Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

GENDER STEREOTYPES IN THE PROCESS OF TRAINING JOURNALISTS

Sokolova E.A. 1 Shupletsova Yu.A. 1 Yastremskaya Yu.A. 1
1 Shadrinsk state pedagogical University
Gender education is getting important in Russia as there is an urgent need to speak to students about gender phenomena and problems at the higher educational establishments. And especially important it is for future journalists as they have to possess a strong understanding of the gender-related terminology, the gender problems existing in the modern society, the gender asymmetry in the community and some micro communities. For journalists it is especially important to possess the knowledge about the gender stereotypes those are in mind of people and in the media contents. It is an essential part of training journalists to teach them how to differentiate the gender stereotypes and use them in their professional activity. The article states the way the gender education of students is to be organized. The author is doing it by the example of the experience the Shadrinsk State Pedagogical University has got. The article points out the theoretical and practical aspects of the gender education as a part of the professional training, the important gender problems, for example, the existing of the gender stereotypes in mass media.
gender
gender education
gender stereotypes

Исследование гендерных отношений постепенно становится неотъемлемой частью современной науки, в том числе – науки о журналистике. Гендерные отношения, их особенности в работе СМИ, в формировании медиапространства давно привлекают внимание научного сообщества. Проблемы взаимоотношения полов в редакциях СМИ и медийных продуктах, дискуссии о положении мужчин и женщин в современном мире, успешная или безуспешная борьба женщин за равные (гармоничные) отношения с мужчинами, гендерная асимметрия – в освещении этих вопросов большая роль отводится СМИ как институту, формирующему наше представление о действительности.

Современное общество характеризуется исследователями гендерных отношений (в частности, О.В. Смирновой) как «общество гендерных конфликтов, накопившихся за всю историю человечества, общество, которое находится в процессе поиска гендерного взаимопонимания» [11, с. 223], поэтому гендерное просвещение журналистов представляется важным и необходимым.

В последнее время вопросы «гендерной грамотности» журналистов и работников СМИ все больше занимают исследователей именно на уровне профессиональной подготовки будущего коммуникатора или публициста. Для этого есть основания. Исследователи медиалогии выявляют целый комплекс серьезных погрешностей в освещении современными СМИ гендерных отношений [11, с. 228].

Можно выделить три комплекса вопросов, связанных с гендерной проблематикой, в которых должен разбираться будущий журналист:

1. Терминология, понятия и представления, связанные с гендерной проблематикой и тематикой публицистических материалов;

2. Негативные последствия гендерной асимметрии в работе редакции;

3. Функционирование гендерных стереотипов в медийном пространстве.

Мы предлагаем два пути формирования гендерной грамотности будущих журналистов. Первый: включение тем, связанных с гендером вообще и гендерными стереотипами в современном мире в частности, в программу базовых дисциплин предметной подготовки. Второй: включение в вариативную часть учебного плана дисциплины «Гендерная проблематика СМИ».

Так, история женского движения в документах и публицистике органично ложится в курсы истории зарубежной и отечественной журналистики, истории зарубежной и отечественной литературы; основы гендерной социологии – в курс социологии журналистики; основы гендерной психологии – в курс психологии журналистики и т.д. Подобные процессы уже происходят. Например, в учебном пособии В.Ф. Олешко «Психология журналистики» [6] содержится раздел о влиянии гендерных стереотипов на характер творчества и описан любопытный эксперимент, проведенный со студентами-журналистами, выступающими одновременно коммуникаторами и аудиторией. Ученый отмечает, что задача средств массовой коммуникации – разрушать гендерные стереотипы, заменяя достоверными фактами. «И задача журналиста заключается прежде всего в том, чтобы восстановить все многообразие фактологических связей» [6, с. 109].

Цель дисциплины «Гендер и гендерные стереотипы в СМИ» заключается в том, чтобы заложить базовые представления и знания по истории и содержанию гендера как научной проблемы, по теории феминизма и практике основных феминистских явлений. Данный курс нацелен на осмысление студентами гендерного дисбаланса в современном мире и его проявлениях в различных сферах деятельности человека, и прежде всего – в образовательной.

Задачи дисциплины:

1) усвоение студентами общих представлений о понятии «гендер» как социокультурном явлении;

2) получение обучающимися представления об истории борьбы женщин за равные права с мужчинами;

3) получение студентами общего филологического представления о феминистском процессе в Европе и США в контексте истории и культуры;

4) усвоение представлений о гендерной проблематике;

5) формирование понимания особенностей и внутреннего механизма гендерного дисбаланса в различные периоды развития человечества;

6) изучение особенностей отражения гендерной проблематики в СМИ;

7) получение представлений о специфике стереотипного создания мужских и женских медийных образов.

