В современном информационном обществе актуальными являются вопросы обеспечения информационной безопасности всех сфер человеческой деятельности. В утвержденной в сентябре 2000 года «Доктрине информационной безопасности Российской Федерации» среди угроз информационной безопасности (ИБ) особое место занимают «угрозы конституционным правам и свободам человека и гражданина в области духовной жизни и информационной деятельности, индивидуальному, групповому и общественному сознанию, духовному возрождению России» [1]. В настоящее время Совет безопасности РФ разрабатывает новую редакцию Доктрины информационной безопасности России. В Доктрине планируется прописать факторы, которые будут учитываться при оценке современных угроз информационной безопасности РФ. Среди них – информационный экстремизм, вовлечение молодежи в экстремистскую деятельность в сети Интернет, использование информационно-психологических и технических возможностей для достижения военных и политических целей, кибератаки, информационные войны, похищения персональных данных, кибермошенничество и др.
Защита от информации, способной причинить вред жизни, здоровью, нравственному, духовному развитию молодого поколения, признана в качестве приоритетной задачи государства как международным правом (Конвенция ООН о правах ребенка: ст. 13, 17), так и Российским законодательством (Указ Президента РФ от 17.12.1997 № 1300 «Об утверждении Концепции национальной безопасности РФ»). В «Национальной доктрине образования в РФ» отмечается, что «стратегические цели образования тесно увязаны с проблемами развития российского общества, включая создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России, обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности». С 1 сентября 2013 г. вступил в силу ФЗ N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», целью которого является «защита детей от негативного влияния на их психическое и физическое здоровье информации, распространяемой в том числе и посредством информационно-телекоммуникационных сетей, включая сети Интернет и сети подвижной радиотелефонной связи» [6].
Очевидно, что в условиях становления информационного общества именно молодежь является мишенью негативного воздействия в сети Интернет, она наиболее склонна к аддиктивному, асоциальному и делинквентному поведению в киберпространстве, является особо уязвимой для идей «цветных» и «твиттерных» революций, насильственного экстремизма и ксенофобии, криминализации, нетерпимости и террористической радикализации [1, 3, 4, 5, 8, 9, 10 и др.]. В современной науке исследуется ряд аспектов проблемы формирования устойчивости студенческой молодежи к негативным воздействиям в среде Интернета, накоплен определенный опыт по ее решению.
Вопросы глобализации и информатизации исследовались зарубежными исследователями, такими как Д. Белл, З. Бжезинский, П. Дракер, Р. Инглегарт, М. Маклюэн, А. Моль, М. Кастельс, Э. Тоффлер, А. Этциони, М. Фасслер, Х. Шрадер и др. Среди отечественных ученых следует отметить Р.Ф. Абдеева, И.Ю. Алексееву, Е.В. Бутенко, Е.Л. Вартанову, М.А. Вуса, В.Л. Иноземцева, Б.В. Маркова, И.С. Мелюхина, А.И. Ракитова, А.Е. Шадрина, А.В. Чугунова и др.
В структуре отечественных исследований выделяется направление, связанное с обеспечением информационно-психологической безопасности личности и общества. К нему можно отнести труды Э.М. Андреева, Ю.Д. Бабаевой, А.Е. Войскунского, Т.А. Донских, К.К. Колина, Г.Ю. Маклакова, А.В. Миронова, М. Эпштейна и др. Среди зарубежных исследователей, можно выделить исследования С. Кинга, С. Томпсена, В Бреннера, Д. Гринфилда, Т. Белсэйр, Дж. Сулера, Дж. Морэйхэн-Мартина, П. Шумейкера, К.С. Янг и др. К основным причинам нарушений психологической безопасности личности ученые относят: анонимные социальные взаимодействия; возможность создания виртуальной личности; получение требуемой социальной поддержки из виртуального мира; неконтролируемый и неограниченный доступ к информации и др.
