Современный педагог поставлен перед необходимостью решать комплекс важных педагогических задач. Это обусловлено внедрением Федеральных государственных образовательных стандартов для обучающихся разных категорий, проектированием и внедрением адаптированных основных общеобразовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья, а также необходимостью определения возможностей различных образовательных технологий при реализации учебной и внеучебной деятельности школьников.
Базовой образовательной технологией является технология проектирования. Анализ мирового опыта позволяет констатировать широкое распространение метода проектов в системах образования разных стран [8]. Эта технология является особой сферой межличностного взаимодействия [7]; создает условия для развития жизненных компетенций обучающихся, интеграции в разнообразной деятельности школьников имеющихся у них способностей и сформированных навыков [4]; обеспечивает практическую направленность обучения детей с ОВЗ и служит реализации главной цели специального (коррекционного) образования – социализации воспитанников с ОВЗ [9]. В проектной деятельности у педагога появляется возможность для развития у обучающихся, воспитанников высокого уровня мотивации, активности и осознанности в усвоении знаний и умений, желании следовать социальным нормам.
В условиях проектирования и внедрения адаптированных основных общеобразовательных программ проектный метод позволит обеспечить комплексное развитие всех обучающихся, воспитанников, независимо от наличия познавательных или социальных трудностей развития, в ситуациях, приближенных к жизни [6]. При этом мы констатируем, что существует противоречие между необходимостью реализации в практике работы с атипичными детьми ситуативно-ориентированного подхода, являющегося приоритетным в воспитательно-образовательной деятельности с воспитанниками с ОВЗ, и недостаточностью методических рекомендаций по его реализации на практике; между ориентированием на индивидуальные творческие, коммуникативные, интеллектуальные проявления школьников с ОВЗ, стимулирующие уровень их всестороннего развития, и необходимости организации совместной деятельности, направленной на достижение общей цели в рамках заданной темы. Этим определяется актуальность исследования и внедрение его результатов в практику работы коррекционной школы-интерната.
Целью нашего исследования стала апробация проектного метода в работе с детьми с нарушением интеллекта разной степени выраженности как условия формированиях их жизненных компетенций и готовности к взаимодействию с разными субъектами в ситуациях неопределенности.
Нами была разработана программа социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (от 7 до 18 лет) «Подари ребенку радость». Этот проект был реализован на базе ГКОУ «Волгоградская школа-интернат № 5» и позиционировался нами как совместная проектная деятельность всех образовательных субъектов – участников образования детей с нарушением интеллекта, а именно педагогов-дефектологов, учителей, педагогов дополнительного образования, специалистов секций, библиотекаря, школьного психолога, социального педагога, родителей, представителей общественных организаций.
Проект предполагал обязательное личное участие детей с умственной отсталостью в мероприятиях творческой направленности. В основу разработки проекта были положены принципы гуманизма, приоритета общечеловеческих ценностей, уважения и толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением интеллекта).
Цель проекта – создание условий для формирования толерантного отношения со стороны общества к детям с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением интеллекта) как условие успешной социализации и адаптации их в социуме. Исследователи указывают, что способность и готовность к сотрудничеству с участниками образовательного процесса на основе понимания, признания и принятия их индивидуальных социально-психологических особенностей позволяет выстраивать проектное взаимодействие на основе других точек зрения [1]. Как отмечает Н.Н. Малофеев, гуманное отношение «нормального» большинства к людям с особыми психофизическими возможностями выступает одним из условий развития специального образования в любой стране.
Задачи проекта:
- включение детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением интеллекта), их родителей в различные виды индивидуальной и коллективной творческой деятельности, расширение их круга интересов, потенциальных возможностей;
- формирование навыков продуктивного взаимодействия детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением интеллекта) и разнозначимых взрослых через организацию совместной досуговой деятельности;
- создание комфортной психологической среды для детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением интеллекта) посредством проведения просветительских мероприятий;
- предоставление возможности широкого использования методик и средств образования, искусства и культуры, как одних из самых активных для реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением интеллекта).