Предусматривается, что в результате освоения этой дисциплины студент будет знать основные понятия и термины, связанные с гендером как социокультурным явлением; основные особенности гендерного мышления и мифов; этапы борьбы женщин за равные права с мужчинами. Кроме того, студент должен будет научиться анализировать гендерные проявления в общественной и культурной жизни; корректно пользоваться научной и справочной литературой, в том числе и электронными источниками.

На практических занятиях будущий журналист должен будет овладеть навыками актуализации духовной и эстетической проблематики гендерных явлений применительно к проблемам сегодняшнего дня и самостоятельного исследования гендерных проявлений.

В программу дисциплины «Гендерная проблематика СМИ» входят разделы:

1. Традиционные теории половых ролей.

2. Гендерные стереотипы и религиозные традиции.

3. Теория и история феминизма в свете психоанализа, постмодернизма и постфеминизма.

4. Гендерные аспекты образования, семьи, социальной политики и права.

5. Отражение гендерной проблематики в СМИ.

6. «Женская тема» в литературе.

Последовательность подачи материала в ходе освоения дисциплины предлагается следующая. Прежде всего, студенту необходимо разобраться в самом понятии «гендер», лишь недавно вошедшем в отечественную науку и журналистику. Общеизвестно, что это слово происходит от английского «gender», обозначающего «пол», «секс», «род». Мы рассматриваем гендер как комплекс социокультурных характеристик поведения и ролей мужчины и женщины, выступающих как социально-психологический фактор формирования и развития ментальности коммуникатора и его аудитории. К этому обобщающему определению студент приходит после реферирования научных статей, посвященных гендерной проблематике, и анализа ряда научных определений гендера.

Студента следует знакомить с терминологическим аппаратом, такими понятиями, как гендерное неравенство, гендерные конфликты, гендерные роли, гендерные контракты, гендерная асимметрия, гендерные мифы, гендерные стереотипы и проч. Эти и другие понятия и термины следует подробно обсудить, проанализировав примеры из журналистской практики. Затем предложить студентам написать материал с использованием гендерной терминологии, и затем в группе разобрать наиболее удачные примеры.

Гендерная асимметрия выражается в нарушении равных возможностей для женщин и мужчин в отдельных сферах жизнедеятельности. Так, в последние десятилетия растет феминизация газет и журналов в крупных российских городах. К этому привела скрытая дискриминация женщин в публичной сфере, когда в годы экономического кризиса активные мужчины отказывались от интеллектуальной и творческой деятельности в поисках более высоких заработков, оставляя низкооплачиваемую работу в городских СМИ женщинам. Таким образом, усиливалась гендерная асимметрия, а гендерные контракты еще сильнее удалялись от идеальной равностатусности. Это привело к заполнению женщинами опустевшей ниши, и провинциальная медиасфера превратилась в почти сугубо женскую.

Вследствие доминирования женщин в провинциальной медиасфере возникает опасность приниженного положения в ней мужчин, отсутствует адекватное освещение гендерных отношений, остается консерватизм в понимании и освещении гендерной проблематики. И.В. Рогозина называет это явление андрогинным эталоном, так как оно фиксирует освоение женщиной традиционно мужских ролей, а также стремление реализовать себя не только в бытовой и семейной сферах, но и в социальной [9, с. 127].

Разумеется, это противоречие разрешится только со временем, но студент, осваивающий профессию журналиста, должен понимать, что разработка и внедрение в работу СМИ имиджевых стратегий, проведение политики выравнивания гендерной асимметрии в редакционных коллективах приблизит медиапространство к гармонии и гендерной справедливости, – так же, как и разрушение гендерных стереотипов. Поэтому в ходе преподавания дисциплины главное внимание должно уделяться изучению наиболее устойчивых и распространенных гендерных стереотипов в медиапространстве, надо выявить способы их публицистической репрезентации, изучить методы и приемы их создания и разрушения.

Сознание человека не свободно от стереотипов, он «живет» и мыслит ими, т.к. они облегчают восприятие мира. Реальность воспринимается человеком сквозь призму стереотипов, в том числе – поддерживаемых медиа. Поэтому образы современников, их взаимоотношения, отношения к событиям подаются СМИ и воспринимаются их аудиторией с помощью стереотипов, выступающих, таким образом, инструментом создания текста и его прочтения. В стереотипе заложены диалоговость и бинарность. Образы мужчин и женщин, их взаимоотношения, их социальные функции и роли очень часто создаются СМИ и воспринимаются читательской аудиторией с помощью гендерных стереотипов. Вместе с тем они также служат инструментом для манипулирования массовым сознанием.

