В современной культуре возможность сохранения как самой личности, так и всего общества связывают с образованием, базирующемся на духовно-нравственных идеалах и ценностях. Это становится возможным в условиях формирования гармоничного духовно-нравственного мировоззрения, основанного на традиционной культуре, утверждающей необходимость бережного отношения к окружающему миру.
В связи с этим возникла необходимость реализации проекта «На пути к новой России: духовно-нравственный потенциал социально-экологического образования молодёжи». Проект предполагал теоретическое обоснование проблемы формирования экологической культуры молодёжи с учётом духовно-нравственного аспекта, реализацию программы «На пути к новой России: духовно-нравственный потенциал экологического образования молодёжи», издание монографий, настольной книги для педагога «Экологическое образование через сердце»; организацию Школы «Педагогика природолюбия» по экологическому образованию с проведением эколого-психологических и арт-терапевтических тренингов.
В процессе теоретического обоснования исследуемой проблемы раскрыт феномен экологической культуры молодёжи в духовно-нравственном аспекте. Экологическая культура личности в настоящее время является интегративным показателем активной жизненной позиции членов общества и предполагает не только изменение образа жизни, но и духовно-нравственных ценностей, способствующих гармоничным отношениям человека по отношению к природной среде.
Глобальные изменения в социокультурном пространстве затрагивают все аспекты жизнедеятельности человека. В качестве основных причин кризиса экологической ситуации выступают социальные воздействия на окружающую природную среду: быстрый темп преобразования российского общества, переоценка ценностей, критика и непринятие новых идей, технологий. Поэтому неизбежно встаёт вопрос о необходимости формирования у молодежи ценностной системы взглядов на мир и место человека в нем [1, с. 434].
Организация процесса формирования экологической культуры молодёжи в духовно-нравственном аспекте, на наш взгляд, предполагает связь двух составляющих – экологической и духовно-нравственной.
Для духовного действия характерна радость творить благо, а также – свобода, самостоятельность, индивидуальность. Мы разделяем точку зрения учёных, по мнению которых, понятие «духовность» относится к разряду трудноопределяемых, личностно сокровенных. Анализируя трактовки понятия «нравственность» различных философов, культурологов, педагогов, можно отметить, что, в первую очередь, они указывают на личностные потребности в процессе формирования нравственных представлений, раскрывающих внутренний мир индивида. В научных публикациях, в которых затрагиваются вопросы духовности, подчеркивается взаимосвязь духовности и нравственности, так как без нравственных показателей личности немыслимо развитие у нее духовных начал. В связи с этим в последнее время многие исследователи проводят взаимосвязь между понятиями «нравственность» и «духовность» через категорию «духовно-нравственное воспитание» [2, с. 14].
Таким образом, понимание сущности рассмотренных нами понятий «духовность», «нравственность» имеет практическую направленность, так как позволяет осмысленно и творчески организовать процесс формирования экологической культуры молодёжи в духовно-нравственном аспекте. В контексте исследования экологической культуры личности важно положение о том, что современные учёные, связывая понятия «духовность» и «нравственность», указывают на аксиологическую сущность данных категорий [8, с. 97].
В связи с этим необходимо рассмотреть понятие «экологическая культура». Экологические проблемы по своей сути являются проблемами увеличивающегося разрыва человека и природы, нарастающей бездуховности. В качестве ведущей ценности нами определена гармония человека и природы, в соподчинении с ней мы рассматриваем все другие ценности:
– жизнь как ценность выражается в признании человеческой жизни и существовании любого живого существа в природе как величайшего достояния; «благоговение перед жизнью»;
– природа как ценность в ее гармонической целостности с сохранением своих регулятивных сил заключается в ответственном отношении к ней как к среде обитания, а также сохранении и приумножении её богатства;
– добро как ценность выражается в ориентации на нравственный идеал и воплощении такой человеческой добродетели, как доброта по отношению человека к природе;
– красота как ценность заключается в понимании гармонии и прекрасного в природе, её совершенства; ощущении радости и наслаждения при общении с природой [5, с. 51].
Рассмотрев сущность и содержание экологической культуры личности, мы сформулировали определение экологической культуры молодёжи в духовно-нравственном аспекте.
