В современных условиях исторически значимых преобразований в сфере образования на первый план выходит подготовка Человека, способного к активной деятельности, к решению сложных жизненных задач с сохранением лучших человеческих качеств и потенциала. И перед образованием встают новые задачи по совершенствованию его воспитательного компонента, чтобы не только вооружать учащегося необходимыми в жизни знаниями, но и активизировать его интеллектуальное, духовно-нравственное, культурно-эстетическое, физическое развитие и рост его личностных способностей и возможностей.
Для реализации такой стратегии, как указывает Е.В. Бондаревская [2], имеются препятствия: отсутствие высоких нравственно-социальных идеалов и жизненных перспективных целей; стремление людей к личному обогащению; отсутствие примера для подражания среди представителей власти, рядовых граждан, показывающих в жизни духовно-нравственную культуру; снижение общей культуры (рост алкоголизма, наркомании и преступности) молодежи; неподготовленность молодых к общественно полезному и производительному труду.
В известной степени все это определяется как следствие вступления общества в рыночные отношения с господством бизнеса, где преобладают приоритет ценностей собственности и имущественного положения, доходов, индивидуальных интересов, неравенство как условие проявления свободы личности. Все это дополняется СМИ: по интернету и телевидению ведется разрушительная антидуховная пропаганда, раскрывая технологию хулиганства, насилия, описывая разврат, что приводит нередко к сбоям в развитии растущего человека. В итоге происходят значительные изменения в его психике, в восприятии мира, возникает проблема в его развитии, что формирует «клиповое» мышление. Такая особенность человека воспринимать мир через короткие яркие образы и послания создает стереотип мышления, при котором человек оперирует только определенными категориями и не способен выстраивать цепочку из последовательности действий от существующего положения до поставленной цели, характерной для «продолжительного» мышления.
Данное положение одновременно связано с тем, что сделан большой просчет в самом воспитании. В традиционном воспитании главным было знание учениками правил жизни и норм поведения. Сегодня нужен человек, активно осваивающий и преобразующий общество, одновременно и свою индивидуальность, приобретая жизненный опыт, в целом характеризуемый культурой. Культура представляет собой, с одной стороны, объективные результаты деятельности человека (техника, искусство, право, мораль и др.), с другой стороны, субъективные человеческие силы и способности (знания, умения, мировоззрение, взаимодействие с людьми и т.д.), которые реализуются в деятельности.
Отсюда в сфере образования на первое место выдвигается формирование и развитие личности, и в образовании приоритетным среди трех его компонентов выступает воспитание. И в данном контексте И.А. Ильин справедливо подчеркивает: «Образование без воспитания есть дело ложное и опасное. Оно создает чаще всего людей полуобразованных, самомнительных и заносчивых, тщеславных и спорщиков, напористых и беззастенчивых карьеристов. Оно вооружает противодуховные силы. Оно развязывает и поощряет в человеке «волка» [5]. Все это подтверждается реалиями современной жизни.
Целью исследования является попытка определения роли и места воспитания в системе образования, определения содержания образования на основе принципа социально-педагогической интеграции в современных условиях.
В современных условиях требуется подготовка человека с другим уровнем миропонимания, при котором утилитарные ценности выступают как инструмент формирования духовных ценностей (милосердия и честности, справедливости и способности к сопереживанию, терпимости и порядочности, ответственности и сознания собственного достоинства, патриотизма и чувства долга). Речь идет о формировании активного, действенного человека, способного к оптимальному осуществлению и реализации своих интеллектуальных, нравственных и др. возможностей.
Материалы и методы исследования
Разрабатывая методологическую основу воспитания, исследователи к основным параметрам его стратегии относят педагогическую концепцию, регулирующую, организуемую в учебных заведениях, в окружающей среде, в учреждениях и организациях социума воспитательную систему, направленную на формирование и развитие личности. Основные компоненты воспитания взаимодействуют с образом жизни в социальной среде. Отсюда задача – интегрировать все осуществляемые в окружающей среде воспитательные воздействия на человека в целостный социально-педагогический процесс, обеспечивающий реализацию целей и задач воспитания. Такую социально-педагогическую интеграцию, ее принципы, основания можно определить в соответствии со всей осуществляемой образовательной политикой общества.
