В законе «Об образовании в Российской Федерации» подчеркивается важность обучения детей, которые проявили выдающиеся способности. К таким, в частности, относятся обучающиеся, продемонстрировавшие высокий уровень интеллектуального развития и творческих способностей в определенной сфере деятельности. С целью обеспечения возможности развития одаренных и талантливых детей развертываются федеральные целевые программы: «Одаренные дети», «Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов», идет модернизация общего образования, в педагогической практике появляются новые формы, методы и средства обучения.
Приведем основные для наших дальнейших рассуждений определения. «Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность добиваться более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми» [5, с. 8]. «Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности» [5, с. 8]. Под одаренностью в области информатики будем понимать системное, развивающееся качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких по сравнению с другими людьми, незаурядных результатов в информатике, а также в отдельных разделах информатики. Например, «Вычислительная техника» – в качестве предпосылки должен преобладать интерес к технике; «Программирование» – наличие способностей к освоению различных языков программирования и развитое алгоритмическое мышление; «Искусственный интеллект» – способность к абстрактному мышлению [4]. Таким образом, термин «одаренность в области информатики» несет в себе оттенок наличия специальных способностей ребенка в предметной области информатика и выделяет детей, качественно отличающихся от своих сверстников в этой области.
Анализ философской, психолого-педагогической литературы, посвященной проблемам одаренности, позволил сделать вывод о том, что одаренный ребенок – это особенный ребенок. Соответственно, и работа с ним имеет свою специфику. Одаренный ребенок, обучающийся в среде тувинской школы, имеет дополнительную специфику, которая вызвана наличием этнопсихологических, этнокультурных и этносоциокультурных особенностей.
По мнению Л.К. Будук-оол, для тувинских юношей наиболее выраженным является тревожно-боязливый, а для тувинских девушек – дистимичный тип акцентуации характера (постоянно пониженное настроение, грусть, замкнутость, немногословность, пессимистичность, тяготится шумным обществом, с сослуживцами близко не сходится; в конфликты вступает редко, чаще является в них пассивной стороной). Для обоих характерна низкая контактность, минорное настроение, робость, неуверенность в себе, идеомоторная заторможенность, молчаливость, слабость волевых усилий [1]. Такие особенности характера сдерживают у тувинских студентов в процессе обучения в вузе инициативу, творчество, соревновательность [1]. В значительной степени эти черты характера присущи и школьникам тувинской национальности. По мнению А.К. Кужугет, такие особенности характера у детей сформировались в основном из-за того, что в тувинском этикете всегда поощрялась скромность, сдержанность в проявлении чувств, сдержанность в общении [3]. Для тувинского менталитета характерен коллективизм, стремление не выделяться, зависимость от мнения окружающих, поскольку в традиционном обществе тувинцев семейно-родственному коллективу всегда придавалось огромное значение, поскольку сильны родовые связи, уходящие своими корнями к далеким предкам [6].
Особую проблему представляет языковой барьер. Многие дети, проживающие в сельской местности, не владеют русским языком или владеют им очень плохо. Учителя нередко сталкиваются с ситуацией, когда учащийся не может понять учебный материал только потому, что плохо знает русский язык. Даже если понимает сказанное на русском языке, не может сформулировать мысли устно по-русски и потому молчит. Таким образом, все вышеназванные этноособенности тувинских школьников усугубляются плохим знанием русского языка.
На сегодняшний день в школах Республики Тыва в основном преобладают традиционные формы и методы обучения, которые не в полной мере развивают потенциал одаренных учащихся. Многие учителя отмечают недостаточность вузовской методической подготовки для решения профессиональных задач, связанных с обучением одаренных школьников. В значительной мере это относится к дисциплине «Информатика и ИКТ».
В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами основного общего и среднего (полного) общего образования урокам «Информатика и ИКТ» отводится 1 час в неделю в 8-х, 10-х, 11-х классах (за исключением 9 класса – 2 часа в неделю). В соответствии с БУП-2010 русскоязычные школы в 5–7 классах ведут обучение информатике за счет часов родного (тувинского) языка и родной (тувинской) литературы. Таким образом, особенно в национальных (тувинских) классах за 1 час в неделю, да еще начав обучение с 8 класса, трудно создать благоприятные условия для развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих способностей и личностного роста одарённых детей, которые нуждаются не столько в целенаправленных учебных воздействиях, сколько в создании вариативной, информационно насыщенной образовательной среды. Ситуацию не спасают кружки и факультативы в их традиционном понимании.
Нехватка учебного времени для полноценного преподавания информатики в условиях тувинской школы усугубляется этноособенностями тувинских детей, в силу которых, а также методической некомпетентности учителей информатики многие одаренные ребята в области информатики остаются в «тени».
