Высокие технологии и тотальное развитие интернета, которые сегодня являются мощным средством коммуникации миллионов людей, основательно интегрировались в школьное образовательное пространство, обеспечили интересный и занимательный, но при этом малоподвижный досуг в виде общения в социальных сетях, онлайн-игр, интернет-магазинов, просмотра огромного числа видеороликов, последних новинок видеоиндустрии и новостных лент. Последствием такого образа жизни детей, подростков и молодежи являются гиподинамия и ухудшение здоровья уже в школьном возрасте, рост заболеваемости и снижение функциональных резервов организма [3, 6, 7]. На сегодняшний день стало очевидным, что если не добиться их заинтересованности в занятиях физической культурой и спортом, то проблема неудовлетворительного состояния здоровья у школьников и учащейся молодежи будет только обостряться [5, 8].
В рамках реализации программы «Спорт во дворы» в г. Иркутске были построены более 30 современных многофункциональных спортивных площадок во всех муниципальных округах. Это и определило естественное повышение интереса к занятиям физической культурой и спортом на территории данного муниципального образования [2]. По данным статистики доля иркутян, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности населения выросла с 16,5 (2010 г.) до 26,5 (2015 г.) %.
Для определения степени влияния занятий физической культурой и массовым спортом на плоскостных сооружениях по месту жительства на учащихся среднего и старшего школьного возраста проведен педагогический эксперимент (ПЭ), в рамках которого обследовали две группы детей и подростков: 1-я группа контрольная (КГ) – дети и подростки посещали уроки физкультуры и одну из спортивных секций 3 раза в неделю по 2 часа (настольный теннис, волейбол, баскетбол, футбол, бадминтон), созданных на базе общеобразовательных учреждений, 2-я группа экспериментальная (ЭГ) – школьники также посещали уроки физкультуры в школе и занимались игровыми видами спорта, легкой атлетикой и общефизической подготовкой по месту жительства с той же интенсивностью (3 раза в неделю по 2 часа) с инструкторами-методистами МКУ «Городской спортивно-методический центр» (МКУ «ГСМЦ») г. Иркутска на 20 спортивных площадках.
Обе группы на начальном этапе были однородны: обязательные программные занятия по физической культуре в общеобразовательных учреждениях выполнялись всеми участниками ПЭ в полном объеме, дополнительные занятия у КГ и ЭГ строились по разным методикам, но общий объем недельных занятий был на одном уровне – 6 часов. Для определения физической подготовленности обследованных использовались тесты в соответствии с постановлением Правительства РФ № 916 от 29.12.2001 г. «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи» и порядком его проведения [9, 10].
С целью получения информации об отношении детей и подростков 11–17 лет, участвующих в ПЭ, был проведен опрос в начале эксперимента и после его завершения, результаты которого представлены в табл. 1 и 2.
После проведения педагогического эксперимента у детей и подростков 11–17 лет экспериментальной группы произошли более значительные изменения в отношении к занятиям физической культурой по месту жительства, чем у их сверстников из контрольной группы: значение показателя положительного отношения увеличилось с 62,6 % до 83,4 %, «бывает по-разному» сократилось на 6,6 %, отрицательного отношения не было зафиксировано (табл. 1). У школьников из КГ положительное отношение к таким занятиям увеличилось на 4,1 %, доля ответов «бывает по-разному» увеличилась на 5,4 %, а отрицательное отношение сократилось до 13,6 %.
При этом ПЭ оказал в разной степени положительное влияние на отношение детей и подростков обеих групп к урокам физической культуры: доля положительного отношения ЭГ к ним увеличилась с 48,9 до 59,7 %, «бывает по-разному» сократилась на 4,8 %, отрицательное отношение снизилось до 20,7 %; у школьников КГ доля положительных ответов выросла с 47,4 до 50,3 %, «бывает по-разному» увеличилась на 2,4 %, отрицательное отношение к занятиям снизилось с 30,5 до 25,2 % (табл. 2).
Таким образом, можно сделать вывод, что организованные занятия по разработанной программе по месту жительства способствовали более значительному положительному влиянию на мотивационное отношение детей и подростков среднего и старшего школьного возраста к занятиям физической культурой как на придомовых территориях, так и к урокам физкультуры в общеобразовательных школах, чем на их сверстников, занимающихся в школьных спортивных секциях. После анализа журналов посещаемости постоянного контингента, участвующего в ПЭ, был выявлен ежемесячный процент посещения занятий, в том числе и по причинам отсутствия (табл. 3).
