Современный дизайн находится в процессе становления и постоянно меняет фронт задач. Менее чем за три века он прошел путь от дизайна отдельных вещей до дизайна виртуальной среды. На этом пути менялись функция и значение дизайна в жизни человека, стилевые направления, проектные парадигмы, совершенствовались композиционные решения.
Посредством дизайна создаются новые социальные ценности, осуществляется взаимосвязь человека и искусства. Внедрение более эффективных форм дизайн-деятельности способствует не только созданию личного комфорта, но и оптимизации любого производственного процесса.
Целью данной статьи является оценка востребованности и перспектив развития нелинейного формообразования в архитектуре и дизайне различных пространств.
Материалы и методы исследования
Объектом исследования является нелинейное формообразование. В работе использовались: историко-графический и сравнительный анализ существующего зарубежного и отечественного опыта проектирования различных объектов дизайна и архитектуры. Изучалась история и предпосылки смены проектных парадигм, а также анализировались мнения мэтров дизайна и сравнительно молодых его представителей о перспективах развития нелинейного формообразования.
Результаты исследования и их обсуждение
Нелинейное формообразование в дизайне тесно связано с развитием идеи нелинейности в архитектуре и появлением понятия «нелинейная архитектура». Однако, в соответствии с И.А. Добрицыной [6], нелинейность в архитектуре – не обязательно внешнее проявление сложных криволинейных форм, а прежде всего особая техника моделирования, ориентированная на нелинейные процессы в саморегулирующейся, эволюционирующей системе. Применительно к дизайну речь будет идти именно о нелинейных, сходных с природными, формах.
Безусловно, и в прежние времена, например в эпоху модерна, проявлялись импульсы формообразования, идущие от природных форм. Но тогда эти идеи рождались в рамках предметного дизайна, сосредоточенного на совершенствовании отдельных вещей или их комплексов в «пустоте» дискретного и независящего от времени пространства. Т.е. такой дизайн был призван вносить гармонию в мир, модель которого соотносится с картезианской философской и научной парадигмой. Время в такой модели мира линейно, однонаправлено и необратимо. Дизайн-проектирование основано на внешней отстраненной позиции проектировщика [30].
Сегодня речь идет о художественном освоении новейших мировоззренческих идей в рамках средового подхода к дизайн-проектированию. Примерно к началу 80-х гг. прошлого века в дизайне активно утвердилась новая профессиональная идеология, новый взгляд на объект дизайн-деятельности. Он состоит в том, что объект дизайна представляется уже не как отдельная, изолированная в пространстве вещь или даже очень сложный комплекс вещей, а как целостный фрагмент действительности – предметно-пространственная среда, которая не существует без человека, его осваивающей деятельности. Соответственно единицей проектирования становится уже не отдельная вещь или ансамбль вещей, а поведенческая ситуация [21], т.е. поведение человека – его настроения и эмоции – в непрерывном, слитном, диффузном пространстве. Т.о., при средовом подходе в дизайн-проектировании задействованы и люди, и вещи, и взаимодействия между ними [24].
Из вышеизложенного выявляются две основные мотивации активного внедрения нелинейных форм в современный дизайн: 1 – историческая обусловленность (развитие научных представлений и смена проектных парадигм); 2 – воздействие среды обитания человека (интерьеров жилых или общественных пространств) на его настроение. Остановимся подробнее на каждой из этих мотиваций, анализируя различные литературные источники.
1. Эволюция архитектурного сознания и развивающегося параллельно с архитектурой дизайна тесно связана с динамическими процессами в производстве, науке и философии. Сложность современного периода развития человеческого общества во многом обусловлена взрывным, импульсивным характером процессов, вызванных результатом третьей научно-технической революции (НТР) (В разных литературных источниках хронология НТР 20 в. неодинакова. Иногда в этом столетии выделяют третью и четвертую научно-технические революции соответственно середины и второй половины 20 в. [16], иногда – две стадии третьей научно-технической революции по аналогичным временным интервалам [17]). В соответствии с задачами данной статьи основное внимание в ней будет уделено процессам второй половины прошлого столетия и начала 21 в. Этот период будет отнесен ко второму этапу третьей научно-технической революции.
