Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

PROBLEMS OF THE MORAL EDUCATION STUDENTS AT THE LITERATURE LESSONS (ON THE EXAMPLE OF V. RASPUTIN’S NOVEL «FAREWELL TO MATERA»)

Petishev А.A. 1 Klimina Yu.E. 1
1 Birsky branch FSEI HE «Bashkir State University»
The article is devoted to the problems of moral education of students in literature classes. Among the authors reveal in his work as a moral as well as social and philosophical reflection of reality, is the name of Rasputin. For example, his novel «Farewell to Matera’ consistent development of the basic conflict of the human community with the environment – an inadequate, incorrect behavior pattern as a result of an ignorant and sometimes vicious orientation obtained by education. The psychological aspect of the confrontation of the hero with the environment is no less important, since the inner microcosm determines not only the actions of the character, but also affects the formation of the leading storyline. You are a phenomenon the author’s position and ideological pathos story contribute images and symbols. Artistic symbols of Rasputin act as the means of aesthetic expression. Unlike the metaphors, they are many-valued, do not cross out the literary images, on the contrary, contribute to a brighter disclosure of the ideological and thematic content of the book.
moral education
ecology
the environment
education
school
high school
literary landscape
philosophical and pedagogical views of V. Rasputin

Одной из важных проблем современной школы в осуществлении нравственного воспитания является ответ на вопрос: что такое «нравственность»? Нравственное воспитание – это одна из форм воспроизводства, наследования нравственности в обществе. Термин «нравственное воспитание» употребляется также в узком значении. Это, прежде всего, «<…> обучение нормам общественного приличия. В этом случае речь идет о принятых в данной культуре формах поведения индивида в различных ситуациях: от поведения за обеденным столом до ритуалов почитания богов» [1, с. 169]. Нравственные предписания приучают человека как бы смотреть на себя со стороны и самокритично вырабатывать уважение к себе и другим. Достойное поведение и хорошие манеры, то, что именуется воспитанностью, культурностью, еще нельзя назвать нравственностью, но является необходимой ее составляющей.

Главная цель образования в школе – развитие высоконравственной, гармоничной, физически развитой и духовно здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению. Это позволяет каждому учителю участвовать в духовном становлении своих учеников. Русская литература – это предмет, позволяющий на каждом уроке уделять внимание вопросам духовно-нравственного воспитания учащихся.

Под духовно-нравственным воспитанием понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма), нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости), нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний), и, наконец, нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

Перед учителем-словесником сегодня стоит актуальная задача воспитывать у школьников духовно-нравственную культуру, основывающуюся на сознании неразрывной связи человека с окружающей средой, на формировании у него ответственного отношения к природе. Это очень сложный и длительный процесс, в то же время необходимый, так как будущее планеты зависит от того, насколько глубоко у детей будут воспитаны эти качества. Следовательно, основная задача учителя – вводить в рамках духовно-нравственного воспитания экологический материал в разные типы уроков, поскольку на любом уроке решаются образовательные, развивающие и воспитательные задачи, поэтому он дает больше возможности для формирования у школьников умения сопереживать всему живому: растениям, птицам, животным, человеку.

В ряду авторов, раскрывающих в своем творчестве духовно-нравственное и социально-философское отражение действительности, стоит имя В. Распутина. В его повести «Прощание с Матерой» последовательно развиты основные идейно-тематические коллизии романа Л. Леонова «Русского леса». «В произведении доминирует идея возрождения природы, но не ее завоевания. Автор и герои убеждены: настало время охранять природу от безрассудных посягательств людей, строить отношения с ней на основе выверенных научно-обоснованных подходов; пришла пора отказаться от антропоцентрического мышления человека в пользу ноосферного» [4, с. 926]. В повести В. Распутина рассказывается о событиях, заурядных в наше время. На Ангаре заканчивается строительство крупной ГЭС, совсем скоро прибывающая вода безвозвратно поглотит 70 деревень. Они исчезнут с лица земли, превратившись в тлен, станут ложем водохранилища. Под воду уйдут сотни и сотни крестьянских дворов с некогда теплыми и уютными домами, тысячи гектаров обихоженной, выхоленной мужицким трудом, потом и кровью земли, дававшей с незапамятных времен крестьянской семье хлеб и картошку, мясо и молоко – все необходимое для пропитания. Под водой окажутся кладбища, где похоронены предки, близкие и любимые люди; со временем, с горечью осознают герои книги, исчезнет память о доме и земле, а с ней и прошлое.

