Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,899

THE STATE FINAL ATTESTATION: PROJECT OF COMPREHENSIVELY-INTEGRATED STATE EXAM

Ulyanova I.V. 1
1 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation to them. V. Kikot
Based on the analysis of the content of the basic instruments of modern higher education in Russia article identified a lack of certainty, the conceptual apparatus of GEF, specified the essence of scientific definitions of «competence», «competence». Proposed project of comprehensively-integrated state final certification (for example final control training social pedagogues), which includes three phases: 1) Preparatory; 2) implementation (evaluation Portfolio graduate achievements (results of research preparedness, communication, social activities, etc.), evaluation of the preliminary results of the teaching and well-bred graduate on the basis of general cultural and professional competencies in academic disciplines and practices; situational evaluation graduate professional competencies through the implementation of comprehensive practice-oriented job; a final mark based on registration results presented in a Gantt chart format); 3) analytical.
the Law «On education in RF»
Federal state educational standards of higher education
competence
competency
methods of assessment
the integrity of the educational space of the country

Проблема оценивания подготовленности выпускника образовательной организации высшего образования (ОО ВО) является сегодня, на наш взгляд, одной из самых сложных и противоречивых, а также важных не только для отечественной системы высшего образования, но общества и государства в целом. Во многом это обусловлено выявляемой аморфностью содержания Федеральных государственных образовательных стандартов – ФГОС (в частности, гуманитарных дисциплин). Как показывает практика, в них необходимо наличие контрольно-оценочного блока, в котором были бы прописаны общие критерии оценивания сформированности (с указанием возможных уровней) компетенций обучающихся. Однако содержание, процедура итоговой государственной аттестации полностью отданы в ведение образовательных организаций, у которых есть формальное право даже игнорировать устный государственный экзамен, ограничившись защитой обучающимися выпускной квалификационной работы (ВКР).

Исключительная самостоятельность институтов, университетов в мониторинго-контролирующей деятельности в условиях фиксируемой содержательной расплывчатости, выявляемой функциональной неопределенности ФГОС как базового документа ВО, в современных условиях отнюдь не достижение развития образовательной системы. Когда каждая кафедра страны самостоятельно разрабатывает критериальную сетку итоговых оценочных и уровневых показателей по каждой дисциплине, тогда текущая, промежуточная аттестации в предлагаемом формате потенциально еще могут быть эффективными. В то время как государственную итоговую аттестацию обучающихся подобная самостоятельность с инновационно-творческого уровня обучения переводит на уровень местечковой самодеятельности. В целом данное положение дел a priori разрушает целостное образовательное пространство страны, дезориентирует и преподавателей, и обучающихся в образовательных требованиях, нормах, целях. Так, если в одной ОО ВО профессиональная подготовленность выпускника оценивается исключительно на уровне защиты ВКР, то в другой может быть реализован комплексный подход к оцениванию, что, несомненно, даст не только в конкретных баллах, но и в качестве подготовленности студентов/курсантов различные показатели (причем отметка выпускника за экзамен может быть ниже, а его реальный уровень подготовленности – на порядок выше, чем в других ОО ВО). Полагая, что принцип целостности в методологии педагогики сохраняет свою первостепенность, педагогическое сообщество вправе ожидать: в отечественном образовании остается устойчивой взаимосвязь теории, эксперимента и практики… Увы, на экспериментальном уровне отсутствуют примеры, доказывающие правомерность и эффективность автономного подхода ОО ВО к итоговому оцениванию качества профессиональной готовности выпускника.

В последние годы, на наш взгляд, хотя с трудом (преимущественно на дискуссионном уровне), но все же переосмысляются сугубо подражательные тенденции (в частности, абсолютный либерализм) в отечественной системе высшего образования, во многом связанные с содержанием Болонской декларации. Одним из первостепенных условий выхода на подлинное, а не декларируемое качество подготовки молодого специалиста преподавательским сообществом в содружестве с компетентными работодателями по направлениям подготовки обучающихся нами видится разработка единых требований к системе оценивания результатов профессиональной готовности выпускника.

