Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

FEATURES OF EDUCATORS’ PROFESSIONAL SELF-ATTITUDE OF CHILDREN’S EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

Fomina N.V. 1 Burkhanova A.A. 1
1 Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University
The results of theoretical and empirical research, which was attended by teachers of kindergartens, to identify their job and profession satisfaction, the characteristics of professional self-attitude, professional activity, the type of emotional response during the execution of their professional duties. It is proved that a sufficiently positive attitude to the profession, the perception of himself in it in the aspect of cooperation with its subjects, teachers are experiencing self-doubt, do not see perspective for personal development, deficient social support from significant professional environment, show the dependence on external ratings. Their activity is increasingly encouraged by individual and personal needs, and is not always caused by the socially significant motifs. The study identified communication performance professional self-attitude and job satisfaction characteristics of professional activity, readiness to energy costs that reveal the subjective aspect of the internal labor educators. It is assumed the necessity for a specially organized activity for the development of the profession meaning and the correction of the professional self-set in the direction of it’s positivity.
professional self-attitude
professional behavior
job satisfaction and professional self-esteem
the subject of pedagogical activity

Профессия педагога, и тем более педагога ДОО, – особая профессия, ибо в ней личность профессионала, его мастерство выступают условием благополучного развития ребенка на одном из первых этапов его социализации. Как указывает О.Л. Колчина, на современном этапе растет потребность в развитом, компетентном педагоге ДОУ, способном строить педагогическое взаимодействие на основе принципов гуманизации, что требует от воспитателя уверенности в себе, увлеченности своим делом, способности к саморазвитию, самообразованию и самореализации [8, с. 3]. Огромную роль играет отношение воспитателя к своей профессии, его удовлетворенность работой, отношение к себе как к профессионалу. Изучение данной проблемы крайне актуально на фоне современных тенденций к обновлению системы дошкольного образования, изменению статуса профессии педагога, оптимизации его профессионального развития.

Проблема самоотношения специалистов, занятых в разных сферах деятельности, все чаще затрагивается в научных исследованиях (В.А. Бодров, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, А.М. Колышко, А.К. Маркова, А.М. Рикель, Н.С. Пряжникова и др.). Она продолжает оставаться актуальной проблемой и в связи со сложностью самого феномена, а также в контексте развития профессионально активной, зрелой личности с акцентом на нормальное, психологически здоровое функционирование.

Профессиональное самоотношение в целом можно определить, как совокупность представлений индивида о себе как о профессионале. Наиболее полное определение предложили К.В. Карпинский и А.М. Колышко: «это динамическая система смысловых структур и процессов, отражающих объективные отношения индивидуальных свойств личности к практической реализации мотивов и ценностей труда и обеспечивающих подчинение профессиональной деятельности, общения устойчивой структуре этих отношений. На уровне индивидуального сознания это объективные отношения, порождающие профессиональный смысл «Я», приобретают форму эмоциональных переживаний и самооценочных суждений личности о себе как субъекте труда» [6, с. 40]. Рассматривая динамику самоотношения в процессе профессионального обучения, О.Л. Круглова доказывает, что его урегулирование по отношению к собственной личности наступает только после стабилизации в отношении к выбранной профессии и успешной профессиональной самоидентификации [8].

Проблематика профессионального самоотношения педагога в настоящее время только начинает свое изучение. Наиболее полно она представлена работами в сфере профессиональной деятельности учителя школы (И.В. Вачков, Т.К. Комарова, А.М. Колышко, Л.М. Митина, Л.И. Рюмшина, Т.Л. Садовская и др.). Так, И.В. Вачков рассматривает профессиональное самоотношение педагога как эмоциональный компонент самосознания, который характеризуется профессиональной самооценкой как устойчивым обобщенным отношением к себе, к своей профессиональной деятельности и определяет его как единство трех основных видов отношений:

1) к системе своих педагогических действий, целям и задачам, средствам и способам достижения этих целей, результатам своей работы;

2) к системе межличностных отношений с учениками;

3) к своим профессионально значимым качествам и в целом к себе как профессионалу [1].

