Профессиональная деятельность архитектора, как и его обучение, предполагает сильную графическую подготовку, которая включает в себя: владение методами выполнения и чтения проекционных чертежей, развитое пространственное мышление (умение анализировать форму модели архитектурного сооружения, его размеры, расположение в пространстве и соотношение различных элементов объекта), а также знание геометрических основ формообразования в архитектуре и их применение в проектировании. Данная геометрическая и графическая подготовка является важной составляющей базового архитектурного образования студентов в предметном поле дисциплины «Начертательная геометрия и графика» и опирается на наличие технических способностей, творческой интуиции архитектора или будущего архитектора [1].
В контексте архитектурного образования технические способности представляют собой ортогональное восприятие пространственной модели сооружения и умение ее преобразовывать, то есть создание двухмерного изображения по трехмерной модели и наоборот. Кроме того, к этим же способностям можно отнести владение средствами и инструментальной базой построения изображений [5]. Проявление творческой интуиции архитектора основано на умении видеть художественное, объемно-планировочное, стилевое решение модели и ее расположение в пространстве, а также на предположении восприятия архитектурной формы с различных пространственных точек наблюдения. Владение графическими приемами выполнения изображения в сочетании с интуицией прямого усмотрения проектируемого объекта необходимы для визуализации архитектурного замысла и разработки, в дальнейшем проектной документации. Чертеж при этом является средством фиксации замысла проектных форм на плоскости [2].
Как результат мыслительной деятельности архитектора (студента-архитектора), чертеж есть один из примеров технической и архитектурной графики, одно из информационных средств отображения геометрических объектов, демонстрирующий замысел архитектора, концепцию будущего сооружения.
Геометрия же, согласно Ле Корбюзье, остается грамматикой архитектора [6]. Архитектор использует многообразие и сложность геометрических поверхностей для создания уникальных выразительных форм, стремясь к идеализации объекта. Кроме того, при проектировании объемно-пространственной среды важным аспектом формотворчества является геометрия восприятия будущего архитектурного сооружения, которая позволяет эмоционально и визуально гармонизировать сочетание образа и среды.
Воспроизведение архитектурного объекта в ортогональных и перспективных проекциях рассматривается в курсе начертательной геометрии.
Основная часть
Сложившееся классическое архитектурное образование предусматривает обязательное изучение начертательной геометрии и графики, что характерно и для любого другого технического образования, но при этом содержательная сторона дисциплины акцентирована на средствах повышения наглядности ортогональных и трехмерных изображений (построение теней, перспектива пространства), геометрии образования сложных поверхностей. В свою очередь, смещение содержательных акцентов определяет методы овладения студентами-архитекторами графических приемов визуализации созданного проектного решения. Важно не просто задать форму как элемент пространства и согласно способу образования поверхности, но и отобразить ее с высокой степенью наглядности, используя ортогональные, аксонометрические, перспективные проекции с разделением света и тени. Геометрически обоснованное образование архитектурной формы и ее графическое отображение связано с проектной деятельностью архитектора, что составляет стратегию обучения начертательной геометрии и графике – практическая направленность обучения в контексте будущей профессиональной деятельности на базе активных методов.
Исторически сложилось, что начертательная геометрия – это наука о методах построения изображений и их практическом применении. Она связана с элементами пространства: точки, линии, плоскости – из которых могут быть образованы различные пространственные формы, в том числе и архитектурные [3].
По мнению архитектора, педагога-архитектора А.В. Степанова, «Мышление архитектора заключается в нестандартном выражении трех основных проявлений архитектуры: пространство, объем, плоскость» [6].
Начертательная геометрия и графика как учебная дисциплина рассматривает и решает следующие задачи:
– построение изображений пространственной формы на плоскости, т.е. создание модели пространства, изображение заданной пространственной формы (метод ортогонального проецирования);
– образование и классификация пространственных форм;
– исследование и изучение законов воспроизведения в пространстве элементов формы по чертежу или согласно мысленному образу (двухмерное и трехмерное изображения);
– изучение методов графического решения различных геометрических задач (определение натуральных величин отрезков, углов, плоскостей и расстояний, взаиморасположение элементов пространства);
– изучение взаиморасположения пространственных форм (позиционные задачи).
