Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,899

SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL CULTURE OF A LECTURER OF ADDITIONAL VOCATIONAL TRAINING INSTITUTION: THE MEANING, INNER STRUCTURE AND DIAGNOSTIC FEATURES

Elmurzaeva R.A. 1 Yarychev N.U. 1
1 Chechen Institute of Improvement Professional Skill of Educators
The paper deals with improving the quality of teaching in the system of additional vocational training. The role of a lecturer and his influence on the effective audience training is considered by the author. The professional teacher’s standards and his professional functions necessary to meet the educational needs of students are analyzed. The content of teaching, methodical and scientific activity of a teacher from the perspective of the standard are examined in the paper. Theoretical works on the professional culture of a teacher are considered. On this basis, the concept of scientific and methodological culture of a lecturer of an institution of additional vocational training is formulated. The essence of the concept and its internal structure are described. Components (Teaching, Methodology and Research) and levels (emotional, cognitive, motivational, ethical, activity) of scientific and methodological culture of a lecturer are also described. The peculiarities of diagnostic scientific-methodical culture are justified. The author identifies and characterizes this diagnostic methods and techniques.
lecturer
additional vocational training
student
teacher
professional teacher’s standards
scientific and methodological culture

Одной из задач современного общества является непрерывное обучение в условиях постоянного обновления информации. Дополнительное профессиональное образование выполняет важнейшую функцию – повышение квалификации специалистов, совершенствование уровня их профессионального мастерства. В этой связи появляется множество исследований, указывающих на необходимость профессионального развития преподавателя в системе дополнительного профессионального образования [4, 6, 10, 12]. Преподаватель учреждения дополнительного профессионального образования согласно профессиональному стандарту «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» выполняет множество трудовых функций. При этом одной из задач его деятельности является создание условий для профессионального и личностного развития обучающихся, методическое обеспечение реализации образовательных программ. Кроме того, от преподавателя требуется знание теоретических основ и технологии организации научно-исследовательской и проектной деятельности.

Анализ содержания профессионального стандарта преподавателя [9] указывает на то, что в системе дополнительного профессионального образования важно сочетать разные виды деятельности. К ним относятся: преподавание по дополнительным профессиональным программам (ДПП), организационно-методическое обеспечение реализации программ ДПП, научно-методическое и учебно-методическое обеспечение реализации программ ДПП и др.

Все вышесказанное указывает на то, что современный преподаватель дополнительного профессионального образования не должен ограничиваться рамками преподавания свой дисциплины. Ему важно быть специалистом в области научной и методической работы. Для подтверждения этого вывода можно обратиться к обобщенным трудовым функциям, которые в соответствии с профессиональным стандартом должен осуществлять преподаватель учреждения дополнительного профессионального образования (табл. 1).

Преподавателю учреждения дополнительного профессионального образования следует органическим образом совмещать преподавательскую, методическую и научно-исследовательскую деятельность. Мы полагаем, что именно сформированная научно-методическая культура и обеспечивает такую целесообразную интеграцию.

Современные разработки в области профессиональной деятельности преподавателя позволят определить содержание исследуемого понятия. Так, Л.А. Плеханова рассматривает методическую культуру преподавателя как социально-профессиональную характеристику, обеспечивающую высокий уровень педагогической деятельности. Она также включает методическое осмысление используемых педагогических средств в обучении взрослых. Помимо прочего, методическая культура способствует созданию и освоению преподавателем новых педагогических ценностей и технологий. Автор делает ценный вывод, что методическая культура позволяет адаптировать полученные теоретические знания к реальному процессу повышения квалификации работников образовательных учреждений [10].

А.А. Усов исследовал профессионально-дидактическую культуру педагога дополнительного образования. Он описал ее как интегральное качество личности, определяющее направленность на освоение ценностных ориентаций в профессиональной деятельности. Профессионально-дидактическая культура представляет совокупность дидактических и профессиональных знаний, совершенствование дидактических способностей и их реализацию через творчески продуктивную профессиональную деятельность [13].

Определение понятия научно-методическая культура дает Ю.В. Подповетная, но в контексте деятельности преподавателя вуза. Она отмечает, что научно-методическая культура представляет собой социально-профессиональную характеристику, отражающую профессиональное самосознание, творческое мышление и научно-методические умения преподавателя в диалектическом единстве. Данная культура обеспечивает высокий теоретический уровень его педагогической деятельности, способствует научному осмыслению используемых педагогических средств и результативность учебной деятельности студентов [8].

Таблица 1

Содержание деятельности преподавателя дополнительного профессионального образования контексте профессионального стандарта [9]

Преподавательская деятельность

Методическая деятельность

Научная деятельность

Проведение учебных занятий по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы

Знание психолого-педагогических основ и методики применения технических средств обучения

Руководство учебно-профессиональной, проектной, исследовательской и иной деятельностью обучающихся

Организация самостоятельной работы обучающихся по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы

Знание методики разработки и применения контрольно-измерительных и контрольно-оценочных средств, интерпретация результатов контроля и оценивание

Подготовка обучающихся к участию в конференциях, организация конференций.