Исходя из определения Б.Н. Лозовского [5], стереотипы в журналистике можно понимать как устойчивые обобщенные и упрощенные представления о явлениях действительности, носящие характер предрассудка и бытующие в сознании аудитории СМИ как самостоятельно выработанные или навязанные коммуникаторами, а также как способ восприятия и отражения журналистами окружающего мира в медийном продукте.

В комплексе стереотипов, представленных российскими медиа, ученые выделяют особую группу гендерных стереотипов, связанных с репрезентацией отношений мужчин и женщин, еще недостаточно полно изученных современной наукой. Гендерный стереотип – это устойчивое обобщенное и упрощенное представление человека и масс о моделях поведения и чертах характера, соответствующее понятиям «мужчина» и «женщина», их социальным ролям и функциям, выработанное культурой и выраженное в визуальных и вербальных образах.

Гендерные стереотипы, связанные с созданием женских образов в местной прессе, рассмотрены в статьях Е.А. Соколовой «Комплекс гендерных стереотипов в медийном портрете женщины в местной прессе» [12] и Ю.А. Шуплецовой «Изменение взгляда на женщину в районной прессе» [15]. Гендерные стереотипы, связанные с созданием мужских образов в местной прессе, изложены в статье Е.А. Соколовой «Комплекс мужских стереотипных образов в газете русского провинциального города» [13].

Гендерные стереотипы построены по четким, хорошо прочитываемым логическим схемам (например, природой женщине предназначено рожать детей, следовательно, ее основная функция – материнство, воспитание детей, сфера – семья). С другой стороны, как очень точно отметила К.Н. Ахмадеева, нельзя не увидеть эмоциональную сторону восприятия гендерных стереотипов [2]. Общеизвестно, что они обладают мощным воздействием на массовое сознание, а в СМИ они часто выступают как ресурс манипулирования общественным мнением. Обладая широким спектром возможностей воздействия на сознание людей, массмедиа манипулируют (в разной степени осознанности и ответственности) представлениями людей о том, какими следует быть женщине или мужчине. Главный инструмент этих действий – гендерные стереотипы.

Так, в последнее время образ женщин в СМИ представлен разносторонне, но комплекс стереотипных представлений, связанных с второстепенным положением женщины в обществе, семье, ее ограниченных социальных ролях продолжает существовать. Об этом подробно и по-журналистски ярко писала Н.И. Ажгихина в серии своих статей, посвященных женским образам в центральной прессе [1, с. 16]. Следует заметить, что в провинциальной прессе «новые» стереотипы причудливым образом переплетаются с устаревшими и патриархальными, причем последние доминируют, и степень доминирования увеличивается в зависимости от удаленности от центра: чем провинциальнее газета, тем сильнее в ней патриархальные стереотипы.

Стереотипы, хотя и являются застывшими клише, имеют свойство меняться. В гендерных стереотипах, как отмечает Л.В. Штылева, «изменяются сами культурные стереотипы маскулинности и фемининности. Они становятся менее жесткими и полярными, более внутренне противоречивыми, что выдает их конструктивистское происхождение. Традиционные черты в них переплетаются с новыми, значительно полнее учитывается разнообразие индивидуальных ситуаций» [14].

К педагогу, преподающему дисциплины, связанные с формированием у студентов гендерной грамотности, предъявляются следующие требования. Он должен, во-первых, понимать особенности гендерного подхода к преподаванию журналистских дисциплин. Во-вторых, владеть методическими основами гендерного образования с учетом диалогичности процесса и уважения к личностному опыту студентов. В-третьих, как отмечает Е.В. Васильева, преподаватель должен знать основные принципы гендерной педагогики [4].

В ходе преподавания раздела «Гендерные стереотипы» преподаватель должен уметь видеть их не только в практической работе журналиста, но и в образовательной практике, уметь видеть и передавать студентам их роль и значение в разных сферах жизни и деятельности человека. Педагог должен учитывать влияние индивидуальных стереотипных представлений на профессиональную деятельность [4].

Итак, знание гендерных проблем в современном обществе, понимание специфики гендера в журналистском творчестве, умение выстраивать гендерный баланс в редакционной политике, умение избегать стереотипных представлений о гендерных отношениях в собственном творчестве становится частью профессиональной подготовки современного журналиста. Формирование у студентов – будущих журналистов (коммуникаторов и публицистов) теоретических знаний в области гендера и гендерных стереотипов, практических умений и навыков, необходимых для практической профессиональной деятельности с учетом гендерных явлений современности, требует внедрения принципов, методик и технологий гендерного образования в практику вузовского преподавания. Уверенное ориентирование в вопросах гендерной проблематики, умение видеть гендерный аспект в других социальных проблемах, непредвзятое освещение гендерных проблем, ломка устаревших гендерных стереотипов, поиск свежих решений в создании женских и мужских образов, – все это входит в задачи современного коммуникатора и публициста.