По мнению А.М. Колышко, профессиональное самоотношение педагога – это возникающее на стыке взаимного соответствия его личностных качеств, с одной стороны, и требований, предъявляемых к ним со стороны профессиональной деятельности – с другой [9]. По мнению ученого, чем более глубокой рефлексии подвергает педагог свои профессиональные качества как способствующие или мешающие реализации его профессиональной деятельности, тем более зрелым является его профессиональное самоотношение, тем более эффективным средством регуляции оно выступает при организации им условий для формирования ученика как личности [9, с. 315]. Связь профессионального самоотношения педагога и его отношения к детям отмечали и другие отечественные и зарубежные авторы (Р. Берн, Т.К. Комарова, Л.М. Митина, К. Роджерс и др.).

Профессиональное самоотношение, являясь смысловым по своей природе образованием, имеет для педагога существенную значимость. Любое его изменение сопряжено с проблемными и даже кризисно-экзистенциальными переживаниями, необходимыми в плане личностного развития [2]. Позитивное самоотношение позволяет адекватно преодолевать профессиональные и личностные трудности. Не случайно оно определяется как важнейшее условие профессионального и личностного развития педагога, потенциал его личности [11], как основа психологического благополучия [5].

Исследований, предметом которых является профессиональное самоотношение педагогов ДОО, по сравнению с учительской проблематикой, сегодня относительно немного. Попытка его определения для будущих педагогов ДОУ была выполнена О.Л. Колчиной. По ее мнению, профессиональное самоотношение педагога ДОУ – это «целостная система подструктур, характеризующаяся эмоционально переживаемыми смысловыми образованиями, определяющими отношение к профессиональному образу «Я – воспитатель детей дошкольного возраста», принятие его, уверенность в себе, высокий уровень принятия других, позитивное отношение к получаемой профессии» [8, с. 7]. Данное определение непосредственно выводит к специфике профессиональной деятельности педагога детского сада.

Воспитателю, в отличие от учителя школы, кроме образовательной функции, приходится руководить игровой, трудовой и коммуникационной детальностью, следовательно, огромная роль отводится личностно выстроенному общению с детьми и их родителями [7]. Это крайне ответственная работа, напрямую связанная не только с личностным развитием, но и здоровьем ребенка. Л.А. Григорович в качестве важного отличия отмечает диффузность ролевого функционала воспитателя, что приводит к размытости в степени выраженности профессиональных качеств. Находясь в профессионально педагогической позиции, он выполняет родительские функции [3]. Не случайно говорят, что воспитатель – это не профессия, а образ жизни с умением субъекта заботиться о другом, предоставлять необходимую поддержку. В профессиональном самосознании воспитателя ведущие позиции занимают материнские характеристики, и, следовательно, проявляются такие мотивы, как эмпатия, любовь и желание работать с детьми, но одновременно доминантность и авторитарность [3]. В этой связи актуализируется проблема формирования целостной личностно-профессиональной позиции педагога ДОО как единства личностного и профессионального, центром которой является профессиональное самоотношение.

Ситуация профессионального развития воспитателя осложняется тем, что он, в отличие от прошлых лет, сегодня активно участвует в инновационных процессах, связанных с реформированием системы дошкольного образования, вследствие которых повышены требования к профессиональной подготовке педагога, а также к качеству осуществляемого им воспитательного и образовательного процесса (Н.Е. Гульчевская, С.В. Жолудева и др.) [4]. Неизбежностью являются изменения в ценностно-смысловой и мотивационной структуре личности специалиста, в его отношении к работе, в особенностях эмоционального реагирования. Между тем активно реализовывать инновационные процессы может личность, удовлетворенная трудом, работой и собой в профессии, личность, обладающая позитивным профессиональным самоотношением [12]. Рассмотрению особенностей профессионального самоотношения педагогов ДОО посвящено настоящее исследование.