Первое, что требует внимания в данном направлении, – это унификация понятийного аппарата сферы оценивания качества освоения обучающимися основных образовательных программ. К сожалению, само базовое для ФГОС понятие «компетенция» охарактеризовано далеко не во всех стандартах по направлениям подготовки (!). В итоге различные кафедры, институты, университеты опираются или на трактовки, предлагаемые корифеями компетентностного подхода: И.А. Зимней, А.В. Хуторским [1; 5] и др., позиции которых в значительной степени расходятся, – или предлагают собственные формулировки. Более того, в самих ФГОС ВО различных направлений образования отмечается рассогласованность в косвенных трактовках понятия «компетенция». Так, ФГОС ВО по направлению подготовки (специальности) 050407 – «Педагогика и психология девиантного поведения» (квалификация (степень) «специалист») трактует компетентность исключительно как «способность» к различным видам деятельности, а ФГОС ВО по иным направлениям подготовки (например, 21-б «Психология», 44.03.01 – «Педагогическое образование (физкультурное образование)» и др.) указывают: компетентность – это и «способность», и «готовность», и «владение». В самом обобщенном виде под компетенцией в ФГОС ВО понимается «способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области».

Полезным будет и сравнение толкований понятия «компетенция» в Законе 273-ФЗ «Об образовании в РФ» (2012 г.); в нем компетенция существует отдельно от знаний, умений, навыков как самостоятельная дефиниция: «образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности…» (С. 2, П. 1); профессиональное образование – вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности СТ. 2, П. 12) – куда-то исчезли «ценностные установки» (!). На основе сравнительного анализа в приведенных примерах выявляются принципиальные семантические расхождения, что указывает на острую необходимость доработки понятийного аппарата базовых документов системы образования РФ.

Предлагаемое нами толкование «компетенции» связано с дифференциацией данного явления на компетенции учебные на уровне основного общего образования и компетенции профессиональные, компетенции высшего образования.

Так, под профессиональной компетенцией (лат. competentia – принадлежность по праву) мы понимаем готовность обучающегося к эффективному решению профессиональных задач в области конкретной профессии или специальности на основе усвоенных знаний, сформированных умений и навыков, ценностных установок, творческого отношения к деятельности и личной ответственности. В более широком, обобщенном смысле компетенция – готовность (способность и настроенность) применять знания, умения и личностные качества с опорой на ценностные установки для успешной деятельности в определенной профессиональной области. Помимо этого, наряду с дефиницией «компетенция» в экзаменационном комплексе целесообразно использование понятия «компетентность», которая по содержанию частично является аналогом компетенции с присоединением такой характеристики, как «с опорой на приобретенный опыт».

Исходя из представленной сущности ключевого понятия (а на государственном экзамене выпускник должен продемонстрировать именно готовность к профессиональной деятельности), выстроим логику актуальной процедуры итоговой государственной аттестации; которая должна включать две компоненты: защиту ВКР и устный экзамен.

Многолетняя педагогическая практика автора доказала: данный, устный итоговый, экзамен по статусу должен быть комплексно-интегрированным: комплексный – значит обладающий внутренним единством, охватывающий группу явлений, процессов в экзамене, например, теорию, практику, творческую деятельность. В итоге это позитивно скажется на мотивации обучающихся к освоению профессии на протяжении всего периода обучения в университете/институте, а также повлияет на развитие таких личностных качеств, как ответственность, целеустремленность, креативность.

Сущность интеграции в данном контексте неоднозначна; она предполагает объединение:

– субъектов – представителей нескольких кафедр, принимающих экзамен – членов ГЭК;

– содержания нескольких учебных дисциплин, что позволяет реализовывать междисциплинарный подход к экзамену;

– личностных и профессиональных достижений обучающегося за все годы обучения в ОО ВО.

Первично при подготовке к проведению ГИА «выпускающая» кафедра опирается на развернутый План подготовки к реализации комплексно-интегрированного государственного экзамена, включает в себя три этапа:

1. Подготовительный этап ГИА:

  • Унификация понятийного аппарата ГИА.
  • Разработка структуры, содержания, процесса ГИА.
  • Определение субъектов ГАК, ее функционала.
  • Оформление документации, обосновывающей содержание, процедуру ГИА, полномочия ГЭК.
  • Разработка методики оценивания совокупности компетенций выпускников.

2. Этап реализации ГИА (на основе комплексно-интегративного подхода как совокупности личностно ориентированного, аксиологического, акмеологического, динамического, деятельностного, индикаторного, мониторингового подходов):

1. Оценивание портфолио достижений выпускника (результаты готовности к научно-исследовательской, коммуникативной, общественной и проч. видам деятельности на основе представленных дипломов, сертификатов, отзывов и т.п.).