Экологическая культура молодёжи, в духовно-нравственном аспекте – это интегративное качество личности, включающее экологические знания и представления о духовно-нравственных ценностях; потребность заботиться о природе, понимание её многосторонней ценности; экологическое поведение, ориентированное на духовно-нравственные ценности, что обеспечивает гармоничное взаимодействие с природой в системе «человек – общество – природа» [4, с. 87].
Содержание экологической культуры молодёжи в духовно-нравственном аспекте включает следующие взаимосвязанные компоненты: мотивационный (актуализация потребности заботиться о природе; проявление интереса к проблемам взаимодействия человека и природы); когнитивный (система знаний о природе, системных отношениях и взаимосвязях между неживой природой и живой природой, между живыми организмами, между природой и человеком; система представлений об эколого-нравственных ценностях); эмоционально-ценностный (система эмоционально-ценностных отношений к природе, эмоциональная восприимчивость к миру природы и его многосторонней ценности, чувство прекрасного и гармонии с природой); деятельностный (опыт готовности школьников следовать духовно-нравственным ценностям в поведении и система умений оценивать собственное поведение и поведение окружающих с позиции духовно-нравственных ценностей).
Каждый компонент экологической культуры включает экологическую и духовно-нравственную составляющие. Экологическая составляющая – проявление интереса к проблемам взаимодействия человека и природы; система знаний о природе, системных отношениях и взаимосвязях между неживой природой и живой природой; эмоциональная восприимчивость к миру природы и его многосторонней ценности, чувство прекрасного и гармонии с природой; готовность школьников к экологическим поступкам.
Духовно-нравственная составляющая – потребность заботиться о природе; система представлений об эколого-нравственных ценностях; эмоционально-ценностное отношение к природе; готовность школьников следовать духовно-нравственным ценностям в поведении и умение оценивать собственное поведение и поведение окружающих с позиции духовно-нравственных ценностей [5, с. 60]. Основой духовно-нравственного развития личности являются культурные ценности своей малой Родины [7, с. 175]. Региональный культурообразующий компонент определяет компетентностную характеристику экологической культуры.
Таким образом, сегодня феномен экологической культуры, несмотря на многогранность, многозначность данного социально-педагогического явления, имеет особенность, которая заключается в понимании важности и доминировании духовно-нравственной составляющей социально-экологического образования.
Перспективной целью разработанной программы «На пути к новой России: духовно-нравственный потенциал экологического образования молодежи» является содействие формированию экологической культуры школьников.
Задачи программы: личностные (воспитывать эмоционально-ценностное отношение к живым организмам; формировать готовность следовать духовно-нравственным ценностям в природоохранной и созидательной деятельности, умение оценивать своё поведение и поведение окружающих с позиции следования духовно-нравственным ценностям); метапредметные (формировать умения выявлять экологические связи, отношения и противоречия в системе «объект – среда»; оценивать последствия своей деятельности для состояния окружающей среды, безопасности жизни; анализировать жизненные ситуации как экологические; формировать навыки применения формируемых на разных учебных предметах универсальных учебных действий для решения экологических проблем); предметные (развивать представления о взаимосвязи живых организмов с окружающей средой; о коэволюции человека и природы; представления о духовно-нравственных ценностях).
Программа включает: обоснование реализации духовно-нравственного потенциала экологического образования младших школьников; методические материалы, раскрывающие содержание программы и разработку разнообразных форм, методов и технологий её реализации; материалы для диагностики.
Базами исследования явились: Естественнонаучный комплекс Областного дворца творчества детей и молодёжи (ранее – областной детский экологический центр), детский эколого-биологический центр г. Ульяновска, Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, православный лагерь «Русский берег», православный летний лагерь в с. Аксаково Майнского района Ульяновской области.
Был проведён мониторинг по проблеме проекта. Подготовлен пакет диагностических материалов для мониторинга по выявленным критериям сформированности экологической культуры: мотивационный критерий – методика «Интерес к природе» (С.А. Глазачев), наблюдение, анкетирование; когнитивный критерий – тест, направленный на определение полноты и глубины экологических знаний; методика «Эколого-нравственные ценности»; эмоционально-ценностный критерий – методика «Недописанный тезис» (С.С. Кашлев, С.А. Глазачев); вербальная ассоциативная методика «ЭЗОП» (В.А. Ясвин, С.Д. Дерябо); деятельностный критерий – опросник «Я и окружающий мир» (модифицированный вариант опросника Е.П. Авдуевской).
