Согласно данным Водного кадастра России за 2014 г., происходит многолетние катастрофическое снижение общих водных ресурсов на юге России, более 80 % гидротехнических сооружений, отработали значительно свой нормативный срок эксплуатации. В то же время отмечается одновременное возрастание нагрузки на стареющие гидротехнические сооружения что при отсутствии необходимых квалифицированных кадров и технической ремонтной базы неизбежно приведёт к росту числа аварий, обусловленных эксплуатационными причинами.
В связи с этим возникла потребность в поиске новых современных методов определения количественных оценок надёжности остаточного ресурса длительно эксплуатируемых водопроводящих сооружений для получения возможности выполнения их заблаговременного ремонта и предотвращения дальнейшего разрушения [3].
По данным «Мелиоративного кадастра», в России эксплуатируются более 150 тыс. км водопроводящих сооружений, построенных в 1950–1970-е гг. . Только на юге более 10 тыс. шт. объектов и более 20 тыс. км находящихся в федеральной собственности, которые находятся на балансе Минсельхоза России, и они, как правило, расположены на магистральных каналах, а сооружения, расположенные на межхозяйственной сети, находятся на балансе сельхозпроизводителя, а в ряде субъектов России - без хозяина. Техническое состояние гидротехнических сооружений, эксплуатируемых в России, на данный момент оценивается, по данным ВНИИГа им Б.Е. Веденеева и др. [2, 6], как неудовлетворительное и продолжающееся ухудшаться. Более половины сооружений требуют восстановления, так как проектный срок их эксплуатации составляет более 30 лет и дальнейшее увеличение их возраста приводит к снижению их надёжности и безопасности.
Остаточный ресурс водопроводящих сооружений позволяет установить безопасный срок их эксплуатации без ограничений или с ограничениями, либо принять решение о ремонте или ликвидации сооружения и части его элементов. Существующие методики обследования водопроводящих сооружений направлены на оценку в целом пригодности несущих конструкций сооружений к дальнейшей эксплуатации. При проведении обследований появился ряд вопросов по характеру выявления повреждений и дефектов, а также по прогнозированию технического состояния на определённый период времени.
Россия стабильно входит в группу стран мира, наиболее обеспеченных водными ресурсами. Это касается не только общих запасов и возобновляемых ресурсов, но и удельных значений (в расчёте на 1 жителя и др.). Однако, располагая столь значительными водными ресурсами и используя в среднем не более 2 % речного стока ежегодно, Россия в целом ряде регионов испытывает дефицит в воде.
На наиболее освоенные районы европейской части России, где сосредоточено до 80 % населения и производственного потенциала, приходится не более 10–15 % водных ресурсов. По величине местных и приходящих водных ресурсов федеральные округа (ФО) России различаются во много раз, так например Северо-Кавказский и Южный ФО являются наименее обеспеченными [7]. Республики Калмыкия – 1,1 км3/год, Ингушетия – 1,7 км3/год, г. Севастополь – 1,1 км3/год находятся в зоне опасных показателей, а вот республики Крым – 26,1 км3/год, Адыгея – 14,1 км3/год, Карачаево-Черкесская – 6,1 км3/год, Северная Осетия – Алания – 8,1 км3/год, Ставропольский край – 6,0 км3/год и др. также испытывают большой дефицит воды.
Согласно данным Водного кадастра России за 2014 г. (Ресурсы поверхностных и подземных вод, их использование и качество) [13], происходит многолетнее катастрофическое снижение общих водных ресурсов на юге РФ (табл. 1).
Основой водных ресурсов России является речной сток, формирующийся в пределах страны (только около 5 % поступает с территорий сопредельных государств). Бессточный внутренний бассейн Каспия занимает большую европейскую часть России. При этом в Каспийско-Азовском регионе, на который приходится лишь примерно 8 % территории [11], проживает порядка 80 % населения России и сосредоточена основная часть хозяйственной инфраструктуры.
Таблица 1
Характеристики водных ресурсов на юге России за 2014 г.
