Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,899

METHOD OF PROJECTS AS A CONDITION OF SOCIALIZATION OF CHILDREN WITH LIMITED HEALTH POSSIBILITIES

Kalinina T.V. 1 Artemova S.A. 2 Yarikova M.V. 2
1 State-owned educational institution «Volgograd boarding school № 5»
2 Volgograd State Social-Pedagogical University
This article represents special project called «Give joy to a child», which was developed and performed by The team оf «Volgograd Boarding School № 5».This project’s aim is involving children with intellectual disabilities in vast range of creative actions along with productive interactions between children and outer world, and also – the creation of comfort psychological environment for children with disabilities and giving an opportunity to use educational methods and resources for that children. Project is a fundamental education technology. It solves didactic problems such as building academic and vital competencies as well as strategic problems of individual like focusing efforts on solving particular problem, and socialization: unite efforts to achieve collective goal. Projective method has significant advantages such as roles division and thus solving wide range of problems aimed to achieve project’s goals. It allows to organize action-based educational process with motivating children by stimulating their own interests, which leads to creating of auspicious base for comprehensive development of teachers, students and network partners. This article presents project of boarding school team for children with intellectual disabilities and network partners. This project’s aim is building the vital competencies and to prepare scholars to interact in indeterminate situations along with to form tolerant relations to such children from society itself, which succeeds socialization and adaptation. This project includes several stages: organizational, where information was gathered and necessary documentation was developed; active stage – project implementation by performing actions in groups and extra education facultative work; analytical stage concludes project with formalizing results, grouping outcome information and calculating overall score. Project’s success completion allowed to start building actual educational process’ field in conditions of contemporary standards and adapted programs.
children with intellectual disabilities
children with limited health disabilities
educational subjects
teachers- defectologists
project activity
network cooperation

Современный педагог поставлен перед необходимостью решать комплекс важных педагогических задач. Это обусловлено внедрением Федеральных государственных образовательных стандартов для обучающихся разных категорий, проектированием и внедрением адаптированных основных общеобразовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья, а также необходимостью определения возможностей различных образовательных технологий при реализации учебной и внеучебной деятельности школьников.

Базовой образовательной технологией является технология проектирования. Анализ мирового опыта позволяет констатировать широкое распространение метода проектов в системах образования разных стран [8]. Эта технология является особой сферой межличностного взаимодействия [7]; создает условия для развития жизненных компетенций обучающихся, интеграции в разнообразной деятельности школьников имеющихся у них способностей и сформированных навыков [4]; обеспечивает практическую направленность обучения детей с ОВЗ и служит реализации главной цели специального (коррекционного) образования – социализации воспитанников с ОВЗ [9]. В проектной деятельности у педагога появляется возможность для развития у обучающихся, воспитанников высокого уровня мотивации, активности и осознанности в усвоении знаний и умений, желании следовать социальным нормам.

В условиях проектирования и внедрения адаптированных основных общеобразовательных программ проектный метод позволит обеспечить комплексное развитие всех обучающихся, воспитанников, независимо от наличия познавательных или социальных трудностей развития, в ситуациях, приближенных к жизни [6]. При этом мы констатируем, что существует противоречие между необходимостью реализации в практике работы с атипичными детьми ситуативно-ориентированного подхода, являющегося приоритетным в воспитательно-образовательной деятельности с воспитанниками с ОВЗ, и недостаточностью методических рекомендаций по его реализации на практике; между ориентированием на индивидуальные творческие, коммуникативные, интеллектуальные проявления школьников с ОВЗ, стимулирующие уровень их всестороннего развития, и необходимости организации совместной деятельности, направленной на достижение общей цели в рамках заданной темы. Этим определяется актуальность исследования и внедрение его результатов в практику работы коррекционной школы-интерната.

Целью нашего исследования стала апробация проектного метода в работе с детьми с нарушением интеллекта разной степени выраженности как условия формированиях их жизненных компетенций и готовности к взаимодействию с разными субъектами в ситуациях неопределенности.

Нами была разработана программа социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (от 7 до 18 лет) «Подари ребенку радость». Этот проект был реализован на базе ГКОУ «Волгоградская школа-интернат № 5» и позиционировался нами как совместная проектная деятельность всех образовательных субъектов – участников образования детей с нарушением интеллекта, а именно педагогов-дефектологов, учителей, педагогов дополнительного образования, специалистов секций, библиотекаря, школьного психолога, социального педагога, родителей, представителей общественных организаций.

Проект предполагал обязательное личное участие детей с умственной отсталостью в мероприятиях творческой направленности. В основу разработки проекта были положены принципы гуманизма, приоритета общечеловеческих ценностей, уважения и толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением интеллекта).

