Решение проблемы обеспечения качества образования и жизни в целом детерминируется непрерывным творческим развитием педагога в течение всего периода профессиональной деятельности. Специалист сферы образования является главным ресурсом повышения качества образовательного процесса при условии постоянного развития и проявления себя как инициативной и творческой личности [1]. При этом основополагающее значение имеют внутреннее стремление и потребность педагога в собственном саморазвитии. С точки зрения С.Л. Рубинштейна, человека как личность характеризует не только то, что есть, но и то, чем он хочет стать и что является сферой его возможного развития [6]. На современном этапе развития образования необходимо создание реальных условий для активизации стремления педагогов реализовать себя как в профессиональной деятельности, так и в аспекте личностного развития.
Целью проведенного исследования является теоретическое обоснование и разработка концепции интегративной образовательной среды и особенностей личностно-профессионального саморазвития педагога в ней. В данной статье представлена методика анализа возможностей и рисков саморазвития специалистов сферы образования в современных средовых условиях.
Концепция интегративной профессионально-развивающей образовательной среды основывается на идее интеграции (от лат. integratio – «соединение», «восполнение», «восстановление», integer – «целый»), которая в широком смысле обозначает объединение отдельных частей или функций системы, процесс уподобления и сближения объектов. Многоуровневые образовательные среды, формируемые под влиянием техногенных и информационных факторов, характеризуются тенденцией к объединению. Средовой синтез, внедрение информационно-коммуникационных технологий и цифровых образовательных ресурсов определяют формирование интегративной образовательной среды педагога как единой системы. Такая среда представлена множеством взаимосвязанных между собой внутренних микросред образовательных организаций и внешней интегративной макросредой.
Саморазвитие педагога как личности и профессионала в интегративной образовательной среде представляет собой единство субъективного и объективного, внутреннего и внешнего, сущности и явления. Интегративная образовательная среда обладает свойством вариативности и обеспечивает выход в формирующееся открытое глобальное пространство. Данная среда позволяет педагогам максимально эффективно использовать альтернативные профессионально-развивающие ресурсы в целях собственного саморазвития. В условиях интегративной образовательной среды необходимо осуществление анализа возможностей и рисков саморазвития педагога как личности и профессионала.
Таблица 1
Пример общей матрицы SWOT-анализа личностно-профессионального саморазвития педагога в условиях интегративной образовательной среды
Уровни интегративной образовательной среды |
Факторы |
|
+ (положительные) |
– (отрицательные) |
|
Внутренняя микросреда образовательной организации |
Сильные стороны, способствующие саморазвитию педагога: 1) открытость образовательного процесса; 2) адаптивность образовательной среды |
Слабые стороны в саморазвитии педагога: 1) недостаточно сложившаяся система мотивации педагогов; 2) необходимость в совершенствовании системы мониторинга кадров |
Внешняя интегративная макросреда |
Возможности личностно-профессионального саморазвития: 1) повышение квалификации в дистанционной форме; 2) интерактивное участие в конкурсах профессионального мастерства |
Риски личностно-профессионального саморазвития: 1) недостаток времени и большая загруженность; 2) собственная инертность |
С целью исследования педагогических систем применяются системный, статистический, корреляционный, факторный, ретроспективный и другие виды анализа [8]. SWOT-анализ используется как метод стратегического планирования и диагностики социальных систем. В качестве инструмента планирования стратегии образовательной организации SWOT-анализ позволяет провести аналитическую работу с целью определения сильных (Strengths) и слабых (Weaknesses) сторон, возможностей (Opportunities) и угроз (Threats) внешней среды, в психолого-педагогической литературе разработаны методики проведения такого анализа [5, 7]. Данный метод связан с этапами контроля, прогнозирования и принятия решений. SWOT-анализ применим также в целях диагностики компетенций и личностно-профессиональных качеств, достоинством подобного анализа является полный учет всех внешних и внутренних факторов развития, а недостатком – невозможность полной формализации [3]. Использование методики SWOT-анализа эффективно с целью определения возможностей и рисков личностно-профессионального саморазвития педагога в интегративной образовательной среде (табл. 1).
На первом этапе использования методики SWOT-анализа личностно-профессионального саморазвития педагога определяются факторы внутренней микросреды образовательной организации, которая является частью интегративной макросреды. Внутренняя микросреда – это совокупность компонентов, их взаимосвязей и участников образовательного процесса конкретной организации. Важнейшими факторами внутренней микросреды, влияющими на личностно-профессиональное саморазвитие педагога, являются результативность работы, инновационный потенциал, организационная культура, сетевое взаимодействие, участие в конкурсах профессионального мастерства, международных, федеральных и региональных научно-методических мероприятиях.
Второй этап анализа заключается в фиксировании сильных и слабых сторон внутренней микросреды на основе как качественных, так и количественных оценок, полученных в результате мониторинга процессов в образовательной организации.
Третий этап осуществления рассматриваемой методики связан с анализом профессионально-развивающих факторов внешней интегративной макросреды с целью выявления возможностей и рисков личностно-профессионального саморазвития. Внешняя интегративная макросреда – это сфера, в которой образовательная организация осуществляет свою деятельность, совокупность факторов вне организации, которые влияют на саморазвитие педагога как личности и профессионала. Под возможностями понимаются любые ситуации, способствующие саморазвитию педагога, а угрозы представляют собой нежелательные ситуации, имеющие неблагоприятное значение для процесса личностно-профессионального саморазвития.
На заключительном этапе использования методики SWOT-анализа вырабатывается ключевая стратегия личностно-профессионального саморазвития на основе полученных аналитических материалов, проектируется индивидуальная профессионально-развивающая траектория педагога.