Материалы и методы исследования

Целью проведенного исследования было изучение особенностей профессионального самоотношения педагогов ДОО. Была выдвинута гипотеза: профессиональное самоотношение педагогов ДОО имеет специфику, обусловленную характером деятельности, а также связано с их удовлетворённостью трудом и типом поведения в ситуации предъявления профессиональных требований. Были использованы следующие методики: методика «Изучения удовлетворенности педагогом своей профессией и работой» Н.В. Журина и Е.П. Ильина; опросник поведения и переживания, связанного с работой (AVEM); опросник профессионального самоотношения А.М. Колышко [6]. Корреляционный анализ проводился с помощью компьютерной программы SPSS-15 с использованием коэффициента Пирсона. В нашем исследовании принимали участие 45 педагогов, работающих в ДОО г. Нижнего Новгорода. Все педагоги – воспитатели, женщины со стажем профессиональной деятельности более 6 лет.

Результаты исследования и их обсуждение

Удовлетворенность профессией – это обобщенный показатель, который, с одной стороны, раскрывает отношение субъекта к избранной профессии, а с другой, сам является критерием субъектности как проявления положительного отношения к профессии, к работе, коллективу. Для воспитателя детского сада данный факт особенно важен, поскольку отношение к своей работе несомненно будет выступать коррелятом и в отношении к своим воспитанникам. Анализ удовлетворенности своей профессией и работой показал, что только треть педагогов ДОО (30 %) удовлетворены своей работой и выбранной профессией, тогда как 33,5 % педагогов не удовлетворены. 36,5 % педагогов показали средний уровень удовлетворенности. Средний балл удовлетворенности по выборке – 7,75, что показывает средний уровень. Наиболее значимыми в профессии являются ценности общения, ее творческий характер, возможность совершенствоваться, соответствие работы складу личности и, напротив, ценности престижа профессии, ее нужности и полезности в обществе оцениваются невысоко. Отрицательные оценки получили характеристики, связанные с заработной платой, переутомление, частые контакты с людьми. Педагоги, удовлетворенные своей профессией, в качестве позитивных факторов чаще выбирали саму профессию, удовлетворенность взаимоотношениями с коллегами, воспитанниками, их родителями, удовлетворенность своей методической и теоретической подготовкой. В качестве негативных факторов называлась материальная база учреждения. Педагоги, неудовлетворенные своей профессией удовлетворены работой в целом, взаимоотношениями с коллегами, воспитанниками и их родителями. В сфере критериев неудовлетворенности находится заработная плата, материальная база учреждения и такие показатели, как отношение воспитанников, коллег и родителей к деятельности педагога, неудовлетворенность своей подготовкой. Как видим, воспитатели с высоким уровнем неудовлетворенности профессией довольны тем, как они сами выстраивают отношения, но не довольны тем, как воспринимают их труд другие субъекты педагогического взаимодействия.

Изучение поведенческих стратегий и переживаний, связанных с работой, проводилось с помощью методики AVEM, разработанной У. Шваршмидтом и А. Фишером и адаптированной Т.И. Ронгинской [10]. Методика позволяет рассмотреть профессиональное поведение по трем факторам:

1) профессиональная активность и факторы ее определяющие,

2) стратегии поведения в ситуациях, связанных с предъявлением профессиональных требований,

3) эмоциональный настрой на профессиональную деятельность.

