Введение Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) общего образования требует комплексной оценки деятельности образовательных организаций, определения имеющихся дефицитов и их устранения. Это касается реализации всех предметов основной образовательной программы – в том числе предмета «Физическая культура». Наряду с информацией о результатах освоения обучающимися основных образовательных программ, получаемой с помощью процедур Единого государственного экзамена, Основного государственного экзамена, Всероссийских проверочных работ, повышению качества реализации основных образовательных программ общего образования способствует информация о деятельности образовательной организации (в том числе в области создания условий для вовлечения всех участников образовательного процесса в совместное решение образовательных задач).
ФГОС постулируют необходимость участия в проектировании и развитии основной образовательной программы и условий ее реализации не только педагогических работников, но и обучающихся, родителей (законных представителей) и общественности. Соответственно, каждый из перечисленных участников образовательных отношений может внести существенный вклад в совершенствование образовательного процесса.
В рамках обязательного самообследования образовательных организаций (ст. 29 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г., приказ Минобрнауки России «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией» № 462 от 14 июня 2013 г.) одним из объектов внимания является мнение участников образовательных отношений о деятельности организации. Эта позиция позволяет образовательной организации проанализировать, насколько удовлетворены родители, обучающиеся, педагоги тем, как выстроена система работы, насколько тесно осуществляется взаимодействие между участниками образовательных отношений в реализации единой образовательной стратегии.
Независимая оценка качества образования (ст. 95 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г., Методические рекомендации по проведению независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденные заместителем министра образования и науки Российской Федерации 1 апреля 2015 г.) предполагает выявление факторов, влияющих на качество подготовки обучающихся (в том числе применяемых образовательных технологий, методик, приемов обучения, учебно-методических комплексов). Получить информацию о таких факторах не только с позиций внешнего анализа, но и от субъектов самой системы крайне важно для составления объективных представлений о ситуации. Кроме того, в качестве одного из критериев оценки качества образования законодательно закреплена удовлетворенность образовательной деятельностью.
Практика привлечения родителей к принятию управленческих решений, связанных с образованием их детей, и организации опросов родителей с целью учета их мнений постепенно приобретает популярность, но еще не получила широкого распространения. Более того, существует успешный опыт взаимодействия образовательных организаций с родителями по вопросам физического воспитания: например, анкетирование с целью построения программы работы учителя физической культуры с родителями [3]. Однако такой опыт является локальным и представляет собой решение задач отдельных образовательных организаций. Для его масштабирования на системном уровне необходима концептуальная основа и методическое обеспечение.
Настоящая работа направлена на разработку понятийного аппарата и исследовательского инструментария, позволяющего задействовать родителей в совершенствовании реализации предмета «Физическая культура».
В рамках работы проведен индуктивный и дедуктивный анализ отечественных и зарубежных литературных источников (научных и методических публикаций) и нормативно-правовых документов Российской Федерации. На основе анализа выполнена структурная операционализация понятия родительской вовлеченности в физическое воспитание учащихся и разработаны анкеты для родителей, обеспечивающие ее исследование. Проведено два пилотных социологических исследования и логический анализ анкет на основе их результатов. Организована экспертная оценка анкет представителями Экспертного совета по вопросам здоровья и физического воспитания обучающихся при Комитете Государственной думы Российской Федерации по образованию, региональных институтов развития образования, факультетов физической культуры и кафедр физического воспитания и здоровьесбережения образовательных организаций высшего образования. Анкеты доработаны и подготовлены к массовому использованию.
Определение и операционализация понятия родительской вовлеченности в физическое воспитание учащихся
Для определения и операционализации понятия родительской вовлеченности в физическое воспитание учащихся использованы литературные данные, охватывающие два тематических направления:
1) родительская вовлеченность;
2) влияние родителей на физкультурно-спортивную деятельность детей.
Понятие родительской вовлеченности (parental involvement) активно используется за рубежом в прикладных исследованиях, фокусирующихся на проблемах повышения эффективности обучения. Наиболее емкое определение родительской вовлеченности, основанное на мета-анализе публикаций по данной тематике, – «взаимодействие родителей со школой и своим ребенком для достижения ребенком успехов в учебе» [9, p. 741].
