Образовательная система характеризуется сегодня серьезными преобразованиями, что вызвано политическими, социальными и экономическими трансформациями в мировом пространстве и нашем государстве. Нарастание разобщенности в обществе, экономическая нестабильность, эскалация конфликтов приводят к необходимости консолидации населения внутри государства. Система образования всегда выполняла роль интегрирующего звена в происходящих процессах в обществе посредством обеспечения населения информацией, наделения подрастающего поколения знаниями. И сегодняшний день не является исключением. Причем основным транслятором знаний испокон веков являлся учитель – человек, который не только доносит знания, но и насыщает их духовно-нравственным ценностным содержанием. В этой связи к педагогу предъявляют все более усиливающиеся требования. Профессиональный стандарт педагога вменяет ему быть учителем, воспитателем и психологом [10], который должен эффективно передавать знания ученикам, как с нормативным развитием, так и с отклоняющимся, уметь взаимодействовать как с коллегами, так и с родителями обучающихся.
Несмотря на то, что в профессиональном стандарте определены вполне оправданные, хотя и достаточно сложные для учителя требования, в реальной практике его педагогической деятельности можно отметить зачастую формализм. Это проявляется в соскальзывании на «натаскивание» обучающихся к государственной итоговой аттестации, в частности успешной сдаче основного и единого государственных экзаменов. Кроме того, излишне сильно представлены в школьной практике современные образовательные технологии, в тени которых забываются такие атрибуты деятельности учителя, как «педагогическая техника», «индивидуальный педагогический стиль», «профессиональное мастерство».
Полагаем вполне оправданным возрождение классической идеи развития профессионального мастерства учителя. Причем видим перспективы и значимость такого инструмента педагогической деятельности, как обмен знаниями в общеобразовательной организации. Обоснуем выдвинутое утверждение следующими аргументами. Во-первых, учитель является одним из значимых субъектов передачи социального опыта и знаний обучающимся. Во-вторых, в качестве одного из образовательных результатов, который достигается в результате обучения школьников – выделяется умение работать с информацией (использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации… [17]); при этом знания трактуются как некая определенная информация. В-третьих, именно обмен знаниями на курсах повышения квалификации, различных конференциях, семинарах и других обучающих мероприятиях является основным ресурсом профессиональной подготовки и, соответственно, развития профессионального мастерства педагога [4; 5; 6].
Рассматривая особенности осуществления обмена знаниями в общеобразовательной организации изначально определим основные акценты. Обмен знаниями – это не обобщение и распространение передового педагогического опыта, это не трансляция коллегам полученной информации из разных источников (стажировки, курсы повышения квалификации, научная литература и т.д.). Это более высокий уровень отношений между коллегами в организации. Для пояснения данного утверждения обратимся к анализу дефиниции «знание» и «обмен знаниями», далее уточним особенности обмена знаниями в общеобразовательной организации.
Обращение к словарям показывает, что категория «знание» в философских, педагогических и психологических науках исследуется в разных аспектах. Так, в словаре русского языка С.И. Ожегова знание рассматривается как постижение сознанием действительности, совокупность сведений и познаний в какой-либо области [9, с. 230]. Знание здесь понимается в достаточно широком смысле и связывается с сознательной деятельности личности. Сходное толкование можно встретить и в словаре Д.Н. Ушакова, который определяет знание как деятельность сознания, имеющую в качестве цели постижение действительности и ее познание [16, с. 205]. Кроме того, знание здесь рассматривается как система понятий, приобретенных в результате познания действительности; как обладание сведениями о чем-либо.
В философском энциклопедическом словаре можно найти более конкретную интерпретацию феномена «знание», которое сводится к проверенному результату познания действительности, ее верному отражению в мышлении человека. Значение также означает обладание человеком опытом и отличается правильным субъективным и объективным пониманием [18, с. 166]. Таким образом, здесь можно увидеть, что знание строится на опыте и отражается в конкретном психическом процессе человека – мышлении. Причем такое знание должно быть отфильтровано реальной практической деятельностью личности.
Психологическая интерпретация знания отличается включением социума в сущность знания. Так, в кратком психологическом словаре знание рассматривается как совокупность информации, результат процесса познания, которым обладает человек или группа людей. Также отмечается, что знание выступает социокультурным феноменом, продуктом определенной культуры [14, с. 137]. В данном определении выделяется еще один принципиальный момент, указывающий на цель обретения знания: «… знание используется человеком для организации его жизнедеятельности» [14, с. 137].
