Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,899

FEATURES AESTHETIC EDUCATION MENTALLY RETARDED JUNIORS

Volkova T.G. 1 Evtushenko I.V. 1
1 Moscow State Pedagogical University
Among the existing problems of national special education highlights the need to study the modern approaches to the aesthetic education of mentally retarded students. Violation of cognitive activity, the specificity of the emotional sphere and behaviors characteristic of mentally retarded children, prevent their successful social adaptation and successful entry into the educational process. The negative impact of these factors determines the need for development of effective correctional-developing technologies that eliminate the social consequences of the primary developmental disorders, representing an opportunity for teachers to identify the effectiveness of the special education process. Test for success of the process of aesthetic education of mentally retarded juniors relatively poorly understood by national experts in the field of psychological and pedagogical sciences. The authors have developed criteria and indicators of aesthetic education of mentally retarded juniors. The article presents the results of the Master’s study on the development, testing of diagnostic procedures aimed at identifying the level of aesthetic education of juniors with mental retardation.
aesthetic education
music education
mentally retarded students

Для оценки уровня эстетической воспитанности умственно отсталых старших школьников было организовано исследование, которое проводилось в Керченской специальной школе-интернате. В экспериментальной работе приняли участие девять обучающихся в возрасте от 14 до 17 лет.

При проведении диагностики выполнялась следующая последовательность действий: определение задач диагностики; формулирование критериев, показателей, уровней эстетической воспитанности умственно отсталых старших школьников; подбор диагностических методов (построение диагностической программы изучения эстетической воспитанности умственно отсталых старших школьников); непосредственное осуществление диагностической программы изучения эстетической воспитанности старших школьников; фиксация результатов диагностики и выявление уровня эстетической воспитанности каждого ученика в отдельности и по классу в целом; рассмотрение и обобщение результатов диагностики.

С целью обеспечения объективности получаемой информации на протяжении всего исследования использовались неизменяемые критерии и показатели эстетической воспитанности умственно отсталых старших школьников. В рамках работы была разработана программа изучения уровней сформированности эстетической воспитанности умственно отсталых старших школьников. Диагностический комплекс разрабатывался в соответствии со структурой эстетической культуры, отражающей ее возрастную динамику, характерную для умственно отсталых обучающихся старшего школьного возраста [1–25].

Задачи диагностики эстетической воспитанности умственно отсталых старших школьников заключались в следующем: исследовании изменений состояния эстетической воспитанности умственно отсталых старших школьников; определении уровня сформированности эстетической воспитанности умственно отсталых старших школьников; выявлении отклонений от эталонов эстетических ценностей в эстетической воспитанности умственно отсталых старших школьников; обозначении причин, обуславливающих отклонения в эстетической воспитанности умственно отсталых старших школьников; установлении эффективности коррекционно-развивающего процесса в ходе эстетического воспитания умственно отсталых старших школьников.

Разработанная диагностическая программа изучения воспитанности умственно отсталых старших школьников позволила изучить сущность явления, понять мотивы поведения обучающихся через их отношения к активным видам деятельности, сверстникам, семье, учителям, самим себе. Кроме сформулированных задач, в программе были определены границы доступности диагностических методик, их соответствие возрастным и индивидуальным возможностям школьников. Также были представлены способы обработки и анализа полученной информации, возможности повышения эффективности коррекционно-образовательного процесса.

Среди методов, используемых в исследовании: метод наблюдения, предполагающий целенаправленно организованное восприятие и регистрацию поведения обучающихся; метод анкетирования педагогов, фиксирующий внешние эмоциональные, двигательные и поведенческие реакции обучающихся, возникающие в процессе музыкальной и эстетической деятельности, а также результаты независимых экспертных оценок; индивидуальный и групповой эксперимент, включающий педагогическое проектирование, моделирование, срезовое обследование уровней эстетической воспитанности обучающихся; метод количественного и качественного анализа результатов исследования, статистической обработки полученных данных. Полученные результаты диагностического обследования эстетической воспитанности умственно отсталых старших школьников обсуждались с педагогическими работниками, родителями, в индивидуальной и коллективной формах.

Анализ изучаемых индивидуальных качеств давал основание для составления общей карты развития эстетической воспитанности в группе в целом. Устанавливая, на каком уровне воспитанности находился каждый ученик, можно было прогнозировать проявление самостоятельности, инициативы, саморегулирования собственного поведения и потребности в помощи и поддержке со стороны педагога. Такой анализ позволял конкретизировать план воспитательной работы и осуществлять индивидуальный подход с подбором таких видов деятельности, которые способствовали активизации и развитию еще недостаточно развитых качеств.

