Решая проблему повышения командной результативности, предложена структурно-содержательная модель бросковой подготовки баскетболистов (рис. 1) [2, 10].
Рис. 1. Структурно-содержательная модель бросковой подготовки баскетболистов
Модель направлена на повышение точности баскетбольных бросков без отскока (первая группа) и с отскоком мяча от щита (вторая группа).
Как видно из структурно-содержательной модели, методики повышения точности базируются на двух блоках педагогических воздействий.
Первый блок составляют методы измерения характеристик и регистрации результативности баскетбольных бросков двух групп при тестировании спортсменов и во время соревнований [37, 38]. Метод визуального наблюдения (МВН) за результативностью баскетбольных бросков является базовым методом для двух методик повышения точности штрафных и бросков с игры [26]. Метод измерения коэффициента восстановления (МКВ) [31] и метод определения координат (МОК) [23] точек отражения мяча от щита отнесены к методике повышения точности бросков с отскоком мяча от щита, но в то же время значения коэффициента восстановления и координат отражения мяча от щита необходимы для реализации совместных методических приёмов, методов обучения и совершенствования двух групп баскетбольных бросков. Разработанный метод определения координат точек отражения открывает возможности исследования параметров баскетбольных бросков и достоверного определения систематических ошибок спортсменов при выполнении дистанционных бросков. Тестирование баскетболистов с помощью предложенного метода позволяет предлагать обоснованные рекомендации по корректировке техники выполнения и по созданию требуемых параметров двух групп баскетбольных бросков, оперативно проверять их реализацию, обеспечивая взаимосвязь с методами бросковой подготовки.
Измерение коэффициента восстановления проводится при установке или замене баскетбольных щитов (основных, дополнительных, сенсорных) на спортсооружениях.
Второй блок педагогических воздействий составляют следующие методы бросковой подготовки баскетболистов:
1. МП – метод подобия при проектировании и использовании площадок, оборудования и инвентаря, соразмерных росту и возрасту юных баскетболистов [24].
2. МС – метод определения рейтинга снайперских способностей игроков команды (по терминологии специалистов баскетбола этот метод называется метод «Снайпера») [35].
3. МГ – метод выбора группы баскетбольного броска в зависимости от индивидуальных способностей и амплуа спортсмена [22].
4. МО б/о – метод прицеливания и пространственного ориентирования баскетбольных бросков без отражения мяча от щита [20].
5. МО с/о – метод прицеливания и пространственного ориентирования баскетбольных бросков с отражением мяча от щита [28].
6. МН – метод наглядности в бросковой подготовке баскетболистов [20, 21, 28].
Совместное использование метода «Снайпера» с методом выбора группы броска позволит качественнее выполнять обоснованный объём бросков двух групп, что приведёт к повышению количества бросков с игры и штрафных с отскоком мяча от щита и тем самым обеспечит повышение командной результативности в официальных соревнованиях [41].
Все методы бросковой подготовки используются при реализации методик повышения точности двух групп бросков. Каждый метод педагогических воздействий может применяться совместно с другими апробированными методами тренировки в баскетболе [43].
Наличие методики повышения точности для каждой группы баскетбольных бросков подразумевает их принципиальное отличие по объектам прицеливания и сходство при взаимодействии мяча с ободом кольца. Данное положение показано с помощью метода моделирования на эквивалентной геометрической модели (рис. 2) [3].
Рис. 2. Геометрическая модель взаимодействия центра баскетбольного мяча с тором, имитирующим кольцо для бросков без отражения мяча от щита при αвх = 54 ° (поперечный разрез). 1, 2 – путь мяча после первого и второго отскоков. ОА, ОВ – радиусы «чистой» и реальной целей в плоскости кольца
Баскетбольный мяч подлетает к кольцу под разными углами и поэтому форма, размеры и координаты расположения центров атакуемых целей в плоскости кольца изменяются [30]. Для определения границ «чистой» и реальной целей построим геометрическую модель взаимодействия баскетбольного мяча с ободом кольца. Для этого сделаем обкатывание мяча вокруг обода кольца.
Центр мяча опишет окружность, плоскость которой перпендикулярна плоскости кольца. Проведя множество данных обкатываний мяча вокруг достаточно большого количества сечений обода кольца, получим тор, у которого радиус сечения равен сумме радиуса обода и радиуса баскетбольного мяча. Превратив атакуемый объект (баскетбольное кольцо) в тор, мяч уменьшился на размер своего радиуса и превратился в точку.
