Стратегической задачей развития физической культуры в России на современном этапе является освоение основных ценностей физической культуры, обеспечивающих формирование физического и нравственного здоровья, интеллектуальной и творческой работоспособности. Здоровьеформирующая функция физического воспитания в современных образовательных системах приобретает особое значение в условиях нарастающих угроз разрушения внешней экологической среды человека и его внутренней экологии. За последнее время отмечается ухудшение состояния здоровья и физической подготовленности молодежи. Повысился процент отклонений в деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной, костно-мышечной систем, которые во многом обуславливаются недостатком двигательной активности в период школьного обучения [1].
Нельзя не согласиться с мнением А.А. Бирюкова о важности роли физической подготовки в системе высшего военного образования. Именно она способствует повышению сопротивляемости организма воздействию различных негативных факторов окружающей среды, обеспечивая необходимую энергетическую базу для поддержания военно-профессиональной работоспособности как в процессе учебы в военном вузе, так и в период адаптации на начальном этапе офицерской службы в войсках [2].
Этой же позиции придерживаются и П.Н. Приходько с соавт., указывая, что подготовка офицерских кадров, имеющих разностороннее личностное развитие, является одной из актуальных проблем на современном этапе развития Вооруженных сил. В настоящее время в «новом облике» Вооруженных сил к профессионалу военного дела предъявляются высокие требования в части сформированности не только военно-профессиональных знаний, умений и навыков, но и способности к самореализации и самоактуализации личностных потенциалов [6].
Перестройка системы образования поставила перед высшей военной школой задачу коренного и всестороннего улучшения профессиональной подготовки и физического воспитания будущих офицеров. Изменение целевой направленности физического воспитания, суть которого сводится к формированию физической культуры личности, требует отказа от авторитарных методов и обращения к личности курсанта, его интересам и потребностям в сфере физического и духовного совершенствования [4].
С целью определения уровня сформированности физической культуры курсантов и выявления их ориентации на гуманистические ценности данной сферы культуры было проведено исследование в одном из военных вузов Министерства обороны РФ. Никто (!) из опрошенных курсантов не смог дать четкого ответа на вопрос «Что такое физическая культура? Что такое физическая культура личности?». Значительная часть курсантов (57,1 %) не считают физическую культуру компонентом общей культуры человека, 30,4 % затрудняются с ответом и только 12,5 % респондентов дают положительный ответ. При оценке физкультурной деятельности в отношении ее влияния на коммуникативные способности – лишь 32,4 % опрошенных говорят о положительном воздействии. Слабое положительное влияние, по мнению курсантов, оказывают занятия физической культурой на всестороннее и гармоничное развитие личности (59,4 %). Около 30 % респондентов положительно оценивают потенциал физкультурно-спортивной деятельности в развитии общей культуры личности. Опираясь на ведущие идеи гуманизма, считаем возможным и целесообразным говорить о необходимости внедрения в практику физической подготовки военнослужащих модели личностно ориентированной физической культуры личности.
Либерализация социокультурных процессов в обществе предопределяет стремление молодежи к отрицанию устоявшихся физкультурно-спортивных традиций в вузе и формированию новых идентификационных стереотипов различных проявлений двигательной активности, оптимально соответствующих их стилю, образу жизни, социально-психологическому и морфофункциональному статусу, особенностям ментальности, и требует интеграции в физкультурно-образовательное пространство персонифицированных педагогических технологий и способов их реализации [7].
Не умаляя значимости интенсивного внедрения инновационных физкультурно-образовательных программ и педагогических технологий в процессы обучения и воспитания, следует отметить что технологические инновации личностно ориентированного содержания в системе физического воспитания курсантов военных вузов не получили широкого распространения.
Не удивляет, что в погоне за количественными показателями выпал из поля зрения сам субъект физкультурной деятельности, с его потребностями и чувствами. Это привело к противоречию между используемыми в военных вузах средствами и методами физического воспитания курсантов и потребностями саморазвивающейся личности.
Основа этого противоречия заключается в том, что в человеке изначально отсутствует потребность в выполнении чьих-либо волевых указаний. У него существует прямо противоположная потребность в неподчинении этим требованиям. И, следовательно, командными методами воспитать у курсантов потребность в физическом совершенствовании практически невозможно. Командно-строевые методы, доминирующие на занятиях по физической подготовке в военных вузах, приводят к трансформации потребностно-мотивационной сферы курсантов: большинство из них не только не занимаются самостоятельно физическими упражнениями, не читают литературу по физической культуре, не интересуются спортивными событиями, но и стремятся найти способы не посещать занятия по физической подготовке, получить освобождение от зачета или экзамена.
