Подготовка профессионалов – постоянная составляющая развития цивилизованного общества. Меняются условия, требования, следовательно, образовательное пространство постоянно нуждается в корректировке, особенно в условиях непрерывных реформ, в которых пребывает система образования последнее десятилетие. Реализуемый Министерством образования и науки Российской Федерации проект по формированию опорных университетов в ответ на вызовы времени ставит сложные задачи для вузов, завоевавших право на реорганизацию [3].
По экспертным прогнозам, программа создания опорных университетов может привести к обновлению каждого четвертого вуза в стране. Новые структуры должны стать высокоэффективными кадровыми и научными центрами в социально-экономическом развитии регионов. В частности, в рамках формирования сети опорных университетов происходит объединение Тюменского государственного нефтегазового университета и Тюменского государственного архитектурно-строительного университета. Создаваемый опорный вуз «будет решать новые задачи, нацеленные на экономическое и социальное развитие Тюменской области: качественной подготовки инженерных кадров, реализации комплексных научных исследований, интеграции образования, науки и производства» [5]. В рамках региональной программы «Основные направления развития в области содействия занятости населения, трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений» до 2020 года, одним из приоритетных пунктов реализации является «Содействие обеспечению рабочей силой работодателей, в том числе реализующих инвестиционные проекты». Топливно-энергетический комплекс – стратегическое звено в экономике не только Тюменской области, но и страны в целом, что многократно повышает ответственность всех участников реорганизационного процесса.
В целом, ситуацию на рынке труда региона можно считать относительно благополучной (табл. 1). В течение 2015 года наблюдалась положительная динамика развития в промышленности. Продолжена планомерная реализация перспективных инвестиционных проектов. Сохранился рост населения области. В частности, численность экономически активного населения по данным отчетов, опубликованных Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики Тюменской области [4], составила 1050,9 тыс. человек, количество безработных среди которых не превысило 5 % (приводятся средние значения за три месяца на сентябрь 2015 г.).
Сегодня на региональном рынке труда значительную группу составляют те, кто занят на предприятиях нефтегазового и транспортного сектора, расположенных на северных нефтегазодобывающих территориях области. В соответствии с показателями официальной статистики на конец 2015 года, основное число работников организаций (без субъектов малого предпринимательства) по видам экономической деятельности сосредоточено в сфере добычи полезных ископаемых (20 %), транспорта и связи (12 %), строительства (9,4 %). В десятку входят производство и распределение электроэнергии, газа и воды (5 %), а также обрабатывающие производства (5,5 %).
Одна из основных задач вуза – обеспечение высокого уровня подготовки специалистов, готовых к инновационному карьерному продвижению и профессиональному росту. Востребованность профессионалов по существующим направлениям подготовки определяет уровень зарплат на рынке труда. Наиболее оплачиваемые в регионе направления (приводится среднемесячная номинальная начисленная заработная плата одного работника организаций по видам экономической деятельности на конец 2015 года): добыча полезных ископаемых – 86452 руб., производство и распределение электроэнергии, газа и воды – 62014 руб.; транспорт и связь – 61000 руб.; зарплата в сфере строительства и обрабатывающих производств составляет порядка 45 тыс. руб. [4].
Испытывая потребность в получении профильного образования и карьерном росте, рабочие и специалисты в большинстве случаев трудятся вахтовым методом и не имеют возможности выезжать на сессии. Ситуация усложняется тем, что сегодня оплачиваемый отпуск, связанный с обучением по заочной форме, предоставляется по решению руководителя, и не всегда в пользу студента. Вместе с тем, крупные работодатели заинтересованы в развитии профессиональных компетенций своих сотрудников, в соответствии с принятой кадровой политикой, и готовы оплачивать обучение, проходящее без отрыва от производства. Развитие и совершенствование электронной образовательной среды позволяет согласовать поставленные цели и задачи.
Тюменский индустриальный университет (ТИУ) – один из важнейших в России поставщиков высококвалифицированных специалистов для предприятий топливно-энергетического комплекса России, стран ближнего и дальнего зарубежья. Благодаря использованию дистанционных технологий, университет создает условия для подготовки квалифицированных инженерных кадров без отрыва от производственной деятельности.
Центр дистанционного образования (ЦДО) ТИУ осуществляет набор и подготовку студентов по направлениям подготовки бакалавров: автоматизация технологических процессов; гостиничное дело; машиностроение; наземные транспортно-технологические комплексы; нефтегазовое дело; технология продукции и организация общественного питания; технология транспортных процессов; техносферная безопасность; товароведение; торговое дело; управление в технических системах; управление качеством; управление персоналом; химическая технология; эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов; электроэнергетика и электротехника; энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии. Перечень предлагаемых образовательных программ в 2016 году скорректирован в соответствии со стратегией формирования опорного вуза [2].
В ответ на растущие требования работодателей к подготовке инженерных кадров без отрыва от производства, с учетом высокой заинтересованности специалистов в повышении уровня компетенции и карьерном росте, в 2015 году Центр дистанционного образования ТюмГНГУ по решению ректората и Ученого совета вуза приступил к набору магистров, значительно превысив плановые показатели (табл. 1).
