Известно, что одним из главных направлений в сфере высшего медицинского образования является необходимость значительного усиления практического аспекта подготовки будущих врачей при сохранении должного уровня теоретических знаний [3, 5].
На сегодняшний день существует множество инновационных педагогических технологий. Однако повышение эффективности обучения медицинских работников остается острой проблемой для отечественных и зарубежных преподавателей [5, 6, 7]. Современная идеология подготовки специалиста-стоматолога диктует требования по созданию дополнительных структурных подразделений, непосредственно участвующих в процессе освоения практических навыков [3, 4, 10, 11].
Появление фантомного симуляционного курса является необходимым направлением в учебном процессе для студентов, интернов и врачей-ординаторов [8], где на протяжении всего обучения они ведут отработку и закрепление мануальных навыков по разделам «Кариесология», «Эндодонтия», «Пародонтология», «Ортодонтия», «Неотложная помощь на стоматологическом приеме», а также обучаются методикам удаления зубов, амбулаторным хирургическим манипуляциям, проведения клинических этапов изготовления несъемных и съемных зубных протезов, знакомятся с новейшими технологиями в стоматологии, в том числе имплантацией с последующим протезированием [6, 7, 9].
На первом этапе обучения студенты проходят доклиническую теоретическую подготовку по специально разработанному курсу терапевтической, ортопедической, хирургической стоматологии и стоматологии детского возраста, а также ортодонтии и детского зубного протезирования (рис. 1).
а б
Рис. 1. Фото фантомных моделей зубов: а – в собранном, б – в разобранном виде
Рис. 2. Фото фантомного класса для освоения практических навыков
Будущие врачи осваивают основы врачебной деонтологии, общие принципы диагностики, семиотику заболеваний органов и тканей полости рта, начальные мануальные навыки врача-стоматолога общей практики, что является базой для дальнейшего обучения на клинических стоматологических кафедрах [1, 2, 7].
После этого студенты переходят в фантомные классы для освоения практических навыков (рис. 2).
В фантомных классах по темам собраны тренажеры для их отработки: освоение принципов работы на стоматологическом оборудовании с использованием инструментария, стоматологических материалов и соблюдением санитарно-гигиенических норм, правил техники безопасности; обучение основным методам обследования стоматологического больного; освоение основных профессиональных мануальных навыков врача-стоматолога на фантомах головы, стоматологических симуляторах, в том числе с использованием виртуальных технологий. Стоматологические фантомы головы полностью имитируют пациента, различные положения тела в стоматологическом кресле. У фантомов есть грудная часть тела и держатель, голова с анатомической резиновой маской лица, модели челюстей с возможностью смены зубов (рис. 3).
Рис. 3. Фото фантома головы человека для освоения основных профессиональных мануальных навыков врача-стоматолога
Основа модели зубочелюстного аппарата фантома головы человека выполнена из твердой безусадочной пластмассы. Модель имеет 32 ввинченых зуба (или 20 временных зубов) из дуропласта и мягкую, сменную десну, анатомически соответствующую возрасту пациента. Модель позволяет отрабатывать мануальные навыки препарирования тканей зуба, эндодонтической обработки и пломбирования каналов зуба, отрабатывать и закреплять методики экстракции зубов, проводить гигиенические, парадонтологические, ортопедические и ортодонтические мероприятия.
Имея теоретическую подготовку, владея практическими навыками и отработав виртуальный алгоритм лечения стоматологических патологий, студент в симуляционном центре в условиях, приближенных к настоящим (реальная обстановка, реальное оборудование, манекен, типодонты), путем многократного повторения и разбора ошибок добивается совершенства своих психо-моторных навыков, навыков работы с оборудованием и пациентом, навыков работы в команде (работа в 4 руки).
Все занятия на фантомах проводятся под руководством преподавателя, который проверяет уровень выполнения клинических манипуляций на каждом этапе и проводит разбор ошибок (рис. 4).
Рис. 4. Отработка навыков работы с оборудованием и пациентом в команде под руководством преподавателя
В свою очередь, практическая подготовка делится на работу с фантомным оборудованием и с живыми людьми (на практических занятиях стоматологических кафедр, а также на производственной практике).
