В условиях трансформационных процессов происходит изменение социальной характеристики молодежи. Процесс гражданского становления молодёжи протекает в условиях ломки традиционной и формирования новой системы ценностей. Учитывая специфику сложившейся реальности, она не может занять позицию пассивного наблюдателя.
Общеизвестно, молодежь – движущая сила в развитии современного государства, его стратегический ресурс. Она представляет собой «социально-демографическую группу, объединенную совокупностью возрастных характеристик, особенностями социального положения и социально-психологических свойств» [1]. По этому поводу К. Мангейм уверенно заявляет, «молодёжь призвана играть роль оживляющего посредника социальной жизни» [2].
На протяжении последних десятилетий изучение молодежных проблем продолжает оставаться актуальным, поскольку является своеобразным «ключом» к пониманию будущего. Молодежь острее других социальных групп улавливает «дух времени», различая в нем подлинность и фальшь. В условиях системного кризиса современного российского общества чаще всего молодежь становится наиболее уязвимой частью населения.
Однако неутешителен демографический прогноз в отношении молодежи. Данные Росстата подтверждают, что в стране наблюдается резкое сокращение численности молодежи (с 35,2 млн человек (2012 г.) до 25,6 млн человек (2025 г.), или на 27,3 %) (рис. 1). Результаты международных исследований состояния российской молодежи вызывают тревогу. По индексу развития молодежи (YDI) Российская Федерация в 2013 г. заняла 88 место среди 170 стран [7].
Рис. 1. Численность молодежи 14–30 лет в РФ, млн чел. Источник: демографический прогноз Росстата до 2030 года
Рис. 2. Цели молодежной политики в регионе
В Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года говорится о необходимости включения в федеральные и региональные программы социально-экономического развития территорий мероприятий, направленных на улучшение демографической ситуации. Необходимо осознать, что молодежь остро нуждается в защите и поддержке со стороны государства. Формирование социальной зрелости молодёжи происходит в процессе социализации. Не случайно акценты современной молодежной политики смещены в сторону решения ключевой задачи – обеспечения интенсивного роста человеческого капитала.
Современная молодежная политика – это сложная, многогранная система отношений, включающая совокупность концепций, принципов, функций, основных направлений, стратегий социального развития молодежи. Впервые термин «молодежная политика» стал использоваться в связи с изданием Закона «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР» (1991 г.).
В.Т. Лисовский считает, что определение «молодежная политика» имеет несколько толкований:
– это многофункциональная политика, предполагающая широкий спектр мероприятий в отношении молодых людей в возрасте до 35 лет;
– это деятельность государственных и муниципальных учреждений, отвечающих за решение вопросов в области молодежной политики;
– это политика в сфере свободного времени и образования молодежи» [3].
Аналогичную позицию в определении молодежной политики занимает И.М. Ильинский, отводя ей роль внутренней политики государства, учитывающей интересы как общества, так и самой молодежи [4]. По его мнению, молодежная политика призвана обеспечивать создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала молодых людей, оказывать помощь им в реализации социальных интересов, потребностей, построении жизненных траекторий.
Демографические показатели молодежи Тюменской области, чел.
Субъект РФ |
2012 г. |
2015г. |
||||
Численность молодежи 14–30 лет, чел. |
Численность населения, чел. |
Удельный вес молодежи в населении, % |
Численность молодежи 14–30 лет, чел. |
Численность населения, чел. |
Удельный вес молодежи в населении, % |
|
Тюменская область |
398254 |
1571546 |
25,34 |
342617 |
1748409 |
19,60 |
ХМАО |
398254 |
1571546 |
25,34 |
342617 |
1748409 |
19,60 |
ЯНАО |
141894 |
564311 |
25,14 |
133363 |
644980 |
20,68 |
Источник: демографический прогноз Росстата до 2030 года.
Следует отметить, что в современном обществе государственная молодежная политика является координатором основных общественных процессов. В Распоряжении «Основы государственной молодежной политики в Российской Федерации на период до 2025 года» представлен унифицированный подход к формированию перспектив развития молодежной политики, реализуемый на основе взаимодействия социальных институтов с гражданами и, тем самым, расширяющий возможности для творческой самореализации молодых людей [5].
