Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

THE ESSENCE AND NATURE OF «EСOPROFESSIONAL CONSCIOUSNESS»

Machnev V.Y. 1 Cherdymovа E.I. 1
1 Samara State National Research University named after Korolev
Study and analysis of domestic and foreign literature was conducted in several areas: state, problems and prospects of development of environmental consciousness. In modern conditions in all types of professional activities that threaten the environment, it is necessary to pay attention to the mistakes of the past and in the future to avoid similar action which have become part of the bitter experience of mankind. This can be achieved if more attention to the formation of eсoprofessional of human consciousness in the interests of sustainable development. Eсoprofessional consciousness turns into the most «advanced» unit of innovation efforts in education, a source of life-changing transformations as professional consciousness, reflecting, transforming the surrounding space, often contributes to the imbalance in nature. The formation eсoprofessional of consciousness becomes possible when taken into account the special psychological and pedagogical conditions providing eсoprofessional training of students in the University
ecological consciousness
professional consciousness
consciousness eсoprofessional

Экопрофессиональное сознание превращается в наиболее «передовой» блок инновационных усилий в сфере образования, в источник судьбоносных трансформаций, так как профессиональное сознание, отражая, преобразуя окружающее пространство, зачастую способствует нарушению равновесия в природе. Наблюдается оторванность развитости профессионализма от развитости экологического сознания. В условиях модернизации экономики в экологически безопасную, внедрения нанотехнологий в производство, общество нуждается в формировании экопрофессионального сознания специалистов.

Анализ психолого-педагогической литературы по этой проблематике показывает, что решение проблемы интеграции экологической и профессиональной подготовки студентов, осуществляемое на философско-этическом, психологическом, педагогическом уровнях, требует раскрыть генезис научных представлений об экологическом, профессиональном сознании и сознании в целом.

Изучение работ ведущих исследователей в области сознания, таких как Г.В. Акопов, В.М. Бехтерев, Ф.Е. Василюк, Л.С. Выготский, В.А. Ганзен, А.А. Гостев, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, В.И. Панов, С.Л. Рубинштейн, К. Ясперс, I. Ajzen и М. Fishbein и др., позволяет выделить разные аспекты в систематическом оформлении проблемы сознания.

Философско-психологический аспект: главная сложность состоит в определении сущностной характеристики сознания, так как оно традиционно стоит в бинарной оппозиции с материей и прямо или косвенно участвует в различных производных этой оппозиции: психическое – телесное, субъективное – объективное, индивидуальное – социальное, внутреннее – внешнее, закономерное – спонтанное, зависимое – автономное, необходимое – свободное и т.д. [1].

Философско-методологический аспект: наиболее интересные решения были определены еще В.М. Бехтеревым (объективистское преодоление онтологического дуализма посредством субстанционального объяснения сознания) и К. Ясперсом (подчинения рационального мышления экзистенциальному мышлению – созерцанию).

Общепсихологический аспект: сознание наделено предельной широтой, оно включает психические процессы, состояния, свойства, с одной стороны, и полную неконкретность проявлений – с другой (в учебной литературе по психологии, отечественной и в зарубежной, сознание определено несколькими предложениями и имеет множество дефиниций).

Психолого-прикладной аспект: сознанию нет достаточного места во всевозможных отраслях психологии, за исключением психотерапии и отчасти патопсихологии. Вместе с тем весьма распространены словосочетания: экономическое сознание, политическое сознание, электоральное сознание, правовое сознание, нравственное сознание, профессиональное сознание, потребительское сознание, экологическое сознание и др.

Анализ выделенных аспектов в систематическом оформлении проблемы сознания позволяет сделать вывод о том, что сложившееся положение высокой ангажированности и незначительной востребованности сознания в теоретических и прикладных работах нельзя признать случайным для существующей системы психологических знаний и практики, тем более, что в целом ряде новых направлений отечественной психологии сознание «работает» не только как базовая категория, но и как отчетливо операционализируемое понятие. По всеобщему признанию приоритетная, ведущая роль в формировании нового экологического мировоззрения, его распространении и утверждении в общественном сознании отводится образованию. Поиск путей решения в области формирования экопрофессионального сознания студентов лежит в русле решения вопроса о его структуре и уровнях развития [4, 5].