Субъект Российской Федерации |
Характеристики водных ресурсов, км3/год |
|||||
Годовые |
Многолетние |
|||||
Местный сток |
Приток |
Отток |
Общие водные ресурсы |
Среднее значение |
Наибольшее значение |
|
Южный ФО |
27,5 |
243,5 |
251,0 |
271,0 |
289,9 |
390,7 |
Астраханская область |
0,0 |
223,9 |
212,2 |
223,9 |
237,7 |
332,7 |
Краснодарский край |
14,8 |
10,2 |
22,1 |
25,0 |
23,0 |
32,2 |
Ростовская область |
0,9 |
14,0 |
14,9 |
14,9 |
26,1 |
50,6 |
Волгоградская область |
3,1 |
233,9 |
233,9 |
237,0 |
258,6 |
357,6 |
Республика Адыгея |
4,7 |
10,9 |
13,3 |
15,6 |
14,1 |
17,6 |
Республика Калмыкия |
3,4 |
0,3 |
1,0 |
3,7 |
1,1 |
3,7 |
Республика Крым |
0,6 |
0,2 |
0,7 |
0,8 |
1,0 |
2,2 |
Северо-Кавказский ФО |
25,2 |
1,9 |
23,3 |
26,8 |
28,0 |
35,8 |
Ставропольский край |
1,2 |
5,7 |
6,4 |
6,9 |
6,0 |
8,0 |
Кабардино-Балкарская Республика |
3,4 |
4,4 |
7,5 |
7,8 |
7,5 |
11,2 |
Республика Дагестан |
5,9 |
12,2 |
16,0 |
18,1 |
20,7 |
27,1 |
Республика Ингушетия |
0,3 |
1,0 |
1,3 |
1,3 |
1,7 |
2,7 |
Республика Карачаево-Черкесия |
7,4 |
0,0 |
7,4 |
7,4 |
6,1 |
8,1 |
Республика Северная Осетия |
3,7 |
3,9 |
7,6 |
7,6 |
8,0 |
10,5 |
Чеченская республика |
3,3 |
8,3 |
10,8 |
11,6 |
11,6 |
14,7 |
Итого |
52,7 |
245,4 |
274,3 |
297,8 |
317,9 |
427,5 |
По Южному ФО отклонение водных ресурсов от среднего многолетнего значения составило 6,5 % против 11,6 % в 2013 г. Резкое падение стока р. Волги изменило характер водности приволжских областей (Астраханской и Волгоградской) и понизило их водность до значений ниже нормы, соответственно на 5,8 и 8,4 %. Резкий рост стока левых притоков р. Кубани, приблизивший сток самой р. Кубани к норме, и столь же резкое снижение стока рек Черноморского побережья привели к тому, что водность Краснодарского края претерпела весьма малое изменение, превысив среднее многолетнее значение на 8,7 % против 9,6 % в 2013 г. [9]. Водность Республики Адыгеи, напротив, значительно возросла по сравнению с 2013 г. и превысила норму на 10,6 % благодаря резкому росту стока рр. Лабы и Белой. Водность в Ростовской области дополнительно снизилась в 2014 г. по сравнению с весьма низким уровнем 2013 г., и её отклонение от нормы составило 42,9 %. Ситуация в Ростовской области была обусловлена продолжением фазы низкой водности р. Дона. В Республике Калмыкии, как и прежде, водность значительно превышала норму, что связано с сохранением повышенной водности рр. Калаусы и Кумы, вызванной не только естественными факторами, но и ростом объёмов переброски стока [13]. Водные ресурсы Крыма были значительно меньше среднего многолетнего значения, в отличие от 2013 г., когда они превышали его на 50 %. Местный сток рек округа при этом не изменился и остался на довольно низком уровне (38,1 % от нормы). Уменьшение водных ресурсов произошло по причине беспрецедентного сокращения поступления воды на полуостров по Северо-Крымскому каналу [8].
Северо-Кавказский ФО имеет тенденцию к некоторому снижению водности рек от значения, превышавшего норму на 12,1 % в 2013 г., до значения, близкого к норме (4,3 %). В субъектах округа характер изменения водности значительно различался. Снижение водности до значений, существенно меньших нормы, было отмечено в двух республиках – Дагестане и Ингушетии. В Чеченской Республике водность снизилась до нормы, а в республиках Кабардино-Балкарии и Северной Осетии - Алании осталась близкой к норме. Рост водности до значений, существенно превышающих норму, имел место в Карачаево-Черкесской Республике и в Ставропольском крае [1].
Происходит повсеместное сокращение площади мелиоративных земель, что обусловлено проблемой как нехватки водных ресурсов, так и стареющих сооружений. Современная надёжная эксплуатация водопроводящих сооружений обеспечивается высоким уровнем проектных разработок, строительства и грамотной эксплуатации высококвалифицированным персоналом. В связи с этим возникла потребность в поиске новых современных методов определения количественных оценок надёжности остаточного ресурса длительно эксплуатируемых водопроводящих сооружений для получения возможности выполнения их заблаговременного ремонта и предотвращения дальнейшего разрушения [15]. На юге более 10 тыс. шт. объектов и более 20 тыс. км находящихся в федеральной собственности (табл. 2), которые находятся на балансе Минсельхоза России и они, как правило, расположены на магистральных каналах, а сооружения, расположенные на межхозяйственной сети, находятся на балансе сельхозпроизводителя, а в ряде субъектов РФ – без хозяина. Более половины водопроводящих сооружений требуют восстановления, так как проектный срок их эксплуатации составляет более 30 лет и дальнейшее увеличение их возраста приводит к снижению их надёжности и безопасности [4].
Основным свойством, определяющим ресурс системы, является надёжность её элементов, т.е. надёжность и безотказность работы в течение определённого срока эксплуатации. Надёжность и безотказность работы системы в целом определяется из условия, что каждый элемент системы может находиться в одном из двух состояний – работоспособном или отказа [10].