Для исследования предложенной модели сделаем следующие допущения:
1. Сноп траектории полёта центра мяча (материальной точки) заменён на сноп касательных к данным траекториям в точке их пересечения плоскости кольца. Линии траекторий полёта центра мяча и их касательные практически совпадают на участке не более величины радиуса мяча от плоскости кольца.
2. Максимальный размер снопа траекторий полёта центра мяча принимается равным диаметру «приведенной» цели 73,4 см (ПД + Д + Ч + Б + ПБ) (условные сокращения смотри ниже).
3. Отскок мяча (материальной точки) от обода кольца (поверхности тора) считать абсолютно упругим, который происходит по прямой линии, что обеспечивает выполнение закона «угол падения равен углу отражения».
На рис. 2 показана геометрическая модель взаимодействия центра баскетбольного мяча с тором, имитирующим кольцо для бросков без отражения мяча от щита для αвх = 54 ° (поперечный разрез).
Условные обозначения для рис. 2:
ПБ – пучок траекторий полёта центра мяча на дугу тора Б1Б2, после взаимодействия с которой происходит промах от ближней дуги (короткие стрелки);
ПД – пучок траекторий полёта центра мяча на дугу тора Д2Д1, после взаимодействия с которой происходит промах от дальней дуги (короткие стрелки);
Б – пучок траекторий полёта центра мяча на ближнюю дугу тора БКБ1, в результате взаимодействия с которой и после возможно многократных отражений происходит попадание центра мяча внутрь тора (средние стрелки – жёлтый цвет);
Д – пучок траекторий полёта центра мяча на дальнюю дугу тора Д1ДК, в результате взаимодействия с которой, после возможно многократных отражений, происходит попадание центра мяча внутрь тора (средние стрелки – синий цвет);
Ч – центральная часть пучка траекторий полёта центра мяча показывает «чистое» попадание (длинные стрелки – красный цвет).
Точки Б2 и Д2 принадлежат наружной границе «приведённой» цели. Точки Б1 и Д1 находятся на линии, разделяющей баскетбольные броски на результативные и нерезультативные. Точки Бк и Дк лежат на границе, разделяющей броски на «чистые» попадания и с отскоком от обода кольца. Совокупность координат перечисленных точек, полученных в поперечных разрезах под разными углами к плоскости щита, переносятся в направлении полёта центра мяча (авх) в плоскость кольца (точки В, А, О, Е, Г). Образованные линии определяют реальные размеры атакуемых целей плоскости кольца. Определение границ атакуемых целей подробно представлено в работе [30].
Разработанная программа для ЭВМ «Расчёт параметров баскетбольных бросков без отражения мяча от щита («Basket»)» [37] предназначена для вычисления параметров траектории полёта баскетбольного мяча и параметров составляющих областей атакуемой цели в плоскости кольца при бросках без отскока мяча от щита при различных дистанциях игроков относительно кольца. В качестве входных данных выступают числовые значения точки выпуска, параметры мяча, кольца и его корректоров в виде вставных козырьков и колец, а также параметры атмосферных условий. В программе приводятся результаты расчётов параметров траекторий полёта мяча и составляющих областей атакуемой цели в плоскости кольца. Также в программе предусмотрено графическое отображение результатов расчётов: множество траекторий полёта из общей стартовой точки с различными углами выпуска и усилиями для броска.
Для обучения игрока баскетбольному броску с отскоком мяча от щита тренеру и спортсмену в первую очередь необходимо знать координаты отражения на лицевой плоскости щита, которые обеспечат результативный бросок. В то же время не ясен вопрос – является ли точка отражения точкой прицеливания и какие необходимо задавать начальные параметры выпуска мяча для броска от щита? Для ответа на поставленные вопросы были проведены геометрические построения траекторий полёта баскетбольного мяча и его взаимодействие с лицевой плоскостью щита.