Цель проекта – создание условий для формирования толерантного отношения со стороны общества к детям с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением интеллекта) как условие успешной социализации и адаптации их в социуме. Исследователи указывают, что способность и готовность к сотрудничеству с участниками образовательного процесса на основе понимания, признания и принятия их индивидуальных социально-психологических особенностей позволяет выстраивать проектное взаимодействие на основе других точек зрения [1]. Как отмечает Н.Н. Малофеев, гуманное отношение «нормального» большинства к людям с особыми психофизическими возможностями выступает одним из условий развития специального образования в любой стране.

Задачи проекта:

- включение детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением интеллекта), их родителей в различные виды индивидуальной и коллективной творческой деятельности, расширение их круга интересов, потенциальных возможностей;

- формирование навыков продуктивного взаимодействия детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением интеллекта) и разнозначимых взрослых через организацию совместной досуговой деятельности;

- создание комфортной психологической среды для детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением интеллекта) посредством проведения просветительских мероприятий;

- предоставление возможности широкого использования методик и средств образования, искусства и культуры, как одних из самых активных для реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением интеллекта).

Проект «Подари ребенку радость» реализовывался поэтапно.

На первом этапе реализации проекта, условно названном нами организационным, осуществлялся сбор эмпирической информации о семьях детей с ограниченными возможностями здоровья, определение возможностей партнерства, создание информационной платформы для дальнейшей психолого-педагогической работы с родителями, педагогами, иными образовательными субъектами; проводился анализ полученной информации и выбор направлений, способов, средств работы в социуме, разработка программы мероприятий. Организационный этап включал разработку нормативно-правовой базы реализации проекта; формирование группы педагогов для реализации проекта; создание дополнительных образовательных программ; составление плана мероприятий; материально-техническое обеспечение проектной деятельности.

В результате изучения проблем семьи детей с ОВЗ мы выявили, что родители детей с ОВЗ не считают себя компетентными в вопросах ухода за ребенком (44,6 %), лечения (34,6 %), воспитания (63,3 %), обучения (55,2 %), общения (77,4 %), развития (44,6 %). Родители выражали недовольство отсутствием профильных специалистов (дефектологов) в общеобразовательных учреждениях (79,1 %). Анкетирование педагогов, работающих с детьми с ОВЗ в массовой школе, показало, что 53,2 % учителей не видят потенциальных возможностей развития атипичных детей и никогда не привлекают к участию в общеклассных мероприятиях детей с ОВЗ 26,6 % учителей. Это оказывает негативное влияние на эффективность воспитания и обучения ребенка с особым развитием и его социализацию.

Деятельностный этап проекта посвящен реализации программы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Коллективом школы-интерната и педагогами дополнительного образования была организована кружковая, факультативная, секционная и т.п. работа по программам дополнительного образования. Воспитанники с ограниченными возможностями здоровья включались в работу театральной студии «Магия», художественной студии «Вдохновение», хореографической студии «Современные ритмы», творческих объединений «Мастер-неломастер», «Бисероплетение», «Изонить», «Волшебное тесто», «Гитара и мы», «Иголочка-рукодельница». «Приключения Пейпика» и т.д. на базе образовательного учреждения. Участие школьников в работе творческих объединений предполагало совместную деятельность с нормативно развивающимися детьми. Учитывая вариативность возможностей и интересов умственно отсталых обучающихся, было организовано посещение спортивных секций, факультативов, приветствовалось участие в спортивных соревнованиях (при отсутствии медицинских противопоказаний).

Развитие контактов умственно отсталых детей с их сверстниками из традиционных школ, общение педагогов специальных (коррекционных) и массовых учреждений образования активизировалось в процессе проведения совместных фестивалей, выставок, конкурсов, семинаров и т.п. Дети с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением интеллекта) на этих мероприятиях могли не только экспонировать свои творческие работы, но и получать опыт социальных действий и социального отношения к людям, ситуациям, событиям. Активное участие дети с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением интеллекта) принимали в благотворительных акциях, таких как «Частичка сердца моего», «Улыбка», «Мы вместе» и др.

На основном этапе проекта были организованы мастер-классы для детей и родителей с привлечением специалистов в области искусства и культуры; мероприятия для отдыха и всестороннего развития детей: экскурсии, посещение театров, выставок, кинотеатров, библиотек; плановые театрализованные представления для детей с ограниченными возможностями здоровья (День Матери, Новогодняя елка, Рождество, 23 февраля, 8 марта, 9 Мая и др.), концерты, встречи с интересными людьми и т.д.