Прием абитуриентов Центра дистанционного образования формируется с учетом статистических показателей рынка труда Тюменской области, а также за пределами региона. Формирование контрольных показателей опирается на анализ статистических данных по приемным кампаниям с учетом наличия большого удельного веса зарубежных студентов.
В целом набор студентов заочной формы обучения с использованием дистанционных технологий ТИУ характеризуется положительной динамикой и соответствует плановым показателям. За последние 5 лет количество принятых абитуриентов увеличилось на 44 % (рис. 1). Наблюдается устойчивый рост спроса на технические специальности и направления.
Таблица 1
Статистика приема абитуриентов Центра дистанционного образования ТюмГНГУ по направлениям магистратуры в 2015 г.
№ п/п |
Направления магистратуры |
План |
Факт |
1 |
Экономика |
10 |
22 |
2 |
Бизнес-информатика |
10 |
6 |
3 |
Гостиничное дело |
10 |
0 |
4 |
Государственное и муниципальное управление |
10 |
16 |
5 |
Наземные транспортно-технологические комплексы |
10 |
4 |
6 |
Нефтегазовое дело, в т.ч.: |
10 |
79 |
– программа «трубопроводный транспорт углеводородов»; |
34 |
||
– программа «бурение горизонтальных скважин» |
23 |
||
Итого: |
60 |
131 |
Рис. 1. Динамика приема студентов Центра дистанционного образования ТИУ за 2010–2015 гг.
Рис. 2. Динамика вступительных испытаний, принятых дистанционно в ТИУ за 2011–2016 гг.
Центр дистанционного образования под руководством приемной комиссии Университета, в соответствии с «Порядком организации и проведения испытаний на заочную форму обучения с использованием дистанционных образовательных технологий по программам высшего образования в 2015 г.», предоставляет возможность сдать вступительные испытания абитуриентам из отдаленных районов страны через Интернет, при помощи программ «Skype» или «Adobe Connect». Такой способ поступления становится все более востребованным. Использование дистанционных технологий позволяет не только реализовывать обучение в удаленном доступе, но и достаточно оперативно проводить прием абитуриентов во «второй волне» приемной кампании в осенние месяцы для абитуриентов, которые в силу профессиональной занятости не имели возможности поступать с основным потоком. Нельзя не отметить и ряд проблем, связанных с обеспечением безопасности и легитимности экзамена, разработкой гибкого графика и формированием комиссии из числа профессорско-преподавательского состава. И вместе с тем, такой способ поступления становится все более актуальным (рис. 2). Сегодня, условно, каждый третий абитуриент поступает в ЦДО удаленно, а за три года их число выросло вдвое.
Скайп-экзамен проводится при организационном содействии территориальных пунктов доступа ЦДО (ТПД ЦДО), а также в индивидуальном порядке. В сферу деятельности опорных пунктов входит: проведение рекламной кампании, прием документов абитуриентов, проведение вступительных испытаний, оформление и отправка в ЦДО личных дел студентов. В Тюменской области такие опорные пункты действуют на базе образовательных учреждений городов Югорск, Муравленко, Новый Уренгой, а также филиалов ТИУ в Ноябрьске, Сургуте, Нижневартовске и Тобольске. С желающими получить профессию, позволяющую работать на предприятиях ТЭК, за пределами региона активно работают ТПД в Челябинской, Свердловской, Волгоградской областях, охвачены Пермский и Приморский край. За рубежом студентов привлекают партнеры из Таджикистана, Узбекистана и Казахстана.
Коммуникационный план привлечения абитуриентов ЦДО опирается на цели и задачи приемной кампании вуза в целом. Используемые средства коммуникации позволяют проводить информационную работу с абитуриентами на всей территории Тюменской области и за ее пределами [1].
Центр дистанционного образования ведет активную информационно-коммуникационную деятельность. Директор С.М. Моор регулярно дает интервью корреспондентам региональных общественно-политических печатных изданий, представляет интересы Центра в эфире теле- и радиопрограмм по вопросам, связанным с проведением приемной кампании и спецификой дистанционного обучения.
Прием в ЦДО, как и само обучение, происходит преимущественно за счет Интернет-коммуникаций, в ходе которых виртуальное пространство становится вполне реальным. В связи с этим, взаимодействие с абитуриентами, по большей части, организовано в электронной среде. Наиболее востребованными и перспективными являются «виртуальные дни открытых дверей» и видеоконференции (табл. 2). Трансляции мероприятий размещаются на официальном сайте ТИУ (www.tsogu.ru/cdo) и в социальных сетях «Вконтакте» и Facebook, там же публикуются новости Центра, выкладывается актуальная информация для абитуриентов. С 2013 года ЦДО ТИУ проводит международную видеоконференцию, посвященную широкому спектру вопросов дистанционного образования. На базе сформированной научной площадки в интересах учащихся планируется проведение научных конференций по тематическим направлениям магистерских программ.
Таблица 2
Виртуальные мероприятия Центра дистанционного образования ТюмГНГУ за 2010–2015 гг.
