 21].
Отметим, что феномен толерантности является предметом изучения большого числа наук, связанных с человекознанием, в их числе психология и педагогика, философия, история, социология, культурология, биология, экология, медицина, политология и др. Это обусловило неоднозначное понимание семантического значения данного понятия.
Достаточно многоплановым является спектр значений перевода термина «tolerance» с английского языка, представленный в англо-русском психологическом словаре: приобретенная устойчивость, этническая устойчивость, выносливость человека, устойчивость к стрессу, устойчивость к конфликту и поведенческим отклонениям.
Для нашего исследования основополагающим является подход к толерантности как комплексу личностных характеристик (качеств, способностей, ценностей, мотивов, взглядов, убеждений и т.д.), как морально-нравственной категории (терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям, долг и обязанность); как качеству взаимодействия между субъектом и объектом толерантности; как переходному состоянию от конфликта к взаимопониманию и сотрудничеству. Это показано в работах И.Б. Гриншпун, Е.Ю. Клепцовой, М.С. Мацковского, Н.В. Недорезовой, Л.П. Почебут, Т.Ю. Прокофьева, А.А. Реан, Т.П. Скрипкина, Г.У. Солдатовой, О.Ю. Харламовой и др.
И если понятие толерантности в современной науке отличается разнообразием его интерпретации, то необходимость воспитания толерантности сомнений не вызывает.
Цель исследования – выявить и систематизировать современные подходы к проблеме воспитания толерантности в психолого-педагогических исследованиях.
Материалы и методы исследования
Основными методами исследования стали: анализ научных исследований, обобщение теоретических положений и эмпирических данных, их систематизация.
Большинство специалистов в области психологии и педагогики, изучающие аспекты воспитания (формирования, становления, развития) толерантности, утверждают, что наиболее благоприятный период для обучения навыкам «жизни сообща» и умениям строить эффективные межличностные коммуникации – это период обучения в школе (А.Г. Асмолов, Т.А. Байрак, Ю.В. Богинская, Е.В. Брянцева, Б.З. Вульфов, С.А. Герасимов, В.Н. Гуров, А.А. Еникеева, Ю.П. Ивкова, Л.П. Ильченко, Н.Г. Капустина, Ю.В. Кузнецова, Е.П. Непочатых, Б.Э. Риэрдон, О.В. Рубцова, О.Б. Секрябина, О.А. Спицына, Е.А. Стрельцова, А.Э. Ширванян и др.), рассматривая источником содержания образования прежде всего социальный опыт человечества, закрепленный в материальной и духовной культуре.
Хотя, по мнению Е.О. Смирновой, уже в раннем и дошкольном возрасте целенаправленный процесс воспитания толерантности может быть эффективным при определенных условиях.
Еще в начале XXI века, наиболее глубоко и доступно принципы воспитания толерантности в школе сформулированы Б.Э. Риэрдоном:
– воспитывайте и учите детей и молодежь быть открытыми, относиться с пониманием к другим народам, их истории и культуре;
– учите, что важно отказываться от насилия и искать мирные пути разрешения споров и конфликтов;
– воспитывайте в молодом поколении альтруизм, открытость и уважение к другим, прививайте им способность понимать других, сохраняя свою индивидуальность; все эти качества основаны на чувстве собственного достоинства [9].
В научных исследованиях российских ученых представлены экзогенные и эндогенные факторы, которые оказывают негативное и позитивное влияние на процесс воспитания толерантности у детей, подростков и молодежи.
К числу негативных факторов отнесены: отсутствие в обществе устоявшихся традиций многообразия мнений; развившееся у людей в последнее время чувство национального унижения, связанное с русофобией – неприязненным и враждебным отношением к России и к русским людям; свойственные многим молодым людям эгоцентрические установки сознания, агрессивность, несдержанность, черты темперамента, негативные формы самоутверждения.
В числе позитивных факторов отмечаются: взаимоотношения и ценностные установки в семье; процесс образования (общение, активизации совместной деятельности, активное обучение, перевод социальной ситуации в педагогическую для включения воспитанника в культуру через диалог с Другим, что ведет к росту осмысленности восприятия, формированию мировоззрения, расширению кругозора, развитию самосознания, становлению адекватной самооценки, максимальному раскрытию, реализации творческого потенциала, развитию взаимной требовательности и взаимопомощи, и т.д.); место в социальной жизни; общественно полезные виды деятельности (спорт, искусство, творчество, волонтерство и др.); культуросообразное воспитание (деятельность по управлению, поддержке и сопровождению процесса становления человека субъектом культуры).
