Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,899

SPECIFICATIONS OF UPBRINGING OF FUTURE LAWYERS IN HEI

Brutyan V.A. 1
1 «Mkhitar Gosh» Armenian-Russian International University
The article is devoted to the problems of upbringing of future lawyers in the system of juridical higher education in 21st century. It is noted, that Armenian society needs objectively highly educated and targeted specialists of juridical profession in present days. Consequently the task is raised upon the system of higher juridical education, besides transferring knowledge and abilities, as one of the main functions of higher education, as well as upbringing of professional knowledge and personal qualities, which are necessary for future lawyers. On the basis of theoretical investigation the main aims and tasks of upbringing of students in juridical HEIs have been revealed. The emphasis is that the content of upbringing forms itself the total system of knowledge, convictions, abilities, quality and the margin of professional personality of the lawyer, stable behavior habits, which the students master according to the objectives and tasks.
juridical profession
education process
upbringing of students
personal quality of future lawyers
tasks of upbringing
professional upbringing

В XXI веке армянское общество объективно испытывает острую потребность в высокообразованных и целеустремленных специалистах юридической профессии, способных эффективно решать задачи создания и укрепления законодательной и правовой базы государства. Решение данной задачи требует нового поколения юристов, обладающих высоким уровнем теоретико-правовых знаний, профессиональными навыками их применения и высоким уровнем воспитанности профессионально значимых личностных качеств. Задача высшего образования состоит в том, чтобы студенты не только приобретали глубокие знания юриспруденции, но и становились настоящими юристами, людьми с высокой общей и профессиональной культурой, подлинными гуманистами, несущими ответственность за свои действия и поступки.

Следовательно, перед системой высшего профессионального образования сегодня стоит задача, помимо передачи знаний и умений как одной из основных функций высшего образования, также воспитания профессионально значимых личностных качеств будущих специалистов, необходимых для осуществления профессиональных компетенций.

В современной педагогической науке достаточно глубоко разработаны многие аспекты воспитания будущего специалиста в системе высшего образования.

Образовательный процесс вузов базируется на данных и рекомендациях многих наук, среди которых важное место занимают психология и педагогика высшей школы. Эти науки разрабатывают важнейшие вопросы воспитания и обучения студентов, определяют пути совершенствования содержания, организации и методики педагогического процесса в вузе, выявляют и помогают внедрять в практику наиболее эффективные способы деятельности преподавателей и обучаемых. Поэтому работники вузов, и в первую очередь преподаватели, должны хорошо владеть психолого-педагогическими знаниями и умело использовать их в своей творческой деятельности [1, с. 5].

Для того чтобы понять, в каком направлении и как будет развиваться система высшего образования в XXI веке, необходимо как минимум выйти за пределы этой системы.

Это возможно, если посмотреть на систему образования не локально, а глобально. Действительно, в последние десятилетия в различных науках и сферах человеческой деятельности все больше внимания обращается на глобализацию.

Глобализирующийся мир XXI века вовлекает в свою орбиту множество новых информационно-познавательных, образовательных взаимодействий и обменов, которые существенно изменяют человеческие представления о социальности, целях, ценностях и смыслах образования и качества жизни человека XXI века [2, с. 5].

В условиях глобальной информатизации и активного облика культурных ценностей человек XXI века будет стоять перед выбором, ему постоянно придется самоопределяться: каким ценностям отдать предпочтение – национальным, т.е. армянским, или тем, которые отражают европейские, американские, российские или азиатские стандарты и ценности.

Быстрота обмена культурными ценностями потребует от человека XXI века исключительной мобильности и высокого уровня способности к самоопределению.

По мнению С.Д. Смирнова, нет более спорной проблемы в педагогике и психологии высшей школы, чем проблема воспитания студентов. «Надо ли воспитывать взрослых людей?», «Стоит ли и корректно ли это делать?» – разговоры такого рода часто можно услышать в вузовских кулуарах и на официальных собраниях. Ответ на эти вопросы зависит от того, как понимать воспитание. Если его понимать как воздействие на личность с целью формирования нужных воспитателю, вузу, обществу качеств, то ответ может быть только отрицательным. Этот подход часто называется технократическим и трактует воспитание как проектирование и направленное формирование личности в соответствии с так или иначе понятыми общественными, национальными, классовыми, конфессиональными и другими интересами. Если как создание условий для саморазвития личности в ходе вузовского обучения, создание оптимальных (наиболее благоприятных) условий для саморазвития личности, реализации заложенных в ней сущностных сил, максимально возможной самоактуализации человека, то ответ должен быть однозначно положительным [5, с. 150].

Вуз служит не только и, может быть, не столько для передачи специальных знаний, сколько для развития и воспроизведения особого культурного слоя, важнейшим элементом которого является и сам специалист. Его, как представителя определенной культуры, характеризует не только специфический набор знаний и умений, но и определенное мировоззрение, жизненные установки и ценности, особенности профессионального поведения и т.п. Поэтому специалист не только передает студенту знания и профессиональные умения, но и приобщает его к определенной культуре, и, чтобы эта культура развивалась и воспроизводилась, необходимы живые люди, живое человеческое общение.

