Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

FORMATION OF PROFESSIONAL IDENTITY IN TECHNICAL HIGH SCHOOL

Martynenko E.P. 1
1 Tobolsk Industrial Institute branch Tyumen Industrial University
Need of formation of professional identity of students for technical college is shown in article. This requirement is caused by change of requirements of modern labor market, society and the state to graduates of technical college. The modern employer imposes a wide range of requirements, as to personal qualities of graduates of technical colleges, and to their professional activity. The prerogative of formation of bases of professional identity lays down on higher education institution which is an intermediate link between professional self-determination and formation of the professional. The developed methodical system consists of conceptual and target, substantial, activity and estimated components. The methodical system promotes strengthening of stability of interests in future professional activity, an increment of system of professional knowledge, abilities and is aimed at the development of responsibility for productivity of training in technical high school, on understanding of routes of self-realization.
professional identity
methodical system

Динамическое развитие политических, экономических и социальных отношений привело к тому, что в России стала ощутима потребность в нововведениях во всех сферах деятельности и, конечно же, в образовании. Инновационные реформы могут быть осуществлены только поколением инновационно образованных людей, у которых целенаправленно сформированы не только определённые знания, умения и компетенции, носящие опережающий характер, но и осознанное стремление к самопознанию, к продуктивной деятельности, к самореализации.

При значительном усилении роли человеческого фактора во всех областях экономики и общества гуманизация, в основе которой лежит признание уникальности обучающегося, приоритетность развития его личности и индивидуальности, становится приоритетной концепцией в российском образовании.

Система образования, как мощный регулятор устойчивого и безопасного развития государства не может развиваться спонтанно и хаотично, поэтому поиски новых идей в реформировании российского образования, с учётом долгосрочных целей развития страны, привели к принятию ряда правительственных документов: «Национальной доктрине образования в РФ до 2025 года», «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», «Стратегии развития науки и инноваций в РФ на период до 2015 года» и других. Срок действия многих декларированных документов закончился, но, подводя итоги, приходим к неоптимистичным выводам: консерватизм российского образования нельзя быстро изменить, качество образования не вышло на должный прогнозируемый уровень, а из стен технических вузов по-прежнему выходят узкие специалисты с весьма ограниченными возможностями на современном рынке труда. Работодатели по-прежнему испытывают трудности с кадровым обеспечением, отвечающим запросам современного производства [4].

Результаты опроса работодателей указывают на возросшие требования к выпускникам технических вузов, которые связаны не только с быстро меняющимися производственными технологиями и оборудованием, но и с пониманием того, что положительного результата в любой деятельности можно достичь организованной работой всей команды, где важен вклад каждого участника. На сегодняшний день требования работодателей к выпускникам технических вузов имеют достаточно широкий спектр. Современному производству нужны специалисты, умеющие творчески использовать в своей профессиональной деятельности полученные в вузе знания; способные самостоятельно и рационально мыслить, принимать решения и быть готовыми нести ответственность за принятые решения; испытывающие потребность в совершенствовании профессиональных знаний и умений; способные к инновационной деятельности; отличающиеся воспитанностью; готовые работать в команде; имеющие сформированные мотивы деятельности и развитые профессионально важные качества; имеющие индивидуальный профессиональный план развития.

Как видно, требования работодателей предъявляются как к личностным качествам выпускников технических вузов, так и к их профессиональной деятельности, которые в целом можно объединить в единое требование – профессиональную индивидуальность.

Проблемы, связанные с развитием профессиональной индивидуальности, рассматривали К. Роджерс, О.С. Гребенюк, Т.Б. Гребенюк [1], Н.И. Рослякова, М.А. Калугина, А.К. Маркова, Г.И. Егорова [2]. «Индивидуальность в труде, – пишет А.К. Маркова, – проявляется тогда, когда человек хочет и может внести в свой труд и профессию нечто творческое, яркое, самобытное» [5]. Далее автор отмечает, что индивидуальность в профессиональной деятельности – это самое позднее новообразование в профессиональной сфере человека, взаимодействие развития личности и субъекта профессиональной деятельности. Однако формирование основ профессиональной индивидуальности должно быть заложено в стенах вуза, который должен разрешить сложившиеся противоречия:

– между требованиями современного рынка труда к выпускникам технических вузов и результатами подготовки в техническом вузе;

– между потенциальными возможностями технического вуза и неразработанной методической системой по формированию основ профессиональной индивидуальности.