Судьба одной деревни особенно волнует писателя – судьба Матёры, расположенной на острове с одноименным названием. Это опрятная и прочная деревенька, которая более трехсот лет стоит на красивом острове, богатом плодородной землей. Она тоже оказалась в русле искусственного водохранилища, и сразу же после уборки урожая будет заполнена. Рассказ о людях Матеры, их будничной жизни, радостях и тревогах, исследование психологии людей, переселяющихся на новые места, глубокие раздумья автора о человеке, времени и земле и составили идейно-композиционный стержень повествования.

Для В. Распутина мотив затопления и переселения деревень, оказавшихся в зоне строительства гидроэлектростанций, не новый. Он разрабатывался писателем в произведении «Вниз и вверх по течению». «Прощание с Матёрой» – новое освещение старой темы. В повести довлеют трагические нотки, но развиваются они на фоне жизнеутверждающей деятельности людей, облагораживающих географию края. Произведение богато философскими раздумьями автора. Непримиримые противоречия между старым, представленным главной героиней Дарьей и другими старожилами Матёры, и новым в лице невидимой и неведомой для селян гигантской стройки породили острый сюжетный конфликт, вызвали неординарные авторские размышления, а также разноречивые толки литературной критики об интересной повести сибирского писателя – В. Распутина.

Говоря о нравственном воспитании, на уроке могут быть рассмотрены следующие вопросы: Каково отношение литературных героев к происходящим событиям? Как они воспринимают и переживают предстоящее затопление деревни и острова? В книге персонажи делятся на несколько групп: к первой относятся непримиримые и безутешно скорбящие (Дарья, Катерина, Настасья и др.); вторую составляют герои, сожалеющие о предстоящей потере, но смирившиеся с судьбой (Павел – сын Дарьи, другие односельчане среднего возраста); третью представляет молодое поколение матёринцев в лице внука Дарьи – Андрея, тяготеющего к новой жизни, но привязанного к старому укладу множеством нитей; наконец, к четвертой относятся персонажи черствые, равнодушные к грядущему (Петруха, Клавка)…

Нравственность – осознание, принятие и выполнение положительных духовных и душевных качеств. 80-летняя Дарья – авторский идеал. Она с болью в сердце принимает новые жизненные обстоятельства, уничтожающие прошлое, не смирилась и не смирится с переездом в новый совхозный поселок. Ее характер воинствующий. Она убеждена и по опыту знает, что «старые деревья» нельзя пересаживать. Но стариков увозят «на чужбину», нанося им неизлечимые душевные раны. «Всем теперь туды дорога, – говорит Дарья. – Только успевай, господь, прибирай» [5, с. 211]. Подтверждением ее слов, считает героиня, стала судьба деда Егора, умершего в поселке сразу же после переезда с острова.

Поступки Дарьи, начиная с «кладбищенского сражения» с поджигателями и заканчивая последней сценой – ночевкой в бараке Богодула в канун затопления, – говорят о решительной непримиримости героини. С интересом читаются страницы, рассказывающие о последних часах пребывания старушки в родном доме: побелена, помыта, прибрана, как покойник, изба, повешены занавески, даже постелен коврик, который многие годы лежал у двери. Властно и непререкаемо воспринимаются ее слова, обращенные к мужчине, привычно исполнявшему грязную работу: «Завтри и поджигай, поджигатель, – остановила его сверху Дарья суровым судным голосом. – Но только не ране вечеру. А щас марш отсель, твоей тут власти нету. Не мешай. И завтри, слышишь, и завтри придешь поджигать – чтоб в избу не заходил. Оттуль поджигай. Избу чтоб мне не поганил. Запомнил?» [5, с. 354].

