Современный период развития России на фоне активизации региональных культур характеризуется поиском новых подходов в образовании в сфере искусства. В своих Посланиях Федеральному Собранию Президент РФ неоднократно подчеркивал необходимость «всецело поддерживать институты, которые являются носителями традиционных ценностей, исторически доказали свою способность передавать их из поколения в поколение… Мы должны беречь уникальный опыт, который передали нам наши предки». Такое признание на государственном уровне этнокультурного образования не только дает поддержку идеям сохранения традиционного исполнительства, но и ставит конкретные вопросы перед содержанием этнокультурного образовательного процесса, требующего подготовки компетентного специалиста в направлении искусства народного пения.
Анализируя опыт и достижения в научно-теоретическом и прикладном аспекте прочтения ресурсов музыкального фольклора в практике подготовки специалистов этномузыкальной сферы, обнаруживаем противоречие между требованиями к уровню подготовки и фактическим уровнем готовности выпускника к выполнению конкретных творческих задач. Исходя из того, что творческая личность формируется только в целостном образовательном процессе, можно утверждать, что решить задачи, поставленные государством перед этномузыкальным образованием, сможет только специалист, обладающий профессионально значимыми качествами, на основе которых развивается системное видение образовательного процесса как целостного явления. Это возможно лишь при соблюдении взаимосвязанных условий становления образовательного процесса как объединение содержательно-целевого, организационного и технологического аспектов.
Содержательно-целевой аспект предполагает непрерывное развитие общих и профессиональных компетентностей выпускника на всем пути его становления. Организационный аспект направлен на самообразование и самовоспитание будущего специалиста. Операционно-технологический аспект ориентирует на использование проблемных методов обучения всей системы образовательного процесса [3].
Российское музыкальное образование имеет длительный опыт становления отечественной образовательной системы ШУВ (школа, училище, вуз), в настоящее время это: детская школа искусств (ДШИ), или детская музыкальная школа (ДМШ) – среднее профессиональное учебное заведение – высшее учебное заведение. Реализация содержания образовательного процесса по сохранению традиционности в этих структурах, как поэтапного становления целостного образовательного процесса будет способствовать усилению профессиональной направленности компетенций выпускника как конкурентоспособного специалиста.
Формирование конкурентоспособного специалиста этномузыкальной направленности возможно при формировании у него ключевых и базовых профессиональных компетенций, исходя из модели, разработанной на основе анализа Государственного образовательного стандарта и экспертной оценки квалифицированных специалистов-практиков. Действенность профессиональных компетенций связана и с междисциплинарной интеграцией знаний и практических действий на всех этапах подготовки конкурентоспособного специалиста этномузыкальной сферы, владеющего навыками музыканта-исполнителя, исследователя традиционной музыкальной культуры.
На современном этапе проблемы сохранения национальной культуры и традиционных форм музыкального искусства возможны через учебные заведения искусства и культуры, основной целью которых является поиск путей решения образовательно-воспитательных задач по данной проблематике. Одной из самых важных, на наш взгляд, является воспроизведение механизма преемственности в образовании и воспитании на протяжении всех лет становления личности обучающегося в системе многоуровневого образовательного процесса. В данном случае преемственность в системе этномузыкального образования рассматривается как реализация взаимосвязи между тремя ступенями профессионального музыкального образования, а именно, детскими школами искусств, средним и высшим образованием.
В этом направлении показателен опыт Белгородской области, где уже на протяжении нескольких десятилетий в школах искусств и музыкальных школах функционируют фольклорные отделения, основной задачей которых является изучение с детьми традиционного фольклора своего края, региона, страны, воспитание навыков вокального, инструментального и хореографического искусства на местных этномузыкальных образцах. Такие фольклорные отделения являются базой для творческой самореализации, развития способностей в предпрофессиональной подготовке детей.
На сегодняшний момент Федеральные государственные требования в области этномузыкального искусства представлены в детских школах искусств двумя образовательными программами – предпрофессиональной и общеразвивающей, реализуемых в зависимости от сроков обучения детей, за восемь лет или четыре года соответственно. Однако развитие творческих способностей обучающихся не исключает возможности перевода с одной образовательной программы на другую, позволяющую углублённое изучение общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Музыкальный фольклор».
Несмотря на различия в сроках обучения, образовательные программы имеют общие составляющие, помогающие целенаправленно проводить реализацию поставленных задач: формирование комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем реализовывать основные профессиональные навыки; формировать самостоятельное восприятие культурных ценностей; вырабатывать личностные качества, способствующие освоению учебной информации, умения планировать самостоятельную работу, давать объективную оценку своему труду, самостоятельно контролировать учебную деятельность.
