В современном, динамично изменяющемся мире одним из важных условий успешности организации является высокий уровень адаптации её системы управления к внешним изменениям [2; 3; 8]. Адаптация к внешним изменениям предполагает рост активности организации в направлении совершенствования своей внутренней среды и обеспечивает достижение баланса между организацией и ее внешней средой [2], способствует повышению эффективности внутренних процессов и достижению стратегических целей организации.
Одним из условий достижения целей организации является формирование и внедрение системы целей и индикаторов их достижения для отдельных подразделений организации, а также проведение периодической оценки деятельности подразделений по достижению целевых показателей.
Суть управления по целям заключается в процессе определения целей, выбора направления действий и принятия решений. Важной частью управления по целям является изменение и сравнение текущей эффективности деятельности организации с набором установленных стандартов.
Эти цели должны отвечать условиям SMART, то есть быть конкретными (англ. specific) для университета и его подразделений; измеримыми (англ. measurable); достижимыми (англ. achievable); относящимися к служебным обязанностям (англ. relevant) для сотрудника и с четкими сроками выполнения (англ. time-based).
Деятельность любой организации осуществляется посредством консолидированной и скоординированной деятельности ее структурных подразделений с учетом факторов, влияющих на функционирование организаций [1]. Деятельность образовательной организации высшего образования осуществляется в различных сферах – образовательной, научной, социально-культурной и других, она сложна, результаты многообразны.
Современные тенденции высшего образования предполагают диверсификацию и усложнение образовательных продуктов и услуг, использование инновационных технологий, сетевых форм реализации образовательных программ. Ключевыми подразделениями в вузе являются факультеты, институты, департаменты, работа которых определяет эффективность учреждения на рынке образовательных услуг.
Мининский университет – один из ведущих и один из старейших и крупнейших педагогических вузов России, осуществляет подготовку специалистов и по педагогическим специальностям, и по специальностям социально-гуманитарной и естественнонаучной направленности. Университет осуществляет последовательные шаги, которые обеспечат в будущем создание мощных образовательных комплексов, нивелирование границ между образовательными программами и переход к новой модели вуза – публичной образовательной корпорации [14], обеспечивающей лидирующие позиции вуза не только в регионе, но в национальном и международном сегментах образовательной деятельности. Основная стратегически активная структурная единица университета на современном этапе – факультет, который должен стать драйвером развития всего университета.
В Мининском университете шесть образовательных структур в форме факультетов. Каждый факультет имеет стратегический план развития, согласованный со стратегией развития университета. На основе стратегического плана развития факультетов разработаны дорожные карты развития факультетов, включающие мероприятия и индикаторы, характеризующие деятельность факультетов и представляющих собой сумму индивидуальных результатов сотрудников факультетов. Таким образом, управление развитием вуза осуществляется посредством управления развитием его подразделений и, в частности, образовательных структур – факультетов.
Управление развитием факультетов осуществляется на основе системы оценки деятельности факультетов, учитывающей аспекты индивидуального развития научно-педагогических работников факультета и результаты их индивидуального ранжирования [11].
Нормативной базой при формировании целевых показателей для системы оценки деятельности факультетов являются: федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», действующие федеральные и региональные целевые программы, нормативно-правовые акты и решения Минобрнауки России, регулирующие деятельность образовательных организаций высшего образования, решения Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, стратегия развития Мининского университета.
Для расчета фактических значений показателей системы используется: финансовая отчетность вуза в Минобрнауки России, статистическая отчетность вуза, результаты рейтинговой оценки научно-педагогических работников вуза, результаты оценки персонала вуза и структурных подразделений вуза аттестационными и экспертными комиссиями вуза (внутренняя оценка), результаты внешней экспертной оценки деятельности вуза (проверки Рособрнадзора, аудиторских организаций).
Система оценки деятельности факультетов базируется на сбалансированной системе показателей эффективности и результативности вуза, в основе которых лежит принцип управления по целям с помощью ключевых показателей эффективности [4–6; 12; 13; 15], основные правила и принципы внедрения которых разрабатывались в работах Д. Нортона, Р. Каплана, Д. Парментера, Б. Панова, М.М. Марра, Г.И. Мальцевой, А.К. Клочкова и др.