Развернутую характеристику всех заявленных в методике шкал по факторам представим на рис. 1.

fom1.wmf

Рис. 1. Средние показатели по характеристикам поведения и переживания, связанного с работой (AVEM) педагогов ДОО: 1) BA – Субъективное значение деятельности; BE – Профессиональные притязания; VB – Готовность к энергетическим затратам; PS – Стремление к совершенству; DF – Способность сохранять дистанцию по отношению к работе; 2) RT – Тенденция к отказу в ситуации неудачи; OP – Активная стратегия решения проблем; IR – Внутреннее спокойствие и равновесие; 3) EE – Чувство успешности в профессиональной деятельности; LZ – Удовлетворенность жизнью; SU – Чувство социальной поддержки

Расчеты показали, что факторы находятся в зоне средних и низких оценок, что позволяет говорить о среднем уровне включенности воспитателей детского сада в работу и переживании отношения к ней. Как видим из рисунка, выше других оценивается показатель профессиональной активности, готовности педагогов к энергетическим затратам в своей деятельности. Воспитатели ДОО включены в деятельность, не равнодушны к ней, однако наблюдается средний уровень значимости работы, средний уровень профессиональных притязаний, стремлений к профессиональному росту, при этом умение дистанцироваться от работы тоже на среднем уровне. В плане решения сложных профессиональных ситуаций педагоги не демонстрируют полного ухода от них, однако и высокого оптимизма, активности в решении проблем не наблюдается, уровень внутреннего спокойствия и психического равновесия средний. В зоне низких значений находится показатель эмоционального настроя как переживания успеха в профессиональной деятельности, удовлетворенности ею. Находясь под постоянным прицелом внешних оценок, педагог ДОО переживает неуверенность в себе, не видит перспективы своего развития, не верит в успех, крайне зависим от оценок окружающих, что может усугубляться сложностями во взаимодействии с руководством при отсутствии положительного подкрепления. Заметим, что показатели социального благополучия, поддержки и помощи со стороны социального окружения в зоне низких оценок, следствием чего является невысокий уровень удовлетворенности жизнью в целом. Можно предположить в качестве доминирующего промежуточный тип профессионального поведения между типами А (высокая значимость профессии и готовность к энергетическим затратам в ней и сопровождающего чувства неудовлетворенности собой, своими успехами, переживании одиночества) и Б (напротив, экономный уровень профессиональной мотивации и активности, который в ситуации социального сравнения неизбежно приводит к неудовлетворенности собой и, как следствие, к профессиональному выгоранию.

Критерии профессионального самоотношения, выделенные в методике К.В. Карпинского и А.Н. Колышко, и уровень их проявления в исследуемой группе представлены на рис. 2.

fom2.wmf

Рис. 2. Показатели профессионального самоотношения педагогов ДОО: 1) Внутренняя конфликтность проф) самоотношения; 2) Самоуважение в профессии; 3) Самоуверенность в профессии; 4) Самопривязанность в профессии; 5) Самообвинение в профессии; 6) Самоэффективность в профессии; 7) Саморуководство в профессии; 8) Самооценка личностного роста в профессии; 9) Самоуничижение в профессии