Воспитание личной физической культуры – это освоение общественных (материальных и духовных) ценностей физической культуры, превращение их в личные ценности. С психолого-педагогических позиций этот процесс обусловлен приобретением и развитием потребностей, мотивов и интересов к ценностям физической культуры.
Процесс формирования социально значимой личностной потребности саморазвития физической культуры курсантов должен осуществляться через овладение ими системой знаний, научных представлений о путях и средствах организации здорового образа жизни, о сущности и закономерностях физической культуры, об образцах и примерах физической культуры выдающихся людей и т.д.
Когнитивную составляющую физической культуры личности курсанта должны образовывать уровень, системность и динамичность знаний о правилах физической подготовки, методах организации физической активности, путях и средствах физического совершенствования, возможностях использования средств физической культуры для повышения работоспособности, формах отдыха и снятия утомления, социальной, нравственной и эстетической ценности двигательной деятельности.
Психомоторную составляющую физической культуры личности образует совокупность личных физических достижений. Она определяется уровнем развития физических качеств курсанта, что проявляется в его физической работоспособности, умении рационально решать привычные и новые двигательные задачи и действия, применять полученные знания и сформированные навыки в служебной деятельности.
М.Ю. Илюхина указывает, что развитие индивидуальной личности обучающегося обеспечивается совокупностью мотивационных личностно-значимых ценностей и интеллектуальных качеств, основу такого утверждения в обучении физической культуре обеспечивает современная гуманистическая педагогика, в методологической основе которой лежит концепция личностно ориентированного обучения [3].
Преодоление унитарности используемых в педагогической практике физкультурно-образовательных технологий (традиционно сложившаяся система физического воспитания) и замена их на технологии гуманистической направленности личностно ориентированного содержания, способствующие оптимальному удовлетворению социально-психологических и биологических потребностей курсантов в двигательной активности, на наш взгляд, – одно из приоритетных направлений модернизации системы физического воспитания в высшей военной школе.
Исследования М.В. Петровской с соавт. показывают, что в структуре физкультурно-спортивной мотивации у курсантов военных вузов можно выделить:
– стремление к самосовершенствованию (улучшение телосложения);
– стремление к самовыражению и самоутверждению (достижение высокого результата);
– социальные установки (мода на спорт);
– удовлетворение духовных и материальных потребностей (общение с товарищами; желание пойти в увольнение) [5].
Каждая из рассмотренных выше потребностей, как мы видим, носит лично ориентированный характер.
В то же время возникает проблемная ситуация, определяемая:
– существующим в настоящее время противоречием между несовершенством традиционной системы физического воспитания в военных вузах, применяющих ограниченный комплекс средств и методов физической культуры, и широкими возможностями физической культуры, базирующейся на принципах гуманизации и демократизации учебно-образовательного процесса с учетом творчества и инициативы преподавателя и курсанта, а также физкультурно-спортивных интересов и потребностей занимающихся;
– расхождением между требованиями к уровню физических кондиций выпускников военных вузов, новыми критериями оценки физической подготовленности согласно НФП и возможностями, предоставляемыми курсантам для физического совершенствования;
– недостаточной компетентностью преподавателей военных вузов по дисциплине «Физическая культура (подготовка)» в вопросах инновационных технологий физического воспитания, а также низким уровнем их мотивации к получению подобных знаний, что подтверждается различными опросами и наблюдениями.
Личностно ориентированные технологии в физическом воспитании предусматривают ориентацию на развитие занимающихся с учетом их индивидуальных особенностей:
– возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных;
– образовательных потребностей, ориентацию на разный уровень сложности программного материала, доступного курсанту;
– выделение групп по способностям;
– отношение к каждому занимающемуся как к уникальности.