В другом психологическом словаре знание трактуется как структура, обладающая определенными свойствами, отличающими ее от других [11, с. 256]. Феномен «знание» описывается здесь как интегративная характеристика, включающая в себя несколько аспектов. Знать – это значит иметь представление о некоем явлении, определять данное явление среди других; иметь описание ситуации, где проявляется данное явление; иметь собственное отношение к явлению и согласовать данное явление с другими для обретения целостного взгляда на мир. Помимо прочего, здесь указываются следующие виды знания: декларативное («что») и процедурное («как»); интуитивное (имплицитное) и логическое (эксплицитное, осознаваемое); экспертное знание, знание о событиях, знание о значении явления и др. [11, с. 256].
Таким образом, исходя из анализа представленных выше определений, можно выделить следующие сущностные характеристики знания:
а) результат познания действительности, опыт;
б) социокультурный феномен, продукт конкретной культуры;
в) система представления об определенных явлениях, отраженная в сознании и непосредственно мышлении;
г) способ организации жизнедеятельности человека.
Несмотря на то, что знания связываются с педагогической наукой, не менее разработанным данный феномен является и в экономической сфере. Например, в статье О.В. Масленникова знания трактуются как необходимая людям информация, используемая ими по определенным правилам в соответствии с определенными процедурами и с учетом отношения людей к этой информации [8]. Причем отношение проявляется в следующих формах: понимание, одобрение, игнорирование, согласие, отрицание и т.д. Акцент на личностном отношении как аспекте феномена знания делает и другой исследователь в области менеджмента – В.Е. Расков, отмечая, что знание является информацией, встроенной в систему представлений и (или) отношений личности, которая может для нее служить руководством к действию [12].
Таким образом, можно сделать вывод, что знания являются личностно окрашенной информацией, которая используется индивидом для организации своей деятельности. В этой связи можно предположить, что обмен знаниями будет способствовать качественному улучшению такой деятельности. Чтобы подтвердить данное предположение, обратимся к исследованиям, раскрывающим сущность процесса «обмен знаниями».
Следует отметить, что наиболее детально данное понятие исследуется и описывается также в экономических науках. О.В. Масленников рассматривает обмен знаниями как процесс постоянной циркуляции знаний в сообществе, который осуществляется различными способами и по определенным правилам. Такой процесс происходит согласно определенным процедурам с использованием технологических решений и (или) при помощи организационных методов [8]. Обмен знаниями является обязательным элементом процесса управления знаниями в организации. Автор отмечает, что если знания остаются у своих владельцев (сотрудников), то сложно управлять ими и, соответственно, использовать их эффективно для блага компании. Специалист в области управления знаниями в сфере менеджмента В.Е. Расков отмечает, что обмен знаниями является ключевым процессом в управлении знаниями и влияет на способность фирмы извлекать прибыль [12, с. 47].
Иными словами, с экономической точки зрения от обмена знаниями зависит прибыльность компании. Обмен знаниями является составной частью процесса управления знаниями. К управлению знаниями относятся такие процессы, как сохранение, структурирование, кастомизация и др. Другая классификация содержит шесть элементов системы управления знаниями: идентификацию, приобретение, развитие, распространение, использование и удержание, а также два направляющих процесса внешнего характера: целеполагание и оценка [8; 12]. Резюмируя вышесказанное, отметим, что обмен знаниями в организациях рассматривается как важный фактор ее эффективного развития и функционирования.
Таким образом, в экономическом сегменте обмен знаниями определяется как процесс циркуляции информации внутри сообщества, направленный на повышение эффективности его деятельности. Знание при этом получает личностную окраску и интерпретацию, а также характеризуется определенным отношением к нему. Т.Е. Андреева под обменом знаниями в целом понимает обмен опытом, идеями, мнениями и информацией между индивидами в различных формах [1]. В исследовании А.В. Сергеевой под процессом обмена знаниями понимается совокупность действий и взаимодействий сотрудников организации, в ходе которых они передают, принимают и в целом распространяют в организации информацию, содержащую элементы личностного осмысления, когнитивные, оценочные и эмоциональные компоненты и имеющую отношение к решению организационных задач [15, с. 13]. Иными словами, обмен знаниями является сложным многоплановым процессом, включающим в себя передачу информации, обусловленную личностными особенностями передающей и принимающей стороны.
Вывод относительно значимости передачи информации для развития организации в экономической среде можно с полной уверенностью экстраполировать и на образовательный сегмент. Обмен знаниями в общеобразовательной организации будет способствовать ее успешному развитию и качественно повышать как профессиональные результаты педагогов, так и образовательные результаты обучающихся. Современная общеобразовательная организация является интеллектуальноемкой организацией, где весь процесс работы построен на обмене знаниями. Однако такой обмен часто осуществляются в диаде «учитель - ученик», но слабо проработанными в диаде «учитель – учитель», «учитель – родитель» и «учитель – социальный партнер». В исследовании А.В. Сергеевой, посвященном проблемам обмена знаниями в школах, выделяются препятствия к обмену знаниями. Автор, в частности, отмечает следующие: доминирование культуры индивидуальности в современных школах, теоретическая неразработанность данного вопроса, отсутствие системы мотивации со стороны администрации общеобразовательной организации, недостаток времени у педагогов, нежелание применять инновации и др. [15].
