Одной из задач современного общества является непрерывное обучение в условиях постоянного обновления информации. Дополнительное профессиональное образование выполняет важнейшую функцию – повышение квалификации специалистов, совершенствование уровня их профессионального мастерства. В этой связи появляется множество исследований, указывающих на необходимость профессионального развития преподавателя в системе дополнительного профессионального образования [4, 6, 10, 12]. Преподаватель учреждения дополнительного профессионального образования согласно профессиональному стандарту «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» выполняет множество трудовых функций. При этом одной из задач его деятельности является создание условий для профессионального и личностного развития обучающихся, методическое обеспечение реализации образовательных программ. Кроме того, от преподавателя требуется знание теоретических основ и технологии организации научно-исследовательской и проектной деятельности.
Анализ содержания профессионального стандарта преподавателя [9] указывает на то, что в системе дополнительного профессионального образования важно сочетать разные виды деятельности. К ним относятся: преподавание по дополнительным профессиональным программам (ДПП), организационно-методическое обеспечение реализации программ ДПП, научно-методическое и учебно-методическое обеспечение реализации программ ДПП и др.
Все вышесказанное указывает на то, что современный преподаватель дополнительного профессионального образования не должен ограничиваться рамками преподавания свой дисциплины. Ему важно быть специалистом в области научной и методической работы. Для подтверждения этого вывода можно обратиться к обобщенным трудовым функциям, которые в соответствии с профессиональным стандартом должен осуществлять преподаватель учреждения дополнительного профессионального образования (табл. 1).
Преподавателю учреждения дополнительного профессионального образования следует органическим образом совмещать преподавательскую, методическую и научно-исследовательскую деятельность. Мы полагаем, что именно сформированная научно-методическая культура и обеспечивает такую целесообразную интеграцию.
Современные разработки в области профессиональной деятельности преподавателя позволят определить содержание исследуемого понятия. Так, Л.А. Плеханова рассматривает методическую культуру преподавателя как социально-профессиональную характеристику, обеспечивающую высокий уровень педагогической деятельности. Она также включает методическое осмысление используемых педагогических средств в обучении взрослых. Помимо прочего, методическая культура способствует созданию и освоению преподавателем новых педагогических ценностей и технологий. Автор делает ценный вывод, что методическая культура позволяет адаптировать полученные теоретические знания к реальному процессу повышения квалификации работников образовательных учреждений [10].
А.А. Усов исследовал профессионально-дидактическую культуру педагога дополнительного образования. Он описал ее как интегральное качество личности, определяющее направленность на освоение ценностных ориентаций в профессиональной деятельности. Профессионально-дидактическая культура представляет совокупность дидактических и профессиональных знаний, совершенствование дидактических способностей и их реализацию через творчески продуктивную профессиональную деятельность [13].
Определение понятия научно-методическая культура дает Ю.В. Подповетная, но в контексте деятельности преподавателя вуза. Она отмечает, что научно-методическая культура представляет собой социально-профессиональную характеристику, отражающую профессиональное самосознание, творческое мышление и научно-методические умения преподавателя в диалектическом единстве. Данная культура обеспечивает высокий теоретический уровень его педагогической деятельности, способствует научному осмыслению используемых педагогических средств и результативность учебной деятельности студентов [8].
Таблица 1
Содержание деятельности преподавателя дополнительного профессионального образования контексте профессионального стандарта [9]
Преподавательская деятельность |
Методическая деятельность |
Научная деятельность |
Проведение учебных занятий по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы |
Знание психолого-педагогических основ и методики применения технических средств обучения |
Руководство учебно-профессиональной, проектной, исследовательской и иной деятельностью обучающихся |
Организация самостоятельной работы обучающихся по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы |
Знание методики разработки и применения контрольно-измерительных и контрольно-оценочных средств, интерпретация результатов контроля и оценивание |
Подготовка обучающихся к участию в конференциях, организация конференций. Экспертиза научно-методических и учебно-методических материалов |
Использование педагогически обоснованных форм, методов и приемов организации деятельности обучающихся, применение современных технических средств обучения и образовательных технологий |
Разработка и обновление учебно-методического обеспечения учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) ДПП, в том числе оценочных средств для проверки результатов их освоения |
Знание методологии, теоретических основ и технологии научно-исследовательской и проектной деятельности. Анализ примерных (типовых) программ с учетом развития соответствующей области научного знания и др. |
Структура научно-методической культуры преподавателя учреждения дополнительного профессионального образования
Таким образом, данные определения методической, профессионально-дидактической и научно-методической культуры указывают на их важность в аспекте профессиональной деятельности преподавателя как системы высшего, так и дополнительного профессионального образования. В этой связи научно-методическую культуру преподавателя учреждения дополнительного профессионального образования мы рассматриваем в качестве интегративного профессионально-личностного качества, включающего преподавательские способности, методические умения и научную деятельность, направленные на профессиональное и личностное развитие обучающихся с целью достижения современного качества общего образования.