Отмечая, что наиболее острые проблемы в сфере общения между представителями разных национальностей и социальных классов возникают у детей в подростковом возрасте, Д.В. Зенович выделяет толерантное поведение и конструктивное общение старших (учителя, родители) как наиболее действенное условие воспитания толерантности в образовательном пространстве школы [5, с. 17].
Нельзя не согласиться с мнением Ю.В. Богинской и Т.А. Байрак о том, что для успешного формирования толерантных качеств в школьной среде необходимо выстраивать целостную систему взаимоотношений и мероприятий, включенную в основной образовательный процесс, жизнь классного коллектива и во внеурочную деятельность учащихся [1]. Не требует доказательств и тот факт, что воспитанию толерантности содействует коллективная творческая деятельность, способствующая установлению партнерства и сотрудничества между участниками творческого процесса.
В школе можно наблюдать благоприятную среду для формирования атмосферы толерантности, если у участников педагогического процесса налицо способность внимательно слушать и слышать друг друга; стремление разобраться и дать совет, внести предложение; желание похвалить, подбодрить и поддержать, утешить; готовность проявить уважение, благожелательность, эмпатию [2, с. 13].
А.Г. Асмолов отмечает и тот факт, что вариативность образования, в ядре которого, по существу, лежит стратегическая идея толерантности, позволяет учителю выбирать разные программы и подводить обучающихся к пониманию того, что не может быть единственно правильной картины мира и монополии на единственно правильную линию поведения [7].
В этой связи представляет особый интерес программа «Мир в зеркале культуры», разработанная В.В. Глебкиным, В.В. Беляевой, И.Ф. Девятовой, Л.А. Наумовым и Ю.В. Шмалько, для учащихся старших классов лицеев и гимназий с углубленным изучением гуманитарных дисциплин. Логика освоения материала программы построена таким образом, что при изучении одной темы происходит введение в другую тему с целью придания восприятию многомерности. Например, авторы считают, что при изучении культуры Византии возможно обратиться к теме «Русская культура X–XV веков» с целью создания у обучающихся первого представления о славянах, но глазами византийской культуры. А когда изучается собственно тема русской культуры, появляется возможность говорить о славянах по-другому, изменяя систему точек отсчета, показывая правомерность существования различных подходов, убеждений, мнений и взглядов на один и тот же предмет, явление, традицию [7, с. 22].
Программа включает несколько курсов («История русской культуры», «История западной культуры», «История культур Востока» и др.), цель которых состоит «…в знакомстве учащихся с другими, отличными от европейских, системами мировосприятия. Причем акцент в них делается на том, чтобы заинтересовать и удивить, чтобы поставить вопросы, не навязывая ответов, предоставляя возможность в дальнейшем искать эти ответы самим» [7, с. 23].
На наш взгляд, особенно значимым является убеждение авторов программы в том, что нельзя заставить человека быть толерантным, нельзя убедить человека быть миролюбивым, нельзя обвинить его в недостатке доброй воли. Как пишут авторы, важно понимать, что глубинные основы интолерантности лежат «…в собственной ограниченности, т.е. в сведении своей человеческой сущности к весьма ограниченному набору ценностных установок, жестко локализованных в пространстве и во времени» [7, с. 9].
Таким образом, можно утверждать, что не только научные исследования, но и уже педагогическая практика доказывает возможность воспитания толерантной личности при изучении отдельных дисциплин образовательной программы.
Особое место в психолого-педагогических исследованиях проблемы воспитания толерантности занимают вопросы наблюдения, оценки и измерения толерантности.
Специфика педагогического диагностирования в сфере воспитания толерантности состоит в том, что проявления толерантности не так сильно бросаются в глаза; к тому же и их диапазон довольно широк – от ограничения пагубных проявлений нетерпимости до ответственности, являющихся пределами толерантности. Трудность наблюдения и измерения толерантности состоит в том, что она все же остается абстракцией, но социальные признаки толерантности помогают увидеть ее значение как для отдельного человека, так и для общества.
