Социальное сиротство является сложным феноменом, изучаемым в рамках социальных процессов. Как правило, сиротство является результатом экономической и политической нестабильности в обществе, наблюдающихся тенденций разрушения нравственных укладов семьи, утраты традиционных ценностей.
Сегодня в научной литературе широко используются два термина: «сирота» и «социальный сирота». В словаре В.И. Даля понятие «сиротство» отсутствует. Чаще всего сиротой считается человек, у кого нет отца либо матери или обоих родителей [4]. Акцент в определении данного понятия, прежде всего, переносится на общество, которое не создает необходимых социальных условий для выполнения семьей своего родительского долга в отношении воспитания детей [11]. Сиротство является своеобразным следствием происходящих процессов и представляет угрозу благополучию социума.
Социальное сиротство издревле считается неотъемлемым элементом цивилизации. Впервые осмысление вопросов взаимодействия государства и семьи отражено в научных трудах древнегреческих философов. Так, Платон идеальный общественный механизм связывал с благополучием семьи [1]. Идея гармонизации родительских обязанностей высказана и Сократом, отмечающим, что «из рук матери выходят дети, из рук отца взрослые люди» [7]. Плутарх отдавал предпочтение – формированию нравов, отмечая, что недостатки в сфере воспитания чреваты нравственной деградацией личности, толкающей ее «на дурной путь» [8].
Цицерон акцентировал внимание на проблеме жестокого обращения с детьми в некоторых семьях, заявляя, что «детей наказывают родители и не только на словах, а подчас розгами, заставляя их плакать...» [10]. Таким образом, античные философы обозначали в сфере семейных взаимоотношений ключевые направления, по которым следует проводить изучение данной проблематики.
В истории государства известно несколько этапов развития социального сиротства, обусловленных влиянием различных факторов. В досоветский период социальное сиротство увязывалось с сиротством физическим. В случае смерти родителей дети становились «сиротами» и вынуждены были воспитываться в сиротских домах. По этому поводу следует отметить, что «тайный, бесконтрольный приём детей действовал деморализующим образом на население, ослабляя семейные узы» [12].
В советский период распространение социального сиротства было обусловлено комплексом особых процессов в обществе, связанных с Октябрьской революцией, террором 1920–1930-х гг. и разрушительными войнами XX в. За период гражданской войны возросло число беспризорных детей (70 %), большинство дети крестьянского происхождения (40 %). Однако, были и дети из зажиточных семейств – кулаков и дворян. Для этой группы детей способами добывания средств существования стали грабежи, кражи, спекуляция и др. А.С. Макаренко, занимающийся проблемами таких детей, утвердительно говорил: «теперешний беспризорный – это ребенок, потерявший семью» [5]. Несколько позднее, в период репрессий из семей было изъято 22355 детей.
В постсоветский период значимым фактором социального сиротства становится аномия общества, следствием которой стало обострение противоречий между жизненными установками поколений и различных слоев общества, резкое падение уровня жизни большинства населения, прогрессирующее ослабление этических мотиваций в обществе, кризис семьи и системы воспитания. Академик Н.Д. Никандров констатировал, что «главная причина возникновения данного социального явления заключается в утрате общей цели, в ценностном вакууме» [6].
Детство – это период, когда формируются нравственные основы личности, обеспечивающие ей в дальнейшем психологическую устойчивость, жизнеспособность и целеустремленность. Следует отметить, что перечисленные качества не формируются стихийно, это происходит в кругу семьи. По оценке Росстата численность детей и подростков в возрасте до 18 лет, постоянно проживающих в стране, составляет 27 374 тыс. человек. К сожалению, в современном обществе не столь редким явлением стало безразличие к детям, проявляемое со стороны некоторых родителей. Это вынуждает органы власти прибегать к ограничению родительских прав и выбору дальнейшей формы устройства детей [7]. Несмотря на положительную динамику по данному вопросу, число родителей, ограниченных в родительских правах, снижается крайне медленно (рис. 1).
