Продолжающаяся системная перестройка отечественного образования вызывает оживленную дискуссию научной общественности и работников высшей школы относительно его ступеней и уровней, дизайна федеральных государственных образовательных стандартов, целевых ориентиров, моделей организации основных профессиональных образовательных программ (ОПОП), соответствия тех или иных направлений подготовки обучающихся профилю образовательных организаций.
Поиск путей повышения качества подготовки обучающихся в рамках укрупненной группы направлений и специальностей «Экономика и управление» предопределяются, прежде всего, высоким спросом, сохраняющимся в данном сегменте рынка образовательных услуг на протяжении последнего десятилетия. Так, согласно статистическим данным, в Ставропольском крае ежегодно свыше 30 процентов выпускников государственных вузов и около 50 процентов выпускников негосударственных вузов осваивают образовательные программы в рамках данной группы [3].
Важно подчеркнуть, что необходимость получения экономических знаний в современных условиях выходит далеко за рамки собственно экономического образования. Активное внедрение в Российской Федерации стандартов профессиональной деятельности, стремление к четкой регламентации требований к квалификации работников, способных стать успешными в современных рыночных условиях, их развитое экономическое мышление являются неотъемлемыми компонентами профильного портрета лиц, осуществляющих деятельность во всех отраслях национального хозяйства, в том числе в здравоохранении и социальной сфере.
Ориентированность на профессиональные стандарты, как отправную точку формирования профильного портрета будущих специалистов, позволяет через ОПОП задавать (программировать) конечные результаты обучения в виде приобретаемых итоговых административно-управленческих компетенций, что является веским основанием для включения экономических дисциплин в образовательные программы и учебные планы специальностей «Лечебное дело», «Педиатрия» и «Стоматология» в Ставропольском государственном медицинском университете.
Многие отечественные (А.Г. Каспржак, С.П. Калашников [1], Я.С. Чистова [5] и др.) и зарубежные (Дж. О’Нил, Р. Доннэли) [6] исследователи проблем университетского образования придерживаются точки зрения, что образовательная программа не может быть статична, она должна представлять собой «динамическую среду, развивающуюся во времени». Соблюдение принципа динамичности формирования образовательных программ в профессиональном образовании является необходимым условием, обеспечивающим способность высшей школы адаптироваться к меняющимся экономическим, социальным и производственным условиям.
Анализ эволюции образовательных программ высшей школы в России конца XX – начала XXI в. (табл. 1) показывает, что в советское время проблема острой потребности в развитии сферы материального производства, помноженная на необходимость формирования коммунистического мировоззрения, решалась на основе конструирования образовательных программ подготовки инженеров-экономистов, получавших углубленные знания, в том числе в области технологии производства, на экономических факультетах профильных и политехнических вузов [2].
В перестроечный период, при реальной угрозе развала единого образовательного пространства, встала задача обеспечения нормативно-правового регулирования содержания и результатов образовательного процесса.
В 1992 г. Законом Российской Федерации «Об образовании» вводится понятие государственного образовательного стандарта как документа, регламентирующего формирование основных образовательных программ. С этого момента начался «стандартовый» период конструирования образовательных программ.
В 1994–1996 гг. вводилось в действие первое поколение государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Основное назначение данного отрезка «стандартового» времени – сохранение единого базового ядра образования за счет введения инвариантного минимально допустимого уровня содержания и требований к подготовке выпускников.
Как справедливо отмечают отечественные эксперты, ГОС ВПО первого поколения разрабатывались в период стагнации экономики, когда по таким профилям подготовки, как экономика и управление, высшее образование переживало полную ломку привычных марксистско-ленинских догм, в связи с чем содержание программ носило эклектический характер [4]. В подавляющем большинстве содержание стандартов соответствовало требованиям академических сообществ, «при этом были сохранены лучшие традиции советского образования – фундаментальность и широта подготовки».
Однако, обеспечив стабилизацию системы отечественного образования, стандарты первого поколения стали одновременно и факторами ее консервации, так как не представлялось возможным адаптировать разработанные в соответствии с их требованиями образовательные программы к новым проблемам, возникающим в поликультурном обществе, предъявляющим повышенные требования к профессиональной мобильности будущих специалистов и их коммуникативному взаимодействию.
В соответствии с Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996 г.) в 2000 г. были введены в действие ГОС ВПО второго поколения, к позитивным особенностям которых необходимо отнести их согласованность с тарифно-квалификационными характеристиками Минтруда России и требованиями работодателей.