Процесс воспитания многогранен, он, как подчеркивал А.С. Макаренко [8], совершается на каждом квадратном метре, в семье, в социуме, в труде, на уроке, в игре – везде. Окружающая социальная среда обладает большими возможностями для личностного развития и социализации растущего поколения. Ребёнок, только общаясь с людьми, участвуя в повседневном труде, приобретает необходимые в жизни умения и навыки, формирует свои индивидуальные качества. Когда ребенок, подросток, юноша включаются в повседневный домашний, организуемый в социуме общественно полезный и производительный труд, реализуется одно из основных положений народной педагогики – воспитание самой жизнью. И растущие люди становятся субъектами осуществляемой в окружающей среде деятельности. Этому способствует то, как в реальной жизни нередко создаются ситуации, когда детям необходимо самим планировать, организовывать, контролировать, оценивать свою деятельность.
Приоритет воспитания ориентирован на развитие объективно задаваемого нового Человека, на его социализацию не только как освоение им социального мира, но и как вписанность его в этот мир в качестве активного деятеля. В литературе встречается точка зрения отдельных авторов, что понятие «социализация личности» имеет смысл, когда индивид понимается как несоциальное существо. Трудно согласиться с таким подходом, и мы исходим из того, что социализация раскрывает многое в содержании и технологии воспитания, через нее проходит каждый индивид, и считаем социализацию основным компонентом воспитания.
Формирование личности растущего человека представляет собой сложный процесс. Оно зависит не только от профессиональных воздействий педагогов. Активно управляет этим процессом и объективная социальная реальность, функционирующая в виде общественно-политических, производственных, социальных, материальных, культурных, духовных и других факторов. Их взаимодействие обеспечивает социализацию личности. Для учебного заведения она представляет собой процесс регулируемой комплексной системы взаимодействия с учреждениями и коллективами социума в оптимальном обеспечении социально-педагогического процесса в целях формирования и развития у учащихся общественно значимых знаний, качеств, ценностей, социального опыта. Осуществляемую в этой связи социально-педагогическую интеграцию в системе воспитания можно представить на опыте регионального образования в Якутии [6].
В основе развития образовательной сферы в Якутии лежат уникальные, не повторяемые в других регионах особенности территории, природы, социального обустройства, культуры, которые определяют региональную систему социально-педагогической интеграции в образовании. Этот подход связан с тем, что развитие всех параметров образования в совокупности определяется спецификой природно-климатических, социально-экономических, культурных, этнических условий региона [4]. Якутия относится к циркумполярной цивилизации, к ценностям которой относятся сформировавшиеся в обществе жизнесмыслы, такие как идеал предков, их культ, традиции, ритуалы, символы, этические нормы. Все это обусловило то, что целью воспитания было ввести растущего человека в традиционный уклад жизни. Отсюда в воспитании предписывалось выполнение принятых в социуме норм поведения. Иначе, социально-педагогическая культура в Заполярье характеризуется решением проблем развития воли и мотивации поведения, ориентированных на принятие и выполнение нормативных предписаний.
Регионализация образования в нашей концепции исходит как из единства российского образовательного пространства, где региональное отражает культурное поле исторической жизни каждого народа, так и из глобализации в образовательной системе, придает изучаемым явлениям и предметам живую ткань, привязывая их ко времени и месту, одновременно и к мировым стандартам. В результате человек включается в жизнедеятельность конкретного социума и в области общечеловеческой практики. Такой подход способствует формированию, как подчеркивает В.И. Андреев [1], идеальной модели человека ХХI века – личности многомерной, вбирающей в себя и реализующей достоинства саморазвивающейся, самодостаточной личности. Формирование и развитие такой личности обусловлено технологией погружения обучающихся в социально-экономическую, культурологическую систему отношений на традиционных законах социализации личности.
В соответствии с этим, основываясь на социализирующих традициях Крайнего Севера, вкратце остановимся на процессе экологического воспитания школьников, концептуальные основы которого в социально-педагогической интеграции обусловлены традициями взаимодействия северного этноса с природой. Как видно из истории, северные народы жили в полном согласии с природой, у них не было писаных правил и законов поведения человека в природе, целенаправленного экологического воспитания в современном его понимании. Все осуществлялось через обычаи, обряды, ритуалы, основанные на одухотворении природы.
Чувствуя свое единство с природой, люди стремились не нарушать природного равновесия, оптимально адаптируясь к своеобразию своего природного окружения. Северный человек в своих действиях брал на себя ответственность за сохранность ресурсов флоры и фауны, руководствуясь заповедями предков: «Бережно относись к природе, как к самому себе, ибо ты сам являешься частицей этой природы»; «Не бери от природы больше, чем достаточно твоей семье в ближайшее время»; «Использовать все, что взял у природы»; и т.д. В результате традиции и обычаи народов, связанные с природой, характеризуются целесообразностью и соразмерностью, соизмерением воздействий на природу с ее возможностями.