При любых бросках имеются отклонения от желаемой траектории полёта мяча, вызванные случайными факторами. Даже при использовании идеального механизма (робота, автомата) такие отклонения будут иметь место, поскольку мяч не является идеально однородным. Поверхность его в разных точках имеет разные свойства (упругость, коэффициент трения, вязкость), его форма не является идеальным шаром, центр тяжести его не совпадает с геометрическим центром и т.п. Поэтому при взаимодействии мяча с бросковым механизмом в силу случайности начальной ориентации мяча каждый бросок будет отличаться по свойствам от других бросков. Если говорить о броске человека, то сюда добавляются погрешности, определяемые психофизиологическими вариациями организма: погрешность оценки расстояния, тремор рук, изменение тонуса мышц, изменение состояния поверхности кожи (влажность, чувствительность), что влияет на оценку восприятия усилия броска, динамику прикладываемого усилия и величину подкручивания и т.п. Таким образом, при определении наилучших траекторий броска следует определять вероятность попадания в кольцо и находить траекторию с наибольшей вероятностью попадания. При моделировании полёта мяча при броске все вышеназванные факторы не учитываются и дополнительно сделаны следующие допущения:
– удары мяча о щит абсолютно упругие;
– мяч при ударе не меняет форму и размеры;
– площадь отражения мяча от щита представлена точкой её геометрического центра;
– угол падения αпад равен углу отражения αотр в горизонтальной проекции траектории полёта мяча на поверхность площадки.
Геометрическая модель броска с отражением мяча от щита основана на допущении, что для определенной серии бросков координаты точки выпуска мяча сохраняются постоянными, а параметры выпуска мяча (начальная скорость, углы выпуска и азимута) изменяются в незначительных диапазонах и обеспечивают приход мяча в контур атакуемой цели. В итоге получаем «сноп» результативных траекторий полёта мяча, образующий изогнутый конус с вершиной в точке выпуска мяча, а в основании атакуемая цель в плоскости кольца [30].
Вновь обратимся к эквивалентной геометрической модели, которая была использована при моделировании баскетбольного броска без отражения мяча от щита (рис. 2). Для рассматриваемого случая «сноп» результативных траекторий полёта центра баскетбольного мяча направлен в атакуемую цель «мнимого» кольца (тора), находящегося симметрично основному кольцу относительно «мнимого» щита (см. словарь терминов в конце статьи). Геометрическая модель взаимодействия центра баскетбольного мяча с тором, имитирующим кольцо, для бросков с отражением мяча от щита (поперечный разрез) представлена на рис. 3.
Рис. 3. Геометрическая модель броска с отражением мяча от щита при αвх = 54 °
Условные обозначения пучков траекторий полёта мяча и соответствующих дуг тороидальной поверхности сохранены, как и при моделировании броска без отражения мяча от щита.
Предложенная геометрическая модель имеет отличительные особенности:
- подлёт центра мяча к тору, имитирующему кольцо, происходит после его взаимодействия с плоскостью щита с противоположной стороны по отношению к бросающему игроку. На основании этого изменяется смысловое содержание дуг кольца: ближняя дуга становится дальней, а дальняя – ближней;
- сектор б окружности тора ближней дуги составляет около 27 °, сектор д окружности тора дальней дуги – 62 °, что соответствует угловым значениям секторов б и д для баскетбольных бросков прямо в кольцо. Данные значения подтверждают преимущество дальней дуги над ближней;
- замер расстояния на плоскостях «мнимого» и основного щитов между траекторией полёта центра мяча и его касательной, проведенной из центра тора (кольца) О, имеет небольшую величину (12,26 мм и 27,12 мм соответственно). Данные замеры обосновывают правильность допущения о принятии подлётного участка траектории полёта центра мяча в виде касательной линии;
В данной геометрической модели дуга тора Б2Б1 разделяется плоскостью «мнимого» щита (точка Б1-2). Это поясняет отсутствие приходов центра мяча на дугу тора Б2Б1-2, способствуя перераспределению данных бросков в пучки Б, Ч и Д и увеличению результативности бросков второй группы (с отскоком от щита) по сравнению с бросками первой группы (прямо в кольцо).
Геометрическое моделирование позволило определить эллипсоподобные площади прицеливания и отражения на лицевой плоскости щита [28].
Приводим пример выполнения игроком № 20 бросков со средней дистанции по пятому направлению с отражением мяча от щита с целью экспериментальной проверки метода орентирования (рис. 4) [34].
а)
б)
Рис. 4. Видеосъёмка тремя камерами баскетбольных бросков со средней дистанции по пятому направлению с отражением мяча от щита
Для анализа качества выполнения баскетбольных бросков от щита проводилась видеосъёмка тремя видеокамерами со следующих позиций:
1. Видеокамера GoPro hero3+ расположена на подоконнике спортивного зала слева от бросающего игрока (поз. 2).
