Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,899

PARENTAL INVOLVEMENT IN STUDENTS’ PHYSICAL EDUCATION: NOTION AND RESEARCH TOOLS

Osokina E.S. 1 Le-van T.N. 1
1 Peoples Friendship University of Russia
The article represents the notion of parental involvement in students’ physical education – a set of parents’ or legal guardians’ psychological and behavioral characteristics accompanying their participation in their children’s learning at physical culture classes and socialization in physical culture and sports. Five criteria which characterize this notion are provided: interest in a child’s physical education, awareness of a child’s physical education at school, satisfaction with physical culture classes at school, subjective evaluation of physical culture classes effectiveness for a child, responsibility for a child’s physical education. The questionnaires to investigate parental involvement in students’ physical education with respect to their health are described. Applicability of the questionnaires for the benefit of physical culture classes improvement is justified.
physical culture
physical education
students
pupils
parental involvement
social partnership
sociological survey
questionnaire

Введение Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) общего образования требует комплексной оценки деятельности образовательных организаций, определения имеющихся дефицитов и их устранения. Это касается реализации всех предметов основной образовательной программы – в том числе предмета «Физическая культура». Наряду с информацией о результатах освоения обучающимися основных образовательных программ, получаемой с помощью процедур Единого государственного экзамена, Основного государственного экзамена, Всероссийских проверочных работ, повышению качества реализации основных образовательных программ общего образования способствует информация о деятельности образовательной организации (в том числе в области создания условий для вовлечения всех участников образовательного процесса в совместное решение образовательных задач).

ФГОС постулируют необходимость участия в проектировании и развитии основной образовательной программы и условий ее реализации не только педагогических работников, но и обучающихся, родителей (законных представителей) и общественности. Соответственно, каждый из перечисленных участников образовательных отношений может внести существенный вклад в совершенствование образовательного процесса.

В рамках обязательного самообследования образовательных организаций (ст. 29 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г., приказ Минобрнауки России «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией» № 462 от 14 июня 2013 г.) одним из объектов внимания является мнение участников образовательных отношений о деятельности организации. Эта позиция позволяет образовательной организации проанализировать, насколько удовлетворены родители, обучающиеся, педагоги тем, как выстроена система работы, насколько тесно осуществляется взаимодействие между участниками образовательных отношений в реализации единой образовательной стратегии.

Независимая оценка качества образования (ст. 95 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г., Методические рекомендации по проведению независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденные заместителем министра образования и науки Российской Федерации 1 апреля 2015 г.) предполагает выявление факторов, влияющих на качество подготовки обучающихся (в том числе применяемых образовательных технологий, методик, приемов обучения, учебно-методических комплексов). Получить информацию о таких факторах не только с позиций внешнего анализа, но и от субъектов самой системы крайне важно для составления объективных представлений о ситуации. Кроме того, в качестве одного из критериев оценки качества образования законодательно закреплена удовлетворенность образовательной деятельностью.

Практика привлечения родителей к принятию управленческих решений, связанных с образованием их детей, и организации опросов родителей с целью учета их мнений постепенно приобретает популярность, но еще не получила широкого распространения. Более того, существует успешный опыт взаимодействия образовательных организаций с родителями по вопросам физического воспитания: например, анкетирование с целью построения программы работы учителя физической культуры с родителями [3]. Однако такой опыт является локальным и представляет собой решение задач отдельных образовательных организаций. Для его масштабирования на системном уровне необходима концептуальная основа и методическое обеспечение.

Настоящая работа направлена на разработку понятийного аппарата и исследовательского инструментария, позволяющего задействовать родителей в совершенствовании реализации предмета «Физическая культура».

В рамках работы проведен индуктивный и дедуктивный анализ отечественных и зарубежных литературных источников (научных и методических публикаций) и нормативно-правовых документов Российской Федерации. На основе анализа выполнена структурная операционализация понятия родительской вовлеченности в физическое воспитание учащихся и разработаны анкеты для родителей, обеспечивающие ее исследование. Проведено два пилотных социологических исследования и логический анализ анкет на основе их результатов. Организована экспертная оценка анкет представителями Экспертного совета по вопросам здоровья и физического воспитания обучающихся при Комитете Государственной думы Российской Федерации по образованию, региональных институтов развития образования, факультетов физической культуры и кафедр физического воспитания и здоровьесбережения образовательных организаций высшего образования. Анкеты доработаны и подготовлены к массовому использованию.