Особую актуальность, с этой точки зрения приобретает проблема структуры сознания. Анализ концепций Г.В. Акопова, В.М. Бехтерева, Ф.Е. Василюка, Л.С. Выготского, В.А. Ганзена, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьева, В.Н. Мясищева, А.В. Петровского и др. позволяет определить различные подходы к определению и описанию структуры и уровней сознания. Проведенный анализ структуры сознания показывает, что большинство авторов в структуре индивидуального сознания выделяют четыре основные психологические характеристики: совокупность знаний; различение субъекта и объекта; целеполагание деятельности; отношение к миру, другим людям, себе. Последнее обычно включается в состав эмоциональных переживаний.

Оценивая современную ситуацию, сложившуюся в экологическом образовании, следует признать, что большое внимание уделяется проблеме развития экологического сознания личности. Многие аспекты экологического сознания получили достаточно глубокое научное осмысление в отечественной психологии и педагогике. В частности, известные отечественные ученые рассматривают экологическое сознание как:

– совокупность представлений (как индивидуальных, так и групповых) о взаимосвязях в системе «человек-природа» и в самой природе; субъективного (личностного) отношения человека к миру природы; соответствующих стратегий и технологий взаимодействия человека с миром природы; жизненных ценностей этического плана, диктующих необходимость ценностей экологизированных (С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин);

– сознание конкретного учащегося, т.е. в актуальной его форме, в которой структурные компоненты экологического сознания содержат в себе признаки разных его типов (антропоцентрического, экоцентрического, природоцентрического) (А.В. Гагарин);

– интегративное образование личности, структурно представленное совокупностью элементов, которые можно объединить в основные группы, отражающие аспекты: когнитивный, или интеллектуально-познавательный; перцептивно-аффективный и эмоционально-волевой; мотивационно-поведенческий; ценностно-ориентационный (В.И. Панов, А.В. Иващенко, А.В. Гагарин);

– глубокое, доведенное до автоматизма понимание неразрывной связи человека и человечества с природой, зависимости благополучия людей от целостности и сравнительной неизменности природной среды обитания человека (Н.Ф. Реймерс);

– непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и мысленных образов, непосредственно отражаемых в аналитически создаваемых категориях и явлениях, непосредственно фиксирующих индивидуальный, либо общественный экологический опыт, который предвосхищает экологическую практику (В.А. Скребец) и др.

Критически переосмыслив и дополнив существующие дефиниции понятия «экологическое сознание», мы в понятие «экологическое сознание» включили компонент «экологическое намерение».

Исследованием установлено, что экологическое намерение в связи и в соотношении с общим уровнем сформированности экопрофессионального сознания способствует эффективному переходу экологических знаний в экологические намерения и в дальнейшем в экологическое поведение.

В результате проведенного на основе синхронности анализа содержания профессионального сознания установлено, что профессиональное сознание понимается как:

– центральная категория в вузовской подготовке (Н.Н. Нечаев);

– профессиональные знания и навыки, развитие индивидуально-типологических особенностей личности, стилевых особенностей выполнения деятельности (А.П. Егоршин, А.Н. Митин);

– профессиональные качества, профессиональные цели, планы, профессиональные отношения, прогнозы, оценки (А.Я. Кибанов);

– проявления сознания личности, связанные с ее профессиональной деятельностью, определяющиеся местом и значением данной профессии в профессиональной структуре общества; отношением личности к профессии, ее представителям и к себе как профессионалу; профессиональными идеалами; уровнем профессиональных знаний и умений; выраженностью профессиональных способностей; профессиональными перспективами, достижениями; переживаниями успехов и неудач профессиональной деятельности и др. (Г.В. Акопов).