Одним из распространённых последствий негативного воздействия интернет-технологий является девиантное поведение в сфере ИКТ, к которому относят: асоциальное, делинквентное, аддиктивное поведение и гиперспособности в области ИКТ [1, 4, 9 и др.]. Проблема девиатного поведения в интернете весьма многогранна, она касается психологического и физического здоровья пользователя; межличностных, социальных отношений в личной жизни, образовательной, семейной и профессиональной деятельностях. Интернет-зависимость порождает и всевозможные экономические проблемы: огромные потери правообладателей от пиратской продукции, ущерб от пользования соцсетями в рабочее время, финансовые затраты интернет-пользователей на онлайн-покупки и пр. Характеристики интернет-аддиктивного (зависимого) поведения и методики его диагностики освещаются в научных работах А.Е. Войскунского, М.Д. Гриффитса, Ц.П. Короленко, В.А. Лоскутовой, И. Маркса, В.Д. Менделевича, Т. Такера, К. Янг и др. Проблемы компьютерной зависимости широко изучаются в рамках психологии (Е.А. Войскунский, И.В. Андреев, А.Е. Жичкина, М.С. Иванов, Е.И. Изотова и др.) и медицины (Т.Ю. Бальбот, М.Н. Степанова, Л.Н. Юрьева, К. Янг и др.). Теоретические основы профилактики зависимого поведения исследовались Е.В. Змановской, Ц.П. Короленко, В.А. Поповым, Л.М. Шипициной, Л.С. Шпелениным и др.
Развитие интернета и мобильных устройств привело к появлению нового вида компьютерных игр – онлайн-игр. В соответствии с последним докладом аналитической компания Newzoo, количество игроков в 2013 г. составило 1,6 млрд человек, а в 2017 г., по прогнозам исследователей, их количество составит 2,2 млрд. В 2017 г. прибыль в гейминдустрии ожидается равной 102,9 млрд долларов в сравнении с 75,5 млрд долларов в 2013 г. [2]. Онлайн- игры характеризуются использованием высококачественного графического и звукового оформления, анимации и специальных эффектов. Данные игры обеспечивают командную игру в реальном масштабе времени, гарантируют анонимность игроков, возможность использования любого имиджа, а также способствуют быстрому и устойчивому вовлечению участников в игровую онлайн-аддикцию [4 и др.].
Изучению феномена манипуляции посвящено значительное количество научных трудов западных и отечественных исследователей в области психологии, социологии, политологии, философии (В.М. Бехтерев, Г Лебон, У. Липпман, Г. Маркузе, М. Макклюен, А. Моль, Ф. Ницше, З. Фрейд, Э. Фромм, У. Хараш, М.А. Хевеши и др.), являющихся основой для понимания сущности явления манипуляции. Среди прикладных психологических исследований выделяются труды Ш. Айенгара, А. Бандуры, Д. Киндера, Н. Миллера, С. Милграма и др., экспериментально изучавших психологические механизмы внушения. Принципиально важный вклад внесен современными учеными, исследующими применения манипуляции в условиях глобализации и развития ИКТ (С.Г. Кара-Мурза, Ч.С. Кирвель, А.Н. Чумаков, В.Н. Шевченко, В.И. Стрельченко, И.Б. Романенко, Н.С. Урсу и др.). Наиболее используемыми для манипулирования в интернете технологиями являются: микроблоги; социальные сети; видеохостинги; DDoS-атаки, направленные против оппонентов; интернет-боты, фальсифицирующие реальный уровень и (или) стимулирующие активность; технологии SMO и SEO, способные популяризировать идеи, искажать картину реальной их поддержки; информационные вбросы, нацеленные на дезинформацию и создание цепного эффекта [5 и др.]. Вопросы анализа специфики языка периодических изданий электронных сетей Интернет, изучения манипулятивных свойств гипертекстовых систем нашли отражение в трудах А.И. Акопова, Е.Ю. Булыгиной, А.Б. Бушева, Э.И. Гарифуллиной, В.М. Герасимова, М.М. Колесниковой, С.Н. Леденевой, А.В. Маркина и др.
Проблема информационных войн и информационного воздействия, в контексте защиты массового сознания от манипулятивных технологий, исследуется в работах А.Ф. Иванова, Э.В. Каракозовой, В.П. Котенко, А.А. Молдавян, В.Н. Паринова, А.Ю. Первицкого, Г.Л. Смолян, Е.А. Соловьевой, Т.Д. Старледевой, Р.М. Юсупова. Методики манипулирования социальными группами описаны Е.А. Богачевой, О.Н. Быковой, С.Г. Кара-Мурзой, О.Л. Михалевой, С.В. Хребиной, Г. Шиллер, Э. Шостром и др.