2. Вторая видеокамера GoPro hero3+ закреплена налобными ремешками на голове спортсмена (поз. 3).
3. Третья видеокамера SONY DCR-TRV940E расположена позади спортсмена в вертикальной плоскости траектории полёта мяча при броске (поз. 4).
В правых углах рис. 4 (а и б) цифры обозначают количество попаданий, а красные точки под цифровым табло – количество промахов в данной серии бросков.
Как видно на рис. 4, б, центр мяча (поз. 5) и центр площади прицеливания (поз. 6) двенадцатого попадания проецируются на вертикальную ось прицеливания (поз. 1.0). Это означает, что траектория полёта мяча находилась строго в вертикальной плоскости оси прицеливания, что приводит к отскоку мяча от центра площади отражения и к результативному броску.
Применяются два подхода при проектировании станций специализированного игрового зала бросковой подготовки баскетболистов [34]:
1. Организация станций на щитах передвижного броскового модуля [17] с равномерным расположением бросковых позиций к плоскости щита. Дистанция до кольца остается постоянной.
2. Создание станций на основных щитах с шестью направлениями, по которым перемещается бросающий, изменяя дистанцию броска с постоянным углом атаки. Направление броска – это вертикальная плоскость движения центра баскетбольного мяча, образованная точкой выпуска мяча и вертикальной осью прицеливания. Для удобства выбора в тренировочном процессе и для мгновенного определения в игре направления броска предложено использовать разметку прямоугольной трёхсекундной зоны.
Для примера приводим педагогические воздействия, входящие в систему бросковой подготовки баскетболистов.
1. Проговаривание прихода мяча в область кольца и результат броска:
– ближняя, промах;
– дальняя, попал;
– «чисто».
2. Попадание мяча без касания обода кольца и попадание с отскоком мяча от дальней дуги кольца:
– чередование данных бросков;
– изменение дистанции бросков;
– изменение угла расположения бросающего к плоскости щита.
3. Соблюдение правила точности броска: попадание мячом в ближнюю дугу баскетбольного кольца считать ошибкой [30].
4. Перераспределение приходов мяча на области кольца за счёт установки корректоров: козырьков [16], колец, которые уменьшают атакуемую цель, уменьшают и смещают цель к дальней дуге кольца.
5. Принудительная корректировка параметров полёта баскетбольного мяча при броске с использованием поворотного кольца, съёмного и стационарного кольца-отсекателя пологих траекторий, стационарного или передвижного корректора траекторий.
6. Чередование баскетбольных бросков без отскока и с отскоком мяча от щита.
7. Выполнение бросков в баскетбольные щиты, имеющие различные коэффициенты восстановления, рациональное чередование данных щитов.
8. Чередование бросков с отражением в стандартный щит и щит, оборудованный ориентирами: вертикальной осью прицеливания и столбиками прицеливания, составленными эллипсоподобными площадями отражения с дополнением поворотов баскетболистов перед броском [32].
9. Изменение точки выпуска мяча с целью «обводки» приспособления «Рука защитника».
10. Создание вертикальной плоскости полёта мяча осуществляется с помощью лазерного нивелира, который устанавливается на штативе сзади бросающего баскетболиста [23].
11. Использование специально разработанных протоколов, при их заполнении, для обучения игроков умению определять границы между ближней и дальней дугами баскетбольного кольца и умению устанавливать объекты прицеливания для двух групп баскетбольных бросков в зависимости от угла расположения бросающего игрока к плоскости щита [26].
12. Обеспечение необходимых объёмов и качества тренировок бросков прямо в кольцо и с отскоком мяча от щита с различных дистанций, под разными углами к плоскости щита, с места, в прыжке и в движении [22].
13. Обеспечение тренировочных игр на одно и два кольца на площадках уменьшенных размеров [32].
14. Проведение разнообразных бросковых занятий в виде круговых тренировок [32].
Заключение
При разработке системы бросковой подготовки в баскетболе были использованы структуры общеизвестных классификаций:
1. Виды подготовки [1].
2. Техника игры в баскетболе [1].
3. Методы тренировки в баскетболе [43].
4. Основные положения, принципы и методы тренировки точности двигательных действий [4].
Предложено включить в систему бросковой подготовки в баскетболе результаты НИР «Управление состоянием соревновательной готовности высококвалифицированных баскетболистов в процессе многолетней спортивной подготовки» [6], «Инновационные технологии подготовки профессиональных спортсменов и команд игровых видов спорта» [43], «Основы управления тренировочно-соревновательным процессом в спортивных играх» [19], а также использовать «Методологический анализ системы подготовки студенческих баскетбольных команд» [7].
