Осознание приоритета ценности здоровья личности в настоящий момент является характерным в мировоззрении российского социума. Государственные нормативные акты поддерживают и развивают данную концепцию и отражают приоритетные задачи в направлении здоровьесбережения населения нашей страны. И эти задачи мы должны определить для себя как задачи-максимум, которые могут включать в себя подзадачи – формирование и укрепление здоровья обучающихся, воспитание культуры здоровья, грамотная забота о своем здоровье. На первые позиции в этом процессе сейчас выходит формирование здоровьесберегающих компетенций как универсального качества личности. Б.Д. Парыгин, А.П. Пустовой, Н.Г. Скачков, М.Г. Царева, И.Н. Шванёва, Б.С. Шекман и др. в своих работах комплексно описывают этапы, содержательные компоненты формирования у студентов компетентностного подхода к сохранению собственного здоровья, выделяют в качестве основных целей развитие мотивационно-ценностной сферы личности к сохранению и сбережению здоровья, структурируют образовательную среду в соответствии с ее функциями, предоставляют методологические и методические основания для ее экспертизы, задают направления развития самой среды с точки зрения определенного результата.
Каждый студент имеет представление о здоровье, значении его сбережения. Существует необходимость научить студентов переводить эти знания в опыт жизненной безопасности, в способности эффективно действовать в профессиональной деятельности.
А.А. Мударисова определяет понятие компетенции как «современное, динамичное, несущее особую смысловую нагрузку, связанное с совокупностью взаимосвязанных качеств личности: знаний, умений, привычек, способов деятельности, которые являются заданными для соответствующего круга предметов и процессов, необходимых для продуктивного действия относительно них» [7].
Результатом образовательного процесса должно быть не только самообразование студентов, их профессиональное становление, но и сохранение их здоровья. Следовательно, процесс образования должен быть здоровьесберегающим, направленным на здоровье как ценность и необходимость для дальнейшего продвижения в профессии. Встает острая необходимость выстраивания компромисса между задачами образования и необходимостью сохранения здоровья всех участников процесса. По мнению С.Л. Ахромеевой, существуют особенности здоровьесберегающего образовательного процесса, «состоящие в следующих аспектах: решение образовательных задач с учетом состояния здоровья и с целью его сохранения; соблюдение паритета образованности и здоровья учащихся; проектирование образовательных технологий на основе системного использования доступными педагогу средствами сохранения здоровья учащихся» [1].
Человек должен осознать, что для укрепления и сохранения здоровья необходимо сформировать потребность в использовании физических упражнений. Степень образованности в этой области собственно и составляет уровень физической культуры [6].
Традиционная система физкультурного образования в вузах строилась по схеме: повышение уровня физической подготовленности. Задачи повышения заинтересованности, стимулирования студентов к здоровьесбережению, развития мотивации к сохранению собственного здоровья практически не решались [3]. Именно в студенческий период происходит становление интеллектуальной системы, профессиональной ориентации, творческой индивидуальности, личности в целом [2].
Организация обучения студентов по дисциплине «Физическая культура» в вузах культуры представляется более сложным процессом, чем в других, и требует от педагога не только владения качественным спортивным мастерством, но и знаний, отражающих профессиональную деятельность студентов. Прикладная физическая подготовка в вузах музыкальной направленности представляется одним из видов специализированного процесса физического воспитания, которое направлено на развитие физических и психических качеств музыканта, а также на формирование двигательных умений и навыков, применительно к конкретным особенностям той или иной музыкальной профессии. В течение профессиональной деятельности музыканты различной направленности испытывают колоссальные нагрузки на организм (скелет, мышцы, исполнительский аппарат, эмоциональное состояние). Без специальных навыков и знаний преодолевать отрицательные изменения в психофизиологическом состоянии трудно [4 с. 6]. Уже на начальном уровне музыкального образования возникает необходимость коррекции своего физического и эмоционального состояния. Педагогам необходимо целенаправленно формировать у музыкантов с раннего возраста умения корректировать свое состояние. Ранняя двигательная специализация, недостаточная двигательная активность приводят к развитию апластичности даже в движениях рук [4, с. 39–40].
Травмы у многих исполнителей во многом связаны с тем, что у них не введен в практику функциональный тренинг, основанный на теории и практики спортивного тренинга: нет навыка восстановительно-профилактической гимнастики они, не планируют свою нагрузку. Музыкантам необходимы специальные знания по анатомии, физиологии, спортивной медицине, прикладные навыки и умения. Это, прежде всего, нужно для долгой профессиональной карьеры [4, с. 41–42]. Этот аспект является главной предпосылкой для разработки новых идей, касающихся физического воспитания студентов профессиональных музыкальных учебных заведений.