Возросло число зарегистрированных браков (1 226 тыс. браков), доля детей, родившихся у женщин, не состоящих в зарегистрированном браке, наоборот, сократилось на 22,5 %. Стабильно сокращается число новорожденных у несовершеннолетних матерей. В предыдущем году их число составило 19,7 тыс. детей.
В 2016 г. в государственной базе данных числится 87,3 тыс. сирот и детей, находящихся в зоне социального риска.
Вызывает тревогу увеличение количества оставленных новорожденных младенцев. По мнению психиатра В.И. Брутмана, «множество матерей-отказниц уже во время беременности не связывают свое будущее с ребенком». Согласно статистическим данным число детей-отказников составляет около четырех тысяч детей в масштабах России. Рост данной категории детей является прямым индикатором социально-экономического и морально-нравственного здоровья нации.
Как правило, государство через организацию профилактической работы прилагает огромные усилия для предотвращения передачи ребенка на воспитание в государственное учреждение (рис. 3).
Рис. 1. Динамика процесса ограничения родителей в правах, тыс. чел.
Рис. 2. Данные по количеству сирот, чел.
Рис. 3. Доля детей, воспитывающихся в государственных учреждениях, в %
Рис. 4. Доля детей, устроенных в приемные семьи, %
Анализ состояния социального сиротства позволил выявить, что треть родителей отказываются от ребенка в роддоме, мотивируя отсутствием средств на его содержание, около 3 % детей, размещенных в Дома ребенка, относятся к категории «подкидышей». Выделяется категория матерей-подростков, пытающихся любыми способами избавиться от нежелательной беременности, в том числе с помощью вредных для здоровья будущего ребенка препаратов. Значительное число воспитанников детских домов составляют дети с тяжелыми хроническими патологиями. Почти половина детей отстает в физическом развитии. Такие дети чаще подвержены различным заболеваниям. Только 5 % детей-сирот можно считать абсолютно здоровыми. Приведенные данные свидетельствуют о недостаточной проработанности мер социальной, семейной и демографической политики [7].
Долгое время государство практически не стимулировало передачу детей, оставшихся без попечения родителей, в приемную семью, предпочитая тратить средства на содержание государственных учреждений. Обратим внимание на то, что пребывание ребенка в детском доме разрушает его эмоциональную связь с социальной средой, миром взрослых и сверстников. Если сохранение ребенка в семье оказывается невозможным, предпочтение отдается поиску новой семьи и созданию благоприятной воспитательной среды.
Сегодня распространенной формой устройства социальных сирот становится патронажная семья. Она предусматривает создание института профессиональных воспитателей, замещающих семью на определенное время. Нахождение ребенка в такой приемной семье может колебаться от одного месяца до нескольких лет, в зависимости от степени неблагополучия родной семьи. После того как ребенок получит необходимую социально-психологическую помощь в патронажной семье, он возвращается в свою родную кровную семью, если в ней изменились условия. Несмотря на положительную динамику указанных социальных показателей, остается много нерешенных проблем, не позволяющих обеспечить полную реализацию и развитие потенциала каждого ребенка. Можно утверждать, что ситуация с положением семьи и детства в России близка к социальной катастрофе. Ее суть заключается в том, что в последнее время государственная политика в отношении семьи была направлена просто на коррекцию негативных явлений, а не на устранение причин, возникающих в семейной сфере. Это повлекло зарождение социальных сирот, представляющих опасную часть социального дна, к тому же криминализированную. В прошлом году 2 792 ребенка погибли в результате преступных действий, всего жертвами преступлений стали 102 695 детей. Это цифры очень серьезные: 52 тысячи несовершеннолетних пострадали от преступлений насильственного характера в 2015 г., 33,5 тысячи преступлений совершено против жизни и здоровья [3].
Настораживает факт суицидальных проявлений, когда родители кончали жизнь самоубийством вместе с детьми. Данный феномен требует пристального изучения и проработки со стороны научного сообщества (психиатров, психологов, криминологов). Так, 26 декабря 2015 г. 50-летняя женщина в Москве выбросила из окна дома своего шестимесячного ребенка, после чего покончила с собой, или резонансное ЧП в Нижнем Новгороде, где Олег Белов совершил убийство жены и своих шестерых детей. В августе в Уфе 27-летняя жительница Башкирии утопила двоих своих детей. Она совершила это преступление, выйдя из психиатрического стационара. Как видим, в стране преобладает социализированная преступность, не случайная или ситуативная, а формируемая, воспитываемая и воспроизводящаяся.