Структура каждой из образовательных программ состоит из двух основных предметных областей: «музыкальное исполнительство» и «теория и история музыки», реализация которых проводится с помощью образовательных технологий, основанных на лучших достижениях отечественного образования в области искусств, а также современном уровне его развития, позволяющих достигать результатов в ключевых компетенциях в интеллектуальной и информационной сферах.
Особенностью современного требования реализации образовательных программ ДШИ связана с акцентом на самостоятельную работу обучающихся при поддержке педагога и родителей, на которую отводится 50 % учебного времени, что позволяет формировать на начальном этапе образовательного процесса личностные качества, способствующие эффективному достижению результатов. В связи с этим, современному дополнительному предпрофессиональному образованию в сфере искусства и культуры требуются компетентные специалисты, умеющие не только петь, играть и танцевать, но и способные к активному осмыслению своей деятельности, обладающие богатым творческим потенциалом и способные научить ребёнка не просто повторять что-либо за педагогом, но и мыслить в рамках поставленных творческих задач.
В свою очередь, обеспечение в педагогическом процессе развития компетентностей у студентов – будущих преподавателей ДШИ, возможно только тогда, когда преподаватель учебного заведения сам обладает достаточной компетентностью в данной профессиональной деятельности и при этом является опытным практикующим педагогом, т.к. современное этномузыкальное образование призвано формировать профессиональных компетентных преподавателей, владеющих практическими знаниями, полученными в результате соединения теории и практики [2].
Среднее звено образовательного процесса (уровень СПО – среднего профессионального образования), а также высшее звено бакалавриата направлено на формирование профессиональных компетенций выпускника, способного дать определенные знания и умения обучающимся в ДМШ. Профессиональные критерии уровня компетентности выпускника СПО и бакалавра определены методологическими и практическими основами обучения искусству народного исполнительства. Ожидаемым результатом и критерием качества таких выпускников сегодня становится компетентность в таких видах деятельности, как исследование, исполнительство, организация, управление, методология и др.
Методология образовательного процесса приобретает особую актуальность в поиске исторически обоснованных и важных для нового времени условий, учет которых в процессе профессиональной подготовки приводит к становлению преподавателя ДШИ. В результате освоения формируются необходимые навыки и решения конкретных педагогических задач как профессионального, так и воспитательного плана, проводится оснащение будущих педагогов ДМШ и ДШИ методологическими принципами теории музыкального воспитания и методами проведения учебных занятий по основным специальным предметам фольклорного отделения ДМШ и ДШИ [5]. В результате обучения выпускник овладевает методическими принципами организации учебного процесса фольклорного отделения, этапами освоения учебного материала специальных музыкальных дисциплин, осваивает репертуар песенного, хореографического, игрового материала каждого года обучения в начальном звене, узнает программные требования по всем предметам, может самостоятельно заниматься педагогическим проектированием теоретических уроков по заданной теме, тем более что в настоящее время в обучающей практике находят широкое применение новые методики и технологии, направленные на совершенствование интеллектуальных и познавательных способностей личности.
Важными составляющими современной личности выступают такие качества, как коммуникабельность, контактность, позволяющие определять возможность и условия будущей успешной деятельности. Реализация компетентностного подхода предусматривает здесь широкое применение в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся [4].
В современном этномузыкальном образовании применимо множество интерактивных методов, основанных на синтезе основных форм народного искусства (пение, движение, музыка, игра), что дает возможность реализации практического обучения.
Также исследовательская работа, как одна из форм обучения в этномузыкальном образовании уровня СПО и бакалавриата включает несколько направлений: экспедиционная работа, архивирование, разработка репертуарного (информационного) обеспечения. Всё это, в большей степени, реализуется в исследовательских студенческих работах (курсовые, дипломные проекты) и др.
Наиболее ёмким в формировании профессиональной компетентности представлено исследование, обобщающее выводы по экспедиционной работе. Фольклорно-этнографическая практика входит в цикл предметов, помогающих воплотить теоретические основы специального цикла в практические и научно-исследовательские проекты выпускников. При этом общение с носителями традиционного народно-певческого искусства, опыт записей произведений устной певческой традиции создают необходимый контекст предметов специального цикла, решения эвристических задач творческого и научно-исследовательского направления.
