Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

SUBJECT-SUBEJECTIVE INTERACTION AS MEANS OF PROFESSIONAL TRAINING EFFICIENCY OF COLLEGE STUDENTS INCREASE

Scherbakova I.A. 1, 2
1 NMSTU «Nosov Magnitogorsk state technical university»
2 Municipal state enterprise «Kostanay Technical-Professional College»
In article the problem of the organization the subject – subjective interaction of teachers and students for the increasing professional training efficiency purpose is considered. The attention is focused that the subject – subjective interaction assumes formation of such abilities as to observe and draw logical conclusions, to analyze a situation from the different points of view, to work systemically on the monological, dialogical speech, argumentation own point of view, judgments. The author focuses attention on an important aspect of professional training. This aspect is formation of students subject position which allows them to become active participants of professional training process that in turn influences motivation of students to acquirement the chosen profession. The subject-subjective relations in the course of professional training is democratic character of communication, psychological comfort, compliance to age features of the student, first of all own requirements which are expressed in realization have to become important elements of realization.
students of college
vocational training
subject position
interaction
communicative abilities
quality of training

Осуществление профессиональной подготовки студента требует тесного взаимодействия педагога и студента, что становится возможным посредством построения субъект-субъектных отношений. В свою очередь, взаимодействие призвано реализовывать единую программу действий преподавателя и студента, в процессе субъект-субъектных отношений, способствовать формированию положительной мотивации, развитию их субъектности, обеспечивая обеим сторонам эмоциональную удовлетворенность отношениями.

Профессиональная подготовка имеет учебно-деятельностное начало и реализуется на основе положений, сформулированных теорией деятельности, согласно которой деятельность является основой и условием саморазвития субъекта, совокупностью действий, которые сознательно регулируются индивидуумом, посредником между субъектом и объектом и воплощением деятельной способности субъекта [10, С. 34].

Учебно-профессиональную деятельность, осуществляемую в процессе профессиональной подготовки, следует понимать как процесс, направленный на усиленную деятельность обучающего и обучающегося, побуждение к её энергичному целенаправленному осуществлению, на преодоление инерции, пассивности, стереотипных форм преподавания и учения [6, С. 118].

В основе данных отношений должны лежать доверительные отношения, не ущемляющие обе стороны и базирующиеся на делегировании полномочий, достаточном уровне самоорганизации и ответственности за прогнозируемый результат деятельности, совместном стремлении и едином видении продуктивных путей, ведущих к повышению качества выполняемых действий и достижению поставленной цели.

А.А. Леонтьев утверждает, что для того чтобы обеспечить достижение поставленной цели, чтобы научить его умственным или трудовым действиям, надо идти «снаружи», от внешних, практических, материальных действий, «внутрь», к действиям внутренним, теоретическим, идеальным [12, С. 18].

Поэтому базовой основой субъект-субъектных отношений в процессе должна стать деятельность преподавателя, осуществление которой необходимо не в форме воздействия на студента (субъект – объектные отношения), а в форме взаимодействия педагога и студента (субъект-субъектные отношения).

Б.Г. Ананьев считает, что период жизни от семнадцати до двадцати пяти лет имеет важное значение, как завершающий этап формирования личности и как основная стадия профессионализации. К семнадцати годам у личности создаются оптимальные субъективные условия для формирования навыков самообразовательной деятельности [2, С. 11].

В основе субъект-субъектного взаимодействия лежат паритетные отношения обучающих и обучающихся, призванные повысить эффективность организации и осуществления ими совместной деятельности. Это отношения, которые строятся на сотрудничестве и соуправлении, в основе которых лежит субъективация личности студента [8, С. 215].

А.К. Осницкий отмечает, что важным в процессе активизации учебно-профессиональной деятельности, основанной на субъект-субъектном взаимодействии является поэтапное продвижение от репродуктивного уровня реализации профессиональной подготовки к активному, более сложному, но интересному, позволяющему повысить качество данной подготовки [14, С. 66].

