Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

REGIONAL STATE YOUTH POLICY AS A TOOL SOCIALIZATION OF YOUTH

Yashina L.I. 1 Panfilova Е.А. 2
1 Industrial University of Tyumen
2 GP Administration Lyantor
Youth policy – a constantly evolving dynamic yavle¬nie located directly dependent on the state of society, the state and the processes occurring in them. Effective public policies reshe¬niya youth issues is a factor of social and economic stability of the region and the guarantor of security of the state. Deepening the independence of the regions and the development of self-government system in the field determined the content of the regional youth policy. Problems of increasing the efficiency of search and introduction of modern forms, methods and technologies for the implementation of a regional youth policy in us¬loviyah limited material resources are urgent and require theoretical research and practical analysis of youth issues. The article gives a scientific interpretation of the concepts of «young», «youth policy», disclosed the contents of mechanisms for effective implementation of the state youth policy in the Yamalo-Nenets Autonomous District, the author presents the results of research in the field of youth policy.
youth
social group
youth policy
social interests
perspectives on life

В условиях трансформационных процессов происходит изменение социальной характеристики молодежи. Процесс гражданского становления молодёжи протекает в условиях ломки традиционной и формирования новой системы ценностей. Учитывая специфику сложившейся реальности, она не может занять позицию пассивного наблюдателя.

Общеизвестно, молодежь – движущая сила в развитии современного государства, его стратегический ресурс. Она представляет собой «социально-демографическую группу, объединенную совокупностью возрастных характеристик, особенностями социального положения и социально-психологических свойств» [1]. По этому поводу К. Мангейм уверенно заявляет, «молодёжь призвана играть роль оживляющего посредника социальной жизни» [2].

На протяжении последних десятилетий изучение молодежных проблем продолжает оставаться актуальным, поскольку является своеобразным «ключом» к пониманию будущего. Молодежь острее других социальных групп улавливает «дух времени», различая в нем подлинность и фальшь. В условиях системного кризиса современного российского общества чаще всего молодежь становится наиболее уязвимой частью населения.

Однако неутешителен демографический прогноз в отношении молодежи. Данные Росстата подтверждают, что в стране наблюдается резкое сокращение численности молодежи (с 35,2 млн человек (2012 г.) до 25,6 млн человек (2025 г.), или на 27,3 %) (рис. 1). Результаты международных исследований состояния российской молодежи вызывают тревогу. По индексу развития молодежи (YDI) Российская Федерация в 2013 г. заняла 88 место среди 170 стран [7].

jhin1.wmf

Рис. 1. Численность молодежи 14–30 лет в РФ, млн чел. Источник: демографический прогноз Росстата до 2030 года

jhin2.wmf

Рис. 2. Цели молодежной политики в регионе

В Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года говорится о необходимости включения в федеральные и региональные программы социально-экономического развития территорий мероприятий, направленных на улучшение демографической ситуации. Необходимо осознать, что молодежь остро нуждается в защите и поддержке со стороны государства. Формирование социальной зрелости молодёжи происходит в процессе социализации. Не случайно акценты современной молодежной политики смещены в сторону решения ключевой задачи – обеспечения интенсивного роста человеческого капитала.

Современная молодежная политика – это сложная, многогранная система отношений, включающая совокупность концепций, принципов, функций, основных направлений, стратегий социального развития молодежи. Впервые термин «молодежная политика» стал использоваться в связи с изданием Закона «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР» (1991 г.).

В.Т. Лисовский считает, что определение «молодежная политика» имеет несколько толкований:

– это многофункциональная политика, предполагающая широкий спектр мероприятий в отношении молодых людей в возрасте до 35 лет;

– это деятельность государственных и муниципальных учреждений, отвечающих за решение вопросов в области молодежной политики;

– это политика в сфере свободного времени и образования молодежи» [3].

Аналогичную позицию в определении молодежной политики занимает И.М. Ильинский, отводя ей роль внутренней политики государства, учитывающей интересы как общества, так и самой молодежи [4]. По его мнению, молодежная политика призвана обеспечивать создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала молодых людей, оказывать помощь им в реализации социальных интересов, потребностей, построении жизненных траекторий.

Демографические показатели молодежи Тюменской области, чел.

Субъект

РФ

2012 г.

2015г.

Численность молодежи 14–30 лет, чел.

Численность населения, чел.

Удельный вес молодежи в населении, %

Численность молодежи 14–30 лет, чел.

Численность населения,

чел.