Комментируя данное определение, отметим, что научно-методическая культура рассматривается нами именно как качество личности, проецирующееся на профессиональную деятельность. Дело в том, что у каждого преподавателя вырабатывается свой индивидуально-методический стиль, который обуславливается его личностными особенностями. В основе лежит базовое качество – общая личностная культура, определяющая развитие в дальнейшем профессиональных качеств. Научно-методическая культура интегрирует три значимые профессиональные характеристики: преподавательские способности, методические умения и научную деятельность. Это – деятельностные характеристики каждого компонента научно-методической культуры, то есть высший уровень представленности ее преподавательского, научного и методического компонентов.
Причем мы полагаем, что каждый компонент должен проявляться на пяти уровнях: эмоциональном, когнитивном, мотивационном, этическом и деятельностном. Именно сочетание позитивных эмоций, владение теоретическими основами деятельности, сформированная мотивация, этически насыщенная деятельность преподавателя учреждения дополнительного профессионального образования является действительно эффективной. Она может представлять пример для подражания и истинный образец профессиональной культуры.
Основная цель преподавателя учреждения дополнительного профессионального образования – это профессиональное и личностное развитие обучающихся с целью достижения качества общего образования. Такие выводы получили обоснование в ряде научных публикаций [3, 4, 7]. Именно поэтому данная установка получили отражение в формулировке приведенного выше определения.
Вместе с тем важно отметить, что научно-методическая культура – сложное образование. Чтобы уточнить ее содержание, раскроем ее структуру детально (рисунок).
Первый уровень научно-методической культуры – эмоциональный. Он представляет собой основу каждого компонента. В преподавательском компоненте он получает воплощение в коммуникативном интересе. Умение проводить занятие в интерактивной форме, продуктивно выстраивать диалог со слушателями, интерес к коммуникации – важные составляющие характеристики преподавателя. Этим и обуславливается выделение данной позиции. Эмоциональный уровень в методическом компоненте проявляется в методической интуиции. Мы рассматриваем данное понятие как проницательность преподавателя, интуитивно грамотный выбор необходимой методики в зависимости от педагогической ситуации. И, наконец, в научно-педагогическом компоненте на эмоциональном уровне мы отмечаем значимость такого качества, как гносеологический оптимизм. Стремление к познанию, исследованию педагогических ситуаций, уверенность в результативности научного поиска будут способствовать эффективной научной деятельности преподавателя.
На когнитивном уровне научно-методической культуры выделяем такие качества, как педагогическая рефлексия, методическая грамотность и логическое мышление. Преподавателю важно не только хорошо знать преподаваемую дисциплину, но и уметь осмысливать, пересматривать ее содержание, выставлять смысловые акценты в зависимости от актуальности информации. Методическая грамотность рассматривается как способность конструировать свою деятельность на разных уровнях, используя современную нормативную базу, психолого-педагогические исследования, научные достижения и др. Логическое мышление наряду с развитой интуицией позволит преподавателю выбирать те способы работы и формы отражения своей профессиональной деятельности, которые наиболее доступны слушателям и при этом являются наукоемкими.
Мотивационный уровень научно-методической культуры включает в себя готовность применять современные технические средства и образовательные технологии на занятиях со слушателями, установку на развитие преподавателем своего индивидуального методического стиля. Важна интеграция яркой и интересной преподавательской деятельности с выраженной мотивацией к исследованию преподавателя. Научное описание и затем адаптация содержания педагогических ситуаций к реальному процессу повышения квалификации и является важным показателем научно-методической культуры.
Учитывая, что научно-методическая культура является частью общей культуры преподавателя, отражающей его этические принципы и основы деятельности, был выделен этический уровень. Он отражает профессиональную нравственность преподавателя, его профессиональный долг, ответственность, честь и достоинство. Данные качества являются ключевыми в культуре преподавателя. Преподавателю важно быть тактичным в деятельности со слушателями, знать особенности психологии обучающихся разного возраста и с разными личностными особенностями. Научная мораль рассматривается как использование моральных принципов в деятельности ученого. Следует понимать, что результаты научного исследования преподавателя распространяются в педагогической среде и используются в дальнейшем в работе с детьми. Поэтому педагогу важно учитывать последствия своей деятельности и особенности восприятия ее другими.