Таблица 1
Эволюция образовательных программ в России
Периодизация |
Характеристика социально-экономических условий |
Содержание образовательных программ |
Советский период («достандартовый» период) – до 1992 г. |
Ориентация экономики на развитие отраслей материального производства, прежде всего тяжелого машиностроения, военно-промышленного комплекса. Догматизм в науке и образовании |
Образовательные программы носят консервативный характер, основная цель – фундаментальная подготовка специалистов с высшим образованием |
«Стандартовый» период |
||
Период действия стандартов первого поколения* (ГОС ВПО) – стандарты вводились с 1994 г. по 1996 г., действовали до 2000 г. |
Стагнация экономики, развал единого образовательного пространства, отсутствие учета требований работодателей к подготовке выпускников вузов. Эклектизм в образовании как реакция на ломку привычных догм |
Образовательные программы носят консервативный характер. ГОС ВПО устанавливает обязательный минимум содержания образовательных программ по циклам дисциплин, максимальный объем учебной нагрузки, требования к уровню подготовки выпускников. Дидактические единицы для каждой дисциплины определены требованиями стандартов |
Период действия стандартов второго поколения (ГОС ВПО) с 2000 г. до 2010 г. |
Преодоление стагнации в экономике, её переход к цивилизованному рынку. Ориентация образования на потребности национального хозяйства – согласованность требований стандартов с тарифно-квалифицированными характеристиками Минтруда России, учёт требований работодателей |
Образовательные программы носят консервативный характер. ГОС ВПО устанавливает обязательный минимум содержания образовательных программ по циклам дисциплин и требования к условиям их реализации, максимальный объем учебной нагрузки, требования к уровню подготовки выпускников. Дидактические единицы для каждой обязательной дисциплины определены требованиями стандартов |
Период действия стандартов третьего поколения (ФГОС ВПО) с 2010 г. до 2020 г. |
Стремительное распространение рыночных отношений в традиционно «нерыночных» сферах национального хозяйства, в том числе здравоохранении, сфере социального обслуживания населения. Образование ориентировано на запрос со стороны как работодателей, так и потребителей образовательных услуг |
ФГОС ВПО устанавливает обязательный минимум содержания образовательных программ по циклам дисциплин и требования к условиям их реализации, максимальный объем учебной нагрузки, требования к уровню подготовки выпускников. Конструирование образовательных программ переходит от административной к либеральной модели уровневого образования: отказ от жесткой регламентации трудоемкости, состава дисциплин циклов, введение вариативной части. В стандарте прописаны общекультурные и профессиональные компетенции |
Период актуализации стандартов третьего поколения (ФГОС ВО) – с 2015 г., подготовка к введению стандартов четвертого поколения – с 2020 г. |
Динамичное развитие рыночной экономики, переход к новому технологическому укладу, структурные сдвиги в экономике. Системная перестройка образования как ответ на вызовы современности. Согласованность образовательных стандартов с профессиональными стандартами |
ФГОС ВПО устанавливает обязательный минимум содержания образовательных программ и требования к условиям их реализации, максимальный объем учебной нагрузки, требования к уровню подготовки выпускников. Отказ от деления дисциплин по циклам. Конструирование образовательных программ носит либеральный характер. В стандарте уточнены общекультурные и профессиональные компетенции, прописаны общепрофессиональные компетенции |
Примечание. * – Термины «стандартовый» период, «поколения» (применительно к стандартам) относятся к ненормативной терминологии в том смысле, что они отсутствуют в законодательных и нормативных актах, но тем не менее получили широкое распространение в профессиональном сообществе (прим. авторов).
Вместе с тем в стандартах по-прежнему жестко регламентировались наименования дисциплин, а также дидактические единицы, подлежащие обязательному изучению в рамках реализации образовательных программ. Так, образовательные стандарты по медицинским специальностям предусматривали включение в учебный план дисциплины «Экономика», содержание которой составлял набор дефиниций, стандартный для всех неэкономических высших учебных заведений и формирующих основы экономических знаний, но не затрагивающий рассмотрение вопросов экономики здравоохранения, входящих в сферу профессиональных интересов будущих работников здравоохранения.
Жесткая административная регламентация учебного процесса вступила в противоречие с либеральной моделью государственного регулирования образовательных программ в современной России и уже с середины 2004 г., в целях повышения качества образования, Минобрнауки России активизировало процесс взаимодействия профессионального образования с работодателями, в том числе и за счет регламентированного включения их представителей в состав профессорско-преподавательского состава образовательных организаций.
Переход к третьему поколению стандартов ознаменован лидирующей ролью профессиональных стандартов, т.е. требований, которые предъявляет к работнику конкретная область трудовой деятельности.
В учебных планах подготовки студентов медицинских специальностей СтГМУ сохранена дисциплина «Экономика», но она наполнена принципиально новым содержанием. Её включение в вариативную часть блока 1 «Дисциплины» ОПОП на младших курсах позволило, в соответствии с направленностью программ специалитета, дополнить содержание рабочей программы дисциплины вторым разделом «Экономика здравоохранения», что обеспечивает формирование у будущих медицинских работников новой компетенции, а именно – способность применять и основы экономических знаний в конкретной сфере деятельности – в здравоохранении.
Как показала практика, выполнение студентами второго курса лечебного факультета СтГМУ творческого проектного задания по обоснованию бизнес-идеи создания негосударственной организации медицинского профиля способствует развитию у них мотивации к получению в дальнейшем профильного экономического образования.
На старших курсах студенты специалитета медицинского вуза вновь обращаются к проблемам отраслевой экономики в рамках изучения дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение, экономика здравоохранения», что способствует закреплению и углублению профессионального интереса в данной области. Таким образом, стало возможным формировать у обучающихся дескрипторы компетенций, соответствующих требованиям профессиональных стандартов.