Теория и практика образования в области защиты информации и информационной безопасности раскрываются в трудах Е.Б. Белова, М.В. Вус, К.К. Колина, В.Б. Кравченко, В.П. Лось, А.А. Малюка, В.В. Мельникова, Б.А. Погорелова, В.И. Ярочкина и др. Однако, как показывает проведенный анализ, в системе высшего образования недостаточное внимание уделяется проблемам профилактики и коррекции деструктивных информационных воздействий на студенческую молодежь. Это негативно сказывается на развитие интеллектуальных способностей студентов, их профессиональной социализации, ведет к духовно-нравственной деградации, экономическому и правовому нигилизму, что в конечном итоге приводит к снижению качества профессиональной подготовки будущих специалистов. Таким образом, актуальной является задача активизации учебно-воспитательной работы в высшей школе, направленной на оказание помощи студентам по преодолению негативного воздействия ИКТ на физическое здоровье, психику, стереотипы поведения в обществе и личной жизни, моральные нормы, нравственные критерии и духовные ценности личности.
Ряд педагогов (А.И. Воронин, Д.А. Иванов, А.В. Хуторской, Н.И. Чеботарева, И.В. Челышева и др.) обращают особое внимание на компетентностный подход в предупреждении воздействия манипуляционных технологий и защиты от них на уровне образовательных учреждений. В целом компетентностный подход является наиболее адекватным задачам поиска параметров педагогического обеспечения предупреждения негативного воздействия в интернете, так как задает идею о возможности целенаправленного развития совокупности знаний, навыков, качеств, формирующих устойчивость к медиаманипуляции [3, 7, 10, 11 и др.]. Однако следует отметить, что вопросы формирования у студентов вуза устойчивости к технологиям негативного информационно-психологического воздействия в сети Интернет в данное время в педагогической науке разработаны недостаточно. Основной акцент находится в естественнонаучной, технической, правовой областях, а также в политологии и социологии. Несмотря на многообразие представленных в современной литературе подходов и теорий исследования отдельных аспектов данной проблемы, мы пришли к выводу о том, что в системе высшего образования существует ряд проблем, определяющихся противоречиями между:
– растущим числом интернет-пользователей, масштабностью и мощностью воздействия информационной среды на психику молодежи, их личность и поведение, с одной стороны, и малой информированностью общества об объективно возрастающих угрозах социального, политического и экономического характера в информационном пространстве интернете, с другой стороны;
– возросшими потребностями в обеспечении информационной безопасности общества, государства и личности, в частности студентов вузов, с одной стороны, и негативными тенденциями роста деструктивного, манипулятивного воздействия информационных ресурсов интернета, оказывающих губительное влияние на здоровье, интеллектуальный потенциал и психологическое состояние молодежи, с другой;
– между необходимостью создания научно обоснованной базы обеспечения информационно-психологической безопасности и развития личности студента в интернет-среде с использованием образовательного потенциала университета и отсутствием интеграции, систематизации, структуризации, классификации накопленных теоретических знаний по данной проблеме в научных исследованиях;
– между объективной необходимостью разработки концепции профилактики и предотвращения негативных информационно-психологических влияний интернет-пользования на студентов университета и недостаточной разработанностью организационных, дидактических элементов реализации данной концепции в процессе профессионального образования, отсутствием компетентности у значительной части современных вузовских педагогов в данной области (включая использование положительного потенциала интернета в воспитательной работе со студентами университета).
Устранение обозначенных противоречий определяет актуальность проблем исследования, заключающуюся в необходимости обобщения, систематизации теоретического и эмпирического материала, разработки комплекса теоретико-методологических оснований и методического обеспечения построения концепции и педагогической модели формированию у студентов вуза устойчивости к технологиям негативного информационно-психологического воздействия в сети Интернет.
Разрабатываемая концепция обогатит педагогическую теорию, выведет на новый уровень исследование проблемы информационно-психологической безопасности молодежи в интернете. Разрабатываемые положения являются теоретическим вкладом в разработку содержания и технологий педагогической поддержки безопасного и эффективного использование информационных ресурсов сети Интернет при подготовке будущих специалистов в вузе. В ходе реализации проекта ожидается получение следующих основных результатов: выявление и классификация основных источников рисков в информационной среде Интернет, которые могут оказать негативное воздействие на личность и поведение студентов вузов; обоснование теоретико-методологических оснований решения проблемы обеспечения информационно-психологической безопасности студентов в информационной среде интернета; разработка концепции превенции негативного информационно-психологического воздействия на психику и сознание молодежи в информационной среде интернета и ее апробация в образовательном процессе университета; разработка методических положений и практических рекомендаций по формированию и развитию систем профилактики и коррекции негативных воздействий интернет-ресурсов на развитие личности студентов в образовательном процессе университета.