Исследование гендерных отношений постепенно становится неотъемлемой частью современной науки, в том числе – науки о журналистике. Гендерные отношения, их особенности в работе СМИ, в формировании медиапространства давно привлекают внимание научного сообщества. Проблемы взаимоотношения полов в редакциях СМИ и медийных продуктах, дискуссии о положении мужчин и женщин в современном мире, успешная или безуспешная борьба женщин за равные (гармоничные) отношения с мужчинами, гендерная асимметрия – в освещении этих вопросов большая роль отводится СМИ как институту, формирующему наше представление о действительности.
Современное общество характеризуется исследователями гендерных отношений (в частности, О.В. Смирновой) как «общество гендерных конфликтов, накопившихся за всю историю человечества, общество, которое находится в процессе поиска гендерного взаимопонимания» [11, с. 223], поэтому гендерное просвещение журналистов представляется важным и необходимым.
В последнее время вопросы «гендерной грамотности» журналистов и работников СМИ все больше занимают исследователей именно на уровне профессиональной подготовки будущего коммуникатора или публициста. Для этого есть основания. Исследователи медиалогии выявляют целый комплекс серьезных погрешностей в освещении современными СМИ гендерных отношений [11, с. 228].
Можно выделить три комплекса вопросов, связанных с гендерной проблематикой, в которых должен разбираться будущий журналист:
1. Терминология, понятия и представления, связанные с гендерной проблематикой и тематикой публицистических материалов;
2. Негативные последствия гендерной асимметрии в работе редакции;
3. Функционирование гендерных стереотипов в медийном пространстве.
Мы предлагаем два пути формирования гендерной грамотности будущих журналистов. Первый: включение тем, связанных с гендером вообще и гендерными стереотипами в современном мире в частности, в программу базовых дисциплин предметной подготовки. Второй: включение в вариативную часть учебного плана дисциплины «Гендерная проблематика СМИ».
Так, история женского движения в документах и публицистике органично ложится в курсы истории зарубежной и отечественной журналистики, истории зарубежной и отечественной литературы; основы гендерной социологии – в курс социологии журналистики; основы гендерной психологии – в курс психологии журналистики и т.д. Подобные процессы уже происходят. Например, в учебном пособии В.Ф. Олешко «Психология журналистики» [6] содержится раздел о влиянии гендерных стереотипов на характер творчества и описан любопытный эксперимент, проведенный со студентами-журналистами, выступающими одновременно коммуникаторами и аудиторией. Ученый отмечает, что задача средств массовой коммуникации – разрушать гендерные стереотипы, заменяя достоверными фактами. «И задача журналиста заключается прежде всего в том, чтобы восстановить все многообразие фактологических связей» [6, с. 109].
Цель дисциплины «Гендер и гендерные стереотипы в СМИ» заключается в том, чтобы заложить базовые представления и знания по истории и содержанию гендера как научной проблемы, по теории феминизма и практике основных феминистских явлений. Данный курс нацелен на осмысление студентами гендерного дисбаланса в современном мире и его проявлениях в различных сферах деятельности человека, и прежде всего – в образовательной.
Задачи дисциплины:
1) усвоение студентами общих представлений о понятии «гендер» как социокультурном явлении;
2) получение обучающимися представления об истории борьбы женщин за равные права с мужчинами;
3) получение студентами общего филологического представления о феминистском процессе в Европе и США в контексте истории и культуры;
4) усвоение представлений о гендерной проблематике;
5) формирование понимания особенностей и внутреннего механизма гендерного дисбаланса в различные периоды развития человечества;
6) изучение особенностей отражения гендерной проблематики в СМИ;
7) получение представлений о специфике стереотипного создания мужских и женских медийных образов.
Предусматривается, что в результате освоения этой дисциплины студент будет знать основные понятия и термины, связанные с гендером как социокультурным явлением; основные особенности гендерного мышления и мифов; этапы борьбы женщин за равные права с мужчинами. Кроме того, студент должен будет научиться анализировать гендерные проявления в общественной и культурной жизни; корректно пользоваться научной и справочной литературой, в том числе и электронными источниками.
На практических занятиях будущий журналист должен будет овладеть навыками актуализации духовной и эстетической проблематики гендерных явлений применительно к проблемам сегодняшнего дня и самостоятельного исследования гендерных проявлений.
В программу дисциплины «Гендерная проблематика СМИ» входят разделы:
1. Традиционные теории половых ролей.