Очевидно, что толерантность, как сложный многокомпонентный феномен, невозможно изучать и оценивать в каком-то одном измерении. Поэтому в психолого-педагогическом диагностировании толерантности используется принцип сопоставления противоположностей: толерантность – интолерантность, дружелюбие – враждебность, сочувствие – равнодушие, миролюбие – агрессивность, уважение – пренебрежение, похвала – осуждение, эмпатия – отстранение и т.п.
Важно подчеркнуть, что при всей привлекательности толерантности как цели и результата воспитания, признании и доказательности возможности этого процесса при определенных условиях, насильно продвигаемая толерантность, по мнению В.И. Самохваловой, может быть опасна, поскольку может привести к отказу от нормы, сломать устои традиционной культуры, сместив все акценты и смешав ориентиры [10, с. 35].
Данная позиция подкрепляется присутствующим в педагогическом сознании устойчивым стереотипом отождествления толерантности со вседозволенностью, с отказом от морально-нравственных ограничений и определенных запретов. Н.М. Борытко, И.А. Соловцова и А.М. Байбаков отмечают настороженное, часто негативное отношение педагогической общественности к проблемам воспитания толерантности, их сомнения в целесообразности провозглашения толерантности в качестве самостоятельной ценности и цели образования.
Более того, при решении задач воспитания толерантности важно учитывать «парадокс толерантности», отмеченный К. Поппером: безграничная толерантность приводит к исчезновению толерантности.
Результаты исследования и их обсуждение
Основными результатами исследования являются положения, которые сформулированы на основе анализа психолого-педагогических исследований по проблеме воспитания толерантности. Главными из них мы выделяем следующие:
– толерантность представляет собой сложное, многокомпонентное, порой противоречивое явление, изучением которого занимается целый ряд наук, связанных с человекознанием;
– рассматривая толерантность как педагогический феномен, основополагающим становится подход к толерантности как комплексу личностных характеристик и морально-нравственной категории; как системе внутренних ресурсов ребенка, отражающей его готовность и способность позитивно и продуктивно решать сложные задачи взаимодействия с самим собой и другим, отличающимся по внешности, мыслям, чувствам, ценностям, поведению, способствующей невосприимчивости к провоцирующим факторам среды;
– современная ситуация общественного развития, характеризующаяся противоречиями межнационального, ценностного, религиозно-нравственного и социального характера, делает задачу воспитания толерантности чрезвычайно актуальной;
– отсутствие понимания важности проблемы воспитания толерантности в современном мире может представлять существенную угрозу для стабильности социальных отношений, существования государственных институтов, здоровья и жизни людей;
– существенная роль и большие возможности для воспитания толерантности заложены в системе образования при условии диалогичности и открытости отношений, взаимоуважения и взаимосотрудничества участников образовательного процесса, признания толерантности основой становления человека как субъекта поведения, отношений и культуры;
– воспитание толерантности у подрастающего поколения рассматривается как цель и результат педагогической деятельности, как важнейшее условие развития и саморазвития личности с конструктивным отношением к любым проявлениям различий между людьми, к разногласиям и социальным конфликтам;
– велика опасность насильно продвигаемой толерантности, которая может вызвать смешение ценностных и нравственных ориентиров, пошатнуть устои национальной культуры, внутренне разрушая личность и общество;
– воспитание толерантной личности – сложный и длительный процесс, который осуществляется всей социальной действительностью, окружающей ребенка, под влиянием взаимоотношений в семье, сложившихся взглядов и отношений ее членов к другим людям и обществу в целом, под влиянием общения со сверстниками и окружающими людьми.
Выводы
Проведенное исследование доказывает, что проблема воспитания толерантности актуальна в современной ситуации общественного развития, в условиях обострения противоречий как на межгосударственном уровне, так и на уровне интересов отдельных людей с противоположными взглядами и убеждениями, социальными и религиозными особенностями, с различными национальными и культурными ценностями и традициями.
Очевидно, что особая роль в воспитании толерантности отводится образовательным организациям различного уровня, воспитательное пространство которых обладает существенным потенциалом для формирования готовности и способности обучающегося к толерантному общению и поведению в процессе диалога и сотрудничества обучающей и обучаемой стороны.
Рассматривая воспитание толерантной личности в качестве цели и результата образовательного процесса, можно говорить о распространении толерантных отношений во все сферы человеческой жизнедеятельности и, как следствие, о создании условий для выживания и благополучного развития современного общества.