И, наконец, на деятельностном уровне научно-методическая культура преподавателя включает преподавательские способности, методические умения и научную деятельность. Способности определяются как свойства личности, которые требуются для успешного осуществления деятельности. Преподавательские способности сочетают в себе перцептивные, речевые, организаторские, академические, дидактические и др. Их сочетание и позволяет преподавателю умело осуществлять профессиональную деятельность. Методические умения являются освоенным преподавателем способом действий, базирующимся на приобретенных знаниях и навыках. Это умение проводить анализ нормативно-правовой базы, учебной литературы, содержания преподаваемого материала, умение применять методические рекомендации, использовать вариативную методику преподавания. Сюда же включается умение конструировать собственную методическую систему и оформлять ее в виде методических рекомендаций для слушателей или коллег. Научная деятельность включает написание научных статей, учебных пособий и монографий, организацию и участие в конференциях, экспертизу научно-методических и учебно-методических материалов и др.
Таблица 2
Критерии и уровни проявления научно-методической культуры преподавателя
Уровни / критерии |
Качество преподавательской деятельности |
Качество методической деятельности |
Качество научно-исследовательской деятельности |
Низкий |
эмоциональный |
||
Ниже среднего |
эмоциональный + когнитивный |
||
Средний |
эмоциональный + когнитивный + мотивационный |
||
Выше среднего |
эмоциональный + когнитивный + мотивационный + этический |
||
Высокий |
эмоциональный + когнитивный + мотивационный + этический + деятельностный |
Таким образом, именно такое содержание научно-методической культуры нам представляется исчерпывающим. Сочетание всех ее компонентов (преподавательский, методический и научно-исследовательский), представленных на всех уровнях (эмоциональный, когнитивный, мотивационный, этический и деятельностный) позволит преподавателю быть действительно профессионалом своего дела и соответствовать новым требованиям, предъявляемым к его деятельности.
По уровню развития каждого компонента научно-методической культуры можно судить о ее проявлении. В этой связи критериями изучения уровня проявления научно-методической культуры преподавателя дополнительного образования являются: качество преподавательской деятельности, качество методической деятельности и качество его научно-исследовательский деятельности. Они могут быть выражены на пяти уровнях. Низкий уровень научно-методической культуры отличает ее сформированность только эмоциональной основой деятельности. Высокий же уровень проявления научно-методической культуры преподавателя характеризуется сочетанием всех ее основ: от эмоциональной до деятельностной составляющей (табл. 2).
Что касается диагностики научно-методической культуры преподавателя, важно использовать комплексный подход: метод наблюдения, метод экспертной оценки, анализ продуктов деятельности, тестирование. Они позволят получить информацию о сформированности данного феномена. С помощью наблюдения можно оценить особенности проведения занятий преподавателем: умение планировать, организовать, контролировать учебно-профессиональную деятельность слушателей. Метод экспертной оценки позволит выявить особенности методической работы преподавателя. Анализ продуктов деятельности (исследование качества научных публикаций, методических пособий) будет способствовать выявлению характера методической и научной деятельности.
Для уточнения отдельных позиций можно воспользоваться следующими методиками:
1. Методика оценки направленности личности [14]. Выявляется направленность личности педагога на себя, на общение или дело. Одним из показателей сформированности научно-методической культуры является направленность преподавателя на дело (заинтересованность в решении деловых проблем, качественное выполнение работы, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение).
2. Опросник коммуникативных и организаторских склонностей КОС [1] позволяет выявить уровень развития коммуникативных и организаторских способностей у преподавателя, необходимых ему для осуществления эффективной преподавательской деятельности.
3. Вопросник для анализа учителем особенностей индивидуального стиля педагогической деятельности (А.К. Маркова) [2] способствует определению предпочитаемого стиля преподавателя (эмоционально-импровизационный, эмоционально-методический, рассуждающе-импровизационный и рассуждающе-методичный).
4. «Психологический портрет учителя» (З.В. Резапкина, Г.В. Резапкина) [11]. С помощью данной методики можно выявить приоритетные ценности преподавателя, его психоэмоциональное состояние, самооценку, стиль преподавания и уровень субъективного контроля. Кроме того, можно определить склонность к профессиональному выгоранию.
5. Методика изучения мотивации профессиональной деятельности Замфира [2] способствует исследованию мотивации: внутренней, внешней положительной или внешней отрицательной.
Таким образом, отметим, что сформированная научно-методическая культура преподавателя позволяет ему быть успешным в своей деятельности, грамотно интегрировать множество направлений в дополнительном профессиональном образовании. Это особенно важно для повышения качества образования педагогов. Научно-методическая культура включает в себя преподавательские способности, методические умения и научную деятельность. Диагностика данного феномена включает в себя комплекс методов и позволяет преподавателю своевременно определить собственную профессиональную компетентность и при необходимости скорректировать свою деятельность.