Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

CAUSES SOCIAL ORPHANHOOD IN RUSSIA

Goreva O.M. 1 Osipova L.B. 1
1 Industrial University of Tyumen
«Social orphans» as a phenomenon is inextricably linked to the transformation process, entailing changes in the sphere of human activity, of value consciousness, the institution of family strain. There is a growing number of children with impaired physical and mental health, prone to antisocial behavior. The article reveals the content of the concepts of «orphan», «social orphans». The authors analyzed the current state of the family, represented by a collective portrait of child abandonment at the present stage of development of the Russian society, that actualizes the need for a scientific study ways and means of solving the problems identified at the state level. In modern conditions on the part of the authorities to take measures to strengthen social protection of children’s rights by establishing a mechanism of multidisciplinary integrated social services to different categories of children.
orphan
social orphanhood
the family
the education system

Социальное сиротство является сложным феноменом, изучаемым в рамках социальных процессов. Как правило, сиротство является результатом экономической и политической нестабильности в обществе, наблюдающихся тенденций разрушения нравственных укладов семьи, утраты традиционных ценностей.

Сегодня в научной литературе широко используются два термина: «сирота» и «социальный сирота». В словаре В.И. Даля понятие «сиротство» отсутствует. Чаще всего сиротой считается человек, у кого нет отца либо матери или обоих родителей [4]. Акцент в определении данного понятия, прежде всего, переносится на общество, которое не создает необходимых социальных условий для выполнения семьей своего родительского долга в отношении воспитания детей [11]. Сиротство является своеобразным следствием происходящих процессов и представляет угрозу благополучию социума.

Социальное сиротство издревле считается неотъемлемым элементом цивилизации. Впервые осмысление вопросов взаимодействия государства и семьи отражено в научных трудах древнегреческих философов. Так, Платон идеальный общественный механизм связывал с благополучием семьи [1]. Идея гармонизации родительских обязанностей высказана и Сократом, отмечающим, что «из рук матери выходят дети, из рук отца взрослые люди» [7]. Плутарх отдавал предпочтение – формированию нравов, отмечая, что недостатки в сфере воспитания чреваты нравственной деградацией личности, толкающей ее «на дурной путь» [8].

Цицерон акцентировал внимание на проблеме жестокого обращения с детьми в некоторых семьях, заявляя, что «детей наказывают родители и не только на словах, а подчас розгами, заставляя их плакать...» [10]. Таким образом, античные философы обозначали в сфере семейных взаимоотношений ключевые направления, по которым следует проводить изучение данной проблематики.

В истории государства известно несколько этапов развития социального сиротства, обусловленных влиянием различных факторов. В досоветский период социальное сиротство увязывалось с сиротством физическим. В случае смерти родителей дети становились «сиротами» и вынуждены были воспитываться в сиротских домах. По этому поводу следует отметить, что «тайный, бесконтрольный приём детей действовал деморализующим образом на население, ослабляя семейные узы» [12].

В советский период распространение социального сиротства было обусловлено комплексом особых процессов в обществе, связанных с Октябрьской революцией, террором 1920–1930-х гг. и разрушительными войнами XX в. За период гражданской войны возросло число беспризорных детей (70 %), большинство дети крестьянского происхождения (40 %). Однако, были и дети из зажиточных семейств – кулаков и дворян. Для этой группы детей способами добывания средств существования стали грабежи, кражи, спекуляция и др. А.С. Макаренко, занимающийся проблемами таких детей, утвердительно говорил: «теперешний беспризорный – это ребенок, потерявший семью» [5]. Несколько позднее, в период репрессий из семей было изъято 22355 детей.

В постсоветский период значимым фактором социального сиротства становится аномия общества, следствием которой стало обострение противоречий между жизненными установками поколений и различных слоев общества, резкое падение уровня жизни большинства населения, прогрессирующее ослабление этических мотиваций в обществе, кризис семьи и системы воспитания. Академик Н.Д. Никандров констатировал, что «главная причина возникновения данного социального явления заключается в утрате общей цели, в ценностном вакууме» [6].