В проектную деятельность педагогов и родителей широко привлекались будущие дефектологи. Анкетирование показало высокий потенциал студентов для решения задач, поставленных проектной группой. 51,5 % респондентов уверены, что волонтерская деятельность может оказать влияние на решение проблем целевой группы; 25,5 % студентов при этом считают себя не полностью готовыми к осуществлению данного вида деятельности. Правда, нами выявлены и те студенты (17,5 %), которые не придают особого значения влиянию волонтерской деятельности будущего дефектолога на процесс профессионального становления, а потому не готовы принимать участие в различных проектах профильной направленности.

Приоритетными формами участия студентов-волонтеров в реализуемом нами проекте были: организация и проведение дополнительных занятий с детьми, занятия по формированию коммуникативных навыков, занятия по обучению детей навыкам работы на компьютере, групповые и индивидуальные занятия по изобразительному творчеству, танцам и ритмике, индивидуальная помощь по учебным предметам, организация экскурсий по местам общественной и культурной значимости, организация и проведение тематических игр и внеклассных занятий. Как отмечали студенты-волонтеры из числа будущих дефектологов разных специализаций, волонтерская деятельность позволяет не просто стать социально активными, она обеспечивает освоение целого ряда профессиональных компетенций, способствует формированию навыков общения и взаимодействия с разными людьми. Этот же факт отмечали в своем исследовании Е.В. Гревцова, В.Р. Каримов и др. [2, 3].

На аналитическом этапе проекта подводились его итоги, определялась результативность деятельности всего педагогического коллектива и каждой службы отдельно, обобщались полученные данные, проектировались методические материалы по проекту. Основными мероприятиями на этом этапе проекта были: разработка и внедрение методических продуктов для участников образовательного процесса – рекомендации, памятки, брошюры, буклеты и т.д.; подготовка и проведение научно-методического семинара, круглых столов, рабочих встреч, мастер-классов на базе образовательного учреждения по обмену опытом в решении вопросов эффективной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья; участие на разноуровневых образовательных площадках по обмену опытом в решении вопросов эффективной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья; составление и выпуск каталога детских творческих работ и другой печатной продукции: открыток, календарей и др.; подготовка и проведение фотовыставки о ходе реализации проекта.

Результатами выполнения проекта стало:

- повышение уровня информированности ближайшего окружения, социальных партнеров школы-интерната, о психолого-педагогических особенностях и потенциальных возможностях детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением интеллекта), что способствует формированию толерантного сознания и развитию эмпатии по отношению к детям с особыми образовательными потребностями;

- уменьшение факторов социально-психологической напряженности в семьях детей с умственной отсталостью (с нарушением интеллекта);

- создание условий для творческой самореализации детей с ограниченными возможностями здоровья (нарушениями интеллекта) в процессе позитивного социального взаимодействия;

- возможность использования результатов проекта в просветительской работе с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья и учителями при чтении лекций, при проведении спецпрактикумов, психолого-педагогических чтений, мастер-классов, в работе лабораторий в учреждениях начального и среднего профессионального образования, в процессе волонтерской деятельности.

Положительные результаты проектной деятельности педагогов, родителей и сетевых партнеров дали нам возможность выдвинуть актуальные задачи организации эффективного учебно-воспитательного процесса в школе-интернате в условиях реализации новых стандартов и адаптированных основных общеобразовательных программ:

- определить для каждого образовательного субъекта возможность вхождения в ситуацию практического конструирования педагогического процесса через проект, обязательно соотнеся содержание проекта с реальной школьной ситуацией, реальностью реализации идей в практике [5];

- рекомендовать всестороннее обсуждение организации и результатов проектной деятельности на школьных методических объединениях, педсоветах, научно-практических семинарах;

- проводить теоретические курсы для педагогов, обеспечивающих овладение техникой проектирования.

В заключение отметим, что в условиях проектирования и внедрения адаптированных основных общеобразовательных программ именно проектный метод позволит обеспечить комплексное развитие всех обучающихся, воспитанников, независимо от наличия познавательных или социальных трудностей развития, в ситуациях, приближенных к жизни. Таким образом, будет реализован ситуативно-ориентированный подход, являющийся приоритетным в воспитательно-образовательной деятельности с воспитанниками с нарушением интеллекта. В этом случае, ориентируясь на потребности, интересы, желания и проблемы детей, их долгосрочная совместная деятельность будет направлена педагогом на достижение известной цели в рамках заданной темы, в ходе выполнения которой у детей стимулируются творческие, коммуникативные, интеллектуальные проявления, стимулирующие уровень их всестороннего развития. Такой подход при умелой и продуманной его организации заведомо оказывает влияние, на развитие как всей группы воспитанников, так и каждого отдельного ребенка.