В исследуемой группе в целом наблюдается средний уровень позитивности профессионального самоотношения (124,76), критерий внутренней конфликтности также находится на среднем уровне, что говорит о лояльности работников к профессиональной деятельности. Показатели по интегративной шкале «самоэффективность в профессии», которая складывается из оценок «саморуководство в профессии» и «самооценка личностного роста в профессии», средние. Однако при среднем уровне саморуководства, выявлены низкие баллы самооценки личностного роста в профессии. Женщины-педагоги ДОО относятся к себе как к надежным, добросовестным и ответственным работникам, гармонично вписываются в профессию, личностно соответствуют ей, т.е. собственные «личные качества воспринимаются ими как внутренние ресурсы или «орудия» в профессиональной деятельности» [6, с. 111]. Шкала «самооценка личностного роста», по мнению авторов методики, показывает, как связаны профессия и личностные качества ее субъекта, позитивное отношение к себе как субъекту труда, позитивный личностный смысл профессиях. В исследуемой группе данный показатель находится на низком уровне, это позволяет предположить, что профессия не фасилитирует субъекта труда к личностному развитию, не наполняет необходимым для профессионального роста смысловым содержанием, что служит барьером профессиональной эффективности. Это подтверждают средние, близкие к низким, баллы по шкалам профессионального самоуважения (самоуверенность в профессии, самопривязанность в ней), показывая, что субъектам недостает веры в свой профессиональный потенциал, они склонны к недооценке своих достижений, указывает на низкую мотивацию к профессиональному развитию. В то же время высокий показатель по шкале «самоуничижение в профессии» выявляет «фиксированную установку на негативное оценивание или обессмысливание своих индивидуальных качеств в контексте трудовой деятельности» [6, с. 112]. При этом показатель самообвинения на уровне средне-низких оценок. Такое сочетание характеристик показывает, что педагоги ДОО в целом не склонны считать себя преградой, помехой для продуктивной трудовой деятельности и карьерной самореализации, не склонны брать на себя вину за профессиональные неудачи, но не уверены в себе и не готовы к самопринятию, бережному отношению к себе как к работнику. Мы предполагаем, что подобные результаты могут быть следствием внедрения новых стандартов в работу педагогов ДОО. Не успевая перестроиться на новый формат работы (в частности, на переход на «самоокупаемость») и получая негативные отзывы, обесценивающие работу, воспитатели негативно относятся к своей профессиональной деятельности и себе в ней. Однако им легче переложить ответственность на внешние факторы, чем внутренне настроиться на изменения, проанализировать «зоны неуспеха» и найти способы его преодоления.

Изучение связи характеристик профессионального самоотношения с исследуемыми параметрами показало следующие результаты (таблица).

Анализ связи характеристик профессионального самоотношения, удовлетворенности работой и характеристик профессионального поведения педагогов ДОО

 

Внутренняя конфликтность проф. самоотношения

Самоуверенность

в профессии

Самопривязан. в профессии

Самообвинение в

профессии

Саморуководство в профессии

Самооценка личностного роста

Самоуничижение в профессии

Общий показатель позитивности

Удовлетворённость трудом

– 0,38*

– 0,09

0,45*

– 0,58**

0,47*

– 0,21

– 0,45*

0,43*

Субъект. значение деятельн-ти

0,16

0,41*

– 0,12

0,09

0,35

0,39*

0,12

0,10

Проф. притязания

0,02

0,59**

– 0,10

– 0,09

0,30

0,46*

– 0,04

0,22

Готовность к энерг. затратам

0,23

0,49*

– 0,20

0,30

– 0,01

0,49*

0,29

– 0,08

Стремление к совершенству

0,00

0,38*

– 0,25

0,04

0,28

0,28

0,03

0,07

Способность сохранять дистанцию к работе

– 0,03

– 0,55**

0,05

– 0,04

– 0,19

– 0,52**

– 0,02

– 0,17

Тенденция к отказу

0,07

0,32

– 0,08

0,11

– 0,07

0,33*

0,10

0,03

Стратегия решения проблем

0,09

0,01

– 0,11

0,28

0,14

0,02

0,20

– 0,18

Внутреннее спокойствие

0,05

– 0,44**

0,12

0,10

– 0,01

– 0,28

0,04

– 0,14

Чувство успешности

0,01

0,27*

0,24

– 0,03

0,40*

0,15

– 0,03

0,20

Удовлетворенность жизнью

– 0,09

– 0,04

– 0,08

– 0,05

0,31

– 0,04

– 0,05

0,03

Чувство социальной поддержки

– 0,19

– 0,09

0,09

– 0,09

0,28

– 0,19

– 0,17

0,09

Примечание. (*) при p ≥ 0,01, (**) при p ≥ 0,05.

Как видим из таблицы, характеристики профессионального самоотношения педагогов ДОО имеют связи с показателями удовлетворенности работой и характеристиками профессионального поведения. Так, общий показатель удовлетворенности работой положительно связан с общим показателем позитивности, самопривязанностью и саморуководством в профессии и отрицательно связан с профессиональным самоуничижением, самообвинением и внутренней конфликтностью профессионального самоотношения. Удовлетворенные работой педагоги уверены в своих силах, хорошо относятся к профессиональным обязанностям, знают, как действовать в сложных ситуациях, не обвиняют себя; напротив, у педагогов, неудовлетворенных работой профессиональное самоотношение имеет конфликтный характер, сочетается с самообвинением, самоуничижением, что прежде всего негативно сказывается на взаимодействии с детьми, методической грамотности.