Экспертиза научно-методических и учебно-методических материалов

Использование педагогически обоснованных форм, методов и приемов организации деятельности обучающихся, применение современных технических средств обучения и образовательных технологий

Разработка и обновление учебно-методического обеспечения учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) ДПП, в том числе оценочных средств для проверки результатов их освоения

Знание методологии, теоретических основ и технологии научно-исследовательской и проектной деятельности.

Анализ примерных (типовых) программ с учетом развития соответствующей области научного знания и др.

elm1.wmf

Структура научно-методической культуры преподавателя учреждения дополнительного профессионального образования

Таким образом, данные определения методической, профессионально-дидактической и научно-методической культуры указывают на их важность в аспекте профессиональной деятельности преподавателя как системы высшего, так и дополнительного профессионального образования. В этой связи научно-методическую культуру преподавателя учреждения дополнительного профессионального образования мы рассматриваем в качестве интегративного профессионально-личностного качества, включающего преподавательские способности, методические умения и научную деятельность, направленные на профессиональное и личностное развитие обучающихся с целью достижения современного качества общего образования.

Комментируя данное определение, отметим, что научно-методическая культура рассматривается нами именно как качество личности, проецирующееся на профессиональную деятельность. Дело в том, что у каждого преподавателя вырабатывается свой индивидуально-методический стиль, который обуславливается его личностными особенностями. В основе лежит базовое качество – общая личностная культура, определяющая развитие в дальнейшем профессиональных качеств. Научно-методическая культура интегрирует три значимые профессиональные характеристики: преподавательские способности, методические умения и научную деятельность. Это – деятельностные характеристики каждого компонента научно-методической культуры, то есть высший уровень представленности ее преподавательского, научного и методического компонентов.

Причем мы полагаем, что каждый компонент должен проявляться на пяти уровнях: эмоциональном, когнитивном, мотивационном, этическом и деятельностном. Именно сочетание позитивных эмоций, владение теоретическими основами деятельности, сформированная мотивация, этически насыщенная деятельность преподавателя учреждения дополнительного профессионального образования является действительно эффективной. Она может представлять пример для подражания и истинный образец профессиональной культуры.

Основная цель преподавателя учреждения дополнительного профессионального образования – это профессиональное и личностное развитие обучающихся с целью достижения качества общего образования. Такие выводы получили обоснование в ряде научных публикаций [3, 4, 7]. Именно поэтому данная установка получили отражение в формулировке приведенного выше определения.

Вместе с тем важно отметить, что научно-методическая культура – сложное образование. Чтобы уточнить ее содержание, раскроем ее структуру детально (рисунок).

Первый уровень научно-методической культуры – эмоциональный. Он представляет собой основу каждого компонента. В преподавательском компоненте он получает воплощение в коммуникативном интересе. Умение проводить занятие в интерактивной форме, продуктивно выстраивать диалог со слушателями, интерес к коммуникации – важные составляющие характеристики преподавателя. Этим и обуславливается выделение данной позиции. Эмоциональный уровень в методическом компоненте проявляется в методической интуиции. Мы рассматриваем данное понятие как проницательность преподавателя, интуитивно грамотный выбор необходимой методики в зависимости от педагогической ситуации. И, наконец, в научно-педагогическом компоненте на эмоциональном уровне мы отмечаем значимость такого качества, как гносеологический оптимизм. Стремление к познанию, исследованию педагогических ситуаций, уверенность в результативности научного поиска будут способствовать эффективной научной деятельности преподавателя.

На когнитивном уровне научно-методической культуры выделяем такие качества, как педагогическая рефлексия, методическая грамотность и логическое мышление. Преподавателю важно не только хорошо знать преподаваемую дисциплину, но и уметь осмысливать, пересматривать ее содержание, выставлять смысловые акценты в зависимости от актуальности информации. Методическая грамотность рассматривается как способность конструировать свою деятельность на разных уровнях, используя современную нормативную базу, психолого-педагогические исследования, научные достижения и др. Логическое мышление наряду с развитой интуицией позволит преподавателю выбирать те способы работы и формы отражения своей профессиональной деятельности, которые наиболее доступны слушателям и при этом являются наукоемкими.

Мотивационный уровень научно-методической культуры включает в себя готовность применять современные технические средства и образовательные технологии на занятиях со слушателями, установку на развитие преподавателем своего индивидуального методического стиля. Важна интеграция яркой и интересной преподавательской деятельности с выраженной мотивацией к исследованию преподавателя. Научное описание и затем адаптация содержания педагогических ситуаций к реальному процессу повышения квалификации и является важным показателем научно-методической культуры.

Учитывая, что научно-методическая культура является частью общей культуры преподавателя, отражающей его этические принципы и основы деятельности, был выделен этический уровень. Он отражает профессиональную нравственность преподавателя, его профессиональный долг, ответственность, честь и достоинство. Данные качества являются ключевыми в культуре преподавателя. Преподавателю важно быть тактичным в деятельности со слушателями, знать особенности психологии обучающихся разного возраста и с разными личностными особенностями. Научная мораль рассматривается как использование моральных принципов в деятельности ученого. Следует понимать, что результаты научного исследования преподавателя распространяются в педагогической среде и используются в дальнейшем в работе с детьми. Поэтому педагогу важно учитывать последствия своей деятельности и особенности восприятия ее другими.