2. Оценивание предварительных результатов обученности и воспитанности выпускника на основе сформированности общекультурных и профессиональных компетенций в рамках учебных дисциплин и практик (Карты компетенций по учебным дисциплинам + Личная карта компетенций обучающегося).

3. Ситуативное оценивание профессиональных компетенций выпускника на основе выполнения комплексного практико-ориентированного задания.

4. Оформление итоговой отметки на основе результатов, представленных в формате диаграммы Ганта.

Диаграмма Ганта (англ. Gantt chart, также ленточная диаграмма, график Ганта) – это популярный тип столбчатых диаграмм (гистограмм), который используется для иллюстрации плана, графика работ по какому-либо проекту.

Диаграмма Ганта состоит из полос, ориентированных вдоль оси времени. Каждая полоса на диаграмме представляет отдельную задачу в составе проекта (вид работы), её концы – моменты начала и завершения работы, её протяженность – длительность работы. Вертикальной осью диаграммы служит перечень задач. Кроме того, на диаграмме могут быть отмечены совокупные задачи, проценты завершения, указатели последовательности и пр.

3. Аналитический этап ГИА

  • Коллективный анализ членами ГЭК деятельности обучающихся и их отметочных результатов.
  • Коллективная рефлексия деятельности членов ГЭК.

В дальнейшем первый этап принимается за методологическую основу практической деятельности членов комиссии, при необходимости – официально видоизменяется.

Охарактеризуем в качестве примера особенности методики оценивания совокупности компетенций выпускников ОО ВО по направлению подготовки «Педагогика и психология девиантного поведения».

Понимая под методикой в данном случае комплекс способов и правил реализации каких-либо целенаправленных действий, в процедуру оценивания совокупности компетенций выпускников следует ввести понятие «Паспорт оценивания профессиональной готовности выпускника», в котором будут отражены актуальные способы и правила оценивания компетенций. В Паспорте должны быть представлены характеристики цели, принципов, содержания, средств, форм, методов, критериев оценивания результатов обученности и воспитанности личности выпускника, сформированности его общекультурных и профессиональных компетенций, ценностных установок.

Предлагается проведение ГИА в 4 этапа:

1. Оценивание Портфолио достижений выпускника. Портфолио важно вести с первого курса обучения обучающегося. В нем отражаются достижения личности в учебной, творческой, социальной, общественной, организаторской и других сферах, представлены результаты прохождения практики, результаты готовности к научно-исследовательской деятельности за все годы обучения в ОО ВО посредством представления дипломов, сертификатов, подтверждающих научную активность выпускника.

2. Оценивание предварительных результатов обученности и воспитанности выпускника на основе сформированности общекультурных и профессиональных компетенций в рамках учебных дисциплин и практик (для этого в течение всего периода обучения кафедрой ведутся Карты компетенций по учебным дисциплинам + Личностные карты компетенций обучающихся – возможен электронный вариант документов). К данной информации целесообразно приложение личностной характеристики выпускника с учетом профессиональных требований (например, актуальные профессионально-личностные качества социального педагога – эмпатийность, коммуникативность, этичность, стрессоустойчивость и др.).

3. Ситуативное оценивание профессиональных компетенций выпускника на основе выполнения комплексного практико-ориентированного задания.

4. Оформление итоговой отметки ГЭ на основе результатов, представленных в формате диаграммы Ганта (предположительно выбирается 100-балльная школа оценивания (как предварительная, переводимая в итоге в 5-балльную), где 30 баллов (maksimum) «отдается» Портфолио, 30 баллов (maksimum) – обобщенным предварительным результатам обученности и воспитанности выпускника на основе сформированности общекультурных и профессиональных компетенций в рамках учебных дисциплин и практик, 60 баллов (maksimum) – идет на выполнение комплексного практико-ориентированного задания.

Критерии оценивания каждого этапа ГИА нуждаются в детальной проработке. В данном случае весьма значим опыт С.Г. Катаева, Ю.О. Лободы, Е.А. Хомяковой, в исследованиях которых также обозначено наличие проблемы выбора наиболее эффективного метода или методов оценивания компетенций обучающихся и предлагается реализация индикаторного подхода: «каждая из исследуемых компетенций может быть представлена в виде взвешенного набора некоторого количества признаков-индикаторов. Оценивая значения каждого из индикаторов, можно получить численное значение компетенции. Для вычисления всех отобранных для анализа компетенций необходимо сформировать некоторую базисную систему из признаков-индикаторов. Это удобно, поскольку один и тот же индикатор может входить в разные компетенции. Система индикаторов должна достаточно полно отражать каждую компетенцию, учитывать возрастные особенности и специфику предмета» [2, с. 70]. Данный метод может использоваться на разных этапах обучения, благодаря чему выясняется уровень сформированности компетенций и на конкретный момент времени и прослеживается его динамика.