Детство – это период, когда формируются нравственные основы личности, обеспечивающие ей в дальнейшем психологическую устойчивость, жизнеспособность и целеустремленность. Следует отметить, что перечисленные качества не формируются стихийно, это происходит в кругу семьи. По оценке Росстата численность детей и подростков в возрасте до 18 лет, постоянно проживающих в стране, составляет 27 374 тыс. человек. К сожалению, в современном обществе не столь редким явлением стало безразличие к детям, проявляемое со стороны некоторых родителей. Это вынуждает органы власти прибегать к ограничению родительских прав и выбору дальнейшей формы устройства детей [7]. Несмотря на положительную динамику по данному вопросу, число родителей, ограниченных в родительских правах, снижается крайне медленно (рис. 1).

Возросло число зарегистрированных браков (1 226 тыс. браков), доля детей, родившихся у женщин, не состоящих в зарегистрированном браке, наоборот, сократилось на 22,5 %. Стабильно сокращается число новорожденных у несовершеннолетних матерей. В предыдущем году их число составило 19,7 тыс. детей.

В 2016 г. в государственной базе данных числится 87,3 тыс. сирот и детей, находящихся в зоне социального риска.

Вызывает тревогу увеличение количества оставленных новорожденных младенцев. По мнению психиатра В.И. Брутмана, «множество матерей-отказниц уже во время беременности не связывают свое будущее с ребенком». Согласно статистическим данным число детей-отказников составляет около четырех тысяч детей в масштабах России. Рост данной категории детей является прямым индикатором социально-экономического и морально-нравственного здоровья нации.

Как правило, государство через организацию профилактической работы прилагает огромные усилия для предотвращения передачи ребенка на воспитание в государственное учреждение (рис. 3).

pic_67.tif

Рис. 1. Динамика процесса ограничения родителей в правах, тыс. чел.

pic_68.tif

Рис. 2. Данные по количеству сирот, чел.

pic_69.tif

Рис. 3. Доля детей, воспитывающихся в государственных учреждениях, в %

pic_70.tif

Рис. 4. Доля детей, устроенных в приемные семьи, %

Анализ состояния социального сиротства позволил выявить, что треть родителей отказываются от ребенка в роддоме, мотивируя отсутствием средств на его содержание, около 3 % детей, размещенных в Дома ребенка, относятся к категории «подкидышей». Выделяется категория матерей-подростков, пытающихся любыми способами избавиться от нежелательной беременности, в том числе с помощью вредных для здоровья будущего ребенка препаратов. Значительное число воспитанников детских домов составляют дети с тяжелыми хроническими патологиями. Почти половина детей отстает в физическом развитии. Такие дети чаще подвержены различным заболеваниям. Только 5 % детей-сирот можно считать абсолютно здоровыми. Приведенные данные свидетельствуют о недостаточной проработанности мер социальной, семейной и демографической политики [7].

Долгое время государство практически не стимулировало передачу детей, оставшихся без попечения родителей, в приемную семью, предпочитая тратить средства на содержание государственных учреждений. Обратим внимание на то, что пребывание ребенка в детском доме разрушает его эмоциональную связь с социальной средой, миром взрослых и сверстников. Если сохранение ребенка в семье оказывается невозможным, предпочтение отдается поиску новой семьи и созданию благоприятной воспитательной среды.

Сегодня распространенной формой устройства социальных сирот становится патронажная семья. Она предусматривает создание института профессиональных воспитателей, замещающих семью на определенное время. Нахождение ребенка в такой приемной семье может колебаться от одного месяца до нескольких лет, в зависимости от степени неблагополучия родной семьи. После того как ребенок получит необходимую социально-психологическую помощь в патронажной семье, он возвращается в свою родную кровную семью, если в ней изменились условия. Несмотря на положительную динамику указанных социальных показателей, остается много нерешенных проблем, не позволяющих обеспечить полную реализацию и развитие потенциала каждого ребенка. Можно утверждать, что ситуация с положением семьи и детства в России близка к социальной катастрофе. Ее суть заключается в том, что в последнее время государственная политика в отношении семьи была направлена просто на коррекцию негативных явлений, а не на устранение причин, возникающих в семейной сфере. Это повлекло зарождение социальных сирот, представляющих опасную часть социального дна, к тому же криминализированную. В прошлом году 2 792 ребенка погибли в результате преступных действий, всего жертвами преступлений стали 102 695 детей. Это цифры очень серьезные: 52 тысячи несовершеннолетних пострадали от преступлений насильственного характера в 2015 г., 33,5 тысячи преступлений совершено против жизни и здоровья [3].