На государственном уровне последовательно реализуются меры, направленные на укрепление института семьи, усиление ее воспитательного потенциала, снижение числа родителей, пренебрегающих своими родительскими обязанностями, совершенствование методов работы с семьей. На начало 2016 года в Российской Федерации функционировало 1 477 организаций, организующих деятельность по сопровождению замещающих семей, 1 100 организации, осуществляющих подбор граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями детей-сирот, 1682 организаций занимаются вопросами сопровождения и социальной адаптации выпускников государственных учреждений. Более 3000 специалистов органов опеки и попечительства прошли курсовую переподготовку по повышению квалификации. Многие программы повышения квалификации переработаны с учетом инновационного содержания.
На государственном уровне традиционно проводятся общественно значимые мероприятия, направленные на повышение общественного статуса семьи, рекламирование положительного опыты семейных отношений, совершенствование взаимоотношений взрослых и детей; развитие механизмов устройства детей-сирот на воспитание в семьи граждан и поддержку замещающих семей. Большая работа проводится по предупреждению семейного неблагополучия и жестокого обращения с детьми.
Для развития Федеральной целевой программы «Дети России» в 84 субъектах Российской Федераций разработаны и реализуются региональные комплексные и целевые программы: в Приморском крае – «Детство – территория добра», в Курской области – «Поддержка семьи – защита ребенка», в Республике Алтай – «Защита от жестокого обращения детей в Республике Алтай», во Владимирской области – «Детство без насилия». В Республике Башкортостан действуют межведомственные советы по вопросам охраны семьи, материнства, отцовства и детства, на которых возложены функции по организации межведомственного взаимодействия и оказанию комплексной помощи семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Межведомственный подход к решению задач в области охраны и защиты детства от насилия реализуется через проведение профилактических акций и мероприятий. Так, межведомственные консилиумы специалистов по вопросам оказания помощи семье стали традицией на территории автономных округов – Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком [3]. На развитие механизма по своевременному выявлению фактов жесткого обращения с детьми направлено проведение акции «Жестокий родитель» на Алтае, «Сохрани жизнь себе и своему ребенку» – в Оренбургской области, «Я против жестокости» – в Ленинградской области, «Корабль детства» – в Забайкальском крае.
Инновационная технология «Окно жизни» направлена на предупреждение жестокого обращения с новорожденными младенцами. В Республике Коми создана межведомственная служба реагирования «Скорая социальная помощь». В 2015 г. в службу поступило почти 1,5 тыс. сигналов от населения о жестоком обращении в отношении детей. Аналогичные службы экстренного реагирования успешно функционируют во многих субъектах РФ (Курганской, Омской областях, Республике Саха и др.). Передвижная служба «Игровой автобус» (Алтай) оказывает реабилитационную помощь семьям и детям из отдаленных населенных пунктов. В Тверской области отработана система работы с неблагополучными семьями с применением инновационных технологий: «Социальный патронаж», «Сеть социальных контактов», «Интенсивная семейная терапия на дому». Через проведение указанных мероприятий общественность пытается найти пути решения существующей проблемы, сократить число детских суицидов, а также снизить уровень детской беспризорности и безнадзорности.
Обеспечено доведение средств федерального бюджета до бюджетов субъектов Российской Федерации в виде субвенций на выплату единовременных пособий при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью объемом 1 062 049 87,4 рублей. Систематически СМИ освещаются проблемы семьи и детства, позиционируется положительный опыт семейного воспитания. На реализацию 20 социально значимых проектов по проблемам семьи и детства в 2015 г. было выделено более 4 400,0 тыс. рублей. Таким образом, представленная система мер позволяет семье чувствовать уверенность в будущем, ощущать себя защищенной от рисков, связанных с появлением детей.