Введение стандартов второго поколения в школах вызывает много вопросов, один из которых связан с организацией внеурочной деятельности. С одной стороны, внеурочная деятельность – это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе, которая способствует в полной мере реализации требований федеральных образовательных стандартов общего образования [2–9, 12, 13, 15]. С другой стороны, внеурочная деятельность является одной из форм организации свободного времени учащихся. Эффективность внеурочной деятельности в значительной степени зависит от заинтересованности школьников в этой деятельности. Интерес школьников к внеурочной деятельности проявляется по-разному и характеризуется разными индикаторами. Чем больше будет учтено индикаторов, тем точнее будет выявлен интерес школьников к внеурочной деятельности.
Цель исследования
Цель данной работы заключается в измерении на линейной шкале латентной переменной «интерес школьников к внеурочной деятельности».
Для достижения данной цели необходимо:
– сформировать набор индикаторов, характеризующий интерес школьников к внеурочной деятельности;
– оценить качество набора индикаторов, характеризующих интерес школьников к внеурочной деятельности, как измерительного инструмента;
– измерить на линейной шкале интерес школьников к внеурочной деятельности;
– сравнить формы внеурочной деятельности по степени их привлекательности.
Материалы и методы исследования
В исследовании приняли участие школьники 7–8 классов МБОУ СОШ 39 х. Трудобеликовского Красноармейского района Краснодарского края, всего 150 человек. Латентная переменная «интерес школьников к внеурочной деятельности» определяется набором индикаторов, разработанным О.Г. Барашевой
Поскольку «интерес школьников к внеурочной деятельности» является латентной переменной, то измерение этого конструкта осуществлялось в рамках теории латентных переменных на основе модели Раша [1, 10, 11]. Эта теория показала свою эффективность при решении самых разных задач в социальных системах [10, 14].
Для измерения латентной переменной «интерес школьников к внеурочной деятельности» использовалась диалоговая система ИЛП [10].
Результаты исследования и их обсуждение
Первоочередной задачей при измерении латентной переменной является оценка совместимости индикаторов, т.е. определение того, в какой мере индикаторы определяют одну и ту же латентную переменную, в данном случае «интерес школьников к внеурочной деятельности». Совместимость индикаторов осуществлялась на основе статистического критерия Хи-квадрат. Проведенный анализ показал, что собранные данные в целом адекватны модели Раша, а значит, пригодны для измерения.
Характеристика измерительного инструмента – набора индикаторов
В табл. 1 приведена статистическая характеристика набора индикаторов.
Таблица 1
Статистическая характеристика набора индикаторов
Номер индикатора |
Оценка (логит) |
Ошибка (логит) |
Хи-квадрат |
p |
2 |
– 1,848 |
0,313 |
1,813 |
0,404 |
7 |
– 1,328 |
0,256 |
0,805 |
0,668 |
5 |
– 0,995 |
0,228 |
2,652 |
0,266 |
8 |
– 0,654 |
0,205 |
1,890 |
0,389 |
11 |
– 0,434 |
0,194 |
3,170 |
0,204 |
6 |
– 0,410 |
0,133 |
8,736 |
0,013 |
9 |
– 0,318 |
0,189 |
3,174 |
0,205 |
10 |
– 0,003 |
0,178 |
1,346 |
0,510 |
16 |
0,132 |
0,100 |
7,612 |
0,022 |
3 |
0,395 |
0,083 |
5,651 |
0,059 |
12 |
0,483 |
0,169 |
4,044 |
0,132 |
15 |
0,664 |
0,095 |
6,377 |
0,041 |
4 |
0,822 |
0,094 |
2,094 |
0,351 |
1 |
1,038 |
0,115 |
0,471 |
0,790 |
14 |
1,154 |
0,105 |
4,748 |
0,093 |
13 |
1,302 |
0,173 |
3,972 |
0,137 |
Индикаторы в табл. 1 упорядочены по возрастанию их значений на шкале латентной переменной – от наименьшего значения – 0,848 логит), к наибольшему (+ 1,302 логит).
В целях иллюстрации рассмотрим наиболее «легкий» индикатор, который лучше других дифференцирует школьников с низким интересом к внеурочной деятельности;
Наиболее полно поведение индикаторов описывается так называемыми характеристическими кривыми, которые показывают, как значение индикатора зависит от измеряемой латентной переменной. Ниже представлены характеристические кривые этих отличительных индикаторов.
Характеристическая кривая индикатора, который лучше других дифференцирует школьников с низкой заинтересованностью во внеурочной деятельности
Таким индикатором является индикатор 2 «Как Вы считаете, нужна ли внеурочная деятельность в школьной программе?». Характеристическая кривая этого индикатора представлена на рис. 1.
Рис. 1. Характеристическая кривая индикатора 2 «Как Вы считаете, нужна ли внеурочная деятельность в школьной программе?»
Этот и другие рисунки с характеристическими кривыми имеют следующую структуру. По оси абсцисс отложены значения измеряемой латентной переменной (интерес к внеурочной деятельности) в логитах. По оси ординат откладывается вероятность ожидаемого значения индикатора. В данном случае значение индикатора варьируется от 0 до 1.
В верхней части рисунка расположена следующая информация:
– порядковый номер индикатора (2);
– название индикатора (здесь названия выбраны по умолчанию, в данных случаях это Индикатор 2);
– местоположение индикатора на шкале латентной переменной (Оценка = – 1,848);
– статистика Хи-квадрат, которая характеризует степень соответствия индикатора модели Раша (Хи-кв = 1,813);
– эмпирический уровень значимости статистики Хи-квадрат (Р(Хи-кв.) = 0,404);
– объем выборки измеряемых объектов (N = 150).