В фантомном центре обучение проводится в течение девяти семестров (период преподавания дисциплины «стоматология» на различных кафедрах и включает в себя занятия в фантомном центре не менее двух раз в семестр по каждому разделу дисциплины). По окончании симуляционного изучения стоматологических дисциплин на фантомном курсе теоретическая подготовка и практические навыки студентов оцениваются на трехэтапном экзамене (компьютерное тестирование, собеседование, оценка мануальных навыков).
Таким образом, организация фантомного обучения на стоматологических кафедрах, в совокупности с производственной практикой по стоматологическим специальностям является важным предметом для более глубокого ее изучения без вреда пациенту и объективной оценки достигнутого уровня профессиональной подготовки каждого специалиста, для снижения стресса при первых самостоятельных манипуляциях в клинических условиях и для неограниченного числа повторов отработки практических навыков.
Целью явилось проведение анализа влияния симуляционного обучения на уровень освоения практических навыков в системе подготовки врача-стоматолога, с точки зрения студентов, на основании социального опроса.
Материалы и методы исследования
Для реализации поставленной цели был использован метод добровольного анонимного анкетирования, позволяющий минимизировать сокрытие информации. В анкетировании приняли участие 150 студентов 5 курса стоматологического факультета ВолгГМУ. Анкета представляла собой таблицу с перечнем вопросов и свободным местом для ответов. Совокупность ответов характеризовала изучаемую проблему.
Студентам было предложено провести оценку влияния симуляционных методов обучения на освоение мануальных навыков до и после прохождения производственной практики по стоматологии. Оценка проводилась по 5-балльной системе по терапевтической, ортопедической, хирургической и детской стоматологии.
Статистическая обработка включала определение показателей средней статистической величины, ее среднеквадратичного отклонения, ошибки репрезентативности и проводилась непосредственно из общей матрицы данных EXEL 7.0 (Microsoft, USA) с привлечением возможностей программ STATGRAPH 5.1 (Microsoft, USA), АРКАДА (Диалог-МГУ, Россия). Цифровые данные обрабатывались методами статистического анализа в компьютерном центре Волгоградского государственного медицинского университета с учетом рекомендаций специалистов.
Результаты исследования и их обсуждение
Сравнительный анализ результатов исследования показал, что уровень освоения практических навыков у студентов 5 курса стоматологического факультета ВолгГМУ после симуляционного обучения на базе фантомного центра по хирургической стоматологии составил в среднем 3,74 ± 0,62; по терапевтической стоматологии – 3,88 ± 0,56; по ортопедической – 3,79 ± 0,47; по стоматологии детского возраста – 3,81 ± 0,53 по 5-балльной системе и варьировался от 78 до 80 по 100-балльной системе.
Данные анкетирования студентов после прохождения производственной практики показали, что средний уровень освоения практических навыков по хирургической стоматологии составил 4,36 ± 0,49; по терапевтической – 4,44 ± 0,37; по ортопедической – 4,26 ± 0,28; по стоматологии детского возраста – 4,34 ± 0,31 по 5-балльной системе, а по 100- балльной системе показатели от 86 до 88.
Полученные данные показали, что применение симуляционных методов обучения значительно повышает уровень освоения практических навыков у студентов стоматологического факультета.
Заключение
Таким образом, симуляционное обучение студентов в сочетании с производственной практикой по стоматологическим дисциплинам играет важную роль в формировании профессиональных компетенций у студентов стоматологического факультета ВолгГМУ, способствует закреплению теоретического материала, а также умению применять его на практике. Анализ влияния симуляционного обучения на уровень освоения практических навыков, с точки зрения студентов ВолгГМУ, на основании социального опроса, позволил выявить, что применение качественного симуляционного обучения, современных стоматологических инструментов, оборудования и материалов, использование нативных препаратов и виртуального обучения способствует повышению качества освоения практических навыков.
Симуляторы адаптируют клинические сценарии и учебную ситуацию под каждого студента с неограниченным числом повторов отработки навыков, что снижает стрессовое состояние при первых самостоятельных манипуляциях в реальных клинических условиях. Применение данного метода усиливает практические аспекты подготовки будущих врачей при сохранении должного уровня теоретических знаний.