Эту истину свыше ста лет назад хорошо сформулировал К.Д. Ушинский: «Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать “характер”» [6, с. 64]. Воспитывать – это в значительной степени означает строить систему взаимоотношений между людьми. В современной педагогике начинает преобладать подход к воспитанию не как к целенаправленному формированию личности в соответствии с выбранным идеалом, а как к созданию условий для саморазвития личности.

Главная задача воспитателя – раскрыть перед воспитуемым широкое поле выборов, которое часто не открывается самим ребенком, подростком, юношей из-за его ограниченного жизненного опыта, недостатка знаний и неосвоенности всего богатства культуры.

Еще одно принципиальное требование к организации процесса воспитания состоит в неизменно уважительном отношении к личности воспитуемого, как к полноценному и равноправному партнеру в любой совместной деятельности. Идея равенства, партнерства и взаимного уважения друг к другу лежит в основе так называемой педагогики сотрудничества, принципы которой совершенно неоспоримы в вузовском обучении.

Смена парадигмы образования на личностную и гуманистическую предъявляет новые требования к выпускнику вуза, будущему специалисту. Помимо передачи знаний и умений как одной из основных функций высшего образования необходимо воспитывать еще и профессионально значимые личностные качества будущих специалистов, необходимых для осуществления профессиональных компетенций.

Это особенно актуально тогда, когда речь идет о подготовке юристов в рамках высшей школы. Профессиональная деятельность юриста содержит в себе огромный моральный потенциал, так как, являясь представителем государственной власти, юрист призван осуществлять свои профессиональные компетенции, непосредственно затрагивая права и интересы людей. Каждый день сталкиваясь с ситуациями морального выбора, будущий юрист должен обладать помимо профессиональных знаний и умений такими личностными качествами, в опоре на которые он оказался бы способным справляться с возникающими в его работе трудностями. Такими качествами являются совесть, справедливость и ответственность, образуя собой единое целостное образование – триаду. Они являются «ядром» нравственной сущности личности и специалиста-юриста.

Формирование и развитие личностно значимых качеств юриста в образовательном процессе осуществляется в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования.

Наряду с получением в образовательном учреждении определенных уровней знаний, умений и навыков по предстоящей профессии важное значение имеет формирование у обучающихся профессионально-деловых, личностных и коллективистских качеств, определяющих социальную основу юриста. Эта задача решается в процессе профессионального воспитания студентов. Ее сущность состоит в том, чтобы помочь обучающимся в подготовке к жизни, самоопределению в ней и в профессиональной деятельности; в выработке у себя трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, природе; в проявлении активной жизненной позиции, направленной на совершенствование нашего общества; в интеграции в национальную и мировую культуру [7, с. 260].

Русский православный философ И.А. Ильин писал:

«Образование без воспитания – дело ложное и опасное. Оно создает чаще всего людей полуобразованных, самомнительных и заносчивых, тщеславных спорщиков, напористых и беззастенчивых карьеристов; оно вооружает противодуховные силы; оно развязывает и поощряет в человеке волка.

Человек, лишенный патриотизма, легко продаст и силы, и ум, и – если сможет – богатства страны тем, кто дороже заплатит, не думая ни о современных ему соотечественниках, ни о потомках» [3, с. 309].

О значении нравственного воспитания говорил и К.Д. Ушинский, который написал:

«Мы смело высказываем убеждение, что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями и разъяснение каждому его личных интересов. Чем сильнее в человеке нравственность, тем легче ему в самом себе рассмотреть ее требования и то, что может быть приложено к каждому члену общества» [6, с. 162].

В настоящее время в науке четко сформулированы цель и актуальность воспитания человека как гражданина своего Отечества, как профессионала, как семьянина и как личности: для современной жизни нужны самостоятельные, разумные, находчивые во всем, настойчивые в достижении своих целей и любящие труд, умственно и нравственно развитые специалисты, как непосредственные участники жизни семейной, общественной и государственной.

Цели воспитания определяются ценностными установками, которые провозглашает современное армянское общество, конкретизируя их в соответствующих нормативных актах.

Воспитание и обучение студентов – это две взаимосвязанные стороны единого образовательного процесса, цель которого заключается в содействии становлению и развитию профессионально компетентной личности юриста, обладающего профессионально и социально значимыми качествами для успешного выполнения профессиональной деятельности. Успешность воспитания в определяющей степени зависит от того, созданы ли необходимые условия для саморазвития личности в ходе вузовского обучения, в какой степени сформирована установка каждого студента на самовоспитание и самообразование [4, с. 261].

