Вопросы развития полиэтнической культуры отражены во многих нормативно-правовых документах, регламентирующих деятельность образовательных учреждений. Федеральный закон Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012 г., «Национальная доктрина образования Российской Федерации», Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Концепция государственной национальной политики Ямало-Ненецкого автономного округа от 18.06.2013 г. и другие документы указывают на необходимость создания условий для развития полиэтнической культуры школьников как условия построения российского гражданского общества [1].
Актуальность процесса развития полиэтнической культуры подчеркивается ключевыми направлениями развития педагогического знания: кросс-культурное образование (Дж. Бэнкс), школа диалога культур (B.C. Библер), поликультурное образование (Л.Л. Супрунова), поликультуризм в образовании (Г.М. Коджаспирова), поликультурное воспитание (A.A. Реан, А.Н. Джуринский), многокультурное образование (Г.Д. Дмитриев), сложнокультурный подход (В.А. Тишков), воспитание конвертируемого человека (В.Д. Семенов), глобальное образование (А.Ю. Коджаспиров) и многими другими. Изучение и анализ современного состояния проблемы позволили уточнить сущностные основы понятия «полиэтническая культура» [2]. В нашем понимании полиэтническая культура – часть общей культуры личности и система взаимосвязанных компонентов: полиэтнических знаний (понятия, факты, явления межэтнического характера из науки, истории, культуры различных этносов); умений межкультурного познания; личностных качеств (позитивное отношение к этническому общению), обеспечивающих готовность школьников к межкультурному взаимодействию на основе толерантности, гуманности.
Учитывая многие авторские позиции [3, 4], мы говорим о сущностных основах процесса развития полиэтнической культуры, под которым понимаем сложную динамическую систему количественных и качественных изменений, происходящих в деятельности школьника в связи с овладением им полиэтнического опыта взаимодействия с учетом возрастных, индивидуальных особенностей его психики.
Полиэтнические знания школьника развиваются с учетом культурно-исторических достижений, традиций в многоэтническом мире. Система полиэтнических умений школьника обеспечивает адаптацию личности в полиэтническом пространстве, формирует готовность к межэтническому взаимодействию, с учетом развития собственных этнических ресурсов и задает широту полиэтнического взаимодействия.
Отметим и тот факт, что развитие полиэтнической культуры мы рассматриваем как процесс взаимообогащения этнической культуры школьника, на основе краеведческого материала, принципов гуманизма, интеграции, непрерывности, преемственности, диалога культур, межпредметности. Процесс развития полиэтнической культуры – это еще и результат, который проявляется в степени развития полиэтнических знаний, умений, качеств личности школьника, что, на наш взгляд, обеспечивает высокий уровень полиэтничности как важного качества человека, живущего в поликультурном обществе [5].
Краеведческий материал в нашем понимании представляет собой неотъемлемый уровень, элемент содержания, средство образования личности, направленное на развитие полиэтнической культуры. Нами разработаны специальные средства на основе краеведческого материала, включенные в учебно-методический комплекс, среди них: средства на печатной основе (ситуативный уровень развития полиэтнической культуры) развивают первоначальное представление о полиэтнических явлениях, фактах; средства информационно-коммуникативных технологий (презентации Power Point; интерактивные занятия, Web квесты), позволяющие визуализировать, осуществлять поиск полиэтнической информации, смысла полиэтнического факта, явления с учетом содержательных направлений (продуктивный уровень); система поисковых заданий, проектов исследовательского характера, технологий (продуктивный уровень развития полиэтнической культуры.
Отработанные и закрепленные полиэтнические умения, знания развиваются по спирали на основе операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения по поиску, закреплению полиэтнической информации и положены в основу различного уровня развития. Ситуативный уровень связан с выполнением элементарно-поисковых заданий по отработке полиэтнической информации: поставьте вопрос, составьте карту по образцу; узнайте…; перескажите…; воспроизведите… и т.д. Здесь мы использовали средства на печатной основе: тексты, таблицы, именные, информационные карты краеведческого содержания.