По словам литературоведа В. Петишевой, «Психологический аспект противоборства героя со средой не менее важен, поскольку внутренний микромир определяет не только поступки персонажа, но и влияет на формирование ведущей сюжетной линии» [2, с. 242]. Замечательная черта характера свойственна героине В. Распутина. Дарья – труженица, напоминающая некрасовскую Дарью из поэмы «Мороз, Красный нос». Она, сколько помнит себя, – в работе. Потеря работы для нее – равносильна погибели: «Без дела… человек жить не может. Тут ему и конец» [5, с. 322], – часто говорит она.

Нравственное воспитание – это систематическое формирование у человека знаний о нравственном и безнравственном, о добре и зле, о хорошем и плохом, помощь в эмоциональном переживании нравственных ценностей, чтобы те стали личностно значимыми для воспитанника. Павел, как и его мать, много думает о предстоящих переменах, как с незаживающей раной, смирился с ними. (От перемен никуда «не деться», «Ни от него, ни от кого другого это не зависит», «Надо – значит надо»). Он перебрался в новый поселок, будто в далекую Америку, часто с волнением приезжает на Матёру и, странное дело, чувствует себя здесь легко и свободно: не то, что на том берегу: «Дом у него здесь, а дома, как известно, лучше».

В отличие от матери, поглощенной заботами и думами о спасении прошлого, он много размышляет о настоящем, оценивает происходящие события, людей, их поступки. Он видит хорошие перемены: государство построило для переселенцев дома со всеми удобствами, люди обеспечены работой, хлебом; жизнь в поселке со временем потечет не хуже, чем на старом месте. Но его пугают изъяны новой жизни, бесхозяйственность и расточительство, встречающиеся повсеместно: поселок возводили плохо, «смотрели только, как легче построить, и меньше всего думали, удобно ли будет жить»; земля вокруг очень бедная, а потому гектар обыкновенной пашни после обработки превращался в «золотой» от ухлопанной в него уймы денег; дома в поселке без погребов и ям, а без них мужику непривычно и голодно… Павла пугало, что молодые люди живут без оглядки, не задумываясь над заботами дня, теряют тягу к крестьянскому труду. И сам он чувствовал какую-то оторванность от нужного дела. Конечно, жить стало легче. «Только при этой облегченности, – рассуждал Павел, – и себя чувствуешь как-то не во весь свой вес, без твердости и надежности… какая-то противная неуверенность исподтишка точит и точит…» [5, с. 267].

Мораль – основная категория нравственного воспитания, т.о., мораль – это те нормы, принципы, правила поведения людей, которые предписывает человеку общество. Однако следует разграничивать понятия «нравственность» и «мораль». Мысленно Павел и другие герои повести, а вместе с ними автор как бы спрашивали, беспокойно взирая на полуогорожаненного, уродливо деформированного мужика, на оброненные в безрассудной людской спешке, забытые и отчасти потерянные крестьянские обычаи и традиции: «Что мы обретаем в этой искусственной псевдокомфортной мимикрии? Кому нужны и выгодны самоуспокоенность и самообман в сельском хозяйстве, граничащие с преступной беспечностью? Кто виноват в том, что пахарь не в полной мере чувствует на себе благодатную земляную власть, которую еще вчера ощущал твердо и зримо, ежечасно?». Главному персонажу свойственно думать и рассуждать не только о настоящем, но и о прошлом – крестьянской истории и современной жизни, взаимосвязях города и деревни, о работящей натуре мужика, извечно выращивающего самый насущный продукт человеческого существования.