Установление уровней эстетической воспитанности умственно отсталых старших школьников стало возможно с помощью выделения из личностных качеств критериальных признаков, являющихся показателями воспитанности ребенка, отражающих их наиболее существенные стороны, качественные и количественные характеристики. Эстетическая воспитанность предполагает наличие эмоционального отношения к окружающему миру, осмысление содержания и средств выражения прекрасного, сформированность эстетических суждений, а также стремление к самостоятельному художественному творчеству. Сформированность эстетической воспитанности диагностируется по наличию четырех критериев: мотивационного, когнитивного, эмоционально-волевого и деятельностного. Мотивационный критерий связан с художественной функцией культуры, предопределяет готовность личности к определенному типу деятельности, анализу собственного поведения и объективной самооценке, определяется по наличию стремления к музыкальной и эстетической деятельности. Когнитивный критерий объединяет эстетические знания, взгляды, убеждения, полученные в процессе восприятия художественных образов, осмысления эстетических объектов. Отражая познавательно-информационную функции, включает систему понятий и умений, обобщенных в виде терминов, правил и законов. Его показателями являются сформированность эстетических представлений и понятий, начальные сведения (информированность) в области искусства. Эмоционально-волевой критерий трансформирует приобретенные знания в личностно устойчивые взгляды, убеждения, идеалы. Его показателями выступают развитость эстетических эмоций, чувств, сформированность волевых механизмов, необходимых для осуществления эстетической деятельности, степень прилагаемых усилий в эстетическом самосовершенствовании. Данный критерий предусматривает не только наличие умения переживать, но и осуществлять оценочные действия по отношению к явлениям действительности, произведениям искусства с позиций эстетического идеала, различать прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное в жизни и искусстве. Деятельностный критерий определяет готовность личности к определенному типу художественного преобразования социокультурной среды, включая функциональную сторону развития эстетической культуры. Данный критерий предусматривает сформированность практических умений и навыков эстетической деятельности, способность обучающегося к эстетической, творческой активности, переводя эстетические эмоции и оценки детей в эстетически направленные действия. Диагностические показатели сформированности представленных критериев обеспечивают возможность определения уровня эстетической воспитанности умственно отсталых старших школьников. Переход на более высокий уровень демонстрирует усложнение составляющих элементов, способствует созданию более совершенной структуры и одновременно совершенствует как отдельные элементы, так и целиком всю структуру.

Определение уровня сформированности эстетической культуры умственно отсталых старших школьников включало в себя различные задания, которые были разбиты на четыре блока: задания первого блока (мотивационный критерий) выявляли объем приоритетов ученика, наличие эстетических интересов, степень их устойчивости, сформированность системы эстетических предпочтений, характерной для данного возраста, желание заниматься музыкальной деятельностью; задания второго блока (когнитивный критерий) были направлены на раскрытие полноты эстетических знаний, характера эстетических представлений; задания третьего блока (эмоциональный критерий) определяли особенности эстетических чувств, характер эмоциональных реакций, умение давать оценку прекрасному и безобразному, развитость оценочных суждений, понимание образного языка искусства, наличие эстетического идеала; задания четвертого блока (деятельностный критерий) были направлены на установление наличия умения проявлять эстетический вкус в поведении, внешнем виде, музыкальной деятельности, степени активности, инициативности.

Изучение степени сформированности критериев позволило определить уровни эстетической воспитанности умственно отсталого старшеклассника: низкий уровень характеризовался слабым неустойчивым проявлением положительного опыта поведения, наблюдались нарушения поведения, регулируемого не внутренней потребностью, а внешним влиянием, в основном требованиями педагогов, саморегуляция и самоорганизация носили ситуативный характер, сочетаясь с нечетко выраженной психологической готовностью к общению и взаимодействию; для среднего уровня свойственно стремление к устойчивому положительному поведению, готовность к регуляции и саморегуляции, при нечетко выраженной активной общественной позиции; признаками высокого уровня воспитанности выступали устойчивый положительный опыт эстетически окрашенного поведения, саморегуляция со стремлением к организации деятельности и поведения одноклассников, проявление активной общественной позиции в единстве целостных личностных характеристик, стремление к участию в практической деятельности, устойчивая психологическая установка на общение и взаимодействие с окружающими людьми.

В ходе проведенного исследования было установлено, что для эффективного управления процессом развития эстетической воспитанности ученического коллектива педагогу необходимо знать уровень развития, индивидуальные особенности и возможности каждого ученика, а также отдельных групп обучающихся; увеличивать количество социально активных обучающихся со сформированными организаторскими умениями и навыками; создавать благоприятные условия для автоматизации системы поведения обучающихся, адекватной требованиям общества и признакам ученического коллектива; развивать инициативу и саморегуляцию на основе самоанализа, самоконтроля по освоенным критериям эстетической воспитанности личности и коллектива школьников; оказывать влияние на соотношение сил в детском коллективе за счет увеличения числа обучающихся с положительным опытом эстетического поведения, перевода нестабильных в эстетическом плане обучающихся с неустойчивой саморегуляцией и эстетической установкой в активную проэстетическую позицию; по мере развития ученического коллектива гибко реагировать, изменяя собственную педагогическую позицию, соблюдая меру педагогического руководства.

Диагностика и анализ эстетической воспитанности умственно отсталых старшеклассников могут рассматриваться как одно из направлений внеурочной деятельности, которые позволяют целенаправленно управлять качеством воспитательного процесса, что предполагает реализацию таких задач, как планирование воспитательной работы на основе диагностики уровня воспитанности обучающихся; фиксация динамических изменений уровня воспитанности обучающихся и коррекция педагогических действий, направленных на его повышение; диагностика ценностных ориентаций и уровня практической готовности педагогов к взаимодействию с обучающимися во внеурочной деятельности; диагностика уровня педагогических знаний родителей с целью уточнения родительской позиции.