Субъектные отношения должны быть партнерскими вопреки функциональному неравенству преподавателя и студента. В основе данных отношений должны лежать сотрудничество и сотворчество, которые способствуют развитию коммуникативной, интеллектуальной и творческой индивидуальности студента, так необходимых для полноценной профессиональной подготовки [16, С. 95].

Конечной целью при реализации субъект-субъектного взаимодействия, направленного на профессиональное развитие и раскрытие индивидуальных особенностей, удовлетворение потребности в реализации возможностей каждого студента, должно являться повышение качества его профессиональной подготовки.

Е.В. Бондаревская считает, что становление субъектности обоих участников образовательного процесса должно основываться на учете психологических особенностей личности и её интеллектуальном развитии, гуманистическом понимании природы человека и его отношении к себе и другим, опираться на внутренние ресурсы студента, а не на принуждение, стимулировать его творческое развитие в стремлении к актуализации [5, С. 69].

Важными элементами реализации субъект-субъектных отношений в процессе профессиональной подготовки должны стать демократичность общения, психологический комфорт, соответствие возрастным особенностям студента, прежде всего выражающихся в реализации собственных потребностей.

В процессе взаимодействия всегда прослеживаются такие типы отношений, как субъект-объектные отношения, возникающие к предмету осуществляемой деятельности, и субъект-субъектные отношения, возникающие между преподавателем и студентом. Данный вид отношений следует понимать как специфическую форму межличностных отношений, основанных на сотрудничестве и личностном общении в процессе взаимодействия [15, С. 7]. Субъектные отношения призваны помочь студенту раскрыться, самореализоваться, проявить себя в полной мере в процессе профессиональной подготовки.

По мнению С.З. Гончарова, человек для объединения с другим человеком, как бы это ни называлось персонолизацией, субъект-субъектным отношением, должен совершить по отношению к «другому значимому» человеку акт трансценденции, то есть акт выхода за пределы своего собственного «Я», за пределы своего субъективного мира, на встречу иной субъективности. При встрече двух субъектов происходит их обогащение и личностное становление [11, С. 79].

О том же говорит и К.А. Альбуханова-Славская, утверждая, что процесс развития субъект-субъектных отношений между преподавателем и студентом включает ряд этапов: осознание собственной субъектности; принятие субъектности Другого, наконец, сотворчество [1, С. 156].

Н.М. Борытко, О.А. Мацкайлова отмечают, что субъект-субъектные отношения, как таковые, это межличностные отношения, которые основываются, прежде всего, на принятии друг друга как ценностей самих по себе и предполагают ориентацию на уникальность каждого из субъектов [7, С. 11].

Поэтому реализация субъект-субъектных отношений должна являться неотъемлемым звеном в процессе повышения качества профессиональной подготовки студентов, так как субъектность нацеливает на более полное раскрытие индивидуальности и потенциальных возможностей каждого студента. В свою очередь, успешность раскрытия индивидуальности и потенциальных возможностей студента должны быть напрямую связаны с эффективностью осуществления совместной деятельности в процессе профессиональной подготовки.

А.Н. Мишин утверждает, что деятельность выражает уровень активности личности студента и понимается как преднамеренная активность человека, проявляемая в процессе его взаимодействия с окружающим миром, для решения жизненно важных задач, определяющих существование и развитие человека [13, С. 188].

Опираясь на мнение А.Н. Мишина, можно сделать вывод, что деятельность должна быть направленно осмысленная, подчиненная не только усвоению теоретических знаний, но и способствующая развитию мышления, специально организуемая, чтобы, осуществляя ее, студент совершенствовал собственные умения и навыки, изменял самого себя.

При этом особенностью учебно-профессиональной деятельности студентов, по мнению Ю.И. Булатовой, является то, что она проходит в условиях общей учебной деятельности студентов и преподавателей. Каждый из субъектов имеет свои задачи в этой взаимосвязанной деятельности [9, С. 10].