Обозначенные противоречия определили актуальность исследования, целью которого было теоретическое обоснование, разработка и апробация модели реализации методической системы по формированию профессиональной индивидуальности студентов технического вуза. Под методической системой будем понимать упорядоченную совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов педагогической деятельности, направленных на эффективное достижение поставленной цели. Рассмотрим концептуальные идеи, которые положены в основу разработанной методической системы.

1. В условиях становления современного общества, характеризующегося низким уровнем развития компонентов профессиональной индивидуальности современного студента (мотивационно-волевого, интеллектуального, деятельностного, эмоционально-регулятивного), возрастает роль технического образования и личности педагога, который сам в первую очередь должен быть яркой и творческой индивидуальностью в своей профессиональной деятельности. Преподаватель, взаимодействуя со студентами в процессе обучения в высшей технической школе, должен активизировать процесс гармоничного развития всех компонентов профессиональной индивидуальности студентов, используя развивающие возможности дисциплин различных блоков, возможности промышленных площадок и внеаудиторное общение.

2. Процесс обучения в данном контексте приобретает особую значимость, что требует пересмотра всей системы обучения через структурирование содержания, включение развивающих модулей, разработку электронных учебно-методических комплексов, совершенствование методики преподавания дисциплин, использование специальных средств, методов, технологий. Обучение должно стать активным, направленным на умение работать как в коллективе и быть частью команды, так и самостоятельно, аргументировать, предлагать и отстаивать свою точку зрения, генерировать новые идеи, находить множество альтернативных способов решения поставленных проблем.

3. Образовательный процесс в техническом вузе призван ориентироваться на реализацию ценностных установок в подготовке компетентного выпускника. Выпускник технического вуза должен владеть не только основами предметных знаний, но и комплексом профессиональных, общекультурных, индивидуальных компетенций, включающих совокупность метапредметных, универсальных навыков и умений, мотивирующих на дальнейшее развитие в течение всей профессиональной деятельности. И, как следствие, достижение высокого уровня профессионализма деятельности и профессионализма личности, нацеленного на преобразование производства, общества, себя, что обеспечит решение сложных комплексных проблем современности.

4. Разработка методической системы, направленной на процесс формирования основ профессиональной индивидуальности студентов способствует усилению устойчивости интересов к будущей профессиональной деятельности, приращению системы профессиональных знаний и умений, развитию рефлексивных умений, что служит методологическим ориентиром для выражения целостности, технологичности, проектируемости образовательного процесса в техническом вузе.

5. Для достижения высоких, результативных показателей в процессе обучения необходимо выделение этапов формирования основ профессиональной индивидуальности и уровней сформированности основ профессиональной индивидуальности, предполагающих переход от низкого уровня к среднему и далее – к высокому уровню.

При проектировании методической системы, ориентированной на формирование основ профессиональной индивидуальности студентов технического вуза, лежит понимание процесса обучения как целостного явления (Ю.К. Бабанский, В.С. Ильин), и поэтому использовались системный и целостный подходы.

Методическая система изображена в виде четырёх компонентов: концептуально-целевого, содержательного, деятельностного и оценочного (рис. 1).

Концептуально-целевой компонент методической системы представлен осознанным субъективным образом о будущем результате деятельности, определяющем целостность и направленность определенных действий, и включает цель – формирование основ профессиональной индивидуальности студентов технического вуза. Достижение поставленной цели возможно при использовании в педагогической деятельности приоритетных подходов, которые выступали теоретико-методологической основой реализации методической системы, а также соблюдая руководящие принципы и решая комплекс специальных задач, реализация которых конкретизирует цель. При этом учитывалось функциональное значение процесса формирования основ профессиональной индивидуальности.