Разные авторы относят к родительской вовлеченности различные параметры – от создания комфортной домашней среды, обеспечивающей ребенку поддержку в процессе обучения, до участия в управлении образовательной организацией. Несмотря на различия существующих подходов, составляющие родительской вовлеченности в целом можно разделить на две категории:
1) предполагающие взаимодействие с образовательной организацией (контакт с педагогами, участие в управлении образованием, помощь в организационной работе («добровольчество»), посещение мероприятий и др.);
2) предполагающие взаимодействие с ребенком вне образовательной организации (обсуждение с ребенком вопросов, связанных с обучением, помощь в выполнении домашних заданий, наблюдение за самостоятельными занятиями, организация развивающего досуга и др.) [4].
Первая из представленных категорий близка разработанному в отечественной литературе понятию социального партнерства с семьей, которое предполагает взаимообучение родителей и педагогов, совместное управление образовательным процессом, реализацию совместных проектов и акций, общественно-государственную экспертизу образовательного процесса, профессиональное консультирование [2].
Также некоторые авторы предлагают выделять в качестве отдельного компонента родительской вовлеченности «академическую социализацию» детей – формирование ценностного отношения к обучению, устойчивой внутренней мотивации к занятиям, понимания их значимости для будущего [9].
Выделяются три аспекта родительской вовлеченности: поведенческий (деятельность в образовательной организации и совместная деятельность с ребенком, связанная с учебным процессом), когнитивно-интеллектуальный (стимулирование ребенка к обучению) и личностный (установки по отношению к обучению и ожидания от ребенка). В основе родительской вовлеченности лежат ценности родителей, понимание ими необходимости образования [4; 9].
При этом одним из ключевых факторов, определяющих родительскую вовлеченность, является запрос от ребенка и образовательной организации; это означает в том числе то, что педагоги должны быть ориентированы на взаимодействие с родителями (должны предоставлять родителям полную информацию, приветствовать их участие в деятельности организации и др.). Родительская вовлеченность, соответственно, подразумевает интерес к процессу и результатам обучения и определенное отношение к ним и предполагает информированность об учебном процессе и достижениях ребенка [4].
Положительное влияние родительской вовлеченности на успеваемость ребенка, его академические успехи, адаптацию к образовательной среде и вовлеченность в занятия обусловлено действием трех механизмов: моделирования (проявление интереса к обучению, активное участие в школьной жизни ребенка), подкрепления (внимание, поддержка, поощрение) и руководства (наставления, указания, рекомендации, постановка задач, контроль) [6]. Эффективность различных механизмов зависит от множества факторов; особенности детей служат медиатором родительской вовлеченности [4].
Представления о родительской вовлеченности (в частности, о ее психологических основах и механизмах воздействия) согласуются с концептуальными подходами, описывающими влияние родителей на вовлеченность детей в занятия физической культурой и спортом.
Так, авторы, работающие в данном направлении, сходятся в том, что поддержка родителей является одним из основных факторов, оказывающих влияние на физкультурно-спортивную деятельность детей: она мотивирует к занятиям, формирует представление о собственной компетентности в физической культуре и спорте, служит отдельным источником удовольствия от занятий. Выделяются такие значимые аспекты родительской поддержки, как обратная связь, подкрепление, моделирование поведения и обеспечение возможности заниматься физической культурой и спортом в дополнение к урокам физической культуры [8]. Также в одной из зарубежных теорий предлагается рассматривать следующие пять факторов, связанных с происходящим во взаимодействии с родителями социальным научением детей в области спорта: одобрение и социальная поддержка, демонстрация моделей, выражение ожиданий, поощрение или наказание, контроль поведения и подробные инструкции [10]. При этом значение имеют все типы моделирования, выделенные в теории социального научения А. Бандуры [1]: ролевое (положительный пример родителя, занимающегося спортом), вербальное (пояснения, советы), символическое (использование различных информационных ресурсов – книг, фильмов, телепередач и т.п.). Помимо этого, немаловажную роль играют ожидания и убеждения родителей [8].
Данные закономерности касаются занятий физической культурой и спортом в целом, независимо от характера данных занятий и уровня спортивного мастерства детей. Кроме того, в русле зарубежной спортивной психологии разработано понятие родительской вовлеченности в спортивную карьеру детей и соответствующий опросник PISQ (Parental Involvement in Sport Questionnaire) в модификациях для детей и родителей, включающий четыре диагностические шкалы: активное вовлечение (активность родителей на тренировках), директивное поведение, похвала и понимание, родительское давление [9].
