Одной из важных проблем современной школы в осуществлении нравственного воспитания является ответ на вопрос: что такое «нравственность»? Нравственное воспитание – это одна из форм воспроизводства, наследования нравственности в обществе. Термин «нравственное воспитание» употребляется также в узком значении. Это, прежде всего, «<…> обучение нормам общественного приличия. В этом случае речь идет о принятых в данной культуре формах поведения индивида в различных ситуациях: от поведения за обеденным столом до ритуалов почитания богов» [1, с. 169]. Нравственные предписания приучают человека как бы смотреть на себя со стороны и самокритично вырабатывать уважение к себе и другим. Достойное поведение и хорошие манеры, то, что именуется воспитанностью, культурностью, еще нельзя назвать нравственностью, но является необходимой ее составляющей.
Главная цель образования в школе – развитие высоконравственной, гармоничной, физически развитой и духовно здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению. Это позволяет каждому учителю участвовать в духовном становлении своих учеников. Русская литература – это предмет, позволяющий на каждом уроке уделять внимание вопросам духовно-нравственного воспитания учащихся.
Под духовно-нравственным воспитанием понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма), нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости), нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний), и, наконец, нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).
Перед учителем-словесником сегодня стоит актуальная задача воспитывать у школьников духовно-нравственную культуру, основывающуюся на сознании неразрывной связи человека с окружающей средой, на формировании у него ответственного отношения к природе. Это очень сложный и длительный процесс, в то же время необходимый, так как будущее планеты зависит от того, насколько глубоко у детей будут воспитаны эти качества. Следовательно, основная задача учителя – вводить в рамках духовно-нравственного воспитания экологический материал в разные типы уроков, поскольку на любом уроке решаются образовательные, развивающие и воспитательные задачи, поэтому он дает больше возможности для формирования у школьников умения сопереживать всему живому: растениям, птицам, животным, человеку.
В ряду авторов, раскрывающих в своем творчестве духовно-нравственное и социально-философское отражение действительности, стоит имя В. Распутина. В его повести «Прощание с Матерой» последовательно развиты основные идейно-тематические коллизии романа Л. Леонова «Русского леса». «В произведении доминирует идея возрождения природы, но не ее завоевания. Автор и герои убеждены: настало время охранять природу от безрассудных посягательств людей, строить отношения с ней на основе выверенных научно-обоснованных подходов; пришла пора отказаться от антропоцентрического мышления человека в пользу ноосферного» [4, с. 926]. В повести В. Распутина рассказывается о событиях, заурядных в наше время. На Ангаре заканчивается строительство крупной ГЭС, совсем скоро прибывающая вода безвозвратно поглотит 70 деревень. Они исчезнут с лица земли, превратившись в тлен, станут ложем водохранилища. Под воду уйдут сотни и сотни крестьянских дворов с некогда теплыми и уютными домами, тысячи гектаров обихоженной, выхоленной мужицким трудом, потом и кровью земли, дававшей с незапамятных времен крестьянской семье хлеб и картошку, мясо и молоко – все необходимое для пропитания. Под водой окажутся кладбища, где похоронены предки, близкие и любимые люди; со временем, с горечью осознают герои книги, исчезнет память о доме и земле, а с ней и прошлое.
Судьба одной деревни особенно волнует писателя – судьба Матёры, расположенной на острове с одноименным названием. Это опрятная и прочная деревенька, которая более трехсот лет стоит на красивом острове, богатом плодородной землей. Она тоже оказалась в русле искусственного водохранилища, и сразу же после уборки урожая будет заполнена. Рассказ о людях Матеры, их будничной жизни, радостях и тревогах, исследование психологии людей, переселяющихся на новые места, глубокие раздумья автора о человеке, времени и земле и составили идейно-композиционный стержень повествования.
Для В. Распутина мотив затопления и переселения деревень, оказавшихся в зоне строительства гидроэлектростанций, не новый. Он разрабатывался писателем в произведении «Вниз и вверх по течению». «Прощание с Матёрой» – новое освещение старой темы. В повести довлеют трагические нотки, но развиваются они на фоне жизнеутверждающей деятельности людей, облагораживающих географию края. Произведение богато философскими раздумьями автора. Непримиримые противоречия между старым, представленным главной героиней Дарьей и другими старожилами Матёры, и новым в лице невидимой и неведомой для селян гигантской стройки породили острый сюжетный конфликт, вызвали неординарные авторские размышления, а также разноречивые толки литературной критики об интересной повести сибирского писателя – В. Распутина.