Здесь наибольший интерес представляет степень соответствия индикатора модели Раша (Р(Хи-кв.), поскольку именно этот показатель позволяет определить пригодность рассматриваемого индикатора для измерения латентной переменной.
Значение статистики Р(Хи-кв.) = = 0,404 > 0,05 свидетельствует о том, что по критерию Хи-квадрат экспериментальные точки, соответствующие средним значениям трех групп, близки модельной кривой.
То, что этот индикатор характеризует наименьший уровень интереса к внеурочной деятельности, иллюстрируется тем, что школьники имеют высокие значения этого индикатора. Поэтому данный индикатор лучше других дифференцирует школьников с низким значением латентной переменной.
Анализ результатов измерения
Расположение оценок латентной переменной и индикаторов, изображено на рис. 2.
В верхней половине рисунка изображена гистограмма распределения оценок школьников на шкале интерес к внеурочной деятельности, в нижней половине – распределение оценок индикаторов на этой же шкале.
Рис. 2. Местоположение оценок школьников и индикаторов на шкале «интерес к внеурочной деятельности»
Анализируя приведенную на рис. 2 информацию, можно сделать следующие заключения.
1. Оценки интереса школьников к внеурочной деятельности варьируются в диапазоне от – 0,75 до + 1,75 логит. Это свидетельствует о том, что школьники отличаются по интересу к внеурочной деятельности.
2. Диапазон варьирования индикаторов значительно больше диапазона варьирования оценок школьников и составляет 3,50 логит. Это свидетельствует о том, что разработанный опросник позволяет измерять латентную переменную в широком диапазоне ее варьирования.
Анализ результатов измерения латентной переменной
Представляет интерес использовать результаты измерения латентной переменной для сравнения форм проведения занятий внеурочной деятельности (фактор А) и ожидаемых результатов внедрения внеурочной деятельности (фактор В) с точки зрения школьников.
Фактор А варьируется на семи уровнях: а1 – студии; а2 – конференции; а3 – школьные научные объединения; а4 – соревнования; а5 – поисковые и научные исследования; а6 – психологические тренинги; а7 – проектная деятельность.
Фактор В варьируется на пяти уровнях:
b1 – школьники станут более коммуникабельным и общительным;
b2 – школьники станут проявлять больший интерес к учебным предметам;
b3 – школьники станут проявлять больший интерес к искусству;
b4 – школьники приобретут знания об обществе, нормах этического поведения;
b5 – у школьников изменится отношение к базовым ценностям общества.
В табл. 2 представлены результаты дисперсионного анализа интереса школьников к внеурочной деятельности
Таблица 2
Дисперсионный анализ оценок интереса школьников к внеурочной деятельности
Источник дисперсии |
Сумма квадратов |
Степени свободы |
Средний квадрат |
Fэксп |
р |
Фактор А |
1,157 |
6 |
0,193 |
1,082 |
0,377 |
Фактор В |
0,783 |
4 |
0,196 |
1,099 |
0,360 |
Взаимодействие АВ |
3,996 |
13 |
0,307 |
1,724 |
0,063 |
Ошибка |
22,464 |
126 |
0,178 |
||
Всего |
30,235 |
149 |
Интерпретируем полученные результаты. Как следует из табл. 2, все источники дисперсии незначимы (р > 0,05). Тем не менее представляет интерес сравнение форм внеурочной деятельности (табл. 3).
Таблица 3
Оценки школьников для различных форм внеурочной деятельности
Формы внеурочной деятельности |
Оценка (логит) |
Стандартная ошибка (логит) |
95 % доверительный интервал |
|
Нижняя граница |
Верхняя граница |
|||
a1 |
0,820 |
0,091 |
0,640 |
1,000 |
a2 |
0,774 |
0,189 |
0,401 |
1,148 |
a3 |
0,780 |
0,193 |
0,398 |
1,161 |
a4 |
0,763 |
0,156 |
0,455 |
1,072 |
a5 |
0,666 |
0,187 |
0,296 |
1,035 |
a6 |
0,378 |
0,259 |
-0,134 |
0,889 |
a7 |
0,461 |
0,139 |
0,185 |
0,737 |
Результаты, приведенные в табл. 3, свидетельствуют о том, что самый высокий интерес школьников к студийной форме внеурочной деятельности (0,820 логит), а самый низкий – к психологическим тренингам (0,378 логит).
Ожидаемые результаты внедрения внеурочной деятельности представлены в табл. 4.
Таблица 4
Оценки ожидаемых результатов внедрения внеурочной деятельности
Ожидаемые результаты |
Оценка (логит) |
Стандартная ошибка (логит) |
95 % доверительный интервал |
|
Нижняя граница |
Верхняя граница |
|||
b1 |
0,711 |
0,070 |
0,573 |
0,849 |
b2 |
0,585 |
0,132 |
0,324 |
0,846 |
b3 |
0,406 |
0,190 |
0,029 |
0,782 |
b4 |
0,878 |
0,165 |
0,551 |
1,206 |
b5 |
0,753 |
0,244 |
0,270 |
1,235 |
Из табл. 4 видно, что скорее всего в результате внедрения внеурочной деятельности школьники приобретут знания об обществе, нормах этического поведения. Наименее ожидаемый результат – это тот, что школьники станут проявлять больший интерес к искусству.
Выводы
1. Латентная переменная «интерес школьников к внеурочной деятельности» определена операционально – в виде набора индикаторов. Показано, что набор индикаторов адекватен модели измерения и может быть использован как измерительный инструмент.
2. Использование теории измерения латентных переменных позволило измерить интерес школьников к внеурочной деятельности на линейной шкале, что является важным условием корректного применения дисперсионного анализа.
3. Получены оценки интереса школьников к различным формам внеурочной деятельности. Представлены оценки ожидаемых результатов от внедрения внеурочной деятельности.