Проект «Подари ребенку радость» реализовывался поэтапно.
На первом этапе реализации проекта, условно названном нами организационным, осуществлялся сбор эмпирической информации о семьях детей с ограниченными возможностями здоровья, определение возможностей партнерства, создание информационной платформы для дальнейшей психолого-педагогической работы с родителями, педагогами, иными образовательными субъектами; проводился анализ полученной информации и выбор направлений, способов, средств работы в социуме, разработка программы мероприятий. Организационный этап включал разработку нормативно-правовой базы реализации проекта; формирование группы педагогов для реализации проекта; создание дополнительных образовательных программ; составление плана мероприятий; материально-техническое обеспечение проектной деятельности.
В результате изучения проблем семьи детей с ОВЗ мы выявили, что родители детей с ОВЗ не считают себя компетентными в вопросах ухода за ребенком (44,6 %), лечения (34,6 %), воспитания (63,3 %), обучения (55,2 %), общения (77,4 %), развития (44,6 %). Родители выражали недовольство отсутствием профильных специалистов (дефектологов) в общеобразовательных учреждениях (79,1 %). Анкетирование педагогов, работающих с детьми с ОВЗ в массовой школе, показало, что 53,2 % учителей не видят потенциальных возможностей развития атипичных детей и никогда не привлекают к участию в общеклассных мероприятиях детей с ОВЗ 26,6 % учителей. Это оказывает негативное влияние на эффективность воспитания и обучения ребенка с особым развитием и его социализацию.
Деятельностный этап проекта посвящен реализации программы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Коллективом школы-интерната и педагогами дополнительного образования была организована кружковая, факультативная, секционная и т.п. работа по программам дополнительного образования. Воспитанники с ограниченными возможностями здоровья включались в работу театральной студии «Магия», художественной студии «Вдохновение», хореографической студии «Современные ритмы», творческих объединений «Мастер-неломастер», «Бисероплетение», «Изонить», «Волшебное тесто», «Гитара и мы», «Иголочка-рукодельница». «Приключения Пейпика» и т.д. на базе образовательного учреждения. Участие школьников в работе творческих объединений предполагало совместную деятельность с нормативно развивающимися детьми. Учитывая вариативность возможностей и интересов умственно отсталых обучающихся, было организовано посещение спортивных секций, факультативов, приветствовалось участие в спортивных соревнованиях (при отсутствии медицинских противопоказаний).
Развитие контактов умственно отсталых детей с их сверстниками из традиционных школ, общение педагогов специальных (коррекционных) и массовых учреждений образования активизировалось в процессе проведения совместных фестивалей, выставок, конкурсов, семинаров и т.п. Дети с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением интеллекта) на этих мероприятиях могли не только экспонировать свои творческие работы, но и получать опыт социальных действий и социального отношения к людям, ситуациям, событиям. Активное участие дети с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением интеллекта) принимали в благотворительных акциях, таких как «Частичка сердца моего», «Улыбка», «Мы вместе» и др.
На основном этапе проекта были организованы мастер-классы для детей и родителей с привлечением специалистов в области искусства и культуры; мероприятия для отдыха и всестороннего развития детей: экскурсии, посещение театров, выставок, кинотеатров, библиотек; плановые театрализованные представления для детей с ограниченными возможностями здоровья (День Матери, Новогодняя елка, Рождество, 23 февраля, 8 марта, 9 Мая и др.), концерты, встречи с интересными людьми и т.д.
В проектную деятельность педагогов и родителей широко привлекались будущие дефектологи. Анкетирование показало высокий потенциал студентов для решения задач, поставленных проектной группой. 51,5 % респондентов уверены, что волонтерская деятельность может оказать влияние на решение проблем целевой группы; 25,5 % студентов при этом считают себя не полностью готовыми к осуществлению данного вида деятельности. Правда, нами выявлены и те студенты (17,5 %), которые не придают особого значения влиянию волонтерской деятельности будущего дефектолога на процесс профессионального становления, а потому не готовы принимать участие в различных проектах профильной направленности.