Традиции природопользования позволяли людям оптимально адаптироваться к окружающей среде, не нарушая природного равновесия, что предполагает соразмерность и целесообразность их действий с учетом возможностей хрупкой северной природы. И опытная работа в школах проводилась нами по разным направлениям:
а) познавательная деятельность по освоению опыта жителей в отношении к природе как к источнику материальных ценностей, основе экологических условий жизни;
б) практическое участие учащихся в фенологических наблюдениях, в изучении метеорологии, в наблюдении за повадками зверей, биологии животных, конкретных объектов и явлений природы.
И опытная работа, как показала практика, в целом формирует у учащихся экологически целесообразные потребности общения с окружающей средой, сбережения её от всевозможного разрушения и загрязнения.
В данном ракурсе мы находим ценным опыт В.А. Сухомлинского, в котором главное было научить ребенка умению видеть природу. Из своей практики мы наряду с умением видеть природу считаем важным также и умение общаться с ней. Все это требует использовать виды и формы работы, направленные на самостоятельную поисковую, практико-ориентированную и природоохранную деятельность учащихся. Сущность воспитательной технологии раскрывается на основе следующих концептуальных положений: человек формируется и развивается как личность только в социальной среде; только в процессе общения и деятельности в реальной жизни индивид усваивает образцы поведения, сначала следуя им под внешним контролем и постепенно превращая их в основу саморазвития, саморегуляции.
Результаты исследования и их обсуждение
Используемая в опытной работе технология – системный способ организации воспитательной работы, обеспечивающий приобретение различного рода умений и навыков, а также формирование личностных качеств учащихся. Как видно, технология воспитания в опытной работе имеет свою направленность: осуществление воспитательной работы в реальной жизненной практике (в социуме и в процессе внеурочной деятельности). В соответствии с этим в процессе опытной работы обращалось внимание на основные формы и пути социально-педагогической интеграции в системе воспитания.
Для организации и осуществления такой деятельности в школах активно работают социальные педагоги, психологи-педагоги, воспитатели, работники дополнительного образования. Однако низкая заработная плата работников учреждений дополнительного образования, учителей-воспитателей, социальных педагогов, педагогов-психологов не говорит о путях реализации документов, содержащихся в государственной образовательной политике, наоборот, свидетельствует о расхождении красивых слов с реальной действительностью. В новых весьма сложных условиях развития общества без деятельности этой категории работников образования весьма сложно добиться качества воспитания растущего человека.
Исходя из того, что в процессе социально-педагогической интеграции воспитания готовится человек творческий, креативно мыслящий, ориентированный на создание нового, в опытной работе руководствовались, с одной стороны, идеями специалистов: «основными функциями личности является творческое освоение общественного опыта через включение человека в систему общественных отношений» (Л.С. Выготский [3]); «личность как особое качество приобретается индивидом в обществе, в совокупности общественных отношений, в которые индивид вовлекается» (А.Н. Леонтьев [7]). Из этих точек зрения специалистов вытекает, что все стороны личности формируются и развиваются в организуемой в социальной среде деятельности.
С другой стороны, руководствовались определенными воспитательными идеями: формирование ценностного отношения к жизни; приобщение к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры; развитие природных задатков и творческого потенциала, их реализация в разнообразных сферах человеческой деятельности; формирование общечеловеческой морали; развитие способности к объективной самооценке, саморегуляции поведения, к рефлексии и др. Выделенные идеи позволяют определить рациональные для формирования личности современного ученика формы, пути, методы, способы организации и осуществления воспитательной деятельности в учебном заведении.
В процессе проведенной опытной работы, содержащей практико-ориентированную деятельность социального характера, достигнуты определенные результаты, отвечающие поставленным ее цели и задачам, в развитии учащихся:
– освоили опыт жителей в отношении к природе – источнику материальных и духовных ценностей;
– научились наблюдать и изучать свое природное, социальное, культурное окружение, общаться с природой, с людьми;
– общаясь со своим социальным окружением, с людьми, овладели ценностями жизни, приобрели определенный, жизненно важный социальный опыт.
Выводы
Таким образом, опытная работа подтвердила, что воспитание занимает особое приоритетное место в системе образования, является той ключевой сферой, от которой зависит формирование личности свободного человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь, ответственного за себя и свои действия на благо общества. Технологическое решение его содержания на основе принципа социально-педагогической интеграции формирует умение человека рационально работать над развитием всех личностных качеств, корректировать действия на основе понимания гражданской ответственности, позволяет индивидам сочетать индивидуальные ориентации в совокупности общественных действий, рационально строить отношения со своим окружением.