Разработка программы развития баскетбола в отдельном регионе России [11, 27] послужила активизации научно-исследовательской и научно-методической работы в баскетбольном клубе «Сибирь» города Омска, что привело к проектированию технологии совершенствования спортивной игры [36] и систематизации творческой деятельности по разработке бросковой подготовки в баскетболе.
В процессе теоретических исследований разработана модель повышения эффективности дальнего броска в баскетболе [25] и предложены следующие прикладные классификации:
1) технических средств бросковой подготовки в баскетболе [33];
2) технических средств и спортивных объектов, разделённых по масштабности конструирования и изготовления [12–18];
3) баскетбольных бросков в кольцо (модификация классификации Ю. М. Портнова, 1997) [1].
Исследуя параметры баскетбольных бросков с целью повышения их точности, нами предложены два блока методов:
- методы измерения характеристик и регистрации результативности баскетбольных бросков без отскока и с отскоком мяча от щита при тестировании спортсменов и во время соревнований [23, 26, 31];
- методы бросковой подготовки баскетболистов [20–22, 24, 28, 35].
Объединяя два блока методов в комплексные методики увеличения результативности двух групп баскетбольных бросков, получена структурно-содержательная модель бросковой подготовки баскетболистов.
Реализация обучения и совершенствования баскетбольных бросков происходит с использованием технических средств [32] и базы данных бросковых упражнений и на основе организационной структуры комплексных методик увеличения результативности двух групп баскетбольных бросков. Обучение игроков, выполняющих бросковые упражнения, обеспечивается шестью наглядными плакатами и техническими средствами, скомплектованными в специализированном игровом зале бросковой подготовки баскетболистов [34].
Для тренеров-преподавателей и специалистов баскетбола разработана учебно-методическая тетрадь «Записки тренера», которая состоит из пяти разделов.
В первый раздел включены шесть наглядных информационных плакатов-пособий для теоретических занятий с баскетболистами.
Второй раздел представлен специально разработанными протоколами для метода визуального наблюдения [26], метода «Снайпера» [35] и метода выбора группы баскетбольных бросков [22] с целью установления уровня и динамики бросковой подготовленности спортсменов. С помощью протоколов проводятся семь тестов для двух групп баскетбольных бросков, а также осуществляют регистрацию результативности в контрольных и официальных матчах. Протоколы разработаны для проведения научно-исследовательской деятельности с целью повышения точности штрафных и дистанционных бросков с игры.
В третьем разделе учебно-методической тетради расположен разработанный тренировочный шаблон станций специализированного зала, который необходим для планирования и составления бросковых упражнений, игровых комбинаций, круговых бросковых тренировок [32, 40, 44].
В четвертом разделе приведены примеры рисунков бросковых упражнений и игровых комбинаций, которые оформляются с помощью разработанной программы для ЭВМ «Составление и воспроизведение упражнений и игровых комбинаций по баскетболу в графическом виде («Trainer basketball»)» [39].
В пятый раздел учебно-методической тетради помещён список рекомендуемой литературы, который применяется для составления и расширения базы данных учебно-тренировочных заданий бросковой подготовки баскетболистов [5, 8, 9, 19, 29, 42].
Словарь терминов
«Мнимый» баскетбольный щит – воображаемый баскетбольный щит. «Мнимый» щит – это совокупность геометрических точек, в которых центр баскетбольного мяча изменяет направление движения при контакте мяча с лицевой плоскостью щита при выполнении бросков с отскоком мяча от щита. «Мнимый» щит воображаемо расположен на расстоянии радиуса мяча к центру игровой площадки и параллельно лицевой плоскости основного щита.
«Мнимое» баскетбольное кольцо – воображаемое баскетбольное кольцо. «Мнимое» кольцо – это воображаемое кольцо, расположенное симметрично основному кольцу относительно «мнимого» щита. Центр «мнимого» кольца образован пересечением траекторий полёта центра мяча за плоскость основного щита результативных бросков с отскоком от щита. В центр «мнимого» кольца устанавливается вертикальная ось прицеливания на расстоянии 131 мм за лицевой плоскостью щита. Броски с отскоком мяча от щита – это броски прямо в «мнимое» кольцо, а вертикальная ось – это основной ориентир для их качественного выполнения.