Продуктивное субъектное взаимодействие необходимо и преподавателю, корректирующему продвижение студента к достижению цели, и студенту в процессе осуществления рефлексивной мыследеятельности, позволяющей осознать успехи и неудачи, возникающие в ходе профессиональной подготовки. Преподавателю крайне необходимо учить студента выявлять и раскрывать свои сущностные силы, осознавать собственное «Я», полностью использовать собственные возможности и способности, осуществлять самооценку уровня достижений в ходе профессиональной подготовки, при овладении выбранной профессией [17, С. 95].

В основе становления субъектности студента лежит рост уровня самоорганизации и самореализации в процессе профессиональной подготовки. Процесс становления субъектности тесно связан с возникновением и разрешением таких противоречий, как несовпадение сформированных у студента взглядов, убеждений, индивидуального опыта об организации процесса учения, осуществляемого в школе в большей степени на теоретическом уровне, с требованиями, предъявляемыми к уровню профессиональной подготовки в колледже, куда наравне с теоретическими знаниями входят и практические умения и навыки. А также между требованиями, предъявляемыми к студенту (внутренними и внешними), и актуальным уровнем его личностного развития.

Следовательно, построение субъект-субъектных отношений необходимо начинать с самого начала, с процесса адаптации студентов-первокурсников, когда возрастает их статус (бывший школьник становится студентом), происходит привыкание к требованиям, предъявляемым в ходе профессиональной подготовки, при этом мотивация и интерес студента находятся на высоком уровне.

Мотивация, как таковая, является ведущим фактором, регулирующим активность субъекта в процессе деятельности, его поведение, стремление к достижению поставленных результатов.

Педагогу в процессе становления субъектности следует учитывать уровень развития студентов, их психологические особенности, строя профессиональную подготовку с учетом внутренних ресурсов личности, стимулирования его развития и стремления к повышению качества профессиональной подготовки каждого студента.

Мотивирование студентов к достижению качественных показателей происходит не только при видимых положительных сдвигах в профессиональной подготовке, но и при осознании студентом личностно значимого смысла и целей данной подготовки, расширения его самостоятельности в процессе оценочной деятельности, благоприятного психологического микроклимата в ходе занятия, продуктивного субъект-субъектного взаимодействия между преподавателем и студентом.

Е.В. Бондаревская считает, что становление конкурентоспособного современного специалиста обеспечивается педагогической компетентностью преподавателя, которая приобретает сегодня первостепенный характер. С точки зрения практической педагогики, это развитие собственной, активной деятельностной позиции преподавателя [4, С. 57].

Опираясь на мнение Е.В. Бондаревской, мы делаем вывод, что в основе процесса повышения качества профессиональной подготовки должна лежать помощь педагога студенту в перестройке потребительского отношения к окружающим реалиям, в коррекции деятельности в плане его саморазвития и профессионального становления.

В свою очередь, развитие и актуализация субъектности студента, становление его субъектной позиции, должно происходить непосредственно в процессе собственной деятельности. Студент должен четко осознавать направленность своей деятельности, осмыслять наиболее рациональные пути ее выполнения и видеть не только себя в ней, но и в контакте с другим человеком.

В процессе реализации субъектных отношений педагог должен четко осознавать свои ценностные ориентации, потенциал собственной субъектности, уровень профессионализма и не останавливаться на достигнутых результатах, а стремиться к их постоянному расширению и повышению. Это необходимо по причине того, что педагог и студент постоянно находятся во взаимодействии при достижении поставленных целей в ходе процесса профессиональной подготовки.

В свою очередь, преподавателям следует анализировать собственную деятельность, стремясь к нахождению решений, которые наилучшим образом будут способствовать профессиональной подготовке студентов.