В то же время ни один из подходов не фокусируется на роли родителей в освоении детьми общеобразовательных программ по физической культуре в образовательных организациях.
Для восполнения этого пробела предлагается ввести понятие родительской вовлеченности в физическое воспитание учащихся, объединяющее представления о родительской вовлеченности в обучение в целом и знания о влиянии родителей на физкультурно-спортивную деятельность детей. Уточнение «учащихся» указывает на то, что понятие применимо в системе общего образования.
Родительская вовлеченность в физическое воспитание учащихся может быть определена как совокупность психологических и поведенческих характеристик родителей (законных представителей), сопровождающих их участие в освоении детьми предмета «Физическая культура» и социализации детей в области физической культуры и спорта. Ее можно описать по ряду критериев, охватывающих ее основы, процессуальные особенности и механизмы воздействия на достижения учащихся в области физической культуры (таблица).
Критерии родительской вовлеченности в физическое воспитание учащихся
№ п/п |
Критерий |
Содержание критерия |
1 |
Заинтересованность в физическом воспитании ребенка |
Признание значимости для ребенка физической культуры и спорта в целом и уроков физической культуры в частности; требования к ребенку в области физической культуры и спорта |
2 |
Осведомленность о физическом воспитании ребенка в образовательной организации |
Интерес к урокам физической культуры; информированность о видах деятельности ребенка на уроках |
3 |
Удовлетворенность уроками физической культуры |
Отношение к содержанию, организации и условиям проведения уроков физической культуры (на основе имеющейся информации) |
4 |
Субъективная оценка результативности занятий ребенка на уроках физической культуры |
Наблюдаемые результаты освоения ребенком программы по предмету «Физическая культура» и физкультурно-спортивной деятельности на уроках |
5 |
Ответственность за физическое воспитание ребенка |
Разделение с образовательной организацией ответственности за физическое воспитание ребенка и результаты, достигаемые им на уроках физической культуры; меры, принимаемые для приобщения ребенка к физической культуре и спорту (во взаимодействии с образовательной организацией и с ребенком) |
Каждому критерию соответствует ряд показателей, конкретизирующих их содержание. При этом показатели удовлетворенности уроками физической культуры и субъективной оценки результативности занятий ребенка на уроках демонстрируют мнение родителей о содержании программы по предмету «Физическая культура», оптимальности организационно-педагогических и психолого-педагогических условий обучения, режиме занятий, материально-технической базе образовательной организации. Показатели осведомленности о физическом воспитании ребенка в образовательной организации указывают на активность информационного сопровождения образовательного процесса. Показатели ответственности за физическое воспитание отражают наличие социального партнерства образовательной организации с семьей в физическом воспитании учащихся.
Исходя из этого, исследование родительской вовлеченности в физическое воспитание учащихся способно предоставить систематизированную информацию о реализации предмета «Физическая культура» на уровнях общего образования и указать направления ее совершенствования.
Структура и содержание инструментария для исследования родительской вовлеченности в физическое воспитание учащихся
Для исследования родительской вовлеченности в физическое воспитание учащихся разработана анкета для родителей, раскрывающая каждый критерий через ряд вопросов.
Поскольку принципиальным моментом в физическом воспитании ребенка является его состояние здоровья, предложены анкеты в двух модификациях:
1) для родителей, дети которых занимаются на уроках физической культуры практическими (двигательно-активными) видами физкультурной деятельности без ограничений или с ограничениями, обусловленными отклонениями в состоянии здоровья (относятся к основной, подготовительной или специальной (оздоровительной) медицинской группе для занятий физической культурой);
2) для родителей, дети которых по медицинским показаниям не допущены к занятиям физической культурой на длительный срок и получают на уроках только теоретическую подготовку.
Во вводной части анкет дана краткая информация об исследовании и инструкция по заполнению.
Далее следует блок содержательных вопросов. В их основу положены литературные данные о родительской вовлеченности и влиянии родителей на занятия детей физической культурой и спортом, нормативно-правовые документы, регламентирующие физическое воспитание в общеобразовательных организациях (ФГОС, примерные основные образовательные программы, санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и др.), научные и методические публикации, касающиеся методологии физического воспитания и практик реализации предмета «Физическая культура».