Интегральная оценка риска аварии водопроводящих сооружений:
– Rа < 0,15 – нормальный уровень;
– 0,15 < Rа < 0,30 – пониженный уровень;
– 0,30 < Rа < 0,50 – неудовлетворительный уровень;
– Rа > 0,50 – опасный уровень.
Работоспособность подсистемы Rп.c,:
Rп.c = 1 – Φп.c. (1)
Физический износ водопроводящих сооружений можно аппроксимировать некоторой функцией, динамически меняющейся во времени. Вид функции оценивается в зависимости от многих факторов:
– текущего и капитального ремонтов;
– технической эксплуатации;
– уровня воздействия динамических нагрузок на фундаменты;
– влияния техногенных процессов;
– изменения геотехнического состояния оснований фундаментов;
– старения материала конструкций водопроводящего сооружения под действием атмосферных воздействий.
Физический износ сооружений подсистемы:
Оценки вероятности работоспособного состояния системы:
(2)
Определим остаточный ресурс:
(3)
Существующие методики обследования гидротехнических конструкций [5, 12, 14, 15] направлены на оценку в целом пригодности несущих конструкций сооружений к дальнейшей эксплуатации.
Таблица 2
Наличие объектов водопроводящих сооружений на юге России
Субъект Российской Федерации |
Общее количество сооружений на мелиоративной сети, включая водозаборные, шт. |
Протяжённость каналов, км |
Общая протяженность трубопроводов, км |
|||||
Общая |
До 1 м3/с |
1–5 м3/с |
5–10 м3/с |
10–30 м3/с |
30–50 м3/с |
|||
Южный ФО |
7158 |
20277,7 |
10119,9 |
3010,7 |
2693,5 |
3975,9 |
1115,3 |
2601,2 |
Астраханская область |
301 |
804,9 |
80,7 |
130,6 |
232,8 |
360,8 |
нет данных |
46,9 |
Краснодарский край |
489 |
3162,4 |
105,1 |
1066,8 |
301,2 |
1191,2 |
153,6 |
2048,2 |
Ростовская область |
1384 |
2154,4 |
466,8 |
760,2 |
254,7 |
302,1 |
370,6 |
319,8 |
Волгоградская область |
476 |
1376,3 |
30,4 |
382,2 |
358,6 |
206,3 |
40,9 |
186,3 |
Республика Адыгея |
136 |
308,5 |
10,7 |
96,8 |
28,7 |
155,7 |
16,6 |
нет данных |
Республика Калмыкия |
12 |
1722,1 |
179,1 |
574,1 |
472,1 |
257,7 |
239,1 |
нет данных |
Республика Крым |
4360 |
10749,2 |
9247,1 |
нет данных |
1045,4 |
1502,1 |
294,5 |
нет данных |
Северо-Кавказский ФО |
7181 |
10987,6 |
1437,4 |
3950,8 |
2652,3 |
880,5 |
496,2 |
1016,9 |
Ставропольский край |
2644 |
2614,9 |
219,8 |
772,9 |
476,1 |
556,1 |
397,1 |
193,7 |
Кабардино-Балкарская Республика |
2031 |
1138,5 |
нет данных |
958,8 |
84,7 |
94,8 |
нет данных |
24,3 |
Республика Дагестан |
826 |
4911,9 |
1053,1 |
1826,1 |
1777,8 |
156,1 |
99,1 |
286,7 |
Республика Ингушетия |
806 |
530,2 |
54,2 |
74,1 |
228,9 |
73,5 |
нет данных |
6,5 |
Республика Карачаево-Черкессия |
52 |
3,6 |
нет данных |
3,6 |
нет данных |
нет данных |
нет данных |
366,2 |
Республика Северная Осетия |
822 |
510,4 |
110,3 |
315,3 |
84,8 |
нет данных |
нет данных |
32,3 |
Чеченская республика |
нет данных |
1278,1 |
нет данных |
нет данных |
нет данных |
нет данных |
нет данных |
107,2 |
Итого |
14339 |
31265,3 |
11557,3 |
6961,5 |
5345,8 |
4856,4 |
1611,5 |
3618,1 |
Мониторинг проводится с учётом действующих нормативных документов по проектированию, изготовлению и специфике эксплуатации, также он выделяет основные требования к процессу проведения измерений технического состояния сооружений с применением современных приборов неразрушающего контроля.
Результаты оценки технического состояния являются исходными данными для составления заключения о состоянии обследуемых объектов.
Выводы
1. Национальный стандарт ГОСТ Р 22.1.12-2005 позволяет сформулировать основные требования к постоянному мониторингу водопроводящих сооружений.
2. Качественный постоянный мониторинг водопроводящих сооружений позволяет оценить изменение напряжённо-деформированного состояния при различных сочетаниях нагрузок.
3. Анализ неудовлетворительного состояния отдельных водопроводящих сооружений юга России свидетельствует о высоком количестве сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности.