Теоретический анализ психологических исследований по проблеме адаптации безработных (Л.Ж. Караванова, Х. Кауфман, К. Леана, Е.Н. Демин, Д. Фельдман и т.д.) позволяет нам говорить о том, что ситуация потери работы – это всегда кризисное и стрессовое событие, которое может иметь разные, как отрицательные, так и положительные проявления. Так, для некоторых ситуация потери работы сопровождается отрицательными проявлениями, среди которых снижение социального статуса, понижение самооценки, мотивации, ухудшение субъективного благополучия, деформация межличностных отношений и в целом различные негативные эмоциональные состояния. Для других потеря работы – это активизация личностных ресурсов, стимулирование активности и выход на новый личностный и профессиональный уровень. Очевидно, положительные проявления способствуют более легкому проживанию кризисной ситуации и более быстрому трудоустройству, тогда как отрицательные способствуют более длительной профессиональной незанятости, возникновению негативных переживаний, среди которых неуверенность в себе и своей профессиональной компетентности, а также социально-психологической дезадаптации в целом. Мы считаем, что данные две группы людей отличаются уровнем адаптативной готовности к резким жизненным изменениям. Л.Е. Тарасова рассматривает адаптационную готовность как «своеобразную установку на динамику окружающей среды и эффективное взаимодействие с ней, подкрепленную уверенностью индивида в том, что в определенный момент изменений в среде он сможет установить оптимальное равновесие между ее требованиями и своими возможностями» [5].
Группой ученых под руководством М.В. Григорьевой получено много научных данных по вопросам адаптационной готовности личности к трудным жизненным условиям, в том числе и в ситуации потери работы. Нами было проведено эмпирическое исследование трансформаций адаптационного потенциала в ситуации потери работы. В исследовании приняли участие граждане, вставшие на учет в центр занятости населения г. Саратова и испытывающие трудности в процессе трудоустройства более одного года. Общее количество испытуемых составило 105 человек. Учитывая отсутствие методического инструментария для диагностики адаптационной готовности, мы использовали шкалы адекватные поставленной нами цели: шкалу адаптации из опросника СПА [8], разработанного К. Роджерсом и Р. Даймонд, и методику «Жизнеспособность личности» А.А. Нестеровой [3]. Дополнительные параметры мы исследовали с помощью опросника «Стиль саморегуляции поведения» [4], методики изучения структуры ценностей С. Шварца в адаптации О.А. Тихомандрицкой [6]. Результаты исследования, с вероятностью допущенной ошибки менее 0,05, позволили обнаружить некоторые свойственные безработным гражданам, испытывающим трудности в процессе трудоустройства, закономерности. Так, в исследуемой выборке были выявлены низкие значения саморегуляции поведения по шкалам моделирование (2,7), гибкость (3,8) и самостоятельность (2,4) и доминирующие ценностные ориентации, такие как гедонизм, привязанность к традициям, конформность и власть. Корреляционный анализ, в свою очередь, позволил обнаружить взаимосвязь адаптации и жизнеспособности личности с такими параметрами, как общая саморегуляция (r = 0,26, при р < 0,05), способность оценивать результаты деятельности (r = 0,31, при р < 0,05) и развитость осознанного программирования (r = 0,24, при р < 0,05). В отношении ценностно-потребностной сферы личности были обнаружены взаимосвязи жизнестойкости и адаптации с такими ценностями, как саморегуляция (r = 0,31 при р < 0,05), стимулирование (r = 0,26 при р < 0,05) и достижения (r = 0,28 при р < 0,05). Таким образом, в ситуации потери работы происходит процесс трансформации адаптационной готовности, которая негативным образом сказывается на мотивационной, ценностной и потребностной сферах личности, а также на процессах поведенческой саморегуляции личности. Для успешного поиска работы и дальнейшей социально-психологической адаптации личности на новом рабочем месте необходимо устранить непродуктивные личностные и поведенческие характеристики, такие как несформированность процессов моделирования, низкую способность перестраиваться и вносить корректировки в систему саморегуляции при изменении внешних и внутренних условий, отсутствие регуляторной автономности, стремление к гедонизму, престижу и господству над другими людьми, а также свойственные безработным самоограничение, покорность и подчинение, а также сформировать новые, более продуктивные, среди которых умение адекватно оценивать результаты собственного поведения и деятельности, формирование потребности продумывать способы своих действий и поведения для достижения намеченных целей, развитость индивидуальной системы осознанной саморегуляции произвольной активности безработных, формирование потребности в самостоятельности и автономии, развитие внутренней мотивации к творчеству и изменению собственной личности, достижению успеха посредством профессиональной компетенции [8].