Андрею – сыну Павла – предстояло выбрать свою дорогу в жизнь, поэтому думы его больше о будущем. Он уволился с завода, собирается работать на стройке ГЭС (по словам Дарьи, будет пускать воду на Матёру). Он уверен, что там, где трудно, должны быть молодые; на стройке – главный фронт работы, все остальное сегодня – второстепенно. Отец и бабушка уговаривают Андрея не порывать связи с землей и крестьянским трудом. Веские аргументы старших, которые не принимает, а отчасти и не понимает юноша, звучат так: «Мать, ежели она одного ребенка холит, а другого неволит, – худая мать», – растревоженно говорит Дарья. Павел подводит итог беседы с сыном следующей фразой: « Вот это-то, парень, и плохо, что в одном месте мы требуем работать получше, а в другом считаем, что можно как попало» [5, с. 288]. Андрею жаль деревеньку, в которой он вырос, но его тянет к новой жизни, в шумный город, к молодежи. «Много ли толку от этой Матёры?» – заявляет он. И здесь же: «Жалко Матёру, и мне тоже жалко, она нам родная…» [5, с. 288]. Как бы то ни было, с прошлым Андрей связан непрочно.

Людей, безучастных к судьбе острова и деревеньки, в книге больше, с ними мы видимся на протяжении всей повести. Мужики, проводящие санитарную чистку кладбища, и поджигатели; председатель сельсовета Воронцов, забывший в текучке дел главное – людей; облаченный в сухие административные полномочия и циркуляры Жук; орда городских, шумных, драчливых и часто пьяных людей, нахлынувших на Матёру по случаю уборки урожая – все это характеры безликие, безучастные, временные в деревне. «Конфликт между героями-антиподами древни как мир, их столкновения абстрактны по причине своей извечности, но и конкретны, поскольку соотнесены в тексте с определенным этапом развития общества» [4, с. 237]. Петруха и Клавка (с художественной точки зрения образы полноценные) прожили на острове многие годы, но им, как ни странно, Матёра опротивела и опостылела. Клавка, обращаясь к бабе Дарье, так определила свое отношение к острову и деревне: «Давно пора сковырнуть вашу Матёру и по Ангаре отправить» [5, с. 295], «Мне вот уже тошно в вашей занюханной Матёре…» [5, с. 296]. Под стать Клавке непутевый Петруха, отменный дармоед, эгоист и пьяница, нашедший в конце повести занятие по душе: он за определенную плату поджигал избы односельчан, переезжающих в новые дома. Расхваливая свою жизнь и занятие, он вызывающе говорил: «Сытно, пьяный и нос в табаке…». Дарья так отозвалась о людях перекати-поле: «Тут не приросли и нигде не прирастете, ничё вам не жалко будет. Такие уж вы есть … обсевки» [5, с. 296]. К земле людей привязывает труд, а если человек не трудился должным образом, то ему не сложно начинать жизнь на новой земле, не больно бросать насиженное место. «Нас с землей-то первым делом оне, труды, роднят» [5, с. 299], – мудро заметил Афанасий.

Уроки литературы наиболее благоприятны для осуществления нравственного воспитания. Произведения, входящие в школьную программу, содержат материал, способствующий духовному развитию личности. Важную идейную функцию в социально-философской повести выполняет образ автора. Вопрос, нужно или не следует строить ГЭС, в книге не обсуждается. ГЭС нужна людям, как сказал Павел: «Об этом спору нету» [5, с. 288]. Писателя занимают, в первую очередь, люди (может быть, вообще люди, без индивидуального портрета и внешности, без личностных манер и привычек), их поступки, психология и мораль; он много размышляет о происходящем вокруг. Автор сожалеет вместе с близкими героями об утрате, снова и снова говорит о потерях былого, он грустит, прощаясь с Матёрой. В. Распутин уверен: «Все, что живет на свете, имеет один смысл – смысл службы» [5, с. 244]; он склонен разделить ироническую фразу Дарьи о человеке-царе природы: «Поцарюет, поцарюет, да загорюет» [5, с. 297].