Предпосылки для НТР были созданы научными открытиями первой половины 20 в., в частности, в области ядерной физики и квантовой механики, достижениями кибернетики, микробиологии, биохимии, химии полимеров и, как следствие, возникновением постнеклассической науки и становлением современного миропонимания [26].
В соответствии с развитием науки от классической к неклассической и постнеклассической менялись представления о мире от механистического и квантово-релятивистского вероятностного [3] к пониманию Вселенной как «живого организма», сверхсложной, самоорганизующейся, нелинейной, недетерминированной и эволюционирующей системы [12]. Это понимание сформировалось примерно к 70-м гг. 20 в. Началась новая научная революция, возникла постнеклассическая наука.
НТР имеет всеохватывающий характер, оказывая влияние на все сферы не только экономической жизни, но и на политику, идеологию, быт, духовную культуру, психологию людей. Глубокие качественные изменения претерпевают все виды общественной практики, происходит рождение новых ее направлений. В 20 в. в философии появляется множество неклассических направлений. В искусстве произошла смена стилей: от модернизма в первой половине века к эпохе различных постмодернистских течений во второй.
В последней трети 20 в. произошел сложный перелом архитектурного мышления в области формообразования. Архитекторы стали активно развивать направление, связанное с постижением сложных нелинейных систем [13]. Эта ориентация была подготовлена и современным миропониманием, и возможностями сверхмощных компьютерных технологий. Архитекторы-новаторы находились под сильным влиянием феномена новой нелинейной науки с ее особым взглядом на Вселенную и происходящие в ней процессы. Архитектурное мышление осваивало концепцию сложных эволюционирующих систем, идеи нелинейности, теории сложности, теории хаоса, теории катастроф. Идея нелинейности мира оказалась созвучной идее новой свободной формы. Наметилась уникальная возможность отнестись к архитектурному объекту как к сверхсложной системе, увидеть его как загадочный нелинейный мир. Чтобы стать эффективной, стратегия генерирования архитектуры должна была радикально измениться. Потребовалось изучение и освоение открытий современной физики и космологии, современных методов познания мира. Примерно в это же время, к концу 1980-х, компьютерные технологии, использующие идеи нелинейности, подсказали новую тактику и технику формообразования. Стремление архитектора к свободной форме обеспечили новейшие программы, позволяющие выйти за черту линейности, освоить неевклидово пространство, работать в виртуальном измерении [6].
Нелинейная парадигма из архитектуры пришла в параллельно развивающийся с ней дизайн. К этому обязывала не только необходимость соответствия внутреннего и внешнего облика архитектурных объектов, но и подсознательное предпочтение человеком тех художественно-выразительных решений, которые отвечают эстетическим требованиям сегодняшнего дня.
2. Целью дизайна как феномена современной культуры является содействие повышению качества жизни людей и совершенствование социально-культурных отношений между ними путем формирования гармоничной среды во всех сферах жизнедеятельности людей для удовлетворения всего многообразия их материальных и духовных потребностей [14]. Наибольшее эстетическое удовольствие получается от восприятия предметов и явлений, которые отличаются гармоничностью, завершённостью, соразмерностью, ритмичностью, т.е. в первую очередь совершенством формы [18]. Только сочетание всех отмеченных качеств позволяет создать совершенную, а значит органичную форму. В свою очередь органичность основывается на закономерностях формообразования в природе. «Человек исторически более приспособлен к жизни в сельской местности, поэтому городская среда вызывает в нем стресс» – отмечал профессор Н.Ф. Реймерс [9]. Опасность для человека современных антропогенных воздействий вызвана их принципиальным отличием от природных воздействий, которые имели место сотни тысяч лет. Поэтому очень важно, рассматривая гармонизацию жилой среды, обратить внимание на природные формы. Чаще всего из природы заимствуют строение различных биоформ, пластику растений и животных [20]. Биология, бионика и связанные с ними сферы деятельности дают дизайнерам новое, плодотворное понимание проблем. Дизайнеры должны находить аналогии, используя биологические прототипы и системы дизайнерского подхода, взятые из таких областей, как этология, антропология и морфология.