Говоря о нравственном воспитании, на уроке могут быть рассмотрены следующие вопросы: Каково отношение литературных героев к происходящим событиям? Как они воспринимают и переживают предстоящее затопление деревни и острова? В книге персонажи делятся на несколько групп: к первой относятся непримиримые и безутешно скорбящие (Дарья, Катерина, Настасья и др.); вторую составляют герои, сожалеющие о предстоящей потере, но смирившиеся с судьбой (Павел – сын Дарьи, другие односельчане среднего возраста); третью представляет молодое поколение матёринцев в лице внука Дарьи – Андрея, тяготеющего к новой жизни, но привязанного к старому укладу множеством нитей; наконец, к четвертой относятся персонажи черствые, равнодушные к грядущему (Петруха, Клавка)…
Нравственность – осознание, принятие и выполнение положительных духовных и душевных качеств. 80-летняя Дарья – авторский идеал. Она с болью в сердце принимает новые жизненные обстоятельства, уничтожающие прошлое, не смирилась и не смирится с переездом в новый совхозный поселок. Ее характер воинствующий. Она убеждена и по опыту знает, что «старые деревья» нельзя пересаживать. Но стариков увозят «на чужбину», нанося им неизлечимые душевные раны. «Всем теперь туды дорога, – говорит Дарья. – Только успевай, господь, прибирай» [5, с. 211]. Подтверждением ее слов, считает героиня, стала судьба деда Егора, умершего в поселке сразу же после переезда с острова.
Поступки Дарьи, начиная с «кладбищенского сражения» с поджигателями и заканчивая последней сценой – ночевкой в бараке Богодула в канун затопления, – говорят о решительной непримиримости героини. С интересом читаются страницы, рассказывающие о последних часах пребывания старушки в родном доме: побелена, помыта, прибрана, как покойник, изба, повешены занавески, даже постелен коврик, который многие годы лежал у двери. Властно и непререкаемо воспринимаются ее слова, обращенные к мужчине, привычно исполнявшему грязную работу: «Завтри и поджигай, поджигатель, – остановила его сверху Дарья суровым судным голосом. – Но только не ране вечеру. А щас марш отсель, твоей тут власти нету. Не мешай. И завтри, слышишь, и завтри придешь поджигать – чтоб в избу не заходил. Оттуль поджигай. Избу чтоб мне не поганил. Запомнил?» [5, с. 354].
По словам литературоведа В. Петишевой, «Психологический аспект противоборства героя со средой не менее важен, поскольку внутренний микромир определяет не только поступки персонажа, но и влияет на формирование ведущей сюжетной линии» [2, с. 242]. Замечательная черта характера свойственна героине В. Распутина. Дарья – труженица, напоминающая некрасовскую Дарью из поэмы «Мороз, Красный нос». Она, сколько помнит себя, – в работе. Потеря работы для нее – равносильна погибели: «Без дела… человек жить не может. Тут ему и конец» [5, с. 322], – часто говорит она.
Нравственное воспитание – это систематическое формирование у человека знаний о нравственном и безнравственном, о добре и зле, о хорошем и плохом, помощь в эмоциональном переживании нравственных ценностей, чтобы те стали личностно значимыми для воспитанника. Павел, как и его мать, много думает о предстоящих переменах, как с незаживающей раной, смирился с ними. (От перемен никуда «не деться», «Ни от него, ни от кого другого это не зависит», «Надо – значит надо»). Он перебрался в новый поселок, будто в далекую Америку, часто с волнением приезжает на Матёру и, странное дело, чувствует себя здесь легко и свободно: не то, что на том берегу: «Дом у него здесь, а дома, как известно, лучше».
В отличие от матери, поглощенной заботами и думами о спасении прошлого, он много размышляет о настоящем, оценивает происходящие события, людей, их поступки. Он видит хорошие перемены: государство построило для переселенцев дома со всеми удобствами, люди обеспечены работой, хлебом; жизнь в поселке со временем потечет не хуже, чем на старом месте. Но его пугают изъяны новой жизни, бесхозяйственность и расточительство, встречающиеся повсеместно: поселок возводили плохо, «смотрели только, как легче построить, и меньше всего думали, удобно ли будет жить»; земля вокруг очень бедная, а потому гектар обыкновенной пашни после обработки превращался в «золотой» от ухлопанной в него уймы денег; дома в поселке без погребов и ям, а без них мужику непривычно и голодно… Павла пугало, что молодые люди живут без оглядки, не задумываясь над заботами дня, теряют тягу к крестьянскому труду. И сам он чувствовал какую-то оторванность от нужного дела. Конечно, жить стало легче. «Только при этой облегченности, – рассуждал Павел, – и себя чувствуешь как-то не во весь свой вес, без твердости и надежности… какая-то противная неуверенность исподтишка точит и точит…» [5, с. 267].