Определение и операционализация понятия родительской вовлеченности в физическое воспитание учащихся

Для определения и операционализации понятия родительской вовлеченности в физическое воспитание учащихся использованы литературные данные, охватывающие два тематических направления:

1) родительская вовлеченность;

2) влияние родителей на физкультурно-спортивную деятельность детей.

Понятие родительской вовлеченности (parental involvement) активно используется за рубежом в прикладных исследованиях, фокусирующихся на проблемах повышения эффективности обучения. Наиболее емкое определение родительской вовлеченности, основанное на мета-анализе публикаций по данной тематике, – «взаимодействие родителей со школой и своим ребенком для достижения ребенком успехов в учебе» [9, p. 741].

Разные авторы относят к родительской вовлеченности различные параметры – от создания комфортной домашней среды, обеспечивающей ребенку поддержку в процессе обучения, до участия в управлении образовательной организацией. Несмотря на различия существующих подходов, составляющие родительской вовлеченности в целом можно разделить на две категории:

1) предполагающие взаимодействие с образовательной организацией (контакт с педагогами, участие в управлении образованием, помощь в организационной работе («добровольчество»), посещение мероприятий и др.);

2) предполагающие взаимодействие с ребенком вне образовательной организации (обсуждение с ребенком вопросов, связанных с обучением, помощь в выполнении домашних заданий, наблюдение за самостоятельными занятиями, организация развивающего досуга и др.) [4].

Первая из представленных категорий близка разработанному в отечественной литературе понятию социального партнерства с семьей, которое предполагает взаимообучение родителей и педагогов, совместное управление образовательным процессом, реализацию совместных проектов и акций, общественно-государственную экспертизу образовательного процесса, профессиональное консультирование [2].

Также некоторые авторы предлагают выделять в качестве отдельного компонента родительской вовлеченности «академическую социализацию» детей – формирование ценностного отношения к обучению, устойчивой внутренней мотивации к занятиям, понимания их значимости для будущего [9].

Выделяются три аспекта родительской вовлеченности: поведенческий (деятельность в образовательной организации и совместная деятельность с ребенком, связанная с учебным процессом), когнитивно-интеллектуальный (стимулирование ребенка к обучению) и личностный (установки по отношению к обучению и ожидания от ребенка). В основе родительской вовлеченности лежат ценности родителей, понимание ими необходимости образования [4; 9].

При этом одним из ключевых факторов, определяющих родительскую вовлеченность, является запрос от ребенка и образовательной организации; это означает в том числе то, что педагоги должны быть ориентированы на взаимодействие с родителями (должны предоставлять родителям полную информацию, приветствовать их участие в деятельности организации и др.). Родительская вовлеченность, соответственно, подразумевает интерес к процессу и результатам обучения и определенное отношение к ним и предполагает информированность об учебном процессе и достижениях ребенка [4].

Положительное влияние родительской вовлеченности на успеваемость ребенка, его академические успехи, адаптацию к образовательной среде и вовлеченность в занятия обусловлено действием трех механизмов: моделирования (проявление интереса к обучению, активное участие в школьной жизни ребенка), подкрепления (внимание, поддержка, поощрение) и руководства (наставления, указания, рекомендации, постановка задач, контроль) [6]. Эффективность различных механизмов зависит от множества факторов; особенности детей служат медиатором родительской вовлеченности [4].

Представления о родительской вовлеченности (в частности, о ее психологических основах и механизмах воздействия) согласуются с концептуальными подходами, описывающими влияние родителей на вовлеченность детей в занятия физической культурой и спортом.

Так, авторы, работающие в данном направлении, сходятся в том, что поддержка родителей является одним из основных факторов, оказывающих влияние на физкультурно-спортивную деятельность детей: она мотивирует к занятиям, формирует представление о собственной компетентности в физической культуре и спорте, служит отдельным источником удовольствия от занятий. Выделяются такие значимые аспекты родительской поддержки, как обратная связь, подкрепление, моделирование поведения и обеспечение возможности заниматься физической культурой и спортом в дополнение к урокам физической культуры [8]. Также в одной из зарубежных теорий предлагается рассматривать следующие пять факторов, связанных с происходящим во взаимодействии с родителями социальным научением детей в области спорта: одобрение и социальная поддержка, демонстрация моделей, выражение ожиданий, поощрение или наказание, контроль поведения и подробные инструкции [10]. При этом значение имеют все типы моделирования, выделенные в теории социального научения А. Бандуры [1]: ролевое (положительный пример родителя, занимающегося спортом), вербальное (пояснения, советы), символическое (использование различных информационных ресурсов – книг, фильмов, телепередач и т.п.). Помимо этого, немаловажную роль играют ожидания и убеждения родителей [8].