Перечисленные задачи составляют предметное поле изучаемой дисциплины «Начертательная геометрия и графика» в архитектурно-строительной подготовке и дисциплины «Инженерная графика» в любом техническом вузе [4, 5].
Теоретическая база, изучаемая на первом курсе вуза, и ее последующее практическое применение, в том числе и на основе компьютерной графики, способствует совершенствованию исполнительского мастерства будущего и действующего архитектора.
Проведенный анализ рекомендаций профессиональных сообществ (Союз архитекторов РФ) практикующих архитекторов, требований ФГОС ВПО «Архитектура», учет методологических возможностей дисциплины «Начертательная геометрия и графика», в том числе раздела «Перспектива пространства», в освоении «метода архитектора» студентами архитектурно-строительного вуза позволили разработать модифицированный проектно-аналоговый метод, отражающий стратегию обучения – максимального приближения к будущей практической деятельности архитектора.
Практическая реализация стратегической направленности обучения обеспечивается педагогическими условиями:
1. Профессионализация и фундаментализация обучения геометрии формообразования сооружения и его восприятия на основе преемственности образовательных уровней и исходной диагностики. Прежде всего, на основе направления «школа – вуз». Процедура диагностики проводится в виде графического задания по выполнению ортогонального изображения по трехмерной модели стилизованного архитектурного объекта.
2. Личностно-ориентированный подход формирования общих и профессиональных компетенций у будущих архитекторов и строителей. Готовность преподавателя к реализации данного подхода, при котором студент является активным участником образовательного процесса. Вектор обучения при этом направлен на развитие способности к самоопределению в профессии, креативности, рефлексии, совершенствование индивидуальных способностей будущего архитектора.
3. Устойчивая направленность на овладение компетенциями в контексте профессии на уровне достаточном для эффективного решения профессиональных задач, которая связана с развитием пространственного мышления, овладением художественными и графическими приемами выполнения изображений, пониманием и самоопределением в будущей профессии.
Модифицированный проектно-аналоговый метод определяет механизм реализации стратегии обучения в контексте архитектурной профессии и представляет собой педагогический процесс, единство содержательного и процессуального компонентов которого является аналогией проектной деятельности, а именно алгоритм проектных действий, результатом которых является изображение объекта как аналога проектного предложения и соответствующий, по наиболее общим параметрам, практической деятельности архитектора [1, 2].
Для архитектора важно моделировать пространство и изображать его элементы с высокой степенью наглядности, что достигается с помощью приемов построения теней и перспективных проекций, которые играют наиболее значимую роль в обучении основам визуализации замысла.
В образовательном процессе, целью которого является воспроизводство профессии, с точки зрения геометрии образования и визуализации архитектурной формы, проект (проект-эпюр) рассматривается как аналог отображения объектного проектного замысла (эскиза) в архитектурной практике, через обучение начертательной геометрии и графике в аналогии с работой в архитектурном бюро, где роль руководителя играет преподаватель. Создание коммуникативных ситуаций, взаимодействие, общение между преподавателем и студентом, студентов между собой выступает средством трансформации учебной знаковой информации в профессионально значимую. Выполнение студентами изображения архитектурной формы есть решение проектной задачи аналогичной реальной, средствами моделирования, иллюстрирования, с помощью компьютера, используя поисковые приемы, консультирование, обсуждение, создание презентаций [4].
Поставленная задача (проект-эпюр) взаимосвязана с проектным мышлением архитектора: связь проектирования с пространственной композицией, со способами графического геометрического моделирования объектов композиции, с выражением ее художественным образом. Кроме того, согласно положениям ФГОС ВПО результатом изучения начертательной геометрии является знание теоретических основ и практических приемов отображения элементов пространства.