И, наконец, на деятельностном уровне научно-методическая культура преподавателя включает преподавательские способности, методические умения и научную деятельность. Способности определяются как свойства личности, которые требуются для успешного осуществления деятельности. Преподавательские способности сочетают в себе перцептивные, речевые, организаторские, академические, дидактические и др. Их сочетание и позволяет преподавателю умело осуществлять профессиональную деятельность. Методические умения являются освоенным преподавателем способом действий, базирующимся на приобретенных знаниях и навыках. Это умение проводить анализ нормативно-правовой базы, учебной литературы, содержания преподаваемого материала, умение применять методические рекомендации, использовать вариативную методику преподавания. Сюда же включается умение конструировать собственную методическую систему и оформлять ее в виде методических рекомендаций для слушателей или коллег. Научная деятельность включает написание научных статей, учебных пособий и монографий, организацию и участие в конференциях, экспертизу научно-методических и учебно-методических материалов и др.

Таблица 2

Критерии и уровни проявления научно-методической культуры преподавателя

Уровни / критерии

Качество преподавательской деятельности

Качество методической деятельности

Качество научно-исследовательской деятельности

Низкий

эмоциональный

Ниже среднего

эмоциональный + когнитивный

Средний

эмоциональный + когнитивный + мотивационный

Выше среднего

эмоциональный + когнитивный + мотивационный + этический

Высокий

эмоциональный + когнитивный + мотивационный + этический + деятельностный

Таким образом, именно такое содержание научно-методической культуры нам представляется исчерпывающим. Сочетание всех ее компонентов (преподавательский, методический и научно-исследовательский), представленных на всех уровнях (эмоциональный, когнитивный, мотивационный, этический и деятельностный) позволит преподавателю быть действительно профессионалом своего дела и соответствовать новым требованиям, предъявляемым к его деятельности.

По уровню развития каждого компонента научно-методической культуры можно судить о ее проявлении. В этой связи критериями изучения уровня проявления научно-методической культуры преподавателя дополнительного образования являются: качество преподавательской деятельности, качество методической деятельности и качество его научно-исследовательский деятельности. Они могут быть выражены на пяти уровнях. Низкий уровень научно-методической культуры отличает ее сформированность только эмоциональной основой деятельности. Высокий же уровень проявления научно-методической культуры преподавателя характеризуется сочетанием всех ее основ: от эмоциональной до деятельностной составляющей (табл. 2).

Что касается диагностики научно-методической культуры преподавателя, важно использовать комплексный подход: метод наблюдения, метод экспертной оценки, анализ продуктов деятельности, тестирование. Они позволят получить информацию о сформированности данного феномена. С помощью наблюдения можно оценить особенности проведения занятий преподавателем: умение планировать, организовать, контролировать учебно-профессиональную деятельность слушателей. Метод экспертной оценки позволит выявить особенности методической работы преподавателя. Анализ продуктов деятельности (исследование качества научных публикаций, методических пособий) будет способствовать выявлению характера методической и научной деятельности.

Для уточнения отдельных позиций можно воспользоваться следующими методиками:

1. Методика оценки направленности личности [14]. Выявляется направленность личности педагога на себя, на общение или дело. Одним из показателей сформированности научно-методической культуры является направленность преподавателя на дело (заинтересованность в решении деловых проблем, качественное выполнение работы, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение).

2. Опросник коммуникативных и организаторских склонностей КОС [1] позволяет выявить уровень развития коммуникативных и организаторских способностей у преподавателя, необходимых ему для осуществления эффективной преподавательской деятельности.

3. Вопросник для анализа учителем особенностей индивидуального стиля педагогической деятельности (А.К. Маркова) [2] способствует определению предпочитаемого стиля преподавателя (эмоционально-импровизационный, эмоционально-методический, рассуждающе-импровизационный и рассуждающе-методичный).

4. «Психологический портрет учителя» (З.В. Резапкина, Г.В. Резапкина) [11]. С помощью данной методики можно выявить приоритетные ценности преподавателя, его психоэмоциональное состояние, самооценку, стиль преподавания и уровень субъективного контроля. Кроме того, можно определить склонность к профессиональному выгоранию.

5. Методика изучения мотивации профессиональной деятельности Замфира [2] способствует исследованию мотивации: внутренней, внешней положительной или внешней отрицательной.

Таким образом, отметим, что сформированная научно-методическая культура преподавателя позволяет ему быть успешным в своей деятельности, грамотно интегрировать множество направлений в дополнительном профессиональном образовании. Это особенно важно для повышения качества образования педагогов. Научно-методическая культура включает в себя преподавательские способности, методические умения и научную деятельность. Диагностика данного феномена включает в себя комплекс методов и позволяет преподавателю своевременно определить собственную профессиональную компетентность и при необходимости скорректировать свою деятельность.