Следующим компонентом методической системы является содержательный компонент, который определялся образовательным стандартом, но в рамках данного исследования он стал не только проекцией логики учебного материала, но и логики формирования основ профессиональной индивидуальности. Формирование основ профессиональной индивидуальности при обучении в техническом вузе было решено через выделение специальных развивающих направлений отбора содержания учебных дисциплин, а также при составлении заданий на все виды практик и на выпускную квалификационную работу.

Деятельностный компонент характеризуется взаимодействием преподавателей и студентов через совокупность методов, форм и средств обучения и должен ответить не только на вопрос традиционной системы обучения – «как учить?», но и на вопрос «как учить результативно?», ответ на который требует современность.

Деятельность преподавателя уже не сводится к умению организовать учебный процесс и обеспечить необходимый уровень теоретической, практической и профессиональной подготовки студентов. Важным аспектом профессиональной деятельности педагога на данном этапе модернизации российского образования становится не только формирование компетенций студентов, но и умение развивать психические свойства и качества студента. Чтобы любое взаимодействие преподавателя со студентом способствовало формированию профессиональной индивидуальности, преподаватель должен иметь соответствующие знания о самой индивидуальности, владеть основами формирования профессиональной индивидуальности и умением диагностировать уровни развития индивидуальности. Но прежде всего сам преподаватель должен быть яркой, творческой индивидуальностью, эталоном профессионализма, подражания и уважения.

Одной деятельности преподавателя, какой бы продуктивной и разнообразной она ни была, в достижении поставленной цели, конечно, недостаточно [3]. Необходимо учитывать учебную деятельность самого студента и саморазвитие индивидуальности. Поэтому работа со студентами, помимо передачи знаний, опыта и формирования компетенций, ещё должна охватывать вопросы, направленные на самопонимание и самопознание, на развитие ответственности за результативность обучения в техническом вузе, на осознание маршрутов самореализации. Эффективность взаимодействия преподавателя и студентов была достигнута оптимальным сочетанием инновационных методов, форм и средств обучения.

pic_52.wmf

Рис. 1. Методическая система формирования профессиональной индивидуальности

Следующим компонентом методической системы стал оценочный компонент, который выполнял контрольно-диагностическую функцию, характеризуя при этом эффективность процесса обучения, полноту достижения поставленных целей и диагностико-коррекционную функцию, что позволяло при необходимости своевременно вносить корректировки в педагогический процесс. Оценочный компонент включает критерии, показатели, поведенческие индикаторы и уровни сформированности как отдельных компонентов профессиональной индивидуальности, так и профессиональной индивидуальности в целом.

Эффективность методической системы оценена полнотой совпадения результатов и целей, соотношение которых образует замкнутый цикл, и подтверждена существенными различиями в показателях контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) групп после формирующего этапа экспериментальной работы. Динамика формирования профессиональной индивидуальности оценивалась после каждого этапа при помощи метода обобщения характеристик и представлена на рис. 2.

pic_53.wmf

Рис. 2. Динамика формирования профессиональной индивидуальности студентов

Анализ уровней сформированности основ профессиональной индивидуальности показывает её невысокие значения на констатирующем этапе эксперимента и закономерный рост на формирующем этапе. Наиболее существенным наблюдался рост в экспериментальных группах. У 42,31 % студентов экспериментальных групп наблюдался высокий уровень сформированности основ профессиональной индивидуальности против 11,11 % у студентов контрольных групп, при эквивалентных показателях в начале экспериментальной работы.

Разработанная методическая система преследовала цель оказать помощь в системной работе преподавателя по формированию профессиональной индивидуальности студентов технического вуза и спроектирована как открытая система, способная изменяться под влиянием воздействий извне или, нивелируя, принимать их. Методическая система явилась ответом на требования, предъявляемые к выпускнику высшей технической школы, которые сложились под влиянием ситуации на рынке труда, потребностей человека и государства в целом.