Человек всегда черпал идеи, наблюдая за природой. Тенденция к разработке форм, близких по виду к натуральным, становится все популярнее в современных дизайне и в архитектуре. «Большинство объектов современной архитектуры составлены из прямоугольников и квадратов – это так надоело» – восклицает известный дизайнер Карим Рашид. «Простейшая геометрия Декарта окружает нас со всех сторон, но формы природы гораздо более многообразны, да и сам человек трехмерен. Искоренить все, что связано с прошлым опытом, преодолеть матрицу двухмерного мира, уйти от коробок и скучных плоскостей, отказаться от диктата прямых углов» – такую задачу ставит этот творец. Поэтому стены и другие объекты в его проектах изгибаются и принимают самые причудливые очертания, словно перетекая друг в друга, и мир преображается [22]. Ретроспективная выставка одной из выдающихся архитекторов современности, уделявшей большое внимание плавным линиям, Захи Хадид в залах Зимнего дворца Государственного Эрмитажа показала, насколько усиливается восприятие исторического интерьера при возникновении в нем объектов нелинейной геометрии [4]. Нелинейное формообразование представлено в работах таких выдающихся архитекторов как Норман Фостер (Великобритания), Хьетиль Торсен (Норвегия), Филипп Старк (Франция), Сантьяго Калатрава (Швейцария), Лиз Анн Кутюр (США) и др. Их идеи воплощены в архитектурных объектах и интерьерах практически по всему миру.
Можно привести множество уникальных, потрясающих примеров нелинейного формообразования. Однако формат статьи не позволяет включить в нее большое количество такого материала, но некоторые из них представлены ниже:
1. Ресторан «Наутилус» в Сингапуре, разработанный бюро Design Spirits [23]. Его необычный дизайн сформирован нелинейными элементами потолка, дугообразными стенами, фантастически изогнутыми пластинчатыми перегородками.
2. Крупный торгово-развлекательный центр в столице Казахстана Астане (архитектор Норман Фостер) считается самым большим шатром в мире и по форме вполне соответствует данному типу постройки [8]. Отдельные ярусы внутреннего пространства выделены криволинейными галереями.
3. Музей Гуггенхайма (автор Френк Гери) – настоящая архитектурная достопримечательность, образец дерзкой конфигурации и инновационного дизайна, обеспечивающий соблазнительный фон для произведений искусства, находящихся в нем [8].
4. «Кривой дом» в польском городе Сопот действительно является кривым и не содержит ни единого ровного места и угла. Построен он в 2004 году по проекту двух польских архитекторов – Шотинского и Залевского. Крыша из эмалированных пластинок напоминает спину дракона. Двери и окна точно так же несимметричны и причудливо изогнуты, что придает дому вид какой-то сказочной избушки [8].
5. Уникален интерьер ресторана «Banq Restaurant» в Бостоне, разработанный компанией Office dA. Стены, потолки и колонны здесь украшены березовыми орнаментами, выполненными в форме волн. Мебель подобрана так, чтобы эффект «волнения» был тотальным [5].
Абсолютное преобладание в различных списках выдающихся архитекторов, представляющих нелинейную архитектуру, зарубежных деятелей связано с безусловным отставанием российского дизайна от мирового уровня в силу целого ряда объективных причин [11]. Тем не менее, дизайн в стране развивается. Благодаря большой образовательной работе в этой области (ТВ, интернет, глянцевые журналы), и у производителей, и у пользователей дизайн-продукции появляются знания о роли нелинейных форм в улучшении эстетики и экологии восприятия окружающего пространства.