На основе имеющихся данных мы можем выделить направления эффективного формирования адаптационной готовности. Мы считаем, что формирование адаптационной готовности необходимо проводить параллельно с профессиональным обучением, в иной ситуации реализацию предложенных направлений могут взять на себя центры занятости населения. К сожалению, существующая система оказания помощи безработным сводится преимущественно к поиску «подходящей работы», при этом в расчёт не берутся внутриличностные факторы потерявших работу людей. Таким образом, найдя желанную работу, человек остается с низким уровнем адаптационной готовности к процессу выполнения новой трудовой деятельности и, как следствие, может опять оказаться в ситуации потери работы. Внедряя в процесс профессиональной подготовки или в процесс поиска работы предложенные направления формирования адаптационной готовности, можно считать их дополнительным ресурсом для более быстрого поиска работы и успешной социально-психологической адаптации к трудовой деятельности.
Формирование индивидуального стиля саморегуляции поведения. Развитие осознанной саморегуляции возможно на основе содержательной рефлексии, так, по мнению В.В. Давыдова, именно она характеризуется возможностью детального анализа человеком хода и результата собственной деятельности. Личность с высоким адаптационным потенциалом должна уметь самостоятельно ставить жизненные цели, решать их, а также нести ответственность за свое поведение, поступки и действия. В данном контексте необходимо развивать восприимчивость к реакции окружающих, умение анализировать собственное поведение и поведение окружающих, выделять смыслообразующие компоненты поведения и деятельности. Важным в обозначенном направлении будет умение иерархизировать жизненные цели по степени необходимости и достаточности, а также способность моделировать и конструировать желаемый результат и необходимые промежуточные достижения.
Развитие мотивационной сферы личности. Учитывая тот факт, что мотивация занимает ведущее место в структуре личности и отвечает за побуждения, направленность и активность личности в процессе поиска работы, а также тот факт, что профессиональный отбор сотрудников и его последующая адаптация во многом зависит от профессиональной мотивации соискателя, считаем необходимым особое значение придать именно этому направлению. В рамках данного направления необходимо, во-первых, научить соискателей самостоятельно ставить цели и достигать их, а также обучить техникам самомотивации. Наиболее продуктивными будут такие методы развития системы профессиональной мотивации, которые будут позволять человеку получать максимальное удовлетворение от выполнения профессиональной деятельности, а также будут наполнять их жизнь личностным смыслом. В этом контексте будут интересны техники визуализации и, в частности, техники визуализации, позволяющие задействовать активное творческое воображение. Например, создание с помощью визуализации позитивного образа будущей работы позволит найти устойчивую, эмоционально окрашенную, осознанную, наполненную ценостно-смысловым содержанием модель профессиональной деятельности и себя, как главного участника этих событий. Необходимо акцентировать внимание соискателя на большом количестве деталей, способах осуществления данной модели, эмоциональной насыщенности и привлекательности визуализированных событий для личности. Особое место в данной работе занимает необходимость объединить желаемый образ с чувством уверенности в его осуществлении и стремление реализовать и претворить созданный образ в действительность. Мы считаем, что именно актуальные, мотивационно-потребностные тенденции соискателя, его когнитивный прогноз и антиципация возможного развития ситуации позволят внести существенный вклад в формирование адаптационной готовности личности в ситуации потери работы.