Создание полноценной методической подготовки бакалавра информатики к работе с одаренными детьми в тувинской школе невозможно без исследования региональных проблем подготовки педагогических кадров (С.К. Сат, А.С. Монгуш, М.К. Тюлюш, М.В. Танзы, А.К. Тарыма), в том числе с учетом этнопедагогических и этнопсихологических особенностей и традиций тувинского народа в воспитании подрастающего поколения (К.Б. Салчак, Х.Д.-Н. Ооржак, С.Ы. Ооржак, А.С. Шаалы, Н.О. Товуу, Л.К. Будук-оол, А.К. Кужугет, М.В. Назын-оол, З.В. Анайбан, Ч.К. Ламажаа). Несмотря на неоспоримую значимость многочисленных исследований, проблема методической подготовки бакалавра информатики к работе с одаренными учениками в тувинских школах к настоящему времени не решена. Теоретические положения, раскрывающие особенности работы бакалавра информатики с одаренными учениками не разработаны и требуют полноценного анализа для нахождения конкретных путей решения. Сформулируем ряд существующих противоречий:
– на социально-педагогическом уровне: между современными требованиями к уровню методической подготовки бакалавров информатики в условиях этносоциокультурной среды тувинской школы и недостаточным соответствием системы подготовки педагогических кадров на их удовлетворение;
– на научно-педагогическом уровне: между необходимостью методической подготовки будущих бакалавров информатики к работе с одаренными учащимися и недостаточной разработанностью психолого-педагогических и теоретических основ такой подготовки в педагогической науке;
– на научно-методическом уровне: между необходимостью методической подготовки будущего бакалавра информатики к работе с одаренными в области информатики учащимися и отсутствием соответствующей системы подготовки.
Для полноценной работы с одаренными детьми в области информатики в тувинской школе нужен методически грамотный педагог, который будет реализовывать специальный подход с элементами индивидуализации. Иными словами, нужен учитель информатики с тьюторской позицией (компетентностью), сущность которой – сопровождение обучающегося в его индивидуальном продвижении. «Тьюторская компетентность – это компетентность, характеризующая педагога как работника особой сферы, действующего в рамках открытого образовательного пространства, в структуру тьюторской компетентности входят компетенции: аналитическая, проективная, конструктивная, ресурсно-инструментальная, контрольно-прогностическая»; «готовность и способность педагога осуществлять индивидуализацию образовательного процесса путем поддержки и сопровождения познавательного интереса через создание условий для построения индивидуальных образовательных программ учащихся» [2, с. 237].
В соответствии со структурой тьюторской компетентности будем рассматривать следующие тьюторские компетенции для работы с одаренными детьми (табл. 1).
Таблица 1
Обозначение |
Содержание компетенций |
Наименование |
ТК-1 |
рефлексия индивидуальных особенностей, способностей и образовательных потребностей одаренного ученика в области информатики |
Аналитическая |
ТК-2 |
проектирование индивидуальной образовательной программы и маршрута по информатике, их корректировка совместно с учащимся |
Проективно-конструктивная |
ТК-3 |
разработка и адаптация методического инструментария и дидактических ресурсов индивидуализации обучения ИТ-одаренных учащихся |
Ресурсно-инструментальная |
ТК-4 |
прогнозирование перспектив развития ИТ-одаренного учащегося и осуществление рефлексии своей педагогической деятельности |
Контрольно-прогностическая |
Анализ ФГОС ВО по направлению подготовки «Педагогическое образование» [7] в отношении подготовки бакалавра к работе с одаренными детьми, в том числе бакалавра информатики, позволяет выделить те компетенции, которые (явно или косвенно) связаны с подготовкой педагога к работе с одаренными детьми, и дополнить компетенциями, которые в своем единстве с тьюторскими компетенциями могут рассматриваться как условие готовности будущего бакалавра к работе с одаренными детьми. Введем обозначение дополнительных компетенций: ДОК, ДОПК, ДПК; компетенций из соответствующих групп – ОК, ОПК, ПК:
а) Общекультурные компетенции (ОК): способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности базовыми культурными ценностями, современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3); готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14); готов относиться к ребенку как к личности, уважать его интересы, потребности, способности и особенности (ДОК-1);
б) Профессиональные компетенции (ПК).
Общепрофессиональные компетенции (ОПК): осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1); способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4); понимает роль и перспективы работы с одаренными детьми в обществе и образовании (ДОПК-1); понимает значение индивидуализации при работе с одаренными детьми (ДОПК-2); знает о сущности, специфике и психологии детской одаренности, национальных особенностях детей и умеет учитывать их при работе с одаренными детьми (ДОПК-3).
Компетенции в области педагогической деятельности: готов к взаимодействию с учениками, родителями, коллегами, социальными партнерами (ПК-6); способен организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, их творческие способности (ПК-7); умеет организовать самостоятельную деятельность одаренного ребенка (ДПК-1); знает различные технологии работы с одаренными детьми в области информатики (ДПК-2).