Выявлению авторской позиции в духовно-нравственном вопросе способствуют образы-символы: Хозяина острова и «царского лиственя». Художественные символы В. Распутина выступают как средство эстетической выразительности. В отличие от метафор, они многозначны, не зачеркивают литературные образы, наоборот, способствуют более яркому раскрытию идейно-тематического содержания книги. Отметим, что символ в искусстве всегда имел и имеет особо важное значение, ведь всякий поэтический образ условен, хотя бы потому, что в единичном воплощает общее. Символы повести не поддаются дешифровке простым усилием мысли читателя, неотделимы от образной структуры произведения, тем более не существуют как некая рациональная формула, с помощью которой можно обогащать или, напротив, обеднять литературные типы, конфликты и ситуации; в конечном результате они направлены на создание в произведении выразительной и целостной картины мира через воспроизведение частного явления бытия или индивидуального качества человеческого характера.

Основной задачей нравственного воспитания является «воспитание нравственного самосознания ребенка в ситуациях выбора; формирование нравственной позиции по отношению к детям и взрослым другого пола, возраста, национальности; выработка объективной самооценки, самоограничения» [7, с. 166]. Рассмотрение возможностей осуществления нравственного воспитания очень актуально на примере изучения рассказа В. Распутина «Прощание с Матёрой», т.к. символический образ дает ключ к правильному осмыслению заключительных условных сцен книги – потеря Павлом и его спутниками острова Матёры, а также сцены пробуждения персонажей в бараке Богодула. Ведь Хозяин давно чуял: «…здесь, в Матёре, и достанет наконец Богодула смерть, что живет он, как и Хозяин тоже, последнее лето» [5, с. 246]. Смысловая структура сказочного образа многослойна и рассчитана на активное читательское восприятие, соотнесение символа не только с образной системой книги, но и с композицией произведения.

Объективную суть реального мира, но не его индивидуальное представление, передает символ «царского лиственя». Рос он на Матёре, «могуче и властно стоял на бугре в полверсте от деревни, заметный почти отовсюду и знаемый всеми» [5, с. 347], – пишет автор. Многое перевидел и пережил этот гигант. Слыло среди людей поверье: «царским лиственем» «крепится остров к речному дну, к одной общей земле, и покуда стоять будет он, будет стоять и Матёра» [5, с. 347]. Трижды (чувствуется сказочный мотив) покушались на его жизнь поджигатели, трижды выдерживал он тщетную осаду людей, пытавшихся сжечь, срубить и уничтожить гордое творение природы. Уставшие и озлобленные, люди ушли ни с чем, а он продолжал стоять непокорный, властвуя над всей округой, где уже ничего не оставалось.

Символ В. Распутина – словесный знак, частная разновидность художественного образа и универсальная эстетическая категория, раскрывающая сущность изображаемого через сопоставление литературного образа со смежными многообразными проявлениями реальной действительности или человеческими лицами. В символе, зачастую с помощью иронии, всегда наличествует скрытое сравнение с явлением реальной жизни или ее истории, он помогает глубоко осмыслить идейный пафос книги, приближает к читателю любимых героев писателя, способствует раскрытию их внутреннего мира. Одновременно «<…> ирония предстает как важное средство художественного обобщения действительности, как форма интеллектуального освоения материала» [6, с. 136].

Итак, форма воспитательного процесса – это доступный внешнему восприятию образ взаимодействия детей с педагогом, сложившийся благодаря системе используемых средств, выстраиваемых в определенном логическом обеспечении метода работы с детьми. Для осуществления нравственного воспитания можно использовать как классно-урочную форму, тесно переплетая элементы нравственного воспитания с материалом, рассматриваемым на уроке, так и внеклассную. Нравственному воспитанию может способствовать такое средство, как книга, которая развивает морально-волевую сферу, содействует формированию единства сознания и поведения, с помощью книги можно прививать любые нравственные нормы. Литература на экологические темы, как правило, находила своего читателя, поскольку отличалась остросюжетностью, высокой художественностью, ярким и выразительным языком.