Таблица 1
Отношение к занятиям физической культурой по месту жительства учащихся 11–17 лет, участвующих в педагогическом эксперименте (ПЭ)
№ п/п |
Содержание вопроса |
В начале ПЭ (%) |
После ПЭ (%) |
||
КГ (n = 352) |
ЭГ (n = 376) |
КГ (n = 352) |
ЭГ (n = 376) |
||
Нравятся ли тебе занятия физической культурой по месту жительства? |
|||||
1 |
Нравятся |
47,8 |
62,6 |
51,9 |
83,4 |
2 |
Бывает по-разному |
29,1 |
23,2 |
34,5 |
16,6 |
2 |
Не нравятся |
23,1 |
14,2 |
13,6 |
– |
Примечание. КГ – контрольная группа; ЭГ – экспериментальная группа.
Таблица 2
Отношение к урокам физкультуры в школе детей и подростков 11–17 лет, участвующих в педагогическом эксперименте (ПЭ)
№ п/п |
Содержание вопроса |
В начале ПЭ (%) |
После ПЭ (%) |
||
КГ (n = 352) |
ЭГ (n = 376) |
КГ (n = 352) |
ЭГ (n = 376) |
||
Нравятся ли тебе уроки физкультуры в школе? |
|||||
1 |
Нравятся |
47,4 |
48,9 |
50,3 |
59,7 |
2 |
Бывает по-разному |
22,1 |
24,4 |
24,5 |
19,6 |
3 |
Не нравятся |
30,5 |
26,7 |
25,2 |
20,7 |
Примечание. КГ – контрольная группа; ЭГ – экспериментальная группа.
Таблица 3
Сводные данные журналов посещаемости (n = 376)
Месяц |
Присутствовали на занятиях, % |
Отсутствовали по причине болезни, % |
Не ходили по причине отъезда с родителями, % |
Отсутствовали по иным причинам, % |
Сентябрь |
73,5 |
4,6 |
– |
21,9 |
Октябрь |
74,1 |
6,7 |
– |
19,2 |
Ноябрь |
76,4 |
4,2 |
1,8 |
17,6 |
Декабрь |
78,1 |
6,9 |
0,9 |
14,1 |
Январь |
76,9 |
4,3 |
7,9 |
10,9 |
Февраль |
81,3 |
8,4 |
– |
10,3 |
Март |
80,2 |
8,9 |
1,4 |
9,5 |
Апрель |
84,9 |
7,3 |
– |
7,8 |
Май |
88,3 |
5,1 |
2,4 |
4,2 |
Июнь |
91,8 |
0,5 |
6,1 |
1,6 |
Июль |
87,7 |
0,8 |
9,7 |
1,8 |
Август |
85,9 |
1,3 |
11,6 |
1,2 |
За 12 месяцев ПЭ средняя посещаемость занятий увеличилась с 73,5 до 85,9 %, при этом отсутствие детей и подростков «по иным причинам» сократилось с 21,9 до 1,2 %. Эти данные еще раз доказывают эффективность примененной методики и позволяют сделать вывод, что занимающиеся по экспериментальной программе по месту жительства удовлетворены качеством проводимых занятий и стремятся не пропускать их без уважительной причины.
Анкетирование, проведенное при плановом обследовании в мае 2014 г. с целью получения информации об объеме недельных занятий различными формами физических упражнений, позволило получить следующие данные (табл. 4) и сделать вывод, что у детей и подростков обеих групп он находится примерно на одном уровне, хотя есть существенная разница в самостоятельных занятиях. Так, количество школьников самостоятельно занимающихся физической культурой от 2 до 3 часов в ЭГ больше в 3 раза (21 %), чем в КГ (7 %), а от 3 до 4 часов в ЭГ – 3 %, в то время как в КГ такое количество времени в неделю не занимался никто.
Полученные анкетные данные показывают, что дети и подростки 11–17 лет, посещающие организованные занятия по месту жительства, более мотивированы на самостоятельные занятия физической культурой в свободное время, чем их сверстники из КГ, так как у них более четко сформировалась модель поведения на спортивных объектах общего доступа даже при отсутствии тренера или инструктора-методиста. Можно достаточно уверенно говорить о том, что навыки организованных занятий физической культурой по месту жительства с квалифицированным персоналом, приобретенные в ходе ПЭ, закрепляют потребность в активном образе жизни и в последующем.