Развитие креативности и умение управлять мыслительной деятельностью. Успех профессиональной деятельности во многом зависит от его творческого характера. В этой связи особое значение для формирования адаптационной готовности обретает процесс развития креативности соискателей и формирование мотивации к творческой деятельности. Креативность в данном направлении не самоцель, необходимо помнить, что конечным результатом реализации данного направления должна явиться способность личности самостоятельно решать задачи, искать новое решение и определять, что в каждой конкретной ситуации необходимо, придерживаться существующих норм или воспользоваться новым продуктивным решением. Развитие креативности очень сложный процесс, требующий, с одной стороны, развития определенных личностных качеств открытости, гибкости, настойчивости, склонность к новаторству, рискам и т.д., с другой стороны, наличия такой среды, в которой человек будет чувствовать себя в безопасности и которая обладает высокой степенью неопределенности, многовариантностью и незавершенностью. Наличие нормативной базы деятельности позволит соискателю контролировать процесс достижения желательных результатов. Наиболее доступными в работе с гражданами, ищущими работу, будут методы, основанные на творческой деятельности, например изотерапия, музыкотерапия, сказкотерапия, артсинтезтерапия, песочная терапия и т.д. Таким образом, креативность выступает важным фактором саморазвития личности соискателя и его адаптационной готовности, так как дает возможность выйти за границы привычных представлений о мире и окружающей реальности, а также развивает способность взаимодействовать с социальным окружением.
Формирование позитивного образа мира и будущего. Трудности, с которыми индивид встречается на своем профессиональном пути, подвергаются психической переработке исходя из осознаваемого и неосознаваемого восприятия мира. Осознание своего отношения к миру и позитивное представление о будущем порождает соответствующие эмоции и чувства. Возникшие чувства способны стимулировать деятельность и влиять на направленность личности. Одной из основных задач данного направления является создание условий для развития духовно-нравственной сферы человека. В аспекте адаптационной готовности необходимо способствовать развитию духовно-нравственных представлений, формированию эмоционально-волевых качеств, созданию нравственных эталонов, акцентирование духовно-нравственной направленности личности, базовых человеческих ценностей и духовной культуры в целом.
Коррекция негативных эмоциональных состояний. Для лиц, потерявших работу, характерны негативные эмоциональные состояния, наиболее актуальны из которых депрессия, чувство одиночества, апатия, пассивность и снижение чувства удовлетворения жизнью. Коррекция негативных эмоциональных состояний является шагом к формированию адаптационной готовности в ситуации потери работы. Данное направление целесообразно реализовывать, с одной стороны, путем уменьшения силы негативных состояний, эффективной здесь будет методика систематической десенсибилизации, с другой стороны, путем развития способности к релаксации и формирования уверенности в себе.
Развитие эффективных навыков активного трудоустройства. Адаптационная готовность безработных во многом зависит от наличия навыков поиска работы, а также проявления активности и мобильности индивида. Формирование навыков грамотного поведения на рынке труда дает возможность погрузиться в реальные условия процесса поиска подходящей работы, параллельно развивают коммуникативные навыки и умения, создавая у личности индивидуальную модель поведения в ситуации поиска работы. В рамках данного направления наибольшее значение имеет развитие навыков самопрезентации потенциальному работодателю (развитие умения предлагать свои услуги как специалиста), развитие навыков поиска работы в печатных и интернет-ресурсах, развитие навыков поиска работы через третьих лиц (использование услуг служб занятости и получение информации о вакансиях у ближайших знакомых).
Развитие конкурентоспособности и формирование потребности в постоянном самопознании, развитие профессиональных и личностных компетенций. Адаптационная готовность взаимосвязана с конкурентоопределяющими личностными качествами. Данные качества объединяют профессиональные и социально значимые качества и способности необходимые для более эффективного решения профессиональных задач, а также задач социального взаимодействия. Обозначенное направление подразумевает развитие полипрофессионализма, готовности и необходимости повышать профессиональные знания (иностранный язык и компьютерные технологии) и профессиональную ответственность за результаты труда. Эффективным также будет социально-психологическое развитие личности, подразумевающее в том числе формирование эффективных взаимоотношений с коллегами и руководством.
Результаты проведенного исследования позволяют нам говорить о необходимости целостного и непрерывного развития адаптационной готовности к кризисной ситуации утраты работы и изменению социального статуса личности, а также о необходимости разработки комплексной программы формирования адаптационной готовности к ситуации потери работы, в основу которой будут заложены обозначенные в данной статье направления.
Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 15-06-10624.