Традиционная прямоугольная планировка квартир все еще является более привычной и понятной для большинства людей. Однако появляется понимание того, что новая геометрия пространства позволяет избежать влияния на восприятие прямых углов, замкнутых или узких помещений. Эти воздействия могут вызывать чувство опасности, паники, клаустрофобии и пр. [15]. Все чаще собственники идут на эксперименты с пластикой пространства, отказываясь от прямых углов и строго перпендикулярных и ровных плоскостей. В некоторых квартирах сейчас имеются стены необычной конфигурации. Дизайнеры предлагают подчеркнуть изогнутую форму такой стены при помощи отделки на потолке, а также повторить изгибы на полу с помощью контрастной плитки [2].
Сложны, пластичны и разнообразны дизайн-проекты архитектурного бюро Антона Надточего и Юлии Бутко «Атриум» [28]. Для организации заданных пространств авторы выявляют оптимальные формы, анализируя в первую очередь такие качества, как неоднородность, взаимоинтегрированность частей, их пересечение и взаимодействие, многослойность, текучесть и пр. В итоге часто перекрытия переходят в стену, а стена в потолок, уходит прямолинейность, появляются артистичные, художественные, близкие к природе формы.
Интересен, на наш взгляд, проект приморского океанариума, разработанный «Приморгражданпроектом» в соавторстве с тайваньской компанией Huang’s Green Country Industrial Co. Ltd. Океанариум – это не только развлекательный проект, но и научно-образовательный центр, занимающийся исследованием океана и его обитателей. Назначение данного сооружения предопределило бионическую «морскую» образность: здание похоже и на синюю волну, и на гигантскую раковину моллюска [25].
Формотворчество, согласно И.А. Добрицыной [6], является сутью архитектуры (полагаем и дизайна). Присоединяясь к этому мнению, А. Надточий добавляет [25], что искусство работы с формой в масштабе интерьера, здания или города – главный критерий оценки ее художественного качества. Несмотря на востребованность и перспективы развития нелинейного формообразования, нелинейность не может быть самоцелью. Первым критерием целесообразности ее использования является функциональность: усиление эмоционального воздействия; решение проблем экологии восприятия в том числе необходимость нивелировать негативное восприятие отдельных конструктивных элементов; необходимость оптимизации производственного процесса и т.д. [7, 8, 18, 27, 29, 32]. В то время как приемлемость органических форм в интерьерах объектов развлекательной архитектуры не вызывает сомнений [10], использование их в жилых помещениях требует, по мнению автора, предварительного выявления принципов такого использования с точки зрения синергетического подхода, акцентирующего внимание на согласованности взаимодействия частей при образовании целого [31]. В данном случае речь должна идти о взаимодействии линейных и нелинейных форм, выявлении условий совместимости нелинейности различных элементов (пола, потолка, стен, арт-объектов) конкретного пространства, оценке влияния нелинейности разных элементов интерьера на его гармоничность. В итоге таких исследований могут выявиться принципы оптимального использования нелинейных форм в интерьерах жилых помещений.
Важными предпосылками развития и внедрения нелинейного формообразования в архитектуру и дизайн являются современные компьютерные технологии, новые материалы и практически безграничные технологические возможности. Одной из самых инновационных цифровых технологий современности является трехмерная печать. Со времени своего возникновения за период около полувека цифровые 3D-печатные технологии достигли высочайшего уровня развития, проникая почти во все сферы деятельности человека [19]. В дизайне интерьера с помощью 3D-печати можно реализовать самые сложные неэвклидовы замыслы и добиться наилучшей художественной выразительности объектов реализации.
Заключение
Профессионализация дизайн-деятельности в России в значительной степени связана с внедрением нелинейного формообразования, соответствующего современному миропониманию и стремлению человека к преобладанию в среде его обитания более экологичных природных воздействий. Из накопленного мирового и отечественного опыта следует, что нелинейное формообразование в архитектуре и интерьерах объектов развлекательной архитектуры безусловно приемлемо. Но внедрение его в жилых помещениях требует выработки основных принципов такого использования.