Таблица 4
Результаты анкетирования
Вопрос |
Контрольная группа |
Экспериментальная группа |
1. Сколько часов в неделю Вы занимаетесь физической культурой на уроках в школе? |
А) Не посещаю – 0 % Б) 1 ч в неделю – 0 % В) 2 ч в неделю – 0 % Г) 3 ч в неделю – 100 % |
А) Не посещаю – 0 % Б) 1 ч в неделю – 0 % В) 2 ч в неделю – 0 % Г) 3 ч в неделю – 100 % |
2. Сколько часов в неделю Вы занимаетесь в спортивных секциях (КГ), на спортивных площадках с инструктором (ЭГ)? |
А) не более 2 ч – 0 % Б) от 2 до 4 ч – 11 % В) от 4 до 6 ч – 89 % |
А) не более 2 ч – 0 % Б) от 2 до 4 ч – 8 % В) от 4 до 6 ч – 92 % |
3. Сколько часов в неделю Вы занимаетесь самостоятельно (спортивные клубы, спортивные игры во дворе, активные формы отдыха с родителями и т.д.)? |
А) не занимаюсь – 52 % Б) от 1 до 2 ч – 41 % В) от 2 до 3 ч – 7 % Г) от 3 до 4 ч – 0 % |
А) не занимаюсь – 37 % Б) от 1 до 2 ч – 39 % В) от 2 до 3 ч – 21 % Г) от 3 до 4 ч – 3 % |
Таблица 5
Результаты выступлений команд на кубковых соревнованиях
Кубок мэра по стритболу |
Кубок мэра по хоккею |
Кубок мэра по футболу |
||||
м. |
д. |
м. |
д. |
м. |
д. |
|
Первое место |
– |
– |
3 |
2 |
– |
2 |
Второе место |
1 |
1 |
1 |
– |
2 |
1 |
Третье место |
1 |
1 |
– |
2 |
1 |
1 |
Итого: |
4 |
8 |
7 |
Анализ динамики физического развития школьников и школьниц обеих групп позволил сделать выводы о том, что антропометрические показатели физического здоровья, являясь генетически более детерминированными, не подвержены серьезным изменениям в результате занятий физической культурой в спортивных секциях и на придомовой территории [1, 4]. Дополнительные занятия детей и подростков физической культурой по месту жительства оказали большее положительное влияние на физическую подготовленность мальчиков и юношей, чем на их сверстниц. Это подтверждается данными ПЭ и позволяет сделать вывод, что они были более мотивированы на занятия по разработанной программе. Причиной этому мог послужить тот факт, что уклон в подготовке с принципом спортизации делался на занятия хоккеем с мячом.
Кроме того, по результатам анализа физической подготовленности мальчиков (юношей) можно сделать вывод, что в возрасте 11–13 лет различия между группами преимущественно не являются достоверными, а в 14–17 лет по значениям всех показателей лидируют юноши ЭГ, причем различия уже достоверны (p < 0,05). Это еще раз подтверждает эффективность примененной экспериментальной методики.
Анализ результатов открытых кубковых соревнований 2014 года, в которых принимали участие команды спортивных секций городских общеобразовательных школ, дворовые любительские команды, сформированные по принципу проживания в одном районе, команды МКУ ГСМЦ г. Иркутска из разных микрорайонов и др., подтвердил достаточно успешное выступление команд МКУ ГСМЦ г. Иркутска, которые преимущественно состояли из детей и подростков, занимавшихся на регулярной основе с инструкторами-методистами на дворовых площадках. Из 18 призовых мест по каждому игровому виду спорта по трем возрастным категориям среди девочек (девушек) и мальчиков (юношей) эти команды заняли 4 призовых места в стритболе, 8 – в хоккее, 7 – в футболе (табл. 5). Приведенные данные доказывают хороший уровень подготовки к соревновательной деятельности учащихся среднего и старшего школьного возраста, занимающихся физической культурой по разработанной программе, высокую мотивацию их на эти занятия, повышенный интерес к занятиям физической культурой у данного контингента в целом.
Таким образом, проведенное исследование позволило сделать вывод, что физкультурно-массовая работа с детьми, подростками и молодежью на спортивных площадках по месту жительства не только увеличивает их двигательную активность и помогает укреплять физическое здоровье, но и является приемлемой альтернативой спортивным секциям, организованным в общеобразовательных школах.