Взаимодействие преподавателя и студента должно выступать основой в ходе профессиональной подготовки, результатом которой будет достижение выдвигаемых целей, реализуемых посредством обмена знаниями, личностным опытом, результатами труда. Поэтому в процессе реализации субъект-субъектных отношений особое внимание следует уделять совместному проектированию и самопроектированию профессионального роста студента на основе осознанных им целей, для его полной самореализации.

Реализация профессионально значимых возможностей и занятие активной деятельностной позиции студентом станет возможной, если учебная задача, стоящая перед ним, будет согласована с его потребностями и мотивами.

Однако, несмотря на то, что внимание педагога центрируется на студенте, как субъекте процесса профессиональной подготовки, педагогу, наряду с ведением совместных действий по планированию, коррекции и продвижению деятельности студента в процессе профессиональной подготовки необходимо использовать возможности субъектного взаимодействия студентов между собой, в составе учебного коллектива.

Исходя из того, что субъектность является социальной категорией, а деятельность индивида – это деятельность субъекта, осуществляемая во взаимосвязи с другими субъектами, можно сделать вывод, что активизация учебной деятельности субъекта и ее результативность, находятся в зависимости от уровня социализации студентов, сформированности у них коммуникативных навыков.

При построении субъект-субъектных отношений действия преподавателя должны быть направлены на проявление и расширение интересов студента, развитие способности активно включаться на уроке в учебно-профессиональную деятельность, четко организовывать собственное продвижение к планируемому результату, целеустремленно подчиняя тактические цели стратегическим.

Сущность субъектности студента, осуществляющего целеустремленное, самостоятельное преобразование имеющихся способностей в значимые для профессиональной подготовки качества, должна заключаться в реализации возможностей достижения достаточного уровня профессионального развития, необходимого в дальнейшем для успешного выполнения профессиональной деятельности в условиях производства.

По мнению Л.П. Аристовой, подготовка студентов к предстоящей самостоятельной профессиональной деятельности требует намеренного приближения преподавателем учебных задач и форм профессиональной подготовки, к требованиям, предъявляемым на рабочем месте. Важным является создание у студента, как специалиста, субъектного «самочувствия» для полноценного выполнения в ходе учебно-тренировочной деятельности функциональных обязанностей, которые будут ему необходимы в дальнейшей трудовой деятельности [3, С. 96].

Основываясь на мнении Л.П. Аристовой, мы считаем, что активизация учебно-профессиональной деятельности студентов с опорой на субъект-субъектные отношения, являясь одной из форм повышения уровня взаимодействия субъектов, призвана обеспечить их полное включение в процесс профессиональной подготовки.

Материалы и методы исследования

Исследование проводилось на базе КГКП «Костанайский профессионально-технический колледж» Управления образования акимата Костанайской области в 2012–2015 учебных годах.

С целью определения уровня сформированности у студентов коммуникативных умений и потребности в продуктивном субъектном взаимодействии проводилась такая работа, как:

– индивидуальные беседы со студентом, в ходе которых разъяснялась необходимость субъект-субъектного взаимодействия и определялось дальнейшее направление его деятельности для достижения качества профессиональной подготовки;

– определялись трудности, мешающие достижению целей;

– анализировались достижения студента в продвижении к цели;

– осуществлялось мотивирование студента через похвалу, заострение внимания на успехах.

С целью определения сформированности у студентов коммуникативных умений профессиональная подготовка осуществлялась при:

– организации групповой работы на уроках;

– использовании проблемных ситуаций, озадачивающих вопросов;

– привлечении студентов к защите собственных работ, с аргументацией правильности выполнения.

Результаты исследования и их обсуждение

При построении субъект-субъектного взаимодействия в процессе организации профессиональной подготовки студентов, мы основывались на результатах отслеживания уровня сформированности коммуникативных умений. С целью подтверждения эффективности проведенной работы осуществлялось сравнение результатов изменения показателей сформированности коммуникативных умений, необходимых для построения субъектного взаимодействия в контрольной и экспериментальной группах до и после эксперимента (таблица).