В результате осмысления трудов ученых, изучающих экологическое сознание (А.А. Алдашева, В.П. Беркут, Н.А. Бирюкова, А.В. Гагарин, В.В. Глебов, О.В. Горячев, Б.А. Грушин, А.А. Гусейнов, С.Д. Дерябо, Т.В. Иванова, А.В. Иващенко, И.В. Кряж, В.И. Панов, Э.Д. Луценко, В.И. Медведев, Н.Н. Моисеев, Р.М. Нугаев, К.Х. Каландаров, А.Н. Кочергин, В.А. Ромашов, Н.Ф. Реймерс, А.Г. Сабиров, В.А. Скребец, Г.С. Смирнов, В.И. Толстых, А.К. Уледов, А.Д. Урсул, Р.М. Якупова, В.А. Ясвин и др.), и ученых, изучающих профессиональное сознание (Г.В. Акопов, Е.М. Боброва, С.В. Васьковская, И.В. Вачков, Н.И. Гуслякова, А.П. Егоршин, М.С. Игнатенко, Е.И. Исаев, Ю.М. Забродин, В.Н. Козиев, С.Г. Косарецкий, О.А. Конопкин, П.В. Лебедчук, Б.Ф. Ломов, А.Н. Леонтьев, И.Я. Лернер, А.Н. Митин, В.М. Минияров, Ю.П. Поваренков, Н.Н. Нечаев, А.А. Реан, Д.В. Ронзин, В.А. Сластенин, В.П. Саврасов, П.А. Шавир, В.Д. Шадрикова, Н.Е. Шафажинская и др.), нами обосновано, что в широком плане в понятия «экологическое сознание» и «профессиональное сознание» можно определить все те проявления сознания личности, которые связаны со всеми видами взаимодействия ее с окружающей средой, так как в структуру экологического и профессионального сознания входят познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свои знания; мир чувств, включающий в себя отношение, установки, намерения, обеспечивающие целеполагающую деятельность. Выделенные структурные компоненты экологического сознания (когнитивный, ценностно-мотивационный, ориентационный, конативный) релевантны компонентам профессионального сознания.

В то же время к началу нового тысячелетия со всей очевидностью проявилось, что существующее ныне экологическое образование основано на аналитических знаниях о природе, узко прагматически и потребительски ориентировано, а поэтому оно не смогло кардинально изменить мировоззрение значительной части населения. В результате назрела объективная необходимость перехода на качественно новый этап в его развитии. И методологической основой формирования новой парадигмы экологического образования должны стать идеи коэволюции и устойчивого развития.

Формирование экопрофессионального сознания становится возможным тогда, когда учтены специальные психолого-педагогические условия, обеспечивающие экопрофессиональную подготовку студентов в вузе: создание развивающей эколого-образовательной среды для возможности обеспечить комплексное формирование ЭП сознания студентов – ее субъектов; реализация уровней интеграции экологической и профессиональной подготовки студентов для формирования когнитивного, ценностно-мотивационного, ориентационного и конативного компонентов ЭП сознания; использование при формировании ЭП сознания теоретических подходов синергетического, интегративного и экопсихологического подходов для обеспечения целостности формирования ЭП сознания; учет индивидуального опыта экологической ориентации в деятельности студентов при разработке содержания ЭП подготовки для обогащения витагенного опыта осмысленной экопрофессиональной деятельности; наличие квалифицированных, творческих кадров преподавателей вузов, способных и готовых не только работать со студентами по-новому, но стремящихся к собственному экопрофессиональному росту и развитию для усиления эффекта сплайсинга когерентного уровня интеграции; выявление уровня развития экопрофессионального сознания у студентов на каждом этапе профессионального становления; раскрытие и обоснование психологической составляющей экопрофессионального сознания для эффективного формирования ЭП сознания, в соответствии с требованиями, предъявляемыми к нему современным обществом; использование преподавателями вуза стратегии по развитию экопрофессионального сознания студентов, базирующейся на модели интеграции экологической и профессиональной подготовки для разработки интегративно-функционального содержания занятий, способствующих формированию ЭП сознания, личности в этом процессе [2].