Выполнение обучающимися ситуационных интегрированных и практико-ориентированных заданий – одна из возможных форм и методов оценки профессиональных компетенций выпускников.

Ситуационные интегрированные и практико-ориентированные задания представлены в современной системе высшего профессионального образования преимущественно посредством:

– кейс-метода;

– контекстных задач;

– метода проектов.

Кейс-метод (с англ. case – случай, ситуация) – это разбор ситуации или конкретного случая, отражающего реальную жизненную ситуацию, в которой содержится проблема (в данном случае – социально-педагогическая). Для ее решения обучающемуся необходимо владение комплексом теоретических знаний и минимального предварительного опыта, креативным мышлением, навыками анализа и синтеза, сравнения, формулирования ключевых альтернатив, обобщения, выбора решения, конструирования, в результате чего представляется проект решения проблемы.

В данном проекте выпускнику следует представить модель взаимодействия специалиста с субъектами собственной профессиональной сферы с учетом их индивидуальных особенностей и с представителями смежных профессий (демонстрация психологической компетентности); указать юридические документы, регулирующие процесс, оформить необходимые для данной ситуации документы (демонстрация юридической компетентности); охарактеризовать технологические аспекты решения социально-педагогической задачи (демонстрация социально-педагогической компетентности); представить педагогический прогноз (демонстрация общепедагогической компетентности).

Методы контекстных задач и проектов близки по своим характеристикам кейс-методу, их специфика – в акцентах. Если в кейс-методе больше внимания уделяется анализу самой проблемной ситуации, то в методе контекстных задач – ее связи с внешними условиями, а в методе проекта – условиям, средствам, способам решения проблемы и перспективам развития социально-педагогической ситуации.

Актуальные средства реализации кейс-метода, метода контекстных задач, метода проектов в экзаменационной процедуре:

– фрагмент художественного кинофильма с социально-педагогической проблематикой;

– фрагмент документального кинофильма с социально-педагогической проблематикой;

– фрагмент телепередачи с социально-педагогической проблематикой;

– отрывок из художественного, публицистического текста с социально-педагогической проблематикой.

Организация процесса реализации ситуационных интегрированных и практико-ориентированных заданий в системе комплексного экзамена:

1. Оценивание ГЭК Портфолио достижений выпускника.

2. Оценивание ГЭК предварительных результатов обученности и воспитанности выпускника на основе Карты компетенций по учебным дисциплинам + Личной карты компетенций обучающегося + личностной характеристики.

3. Выполнение выпускником ситуационного интегрированного и практико-ориентированного задания с последующим оцениванием ГЭК.

Например, для будущих социальных педагогов данная процедура может выглядеть следующим образом: студенту/курсанту предоставляется специально оборудованное место, являющееся медиа-средой, оснащенное канцелярскими принадлежностями, бланками официальных документов, медиатехникой и проч. После выбора практического задания (вариант билета) обучающийся получает определенный лимит времени на ознакомление с содержанием задания и подготовку ответа-презентации. Завершается подготовка обучающегося комплексным ответом Государственной аттестационной комиссии по исследованной социально-педагогической проблеме с демонстрацией необходимых документов, положений программы деятельности социального педагога и оформлением соответствующих рекомендаций.

В качестве выводов отметим:

1. Условно представленная в ФГОС ВО контрольно-оценочная система подготовленности обучающихся к профессиональной деятельности нуждается не только в конкретизации, но и в стандартизации, унификации, что, не нарушая принципа демократизма, обеспечит целостность и устойчивость образовательного пространства страны.

2. Процедура итоговой государственной аттестации потенциальных выпускников ОО ВО должна, помимо защиты ВКР, включать устный экзамен, который, в свою очередь, будет отражать достижения студента/курсанта за все годы обучения, став для него одновременно важным мотивирующим фактором, настаивающим на стремлении систематически сопрягать теорию и практику, решать конкретные профессиональные задачи.

3. Критерии оценивания результатов устного экзамена, выполнения практико-ориентированного задания и сформированных обучающимся общекультурных и профессиональных компетенций нуждаются в разработке, что требует коллективных усилий со стороны педагогического сообщества по соответствующим направлениям.