Система показателей и критериев оценки эффективности деятельности структурных подразделений университета имеет классическую структуру [9; 10] и основывается на принципах:
– объективности: все показатели и критерии определяются исходя из объективной реальности, на основе анализа развития образовательной организации, с учетом интересов ключевых участников образовательного процесса и партнеров; целевые значения формируются на основе исследования;
– ориентации на стратегию: все критерии должны быть связаны с факторами, необходимыми для формирования долгосрочного успеха, ключевыми движущими факторами развития деятельности университета, происходит концентрация на изменение нескольких ключевых показателей;
– гибкости: критерии являются мобильными и могут быть изменены в зависимости от обстоятельств внешней среды и стратегии образовательной организации;
– системности: критерии и показатели должны охватывать различные аспекты деятельности организации, формируя адекватную для дальнейшего прогнозирования картину и обеспечивая сбалансированность и взаимосвязанность показателей;
– достижимости: утвержденные показатели и нормативы должны быть достижимы, хотя и связаны с приложением значительных усилий. Реализация данного принципа является важным элементом мотивации персонала [7].
Внедрение системы оценки деятельности факультетов в вузе направлено на следующие цели:
– создание у руководителей и сотрудников факультетов заинтересованности в достижении целевых показателей эффективности и результативности факультетом в целом;
– усиление заинтересованности персонала факультетов в развитии творческой активности и инициативы при реализации поставленных перед коллективом факультета задач;
– повышение качества образовательного процесса и ответственности за конечные результаты своей деятельности.
Система показателей для факультетов основывается на краткосрочных (от 1–3 лет), среднесрочных (с 3–5 лет) и долгосрочных (с 5–10 лет и более) показателях, характеризующих результаты деятельности вуза, закрепленной в стратегии развития вуза и утвержденных приказом ректора университета.
При достижении определенных значений показателей, как правило, изменяется общий баланс целевых значений, после чего показатели должны корректироваться. Таким образом достигается эффект постоянного усовершенствования и управления качеством.
Результатом должна стать система, обладающая высокой степенью изменяемости и адаптивности. При этом точки приложения усилий по усовершенствованию системы должны определяться исходя из опыта ее эксплуатации.
Основанием к внесению изменений в систему показателей могут быть изменения показателей стратегии развития вуза, изменения целевых показателей эффективности деятельности образовательной организации, устанавливаемых Минобрнауки России, изменения действующих и введение новых федеральных и региональных целевых программ, внесение изменений в законодательство, принятие новых нормативно-правовых актов, а также обоснование необходимости введения в систему показателей, способствующих повышению эффективности реализации стратегии развития вуза и выведения из системы уже достигнутых показателей, либо показателей, недостаточно влияющих на эффективность реализации стратегии развития вуза.
Мониторинг и анализ достижения целевых показателей факультетами, а также мониторинг изменений целевых показателей эффективности деятельности проводится центром стратегического планирования вуза один раз в год по результатам проведения мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования Минобрнауки России и ежегодных отчетов о деятельности факультетов.
Процедура оценки выполнения показателей и критериев эффективности и результативности деятельности факультета проводится на основе объективной информации о деятельности факультетов в соответствии с показателями, сгруппированными по шести направлениям: образовательная деятельность, научно-инновационная деятельность, международная деятельность, профориентационная деятельность, финансово-экономическая деятельность, управленческая деятельность.
Показатели образовательной деятельности: доля научно-педагогических работников, обучающих с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, в общей численности преподавателей факультета, удельный вес основных профессиональных образовательных программ, реализуемых в кредитно-модульной системе, удельный вес численности приведенного контингента студентов, обучающихся по программам магистратуры, в общей численности приведенного контингента обучающихся на факультете – ориентированы на повышение качества образовательных программ, реализуемых на факультетах. Результаты профориентационной деятельности обеспечивают рост качественных (средний балл Единого государственного экзамена) характеристик и численности абитуриентов факультетов. Показатели научно-инновационной деятельности ориентированы на повышение публикационной активности научно-педагогических работников факультетов и на повышение качества экспериментально-инновационной деятельности (количество публикаций, количество экспериментальных площадок, количество клинических баз практик, количество базовых кафедр). Основной показатель международной деятельности (численность иностранных студентов) нацелен на увеличение числа международных двусторонних договоров и соглашений с иностранными гражданами. Показатели финансовой деятельности направлены на обеспечение роста доходов, гарантирующих рост финансовой устойчивости вуза в целом. Показатели управленческой деятельности обеспечивают поддержку научно-педагогических работников с учеными степенями и в особенности молодых ученых.