Данные закономерности касаются занятий физической культурой и спортом в целом, независимо от характера данных занятий и уровня спортивного мастерства детей. Кроме того, в русле зарубежной спортивной психологии разработано понятие родительской вовлеченности в спортивную карьеру детей и соответствующий опросник PISQ (Parental Involvement in Sport Questionnaire) в модификациях для детей и родителей, включающий четыре диагностические шкалы: активное вовлечение (активность родителей на тренировках), директивное поведение, похвала и понимание, родительское давление [9].

В то же время ни один из подходов не фокусируется на роли родителей в освоении детьми общеобразовательных программ по физической культуре в образовательных организациях.

Для восполнения этого пробела предлагается ввести понятие родительской вовлеченности в физическое воспитание учащихся, объединяющее представления о родительской вовлеченности в обучение в целом и знания о влиянии родителей на физкультурно-спортивную деятельность детей. Уточнение «учащихся» указывает на то, что понятие применимо в системе общего образования.

Родительская вовлеченность в физическое воспитание учащихся может быть определена как совокупность психологических и поведенческих характеристик родителей (законных представителей), сопровождающих их участие в освоении детьми предмета «Физическая культура» и социализации детей в области физической культуры и спорта. Ее можно описать по ряду критериев, охватывающих ее основы, процессуальные особенности и механизмы воздействия на достижения учащихся в области физической культуры (таблица).

Критерии родительской вовлеченности в физическое воспитание учащихся

№ п/п

Критерий

Содержание критерия

1

Заинтересованность в физическом воспитании ребенка

Признание значимости для ребенка физической культуры и спорта в целом и уроков физической культуры в частности; требования к ребенку в области физической культуры и спорта

2

Осведомленность о физическом воспитании ребенка в образовательной организации

Интерес к урокам физической культуры; информированность о видах деятельности ребенка на уроках

3

Удовлетворенность уроками физической культуры

Отношение к содержанию, организации и условиям проведения уроков физической культуры (на основе имеющейся информации)

4

Субъективная оценка результативности занятий ребенка на уроках физической культуры

Наблюдаемые результаты освоения ребенком программы по предмету «Физическая культура» и физкультурно-спортивной деятельности на уроках

5

Ответственность за физическое воспитание ребенка

Разделение с образовательной организацией ответственности за физическое воспитание ребенка и результаты, достигаемые им на уроках физической культуры; меры, принимаемые для приобщения ребенка к физической культуре и спорту (во взаимодействии с образовательной организацией и с ребенком)

Каждому критерию соответствует ряд показателей, конкретизирующих их содержание. При этом показатели удовлетворенности уроками физической культуры и субъективной оценки результативности занятий ребенка на уроках демонстрируют мнение родителей о содержании программы по предмету «Физическая культура», оптимальности организационно-педагогических и психолого-педагогических условий обучения, режиме занятий, материально-технической базе образовательной организации. Показатели осведомленности о физическом воспитании ребенка в образовательной организации указывают на активность информационного сопровождения образовательного процесса. Показатели ответственности за физическое воспитание отражают наличие социального партнерства образовательной организации с семьей в физическом воспитании учащихся.

Исходя из этого, исследование родительской вовлеченности в физическое воспитание учащихся способно предоставить систематизированную информацию о реализации предмета «Физическая культура» на уровнях общего образования и указать направления ее совершенствования.

Структура и содержание инструментария для исследования родительской вовлеченности в физическое воспитание учащихся

Для исследования родительской вовлеченности в физическое воспитание учащихся разработана анкета для родителей, раскрывающая каждый критерий через ряд вопросов.

Поскольку принципиальным моментом в физическом воспитании ребенка является его состояние здоровья, предложены анкеты в двух модификациях:

1) для родителей, дети которых занимаются на уроках физической культуры практическими (двигательно-активными) видами физкультурной деятельности без ограничений или с ограничениями, обусловленными отклонениями в состоянии здоровья (относятся к основной, подготовительной или специальной (оздоровительной) медицинской группе для занятий физической культурой);

2) для родителей, дети которых по медицинским показаниям не допущены к занятиям физической культурой на длительный срок и получают на уроках только теоретическую подготовку.

Во вводной части анкет дана краткая информация об исследовании и инструкция по заполнению.

Далее следует блок содержательных вопросов. В их основу положены литературные данные о родительской вовлеченности и влиянии родителей на занятия детей физической культурой и спортом, нормативно-правовые документы, регламентирующие физическое воспитание в общеобразовательных организациях (ФГОС, примерные основные образовательные программы, санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и др.), научные и методические публикации, касающиеся методологии физического воспитания и практик реализации предмета «Физическая культура».