Актуализация стандартов через уточнение набора компетенций, планируемый переход к стандартам четвертого поколения, позволила сделать процесс управления образовательными программами динамичным и непрерывным.
В этой связи авторы разработали две основные профессиональные образовательные программы подготовки укрупненной группы направлений «Экономика и управление»: ОПОП направления подготовки 38.03.01 – «Экономика» (уровень бакалавриата) профиль «Экономика и управление в учреждениях здравоохранения» и ОПОП направления 38.04.01 – «Экономика» магистерской программы «Экономика здравоохранения» для подготовки кадров в медицинских вузах страны.
В рамках реализации динамичного подхода к конструированию образовательных программ особо учитывалась необходимость создания соответствующего образовательного пространства, ориентированного на обеспечение условий для самостоятельного формирования обучающимся выбранной им образовательной траектории. В этой связи в рамках университетских образовательных программ были выделены адресные группы получателей экономических знаний в динамике (рисунок).
Именно от адресной группы зависит не только конкретное наполнение реализуемой образовательной программы (в части выбора дисциплин вариативной части и дисциплин по выбору ОПОП), но и формулировка образовательных результатов, определение их критериев и способов измерения.
Причем при выборе оценочных процедур, форм промежуточного и итогового контроля, проработке их содержательного наполнения следует учитывать, что на освоение одной и той же образовательной программы нацелены различные адресные группы, структура которых также изменчива во времени.
Адресные группы образовательных программ СтГМУ
Таблица 2
Структура адресных групп абитуриентов ОПОП направления подготовки 38.03.01 «Экономика» (уровень бакалавриата), %
№ п/п |
Адресные группы |
Годы |
|
2011 |
2016 |
||
1 |
Организаторы здравоохранения |
62 |
3 |
2 |
Работники практического здравоохранения |
14 |
23 |
3 |
Преподаватели вузов |
10 |
3 |
4 |
Прочие категории |
14 |
7 |
5 |
Выпускники и студенты СтГМУ |
– |
64 |
Как показано в табл. 1, структура потребителей образовательных услуг, предлагаемых университетом в 2016 г. по программе бакалавриата «Экономика», профиль «Экономика и управление в учреждениях здравоохранения», претерпела кардинальные изменения по сравнению с 2011 г. (первый набор обучающихся).
Организаторы здравоохранения (главные врачи, заместителей главных врачей), составлявшие в 2011 г. ядро обучающихся по данной ОПОП (свыше 60 процентов), с момента открытия магистратуры в 2015 г. стали основной адресной группой магистерской программы «Экономика здравоохранения». Их профильный портрет формировался авторами в том числе с учётом проекта профессионального стандарта «Руководитель в организации».
Вместе с тем возможность расширить экономические знания, полученные в ходе освоения программ специалитета, получить высшее экономическое образование как дополнительное к медицинскому, сформировало новую адресную группу бакалавриата – выпускники и студенты специалитета СтГМУ, удельный вес которых в 2016 г. составил 64 процента. В рамках динамичного подхода при формировании профильного портрета данной адресной группы разработчики учли требования, прописанные в профессиональных стандартах «Специалист по педиатрии» (код 02.001), «Специалист в области медико-профилактического дела» (код 02.002), «Врач-стоматолог» (код 02.005), утвержденных в 2015–2016 гг. соответствующими приказами Министерства труда России.
По результатам анкетирования обучающихся, относящихся к данной адресной группе, свыше 90 % респондентов отметили высшую степень заинтересованности в исследовании отраслевых проблем экономики здравоохранения (выбрав по 10-балльной шкале 10 баллов). Высокая мотивации к аналитической и научно-исследовательской деятельности адресных групп послужила обоснованием выбора авторами академической направленности образовательных программ бакалавриата и магистратуры для подготовки укрупненной группы направлений «Экономика и управление», а сфера интересов – их профиль, соответствующий профилю медицинского вуза.
Большинство обучающихся по программам бакалавриата и магистратуры – это взрослые люди, совмещающие обучение с профессиональным становлением и способные самостоятельно выбирать пути достижения поставленных целей при освоении образовательной программы. Как видится авторам статьи, основная задача администрации и профессорско-преподавательского состава университета – всемерно способствовать данному процессу, динамично изменяя содержание учебного, научно-исследовательского, воспитательного и прочих компонентов образовательного процесса, исходя из современных реалий.
Своевременность реализации такого подхода предопределяется также приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации № 844 от 26 ноября 2015 г. «Об организации работы по формированию научно-образовательных медицинских кластеров».
В частности, для научно-образовательного медицинского кластера «Северо-Кавказский» координация действий его участников по разработке и реализации образовательных программ, актуализации их формата и содержания позволит обеспечить развитие горизонтальной и вертикальной мобильности обучающихся с предоставлением им возможностей перехода с одного образовательного уровня на другой или с изменением образовательной траектории в пределах одного уровня профильного образования.
В целом же развитие межкластерного сотрудничества в Российской Федерации является определяющим условием для развития и повышения качества системы уровнего профессионального образования.