Таким образом, результат освоения курса начертательной геометрии и графики студентами-архитекторами выражается через способность применять знания геометрического формообразования в архитектуре, применять их для визуализации пространственных объектов, передачи особенностей формы и положения в пространстве, а также использовать средства изображения, включая компьютерные технологии [2, 5]. Что, собственно, и является составляющей профессиональной компетентности архитектора, которая необходима для дальнейшего становления профессионализма архитектора и оказывает влияние на стратегическое планирование принципиального направления педагогических действий.
При профессионально направленном изучении курса начертательной геометрии модифицированный проектно-аналоговый метод опирается на выявление отношений между абстрактными теоретическими понятиями и их практическим приложением в контексте реальной учебной и профессиональной архитектурной деятельности. Совместное усвоение теоретических знаний и их профильное применение является отражением профессиональной деятельности в конкретной науке – начертательная геометрия.
Согласно педагогическому условию преемственности обучения для применения разработанного метода проведена диагностика исходного уровня владения графическими навыками и определена направленность на дальнейшую профессионализацию обучения студентов архитектурно-строительных направлений.
Студенты, обучающиеся с помощью разработанного метода, легко освоили теоретические знания по начертательной геометрии и смогли сопоставить их с учебной и профессиональной деятельностью архитектора, то есть с процессом реального проектирования, что не могло не усилить мотивацию приобретения знаний и умений.
В ходе эксперимента по реализации данного метода высокий уровень освоения теоретических знаний начертательной геометрии и их практического применения показали 55,3 % студентов, низкий уровень (общетехнический курс начертательной геометрии) – 18,4 % [2].
Стратегическая направленность организации и управления педагогическим процессом применительно к разработанному методу имеет особенности реализации: наличие интереса к профессии; необходимость предварительной художественно-графической подготовки; взаимосвязь с профильными курсами обучения «методу архитектора»; индивидуализация обучения; практико-ориентированная учебная деятельность.
Заключение
Стратегия максимального приближения к практической архитектурной проектной деятельности, основанная на модифицированном проектно-аналоговом методе обучения бакалавров архитектуры начертательной геометрии и графике, отвечающая требованиям профессиональной деятельности, опирается на следующие основные стратегические положения:
– принципиальную особенность архитектурной деятельности – ее творческий характер;
– проявление профессиональных амбиций;
– потребности творческой самореализации студентов архитектурных специальностей;
– синергию технологии процесса обучения и экспериментально-творческого характера профессиональной деятельности;
– взаимосвязь с другими профильными дисциплинами непрерывной архитектурно-художественной подготовки;
– формирование субъективной позиции студента, направленной на осмысление им значимости данной подготовки, обеспечивающей самостоятельность принятия решения;
– ориентация студента на самооценку полученного результата.
Эмпирическая апробация модифицированного проектно-аналогового метода преподавания курса начертательной геометрии и графики бакалаврам архитектуры показала необходимость:
– практической направленности содержания дисциплины «Начертательная геометрия», т.е. теоретическая и практическая составляющие содержания отвечают требованиям профессиональной деятельности архитектора;
– актуализации содержания дисциплин в процессе взаимодействия студента и преподавателя во время обучения;
– смещения тематических акцентов содержания курсов в соответствии с требованиями ФГОС ВПО в сторону наиболее значимых в практической деятельности архитектора;
– в учете профессиональной терминологии архитектурных дисциплин в процессе обучения;
– в проведении практических занятий как творческой аналогии процесса проектирования, что усиливает мотивацию обучения и способствует проявлению интереса к профессии, а также самоопределению в ней.
Таким образом, применение модифицированного проектно-аналогового метода обучения начертательной геометрии и графике обеспечивает успешную интеграцию геометрических знаний, графических умений, навыков в квазипрофессиональную проектную деятельность студентов архитектурного профиля и, согласно стратегии обучения, интенсифицирует профессиональное формирование будущего архитектора, что способствует его адаптации к будущей профессии.