На допустимом уровне использовали средства информационно-коммуникативных технологий (презентации Power Point, интерактивные занятия, тренинги на основе краеведческого материала). При этом школьники были ориентированы на осознание структуры изучаемого материала (составление плана ответа, проведение доказательств, осознание полиэтнических фактов, явлений, установление сходства и различия полиэтнических объектов, отнесение личного и общественного, единичного и многозначного, нахождение общего и т.д.).
Продуктивный уровень связан с выполнением проблемно-поискового задания (оцените результат; докажите верность выводов; придумайте способы предоставления полиэтнической информации и т.д.). Здесь мы использовали элективные курсы, игровые технологии, исследовательские проекты. Использование знаний из разных предметных областей, нахождение дополнительных источников для сравнения, самостоятельное распределение объектов и их свойств, организация поисковой деятельности, рассмотрение объектов, явлений с различных точек зрения помогает выявить полиэтнические закономерности.
Качественные изменения в развитии полиэтнических умений учащихся определяются сложностью поисковой деятельности по формированию нового знания. В рамках реализации ФГОС нового поколения нами проведено сопоставление компонентов полиэтнической культуры и универсальных учебных действий (УУД).
Существенным моментом является обоснование процесса развития полиэтнической культуры с позиции совокупности подходов (культурологический, полиэтнический, системно-деятельностный, региональный, этнический), которые методологически обеспечивают встраивание процесса в образовательную деятельность учреждения. Руководством к действию являются совокупность вытекающих принципов: (преемственности – выявление связей между всеми участниками процесса начальной, основной, старшей школы); непрерывности – развитие полиэтнической культуры по вертикали и горизонтали образовательного процесса); гуманизма – признание каждого субъекта неповторимой личностью с этническими возможностями); региональности – соотнесение процесса с реальным жизненным пространством региона); диалога культур – понимание представителей различных народностей, межнациональное сотрудничество); межпредметных связей [2].
Для развития полиэтнической культуры имеет значение и отбор содержания с учетом принципов: научности, доступности, систематичности, но при этом мы дополняем их, усиливая вариатив и инвариант содержания краеведческим материалом [5]. Культурологическое направление повышает интерес учащихся к региональным фактам, усиливает полиэтническую функцию предметного знания (культура этносов и глобальные проблемы современности, роль культуры этноса в культуре наций и региональной культуре, в развитии региона). Историческое направление создает целостное представление об истории, роли края и величайших представителей региона в истории человечества (исторические национальные персоналии региона в науке, первооткрыватели земли Сибирской, многонациональные стройки. Эколого-географическое направление раскрывает условия проживания этносов при быстрой смены технологий); социально-экономическое направление показывает роль различных этносов в освоении природных ресурсов, стратегии устойчивого развития многонационального региона. Освоение содержательных модулей обеспечивает понимание, накопление, проявление полиэтнических знаний, умений осознание их значимости для личности, межэтническому взаимодействию – когнитивный компонент процесса.
Деятельностный компонент рассматривался с двух позиций: деятельности учителя и деятельности ученика. Деятельность учителя заключается в разработке и использовании краеведческого материала, соответствующих содержанию направлений, организации деятельности учащихся по составлению, применению, контроле усвоения информации с использованием краеведческого материала, консультировании, получении обратной связи. Деятельность ученика включает: восприятие и осмысление информации, сопровождаемое работой с краеведческим материалом: средствами на печатной основе; ИК-технологиями; программами, элективными курсами; через сбор, обобщение, анализ краеведческого материала, выделение структурных единиц, установление связей; выполнение поисковых заданий, презентаций. Деятельностный компонент определялся внедрением в образовательную практику мероприятий дополнительного характера, научно-исследовательскими, проектными работами (рефератами, научными статьями, конкурсами научных работ и т.д.).