Варианты ответов на содержательные вопросы в разных модификациях анкет согласуются с возможностями физического воспитания детей, обусловленными их состоянием здоровья. Так, в анкете для родителей, дети которых не допущены к практическим видам физкультурно-спортивной деятельности, представлены специфические варианты, учитывающие ограниченные возможности здоровья (например, в рамках оценки удовлетворенности уроками предложены такие недостатки уроков, как ориентация на физическую подготовку здоровых детей без внимания к детям, имеющим противопоказания к занятиям, и акцент на самостоятельное выполнение ребенком теоретических заданий без взаимодействия с учителем физической культуры и остальными учащимися).
Использованы линейные вопросы нескольких типов: дихотомические, альтернативные, поливариантные, шкальные (с использованием цифровых и словесных шкал). Различные показатели родительской вовлеченности в физическое воспитание учащихся заложены в отдельные вопросы или варианты ответов на поливариантные вопросы. Многие поливариантные вопросы являются полузакрытыми, т.е. дают возможность написать собственный вариант ответа; это позволяет получить дополнительные сведения, расширяющие представление о родительской вовлеченности и проблемах, существующих в образовательных организациях.
В заключительной части анкет приведены функциональные вопросы, обеспечивающие получение демографической информации (регион проживания; местоположение образовательной организации, где учится ребенок – город или сельская местность; класс и пол ребенка; возраст и пол родителя; социальный статус семьи; количество детей в семье).
Анкеты адаптированы для проведения электронного анкетирования: на основе сервиса Google Формы создана электронная опросная форма, включающая обе модификации анкет. Общая вводная часть содержит, помимо информации об исследовании и инструкции, вопрос-фильтр «К какой медицинской группе для занятий физической культурой относится Ваш ребенок?», перенаправляющий к нужной модификации. Также возможно раздаточное анкетирование: для каждой модификации разработан отдельный бланк.
Заключение
Исследование родительской вовлеченности в физическое воспитание учащихся решает две задачи. С одной стороны, оно показывает, в какой мере родители способствуют приобщению детей к физической культуре и спорту в период получения ими общего образования. С другой – оно предоставляет чрезвычайно важные сведения о реализации предмета «Физическая культура» и деятельности образовательных организаций в области физического воспитания от самих субъектов образовательных отношений («взгляд изнутри»): оценки родителей указывают на системные недостатки, устранение которых необходимо не только для повышения качества деятельности образовательных организаций, но и в интересах модернизации российского образования и перехода на образовательные стандарты нового поколения в целом.
Разработанный инструментарий позволяет получить необходимую информацию как для управления деятельностью отдельно взятой образовательной организации (если исследование проводится локально), так и для совершенствования системы образования региона, а также для модернизации системы физического воспитания обучающихся в едином образовательном пространстве Российской Федерации. Кроме того, социологические исследования среди участников образовательных отношений (в частности, родителей), согласно логике Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, должны сопровождать процесс разработки и совершенствования стандартов каждого уровня образования, изменения примерных основных образовательных программ по учебным предметам, что сейчас и осуществляется. В частности, инструментарий использован в рамках Всероссийского социологического исследования вовлеченности обучающихся в занятия по предмету (дисциплине) «Физическая культура», организованного Российским университетом дружбы народов в рамках проекта Минобрнауки России в феврале – марте 2016 года. По результатам исследования подготовлены информационно-аналитические материалы, описывающие актуальное состояние реализации предмета «Физическая культура» и выявляющие проблемы, характерные для образовательных организаций на всей территории Российской Федерации.
Анализ полученных с помощью разработанного инструментария данных позволит принять системные меры по повышению вовлеченности обучающихся в учебные занятия, усилению партнерства семьи и школы в совместном решении воспитательных задач, разработке и реализации каждым обучающимся своей траектории образования и социализации, что в итоге способно улучшить качество образования. Эта информация должна давать основания как для корректировки структуры образовательных программ (безусловно, с учетом существующих на данный момент представлений об обязательных составляющих научной и функциональной грамотности гражданина Российской Федерации), так и для оптимизации требований к реализации образовательных программ.
Работа выполнена в рамках проекта Министерства образования и науки Российской Федерации «Исследование реализации предмета (дисциплины) «Физическая культура» в ФГОС и удовлетворенности ее содержанием школьников и студентов образовательных организаций» в 2016 г.