Мораль – основная категория нравственного воспитания, т.о., мораль – это те нормы, принципы, правила поведения людей, которые предписывает человеку общество. Однако следует разграничивать понятия «нравственность» и «мораль». Мысленно Павел и другие герои повести, а вместе с ними автор как бы спрашивали, беспокойно взирая на полуогорожаненного, уродливо деформированного мужика, на оброненные в безрассудной людской спешке, забытые и отчасти потерянные крестьянские обычаи и традиции: «Что мы обретаем в этой искусственной псевдокомфортной мимикрии? Кому нужны и выгодны самоуспокоенность и самообман в сельском хозяйстве, граничащие с преступной беспечностью? Кто виноват в том, что пахарь не в полной мере чувствует на себе благодатную земляную власть, которую еще вчера ощущал твердо и зримо, ежечасно?». Главному персонажу свойственно думать и рассуждать не только о настоящем, но и о прошлом – крестьянской истории и современной жизни, взаимосвязях города и деревни, о работящей натуре мужика, извечно выращивающего самый насущный продукт человеческого существования.
Андрею – сыну Павла – предстояло выбрать свою дорогу в жизнь, поэтому думы его больше о будущем. Он уволился с завода, собирается работать на стройке ГЭС (по словам Дарьи, будет пускать воду на Матёру). Он уверен, что там, где трудно, должны быть молодые; на стройке – главный фронт работы, все остальное сегодня – второстепенно. Отец и бабушка уговаривают Андрея не порывать связи с землей и крестьянским трудом. Веские аргументы старших, которые не принимает, а отчасти и не понимает юноша, звучат так: «Мать, ежели она одного ребенка холит, а другого неволит, – худая мать», – растревоженно говорит Дарья. Павел подводит итог беседы с сыном следующей фразой: « Вот это-то, парень, и плохо, что в одном месте мы требуем работать получше, а в другом считаем, что можно как попало» [5, с. 288]. Андрею жаль деревеньку, в которой он вырос, но его тянет к новой жизни, в шумный город, к молодежи. «Много ли толку от этой Матёры?» – заявляет он. И здесь же: «Жалко Матёру, и мне тоже жалко, она нам родная…» [5, с. 288]. Как бы то ни было, с прошлым Андрей связан непрочно.
Людей, безучастных к судьбе острова и деревеньки, в книге больше, с ними мы видимся на протяжении всей повести. Мужики, проводящие санитарную чистку кладбища, и поджигатели; председатель сельсовета Воронцов, забывший в текучке дел главное – людей; облаченный в сухие административные полномочия и циркуляры Жук; орда городских, шумных, драчливых и часто пьяных людей, нахлынувших на Матёру по случаю уборки урожая – все это характеры безликие, безучастные, временные в деревне. «Конфликт между героями-антиподами древни как мир, их столкновения абстрактны по причине своей извечности, но и конкретны, поскольку соотнесены в тексте с определенным этапом развития общества» [4, с. 237]. Петруха и Клавка (с художественной точки зрения образы полноценные) прожили на острове многие годы, но им, как ни странно, Матёра опротивела и опостылела. Клавка, обращаясь к бабе Дарье, так определила свое отношение к острову и деревне: «Давно пора сковырнуть вашу Матёру и по Ангаре отправить» [5, с. 295], «Мне вот уже тошно в вашей занюханной Матёре…» [5, с. 296]. Под стать Клавке непутевый Петруха, отменный дармоед, эгоист и пьяница, нашедший в конце повести занятие по душе: он за определенную плату поджигал избы односельчан, переезжающих в новые дома. Расхваливая свою жизнь и занятие, он вызывающе говорил: «Сытно, пьяный и нос в табаке…». Дарья так отозвалась о людях перекати-поле: «Тут не приросли и нигде не прирастете, ничё вам не жалко будет. Такие уж вы есть … обсевки» [5, с. 296]. К земле людей привязывает труд, а если человек не трудился должным образом, то ему не сложно начинать жизнь на новой земле, не больно бросать насиженное место. «Нас с землей-то первым делом оне, труды, роднят» [5, с. 299], – мудро заметил Афанасий.