На заключительном этапе работы оценивался достигнутый школьниками уровень сформированности экологической культуры в духовно-нравственном аспекте на основе повторной диагностики, которая затрагивала обозначенные компоненты экологической культуры: мотивационный, когнитивный, эмоционально-ценностный, деятельностный.
Для оценки результативности применялся разработанный нами комплекс диагностических методик, используемый на констатирующем этапе исследования. Статистическая значимость результатов определялась с помощью математической обработки полученных данных (критерий Фишера, коэффициент эффективности по В.П. Беспалько). Сравнительный анализ полученных данных показал положительную динамику формирования экологической культуры: увеличилось количество школьников с эколого-нравственным и знаниево-созерцательным уровнями сформированности экологической культуры и уменьшилось количество учащихся с прагматико-потребительским уровнем экологической культуры [3, с. 131].
В ходе реализации проекта подготовлен и издан комплекс научно-методического обеспечения:
– монография «Экологическая культура младших школьников: духовно-нравственный аспект» (Москва, 2015 г.), в которой рассматривается проблема формирования экологической культуры младших школьников с духовно-нравственной точки зрения. Авторами предложена модель, раскрываются педагогические условия и даны конкретные рекомендации по реализации процесса формирования экологической культуры младших школьников в духовно-нравственном аспекте;
– коллективная монография «На пути к новой России: духовно-нравственный потенциал экологического образования молодежи» (Ульяновск, 2015 г.). В монографии дано теоретическое обоснование духовно-нравственных основ формирования экологической культуры молодёжи. Авторами предложены отдельные педагогические технологии формирования экологической культуры личности: социальное проектирование, эколого-психологические тренинги, арт-терапевтические техники;
– настольная книга (учебно-методическое пособие) для педагога «Экологическое образование через сердце» (Ульяновск, 2015), где дано теоретическое обоснование особенностей экологической культуры как цели экологического образования молодёжи на современном этапе. Представлена авторская программа «На пути к новой России: духовно-нравственный потенциал социально-экологического образования детей и молодёжи», а также материалы по реализации данной программы;
– электронное учебно-методическое пособие «Духовно-нравственный потенциал социально-экологического образования» (Ульяновск, 2015 г.);
– «Экологический альманах» (творческие работы студентов УлГПУ имени И.Н. Ульянова). Задачей сборника было не только обратить внимание студентов на актуальные экологические проблемы, но научить сопереживать, выражать индивидуальную точку зрения.
Теоретическая значимость проекта заключается в том, что проект вносит определённый вклад в общую педагогику, в социальную педагогику в частности. Его результаты обогащают научные представления об экологической культуре молодежи в условиях активного внедрения федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения. Результаты исследования могут служить базой для дальнейшей разработки теоретико-методологических аспектов данной проблемы.
Практическая значимость результатов:
– разработанная модель реализации духовно-нравственного потенциала процесса формирования экологической культуры молодежи, выявленный комплекс педагогических условий, направленный на эффективность данного процесса, могут быть приняты за основу при построении процессов по формированию близких по своей сущности качеств личности;
– практическую ценность будет иметь экспериментально апробированный диагностический инструментарий для определения уровня сформированности экологической культуры молодежи: комплекс диагностических методик, в том числе авторские диагностические методики;
– методические разработки, рекомендации, созданные в ходе исследования, могут использоваться заместителями директоров по учебно-воспитательной работе в образовательных учреждениях, учителями и социальными педагогами в практике образовательных учреждений.
Выполненное нами исследование не претендует на исчерпывающее рассмотрение сложной и многоплановой проблемы социально-экологического образования молодёжи в духовно-нравственном аспекте. Общие выводы по результатам исследования направлены на оказание помощи заместителям директоров по учебно-воспитательной работе в школе, учителям, педагогам дополнительного образования, социальным педагогам в реализации духовно-нравственного потенциала социально-экологического образования молодёжи.
Завершение исследования открывает возможности для новых научных изысканий. В частности, требует дальнейшего исследования проблема подготовки кадров по формированию экологической культуры молодёжи в духовно-нравственном аспекте.