Компетенции в области научно-исследовательской деятельности: способен разрабатывать современные педагогические технологии с учетом особенностей образовательного процесса, задач воспитания и развития личности (ПК-12); способен разрабатывать современные педагогические технологии с учетом особенностей образовательного процесса, задач воспитания, обучения и развития личности (ДПК-3); способен подготовить одаренных учеников к участию в олимпиадах, научно-практических конференциях, конкурсах (ДПК-4).
Формулируя базовые требования, ФГОС не предусматривает (и не может предусматривать) перечня той группы профессиональных компетенций, которые принято называть специальными компетенциями, поскольку этот перечень разрабатывается вузом исключительно самостоятельно с учетом направленности (профиля) основной образовательной программы. Вместе с тем этот перечень компетенций является наиболее существенным для нашего исследования, поскольку он самым тесным образом связан с содержанием методической подготовки бакалавра информатики к работе с одаренными детьми.
Для формулирования специальных компетенций для работы с одаренными детьми применительно к профилю «Информатика» необходимо указание конкретных средств, инструментов и технологий, предназначенных для работы с одаренными детьми в условиях Республики Тыва. Ниже в табл. 2 приведен разработанный нами перечень специальных компетенций как важнейших компонентов методической подготовки бакалавра информатики к работе с одаренными детьми.
Таблица 2
Обозначение |
Содержание специальных компетенций |
СК-1 |
способен разрабатывать авторские методические материалы для развития одаренных детей по программированию, моделированию, мультимедиа технологиям, телекоммуникационным технологиям, html-технологиям, компьютерной графике и т.д., апробировать и внедрять их в учебно-воспитательный процесс |
СК-2 |
умеет организовать смешанное обучение одаренных детей в области информатики в условиях основного, дополнительного и индивидуального обучения |
СК-3 |
умеет организовать творческую студийную деятельность одаренного ребенка в области информатики, включающую телекоммуникационную проектную деятельность |
СК-4 |
умеет создавать контент по информатике для электронного обучения и мобильного обучения и внедрять их в учебный процесс |
Таким образом, методическая подготовка бакалавра информатики к работе с одаренными детьми должна опираться не только на дисциплину «Методика обучения информатике», но и на целый ряд введенных в учебный план дополнительных дисциплин методической подготовки.
С учётом вышесказанного, а также на основе проведенного анализа, в табл. 3 сосредоточен перечень учебных дисциплин, способных обеспечить в комплексе полноценную методическую подготовку бакалавра информатики к работе с одаренными детьми в школах Республики Тыва.
В перечень учебных дисциплин, приведенный в табл. 3, включен спецкурс «Web-технологии в образовании», который познакомит студентов-второкурсников с различными web-технологиями и предназначен для подготовки к изучению электронного спецкурса «Методика обучения информатике ИТ-одаренных учащихся».
Таблица 3
Рекомендуемый перечень учебных дисциплин и практик, обеспечивающих методическую подготовку бакалавра информатики к работе с одаренными детьми
Дисциплины и практики |
Формируемые компетенции |
||
ФГОС |
Информационные технологии в образовании |
ОК-12, ОК-13, ПК-10 |
|
Курс по выбору |
Web-технологии в образовании |
СК-1 |
|
ФГОС |
Методика обучения информатике |
ОК-9, ОК-10, ОПК-1 |
|
Курс по выбору |
Методика обучения информатике ИТ-одаренных учащихся |
Модуль 1. Этнопсихология тувинских детей |
ДОК-1, ДОПК-3 |
Модуль 2. Одаренность в области информатики |
ДОПК-1, ДОПК-2, ДПК-3, ДПК-4 |
||
Модуль 3. Тьюторская позиция бакалавра информатики |
ТК-1, ТК-2, ТК-3, ТК-4, ДПК-1, ДПК-2, ДПК-1, ДПК-2, СК-3, СК-4, ДОПК-4, ДПК-3, ДПК-4, ДПК-5, ДПК-6, ДПК-7, СК-1, СК-5, СК-7 |
||
Модуль 4. Смешанное обучение информатике одаренных тувинских школьников |
СК-2, СК-3, СК-4 |
||
ФГОС |
Учебная практика |
ОК-3, ПК-1, ПК-3, ПК-9 |
|
Производственная практика |
педагогическая |
ОК-13, ОПК-1, ОПК-2, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6 |
|
преддипломная |
ОПК-4, ПК-8, ПК-10, ПК-12, ПК-13 |
В процессе изучения курса «Методика обучения информатике ИТ-одаренных учащихся» реализован принцип преемственности и последовательности перехода от формирования необходимого уровня знаний в области информационных и web-технологий к ознакомлению с методами их использования в обучении одаренных школьников. Эта дисциплина изучается одновременно с дисциплиной «Методика обучения информатике»; обе они образуют теоретическую и практическую базу для проведения педагогической практики. Такое построение учебного процесса, по нашему мнению, позволит подготовить не только методически грамотного бакалавра информатики для работы с одаренными школьниками, но и сформировать у студентов целостное представление о современных методах, формах, средствах и возможностях их применения при обучении информатике в профессиональной педагогической деятельности.