Школа является особым здоровьесберегающим образовательным пространством, в рамках которого происходит формирование социально адаптированной личности, её профессиональное и гражданское самоопределение, все то, что в федеральных государственных образовательных стандартах предъявляется как требования к личностным результатам образования [6]. На данный момент следует констатировать отсутствие научно-методического инструментария, которым педагоги могли бы пользоваться в своей повседневной педагогической практике с целью формирования у учащихся личностных результатов и тем самым реально обеспечивать повышение качества образования. В связи с этим проблема исследования сформулирована следующим образом: как влияет здоровьесберегающая среда на формирование личностных результатов образования учащихся. Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Задачи исследования: определить условия здоровьесберегающей среды, влияющие на формирование личностных результатов; определить критерии, показатели и уровни сформированности личностных результатов учащихся, адекватный диагностический инструментарий, необходимый для опытно-экспериментального обоснования эффективности здоровьесберегающей образовательной среды при формировании личностных результатов образования учащихся.
Суть оценки эффективности здоровьесберегающей образовательной среды состоит в организации формирующего диагностического процесса, направленного на выявление, а также на формирование у субъектов личностных результатов образования – способности к позитивному саморазвитию в различных жизненных обстоятельствах, уверенности в себе, социально-психологической компетентности и самоценности, адекватной самооценки и мотивации на достижение успеха, учебной мотивации и познавательной активности, стремлении сохранить и приумножить свой природный потенциал [7].
Важным предметом мониторинга является образовательная среда школы как условие для полноценного развития личности обучающихся [9].
Предлагаемое в данном исследовании определение образовательной среды опирается на представление В.В. Рубцова. Образовательная среда – целостная качественная характеристика внутренней жизни школы, которая определяется теми конкретными задачами, которые школа ставит и реально решает в своей деятельности; проявляется в выборе средств, с помощью которых эти задачи решаются; содержательно оценивается по тому эффекту в личностном (самооценка, уровень притязаний, тревожность, преобладающая мотивация), социальном (компетентность в общении, статус в классе, поведение в конфликте и т.п.), интеллектуальном развитии детей, которого она позволяет достичь [5, С. 272].
Для того чтобы выявить особенности здоровьесберегающей образовательной среды, необходимо охарактеризовать способ жизни и функционирования человека по отношению к ней. Суть взаимоотношений человека как «внутреннего элемента» и среды как «внешнего элемента» заключается в том, что «внутренний элемент, организм, «пожирает» и перерабатывает структуру и материю внешнего элемента, среды; можно сказать, что организм паразитирует на среде, что ее структурные и материальные особенности являются необходимым условием существования его как организма с определенной структурой» [8]. Г.П. Щедровицким отмечается, что в данном методологическом подходе основным объектом анализа становится функционирование или поведение человека, а все остальные свойства уже должны выводиться из него.
Технология мониторинга эффективности здоровьесберегающей образовательной среды представляет собой комплексное многоуровневое обследование всей школы, класса, группы, отдельных учащихся, которое позволяет оценить развивающий эффект здоровьесберегающей образовательной среды по основным психологическим критериям, а именно по показателям развития личности учащегося; разработать систему коррекционных мероприятий для ступени образования, повышающую психологическую эффективность ее образовательной среды.
Необходимо отметить, что образовательную среду как целостную качественную характеристику нельзя оценить чисто количественными показателями. Адекватной задачей мониторинга является качественное описание конкретной образовательной среды через проведение регулярных опросов по изучению удовлетворенности всех участников образовательного процесса различными его сторонами [2].
Предлагаемый нами выбор критериев и показателей исследования обосновывается возможностью формирования личностных качеств учащихся в учебном процессе, а также необходимостью развития у школьников параметров, на которые изначально направлено личностно ориентированное обучение и которые являются личностными результатами образования в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Пристальное внимание предлагается уделить развитию у учащихся рефлексивных умений, учебной мотивации, стремлению к самоактуализации [1; 3; 4].