2. Гендерные стереотипы и религиозные традиции.
3. Теория и история феминизма в свете психоанализа, постмодернизма и постфеминизма.
4. Гендерные аспекты образования, семьи, социальной политики и права.
5. Отражение гендерной проблематики в СМИ.
6. «Женская тема» в литературе.
Последовательность подачи материала в ходе освоения дисциплины предлагается следующая. Прежде всего, студенту необходимо разобраться в самом понятии «гендер», лишь недавно вошедшем в отечественную науку и журналистику. Общеизвестно, что это слово происходит от английского «gender», обозначающего «пол», «секс», «род». Мы рассматриваем гендер как комплекс социокультурных характеристик поведения и ролей мужчины и женщины, выступающих как социально-психологический фактор формирования и развития ментальности коммуникатора и его аудитории. К этому обобщающему определению студент приходит после реферирования научных статей, посвященных гендерной проблематике, и анализа ряда научных определений гендера.
Студента следует знакомить с терминологическим аппаратом, такими понятиями, как гендерное неравенство, гендерные конфликты, гендерные роли, гендерные контракты, гендерная асимметрия, гендерные мифы, гендерные стереотипы и проч. Эти и другие понятия и термины следует подробно обсудить, проанализировав примеры из журналистской практики. Затем предложить студентам написать материал с использованием гендерной терминологии, и затем в группе разобрать наиболее удачные примеры.
Гендерная асимметрия выражается в нарушении равных возможностей для женщин и мужчин в отдельных сферах жизнедеятельности. Так, в последние десятилетия растет феминизация газет и журналов в крупных российских городах. К этому привела скрытая дискриминация женщин в публичной сфере, когда в годы экономического кризиса активные мужчины отказывались от интеллектуальной и творческой деятельности в поисках более высоких заработков, оставляя низкооплачиваемую работу в городских СМИ женщинам. Таким образом, усиливалась гендерная асимметрия, а гендерные контракты еще сильнее удалялись от идеальной равностатусности. Это привело к заполнению женщинами опустевшей ниши, и провинциальная медиасфера превратилась в почти сугубо женскую.
Вследствие доминирования женщин в провинциальной медиасфере возникает опасность приниженного положения в ней мужчин, отсутствует адекватное освещение гендерных отношений, остается консерватизм в понимании и освещении гендерной проблематики. И.В. Рогозина называет это явление андрогинным эталоном, так как оно фиксирует освоение женщиной традиционно мужских ролей, а также стремление реализовать себя не только в бытовой и семейной сферах, но и в социальной [9, с. 127].
Разумеется, это противоречие разрешится только со временем, но студент, осваивающий профессию журналиста, должен понимать, что разработка и внедрение в работу СМИ имиджевых стратегий, проведение политики выравнивания гендерной асимметрии в редакционных коллективах приблизит медиапространство к гармонии и гендерной справедливости, – так же, как и разрушение гендерных стереотипов. Поэтому в ходе преподавания дисциплины главное внимание должно уделяться изучению наиболее устойчивых и распространенных гендерных стереотипов в медиапространстве, надо выявить способы их публицистической репрезентации, изучить методы и приемы их создания и разрушения.
Сознание человека не свободно от стереотипов, он «живет» и мыслит ими, т.к. они облегчают восприятие мира. Реальность воспринимается человеком сквозь призму стереотипов, в том числе – поддерживаемых медиа. Поэтому образы современников, их взаимоотношения, отношения к событиям подаются СМИ и воспринимаются их аудиторией с помощью стереотипов, выступающих, таким образом, инструментом создания текста и его прочтения. В стереотипе заложены диалоговость и бинарность. Образы мужчин и женщин, их взаимоотношения, их социальные функции и роли очень часто создаются СМИ и воспринимаются читательской аудиторией с помощью гендерных стереотипов. Вместе с тем они также служат инструментом для манипулирования массовым сознанием.
Исходя из определения Б.Н. Лозовского [5], стереотипы в журналистике можно понимать как устойчивые обобщенные и упрощенные представления о явлениях действительности, носящие характер предрассудка и бытующие в сознании аудитории СМИ как самостоятельно выработанные или навязанные коммуникаторами, а также как способ восприятия и отражения журналистами окружающего мира в медийном продукте.