Личностный компонент процесса развития полиэтнической культуры связан с проявлением интереса к межэтническому взаимодействию, развитием полиэтнических качеств, коммуникативности, бесконфликтности, межнациональной идентичности, толерантности, что составляет основу личностных, универсальных учебных действий, что является значимым не только с позиции нашего исследования, но и с позиции выполнения требований реализации ФГОС нового поколения.
Оценочный компонент позволяет провести оценку развития компонентов процесса развития полиэтнической культуры по следующим показателям: тесты, контрольные, продуктивность научно-исследовательской, проектной деятельности, портфолио достижений на основе использования краеведческого материала.
На формирующем этапе в ходе реализации модели процесса развития полиэтнической культуры, отмечали изменения в полиэтнических знаниях, умениях. Контрольные работы включали предметные задания и знания по содержательным модулям на основе краеведческого материала в 5–11 классах. По результатам контрольной работы в каждом классе определяли средние значения конечных знаний (Кэ и Кк), рассчитывали средний для обоих видов групп показатель прироста полиэтнических знаний (ПЗ) за первый год обучения с введением экспериментального фактора. Средний прирост полиэтнических знаний (ПЗ) для контрольных групп эксперимента составил ПЗк = 3,24 %, для экспериментальной группы ПЗэ = 8,47 %. Эффективность методической системы на начальном этапе ее реализации оценивалась по разности среднего прироста полиэтнических знаний (ПЗср) для экспериментальных и контрольных групп:
ПЗСР = Дэ – Дк = 8,47 – 3,24 = 5,23 %.
Динамика уровней прироста когнитивного критерия на основе использования краеведческого материала (полиэтнические знания) (рис. 1).
Если на первом этапе ситуативный уровень полиэтнических умений демонстрировали в группе КГ1 – 49 % учащихся контрольной группы, допустимый – 39 %, продуктивный – 12 %, то на завершающем этапе в этой же группе составили следующие результаты: ситуативный уровень показали 45 %, допустимый – 46 %, продуктивный – 14 % старшеклассников. Увеличение по продуктивному уровню составили 2 % школьников. В экспериментальных группах прирост полиэтнических умений на продуктивном уровне составил 13 %. Полиэтнические умения (межкультурная коммуникация, освоение полиэтнической информации на основе анализа, синтеза, сравнения, обобщения материала (общеучебные, логические умения), межэтническое взаимодействие (личностные УУД), коррекция, рефлексия (регулятивные УУД), выработка гуманного отношения, чувства гордости к человеку другой национальности, толерантность (личностные УУД) учащихся по этапам ее реализации модели имели высокие показатели на третьем этапе реализации модели (рис. 2).
Рис. 1. Динамика уровней прироста полиэтнических знаний на основе использования краеведческого материала (когнитивный критерий процесса)
Рис. 2. Средняя выраженность полиэтнических умений по этапам реализации модели
Рис. 3. Лепестковая диаграмма динамики личностного компонента процесса развития полиэтнической культуры
Изменения личностного компонента процесса развития полиэтнической культуры отмечены следующие. При одинаковых стартовых результатах в экспериментальной группе в конце эксперимента ситуативный уровень показали 19 %, допустимый – от 55 %, продуктивный – 26 % школьников. При этом отмечали прирост полиэтнических качеств (рис. 3).
Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по всем отборочным критериям (деятельностному, когнитивному, личностному критериям) показал, что качественная успеваемость, общая успеваемость, накопительный рейтинг был выше в экспериментальных группах, где осуществлялось внедрение модели процесса развития полиэтнической культуры.
Достоверность различий результатов, полученных в ходе эксперимента, определялась с помощью критерия Фишера для уровня значимости 0,05. Анализ статистических данных показал Fкрит > Fэмп (3,44 > 1,92; 3,44 > 1,42; 3,44 > 1,18) для всех уровней развития полиэтнических умений, что доказывает отличие в развитии полиэтнических умений учащихся экспериментальных и контрольных групп. Полученные в результате констатирующего и обучающего этапов эксперимента данные позволяют сделать вывод об эффективности предлагаемой модели процесса развития полиэтнической культуры средствами краеведческого материала.