Удельный вес молодежи в населении, %

Тюменская область

398254

1571546

25,34

342617

1748409

19,60

ХМАО

398254

1571546

25,34

342617

1748409

19,60

ЯНАО

141894

564311

25,14

133363

644980

20,68

Источник: демографический прогноз Росстата до 2030 года.

Следует отметить, что в современном обществе государственная молодежная политика является координатором основных общественных процессов. В Распоряжении «Основы государственной молодежной политики в Российской Федерации на период до 2025 года» представлен унифицированный подход к формированию перспектив развития молодежной политики, реализуемый на основе взаимодействия социальных институтов с гражданами и, тем самым, расширяющий возможности для творческой самореализации молодых людей [5].

В последнее время достаточно активно формируется региональный подход к молодежной политике, учитывающий особенности, возможности, специфику регионов. ЯНАО – регион с естественным приростом и высоким уровнем жизни населения. Численность молодежи на территории ЯНАО насчитывает 142307 человек, что составляет 28 % от общей численности населения. Средний возраст жителей – 33 года.

Молодежная политика в регионе осуществляется с момента получения округом статуса субъекта Федерации, в округе все это время целенаправленно формируется структура управления государственной молодежной политикой, социальная инфраструктура для молодежи. Молодежная политика заняла ключевое место в социальном блоке политики округа. В связи с этим перед регионом поставлена задача посредством продуманной, научно обоснованной молодежной политики создать благоприятные предпосылки для использования энергии молодых (создать механизмы поддержки молодежи, ее социальных инициатив) и помочь им определить и реализовать свои социальные интересы, потребности, жизненные перспективы. Новая философия формирования молодежной политики и социального развития молодежи должна исходить из целей общественного развития и определяться новым типом складывающейся социальной среды в регионе. Развивая социальную сферу, необходимо стремиться к тому, чтобы каждый молодой человек ХМАО имел возможности и условия для самореализации, получения качественных знаний и востребованной профессии, удовлетворения своих потребностей в творчестве, физической культуре и спорте, отдыхе.

Бесспорно, что в современных социально-экономических и политических условиях России при коренных преобразованиях общественного и государственного устройства, региональная молодежная политика является структурным элементом и одной из составляющих политики государства в целом.

Реализация молодежной политики в округе предполагает создание благоприятных условий для успешной социализации молодежи, качественного развития ее творческого потенциала и использование данного ресурса в целях инновационного развития региона.

Среди основных направлений в области молодежной политики определены следующие:

? приобщение молодёжи к активизации деятельности молодёжных трудовых отрядов, развития добровольческого (волонтёрского) движения (ГАУ ЯНАО «Молодёжный центр технологий занятости», ГБУ ЯНАО «Окружной Молодёжный Центр»);

? формирование активной гражданской позиции (ГБУ ЯНАО «Региональный центр патриотического воспитания»);

? развитие творческого потенциала молодёжи, позитивных форм организации молодёжного досуга (ГБУ ЯНАО «Окружной Молодёжный Центр»);

? создание условий для успешной социализации молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации (ГБУ ЯНАО «Окружной Молодёжный Центр», ГБУ ЯНАО «Региональный центр патриотического воспитания»);

? развитие новых форм работы с молодёжью (ГБУ ЯНАО «Окружной Молодёжный Центр», ГБУ ЯНАО «Региональный центр патриотического воспитания»);

? организация отдыха и оздоровления детей и молодёжи автономного округа (ГБУ ЯНАО «Окружной Молодёжный Центр»).

Указанные направления включены в региональную государственную молодежную программу «Развитие туризма, повышение эффективности реализации молодежной политики, организация отдыха и оздоровления детей и молодежи» на период до 2020 года.

В округе зарегистрировано около 360 общественных объединений. Положительным примером позиционирования деятельности общественной организации стало формирование Молодёжного правительства автономного округа, действующее под прямым руководством Губернатора ЯНАО и являющееся ярким примером взаимодействия региональной власти и общественной организации. Члены Молодёжного Правительства активно участвуют в формировании состава молодёжных советов при администрациях муниципальных образований автономного округа, помогают воплотить в жизнь социально значимые молодёжные проекты, способствуют оказанию консультативной помощи в части их реализации, выводят на новый уровень диалог представителей молодёжи и власти в решении молодежных проблем. В настоящее время такие приёмные работают в 6 муниципальных образованиях автономного округа (гг. Ноябрьск, Новый Уренгой, Губкинский, Лабытнанги, Приуральский и Тазовский районы). Создан Web-сайт «Молодежь Ямала», постоянно обновляются базы данных по молодежной проблематике.