Настораживает факт суицидальных проявлений, когда родители кончали жизнь самоубийством вместе с детьми. Данный феномен требует пристального изучения и проработки со стороны научного сообщества (психиатров, психологов, криминологов). Так, 26 декабря 2015 г. 50-летняя женщина в Москве выбросила из окна дома своего шестимесячного ребенка, после чего покончила с собой, или резонансное ЧП в Нижнем Новгороде, где Олег Белов совершил убийство жены и своих шестерых детей. В августе в Уфе 27-летняя жительница Башкирии утопила двоих своих детей. Она совершила это преступление, выйдя из психиатрического стационара. Как видим, в стране преобладает социализированная преступность, не случайная или ситуативная, а формируемая, воспитываемая и воспроизводящаяся.

На государственном уровне последовательно реализуются меры, направленные на укрепление института семьи, усиление ее воспитательного потенциала, снижение числа родителей, пренебрегающих своими родительскими обязанностями, совершенствование методов работы с семьей. На начало 2016 года в Российской Федерации функционировало 1 477 организаций, организующих деятельность по сопровождению замещающих семей, 1 100 организации, осуществляющих подбор граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями детей-сирот, 1682 организаций занимаются вопросами сопровождения и социальной адаптации выпускников государственных учреждений. Более 3000 специалистов органов опеки и попечительства прошли курсовую переподготовку по повышению квалификации. Многие программы повышения квалификации переработаны с учетом инновационного содержания.

На государственном уровне традиционно проводятся общественно значимые мероприятия, направленные на повышение общественного статуса семьи, рекламирование положительного опыты семейных отношений, совершенствование взаимоотношений взрослых и детей; развитие механизмов устройства детей-сирот на воспитание в семьи граждан и поддержку замещающих семей. Большая работа проводится по предупреждению семейного неблагополучия и жестокого обращения с детьми.

Для развития Федеральной целевой программы «Дети России» в 84 субъектах Российской Федераций разработаны и реализуются региональные комплексные и целевые программы: в Приморском крае – «Детство – территория добра», в Курской области – «Поддержка семьи – защита ребенка», в Республике Алтай – «Защита от жестокого обращения детей в Республике Алтай», во Владимирской области – «Детство без насилия». В Республике Башкортостан действуют межведомственные советы по вопросам охраны семьи, материнства, отцовства и детства, на которых возложены функции по организации межведомственного взаимодействия и оказанию комплексной помощи семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Межведомственный подход к решению задач в области охраны и защиты детства от насилия реализуется через проведение профилактических акций и мероприятий. Так, межведомственные консилиумы специалистов по вопросам оказания помощи семье стали традицией на территории автономных округов – Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком [3]. На развитие механизма по своевременному выявлению фактов жесткого обращения с детьми направлено проведение акции «Жестокий родитель» на Алтае, «Сохрани жизнь себе и своему ребенку» – в Оренбургской области, «Я против жестокости» – в Ленинградской области, «Корабль детства» – в Забайкальском крае.

Инновационная технология «Окно жизни» направлена на предупреждение жестокого обращения с новорожденными младенцами. В Республике Коми создана межведомственная служба реагирования «Скорая социальная помощь». В 2015 г. в службу поступило почти 1,5 тыс. сигналов от населения о жестоком обращении в отношении детей. Аналогичные службы экстренного реагирования успешно функционируют во многих субъектах РФ (Курганской, Омской областях, Республике Саха и др.). Передвижная служба «Игровой автобус» (Алтай) оказывает реабилитационную помощь семьям и детям из отдаленных населенных пунктов. В Тверской области отработана система работы с неблагополучными семьями с применением инновационных технологий: «Социальный патронаж», «Сеть социальных контактов», «Интенсивная семейная терапия на дому». Через проведение указанных мероприятий общественность пытается найти пути решения существующей проблемы, сократить число детских суицидов, а также снизить уровень детской беспризорности и безнадзорности.

Обеспечено доведение средств федерального бюджета до бюджетов субъектов Российской Федерации в виде субвенций на выплату единовременных пособий при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью объемом 1 062 049 87,4 рублей. Систематически СМИ освещаются проблемы семьи и детства, позиционируется положительный опыт семейного воспитания. На реализацию 20 социально значимых проектов по проблемам семьи и детства в 2015 г. было выделено более 4 400,0 тыс. рублей. Таким образом, представленная система мер позволяет семье чувствовать уверенность в будущем, ощущать себя защищенной от рисков, связанных с появлением детей.