Ресурсы интегративной образовательной среды – это потенциальные возможности, условия и средства, которые могут быть использованы в целях личностно-профессионального саморазвития педагога. Ресурсный потенциал интегративной образовательной среды включает не только сложившуюся систему ресурсов, но и альтернативные ресурсы, возможность применения которых обоснована в процессе личностно-профессионального саморазвития педагога. С этой позиции ресурсы интегративной образовательной среды бывают двух видов:
– актуальные ресурсы – реально используются в процессе личностно-профессионального саморазвития;
– потенциальные ресурсы – существуют номинально и могут быть использованы, к этой группе ресурсов относятся резервы и возможности по мобилизации данных ресурсов.
Таким образом, ресурсный подход в данном случае направлен на активизацию потенциала творческого саморазвития специалиста-педагога как личности и профессионала. Интегративная образовательная среда является конкурентной по своей сущности и предоставляет педагогу вариативные ресурсы для построения стратегии саморазвития, повышения собственной конкурентоспособности в сфере образования (рисунок).
Ресурсный потенциал интегративной образовательной среды
Особенностью интегративной образовательной среды является существование в ней виртуальной реальности. Под виртуальной реальностью понимается искусственно созданная компьютерными средствами среда. Современная виртуальная реальность характеризуется интерактивностью: в созданную среду можно проникать, изменять её, трансформировать. Виртуальное пространство дополняет реальное пространство, воплощая в себе как истинность, так и мнимость. В связи с этим применительно к термину «виртуальная реальность» в настоящее время используется термин «социальная квазиреальность» («квази» – словообразовательная единица со значением мнимости). Важно, чтобы использование ресурсного потенциала интегративной образовательной среды было адекватным, основанным на способности увидеть в виртуальной реальности степень соответствия действительной реальности.
Глобальное развитие информационных технологий и совершенствование современных носителей тотальной информации существенно изменяют когнитивный стиль человека, формируя фрагментарность сознания [2]. В связи с этим в настоящее время формируется так называемое «клиповое мышление», которое характеризуется отражением свойств объекта без учета связей между ними, разнородностью информации, торопливостью мышления, часто отсутствием логичности, что приводит к фрагментарному восприятию информации и нарушению целостной картины окружающего мира.
В.А. Кошель и А.П. Сегал считают «клиповое мышление» формой обыденного сознания, отмечая его поверхностный характер и эмоциональность [4]. «Клиповое мышление» формируется как ответ на возрастающее количество информации и позволяет специалисту адаптироваться к постоянно повышающемуся информационному объему, вместе с тем значительно снижает способность критически мыслить.
В проведенном нами исследовании определены способы минимизации рисков личностно-профессионального саморазвития в условиях интегративной образовательной среды (табл. 2).
Таблица 2
Потенциальные риски личностно-профессионального саморазвития педагога в условиях интегративной образовательной среды и способы их минимизации
Риски личностно-профессионального саморазвития |
Способы минимизации рисков личностно-профессионального саморазвития |
1. Квазиреальность виртуального пространства |
1. Усиление роли реального пространства в противовес виртуальности интегративной образовательной среды. Интерактивное воздействие интегративной образовательной среды на процесс саморазвития, что позволяет заменить мысленную интерпретацию реальным воздействием |
2. «Клиповое мышление» как вектор в развитии отношений специалиста и информации. Использование фрагментарной информации, часто бессистемной, и отсутствие необходимости в анализе объемных текстов |
2. Развитие умений анализа конкретных ситуаций, целостное восприятие возрастающего объема информации. Установление логически взаимосвязанных цепочек событий от общего к частному и от частного к общему |
3. Потенциальная информационная опасность ресурсов Интернета |
3. Развитие умений критически анализировать информацию, дифференцировать и сопоставлять ее |
4. Отсутствие возможности реального диалога в условиях виртуальной коммуникации. Отрицательное влияние среды на развитие личностных качеств педагога, определяющих процесс эффективного общения |
4. Развитие умений слушать, оппонировать, аргументировать собственное мнение Участие педагога в очных этапах научно-практических конференций, конкурсов профессионального мастерства, семинаров, фестивалей и других научно-методических мероприятиях |
5. Необоснованное и чрезмерное использование мультимедийных ресурсов и информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе |
5. Выбор форм, методов и технологий обучения должен определяться в зависимости от приоритетности целей образования, специфики содержания учебного материала, уровня развития и подготовленности обучаемых, их мотивации, направленности интересов |
Важную роль в минимизации выявленных рисков личностно-профессионального саморазвития имеет тьюторское сопровождение реализации персональной развивающей стратегии специалиста в сфере образования. Задачи тьютора состоят в создании на уровне микросреды образовательной организации условий для саморазвития педагога, оказании помощи в построении и реализации индивидуальной профессионально-развивающей траектории, проведении мониторинга данного процесса как важного обеспечивающего механизма. Тьютор оказывает содействие в успешной интеграции педагога в современную информационно насыщенную образовательную макросреду.
Таким образом, в результате исследования на основе методов стратегического планирования определены потенциальные риски саморазвития педагога как личности и профессионала, предложены способы их минимизации. Совокупность представленных в статье результатов исследования расширяет возможности анализа личностно-профессионального саморазвития педагога в контексте интеграции образовательной среды. Результаты исследования могут быть использованы в организации научно-методической деятельности образовательных организаций, в процессе сопровождения саморазвития педагогов различных уровней общего и профессионального образования, в системе повышения квалификации специалистов.