В комплексе стереотипов, представленных российскими медиа, ученые выделяют особую группу гендерных стереотипов, связанных с репрезентацией отношений мужчин и женщин, еще недостаточно полно изученных современной наукой. Гендерный стереотип – это устойчивое обобщенное и упрощенное представление человека и масс о моделях поведения и чертах характера, соответствующее понятиям «мужчина» и «женщина», их социальным ролям и функциям, выработанное культурой и выраженное в визуальных и вербальных образах.
Гендерные стереотипы, связанные с созданием женских образов в местной прессе, рассмотрены в статьях Е.А. Соколовой «Комплекс гендерных стереотипов в медийном портрете женщины в местной прессе» [12] и Ю.А. Шуплецовой «Изменение взгляда на женщину в районной прессе» [15]. Гендерные стереотипы, связанные с созданием мужских образов в местной прессе, изложены в статье Е.А. Соколовой «Комплекс мужских стереотипных образов в газете русского провинциального города» [13].
Гендерные стереотипы построены по четким, хорошо прочитываемым логическим схемам (например, природой женщине предназначено рожать детей, следовательно, ее основная функция – материнство, воспитание детей, сфера – семья). С другой стороны, как очень точно отметила К.Н. Ахмадеева, нельзя не увидеть эмоциональную сторону восприятия гендерных стереотипов [2]. Общеизвестно, что они обладают мощным воздействием на массовое сознание, а в СМИ они часто выступают как ресурс манипулирования общественным мнением. Обладая широким спектром возможностей воздействия на сознание людей, массмедиа манипулируют (в разной степени осознанности и ответственности) представлениями людей о том, какими следует быть женщине или мужчине. Главный инструмент этих действий – гендерные стереотипы.
Так, в последнее время образ женщин в СМИ представлен разносторонне, но комплекс стереотипных представлений, связанных с второстепенным положением женщины в обществе, семье, ее ограниченных социальных ролях продолжает существовать. Об этом подробно и по-журналистски ярко писала Н.И. Ажгихина в серии своих статей, посвященных женским образам в центральной прессе [1, с. 16]. Следует заметить, что в провинциальной прессе «новые» стереотипы причудливым образом переплетаются с устаревшими и патриархальными, причем последние доминируют, и степень доминирования увеличивается в зависимости от удаленности от центра: чем провинциальнее газета, тем сильнее в ней патриархальные стереотипы.
Стереотипы, хотя и являются застывшими клише, имеют свойство меняться. В гендерных стереотипах, как отмечает Л.В. Штылева, «изменяются сами культурные стереотипы маскулинности и фемининности. Они становятся менее жесткими и полярными, более внутренне противоречивыми, что выдает их конструктивистское происхождение. Традиционные черты в них переплетаются с новыми, значительно полнее учитывается разнообразие индивидуальных ситуаций» [14].
К педагогу, преподающему дисциплины, связанные с формированием у студентов гендерной грамотности, предъявляются следующие требования. Он должен, во-первых, понимать особенности гендерного подхода к преподаванию журналистских дисциплин. Во-вторых, владеть методическими основами гендерного образования с учетом диалогичности процесса и уважения к личностному опыту студентов. В-третьих, как отмечает Е.В. Васильева, преподаватель должен знать основные принципы гендерной педагогики [4].
В ходе преподавания раздела «Гендерные стереотипы» преподаватель должен уметь видеть их не только в практической работе журналиста, но и в образовательной практике, уметь видеть и передавать студентам их роль и значение в разных сферах жизни и деятельности человека. Педагог должен учитывать влияние индивидуальных стереотипных представлений на профессиональную деятельность [4].
Итак, знание гендерных проблем в современном обществе, понимание специфики гендера в журналистском творчестве, умение выстраивать гендерный баланс в редакционной политике, умение избегать стереотипных представлений о гендерных отношениях в собственном творчестве становится частью профессиональной подготовки современного журналиста. Формирование у студентов – будущих журналистов (коммуникаторов и публицистов) теоретических знаний в области гендера и гендерных стереотипов, практических умений и навыков, необходимых для практической профессиональной деятельности с учетом гендерных явлений современности, требует внедрения принципов, методик и технологий гендерного образования в практику вузовского преподавания. Уверенное ориентирование в вопросах гендерной проблематики, умение видеть гендерный аспект в других социальных проблемах, непредвзятое освещение гендерных проблем, ломка устаревших гендерных стереотипов, поиск свежих решений в создании женских и мужских образов, – все это входит в задачи современного коммуникатора и публициста.