Иными словами, процесс обмена знаниями является важным социально-педагогическим явлением в деятельности общеобразовательной организации, но не всегда он осуществляется между всеми участниками образовательных отношений. Методологическую основу организации обмена знаниями в социальной системе могут составить положения и принципы самообучающейся организации. В некоторых публикациях эти положения конкретизированы по отношению к общеобразовательной организации [3; 7].
Обмен знаниями может происходить при этом в разных формах. Так в области менеджмента выделяются следующие формы обмена знаниями: традиционные (используя e-mail, базы данных или файловые шкафы отделов), устные (на собраниях, во время обучающих программ, в специально созданных сообществах, за обедом, при общении с наставником, во время корпоративных мероприятий и т.д.), на основе корпоративных технологических решений (баз данных, директорий, порталов, интернета компании и т.д.) [8].
Т.Е. Андреева, Е.А. Сергеева, исследуя вопросы обмена знаниями в педагогической среде, указывают на большое их многообразие [1; 15]. Так, в диаде «учитель – учитель» выделяются такие традиционные формы обмена знаниями, как методические объединения, наставничество, открытые уроки, педагогический совет. Предлагаются также и экспериментальные формы: проектные группы, лаборатории, творческие мастерские, корпоративные мероприятия. В диаде «учитель – родитель» выделяются такие традиционные формы обмена знаниями, как родительские собрания и комитеты, день открытых дверей, публичный отчет о деятельности школы. Представлены и экспериментальные формы обмена знаниями: конференции для детей и родителей, группы и обсуждения в социальных сетях, вовлечение родителей в принятие внутренних решений. В диаде «общеобразовательная организация – другие школы» выделены следующие традиционные формы обмена знаниями: районные или городские конференции, семинары, конкурсы; открытые уроки. Экспериментальные формы: виртуальные методические объединения, учительские блоги, совместное обучение на программах повышения квалификации и др.
Таким образом, многообразие форм, которые могут применяться в управлении информацией в школе, указывает на серьезные ресурсы, которыми обладает современная общеобразовательная организация для осуществления процесса обмена знаниями. Вместе с тем важно учитывать особенности осуществления обмена знаниями в общеобразовательной организации, а именно:
– обмен знаниями в общеобразовательной организации осуществляется в разных направлениях «ученик – ученик», «учитель – учитель», «учитель – ученик», «учитель – родитель», «общеобразовательная организация – социальные партнеры» и др.; в каждой диаде есть общие аспекты обмена знаниями и своя специфика;
– обмен знаниями внутри общеобразовательной организации и за ее пределами имеет существенные отличия: по форме, содержанию, масштабу коммуникации;
– обмен знаниями происходит в формальной обстановке (урок, родительское собрание, конференция) и неформальной (на переменах, школьных праздниках, корпоративных мероприятиях);
– педагог несет ответственность за происходящие процессы в общеобразовательной организации, соответственно, он должен понимать значимость содержания и ценности той информации, которая участвует в процессе обмена знаниями;
– учитывая тот факт, что обмен знаниями в диаде «учитель – родитель» чаще выступает в форме информирования, то есть диалога, необходимо мотивировать родительскую общественность на реальный обмен знаниями; на это указывают основные направления реализации государственно-общественного управления в сфере образования;
– для осуществления обмена знаниями в общеобразовательной организации важно учитывать современные тенденции развития образования, нормативную базу и происходящие в мировом пространстве социокультурные коллизии.
Принимая во внимание основные особенности обмена знаниями в общеобразовательной организации, важно понимать, что данный процесс преследует собой основную цель – это удовлетворенность участников образовательных отношений образовательными услугами и повышение качества образования. Следует отметить, что у процесса обмена много общего с бенчмаркингом [2; 13]. В частности, их целью является повышения качества образования и достижения конкурентных преимуществ в образовательном сегменте. Однако бенчмаркинг связывается с выявлением лучших практик и применением их для улучшения деятельности педагога, а обмен знаниями предполагает взаимную циркуляцию данными практиками и выход на более высокий уровень профессионально-коммуникативных отношений.
Таким образом, обмен знаниями в общеобразовательной организации понимается как процесс интерактивного взаимодействия участников образовательных отношений, построенный с учетом осмысления личных, когнитивных, эмоциональных особенностей взаимодействующих сторон, взаимообмен информацией, направленный на достижение качества образования. В этой связи очень важно выстроить эффективный процесс обмена знаниями, который будет способствовать повышению качества профессиональной деятельности педагогов, достижению образовательных результатов в общеобразовательной организации и в целом оптимизации образовательной системы.