Динамика изменения показателей сформированности коммуникативных умений

Показатели

Уровни

Эксперимент в КГ (чел./ %)

Эксперимент в ЭГ (чел./ %)

до

после

до

после

Способность к построению монолога, поддержанию диалога при аргументировании ответа

Высокий

9/18

15/30

10/20

32/64

Средний

9/18

12/24

9/18

12/24

Низкий

32/64

23/46

31/62

6/12

Способность к продуктивной коммуникации в процессе профессиональной подготовки

Высокий

3/6

15/30

7/14

25/50

Средний

9/18

22/44

9/18

13/26

Низкий

38/76

13/26

34/68

12/24

Способность к поддержанию субъектной позиции в процессе взаимодействия

Высокий

7/14

15/30

8/16

33/66

Средний

16/32

20/40

10/20

13/26

Низкий

27/54

15/30

32/64

4/8

В исследовании приняли участие 100 студентов колледжа. Исследование проводилось на протяжении трех лет. В таблице отражены показатели экспериментальных и контрольных групп, которые наглядно доказывают, что субъект-субъектное взаимодействие активизируется при системности формирования коммуникативных умений у студентов в процессе осуществления профессиональной подготовки.

Результаты исследования показали, что на начало эксперимента 63 % студентов имели те или иные трудности в построении субъект-субъектных отношений и только 37 % достаточно легко шли на контакт с педагогом, обсуждали свои цели относительно продвижения в профессиональной сфере. Конечный результат, отражающий формирование субъектной позиции студентов, наглядно показывает увеличение процентного показателя (на 30 %) студентов, достаточно легко строящих конструктивный диалог с педагогом. Возрастание процента студентов с развитыми коммуникативными умениями, являющимися базой основой для построения субъектного взаимодействия и необходимыми для их продвижения в процессе профессиональной подготовки, наглядно отражено в мониторинге результатов профессиональной подготовки (рисунок).

cherb1.wmf

Мониторинг результатов профессиональной подготовки студентов в разрезе трех лет

Полученные данные позволяют сделать вывод, что прирост показателя качества в контрольных группах ниже итоговых показателей экспериментальных групп на 12 %. Следует отметить, что разрыв показателей в контрольных и экспериментальных группах наблюдается на протяжении всех трех лет эксперимента. Снижение конфликтных ситуаций посредством построения продуктивного диалога привело к приросту процента успеваемости студентов экспериментальных групп до 100 %. Это позволяет сделать вывод, что системность работы по развитию коммуникативных умений необходимо начинать с момента поступления студента в колледж.

Выводы

Анализ психолого-педагогической литературы и опыт работы со студентами позволили определить возможные трудности в формировании субъект-субъектных отношений в процессе профессиональной поготовки:

– слабое понимание студентом, придерживающимся мнения, о том, что просто нужен диплом о средне-специальном образовании, необходимости качественной профессиональной подготовки по выбранной квалификации;

– отсутствие общности целей, студент не видит целевых ориентиров, не осознает важности взаимодействия с педагогом для их достижения;

– сниженная мотивация студента к повышению результативности профессиональной подготовки из-за возникающих трудностей;

– отсутствие у студента опыта вступать в продуктивное взаимодействие с педагогом, так присутствует страх к взрослым.

Таким образом, субъект-субъектное взаимодействие способствует переходу студента к такому состоянию, когда студент становится способным строить продуктивный диалог, договариваться, обсуждать, делать логические выводы, совместно прогнозировать ожидаемый результат профессиональной подготовки, принимать необходимую помощь для решения возникающих проблем в процессе профессиональной подготовки. Не менее важным является умение педагога строить и поддерживать при осуществлении профессиональной подготовки субъект-субъектное взаимодействие, от уровня продуктиности которого зависит успешность студента в достижении поставленных целей.