Для изучения социальных проблем, интересов в молодежной среде в 2016 году было проведено авторское исследование. Опросу подлежали 2 возрастные группы молодежи: 16–21 года и 25–35 лет. Опросу подлежали 185 респондентов и 30 экспертов (специалисты по работе с молодежью, педагоги, представители родительской общественности). Метод исследования – анкетирование.

В ходе исследования респондентам предлагалось выбрать 3 варианта ответов.

В ходе исследования выявлено, что ростом безработицы обеспокоены 32,4 %/27,3 % респондентов, преступностью – 26,45/31,4 %, размером заработной платы – 12,55 %/18,5 %, социальным расслоением населения – 11,7 %/23,1 %, низким уровнем культуры – 18,2 %/28,6 %, организацией досуга – 23,4 %/16,6 %, пассивностью молодежи в решении региональных проблем – 20,4 %/34,3 % (*Примечание – учащаяся молодежь /работающая молодежь). Наиболее важным для молодежи является вопрос трудоустройства. Как правило, она ориентирована на содержательную и престижную работу, способствующую развитию интеллектуального и творческого потенциала. Однако поиски работы в рамках маленького региона чрезвычайно затруднены. Во время опроса половина респондентов предлагает варианты создания новых рабочих мест, треть опрошенных предприняла попытку реально определить размер потребительской корзины, 25,6 % считают, что в округе следует обеспечить возможность достойного заработка. Таким образом, молодежь предъявляет высокие требования к качеству жизни.

Следует помнить, что молодежь не только потенциал позитивных перемен, но и возможный фактор социальной нестабильности. Особую остроту молодежным проблемам придают такие показатели, как наличие работы, материальное положение, обеспеченность жильем. Наличие молодежных проблем не снижает уровня оптимизма у молодежи Ямала: надеются на перемены к лучшему – 23,5 %, выстраивают предположения на позитивные изменения – 34,2 %, высказали сомнения – 26,9 %, 10,9 % – отметили, что будет еще хуже, 4,5 % – затруднились с ответом.

Анализ состояния молодежной политики в ЯНАО выявил следующее (рис. 4).

jhin3.wmf

Рис. 3. Проблемы в молодежной среде, в %

jhin4.wmf

Рис. 4. Мнения молодежи о перспективах развития молодежной политики, в %

Как видим, в качестве важного фактора успешного развития молодежной политики ямальцы рассматривают принятие Закона о молодежной политике в РФ (31,2 %), активность молодежных объединений – 28,5 %, повышение роли молодежи в решении региональных проблем – 21,3 %), трудоустройство молодых специалистов – 19 %.

На вопрос «От кого в первую очередь зависит совершенствование молодежной политики в регионе?» эксперты единодушно ответили: «От самой молодежи». Другие варианты ответов: от местных властей, политических партий и общественно-политических движений, молодежных объединений. Вероятно, это связано с тем, что молодежь рассматривается как самая активная социальная группа, способная изменить многое, но, по мнению экспертов, не желающая порой брать на себя ответственность.

Возникает вопрос: «Может ли молодежь оказывать влияние на решение региональных проблем?». Ответы оказались следующие (рис. 5).

jhin5.wmf

Рис. 5. Мнения экспертов о степени влияния молодежи на социально-экономическую ситуацию в ЯНАО, в %

Полученные результаты подтверждают оптимистичность взглядов экспертов в отношении влияния молодежи на ситуацию в регионе – 72,3 %, только 12,4 % категорично заявили «нет».

Авторов интересовало мнение экспертов в отношении перспективности молодежи. С этой целью был задан вопрос: «Является ли молодежь стратегическим ресурсом региона?». Эксперты единогласно ответили: «Да» (100 %), отметив, что большинство молодых людей действительно стали более мобильны в сравнении со своими предшественниками и самостоятельны в принятии решений.

Таким образом, перспективы региональной молодежной политики должны быть сориентированы на восприимчивость к социальным новшествам. Наблюдающиеся отрицательные тенденции в области молодежной политики, как правило, обусловлены неорганизованностью и пассивностью некоторой части молодежи, что требует повышения роли государственного регулирования данной сферы жизнедеятельности. Направленность регулирующего воздействия региональных органов власти должна касаться формирования желательной модели поведения молодежи и требуемой гражданской, общественной позиции с учетом специфики региона.