Соревновательная деятельность спортсменов высокой квалификации сопряжена с высокой степенью ответственности за результаты, высокой эмоциональной напряженностью и необходимостью решения оперативных задач, возникающих в соревновании [4; 5; 8 и др.]. Это представляет высокую психическую нагрузку для спортсмена, которая сказывается на состоянии, поведении и результативности соревновательной деятельности спортсменов [2; 3; 9 и др.]. В психологии спорта остаются неизученными ряд вопросов, имеющих высокую значимость для тренера и спортсмена. Знает ли тренер содержание предсоревновательной мыслительной деятельности спортсмена в процессе подготовки к соревнованию, какова её направленность, каково её влияние на результаты выступления спортсмена на соревнованиях? Скорее всего, нет.
При непосредственной подготовке к соревнованию спортсмен находится в состоянии неопределенности будущих соревновательных результатов. У спортсмена может проявляться неуверенность в достижении поставленной цели. Мыслительная деятельность спортсмена зациклена на его недостатках, и в этом случае является тормозом в росте его спортивного мастерства. Спортсмен тревожится и мучительно раздумывает, как справиться с проблемами. Сознание спортсмена настроено на отрицательное то, чего нет, а не на то, что должно быть. В структуре спортивной мотивации спортсмена может преобладать мотивация избегания неудачи над мотивацией достижения успеха. Зачастую тренеры выдвигают неподготовленного спортсмена для участия в соревновании, что ведет к проявлению и дальнейшему закреплению неблагоприятного предстартового состояния и неуспешному выступлению. Если в сознании спортсмена укоренилась слабость в чем-либо, то это наверняка будет сдерживающим фактором его соревновательной деятельности и спортивного совершенствования. Для продвижения спортсмена в своем совершенствовании необходимо, прежде всего, изменить образ его мыслей, их содержание на позитивное направление. Спортсмен, обладающий сознанием удачника, настроен на успех, у него преобладает мотивация достижения успеха над мотивацией избегания неудачи. В подготовке спортсменов тренеры особое внимание уделяют физической, тактической, технической подготовкам спортсмена. Перед соревнованием тренеры уделяют внимание созданию мотивации. Однако мотивация без позитивного мышления спортсмена может оказаться бесполезной. Можно с уверенностью утверждать, что содержание предсоревновательной мыслительной деятельности спортсмена и её формирование является актуальной проблемой спортивной психологии, теории и методики спортивной тренировки.
Демонстрация спортсменами высоких спортивных результатов на соревнованиях, высокой физической и технической подготовленности в значительной степени обусловлена психологическими факторами. Высококвалифицированные спортсмены: мастера спорта, мастера спорта международного класса, заслуженные мастера спорта, имеющие высокий уровень физической и технической подготовленности, не всегда могут их демонстрировать на соревнованиях высокого ранга: чемпионатах России, мира, Олимпийских играх. Проведенные нами ранее исследования и спортивная практика показывают, что спортсмены высокой квалификации выполняют и перевыполняют запланированные результаты только в 40 % случаев [2; 3; 9]. Поиск факторов, обусловливающих успешность выступления спортсменов на соревнованиях, является актуальной проблемой спортивной психологии, а также теории и методики спортивной тренировки и является предметом исследований ряда авторов [1; 4; 6; 7; 8 и др.].
Целью исследования являлось выявление направленности предсоревновательной мыслительной деятельности и эмоционального интеллекта у спортсменов высокой квалификации и определение их влияния на демонстрацию спортсменами высоких спортивных результатов на соревнованиях высокого ранга.
Гипотеза исследования: предполагалось, что демонстрация высококвалифицированными спортсменами высоких спортивных результатов на соревнованиях высокого ранга обусловлена позитивной направленностью предсоревновательной мыслительной деятельности спортсмена и уровнем сформированности эмоционального интеллекта.
Материалы и методы исследования
У спортсменов были выявлены направленность предсоревновательной мыслительной деятельности по методике Г.Д. Бабушкина [1] и уровень сформированности эмоционального интеллекта по методике Н. Холла [8]. В исследовании приняли участие 100 спортсменов следующих видов спорта: плавания, тяжелой атлетики, борьбы, волейбола, лыжного спорта, фристайла. Спортсмены участвовали в ряде соревнований высокого ранга: чемпионаты России, Европы, мира; международные турниры. В соревнованиях по плаванию, тяжелой атлетике фиксировались заявленные результаты и реальные результаты. Позитивная направленность мыслительной деятельности определяется по следующей шкале: 55–60 баллов – высокий уровень; 35–54 балла – средний уровень; 20–34 балла – низкий уровень.