В последнее время достаточно активно формируется региональный подход к молодежной политике, учитывающий особенности, возможности, специфику регионов. ЯНАО – регион с естественным приростом и высоким уровнем жизни населения. Численность молодежи на территории ЯНАО насчитывает 142307 человек, что составляет 28 % от общей численности населения. Средний возраст жителей – 33 года.
Молодежная политика в регионе осуществляется с момента получения округом статуса субъекта Федерации, в округе все это время целенаправленно формируется структура управления государственной молодежной политикой, социальная инфраструктура для молодежи. Молодежная политика заняла ключевое место в социальном блоке политики округа. В связи с этим перед регионом поставлена задача посредством продуманной, научно обоснованной молодежной политики создать благоприятные предпосылки для использования энергии молодых (создать механизмы поддержки молодежи, ее социальных инициатив) и помочь им определить и реализовать свои социальные интересы, потребности, жизненные перспективы. Новая философия формирования молодежной политики и социального развития молодежи должна исходить из целей общественного развития и определяться новым типом складывающейся социальной среды в регионе. Развивая социальную сферу, необходимо стремиться к тому, чтобы каждый молодой человек ХМАО имел возможности и условия для самореализации, получения качественных знаний и востребованной профессии, удовлетворения своих потребностей в творчестве, физической культуре и спорте, отдыхе.
Бесспорно, что в современных социально-экономических и политических условиях России при коренных преобразованиях общественного и государственного устройства, региональная молодежная политика является структурным элементом и одной из составляющих политики государства в целом.
Реализация молодежной политики в округе предполагает создание благоприятных условий для успешной социализации молодежи, качественного развития ее творческого потенциала и использование данного ресурса в целях инновационного развития региона.
Среди основных направлений в области молодежной политики определены следующие:
? приобщение молодёжи к активизации деятельности молодёжных трудовых отрядов, развития добровольческого (волонтёрского) движения (ГАУ ЯНАО «Молодёжный центр технологий занятости», ГБУ ЯНАО «Окружной Молодёжный Центр»);
? формирование активной гражданской позиции (ГБУ ЯНАО «Региональный центр патриотического воспитания»);
? развитие творческого потенциала молодёжи, позитивных форм организации молодёжного досуга (ГБУ ЯНАО «Окружной Молодёжный Центр»);
? создание условий для успешной социализации молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации (ГБУ ЯНАО «Окружной Молодёжный Центр», ГБУ ЯНАО «Региональный центр патриотического воспитания»);
? развитие новых форм работы с молодёжью (ГБУ ЯНАО «Окружной Молодёжный Центр», ГБУ ЯНАО «Региональный центр патриотического воспитания»);
? организация отдыха и оздоровления детей и молодёжи автономного округа (ГБУ ЯНАО «Окружной Молодёжный Центр»).
Указанные направления включены в региональную государственную молодежную программу «Развитие туризма, повышение эффективности реализации молодежной политики, организация отдыха и оздоровления детей и молодежи» на период до 2020 года.
В округе зарегистрировано около 360 общественных объединений. Положительным примером позиционирования деятельности общественной организации стало формирование Молодёжного правительства автономного округа, действующее под прямым руководством Губернатора ЯНАО и являющееся ярким примером взаимодействия региональной власти и общественной организации. Члены Молодёжного Правительства активно участвуют в формировании состава молодёжных советов при администрациях муниципальных образований автономного округа, помогают воплотить в жизнь социально значимые молодёжные проекты, способствуют оказанию консультативной помощи в части их реализации, выводят на новый уровень диалог представителей молодёжи и власти в решении молодежных проблем. В настоящее время такие приёмные работают в 6 муниципальных образованиях автономного округа (гг. Ноябрьск, Новый Уренгой, Губкинский, Лабытнанги, Приуральский и Тазовский районы). Создан Web-сайт «Молодежь Ямала», постоянно обновляются базы данных по молодежной проблематике.