Таблица 1
Диагностические методики для оценки эффективности здоровьесберегающей образовательной среды
Критерии |
Показатели |
Методики диагностики |
Мотивационно-ценностный |
Учебная мотивация |
Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы (А.Д. Андреева) |
Познавательная активность |
||
Процессуальный |
Способность к саморазвитию |
Самооценка способности к самообразованию и саморазвитию личности (Н.П. Фетискин) |
Субъектность |
Анкета «Субъектность учащихся в образовательном процессе» (М.И. Лукьянова) |
|
Рефлексивный |
Способность к рефлексии |
Опросник «Диагностика рефлексивности» (А.В. Карпов) |
Самооценка качеств личности |
Методика «Самооценка личности» (О.И. Мотков) |
|
Удовлетворенность участников образовательного процесса различными его сторонами |
Методика «Удовлетворенность участников образовательного процесса его различными сторонами» (Н.В. Калинина, М.И. Лукьянова) |
При подборе диагностического инструментария для оценки эффективности здоровьесберегающей среды (см. табл. 1) мы исходили из требований, указанных в значимых психолого-педагогических исследованиях:
1) формирующий диагностический процесс при изучении эффективности здоровьесберегающей среды должен отражать изменения в содержании и структуре личностных результатов, изменения в индивидуально-личностном развитии учащегося, в его учебной деятельности и профессионально-личностном самоопределении;
2) для повышения объективности полученных результатов, их достоверности необходимо так выстраивать систему методов, чтобы они «перекрывали» друг друга, обеспечивая возможность перепроверки полученных данных;
3) система методов должна раскрывать все стороны изучаемого феномена по выделенным показателям;
4) необходимы методики, позволяющие помимо качественных, получить некоторые количественные характеристики.
По итогам диагностики разрабатывается способ выявления общего уровня личностного развития учащихся. При этом результатам, полученным по каждой методике, присваивается условный балл (см. табл. 2).
Таблица 2
Определение уровня личностного развития учащихся
Методика |
Уровень |
Условный балл |
Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы (А.Д. Андреева) |
Высокий |
5 |
Выше среднего |
4 |
|
Средний |
3 |
|
Ниже среднего |
2 |
|
Низкий |
1 |
|
Самооценка способности к самообразованию и саморазвитию личности (Н.П. Фетискин) |
Очень высокий |
9 |
Высокий |
8 |
|
Выше среднего |
7 |
|
Несколько выше среднего |
6 |
|
Средний |
5 |
|
Несколько ниже среднего |
4 |
|
Ниже среднего |
3 |
|
Низкий |
2 |
|
Очень низкий |
1 |
|
Анкета «Субъектность учащихся в образовательном процессе» (М.И. Лукьянова) |
Высокий |
5 |
Средний |
3 |
|
Низкий |
1 |
|
Опросник «Диагностика рефлексивности» (А.В. Карпов) |
Высокий |
5 |
Средний |
3 |
|
Низкий |
1 |
|
Методика «Самооценка личности» (О.И. Мотков) |
Высокий |
5 |
Псевдовысокий |
4 |
|
Средний |
3 |
|
Низкий |
1 |
|
Общий условный балл |
По полученному общему условному баллу определяются уровни личностного развития: от 23 до 29 баллов – высокий; от 11 до 22 – средний; от 4 до 10 баллов – низкий.
Опытно-экспериментальная работа по названной проблеме осуществлялась нами в МБОУ «СШ № 74» г. Ульяновска в 2015–2016 учебном году.
Планируя проведение констатирующего эксперимента, были выбраны параллели 5-х, 7-х, 9-х классов для возможности проведения сравнительного анализа динамики личностного развития на всех этапах исследования.
Нами обследовано 212 учащихся, 30 педагогов и 212 родителей. Специальный отбор учащихся в экспериментальную и контрольную группы не проводился, что позволило провести полноценный эксперимент в естественных условиях школьной среды.