В структуру эмоционального интеллекта входят следующие составляющие: эмоциональная осведомленность; управление своими эмоциями; самомотивация; эмпатия; распознавание эмоций других людей. Суммарный показатель эмоционального интеллекта определяется по шкале: 70–90 баллов – высокий уровень; 40–69 баллов – средний уровень; 39 баллов и менее – низкий уровень. Определяется также уровень каждой из составляющих по следующей шкале: 14–18 баллов – высокий уровень; 8–13 баллов – средний уровень; 7 баллов и менее – низкий уровень.
Результаты исследования и их обсуждение
Анализ результатов тестирования спортсменов показал следующее (табл. 1). У представителей всех видов спорта выявлен средний уровень позитивной направленности предсоревновательной мыслительной деятельности и эмоционального интеллекта. Это свидетельствует о наличии возможностей повышения результативности соревновательной деятельности за счет повышения уровня позитивной направленности мыслительной деятельности спортсменов и эмоционального интеллекта. У отдельных спортсменов (тяжелоатлетов) выявлены высокие показатели мыслительной деятельности и эмоционального интеллекта (табл. 2), что способствует демонстрации на соревнованиях высоких результатов.
Таблица 1
Направленность мыслительной деятельности и эмоциональный интеллект высококвалифицированных спортсменов (баллы) х ± ?
Вид спорта |
Направленность мышления |
Эмоциональная осведомленность |
Управление своими эмоциями |
Самомотивация |
Эмпатия |
Распознавание эмоций других людей |
Плавание (n = 20) |
48,3 ± 4,6 сред. |
11,2 ± 1,4 |
12,2 ± 1,1 |
13,4 ± 1,2 |
10,2 ± 1,0 |
9,3 ± 0,8 |
Тяжелая атлетика (n = 21) |
48 ± 5,2 сред. |
14,3 ± 1,4 |
15,4 ± 1,6 |
14,7 ± 1,6 |
12,1 ± 1,3 |
11,2 ± 1,0 |
Волейбол (13) |
48,7 ± 4,3 сред. |
9,8 ± 1,1 |
7,1 ± 0,7 |
8,2 ± 1,0 |
9,7 ± 0,9 |
9,4 ± 1,1 |
Фристайл (18) |
51,6 ± 5,2 сред. |
8,8 ± 0,7 |
7,0 ± 0,6 |
10,5 ± 1,1 |
7,6 ± 0,8 |
9,2 ± 0,9 |
Борьба (22) |
50,2 ± 5,3 сред. |
10,4 ± 1,2 |
6,9 ± 0,8 |
11,6 ± 1,5 |
7,7 ± 0,8 |
8,7 ± 1,1 |
Лыжный спорт (7) |
51,5 ± 5,2 сред. |
9,7 ± 0,8 |
8,8 ± 0,9 |
12,4 ± 1,3 |
9,7 ± 0,7 |
10 ± 0,8 |
Таблица 2
Результаты выступления тяжелоатлетов на соревнованиях (баллы)
Спортсмен/квалификация |
План / результат в двоеборье (кг) |
Занятое место |
Мыслительная деятельность (баллы) |
Эмоциональный интеллект (баллы) |
1. К.Е. м/с |
305/310+ |
2 |
56 выс. |
73 выс. |
2. К.С. м/с |
370/370+ |
2 |
58 выс. |
71 выс. |
3. М.А. м/с м/к |
380/380+ |
1 |
60 выс. |
73 выс. |
4. О.А. м/с м/к |
380/375– |
1 |
54 сред. |
71 выс. |
5. Л.Д. засл. м/с |
430/430+ |
1 |
60 выс. |
75 выс. |
6. Д.Д. засл. м/с |
420/415– |
1 |
60 выс. |
73 выс. |
7. Ш.А. м/с |
370/370+ |
1 |
58 выс. |
68 сред. |
8. З.О. м/с м/к |
270/268– |
1 |
56 выс. |
73 выс. |
9. М.А. м/с м/к |
400/397– |
1 |
54 выс. |
73 выс. |
10. И.И. засл. м/с |
434/457+ |
1 |
60 выс. |
78 выс. |
11. А.Р. засл. м/с |
475/440– |
1 |
43 сред. |
73 выс. |
12. П.Кю м/с м/к |
250/230– |
5 |
41 сред. |
61 сред. |
13. С.А. м/с |
280/290+ |
2 |
45 сред. |
60 сред. |
14. Х.Х. м/с м/к |
390/376– |
5 |
48 сред. |
64 сред. |
15. Ю.А. м/с м/к |
360/320– |
11 |
38 сред. |
64 сред. |
16. С.Д. м/с |
350/330– |
4 |
34 низ. |
63 сред. |
17. М.А. м/с |
320/305– |
3 |
44 сред. |
58 сред. |
18. Н.Т. м/с м/к |
410/411+ |
3 |
56 выс. |
63 сред. |
19. П.Д. м/с |
325/326+ |
3 |
53 сред. |
65 сред. |
20. С.А. м/с м/к |
410/390– |
9 |
40 сред. |
70 сред. |
21. А.Ю. м/с |
370/358– |
13 |
38 сред. |
62 сред. |
Примечание. «+» заявленный результат выполнен; «–» заявленный результат не выполнен.