Анализируя работы ведущих специалистов (И.С. Якиманская,1995; В.Ф. Костюченко, 1997; В.К. Бальсевич, 2002; Л.И. Лубышева, 2004; А.В. Лотоненко, 2006 и др.), можно прийти к выводу о том, что в процессе физического воспитания курсантов военных вузов могут быть применимы принципы личностно ориентированной педагогики:
– принцип природосообразности, исходящий из индивидуальных природных задатков каждого курсанта;
– принцип связи физического воспитания с подготовкой курсантов к будущей военно-профессиональной деятельности;
– принцип гармоничного развития личности, выражающийся в единстве всех сторон воспитания личности – эмоционально-волевой, мотивационной, интеллектуальной и т.д.;
– принцип гуманизма, признающий личность курсанта ценностью и необходимость гуманного отношения к ней;
– принцип соответствия возрастным и индивидуальным особенностям курсантов;
– принцип накопления потенциала социальной активности и толерантности, обеспечивающий формирование у курсанта сбалансированной социальной активности, умения достойно и честно побеждать и проигрывать, извлекая из неудач уроки, обеспечивающие будущие победы;
– принцип либерализации процесса воспитания – предоставление каждому возможности осваивать, развивать и преумножать ценности различных видов физической культуры путем использования эффективных средств, методов и форм личностного физкультурного самовоспитания и самосовершенствования.
Инновационные технологии в использовании оптимальных способов обучения предполагают создание проблемных ситуаций в осуществлении двигательной деятельности курсантов. Совершенствование применения педагогических средств связано с созданием ситуаций успеха в физкультурно-спортивной активности. Применительно к формированию физической культуры курсантов реализуются требования к процессу физкультурного образования, оцениваются результаты образовательного процесса, реализуются современные формы организации двигательной деятельности. Использование личностно ориентированного подхода является важным условием эффективного решения образовательных, оздоровительных и развивающих задач физического воспитания в военном вузе.
Личностно ориентированный подход – это не просто учет особенностей субъекта обучения и воспитания, это иная методология организации условий образовательного процесса, которая предполагает не «учет», а «включение» его собственно личностных функций или востребование его субъектного опыта.
Из каких компонентов складывается личностно ориентированный подход?
Первая составляющая – основные понятия, которые при осуществлении педагогических действий являются главным инструментом мыследеятельности.
Вторая составляющая – исходные положения и основные правила построения процесса обучения и воспитания.
Третья составляющая – технологическая, включающая в себя наиболее соответствующие данной ориентации способы педагогической деятельности.
Анализ структуры компонентов физкультурно-педагогической деятельности позволяет говорить о том, что технологии личностно ориентированного физического воспитания должны строиться на основе ряда подходов:
– деятельностного подхода к освоению физической культуры, который ориентирует не только на усвоение знаний, но и на:
а) способы этого усвоения;
б) образцы и способы мышления и деятельности;
в) развитие познавательных и творческих потенциалов человека.
Особенность этого подхода состоит в его направленности на сознательное использование способов двигательной и спортивной деятельности и умений применять их в самоорганизации здорового стиля жизни;
– подхода к освоению физической культуры на основе:
а) индивидуализации и дифференциации физического воспитания; выбора индивидом форм и средств собственной физической активности;
б) организации физической активности человека сообразно его ценностным ориентациям, интересам, потребностям в сфере физической культуры;
– подхода к освоению физической культуры на основе физического самовоспитания, саморазвития, самореализации, сообразно задаткам к определенному виду деятельности;
– технологий развития физической активности, построенных на основе критериев, учитывающих проявления функции физического самовоспитания человека при организации им самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности и затрачиваемого на эту деятельность времени.
Кроме того, в основу проектирования системы личностно ориентированного развития физической культуры и формирования потребности в физическом совершенствовании курсантов рекомендуется положить методологические обоснования и следующие концептуальные положения:
– для обеспечения готовности курсантов военных вузов к систематической добровольной двигательной деятельности необходимо целенаправленно формировать потребности и мотивы, стимулирующие овладение теоретическими знаниями, организационными умениями, двигательными навыками, которые позволили бы самостоятельно пользоваться технологиями здорового образа жизни, физического самосовершенствования;
– развитие двигательных способностей осуществляется с учетом индивидуальных темпов развития организма и природных возможностей индивида.
Ориентация курсантов на творческое освоение физкультурной деятельности, превращение её из внешне задаваемой в самоценную, удовлетворяющую витальные и социальные потребности, требует целенаправленного педагогического воздействия не только на двигательную, но и на чувственно-эмоциональную, мотивационную и интеллектуальную сферы личности. Процесс формирования физической культуры личности становится управляемым, если он проходит в педагогической системе, где индивидуально принятая цель детерминирует взаимодействие определенных компонентов, содержание которых отвечает общественным и личностным требованиям по освоению ценностей физической культуры и здорового образа жизни.
Однако, как показывает практика, специфика обучения в военных вузах, ориентированность на жестко регламентированные нормативные требования не позволяет реализовывать вышеназванные подходы в полной мере, что свидетельствует о необходимости внесения изменений в процесс физического воспитания курсантов.