Обратимся к полученным результатам исследования (см. табл. 3).
Таблица 3
Результаты оценки эффективности здоровьесберегающей среды при формировании личностных результатов образования учащихся
Участники диагностического процесса |
Количество учащихся |
Уровень личностного развития (в %) |
Удовлетворенность участников образовательного процесса (ОП) различными его сторонами (в %) |
||||||
высокий |
средний |
низкий |
Общий индекс удовлетворенности деятельностной стороной ОП |
Общий индекс удовлетворенности организационной стороной ОП |
Общий индекс удовлетворенности социально-психологической стороной ОП |
Общий индекс удовлетворенности административной стороной ОП |
Групповой индекс удовлетворенности образовательным процессом в целом |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Учащиеся 5 класса |
94 |
43,6 |
51 |
5,3 |
58 |
66 |
75 |
68 |
63 |
Учащиеся 7 класса |
73 |
13,7 |
75,3 |
10 |
65 |
60 |
68 |
70 |
65 |
Учащиеся 9 класса |
45 |
20 |
64,4 |
15,5 |
69 |
70 |
69 |
65 |
68 |
Всего |
212 |
28,3 |
62,3 |
9,4 |
|||||
Педагоги |
30 |
68 |
73 |
70 |
72 |
70 |
|||
Окончание табл. 3 |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Родители уч-ся 5 классов |
94 |
73 |
75 |
72 |
70 |
72 |
|||
Родители уч-ся 7 классов |
73 |
69 |
71 |
60 |
67 |
69 |
|||
Родители уч-ся 9 классов |
45 |
65 |
60 |
70 |
65 |
65 |
Результаты изучения общего уровня личностного развития показывают, что 62 % учащихся соответствуют возрастной норме, однако, обнаруживается закономерность отсутствия положительной динамики в параллелях от 5-го до 9-го классов. Качественный анализ результатов свидетельствуют о низком уровне эффективности здоровьесберегающей среды при формировании личностных результатов учащихся на данном этапе исследования. Это вызывает необходимость перейти к формирующему этапу исследования для оптимизации условий, способствующих положительной динамике в формировании личностных результатов обучающихся.
Средний индекс удовлетворенности различными сторонами образовательного процесса выявлен у 65 % учащихся, принимавших участие в опросе, что позволяет администрации определить пути для повышения уровня удовлетворенности образовательным процессом. Проблемы, обнаруженные в ходе диагностики, становятся задачами для следующего формирующего этапа опытно-экспериментальной работы по формированию личностных результатов образования учащихся в условиях здоровьесберегающей среды.
Таким образом, на данном этапе опытно-экспериментальной работы определен критериальный аппарат, необходимый для обоснования и осуществления диагностики эффективности здоровьесберегающей среды как средства формирования личностных результатов образования учащихся. Критериальная характеристика эффективности здоровьесберегающей среды представлена значимыми в аспекте обеспечения формирования личностных результатов интегративными показателями: позитивная динамика в личностном развитии учащихся (сформированность учебной мотивации, повышение познавательной активности, актуализация творческого потенциала), повышение социально-психологической компетентности учащихся (адекватность самооценки, субъектной позиции, интернального локуса контроля); повышение психолого-педагогической компетентности педагогов (гуманистическая личностно ориентированная направленность в педагогической деятельности, компетентность в вопросах формирования личностных результатов образования).
Психодиагностика эффективности здоровьесберегающей среды – важное и актуальное направление, позволяющее отследить формирование личностных результатов образования учащихся. Анализ результатов диагностики содействует лучшему пониманию учителем своих учеников, помогает ему построить педагогическое общение более эффективно, создать атмосферу принятия и доверия, что стимулирует активность учащихся. Информация, получаемая в ходе диагностики, позволяет педагогу отслеживать развивающий эффект своей деятельности, видеть достоинства и недостатки образовательного процесса, выявлять проблемы в развитии каждого ребёнка и оказывать своевременную и необходимую помощь.