Предсоревновательная мыслительная деятельность отражает то, на что направлены мысли спортсмена перед соревнованием. В качестве примера приведём два вопроса этого теста:
1. На что направлена ваша мыслительная деятельность перед предстоящим соревнованием?
1) на успешное выступление на соревновании;
2) на объекты и мысли, не связанные с соревнованием;
3) на возможное поражение (неуспешное выступление).
2. Моё сознание наполнено позитивными мыслями в отношении спорта:
1) да, так и есть;
2) иногда появляются отрицательные мысли;
3) в большей части сознание наполнено отрицательными мыслями.
Выбор спортсменом первых вариантов ответов характеризует позитивную направленность мышления спортсмена; выбор вторых вариантов ответов характеризует неопределенную направленность мышления спортсмена; выбор третьих вариантов ответов характеризует негативную направленность мышления спортсмена. У представителей волейбола, фристайла, борьбы, лыжного спорта направленность мыслительной деятельности имеет средний уровень, характеризующий его как неопределенную направленность.
У пловцов высокой квалификации выявлен средний уровень позитивной направленности предсоревновательной мыслительной деятельности в пределах 48,3 балла при максимуме 60, что составляет 80 % позитивной направленности мышления спортсмена и средний уровень сформированности эмоционального интеллекта. Видимо, из-за этого пловцы, выступая на соревнованиях высокого ранга, лишь в 32 % случаев смогли выполнить заявленный результат. На основании полученных результатов можно предполагать, что средний уровень мыслительной деятельности и эмоционального интеллекта пловцов не способствуют реализации в соревновательных условиях накопленного на тренировках потенциала.
Тяжелоатлеты, выступавшие на трех соревнованиях (первенство России, кубок России, спартакиада молодежи России), выполнили и перевыполнили запланированные результаты только в 29 подходах из 78, что составило всего 37 %. При анализе содержания предсоревновательной мыслительной деятельности тяжелоатлетов высокого класса (21 человек) выявлялась её позитивная составляющая, отражающая мысли позитивной направленности о своем выступлении на предстоящем соревновании, которая составила в среднем по группе 48 баллов. Позитивная направленность мышления составила 80 %. Первая подгруппа спортсменов в количестве 10 человек (с 1 по 10 номера в табл. 2) имеют высокий уровень позитивной составляющей, 57,6 балла, что составляет 90 %, и высокий уровень сформированности эмоционального интеллекта. Спортсмены этой подгруппы заняли 1–2 места в своей весовой категории, 6 спортсменов выполнили заявленные результаты. Доказательством значимости предсоревновательной мыслительной деятельности в демонстрации высоких результатов на соревнованиях служит завоевание звания чемпиона мира (2015, г. Хьюстон) российским тяжелоатлетом А. Окуловым. Позитивная составляющая его мыслительной деятельности составляет 100 %.
Вторая подгруппа (в табл. 2 с 11 по 21 номера) – спортсмены со средним и низким уровнем мыслительной деятельности (43,6 балла) и средним уровнем сформированности эмоционального интеллекта (63 балла). Позитивная направленность мыслительной деятельности этой группы спортсменов составила 72,6 %. Тяжелоатлеты заняли в своих весовых категориях 3–4 места и последующие. Из 11 спортсменов только 3 выполнили заявленные результаты.
Проведённый корреляционный анализ между мыслительной деятельностью и эмоциональным интеллектом выявил достаточно высокий коэффициент корреляции r = 0,75. Эту связь можно видеть при сопоставлении результатов мыслительной деятельности и эмоционального интеллекта в табл. 2.
Заключение
У спортсменов высокой квалификации выявлен средний уровень позитивной направленности предсоревновательной мыслительной деятельности и эмоционального интеллекта, что является сдерживающим фактором в демонстрации высоких результатов на соревнованиях. Наивысшие показатели предсоревновательной мыслительной деятельности и эмоционального интеллекта выявлены у тяжелоатлетов – членов сборной России. Преобладание у спортсменов позитивной направленности в предсоревновательной мыслительной деятельности и высокого уровня сформированности эмоционального интеллекта способствует демонстрации высоких результатов на соревнованиях высокого ранга. Повышение позитивной составляющей предсоревновательной мыслительной деятельности и уровня эмоционального интеллекта должно быть составной частью психологической подготовки спортсменов.