Наибольшее количество связей наблюдается по шкале «самоуверенность в профессии» и «профессиональная самооценка своего потенциала» – именно тех шкалах, которые у воспитателей имеют низкие значения. Тем не менее уверенное самовосприятие в профессии, положительное отношение к ней развивает горизонты профессионального успеха, дает возможность ставить и решать профессиональные задачи, показывает настрой на деятельность. По мнению авторов методики, самоуверенность в профессии – это сравнение себя с близким профессиональным окружением, т.е. уверенность в своих силах и возможностях, чувство значимости себя как профессионала дают коллеги по работе, руководство и т.п. У наших воспитателей наблюдается высокая зависимость от подобных оценок. И если данный показатель низкий, то это негативно скажется на профессиональной деятельности педагога в целом, на его отношении к себе как профессионалу. Отрицательная связь выявлена со шкалами «способность сохранять дистанцию к работе» и «внутреннее спокойствие и равновесие», что вызывает нарушение границ между личностью и работой, приводит к эмоциональному выгоранию. Связь шкал «саморуководство в профессии» и «чувство успешности в профессиональной деятельности» выявляет ресурс при формировании профессионального самоотношения: уверенность в себе как профессионале, ответственная позиция ведет за собой чувство успешности, удовлетворенности собой как профессионалом. Выявлена связь шкалы «самооценка личностного роста в профессии» и шкал «субъективное значение деятельности»; «профессиональные притязания»; «готовность к энергетическим затратам». Относясь к профессии как к способу самореализации и средству самосовершенствования, отмечая позитивное воздействие профессии на личностные качества, педпгоги ДОО склонны повышать важность работы в жизни, стремятся к профессиональному росту, готовы больше вкладываться в работу. Однако если такая самооценка низкая, это влечет за собой изменение других, связанных с ней показателей.

Выводы

Таким образом, опираясь на полученные результаты и обобщая изложенное выше, мы можем утверждать, что профессиональное самоотношение педагогов ДОО имеет особенности, связанные с характером профессиональной деятельности:

1. Педагоги ДОО, в целом положительно относясь к своей профессиональной деятельности, не оценивают ее как социально значимую, они не ориентированы на карьерный рост, их привлекают мотивы общения, возможности творческой самореализации, саморазвития. Они относятся к себе как к надежным, добросовестным и ответственным работникам; умеют использовать свои личностные качества для реализации профессиональных задач, однако эмоционального удовлетворения от деятельности они в полной мере не получают.

2. В профессиональном самоотношении педагогов ДОО существует устойчивая установка на негативное оценивание своей профессиональной деятельности и себя в ней, что проявляется в низкой профессиональной самооценке, неуверенности в себе и в то же время в неспособности считать себя причиной профессиональной несостоятельности; доминирует мотивация избегания неудачи, зависимость от внешних оценок.

3. Профессиональное самоотношение педагогов ДОО связано с профессиональным поведением, результатом чего является переживание удовлетворенности работой. Уверенность в себе как профессионале, положительная самооценка профессионального роста дает возможность эффективной профессионализации и выступает ресурсом личности. Позитивно влияя на удовлетворенность работой педагогов, можно развивать профессиональное самоотношение в плане общей позитивности, уверенности в себе, эмоционально-ценностного принятия профессии.

Таким образом, выявляется необходимость активной педагогически выстроенной работы с воспитателями ДОО, направленной на развитие их профессионального самоотношения в направлении принятия смыслов и ценностей профессии, повышения уверенности в себе, мотивации саморазвития, активного формирования субъектной позиции.