Приоритетными формами участия студентов-волонтеров в реализуемом нами проекте были: организация и проведение дополнительных занятий с детьми, занятия по формированию коммуникативных навыков, занятия по обучению детей навыкам работы на компьютере, групповые и индивидуальные занятия по изобразительному творчеству, танцам и ритмике, индивидуальная помощь по учебным предметам, организация экскурсий по местам общественной и культурной значимости, организация и проведение тематических игр и внеклассных занятий. Как отмечали студенты-волонтеры из числа будущих дефектологов разных специализаций, волонтерская деятельность позволяет не просто стать социально активными, она обеспечивает освоение целого ряда профессиональных компетенций, способствует формированию навыков общения и взаимодействия с разными людьми. Этот же факт отмечали в своем исследовании Е.В. Гревцова, В.Р. Каримов и др. [2, 3].
На аналитическом этапе проекта подводились его итоги, определялась результативность деятельности всего педагогического коллектива и каждой службы отдельно, обобщались полученные данные, проектировались методические материалы по проекту. Основными мероприятиями на этом этапе проекта были: разработка и внедрение методических продуктов для участников образовательного процесса – рекомендации, памятки, брошюры, буклеты и т.д.; подготовка и проведение научно-методического семинара, круглых столов, рабочих встреч, мастер-классов на базе образовательного учреждения по обмену опытом в решении вопросов эффективной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья; участие на разноуровневых образовательных площадках по обмену опытом в решении вопросов эффективной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья; составление и выпуск каталога детских творческих работ и другой печатной продукции: открыток, календарей и др.; подготовка и проведение фотовыставки о ходе реализации проекта.
Результатами выполнения проекта стало:
- повышение уровня информированности ближайшего окружения, социальных партнеров школы-интерната, о психолого-педагогических особенностях и потенциальных возможностях детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением интеллекта), что способствует формированию толерантного сознания и развитию эмпатии по отношению к детям с особыми образовательными потребностями;
- уменьшение факторов социально-психологической напряженности в семьях детей с умственной отсталостью (с нарушением интеллекта);
- создание условий для творческой самореализации детей с ограниченными возможностями здоровья (нарушениями интеллекта) в процессе позитивного социального взаимодействия;
- возможность использования результатов проекта в просветительской работе с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья и учителями при чтении лекций, при проведении спецпрактикумов, психолого-педагогических чтений, мастер-классов, в работе лабораторий в учреждениях начального и среднего профессионального образования, в процессе волонтерской деятельности.
Положительные результаты проектной деятельности педагогов, родителей и сетевых партнеров дали нам возможность выдвинуть актуальные задачи организации эффективного учебно-воспитательного процесса в школе-интернате в условиях реализации новых стандартов и адаптированных основных общеобразовательных программ:
- определить для каждого образовательного субъекта возможность вхождения в ситуацию практического конструирования педагогического процесса через проект, обязательно соотнеся содержание проекта с реальной школьной ситуацией, реальностью реализации идей в практике [5];
- рекомендовать всестороннее обсуждение организации и результатов проектной деятельности на школьных методических объединениях, педсоветах, научно-практических семинарах;
- проводить теоретические курсы для педагогов, обеспечивающих овладение техникой проектирования.
В заключение отметим, что в условиях проектирования и внедрения адаптированных основных общеобразовательных программ именно проектный метод позволит обеспечить комплексное развитие всех обучающихся, воспитанников, независимо от наличия познавательных или социальных трудностей развития, в ситуациях, приближенных к жизни. Таким образом, будет реализован ситуативно-ориентированный подход, являющийся приоритетным в воспитательно-образовательной деятельности с воспитанниками с нарушением интеллекта. В этом случае, ориентируясь на потребности, интересы, желания и проблемы детей, их долгосрочная совместная деятельность будет направлена педагогом на достижение известной цели в рамках заданной темы, в ходе выполнения которой у детей стимулируются творческие, коммуникативные, интеллектуальные проявления, стимулирующие уровень их всестороннего развития. Такой подход при умелой и продуманной его организации заведомо оказывает влияние, на развитие как всей группы воспитанников, так и каждого отдельного ребенка.