Учебный год |
Всего |
В т.ч. «День открытых дверей» |
2010–2011 |
16 |
1 |
2011–2012 |
28 |
3 |
2012–2013 |
21 |
3 |
2013–2014 |
24 |
1 |
2014–2015 |
41 |
4 |
Важной задачей при информировании абитуриентов является издание качественных полиграфических материалов, которые распространяются на выставках профессиональной и образовательной тематики, днях открытых дверей и в приемной комиссии вуза, через ТПД, на кафедрах, студенческих и научных мероприятиях и предприятиях. Центр дистанционного образования работает с традиционными формами печатной продукции, выпуская информационные листовки, брошюры и ежегодный буклет-отчет.
В целом, говоря о формировании коммуникационного пространства, учитывая перспективы ведения приемной кампании, Центр дистанционного образования рассчитывает, в первую очередь, на актуальные, доступные и востребованные средства в современной образовательной среде.
Анализ текущей ситуации, данные официальной статистики и показатели динамики деятельности Центра дистанционного образования Тюменского государственного нефтегазового университета за последние 5 лет позволяют прийти к некоторым выводам о целесообразности использования определенных методов и средств в работе с абитуриентами, что позволяет представить план мероприятий в рамках приемной кампании на среднесрочную перспективу для опорного университета, включая рекламно-информационное, учебно-методическое, организационное, правовое направления деятельности (табл. 3).
Таблица 3
Мероприятия по приему абитуриентов в ТИУ на заочную форму обучения с использованием дистанционных технологий на среднесрочную перспективу (2016–2018 гг.)
№ п/п |
Направление деятельности |
Мероприятия |
1 |
Рекламно-информационное |
– постоянное обновление сайта ЦДО с изложением значимой информации о направлениях подготовки студентов; о преимуществах обучения в университете и престиже диплома Университета; об условиях поступления и обучения и т.п.; – формирование банка памяток, листовок и других рекламных продуктов для абитуриентов; – ежегодный выпуск рекламного буклета-отчета ЦДО; – подготовка коротких презентаций под конкретные рекламные цели со звуковым сопровождением, в т.ч. для использования в ТПД на период приемной кампании; – размещение информации о функционировании ЦДО в органах Федеральной службы занятости, в органах ФСС и других государственных и муниципальных структурах, обеспечивающих реализацию прав отдельных категорий граждан; – рассылка рекламной информации на сайты предприятий и партнерам Университета, которые могут быть заинтересованы в обучении персонала по направлениям подготовки, реализуемым в ЦДО. |
2 |
Учебно-методическое |
– разработка индивидуальных графиков обучения для переведенных и восстановленных, а также иностранных студентов; – обучение преподавателей на курсах повышения квалификации, для работы со студентами, обучающимся по заочной форме обучения с использованием дистанционных технологий; – перевод успешных студентов на индивидуальный график обучения; – реализация возможности обучения по программам «двойных дипломов»; – консультирование граждан в реальном и виртуальном формате по вопросам поступления и обучения в Университете. |
3 |
Организационное |
– проведение виртуальных дней открытых дверей с приглашением представителей предприятий, учреждений и организаций; – привлекать студентов-выпускников к участию в виртуальных мероприятиях ЦДО для абитуриентов. Непосредственное подключение к видеоконференциям, дням открытых дверей, использование видеообращений в записи; – проведение видео-мастер-классов по открытию территориальных пунктов доступа и организации работы в них; – организация выездов в основные ТПД (Казахстан, Таджикистан, Узбекистан, Находка) для реализации различных информационных акций для позиционирования нового бренда Университета. |
4 |
Правовое |
– актуализация договоров на обучение, оптимизация их подписания; – разработка локальных нормативных актов в части обеспечения заочной формы обучения с использованием дистанционных технологий. |
Представленные результаты проведенной аналитической и творческой работы могут составить основу программы приема абитуриентов на среднесрочную перспективу, разработанной с учетом анализа и потребностей регионального рынка труда по направлениям Центра дистанционного образования, в рамках парадигмы и миссии становления и развития опорного Тюменского индустриального университета. Для этого обозначены перспективные направления подготовки специалистов с учетом ситуации на рынке труда и занятости населения Тюменской области, приведены планы набора абитуриентов, охарактеризован порядок приема документов и вступительных испытаний; дается описание информационно-коммуникационной деятельности и применяемых средств с общей характеристикой эффективности по предыдущим периодам.
Образовательное пространство опорного университета, в первую очередь, должно формироваться вокруг общего комплекса задач, определяющих новое положение, – организация получает новое имя, статус и перспективы развития. Продолжая сложившиеся традиции объединенных вузов, университет призван использовать инновационный подход для повышения качества образования. Вместе с тем, сохраняется опыт, образовательная база, научные школы. Новая структура, ориентированная на территориальную специфику, будет вынуждена доказывать преимущества как в регионе, так и за его пределами. Высокие требования работодателей, растущая мобильность студентов, новые возможности электронного образования предопределяют высокую конкуренцию среди современных вузов.