В педагогике выделяют три вида целей воспитания:

1) общая цель, соответствующая представлениям общества об идеале личности;

2) педагогические цели на определенном этапе становления и развития личности (цели воспитания в образовательном учреждении с учетом возраста обучающегося);

3) оперативные цели, которые ставятся при изучении отдельной учебной дисциплины, проведении учебного занятия или воспитательного мероприятия. Цели воспитания – это ожидаемые изменения в человеке, осуществленные под воздействием специально организованных воспитательных действий, включая самовоздействие.

Исходя из целей юридического образования, можно сформулировать следующие задачи воспитания студентов в юридическом вузе:

– формирование у студентов научного мировоззрения, основу которого составляют профессионализм, гражданственность, нравственность, приверженность закону;

– развитие положительной учебной мотивации, творческого отношения к выполнению своих обязанностей, добросовестности и активности в учебной и общественной деятельности;

– гармоничное, целостно-ориентированное развитие личности каждого студента на единой основе его возможностей и требований профессиональной юридической деятельности;

– усвоение общечеловеческих и национальных ценностей гуманистических и демократических традиций, развитие таких профессионально важных качеств, как справедливость, доброта, честность, бескорыстие, ответственность, стремление к истине, человеколюбие, понимание, независимость;

– обеспечение высокой культуры общения и взаимоотношений в коллективе.

Сущность воспитательной работы состоит в создании благоприятных условий для самовоспитания студента путем раскрытия перед ним поля возможных выборов и их последствий; при этом окончательное решение всегда должен принимать сам воспитываемый. Если цель обучения состоит в усвоении необходимых для специалиста профессиональных знаний и умений, то цель воспитания заключается в усвоении общих и специальных форм поведения.

Эффективность воспитания во многом зависит от знания и учета преподавателями и сотрудниками вуза закономерностей и принципов воспитания.

Знание закономерностей воспитательного процесса позволяет:

– создавать условия, при которых воспитание будет протекать в соответствии с действием объективных закономерностей, а не вопреки им (игнорирование законов с неизбежностью приводит к обострению противоречий, повторению ошибок и нелогичности в воспитательной работе);

– утверждать продуктивную практику воспитательной работы, освобождаясь от стереотипов и постигая суть движения от устаревших педагогических представлений к новым, более эффективным;

– прогнозировать изменения в системе воспитательной работы, осуществление которых обеспечивает ее оптимизацию.

К.М. Левитан выделяет следующие педагогические закономерности воспитания применительно к юридическому вузу.

1. Обусловленность целей и задач воспитательной работы конституционными, мировоззренческими, нравственно-этическими ориентирами и позициями, правовыми рамками образовательной и профессиональной юридической деятельности.

2. Соответствие системы и процесса воспитания требованиям нормативных документов, научно-методических рекомендаций.

3. Усиление цивилизационно-технологического компонента в развитии социально и профессионально компетентной личности юриста. Данная закономерность выражается в необходимости эффективной социализации на общечеловеческом и конкретном уровнях посредством сопоставления вариантов и опыта мировой практики, применения целостных педагогических технологий, ориентированных на использование творческого потенциала студентов.

4. Развитие и проявление личности студента как результат его самовыражения в учебной деятельности и повседневном общении. Проживая жизнь в неповторимо-индивидуальном варианте, студент должен получать достаточно конструктивных воспитывающих импульсов, которые ориентируют его и способствуют продуктивной самореализации.

5. Зависимость эффективности воспитания от интенсивности воспитательной работы и самовоспитания, реальных условий и качества взаимоотношений всех субъектов воспитательного процесса. В соответствии с данной закономерностью необходимо обеспечивать нормальные условия жизни и деятельности студентов и педагогов с целью наилучшего удовлетворения всего комплекса их потребностей, которое возможно в реальной ситуации. Особое внимание важно уделять гармоничному сочетанию воспитания и обучения [4, с. 265].

6. Воспитательная работа в вузе должна осуществляться на основе принципов воспитания, которые выдвигаются в рамках выявленных закономерностей.

7. Содержание воспитания в юридическом вузе обусловлено его целями, структурой профессионально значимых качеств личности юриста. Зная природу и психологическую структуру того или иного качества, можно более успешно использовать воспитательные возможности различных учебных дисциплин, внеаудиторной воспитательной работы и условий вуза в целом.

Содержание воспитания, таким образом, образует целостная система знаний, убеждений, навыков, качеств и черт профессиональной личности юриста, устойчивых привычек поведения, которыми овладевают студенты в соответствии с поставленными целями и задачами. Хорошо организованное воспитание в юридическом вузе должно подготовить студента к эффективному исполнению трех главных социальных ролей в его жизни – гражданина, профессионально компетентного юриста, семьянина. Следовательно, здесь требуется специфическая воспитательная работа, направленная на выработку и формирование соответствующих внутренних компонентов отношений личности – потребностей, чувств, взглядов, убеждений, привычек поведения.

Результат профессионального воспитания – профессиональная воспитанность будущего юриста. Это личностная характеристика, включающая в себя профессиональные знания, умения, ценностное отношение, которое выражается в способности решать профессионально-ориентированные задачи различного уровня сложности.