Для изучения социальных проблем, интересов в молодежной среде в 2016 году было проведено авторское исследование. Опросу подлежали 2 возрастные группы молодежи: 16–21 года и 25–35 лет. Опросу подлежали 185 респондентов и 30 экспертов (специалисты по работе с молодежью, педагоги, представители родительской общественности). Метод исследования – анкетирование.
В ходе исследования респондентам предлагалось выбрать 3 варианта ответов.
В ходе исследования выявлено, что ростом безработицы обеспокоены 32,4 %/27,3 % респондентов, преступностью – 26,45/31,4 %, размером заработной платы – 12,55 %/18,5 %, социальным расслоением населения – 11,7 %/23,1 %, низким уровнем культуры – 18,2 %/28,6 %, организацией досуга – 23,4 %/16,6 %, пассивностью молодежи в решении региональных проблем – 20,4 %/34,3 % (*Примечание – учащаяся молодежь /работающая молодежь). Наиболее важным для молодежи является вопрос трудоустройства. Как правило, она ориентирована на содержательную и престижную работу, способствующую развитию интеллектуального и творческого потенциала. Однако поиски работы в рамках маленького региона чрезвычайно затруднены. Во время опроса половина респондентов предлагает варианты создания новых рабочих мест, треть опрошенных предприняла попытку реально определить размер потребительской корзины, 25,6 % считают, что в округе следует обеспечить возможность достойного заработка. Таким образом, молодежь предъявляет высокие требования к качеству жизни.
Следует помнить, что молодежь не только потенциал позитивных перемен, но и возможный фактор социальной нестабильности. Особую остроту молодежным проблемам придают такие показатели, как наличие работы, материальное положение, обеспеченность жильем. Наличие молодежных проблем не снижает уровня оптимизма у молодежи Ямала: надеются на перемены к лучшему – 23,5 %, выстраивают предположения на позитивные изменения – 34,2 %, высказали сомнения – 26,9 %, 10,9 % – отметили, что будет еще хуже, 4,5 % – затруднились с ответом.
Анализ состояния молодежной политики в ЯНАО выявил следующее (рис. 4).
Рис. 3. Проблемы в молодежной среде, в %
Рис. 4. Мнения молодежи о перспективах развития молодежной политики, в %
Как видим, в качестве важного фактора успешного развития молодежной политики ямальцы рассматривают принятие Закона о молодежной политике в РФ (31,2 %), активность молодежных объединений – 28,5 %, повышение роли молодежи в решении региональных проблем – 21,3 %), трудоустройство молодых специалистов – 19 %.
На вопрос «От кого в первую очередь зависит совершенствование молодежной политики в регионе?» эксперты единодушно ответили: «От самой молодежи». Другие варианты ответов: от местных властей, политических партий и общественно-политических движений, молодежных объединений. Вероятно, это связано с тем, что молодежь рассматривается как самая активная социальная группа, способная изменить многое, но, по мнению экспертов, не желающая порой брать на себя ответственность.
Возникает вопрос: «Может ли молодежь оказывать влияние на решение региональных проблем?». Ответы оказались следующие (рис. 5).
Рис. 5. Мнения экспертов о степени влияния молодежи на социально-экономическую ситуацию в ЯНАО, в %
Полученные результаты подтверждают оптимистичность взглядов экспертов в отношении влияния молодежи на ситуацию в регионе – 72,3 %, только 12,4 % категорично заявили «нет».
Авторов интересовало мнение экспертов в отношении перспективности молодежи. С этой целью был задан вопрос: «Является ли молодежь стратегическим ресурсом региона?». Эксперты единогласно ответили: «Да» (100 %), отметив, что большинство молодых людей действительно стали более мобильны в сравнении со своими предшественниками и самостоятельны в принятии решений.
Таким образом, перспективы региональной молодежной политики должны быть сориентированы на восприимчивость к социальным новшествам. Наблюдающиеся отрицательные тенденции в области молодежной политики, как правило, обусловлены неорганизованностью и пассивностью некоторой части молодежи, что требует повышения роли государственного регулирования данной сферы жизнедеятельности. Направленность регулирующего воздействия региональных органов власти должна касаться формирования желательной модели поведения молодежи и требуемой гражданской, общественной позиции с учетом специфики региона.