Уроки литературы наиболее благоприятны для осуществления нравственного воспитания. Произведения, входящие в школьную программу, содержат материал, способствующий духовному развитию личности. Важную идейную функцию в социально-философской повести выполняет образ автора. Вопрос, нужно или не следует строить ГЭС, в книге не обсуждается. ГЭС нужна людям, как сказал Павел: «Об этом спору нету» [5, с. 288]. Писателя занимают, в первую очередь, люди (может быть, вообще люди, без индивидуального портрета и внешности, без личностных манер и привычек), их поступки, психология и мораль; он много размышляет о происходящем вокруг. Автор сожалеет вместе с близкими героями об утрате, снова и снова говорит о потерях былого, он грустит, прощаясь с Матёрой. В. Распутин уверен: «Все, что живет на свете, имеет один смысл – смысл службы» [5, с. 244]; он склонен разделить ироническую фразу Дарьи о человеке-царе природы: «Поцарюет, поцарюет, да загорюет» [5, с. 297].
Выявлению авторской позиции в духовно-нравственном вопросе способствуют образы-символы: Хозяина острова и «царского лиственя». Художественные символы В. Распутина выступают как средство эстетической выразительности. В отличие от метафор, они многозначны, не зачеркивают литературные образы, наоборот, способствуют более яркому раскрытию идейно-тематического содержания книги. Отметим, что символ в искусстве всегда имел и имеет особо важное значение, ведь всякий поэтический образ условен, хотя бы потому, что в единичном воплощает общее. Символы повести не поддаются дешифровке простым усилием мысли читателя, неотделимы от образной структуры произведения, тем более не существуют как некая рациональная формула, с помощью которой можно обогащать или, напротив, обеднять литературные типы, конфликты и ситуации; в конечном результате они направлены на создание в произведении выразительной и целостной картины мира через воспроизведение частного явления бытия или индивидуального качества человеческого характера.
Основной задачей нравственного воспитания является «воспитание нравственного самосознания ребенка в ситуациях выбора; формирование нравственной позиции по отношению к детям и взрослым другого пола, возраста, национальности; выработка объективной самооценки, самоограничения» [7, с. 166]. Рассмотрение возможностей осуществления нравственного воспитания очень актуально на примере изучения рассказа В. Распутина «Прощание с Матёрой», т.к. символический образ дает ключ к правильному осмыслению заключительных условных сцен книги – потеря Павлом и его спутниками острова Матёры, а также сцены пробуждения персонажей в бараке Богодула. Ведь Хозяин давно чуял: «…здесь, в Матёре, и достанет наконец Богодула смерть, что живет он, как и Хозяин тоже, последнее лето» [5, с. 246]. Смысловая структура сказочного образа многослойна и рассчитана на активное читательское восприятие, соотнесение символа не только с образной системой книги, но и с композицией произведения.
Объективную суть реального мира, но не его индивидуальное представление, передает символ «царского лиственя». Рос он на Матёре, «могуче и властно стоял на бугре в полверсте от деревни, заметный почти отовсюду и знаемый всеми» [5, с. 347], – пишет автор. Многое перевидел и пережил этот гигант. Слыло среди людей поверье: «царским лиственем» «крепится остров к речному дну, к одной общей земле, и покуда стоять будет он, будет стоять и Матёра» [5, с. 347]. Трижды (чувствуется сказочный мотив) покушались на его жизнь поджигатели, трижды выдерживал он тщетную осаду людей, пытавшихся сжечь, срубить и уничтожить гордое творение природы. Уставшие и озлобленные, люди ушли ни с чем, а он продолжал стоять непокорный, властвуя над всей округой, где уже ничего не оставалось.
Символ В. Распутина – словесный знак, частная разновидность художественного образа и универсальная эстетическая категория, раскрывающая сущность изображаемого через сопоставление литературного образа со смежными многообразными проявлениями реальной действительности или человеческими лицами. В символе, зачастую с помощью иронии, всегда наличествует скрытое сравнение с явлением реальной жизни или ее истории, он помогает глубоко осмыслить идейный пафос книги, приближает к читателю любимых героев писателя, способствует раскрытию их внутреннего мира. Одновременно «<…> ирония предстает как важное средство художественного обобщения действительности, как форма интеллектуального освоения материала» [6, с. 136].
Итак, форма воспитательного процесса – это доступный внешнему восприятию образ взаимодействия детей с педагогом, сложившийся благодаря системе используемых средств, выстраиваемых в определенном логическом обеспечении метода работы с детьми. Для осуществления нравственного воспитания можно использовать как классно-урочную форму, тесно переплетая элементы нравственного воспитания с материалом, рассматриваемым на уроке, так и внеклассную. Нравственному воспитанию может способствовать такое средство, как книга, которая развивает морально-волевую сферу, содействует формированию единства сознания и поведения, с помощью книги можно прививать любые нравственные нормы. Литература на экологические темы, как правило, находила своего читателя, поскольку отличалась остросюжетностью, высокой художественностью, ярким и выразительным языком.