На основе анализа научно-практической литературы по проблеме развития специальных и общих компетенций у студентов и указанных педагогических требований с опорой на ФГОС ВПО третьего поколения разработана карта специальных компетенций для студентов художественных вузов, а именно для студентов консерватории. Она включает в себя 4 компонента – знания, мотивы и ценности, технологии, профессиональные навыки. В связи с тем, что в практике существует множество вариантов решения этой задачи, акцент был сделан на узкоспециализированные компетенции применительно к студентам консерватории (знания физиологических характеристик, которые определяют содержание видов труда музыканта – рабочая поза, рабочее место и двигательные возможности человека, положение туловища, ног, рук и головы); учет высокой эмоциональности (работа с утомлением и нервным перенапряжением); знания особенностей профессиональной деятельности музыкальной специальности; воспитание физических качеств, которые важны для конкретной музыкальной профессии; формирование и совершенствование двигательных умений и навыков, которые имеют профессиональное значение; повышение устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям условий музыкальной деятельности и профилактики профессиональных заболеваний; воспитание психических качеств, которые проявляются в профессиональной деятельности музыканта). Теоретико-методологические положения, педагогические условия формирования ЗСК, компоненты формирования ЗСК, критерии, показатели, уровни сформированности ЗСК, содержательно-смысловая составляющая, организационно-методическая составляющая авторской комплексной программы формирования здоровьесберегающих компетенций у студентов разрабатывалась в ходе выявления требований к организации образовательного процесса по физической культуре, учет которых способствует эффективной реализации данной программы. На данном этапе исследования предложена схема разработанной нами концепции формирования здоровьесберегающих компетенций у студентов Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова, которая состоит из компонентов – теоретико-методологические положения, педагогические условия формирования ЗСК, компоненты формирования ЗСК, критерии, показатели, уровни сформированности ЗСК, содержательно-смысловая составляющая (педагогическая модель). В каждом компоненте концепции выделены и охарактеризованы содержательная основа и специфика прикладной физкультуры.
Так в компоненте «Педагогические условия формирования ЗСК» специфика прикладной физкультуры следующая:
1. Развитие и учет физиологических характеристик и факторов, которые определяют содержание видов труда музыканта, рабочую позу, производственные операции, рабочее место и двигательные возможности человека, положение туловища, ног, рук и головы.
2. Учет большой нервно-психической нагрузки. Профилактика возникновения как общих, так и местных утомлений и нервного перенапряжения.
3. Решение дополнительных специфических задач, реализуемых в изучении особенностей профессиональной деятельности студентов разных музыкальных специальностей:
– в воспитании физических качеств, которые важны для конкретных музыкальных профессий;
– в формировании и совершенствовании двигательных умений и навыков, которые имеют профессиональное значение;
– в повышении устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям условий музыкальной деятельности и профилактики профессиональных заболеваний;
– в воспитании психических качеств, которые проявляются в профессиональной деятельности музыканта.
Содержательная основа представлена в следующем варианте:
1. Объединение в рамках одной метатеории трёх «холистичных», «интегративных» теорий: теория образования для устойчивого развития и поведения человека и человечества в целом на социальном уровне (А. Бусыгин); теория мотивации человека, то есть поведения личности в целом на психологическом уровне (А. Маслоу); теория восстановления здоровья, то есть рассмотрение обменного процесса всех семи систем целостного организма человека на биохимическом уровне (И. Чепурной).
2. Концептуальные изменения в целях и содержании образования: переходом от знаниевого целевого приоритета к достижению социальной антропокосмической компетентности субъектов образовательного процесса; усилением фундаментальных основ образования за счет интеграционных связей естественных, гуманитарных, технических знаний и умений, позволяющих прогнозировать будущее; важным является развитие нравственных, а не потребительских ценностей на основе универсальной этики, признающей ценность жизни в любом ее проявлении, включая живой Космос.
3. Инновационные педагогические технологии, направленных на построение здорового стиля жизни. Включают социальную и биологическую составляющие процесса освоения физкультурных ценностей и частные научные дисциплины; конкретные пути и средства, способствующие реализации достижений науки и практики физкультурных интересов человека
4. Усовершенствование педагогической основы, направленной на психологическое воспитание, образование и подготовку человека к современным условиям его жизнедеятельности (В.К. Бальсевич).