Варианты ответов на содержательные вопросы в разных модификациях анкет согласуются с возможностями физического воспитания детей, обусловленными их состоянием здоровья. Так, в анкете для родителей, дети которых не допущены к практическим видам физкультурно-спортивной деятельности, представлены специфические варианты, учитывающие ограниченные возможности здоровья (например, в рамках оценки удовлетворенности уроками предложены такие недостатки уроков, как ориентация на физическую подготовку здоровых детей без внимания к детям, имеющим противопоказания к занятиям, и акцент на самостоятельное выполнение ребенком теоретических заданий без взаимодействия с учителем физической культуры и остальными учащимися).

Использованы линейные вопросы нескольких типов: дихотомические, альтернативные, поливариантные, шкальные (с использованием цифровых и словесных шкал). Различные показатели родительской вовлеченности в физическое воспитание учащихся заложены в отдельные вопросы или варианты ответов на поливариантные вопросы. Многие поливариантные вопросы являются полузакрытыми, т.е. дают возможность написать собственный вариант ответа; это позволяет получить дополнительные сведения, расширяющие представление о родительской вовлеченности и проблемах, существующих в образовательных организациях.

В заключительной части анкет приведены функциональные вопросы, обеспечивающие получение демографической информации (регион проживания; местоположение образовательной организации, где учится ребенок – город или сельская местность; класс и пол ребенка; возраст и пол родителя; социальный статус семьи; количество детей в семье).

Анкеты адаптированы для проведения электронного анкетирования: на основе сервиса Google Формы создана электронная опросная форма, включающая обе модификации анкет. Общая вводная часть содержит, помимо информации об исследовании и инструкции, вопрос-фильтр «К какой медицинской группе для занятий физической культурой относится Ваш ребенок?», перенаправляющий к нужной модификации. Также возможно раздаточное анкетирование: для каждой модификации разработан отдельный бланк.

Заключение

Исследование родительской вовлеченности в физическое воспитание учащихся решает две задачи. С одной стороны, оно показывает, в какой мере родители способствуют приобщению детей к физической культуре и спорту в период получения ими общего образования. С другой – оно предоставляет чрезвычайно важные сведения о реализации предмета «Физическая культура» и деятельности образовательных организаций в области физического воспитания от самих субъектов образовательных отношений («взгляд изнутри»): оценки родителей указывают на системные недостатки, устранение которых необходимо не только для повышения качества деятельности образовательных организаций, но и в интересах модернизации российского образования и перехода на образовательные стандарты нового поколения в целом.

Разработанный инструментарий позволяет получить необходимую информацию как для управления деятельностью отдельно взятой образовательной организации (если исследование проводится локально), так и для совершенствования системы образования региона, а также для модернизации системы физического воспитания обучающихся в едином образовательном пространстве Российской Федерации. Кроме того, социологические исследования среди участников образовательных отношений (в частности, родителей), согласно логике Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, должны сопровождать процесс разработки и совершенствования стандартов каждого уровня образования, изменения примерных основных образовательных программ по учебным предметам, что сейчас и осуществляется. В частности, инструментарий использован в рамках Всероссийского социологического исследования вовлеченности обучающихся в занятия по предмету (дисциплине) «Физическая культура», организованного Российским университетом дружбы народов в рамках проекта Минобрнауки России в феврале – марте 2016 года. По результатам исследования подготовлены информационно-аналитические материалы, описывающие актуальное состояние реализации предмета «Физическая культура» и выявляющие проблемы, характерные для образовательных организаций на всей территории Российской Федерации.

Анализ полученных с помощью разработанного инструментария данных позволит принять системные меры по повышению вовлеченности обучающихся в учебные занятия, усилению партнерства семьи и школы в совместном решении воспитательных задач, разработке и реализации каждым обучающимся своей траектории образования и социализации, что в итоге способно улучшить качество образования. Эта информация должна давать основания как для корректировки структуры образовательных программ (безусловно, с учетом существующих на данный момент представлений об обязательных составляющих научной и функциональной грамотности гражданина Российской Федерации), так и для оптимизации требований к реализации образовательных программ.

Работа выполнена в рамках проекта Министерства образования и науки Российской Федерации «Исследование реализации предмета (дисциплины) «Физическая культура» в ФГОС и удовлетворенности ее содержанием школьников и студентов образовательных организаций» в 2016 г.