Эффективным формирование экопрофессионального сознания, в соответствии с требованиями, предъявляемыми к нему современным обществом, может быть тогда, когда имеется сконструированный диагностический инструментарий, который позволяет вести мониторинг на каждом этапе становления экопрофессионального сознания, так как разработанный комплекс диагностического инструментария (критерии, показатели, опросники) направлен на диагностику: степени изменений когнитивного компонента, направленности познавательной активности о природе, взаимосвязи человека с природой; о балансе между сложившейся экологической обстановкой и профессиональной деятельностью; об экологических закономерностях развития ситуации в техносфере; степени изменений ценностно-мотивационного компонента ЭП сознания, степени изменений в мотивации, ценностях, в основе которых лежат экопрофессиональная позиция, социальные нормы и правила, регулирующие повседневную жизнь и профессиональную деятельность; степени изменений ориентационного компонента ЭП сознания, степени изменений экопрофессиональных ориентаций и установок на прогнозирование влияния профессиональной деятельности на экологическую ситуацию, установок на получение, поиск, переработку информации по уменьшению негативного воздействия техносферы и творчески использовать ее в своей практической профессиональной деятельности; степени изменений конативного компонента ЭП сознания, намерения вести практические исследования и делать выводы по техногенной нагрузке на окружающую среду профессиональной деятельности. Намерение студентов к профессиональной деятельности в соответствии с экологическим императивом – использованием специальных экопрофессиональных знаний в конкретных профессиональных условиях. С помощью данного опросника выявляется уровень актуальной готовности, намерения к профессиональной экологически целесообразной деятельности, изучается самостоятельность и экопрофессиональная зрелость личности [3].

Существует нелинейность в становлении экопрофессионального сознания, в общем виде выявленные различия в диспозициях субъектов профессионального обучения и нарушение возрастной преемственности формирования экопрофессионального сознания и его структурных компонентов [2].

Экспериментальная апробация разработанной модели интеграции экологической и профессиональной подготовки студентов в вузах и осуществленный сравнительный анализ уровней сформированности экопрофессионального сознания студентов до и после эксперимента свидетельствуют об успешном формировании экопрофессионального сознания у большинства студентов. Необходимо констатировать, что наибольший сплайсинг экологической и профессиональной подготовки в рамках реализации когерентного уровня интеграции наблюдается у студентов 5 курса из группы гуманитарной направленности, у студентов 3 курса группы естественно-научной направленности, у студентов 5 курса экономической направленности и у студентов 1 курса технической направленности.

Результаты структурного, корреляционного анализа эмпирических данных подтверждают теоретически обоснованную многокомпонентную структуру экопрофессионального сознания.

Нами выделены структурные компоненты экопрофессионального сознания и раскрыто их содержание: когнитивный компонент представляет собой познавательную и аккумулятивную функции личности студентов. Он включает в себя научные знания о природе, взаимосвязи человека с природой; о балансе между сложившейся экологической обстановкой и профессиональной деятельностью; об экологических закономерностях развития ситуации в техносфере; ценностно-мотивационный компонент отражает рефлексивно-порождающую функции и включает ценности и идеалы, в основе которых лежит экопрофессиональная позиция, отражающая отношение личности к социальным нормам и правилам, регулирующим повседневную жизнь и профессиональную деятельность; ориентационный компонент представляет собой экопрофессиональные ориентации и установки на прогнозирование влияния профессиональной деятельности на экологическую ситуацию. Установки на получение, поиск, переработку информации по уменьшению негативного воздействия техносферы и творческое использование ее в своей практической профессиональной деятельности; конативный – намерение вести практические исследования и делать выводы по техногенной нагрузке на окружающую среду профессиональной деятельности, намерение студентов в профессиональной деятельности в соответствии с экологическим императивом – использованием специальных экопрофессиональных знаний в конкретных профессиональных условиях, намерение как сознательное стремление специалиста завершить профессиональное действие соответственно намеченной программе, направленной на достижение предполагаемого как профессионального, так и экологически обоснованного результата.