Содержательная основа компонента «Критерии, показатели, уровни сформированности ЗСК» может иметь следующую структуру:
1. Структура ЗСК (совокупность взаимосвязанных качеств личности – знания, умения, навыки, способы деятельности:
– когнитивный (информированность и овладение соответствующими знаниями);
– мотивационно-поведенческий (выработка поведенческих установок на ведение здорового образа жизни);
– эмоциональный (эффективно противостоять утомлению, психическим стрессам, эмоциональному накалу) (Н. Сентизова).
2. Развитие ключевых профессионально важных качеств (физических, психических, личностных).
Здесь специфика прикладной физкультуры определена следующая:
– особенности профессиональной деятельности студентов разных музыкальных специальностей;
– уровень воспитанности физических качеств, которые важны для конкретных музыкальных профессий;
– уровень сформированности двигательных умений и навыков, которые имеют профессиональное значение;
– уровень устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям условий музыкальной деятельности и профилактики профессиональных заболеваний;
– уровень воспитанности психических качеств, которые проявляются в профессиональной деятельности музыканта.
Были также сформулированы критерии, показатели, уровни сформированности ЗСК. Содержательная основа данного компонента концепции формирования здоровьесберегающих компетенций у студентов представлена как система показателей:
1. Нервно-эмоциональное напряжение, сочетающееся с гиподинамией, которое способствует возникновению функциональных изменений: ухудшение работы сердца, склеротические изменения кровеносных сосудов, появление гипотонии и возникновение неврозов.
2. Устойчивая рабочая доминанта, которая не снимается при прекращении работы, что способствует вызыванию перегрузки и истощения нервных центров и клеток, приводящих к потере сна, аппетита, головных болей, плохому настроению, появлению вспышек раздражительности.
3. Многочасовое пребывание в положении сидя или стоя, что может вызвать застойные явления в сосудах с последующими нарушениями двигательных и сердечно-сосудистых функций, понижению мышечного тонуса и ухудшению осанки (И.Е. Коновалов).
Специфика прикладной физкультуры определена как:
– особенность профессиональной деятельности студентов разных музыкальных специальностей;
– уровень воспитанности физических качеств, которые важны для конкретных музыкальных профессий;
– уровень сформированности двигательных умений и навыков, которые имеют профессиональное значение;
– уровень устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям условий музыкальной деятельности и профилактики профессиональных заболеваний;
– уровень воспитанности психических качеств, которые проявляются в профессиональной деятельности музыканта.
В содержательно-смысловой составляющей концепции как содержательная основа представлена Педагогическая модель. Цель – переход от знаниевой к интегрально-практической модели ЗСК студентов.
Компоненты педагогической модели:
1. Теоретико-методологический. Разделы – концептуально-интегративный, эмоционально-нравственный, деятельностный.
2. Диагностический. Направления исследования – состояние здоровья (профессиональные заболевания):
– мотивационно-ценностная сфера;
– мотивационно-потребностная сфера.
Специфика состоит из следующих важных элементов авторского изобретения:
– индекс достаточной выносливости для ациклических упражнений из выражения
ИД = t1 – (tср – tкn + tкn1),
где t1 – время, за которое испытуемый пробегает длинную дистанцию в заданном ритме; tср – время преодоления испытуемым средней дистанции; tк – время, за которое испытуемый пробегает короткую дистанцию; n – частное от деления длин средней и короткой дистанций; n1 – частное от деления длин длинной и короткой дистанций [5];
– технология управления тренировочной нагрузкой на занятиях общеукрепляющей гимнастикой в системе формирования у студентов здоровьесберегающих компетенций (М.А. Коняева).
Следовательно, система формирования здоровьесберегающих компетенций у студентов художественных вузов является сложной педагогической структурой, включающей в себя теоретико-методологические положения, педагогические условия формирования ЗСК, компоненты формирования ЗСК, критерии, показатели, уровни сформированности ЗСК, содержательно-смысловую составляющую (педагогическая модель), взаимосвязанные и динамично изменяющиеся в зависимости от цели, педагогических условий, методов, приемов и средств достижения, этапов конкретной практической деятельности и предполагает осуществление определенных педагогических действий, способствующих пониманию студентом значимости здоровой жизнедеятельности, осознанию ценности здорового образа жизни, обогащению опыта здоровьесберегающей деятельности средствами физической культуры и спорта. Структурные компоненты здоровьесберегающей компетентности будущих специалистов напрямую согласуются со структурой образовательной среды (аксиологический компонент здоровьесберегающей компетентности с ценностно-ориентационным компонентом здоровьесберегающей образовательной среды; информационный компонент с информационно-содержательным компонентом и т.д.).