Приобретение первоначальных навыков научной работы описательного характера – это зафиксировать произведения различных жанров песенного фольклора, обобщить сведения об особенностях местной этнографии и в результате усвоить знания в готовом виде [1]. Всё это позволяет сформировать более осознанное восприятие, осмысление и запоминание сообщаемой информации о подлинной народной музыкальной культуре предков, сформировать музыкальный вкус обучающихся, обогатить лучшими национальными качествами путём восприятия их непосредственно от носителей культуры.
Учебные планы третьего поколения в специальность «Сольное и хоровое народное пение» (СПО) внесли акцент на исполнительское творчество, связанное с сохранением национально-культурных и социально-исторических ценностей, отражающих характер и особенности культуры народа. Овладение данными исполнительскими компетенциями показывает значимость освоения родной певческой культуры, носителями которой являются этнографические ансамбли. Вокальная техника этих ансамблей лежит в основе традиционного пения и определяет звуковую среду народной музыки. Проводниками этой вокальной традиции призваны стать выпускники музыкальных учебных заведений от начального до высшего звена.
Но, анализируя звучащий в учебных заведениях репертуар, очевидным становится уменьшение произведений обрядового и среднего периода не обрядового фольклора в образовательном процессе. Для работы зачастую предпочтение отдается репертуару с упрощенным музыкальным «языком» и соответственной вокальной техникой, т.к. лучшие образцы протяжной песни, календарной обрядности требуют глубоких знаний и навыков в области фольклорного песнетворчества, связанных с соотношением музыки и слова, спецификой ритма, анализом фактуры песни, ее ладовыми особенностями, импровизационным механизмом. Именно импровизация отвечает образу мышления русского народа, его практике хорового исполнительства. Известный собиратель фольклора Е. Э. Линева писала: «Вся красота исполнения заключается в том, что они (певцы) поют, свободно импровизируя, вследствие чего в нем нет ничего механического. Народный певец не связан рамками вокальной партии, он не думает о ней, он поет песню так, как ее чувствует и понимает в момент исполнения» [6: 201].
На первый взгляд процесс варьирования является свободным, ничем не определенным. На самом деле традиционный певческий стиль с определенной функцией каждого из голосов упорядочивает эту систему. Аутентичный певец, сохраняя основную схему песни, сочиняет варианты, украшающие основной ансамблевый распев. В таких ансамблях существует тембровое многообразие и относительная вокальная свобода в границах певческого стиля данного ансамбля.
Важной задачей современного фольклорного исполнительства является освоение принципов варьирования напева. Именно этот путь позволит избежать однообразия куплетной повторности, характерной для народно-хоровых коллективов. Импровизация тесно связана с умением певцов слушать, умением «ладить» с вокальной техникой партнера. Опытный певец воспринимает песню не как что-то законсервированное, неизменное, он воспринимает ее как бесконечную трансформирующуюся «живую» среду, способную к постоянному обогащению. Для решения этих задач молодых певцов в фольклорных ансамблях необходимо обучать мыслить многоголосно, усваивая полифонизм распева, круг характерных музыкальных интонаций и ладогармонических особенностей изучаемой традиции.
В решении поставленных перед современным образовательным процессом задач особую роль играет процесс самообразования и самосовершенствования нынешнего и будущего специалиста. Способность к самообучению и самообразованию выделяется в образовательных стандартах как среднего, так и высшего этномузыкального образования как отдельная компетенция, сопровождающая большинство дисциплин специального цикла. Сегодня социально значимые качества обучающегося – это познавательная активность и креативность, т.е. способность к творческому отношению к своей профессии. А одним из основных видов учебной деятельности, способствующей развитию познавательных способностей, самостоятельности мышления, творческой инициативы, является самостоятельная работа. Поэтому представленные идеи нового образования это только основа для самосовершенствования, достижения профессионализма. Процесс обучения построен таким образом, чтобы обучающийся стал не только носителем определенной суммы знаний, но и мог бы сам их добывать из различных источников, перерабатывать и применять их для решения поставленных задач.
Этому способствует педагогика сотрудничества, позволяющая каждому обучающемуся почувствовать радостное чувство успеха, уверенность в своих силах. Такому пробуждению активности способствуют концертные, конкурсные и фестивальные выступления. Их отсутствие снижает интерес к учебе, превращая творческое по своей природе образование в монотонный процесс, в последующем вырабатывая поверхностное отношение к профессиональной деятельности. Участие исполнителей и творческих коллективов на фестивалях, конкурсах позволяет не только обогатиться репертуаром, но и обменяться новыми современными методиками в работе с традиционным фольклором и реализовать целый ряд компетентностей, связанных с творческой самореализацией, способствующей раскрытию основных личностных и профессиональных качеств выпускника.