На основе проведенного анализа деятельности факультетов в 2015 году и предварительной оценки деятельности в 2016 году были выявлены положительные моменты: рост публикационной активности научно-педагогического персонала факультетов, рост приведённого контингента обучающихся, рост доли магистров в общей численности обучающихся, рост объемов доходов факультетов из внебюджетных источников.
По результатам мониторинга фактических и планируемых показателей по каждому факультету было выявлено, что реализация стратегических планов факультетов обеспечивает достижимость стратегических показателей вуза на 2017 год по ряду показателей образовательной, научной деятельности и кадрового обеспечения.
В сфере финансовой деятельности нами было установлено, что удельный вес финансовых показателей деятельности факультетов (доходы из средств от приносящей доход деятельности, хоздоговорная деятельность, гранты, научно-исследовательские работы, результаты деятельности в рамках стратегического партнерства) составляют более 50 % всех доходов вуза и при сохранении существующей тенденции в целом по университету финансовая деятельность факультетов обеспечивает достижение пороговых показателей по доходам из всех источников на одного научно-педагогического работника и объему научно-исследовательских работ на одного научно-педагогического работника в рамках мониторинга эффективности деятельности университета и достижение целевых показателей стратегии развития вуза.
Наряду с положительными моментами в целом по вузу, по отдельным факультетам были выявлены проблемы, одна из которых – снижение доли научно-педагогических работников, имеющих ученую степень, особенно остро эта проблема касается молодых ученых (кандидатов наук до 35 лет и докторов наук до 39 лет).
В рамках решения этой проблемы в вузе в 2016 году начала реализовываться Программа целевой поддержки научных исследований, проводимых учеными университета, предусматривающая проведение анализа текущего состояния, выявления проблем квалификационного развития, определение факторов, влияющих на процесс оптимизации квалификационного потенциала и определение механизмов повышения квалификационного состава сотрудников.
Программа разработана в соответствии со стратегией развития университета на 2013–2023 годы, согласно которой стратегической целью университета является признание его на российском и международном уровнях. В основе реализации Программы – создание эффективных систем мотивации научного труда, стимулирования притока молодежи и закрепления ее в сфере науки и образования, а также улучшение качественного состава научных и научно-педагогических кадров университета.
В соответствии с аккредитационными показателями доля преподавателей с учеными степенями и/или званиями в университете должна составлять не менее 60 %, докторов наук и/или профессоров – не менее 10 %.
К основным составляющим развития квалификационного потенциала университета относится создание условий и стимулов для эффективной работы сотрудников университета, обеспечение возможности повышения квалификации, реализации творческой активности и карьерного роста.
Механизмы повышения квалификационного состава сотрудников университета обеспечиваются рядом инструментов, предполагающих вложение как финансовых, так и немонетарных ресурсов: создание конкурентной академической среды (конкурсный отбор, внешние и внутренние конкурсы); стимулирование научной и преподавательской деятельности (материальное и моральное поощрение достижений, конкурсы, создание условий для творческой работы, академической мобильности); профессиональный рост, поддержка и развитие компетенций.
На рисунке представлены в динамике основные показатели консолидированной деятельности всех факультетов вуза в 2015–2016 годах в сравнении с планируемыми показателями на 2017 год.
Динамика показателей деятельности факультетов Мининского университета в 2015–2016 гг. и сравнение с целевыми показателями вуза
Мы видим, что фактические показатели 2016 года превышают плановые по показателям численности иностранных студентов, численности научно-педагогических работников вуза, имеющих ученую степень, количеству публикаций. Положительная динамика наблюдается по показателям, характеризующим качество абитуриентов вуза (средний балл единого государственного экзамена) и качество реализации образовательных программ (удельный вес образовательных программ, реализуемых в кредитно-модульной системе), наблюдается также рост доли численности молодых ученых на факультетах, что позволяет говорить о достижимости вышеперечисленных плановых показателей в 2017 году при определенной концентрации усилий научно-педагогических работников и управленческого персонала факультетов.
Таким образом, применение системы оценки эффективности деятельности факультетов, направленной на усиление конкурентных преимуществ вуза, дает возможность эффективно, своевременно и сбалансированно решать задачи достижения стратегических целей университета в условиях ограниченности ресурсов, целенаправленно повышать потенциал сотрудников вуза с учетом приоритетов по видам деятельности вуза, интересов образовательных структур вуза и индивидуальных интересов работников факультетов.